проект "Дом, в котором мы живем"
материал
У нас накоплен определенный опыт работы с семьями по вовлечению родителей в создание предметно-развивающей среды в новой системе дошкольного образования «Дом, в котором мы живем». Разнообразные мероприятия, праздничные вечера помогают объединить семьи, укрепить связь поколений. Занимаясь в течение многих лет воспитанием дошкольников, мы исходили из основополагающего принципа, что развитие ребенка осуществляется в условиях взаимодействия его индивидуальных особенностей с той социальной средой, в которой он живет. И детский сад, и семья есть часть этой среды, звено системы в которую ребенок уже включен определенным образом, и которая призвана обеспечить усвоение им культурного населения, накопленного человечеством. Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. Детский сад - это второй дом для сотрудников и детей, родителей. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным, оригинальным, тёплым, непохожим на другие. Появилась интересная задумка - как сделать развивающую среду интересной, обучающей, да еще привлечь родителей. Создание единого воспитательно–образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями. Педагогический коллектив стремится превратить детский сад в дом для детей с определёнными обычаями, определённым уровнем культуры. Дом, в котором и детям и взрослым уютно и комфортно, в котором ребёнка ждут и любят, дом, где основной стиль взаимоотношений — сотрудничество и сотворчество, а контакты и общение основаны на личностных отношениях, а не на управлении и подчинении. Родители в этом доме являются равноправными членами общей семьи и участвуют в его жизни. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в ДОУ, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 247 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«детский сад № 16»
Муниципального образования – городской округ город Касимов
Проект
«Дом, в котором мы живем»
Направление: социально-педагогическое
Срок реализации: 4 года
составитель: заместитель заведующего по ВМР Соколова М.Ю.
2018 год
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Паспорт проекта…………………………………………………….……3
2. Обоснование проблемы……………………………………………..........5
3. Пояснительная записка….......................................................................... 6
4. Структурное содержание проекта…..………………………………........8
5. Список литературы..………………………………………………………12
1. Паспорт проекта.
Проект «Дом, в котором мы живем» разработан на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Детский сад № 16» в соответствии со стратегией развития федерального образования и представляет собой документ, определяющий основные цели, задачи и направления эффективного сотрудничества учреждения с семьями воспитанников, критерии оценки результатов в условиях конкретного образовательного учреждения.
Информационная карта проекта
Название проекта | «Дом, в котором мы живем» |
База реализации | муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 16» |
Цель проекта | Создание и внедрение в образовательный процесс ДОУ модели взаимодействия работы с семьями воспитанников, вовлечение их в единое образовательное пространство как полноправных субъектов деятельности. |
Задачи проекта | - вовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в новой системе дошкольного образования МБДОУ «Д/С №16» - обеспечить эффективное взаимодействие с родителями для создания условий, способствующих развитию способностей, расширению кругозора и интересов каждого ребенка; - повысить уровень воспитательных умений и педагогической культуры родителей; - организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность детского сада как полноправных участников образовательного процесса, - проанализировать результаты, выявить эффективность и возможности трансляции данного опыта. |
Разработчики проекта | Заместитель заведующего по ВМР МБДОУ «Д/С №16» Соколова Марина Юрьевна |
Тип проекта | долгосрочный, практико-ориентированный, коллективный. |
Участники проекта | воспитанники всех возрастных групп и их родители (законные представители), педагогический коллектив МБДОУ «Д/С №16» |
Срок реализации проекта | долгосрочный (2015 - 2018 год). |
Этапы реализации проекта | 1 этап - целеполагание; 2 этап - разработка проекта; 3этап - практический; 4 этап - подведение итогов (определение показателей результативности и эффективности работы по реализации проекта; защита проекта). |
Предполагаемый результат: | - совместная работа коллектива Детского сада «Солнышко» с семьёй будет способствовать созданию единого образовательного пространства для всех участников проектной деятельности; - открытость и доступность деятельности ДОУ для родителей и общественности; - родители из «наблюдателей» превратятся в активных участников образовательного процесса; - повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством наглядно-информационной поддержки семьи; - создание современной модели взаимодействия ДОУ и семьи. |
2. Обоснование проблемы
Тема проекта была выбрана нами неслучайно. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, где педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями.
Занимаясь в течение многих лет воспитанием дошкольников, мы исходили из основополагающего принципа, что развитие ребенка осуществляется в условиях взаимодействия его индивидуальных особенностей с той социальной средой, в которой он живет. И детский сад, и семья есть часть этой среды, звено системы в которую ребенок уже включен определенным образом, и которая призвана обеспечить усвоение им культурного наследия, накопленного человечеством. Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Детский сад - это второй дом для сотрудников и детей, родителей. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным, оригинальным, тёплым, непохожим на другие. Появилась интересная задумка - как сделать развивающую среду интересной, обучающей, да еще привлечь родителей. Создание единого воспитательно–образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями. Поэтому концептуальная идея проектной деятельности тесно связана с кардинальной перестройкой работы с семьей в ДОУ: переход от монологических традиционных форм работы к диалогу, размышлению, вовлечение родителей в разнообразную совместную деятельность с детьми. Мы предполагаем, что такой подход сделает педагогов единомышленниками, поднимет психолого-педагогическую компетентность родителей, а также позволит педагогам детского сада применять в работе инновационные формы активного взаимодействия с семьёй. Педагогический коллектив стремится превратить детский сад в дом для детей с определёнными обычаями, определённым уровнем культуры. Дом, в котором и детям и взрослым уютно и комфортно, в котором ребёнка ждут и любят, дом, где основной стиль взаимоотношений — сотрудничество и сотворчество, а контакты и общение основаны на личностных отношениях, а не на управлении и подчинении. Родители в этом доме являются равноправными членами общей семьи и участвуют в его жизни.
Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает увидеть им многое, а также, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход.
По наблюдениям педагогов, а также из бесед с родителями, мы сделали следующие выводы: на мероприятиях информационного характера родителей увидишь не часто, больше родителей привлекают мероприятия развлекательного характера. В основном, они интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Другая особенность – это психологический аспект. Сокращение свободного времени у родителей, перегрузка на работе приводят к повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители переносят на детей. Ребёнок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.
Осознание этого помогло определить проблему:
- одной из основных причин отсутствия активности детского сада по привлечению родителей к учебно-воспитательному процессу является отсутствие модели деятельности, включающей в себя обоюдно интересные формы сотрудничества, вовлечения родителей в воспитательный процесс, а также пространства, где родители могли бы реализовать свои возможности. Традиционные формы работы не всегда приносят положительный эффект. При существующих условиях, адекватных для организации сотрудничества с родителями, недостаточно применяются активные формы работы, которые позволяют повышению педагогической компетентности родителей. Поэтому надо искать новые формы, наполнять их педагогически-эффективным содержанием.
3. Пояснительная записка.
Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу. Вовлечение родителей в образовательную деятельность способствует обогащение развивающей предметно – пространственной среды и является показателем эффективного сотрудничества, при котором родители постепенно от наблюдателей педагогического процесса, переходят к позиции инициаторов и активных участников.
Новизна проекта заключается в создание модели эффективного взаимодействия учреждения с семьёй ребёнка и вовлечения родителей в образовательный процесс детского сада как полноправных субъектов деятельности.
Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагога по внедрению инновационных форм деятельности в рамках работы ДОУ, в которой выявляется характер детско-родительских отношений, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми.
Тип проекта: долгосрочный, практико-ориентированный, коллективный.
Цель проекта: создание и внедрение в образовательный процесс дошкольного учреждения модели взаимодействия педагогов с семьями воспитанников, вовлечение их в единое образовательное пространство как полноправных субъектов деятельности.
Задачи проекта:
- подбор и апробация активных форм взаимодействия с родителями дошкольников для эффективного сотрудничества ДОУ с семьёй;
- создать условия для творческого самовыражения, самореализации субъектов образовательного процесса через проведение совместных детско-родительских мероприятий;
- проанализировать результаты, выявить эффективность и возможности трансляции данного опыта.
Участники проекта: воспитанники и их родители (законные представители), педагогический коллектив образовательного учреждения.
Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.
Сроки реализации проекта 2015-2018г.
Основные принципы организации работы с семьей:
- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
- установление доверительных и партнерских отношений с родителями;
- дифференцированный подход к различным семьям, учет их индивидуальных особенностей.
Реализация проекта проходит по двум основным направлениям взаимодействия с семьей:
- Повышение уровня педагогической компетентности родителей через родительские собрания, устные журналы, родительские уголки, папки-передвижки, групповые консультации, индивидуальные беседы, коучинг-сессии, родительские гостиные, «круглые столы».
- Привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий с применением нетрадиционных форм.
Формы работы над проектом
- Информационно – аналитические:
- консультации,
- сайт ДОУ. Группа в ВК
- буклеты, брошюры.
- Наглядно-информационные формы:
- тематические конкурсы, выставки, родительские уголки, папки-передвижки, стенды, музейный комплекс «Город детства»
- ИКТ.
- Познавательно-игровые:
- «круглый стол», мастер-класс, коучинг-сессия, родительские собрания с использованием нетрадиционных форм работы,
- интеллектуальные игры (деловая игра, шоу-битва, брейн-ринг, родительские гостиные),
- совместные досуги, развлечения (квест, турнир, сказкотерапия с участием родителей).
- Структурное содержание проекта
Этапы | Деятельность педагогов |
1 этап Целеполагание | -изучение научной и методической литературы по теме проекта; - опрос родителей; - беседа с педагогами по данной проблеме |
2 этап Разработка проекта | - создание модели взаимодействия дошкольного учреждения с семьей; - разработка методического материала по реализации проектной деятельности. |
3 этап Практический | - реализации намеченных планов и мероприятий в рамках данного проекта |
4 этап Подведение итогов (оценка результатов, защита проектов). | - подведение итогов проектной деятельности; - изготовление наглядно-информационного материала по данной проблеме; - опрос родителей и педагогов; - анализ проведенной работы; - презентация и выступление по теме проекта: «Дом, в котором мы живем». |
Планирование поэтапной реализации проекта
1 этап – целеполагание.
Методологическое обеспечение проекта:
- Зверева О.Л., Кротова Т.В.Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект.
- Т.Н. Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е. Жичкина «Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: методическое руководство для работников ДОУ».
- Антипина Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ.
- Борисова Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия.
- Елисеева Т.П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия.
- Хаснутдинова С.Р. Поиск активных форм взаимодействия детского сада с родителями.
2 этап – разработка проекта
3 этап – практический
Новая предметно – развивающая среда созданная с помощью родителей и педагогов.
№ | Новые объекты, методические материалы, пособия | Дата | Ответственные |
1. | Физкультурный зал
«Растем вместе», «Крепыши»
| 2016 год | Родители, творческая группа по физическому развитию |
2. | Музей «Дом вести, не лапти плести»
| 2016 год | Родители, творческая группа «Радость детям» ( познавательное, художественно-эстетическое развитие) |
3. | Спортивная площадка: футбольные ворота, стойки для баскетбольных корзин, стойки для волейбольной сетки, прыжковая яма, стенка для лазания, стенка для метания, беговая дорожка, скамейки для зрителей. | 2016 год | Родители, творческая группа педагогов по физическому развитию |
4. | Музей «Защитники Отечества» Программа «Дом, в котором мы живем» Кружки «Растить патриотов», «Любимый город» | 2015 год | Родители, творческая группа педагогов по духовно-нравственному воспитанию |
5. | Экологическая тропа:
Дворовая, Спортивная, Дорожка здоровья, Академия букашек, Аптека лесной феи, Огородная, Чумароза, Ферма, Мурлыкино, Последний переулок. Прибавились Уголок рязанского леса, Виды почв Рязанского края, Поляна эмоций, Метеостанция, Бизиборды. | 2016 год 2017 год 2018 год | Родители, творческая группа педагогов «Экологи» |
6. | Комната «Островок безопасности»
«Безопасность»«Островок безопасности» | 2016 год | Родители, творческая группа педагогов «Безопасность» |
7. | мини-музей «Забавный космос» | 2015 год | Родители, творческая группа педагогов |
8. | Мини-библиотека «Книга детям» | 2017 год | Родители, творческая группа педагогов |
9. | Центр «Права ребенка» | 2015 год | Родители, творческая группа педагогов |
10. | Картинная галерея | 2015 год | Родители, творческая группа педагогов |
11. | Мини-музей театральной куклы | 2018 год | Родители, творческая группа педагогов |
12. | Эко-центр «Эколята»
| 2018 год | Родители, творческая группа педагогов «Экологи» |
13. | Летний театр «Радуга»
| 2018 | Родители, творческая группа педагогов |
Работа с родителями в 2018г.
№ | Наименование мероприятия | Дата проведения | Контингент |
1 | Рыцарский турнир «О папах замолвим словечко» | 27 февраля 2018г. | Педагоги, родители, воспитанники младших групп |
2 | Интеллектуальная шоу-битва между родителями «Взрыв мозга» | 1 марта 2018г. | Педагоги, родители воспитанников подготовительных и санаторной групп |
3 | Интеллектуальная игра «Бреин-ринг» | 12 марта 2018г. | Педагоги, родители воспитанников старших групп |
4 | Квест-игра «Семейное путешествие» | 13 марта 2018г. | Педагоги, родители воспитанники средних групп |
5 | Семейный досуг. Творческая мастерская «Дом моей мечты» | 13 марта 2018г. | родители и воспитанники средних групп |
6 | Круглый стол «Принципы три «П» | 01.марта 2018г. | Родители воспитанников всех возрастных групп |
7 | Родительская гостиная с использованием технологии сказкотерапии | 13 марта 2018г. | |
8 | Консультация для родителей «Заповеди мудрого родителя» | В течение проектной деятельности | |
9 | Консультация «Ребенок и реклама» | ||
10 | Консультация «Роль книги в жизни дошкольника» | ||
11 | Консультация «Пожалуйста, разговаривайте с детьми» | ||
12 | Консультация «Роль семьи в развитии способности ребенка» | ||
13 | Консультация «Роль семьи в коммуникативном развитии детей» | ||
14 | Родительский уголок на тему «Родительские запреты» |
Прогнозируемые результаты и критерии их оценивания:
Главным критерием оценки результатов являются отзывы родителей; «обратная связь», выставки. Возможные риски: не все родители будут активны.
В процессе реализации проектной деятельности ожидаются следующие результаты:
- - открытость и доступность деятельности ДОУ для родителей и общественности;
- повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством наглядно-информационной поддержки семьи;
- создание современной модели взаимодействия ДОУ и семьи.
- способствует обогащение развивающей предметно – пространственной среды и является показателем эффективного сотрудничества, при котором родители постепенно от наблюдателей педагогического процесса, переходят к позиции инициаторов и активных участников.
Заключение.
Таким образом, создание новой модели взаимодействия ДОУ и семьи, основанной на внедрении в деятельность учреждения инновационных методов и форм, помогут добиться высоких результатов в работе со всеми субъектами образовательного процесса. В этом году Городским советом родителей был впервые учреждён знак родительской общественности «Лучшие среди равных». Данный знак председатель Городского совета родителей Т.В. Кочетова вручила нашему детскому саду.
Работа по взаимодействию педагога с семьей должна способствовать: созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами; активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей; повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей; развитию разносторонних способностей детей и родителей в совместной деятельности; установлению преемственных связей с детьми дошкольного учреждения и их родителями. Мы стремимся, чтобы педагоги для родителей стали друзьями, участок – детским парком для семейных прогулок и праздников, а детский сад – родным домом, где любого взрослого и ребенка любят таким, какой он есть.
Список литературы
- Байбородова Л. В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Академия развития, 2003. - 224 с.
2. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). - Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.
3. Долинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. - № 1. - С. 41 - 49.
4. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. - №1. - С. 60 - 68.
5. Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей «Из детства - в отрочество» // Дошкольное воспитание. 2000. - № 3. - С. 87 - 91.
6. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. - М.: Линка-Пресс. - 2001. - С. 25 - 26.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Страна, в которой мы живем.
логопедия...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/06/picture-39651.jpg)
Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Социализация» , «Познание» по теме: «Дом, в котором я живу»Конспект познавательной игры
Игра, ставящая своей целью формирование у детей патриотических чувств, осознания причастности каждого человека к судьбе семьи, города, края....
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/18/picture-49009.jpg)
Конспект занятия игры "Что? Где? Когда?" на тему "Край, в котором мы живем"
Занятие -игра по патриотическому воспитатнию в старшей группе....
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/30/picture-72735.jpg)
Проект "Город в котором я живу"!
У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/17/picture-76183-1368798296.jpg)
комплекс занятий по краеведению "Дом в котором я живу"
Знакомство детей со своей малой родиной улицей, музеем, памятниками архитектуры, воспитание патриотизма и уважения....
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/10/picture-46783-1620652733.png)
Проект "Город, в котором я живу"
.Паспорт поэтапной работы над проектом - "Город, в котором я живу".Все мероприятия, которые проводились при реализации этого проекта....
проект "Край в котором я живу! Край который я люблю!"
Сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления о родном крае, гордости и любви к родному городу, через ознакомление с историей своего края, жизнью народа, нравственными ценностями, т...