«Семейное воспитание. Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании и развитии ребенка».
учебно-методический материал (младшая группа) на тему
Семейное воспитание общее название процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. Современная семья развивается в условиях качественной новой противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего , падение жизненного уровня большинства семей, решение проблем экономического , а порой и физического выживания, усилило социальную тенденцию самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми; как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_bez_foto.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Хохонина Ольга Дмитриевна,
Воспитатель МДОУ д/с «Ландыш»,
89878367343
Доклад на тему: «Семейное воспитание. Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании и развитии ребенка».
Семейное воспитание общее название процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. Современная семья развивается в условиях качественной новой противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего , падение жизненного уровня большинства семей, решение проблем экономического , а порой и физического выживания, усилило социальную тенденцию самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми; как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.
Во второй младшей общеразвивающей группе, где я работаю, разработан проект «Семья и детский сад» целью которого является создание условий для комфортной адаптации и гармоничного развития детей.
Были определенны следующие задачи:
1. Использовать новые организационные способы привлечения родителей вновь поступивших детей к сотрудничеству с детским садом.
Вместе с родителями проходило обсуждение годового плана работы, специфики работы и задач на предстоящий учебный год, предполагаемых тем родительских собраний, консультаций, наглядной пропаганды. Участие в конкурсах совместно с детьми эстетической направленности.
Для вовлечения родителей в совместную с детьми деятельность с целью расширения воспитательной среды, улучшения взаимоотношений используются такие формы работы как:
- участие родителей в подготовке традиционных мероприятий (Новогодний утренник, День защиты детей);
-семейные праздники: «День мамы»- 8 марта. С приглашением мам воспитанников.
«День отца» - 23 февраля, 3,4 классы , с приглашением отцов учащихся.
2. Оказывать квалифицированную консультационную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития, адаптации к ДОУ.
Большое значение имеет психолого-педагогическое просвещение родителей.
Целью консультативной работы является решение основных задач семьи, к которым относятся:
- создать максимально благоприятные условия для роста и развития ребенка,
- стать социально-экономической и психологической защитой ребенка,
- воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я»,
- научить полезным прикладным навыкам и умениям.
Таким образом , родители являются первым и основным учителями ребенка до его поступления в детский сад и выполняют эту роль в дальнейшем.
Самые распространенные темы консультации:
«Что должен уметь ребенок 3-4 лет».
«Возрастные особенности детей второй младшей группы».
«Роль семьи в воспитании детей».
«Как воспитывать самостоятельность?».
Индивидуальные и групповые беседы:
«Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей».
«Чаще читайте детям».
«Как провести выходные с ребенком»
3. Выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье.
Наиболее действенным в содержании взаимодействия педагогов с родителями его воспитанников является проявляемая забота о развитии ребенка.
Во время проведения индивидуальных бесед, анкетирования были выяснены способы и методы воспитания детей в семье, методы поощрения и наказания, реакции родителей на капризы, возможные проявления истеричного поведения, просьбы и требования детей.
4.Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Организационное родительское собрание было посвящено проблемам адаптации детей к детскому саду. Была проведена Деловая игра с родителями по вопросам нравственного воспитания детей, Круглый стол темой которого было обсуждение методов воспитания гиперактивных детей. Анкетирование родителей. Тема: «Какой вы родитель?». Совместно с родителями проводятся праздники для детей, развлечения, чаепития.
5. Способствовать формированию у родителей потребности в частом индивидуальном общении с детьми.
Знакомство родителей с новыми дидактическими играми; играми на развитие коммуникативных качеств, развитие мелкой моторики; пальчиковыми играми. Создан каталог игр.
Разработана система наглядной информации.
Консультация «Подвижная игра - как средство физического развития личности»
Консультация «Игра, как средство воспитания дошкольников».
Консультация «Роль развивающих игр для детей 3 - 4 лет»
Бывают ситуации, когда необходима корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся. Например – оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания. Чтобы установить с чего начинаются эти проблемы, с родителями проводится анкетирование на тему «Определение детско-родительских отношений», в анкетирование включены такие вопросы : какие взаимоотношения в вашей семье; считаете вы свою семью дружной; какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи; бывают ли в вашей семье конфликты; а на такой вопрос анкетирования «Ваши дети бывают свидетелями семейных конфликтов?» родители зачастую отвечают «Да». Каждый ребенок по своему реагирует на семейные конфликты; переживают, пытаются померить, становятся озлобленными и неуправляемыми. Учитывая эти индивидуальные особенности детей, нужно строит работу с родителями.
Особое внимание следует уделить индивидуальной работе с неблагополучными семьями , у нас таких неблагополучных семьей нет.
Особое место в воспитательном процессе играет организация работы с родительским активом и взаимодействие с общественными организациями родителей. Продуктивной является работа с родительским комитетом.
Родительский комитет избирается на родительском собрании группы в начале учебного года на один год.
Я думаю, посещение семьи, как форма работы с родителями на сегодня в педагогике спорная. С одной стороны, воспитатель лучше узнает условия, в которых живет ребенок, по возможности может влиять на их улучшение. А с другой стороны, эту форму работы можно рассматривать как вторжение в личную жизнь семьи, что может осложнить взаимоотношения педагога с семьей. Но у нас такая форма работы практикуется .
Эффективна и такая форма, как памятка для родителей, которая приглашает их к обсуждению и решению проблем воспитания детей:
-создание благополучной семейной атмосферы;
-воспитание трудолюбия у детей в семье;
-о воспитании доброты.
Успешность или неуспешность взаимодействия детского сада и семьи во многом определяется правильно избранной позиции педагога, избранным стилем и тоном его отношений с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Роль семьи и детского сада в воспитании физически здорового ребенка»
Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического здоровья человека, особенно детей, начиная с самого раннего возраста.Роль и важность воспитания в физ...
презентация на тему "Использование современных подходов в организации работы с родителями, как условия сближения позиций семьи и детского сада в воспитании и развитии ребёнка"
Семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают р...
Родительское собрание "Роль семьи и детского сада в воспитании духовно-нравственных ценностей у ребенка, через знакомство с программой "Истоки"
Ддуховно-нравственное воспитание ребенка, привитие ему правильных ценностей в жизне в ответе и семья и детский сад.Только вместе мы воспитаем гармоничную личность....
Консультация для родителей "Роль семьи и детского сада в воспитании физически здорового ребенка"
...
Воспитание семейных ценностей: партнёрство семьи и детского сада.
Статья о важности семейного воспитания. Проект "Моя семья"...