" Логопедический кружок"
материал (младшая группа)

помочь детям правильно произносить звуки с помощью игр и стихов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskiy_kruzhok_srednyaya_gr.doc314.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Надо уметь правильно произносить звуки, слова, фразы.

    Научившись этому так, чтобы всё это вошло в привычку – можно творить»

К.С. Станиславский

Цель кружка: развитие у детей внимания к звуковой стороне речи; содействие развитию речи детей, усвоение детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи.

Задачи кружка:

• формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции;

• развивать общую и мелкую моторику;

• развивать силу и высоту голоса, речевое дыхание;

• формировать лексико-грамматический строй речи;

• формировать правильное речевое развитие путём чтения стихов, потешек, рифмовок, загадок с одновременным выполнением действий;

• формировать познавательную активность детей;

• совершенствовать психические процессы: внимание, память, мышление;

• обучать навыкам эффективной коммуникации.

Программа кружка по развитию речи «Речевичок» разработана для детей в возрасте от 4 лет до 7 лет, т.к. в группе есть дети с нарушениями речи.

Данная система занятий содержит различные упражнения по развитию артикуляторной, пальцевой моторики, речевого дыхания, силы, высоты голоса и комплекс разнообразных стихотворных упражнений с элементами нейропсихологического воздействия («речь с движением», направленных на развитие всей связной речи, обобщающих понятий, формирование представления о свойствах окружающих предметов и природных явлений.

В развитие артикуляционного аппарата входит: артикуляционная гимнастика с показом цветных карточек, ассоциирующихся с названием упражнений.

В развитие ручной моторики: выполнение фигурок из пальцев со стихотворным сопровождением

В развитие речевого дыхания: дыхательные упражнения, направленные на выработку правильного речевого выдоха.

В развитие силы и высоты голоса: различные голосовые упражнения.

В «Речь с движением»: заучивание и рассказывание стишков, потешек, загадок, рифмовок с одновременным выполнением действий.

Каждый комплекс по артикуляционной гимнастике готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука, а работа по развитию пальчиковой моторики рук, оказывает благотворное влияние на развитие речи в целом, а также готовит руку ребёнка к рисованию и письму. Развитие силы и высоты голоса, речевого дыхания вырабатывает чувство ритма, дикцию, интонационную выразительность речи.

Стихотворный текст будет являться ритмической основой для выполнения движений, а движения – помогать малышу лучше запомнить текст самого упражнения. Вместе с развитием двигательной активности у детей будет развиваться речь, внимание, память и мышление.

Каждое занятие посвящено конкретной лексической теме. Все темы перекликаются с требованиями программы детского сада, это в свою очередь повышает результативность занятий. 

Каждое занятие включает в себя следующие элементы:

1. Разучивание нового артикуляционного упражнения.

2. Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шишками, шариками Су-Джок, массажными ёжиками, песочная терапия и др.).

3. Упражнения, направленные на формирование правильного (диафрагмального) дыхания, фонопедические упражнения.

4. Физминутка.

5. Дидактические игры на развитие фонематических представлений.

Учитывается интеграция следующих областей: коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы, здоровье, художественной творчество.

1. Коммуникация – обогащение словаря, звуковая культура речи, развитие умения поддерживать диалог.

2. Познание – беседы, дидактические игры, совершенствование смысла понимания пространственных отношений.

3. Художественная литература – используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, сказки).

4. Музыка – используются музыкальные произведения, песни для упражнений, игр.

5. Социализация – приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми

6. Здоровье – укрепление мышц артикуляционного аппарата через специальные упражнения, физкультминутки, самомассаж – для укрепления физического здоровья детей

Данная программа составлена с учетом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников. Занятия проводятся во вторую половину дня, 1 раз в неделю продолжительностью 25 минут.

Список детей, посещающих кружок

«Речевичок» на 2016-2017 учебный год

1.Молоткова Виктория – подготовительная  группа

2.Абдулаев Магомед – старшая группа

3. Петров Даниил  – старшая группа

4.Иванова Алина – средняя группа

5.Артамонов Иван – средняя группа

6. Мамедов Гусейнага – старшая группа

7.Фёдорова Валя – средняя группа

8.Поджилкина Юлия – средняя группа

9.Беляева Евгения – средняя группа

10. Синичкин Богдан – средняя группа

График работы кружка «Речевичок» на 2016-2017 год

Мероприятия

Количество дней в неделю

Время проведения

Ответственный

1

Кружок «Речевичок»

1 раз в неделю

15.35 –16.00 часов                

Глазкова Ю.Г.

Учебный  план  по реализации дополнительной программы по речевому развитию « РЕЧЕВИЧОК»

Возраст воспитанников 4-7 лет

Срок реализации 1 год

Возраст детей

Длительность одного занятия

Количество  занятий  в неделю

Количество  занятий  в месяц

Общее количество занятий в год

4-7 лет

25 минут

1*25

=

1

4*25

=

4

37*25

=

37

Тематическое планирование работы кружка

Тема

Октябрь

Ход занятия, форма работы

Цели и задачи

1 неделя

«В мире животных»

1. Артикуляционная гимнастика «Как язычок пил чай с друзьями»

(см. Н.В. Рыжова стр. 6-7)

2. Пальчиковая гимнастика: «В лесу».

3. Подвижная игра: «Лиса-чудница».

4. Упражнения «Сдуй бабочку»; «Звукоподражания животным»

5. Игра-имитация «Заячья зарядка»

(см. Ладутько Л.К.,стр.69, зад.5 )

6. Этюд «Встреча с другом».

7. Дидактическая игра: «Кто здесь живёт?»

- Учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата;

- Развитие пальчиковой моторики;

- Развитие общей моторики;

- Формирование навыков речевого дыхания; умение изменять голос по силе и высоте;

- Закрепление навыков правильного звукопроизношения, выразительного интонирования речи;

- Снятие эмоционального напряжения;

- Закрепление знаний по лексической теме «Дикие и домашние животные».

2 неделя

«Овощи и фрукты»

1. Артикуляционная гимнастика «Как язычок отметил день рождения»

 (см. Н.В. Рыжова стр. 7-9)

2. Пальчиковая гимнастика:
«Изобрази»

3. Дидактическая игра: «Кто в саду»

4. Комплекс упражнений «Ракета»

5. Стихотворение «Сапожки»

6. Игра «Клубочек»

7. «Собери корзину с овощами или фруктами»

- Учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата;

- Развитие пальчиковой моторики;

- Развитие общей моторики;

- Формирование навыков речевого дыхания;

- Развитие речевого слуха и памяти;

- Снятие эмоционального напряжения;

- Составление описательного рассказа по алгоритмам

3 неделя

«Деревья»

1. Артикуляционная гимнастика «Как язычок ходил в гости к белочке»

(см. Н.В. Рыжова стр. 9-10)

2. Игра с мячом «Скажи наоборот»

3. Игра «Кто больше назовет слов, относящихся к осени?

4. Чистоговорка

- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата;

- Употребление сравнительной степени наречий;

- Употребление падежных форм существительных во множественном числе;

- развитие памяти.

4 неделя

«Грибы»

1. Артикуляционная гимнастика «Как язычок варил грибной суп»

(см. Н.В. Рыжова стр. 10-11)

2. Пальчиковая гимнастика «Грибы»

3. Отгадывание загадок по теме

4. Игра «Удачливый грибник»

- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата;

- Развитие пальчиковой моторики;

- Различать и употреблять предлоги;

- Употреблять существительные в родительном падеже множественного числа.

Ноябрь

1 неделя

«Мой город»

1. Артикуляционная гимнастика «Как язычок строил дом»

 (см. Н.В. Рыжова стр. 37-39)

2. Пальчиковая гимнастика «Дом»

3. Игра «Здесь и там»

4. Речевая игра «Великан и гномик»

5. Чистоговорка

- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата;

- Развитие пальчиковой моторики;

- Употреблять существительные во множественном числе;

- употребление существительных  в уменьшительно-ласкательной форме.

2 неделя

«Моя семья»

1. Артикуляционная гимнастика «Как язычок нашел друга»

 (см. Н.В.Рыжова стр. 19-20)

2. Пальчиковая гимнастики «Моя семья»

3. Этюд «Дружная семья»

4. Игра «Мой дом»

5. Игра: «Дочки-матери».

- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата;

- Развитие пальчиковой моторики;

- Снятие эмоционального напряжения;

- Развитие пространственных представлений;
- Формировать воображение;

- Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие.

3 неделя

«Домашние птицы»

1. Артикуляционная гимнастика «Как Мишка искал мед»

 (см. Н.В.Рыжова стр. 22-24)

2. Отгадывание загадок по теме

3. Речевая игра «Кто кем был»

4. Пальчиковая игра с музыкой «Пять утят»

5. Игра «Кто лишний и почему»

6. Загадки

- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата;

- развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний;

- развитие пальчиковой моторики;

- учить выделять лишнее;

4 неделя

«Одежда и обувь»

1. Артикуляционная гимнастика «Как язычок гулял в лесу»

 (см. Н.В.Рыжова стр. 24-25)

2. КРД «Помогаем маме»

3. Отгадывание загадок по теме

4. Игра с мячом «Скажи ласково»

5. Игра: «Чья это вещь?»

- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата;

- закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции;

- Образование притяжательных прилагательных с помощью суффикса –ин-

Декабрь

1 неделя

«Зима»

1. Артикуляционная гимнастика «Как язычок навещал любимых питомцев»

2. Игра «Доскажи словечко»

3. Пластические этюды «Зима»

4. Упражнение «Вьюга»

5. Игра «Бывает - не бывает»

- Учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

- Изменение существительных по падежам; правильное употребление потребление предлогов;

- Снятие эмоционального напряжения;

- Развитие речевого дыхания и голоса;

- Развитие внимания.

2 неделя

«Зимующие птицы»

1. Артикуляционная гимнастика «Снеговики радуются морозу»

  1. Пальчиковая гимнастика

3. Звукоподражание птицам

Снегирь: «Фью-фью-фью»

Чайка: «Га-ак-аг-аг, гре-гри»

Синица: «Кик-кик-кик»

Воробей: «Чик-чи-рик»

4. Игра «Назови ласково»

5. Игра «Объясни слова Незнайке»

- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

- Развитие пальчиковой моторики;

- Развитие речевого дыхания и силы голоса;

- учить употреблять слова в уменьшительно-ласкательной форме;

- учить объяснять трудные слова.

3 неделя

«Человек. Части тела»

1. Артикуляционная гимнастика «Как язычок спас ворону от кошки»

(см. Н.В. Рыжова стр. 40-41)

2. Пальчиковая гимнастика с музыкой «Разминка»

3. Речевая игра «Для чего?»

4. Игра «Найди ошибку Незнайки и скажи правильно»

5. Игра «Один-много»

- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

- Развитие пальчиковой моторики;

- учить отвечать полными предложениями;

- развивать внимание;

4 неделя

«Новый год»

  1. Артикуляционная сказка «Новый год»
  2. Пальчиковая гимнастика
  3. Обыгрывание ситуации «Новый год»
  4. Пальчиковый театр «Теремок»

- Учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

- Развитие пальчиковой моторики;

- Учить изображать действия сказочных персонажей и зверей;

 - Формирование всех компонентов речи через инсценировку сказки.

Январь

2 неделя

«В мире сказок»

1. Артикуляционная сказка «Маша и медведь»

2. Пальчиковая игра «Про курочку Рябу»

3. Пальчиковый театр «Репка»

4. Дидактическая игра «Угадай сказку»

- Учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

- Развитие памяти и мелкой моторики;

- Формирование всех компонентов речи через инсценировку сказки;

- Учить отгдывать сказку по иллюстрациям.

3 неделя

«Зимние забавы»

1. Артикуляционная сказка «Однажды в зимний день»

2. Пальчиковые игры по мотивам народных сказок «Теремок»

3. КРД «Игры зимой»

4. Этюды «Что ты будешь делать на прогулке»

- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

- Снятие эмоционального напряжения;

- Развитие памяти и мелкой моторики;

4 неделя

«Профессии»

  1. Артикуляционная гимнастика
  2. Пальчиковая гимнастика
  3. Речевая игра с мячом «Кто чем занимается»
  4. Игра «Кто чем работает»

- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

- Развитие памяти и мелкой моторики;

- закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости;

Февраль

1 неделя

«Мебель»

1. Артикуляционная гимнастика

2. Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»

3. Игра «Какая это мебель»

4. Загадки по теме

5. Игра «Без чего не бывает»

- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

- Развитие памяти и мелкой моторики;

- Образование прилагательных;

- Учить отгадывать загадки;

- Развивать память, внимание.

2 неделя

«Материалы и инструменты»

1. Артикуляционная гимнастика

2. «Составление простых предложений по демонстрации действий»

3. Игра «Один-много»

- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

- развивать связную речь, мышление, тонкую и общую моторику, ловкость, координацию движений.

3 неделя

«Защитники Отечества»

  1. Артикуляционная гимнастика
  2. «Составление простых предложений по демонстрации действий»
  3. Игра «Что делают»
  4. Игра «Кому это нужно для службы»

- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

- Развивать связную речь, мышление, тонкую и общую моторику, ловкость, координацию движений.

- закрепление знаний о военных профессиях.

4 неделя

«Продукты питания»

  1. «Пальчиковые игры по мотивам народных сказок «Про курочку Рябу»
  2. Игра «Как называется»
  3. Чистоговорка
  4. Игра «Что делали с этим продуктом»

- Развитие памяти и мелкой моторики;

- Образование прилагательных;

- Употребление глагольных форм

Март

1 неделя

«Весна. Приметы весны»

1. Пальчиковые игры «Домики для пальчиков»

2. КРД «Шаловливые сосульки»

3. Игра «Ответь правильно»

 4. «Скажи наоборот»

- Развитие памяти и мелкой моторики;

- Учить отвечать полным предложением;

- Употребление слов с противоположным значением.

2 неделя

«8 Марта – Женский день»

1. Пальчиковая игра «Наши мамы»

2. Игра «Назови ласково»

3. «Расскажи, какая твоя мама»

- Развитие памяти и мелкой моторики;

- Учить составлять рассказы, использовать в речи распространенные предложения.

3 неделя

«Посуда»

1. Пальчиковые игры по мотивам народных сказок «Кот, петух и лиса»

2. Игра «Какая у нас есть посуда?»

3. «Где живут продукты»

- Развитие памяти и мелкой моторики;

- Развивать речь, правильно употреблять в речи предлоги.

4 неделя

«Электроприборы»

1. Пальчиковая игра «Что за шум на этой кухне»

2. Игра «Какой у нас есть прибор?»

 

- Развитие памяти и мелкой моторики;

                                                                   Апрель

1 неделя

«Зоопарк. Животные жарких стран»

1. Артикуляционная сказка «Зоопарк»

2. Пальчиковая игра с музыкой «У жирафов»

- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата;

2 неделя

«Космос»

1. Логопедическая гимнастика

2. Пальчиковая гимнастика «Звездочет»

3. Игра «Посылка»

 

- Укрепление мышц артикуляционного аппарата;

- Развитие пальчиковой моторики;

- Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.

3 неделя

«Перелетные птицы»

1. Логопедическая гимнастика

2. Пальчиковая гимнастика «Прилетели к нам грачи»

3. Игра «Посылка»

- Укрепление мышц артикуляционного аппарата;

- Развитие пальчиковой моторики;

- Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.

4 неделя

«Транспорт»

1. Логопедическая гимнастика

2. Игра-лото: «Транспорт»

3. Подвижная игра: «В гости» (см. Н.П.Мещерякова «Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников»)

4. Комплекс упражнений
«Ракета»

5. Подвижная игра «Выбирай машину»

6. Дидактическая игра «Куда пойдёшь, там и найдёшь»

7. Лексическая тема «Транспорт»

- Укрепление мышц артикуляционного аппарата;

- Развитие пальчиковой моторики;

- Развитие динамической координации крупной моторики; 

- Формирование навыков речевого дыхания;

- Развитие воображения и
ассоциативно-образного мышления;

- Развитие пространственных
направлений по отношению
к собственному телу;

- Задания на закрепление
знаний по лексической теме.

Май

1 неделя

«Насекомые»

1. Артикуляционная сказка «Божья коровка»

2. Пальчиковая игра с музыкой «Паучок»

3. Упражнение «Звукоподражания насекомым»

4. Загадки

- Укрепление мышц артикуляционного аппарата;

- Развитие пальчиковой моторики;

- Формирование навыков речевого дыхания; умение изменять голос по силе и высоте;

2 неделя

«Школьные принадлежности»

1. Пальчиковая гимнастика «В портфеле»

2. Игра «Сосчитай до 5»

3. Загадки

4. Игра «Заверши предложение»

- Развитие памяти и мелкой моторики;

- Согласование существительных с числительными.

- Учить отгадывать загадки и объяснять ответ;

- Учить дополнять предложения.

3 неделя

«Первоцветы»

1. Артикуляционная сказка «Ландыш»

2. Пальчиковая гимнастика «Цветы»;

3. Загадки на тему

4. Дидактическая игра «Назови цветы правильно»

- Укрепление мышц артикуляционного аппарата;

- Развитие пальчиковой моторики;

- Учить отгадывать загадки и объяснять ответ

4 неделя

«Лето»

  1. Артикуляционная сказка «Летний денек»
  2. Пальчиковая гимнастика «Дождик»
  3. Составление рассказа «Что я буду делать летом»

- Укрепление мышц артикуляционного аппарата;

- Развитие пальчиковой моторики;

- Учить составлять описательные рассказы, используя в речи распространенные предложения

Ожидаемый эффект кружковой работы

1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
2. Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами.

3. Правильное употребление грамматических категорий.

4. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнения на бездефектном речевом материале.

5. Формирование связной речи.

6. Закрепление формирующихся навыков звукового и звуко-слогового анализа и синтеза.

Программно-методическое обеспечение

  • 1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. — СПб.: «Детство-Пресс», 2005.
  • 2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи.- М.: АСТ:Астрель; Транзиткнига, 2006.

3. Гуськова А.А. Подвижные и речевые игры для детей 5-7 лет. Волгоград, 2011г.

  • 4. Колесников Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников. – М.: АКАЛИС, 1999.
  • 5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР: Методическое пособие.- М.: Изд. ГНОМ и Д, 2003.
  • 6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН (1, 2, 3 период): Пособие для логопедов.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.
  • 7. Косинова Е.М.Учимся правильно говорить. М.: «РОСМЭН», 2008г.
  • 8. Ладутько Л.К. Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников к разделу «Человек и природа»: Содействие, 2010.
  • 9. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. – М., Изд. ВЛАДОС, 2002.
  • 10. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Пособие для логопедов, дефектологов. – М.: Мозаика-синтез, 2004.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический кружок "Риторика"-2 класс

Пояснительная записка логопедического кружка "риторика"Планирование логопедического кружка...

Логопедический кружок "Озорные звуки" в средней группе

В данном материале,вы можете ознакомится с целью,планом работы кружка "Озорные звуки" в нашей средней группе ....

логопедический кружок " В стране правильной речи"

Дети с отклонением в речевом развитии сегодня составляют самую многочисленную группу – до 80 % от всех детей. Полноценное развитие всех средств речи и её основных функций в период дошкольного детства ...

Коррекционный логопедический кружок "Мой веселый язычок".

Коррекционный логопедический кружок "Мой веселый язычок"....

Логопедический кружок в подготовительной группе

laquo;Надо уметь правильно произносить звуки, слова, фразы.    Научившись этому так, чтобы всё это вошло в привычку – можно творить»К.С. СтаниславскийЦель кружка: развитие ...

Логопедический кружок программа

Предназначена для учителей логопедов. Планирование работы....

Программа дополнительного образования детей логопедический кружок «Говоруша»

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...