Сообщение из опыта работы "Дистанционные образовательные технологии в ДОУ как средство взаимодействия с семьями воспитанников"
консультация
Сообщение для педагогв ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_distantsionnye_tehnologii.docx | 59.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад компенсирующего вида № 450 Дистанционные образовательные технологии в ДОУ как средство взаимодействия с семьями воспитанников
Сообщение из опыта работы в рамках педагогического совета № 2 от Учитель-логопед группы «Говорунчики» Мурзина О.Н. |
Новые реалии жизни поставили педагогов и обучающихся в такие условия, в которых они должны осваивать новые формы обучения – дистанционного (онлайн-занятия, с использованием образовательных платформ; запись для детей видео-уроков, обучающие презентации и др. – всё то, что может быть обучающим «на расстоянии»). Другими словами, новые реалии жизни диктуют новые условия работы. Сложно было представить, что очные занятия можно заменить занятиями «в дистанте».
Дистанционное коррекционно-развивающее обучение строится в соответствии с теми же целями, задачами, содержанием, что и очное обучение. Но форма подачи материала, взаимодействия учителя-логопеда и дошкольников, детей между собой будут иными.
Дидактические принципы организации ДО в основе своей также должны быть теми же, но реализуются они специфичными способами, обусловленными спецификой новой формы коррекционно-развивающего обучения, возможностями информационной среды, сети Интернет.
Принципы дистанционного коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями речи.
• Принцип приоритетности педагогического подхода при проектировании образовательного процесса в системе дистанционного образования (СДО).
• Принцип обеспечения безопасности информации, циркулирующей в СДО.
• Принцип стартового уровня образования.
• Принцип соответствия технологий обучения.
• Принцип мобильности обучения.
• Принцип неантогонистичности ДО существующим формам образования.
Основные отличительные черты дистанционной работы учителя-логопеда
1. Необходимость строить всю логопедическую работу, основываясь на применении ИКТ и использовании Интернет-ресурсов, что и отличает дистанционный коррекционно-образовательный процесс от традиционной формы коррекции и ведения документации.
2. Необходимость работы с детьми, имеющими различные первичные (и вторичные) дефекты речевого нарушения: слабое зрение, слух, нарушения формирования опорно-двигательного аппарата (ДЦП ) и т. п., что расширяет направления и способы логопедической коррекции и требует от логопеда дополнительного внимания к своим обязанностям.
3. Необходимость особо интенсивного сотрудничества с родителями дошкольников, которые зачастую становятся неотъемлемой частью каждого логопедического занятия: произошла эволюция отношения родителей к дистанционному обучению — от скептического игнорирования до вдохновенного сотрудничества в команде.
4. Необходимость более тесного и активного сотрудничества с воспитателем, дефектологом (олигофренопедагогом , сурдопедагогом, тифлопедагогом), психологом, социальным педагогом, позволяющего осуществлять комплексную индивидуально ориентированную психолого-дефектолого-социально-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья.
Плюсы дистанционных логопедических занятий
• модульность - в основу программы логопедической работы дистанционного образования закладывается модульный принцип, что позволяет из набора отдельных независимых курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям детей с нарушениями.
• дальнодействие- расстояние от места нахождения ребенка до логопеда (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективной логопедической работы; экономия времени на поездки в школу (на занятие к логопеду);
• асинхронность- дошкольник и логопед могут проводить работу независимо во времени, т.е. по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе;
• охват - «массовость» - численность обучающихся не является критичным параметром. Они имеют доступ ко многим источникам информации (картотекам, наглядности), а также могут общаться друг с другом и с логопедом через сети связи или с помощью других средств информационных технологий;
• рентабельность- экономическая эффективность дистанционного образования;
• новая роль логопеда (в системе дистанционного обучения — тьютора), когда на него возлагаются такие функции, как координирование коррекционно-развивающего процесса, корректировка программы, консультирование и т.д.; взаимодействие с учениками осуществляется как синхронно, так и асинхронно с помощью почты или систем связи;
• гибкость– дети не посещают регулярных занятий, каждый может заниматься столько, сколько ему необходимо; есть возможность заниматься в любом месте и в любое время;
• психологический комфорт (индивидуальный темп занятий, нет страха перед вызовом к доске, травли и буллинга).
Минусы дистанционных логопедических занятий
• отсутствие прямого очного общения между детьми и логопедом:
- рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания;
- сложно создать творческую атмосферу в группе;
- социальная изоляция затрудняет работу по развитию коммуникативной функции речи;
- невозможна (или сильно затруднена) работа над звукопроизношением, особенно постановка звуков механическим способом;
• необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет: нужна хорошая техническая оснащенность, но не все семьи с детьми с ОВЗ имеют компьютер и выход в Интернет; нужна техническая готовность к использованию средств дистанционного обучения;
• необходимость в базовых навыках владения ИКТ;
• сложность мотивации дошкольников к дистанционны логопедическим занятиям: не подходит несамостоятельным детям с низкой мотивацией к обучению;
• проблема идентификации пользователя при проверке знаний: при выполнении задания в электронном виде часто невозможно сказать, кто его выполнил;
• необходимость привлечения к работе родителей: отсутствие жесткого контроля и, как следствие, проблемы с самоорганизацией;
• высокая трудоемкость разработки логопедических курсов дистанционного обучения;
• высокая стоимость построения системы дистанционного обучения на начальном этапе создания системы, значительные расходы на создание системы дистанционного обучения, самих курсов дистанционного обучения и покупку технического обеспечения.
Негативное влияние компьютера на здоровье: осанку, зрение, слух и т. п.
-головная боль и боль в глазах;
-утомление, головокружение;
-нарушение ночного сна;
-сонливость в течение дня;
-изменение настроения и повышенная раздражительность.
Организация дистанционного логопедического занятия
Организация учебного процесса в домашней обстановке.
#1050;онтроль времени ребенка за компьютером.
#1050;омфортная среда во время занятий (отсутствие работающего телевизора и всего, что создаёт помехи и шум).
#1055;роветривание помещения, где занимается ребёнок.
#1055;равильное освещение. Свет должен падать на клавиатуру сверху.
#1056;абочий стол расположить рядом с окном. Дневной свет полезен для ребёнка.
#1044;остаточное пространство для занятий с компьютером.
#1054;борудование должно быть недоступно домашним животным!
#1057;тарайтесь снижать зрительную нагрузку ребёнка при занятии на компьютере.
Гимнастика для глаз
• В положении стоя: частые моргания в течение 10-15 секунд.
• Из положения стоя: самомассаж задней поверхности шеи.
• Из положения стоя: голову держать прямо. Посмотреть вверх, затем вниз, не изменяя положения головы. Повторить 6-8 раз.
• Из положения стоя: палец держать перед носом на расстоянии 25-30 см. Переводить взгляд с дальнего предмета (смотреть в окно) на палец и обратно в течение 30-40 сек. Выполнять медленно.
• Из положения стоя: закрыть глаза, крепко зажмуриться на 1-2 секунды, затем открыть глаза. Повторить 8-10 раз.
• Из положения сидя: смотреть на кончик носа, затем вдаль. Повторить несколько раз.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
При проведении дистанционных логопедических занятий информационные технологии должны обеспечивать:
• доставку дошкольникам с нарушениями речи основного объема изучаемого материала;
• интерактивное взаимодействие дошкольников с нарушениями речи и учителя-логопеда в процессе коррекционно-развивающего обучения.
Для достижения этих целей применяются следующие информационные технологии:
• предоставление пособий (электронный учебник) и другого печатного материала;
• пересылка изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям;
• занятия, проводимые через компьютерные телекоммуникации, проводимые в режиме двусторонней видеоконференции (online);
• мультимедийные вставки;
• односторонняя видеотрансляция с обратной связью по телефону;
• электронная почта, голосовая почта (off-line);
• доступ к базам данных;
• теле-видео-конференции (родительское собрание);
• чат-технологии (консультирование родителей).
Skype
• бесплатное программное обеспечение, обеспечивающее текстовую, голосовую и видеосвязь через Интернет между компьютерами (IP-телефония), а также платные услуги для звонков на мобильные и стационарные телефоны. • Программа позволяет совершать конференц-звонки, видеозвонки (до 50 абонентов, включая инициатора), а также обеспечивает передачу текстовых сообщений (чат) и передачу файлов.
• Есть возможность вместе с изображением с веб-камеры передавать изображение с экрана монитора, а также создавать и отправлять видео сообщения пользователям настольных версий программы.
Zoom- платформа для проведения онлайн-занятий
• Сервис для проведения видеоконференций, онлайн-встреч и дистанционного обучения дошкольников.
• Организовать встречу может любой, создавший учетную запись.
• Бесплатная учетная запись позволяет проводить видеоконференцию длительностью 40 минут.
• Программа подходит для индивидуальных и групповых занятий.
• Участники могут заходить как с компьютера, так и с планшета с телефоном. • К видеоконференции может подключиться любой, имеющий ссылку или идентификатор конференции.
• Мероприятие можно запланировать заранее, а также сделать повторяющуюся ссылку, то есть для постоянного занятия в определенное время можно сделать одну и ту же ссылку для входа.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ.
• Самостоятельное создание дидактических пособий с помощью программы MicrosoftPowerPoint и использование их в работе с детьми.
• Мультимедийное логопедическое занятие в программе PowerPoint.
• Логопедическое интернет-занятие.
Самостоятельное создание дидактических пособий для логопедической работы по развитию:
• слухового восприятия (неречевые звуки, голоса диких животных);
• зрительного восприятия (восприятие цвета, какого фрагмента не хватает на картинке);
• словесно-логического мышления (четвёртый – лишний, отгадай загадки - реши кроссворд);
• фонематических процессов;
• лексики (домашние животные, дикие животные, птицы, грибы, электроприборы, одежда, посуда, весна, город);
• грамматического строя речи: словообразования (почему насекомые так названы);
• связной речи (сказки);
• письма (однокоренные слова);
• Чтения (поиграем-почитаем, Муркина семья).
СОДЕРЖАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Принципы реализации дистанционных технологий на логопедических занятиях:
▪Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. ▪Системный подход к коррекции речевых нарушений.
▪Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей – логопатов.
▪Принцип системности и последовательности обучения.
▪Принцип доступности обучения.
▪Принцип индивидуального обучения.
▪Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка.
▪Принцип интерактивности компьютерных средств обучения.
Организация дистанционных логопедических занятий
1. Подготовительный этап направлен на эмоциональную и физическую подготовку ребёнка к использованию компьютерных упражнений в процессе занятия в соответствии с поставленными коррекционно-образовательными задачами. Ребёнок вводится в проблемную ситуацию.
2. Основной этап предусматривает решение поставленных коррекционно-образовательных задач, отвечающих целям занятия.
#1047;аключительный этап необходим для совместной, а затем и самостоятельной оценки ребёнком результатов деятельности, снятия эмоционального, зрительного и мышечного напряжения.
Свойства дистанционного логопедического занятия:
• приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка (реализация принципа адаптивности);
• управляемость: в любой момент возможна коррекция логопедом процесса обучения;
• интерактивность и диалоговый характер обучения - ИКТ обладают способностью "откликаться" на действия ученика и логопеда; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения;
• оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;
• поддержание у ребенка состояния психологического комфорта при общении с компьютером;
• неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ, НАПРАВЛЕННОЙ НА УСТРАНЕНИЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ.
Использования традиционных логопедических приемов в дистанционной работе:
• При помощи простых действий во время занятия на компьютере можно изменить меру трудности, характер задания, адекватные возможностям самого “сложного” ребенка.
• Делать “видимым” проблемы в развитии ребенка, трудно обнаруживаемые в традиционном обучении. Показать, как трансформировать выявленные проблемы в специальные задачи обучения.
• Формировать у ребенка процесс осмысливания собственных произносительных навыков.
• Сложное программное обеспечение имеет чрезвычайно простое управление. • Многие методики, успешно использовавшиеся ранее, теперь положены на компьютерную основу и получили как бы второе развитие. С точки зрения специалиста, это возможность посмотреть на свою работу с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить знания и умения, которыми он владеет.
Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры»
При разработки компьютерной технологии были реализованы следующие принципы:
• Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений.
• Принцип систематического подхода к коррекции речевых нарушений
• Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей с нарушениями развития.
• Принцип систематичности и последовательности обучения.
• Принцип доступности обучения.
• Принцип индивидуализации обучения.
• Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации.
• Принцип объективной оценки результатов деятельности ребенка.
• Принцип игровой стратегии обучения и введения ребенка в проблемную ситуацию.
• Принцип воспитывающего обучения.
• Принцип интерактивности компьютерных средств обучения.
В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: •"Фонематика","Просодика", "Лексика", "Звукопроизношение".
Все упражнения программы построены в игровой форме. Компьютерный герой весёлый и забавный Тигрёнок, который объясняет ученикам цель и правила предлагаемого задания, помогает его выполнить. Тигрёнок хвалит ребёнка при правильном выполнении задания: “Хоррррошо!”, подбадривает, если не всё получается: “Не унывай!”, “Попробуй ещё!”, иногда сердится: “РРРРР”, но интонация при этом добрая, и ребёнку тут же хочется выполнить задание лучше.
Блок “Просодика” включает модули: “Дыхание”, “Слитность”, “Ритм”, “Тембр”.
Блок “Фонематика” состоит из четырёх модулей:
“Звуки”, “Слова”, “Анализ”, “Синтез”.
Блок “Звукопроизношение” представлен модулями:
“Свистящие звуки”, “Шипящие звуки”, “Звук “Л”, “Звук “Р”
Блок “Лексика” включает в себя три модуля:
“Слова”, “Словосочетания”, “Валентность”.
Развивающий портал «Мерсибо»
ние, обеспечивающее текстовую, голосовую и видеосвязь через Интернет между компьютерами (IP-телефония. Эта программа позволяет совершать конференц-звонки, видеозвонки, а также обеспечивает передачу текстовых сообщений (чат) и передачу файлов.
Есть возможность вместе с изображением с веб-камеры передавать изображение с экрана монитора, а также создавать и отправлять видео сообщения пользователям настольных версий программы.
Zoom- платформа для проведения онлайн-занятий.
Это сервис для проведения видеоконференций, онлайн-встреч и дистанционного обучения дошкольников.
• Организовать встречу может любой, создавший учетную запись.
• Бесплатная учетная запись позволяет проводить видеоконференцию длительностью 40 минут.
• Программа подходит для индивидуальных и групповых занятий.
• Участники могут заходить как с компьютера, так и с планшета с телефоном. • К видеоконференции может подключиться любой, имеющий ссылку или идентификатор конференции.
• Мероприятие можно запланировать заранее, а также сделать повторяющуюся ссылку, то есть для постоянного занятия в определенное время можно сделать одну и ту же ссылку для входа.
Коррекционное обучение дошкольников в условиях самоизоляции – сложный и, на первый взгляд, малоэффективный процесс. Существующие образовательные платформы для дистанционного обучения, как правило, на платной основе и больше подходят для школьного возраста. Дошкольные платформы интересны и разнообразны, но не имеют конкретной логопедической направленности. Они требуют определенной технической подготовки не только специалиста, но и родителей, как посредников своих малышей. Не у всех родителей имеется постоянный доступ в интернет. В силу возраста, индивидуальных особенностей ребят, бытовых трудностей у некоторых семей, желания многих родителей сохранить конфиденциальность совместные дистанционные занятия с дошкольниками в режиме онлайн оказались нецелесообразными.
Вместе с родителями воспитанников мы выбрали удобную для всех форму дистанционного общения, создав группу в мессенджере WhatsApp. Подключили к общению воспитателей группы. Таким образом, вовлекли в коррекционный процесс всех участников образовательного процесса..
Передо мной встала главная задача: как мотивировать родителей на продолжение занятий с ребенком и помощь им в усвоении учебного материала в полном объеме в новых условиях? Для этого в корректной форме до них была донесена информация о невозможности скорого продолжения коррекционных занятий в саду, так рекомендованных психолого-медико-педагогической комиссией их детям из-за имеющихся у них проблем речевого развития (ОНР). Родителям разъяснили, что период активного развития речи приходится на дошкольное детство, а запас времени остается небольшой. Уже к школе все речевые функции (звукопроизношение, фонематический слух, лексико-грамматическая сторона, связность, словарный запас) должны быть скорректированы и сформированы. Иначе все речевые ошибки перейдут на письмо и отразятся на грамотности ребенка. Поскольку без квалифицированной помощи специалиста некоторые речевые нарушения не проходят самостоятельно, а дефект может только укорениться, важно не прерывать общение с логопедом. В связи с этим стала очевидна необходимость в продолжении коррекционных занятий согласно учебному плану и переход на удаленный режим.
Наша работа в таком формате осуществлялась следующим образом. Все задания носили рекомендательный характер. Родителей проинформировали, что их выполнение поможет ребенку не растерять приобретенный в саду багаж знаний, восполнить пробелы в обучении тем, кто долго не посещал сад, закрепить исправленные речевые навыки. В начале каждой недели я давала общие рекомендации по домашнему заданию на всю текущую неделю, в соответствии с коррекционной программой и учебным планом.
Рекомендации включали в себя:
- набор дидактических игр и упражнений на развитие лексико-грамматической стороны речи в рамках изучаемой темы («Профессии», «Инструменты»);
- задания в рабочих тетрадях, которые были выданы на дом;
- ссылки на развивающие фильмы и мультфильмы по изучаемой лексической теме;
- интересные игры и задания на развитие памяти, внимания, логики, простые и удобные в использовании дома;
- печатный материал по обучению грамоте, чтению и развитию графических навыков (в pdf формате);
- подбор материала для ознакомления с художественной литературой (сказок, рассказов, известных произведений детских авторов);
Индивидуальная работа по произношению включала в себя:
- подбор упражнений и видеоматериала для ежедневной артикуляционной гимнастики;
- стихи и чистоговорки для заучивания;
В качестве обратной связи родители выкладывали в нашу группу или мне лично короткие видеофрагменты занятий со своими детьми, фото их выполненных заданий в рабочих тетрадях. Очень информативными являлось видео со стихами и обучением чтению. Это давало возможность, анализируя услышанную речь ребенка, дать советы родителям по исправлению звукопроизношения и небольшие задания по отработке неавтоматизированных звуков. В качестве поощрения, в ответ посылался веселый смайлик или графическое изображение, звуковое сообщение.
Воспитатель группы также приняла активное участие, всегда открыта к общению с родителями и детьми. В рамках изучаемой темы давались интересные задания по изобразительной деятельности, художественной литературе.
Одной из самых удачных форм взаимодействия с родителями стали совместные образовательные проекты по темам: «Космос», «Животные жарких стран», «Труд людей весной», «Никто не забыт». Совместно с родителями дети изготавливали поделки, записывали видеорассказы о планетах, животных, читали стихи. Мы как будто побывали друг у другав гостях дома, на даче. Очень нравилось детям участвовать в различных викторинах, отгадывать ребусы, загадки и получать виртуальные призы.
В своих комментариях мы старались поощрять старания детей, радовались их успехам, поддерживали стремления к новым достижениям в учебе и хорошим результатам. Юмор, добрые слова, поздравления с детскими днями рождений и текущими праздниками создали атмосферу позитива и доверия в групповом общении, мотивировали родителей больше и охотнее делиться опытом и креативными идеями собственной образовательной деятельности с детьми дома.
При регулярном и доступном общении в таком формате у родителей сложились более доверительные отношения со специалистом. Они охотнее стали консультироваться по психологическим особенностям своего ребенка и трудностям в обучении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы "Современные технологии взаимодействия и сотрудничества с семьей "
Работа с семьей является одним из приоритетным направлением моей работы. Для более ефективного взаимодействия мы в своей группе используем нетрадиционные фрмы работы с семьей....
Сообщение из опыта работы "Современные технологии взаимодействия и сотрудничества с семьей "
Работа с семьей является одним из приоритетным направлением моей работы. Для более ефективного взаимодействия мы в своей группе используем нетрадиционные фрмы работы с семьей....
Сообщение из опыта работы «Использование технологии сотрудничества на занятиях музыкальной деятельностью в ДОУ»
Сообщение из опыта работы«Использование технологии сотрудничества на занятиях музыкальной деятельностью в ДОУ» Музыкальный руководитель МАДОУ ДС №11 «Колокольчик» Н.Ю. Жидкова...
Сообщение из опыта работы "Педагогические технологии по поддержке индивидуальности и инициативы дошкольников в рамках реализации ФГОС".
Сообщение из опыта работы, из которого вы узнаете, что такое инициативность, какие сферы инициатив выделяют в педагогике и психологии, с помощью каких традиционных и не традиционных техник и технологи...
Сообщение из опыта работы: "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в семье"
Сообщение из опыта работы: "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в семье"...
Сообщение из опыта работы: «Реализация технологии проектирования в практике детского сада» (на примере экологических проектов)
О творческо-познавательном проекте «Экологические сказки» расскажем подробнее. Разработчиками проекта стали музыкальные руководители Людмила Андреевна Иванова и Ирина Алексеевна Рябцева. Р...
Сообщение из опыта работы: " Инновационные технологии в работе музыкального руководителя"
Важнейшей гранью художественно-эстетического развития дошкольников является музыкальное воспитание детей. С усложнением и расширением педагогических задач и в связи с необходимостью расширения кругозо...