Сообщение из опыта работы на тему «Наставничество в разновозрастной группе детского сада в формате «ребёнок -ребёнок»»
методическая разработка

Генцевичене Инна Владимировна

Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной установить бесконфликтное общение. Именно поэтому в Федеральном Государственном  Образовательном стандарте выделена образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Ее основной целью является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы на тему «Наставничество в разновозрастной группе детского сада в формате

 «ребёнок -ребёнок»»

Современная Россия не стоит на месте, появляется все больше новых форм образования и воспитания. Рост требований к знаниям и навыкам современного человека диктуют необходимость совершенствования системы образования, в том числе в системе дошкольного образования.  Появляется новое поколение, которое отличается от предыдущего и все это требует новшеств. Многие дети в последнее время сталкиваются с трудностями. У них нет чувства самостоятельности, ответственности. Поэтому у детей отсутствует желание помочь сверстнику или другим детям в сложных ситуациях. Можно заметить полное отсутствие чувства коллективизма.

Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной установить бесконфликтное общение. Именно поэтому в Федеральном Государственном  Образовательном стандарте выделена образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Ее основной целью является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Общение -одна из самых важных человеческих потребностей. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти своё место в мире, социализироваться, стать социально ценной личностью. Одним из средств, способствующих позитивной социализации, является организация наставничества между разными возрастными группами в детском саду. Ведь сотрудничество детей обладает огромным воспитательным потанцеалом, т.к. старшие дети передают свой опыт младшим.

 

 

Так что же такое наставничество?

Наставничество – это технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций и ценностей через общение, основанное на доверии и партнёрстве.

 Наставник ребёнок  это прежде всего старший или равный по возрасту  друг, который обладает определёнными знаниями, открыт в общении и готов помочь своему подопечному приобрести опыт, который ему необходим.

 Наставляемый ребёнок это ребёнок , имеющий затруднения  как в обучении, так и в  адаптации ,общении в детском коллективе.

 

Роль взрослого в дошкольном детстве бесспорно велика. Но для полноценного развития детям дошкольного возраста недостаточно общения со взрослыми, так как даже самые плодотворные отношения детей с воспитателем являются неравноправными. В связи с этим становится очень важным общение в формате «дети-детям». 

В нашем детском саду села Кузнецовка работает одна разновозрастная группа, которую  посещают 38 воспитанников в возрасте от 1,5 до 7 лет. Где 12 детей в возрасте от 5 до 7 лет и 26 ребятишек раннего дошкольного возраста.

В связи с этим особую роль в нашем саду приобретает модель общения в формате «от старшего к младшему».

Наставничество помогает сформировать дружескую среду, когда старшие дети берут шефство над младшими и помогают им в течении дня.  Дети вместе накрывают на стол, конструируют, рисуют или создают поделки. Старшие дети учат детей помладше убирать постель после дневного сна, держать в порядке вещи в шкафу, выполнять поручения взрослого, по возможности помогают решать конфликтные ситуации с другими детьми. Мы называем их «наши помощники». Обязательно хвалим детей как после их помощи, так и когда за ними приходят родители, что поднимает и укрепляет детскую самооценку.

Постоянное общение младших детей со старшими  создаёт благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости и наставничества. Особое значение приобретает пример старших для младших. При этом небольшая разница в возрасте позволяет более взрослому ребёнку, занимающему позицию старшего, который знает и умеет больше и использует свои знания для помощи младшим, хочет казаться старше и увереннее в своих собственных глазах. У младших же в результате появляются не только интерес и симпатия к старшим, но и желание и готовность к взаимодействию по самым разным поводам.

Позиция старшего, знающего и умеющего больше и использующего знания и умения для того, чтобы сделать что-то полезное и приятное тем, кто сам этого ещё не может, существенно влияет на представления старших детей о себе. Позиция  — Я, вносит в него такие положительные черты, как: «Я тот, кто помогает маленьким и слабым, кто доставляет им радость, кто может защитить их».  

При выборе совместной деятельности ребёнок-наставник чаще считается с предпочтениями младших и наглядно демонстрирует широкое разнообразие способов взаимодействия в конкретных ситуациях. Младшие при этом видят более понятный пример для действий. Но все это не происходит само по себе, мы педагоги создаём условия для самостоятельной деятельности детей.   Выстраиваем  все процессы в группе с учётом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребёнка, а также стимулируем сотрудничество детей в разных видах деятельности.

 В начале учебного года одним из вариантов общения, направленного на знакомство и возникновения положительных эмоций у младших школьников, стал сюрпризный момент «Добро пожаловать в  наш детский сад». Дети старшего возраста под нашим руководством  приготовили малышам сюрприз. В музыкальном зале они приветствовали малышей песнями, прибаутками. Приглашали на хороводные и музыкальные игры. В конце представления старшие подарили малышам подарки сделанные своими руками.

Целю этого мероприятия было— учить детей доставлять радость другим, заслуживать их благодарность и в тоже время чувствовать себя более взрослыми и умелыми. У младших же в результате появляются симпатия и интерес к старшим и готовность общаться с ними и по другим поводам.  

 В ходе нашей работы , дети-наставники  предлагают  наставляемым самые разные занятия: разучивают песенки и танцы, пальчиковые гимнастики, занимаются продуктивными видами деятельности, учат рисовать нетрадиционными техниками.

Важной частью нашей работы стало привлечение старших ребят к процессу формирования культурно-гигиенических навыков. Наставники оказывают малышам помощь при одевании на прогулку, так как малыши в большинстве готовы слушать старших и следовать их инструкциям. Большая и на наш взгляд важная помощь наших детей-наставников происходит на прогулке, где важная роль уделяется формированию основ безопасности. Известно, что наибольшее количество травм происходит именно во время прогулок. Наши помощники  помогают в организации подвижных игр, экскурсий вокруг детского сада, опытно — экспериментальной деятельности с песком, снегом. Малыши, глядя на старших детей, посильно участвуют в трудовой деятельности (в сборе сухих листьев, подметании дорожек и прочее). 

 

Таким образом, в условиях разновозрастной группы у младших появляется возможность продвигаться в своём развитии не только благодаря взрослому, но и за счёт регулярного взаимодействия с детьми, более старшего дошкольного возраста. Старшие дети выступают для младших как образец для подражания. Младшие же в силу своей склонности к подражанию постепенно перенимают все положительные качества `старших. Наиболее ярко это проявляется в игровой, трудовой, художественной, познавательной деятельности, при формировании бытовых навыков, выработке определённых норм поведения, в процессе развития речи и общения.

Юных наставников объединяет не только передача опыта от старшего младшему, но и умение сопереживать, понять и принять. Помогая другим, дети-наставники обретают уверенность в своих способностях, у них развивается совершенно особое чувство ответственности, поскольку ребёнок оказывается в ответе не только за личные достижения, но и за успехи своих младших товарищей. Дети-наставники понимают свою значимость, это способствует формированию у них позиции взрослого, снимает тревожность, ребята становятся более внимательными и ответственными, что способствует формированию школьной готовности.
Безусловно, такой ценный формат взаимоотношений   во многом определяет характер отношения ребёнка к себе, к другим, к миру в целом.

Мы считаем, что самое ценное, что есть у ребёнка в дошкольном возрасте, – это искренний интерес и любопытство. Методом проб и ошибок маленький исследователь находит что-то интересное для себя в каждом дне, преодолевает трудности, становится смелее, сильнее и решительнее. Важно, чтобы рядом с ним на этом пути был не только взрослый – мудрый и опытный педагог, внимательный и понимающий родитель, но и «такой же, как я», ребёнок, ребенок-друг, ребёнок-наставник, взаимодействие с которым даёт важный для дальнейшей социализации в обществе опыт. а опыт первых отношений как со взрослыми, так и в детском коллективе  является фундаментом для дальнейшего развития личности ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Сообщение из опыта работы: "Пространство счастливого детства (проблемы адаптации к детскому саду)"

Сообщение из опыта работы: "Пространство счастливого детства (проблемы адаптации к детскому саду)"...

Сообщение из опыта работы на тему «Закаливание зимой в детском саду».

В советские времена к закаливанию детей подходили очень серьезно. И следует сказать, что тогда дети сами по себе были еще не столь ослаблены и больны, как сегодня. И пусть прошло не так уж и много вре...

Обобщение опыта работы по теме: "Начальное техническое моделирование в детском саду"

Природа творчество требует, чтобы обучающиеся выражали свои мысли и идеи в свободной форме, в теплой и открытой атмосфере. Такой социально-психологический климат стимулирует творческую деятельнсть.Нов...

Выступление на тему: «Обобщение опыта работы по формированию ЗОЖ в средних группах детского сада» на тематическом педагогическом совете «Формирование ЗОЖ»

Выступление на тему:«Обобщение опыта работы по формированию ЗОЖ   в средних группах детского сада»на тематическом педагогическом совете «Формирование ЗОЖ»...

«Особенности организации работы по развитию речи в разновозрастной группе детского сада»

laquo;Особенности организации работы по развитию речи в разновозрастной группе детского сада»...