проект "Дом, в котором мы живем"
материал
У нас накоплен определенный опыт работы с семьями по вовлечению родителей в создание предметно-развивающей среды в новой системе дошкольного образования «Дом, в котором мы живем». Разнообразные мероприятия, праздничные вечера помогают объединить семьи, укрепить связь поколений. Занимаясь в течение многих лет воспитанием дошкольников, мы исходили из основополагающего принципа, что развитие ребенка осуществляется в условиях взаимодействия его индивидуальных особенностей с той социальной средой, в которой он живет. И детский сад, и семья есть часть этой среды, звено системы в которую ребенок уже включен определенным образом, и которая призвана обеспечить усвоение им культурного населения, накопленного человечеством. Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. Детский сад - это второй дом для сотрудников и детей, родителей. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным, оригинальным, тёплым, непохожим на другие. Появилась интересная задумка - как сделать развивающую среду интересной, обучающей, да еще привлечь родителей. Создание единого воспитательно–образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями. Педагогический коллектив стремится превратить детский сад в дом для детей с определёнными обычаями, определённым уровнем культуры. Дом, в котором и детям и взрослым уютно и комфортно, в котором ребёнка ждут и любят, дом, где основной стиль взаимоотношений — сотрудничество и сотворчество, а контакты и общение основаны на личностных отношениях, а не на управлении и подчинении. Родители в этом доме являются равноправными членами общей семьи и участвуют в его жизни. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в ДОУ, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dom_v_kotorom_my_zhivem.doc | 247 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«детский сад № 16»
Муниципального образования – городской округ город Касимов
Проект
«Дом, в котором мы живем»
Направление: социально-педагогическое
Срок реализации: 4 года
составитель: заместитель заведующего по ВМР Соколова М.Ю.
2018 год
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Паспорт проекта…………………………………………………….……3
2. Обоснование проблемы……………………………………………..........5
3. Пояснительная записка….......................................................................... 6
4. Структурное содержание проекта…..………………………………........8
5. Список литературы..………………………………………………………12
1. Паспорт проекта.
Проект «Дом, в котором мы живем» разработан на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Детский сад № 16» в соответствии со стратегией развития федерального образования и представляет собой документ, определяющий основные цели, задачи и направления эффективного сотрудничества учреждения с семьями воспитанников, критерии оценки результатов в условиях конкретного образовательного учреждения.
Информационная карта проекта
Название проекта | «Дом, в котором мы живем» |
База реализации | муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 16» |
Цель проекта | Создание и внедрение в образовательный процесс ДОУ модели взаимодействия работы с семьями воспитанников, вовлечение их в единое образовательное пространство как полноправных субъектов деятельности. |
Задачи проекта | - вовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в новой системе дошкольного образования МБДОУ «Д/С №16» - обеспечить эффективное взаимодействие с родителями для создания условий, способствующих развитию способностей, расширению кругозора и интересов каждого ребенка; - повысить уровень воспитательных умений и педагогической культуры родителей; - организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность детского сада как полноправных участников образовательного процесса, - проанализировать результаты, выявить эффективность и возможности трансляции данного опыта. |
Разработчики проекта | Заместитель заведующего по ВМР МБДОУ «Д/С №16» Соколова Марина Юрьевна |
Тип проекта | долгосрочный, практико-ориентированный, коллективный. |
Участники проекта | воспитанники всех возрастных групп и их родители (законные представители), педагогический коллектив МБДОУ «Д/С №16» |
Срок реализации проекта | долгосрочный (2015 - 2018 год). |
Этапы реализации проекта | 1 этап - целеполагание; 2 этап - разработка проекта; 3этап - практический; 4 этап - подведение итогов (определение показателей результативности и эффективности работы по реализации проекта; защита проекта). |
Предполагаемый результат: | - совместная работа коллектива Детского сада «Солнышко» с семьёй будет способствовать созданию единого образовательного пространства для всех участников проектной деятельности; - открытость и доступность деятельности ДОУ для родителей и общественности; - родители из «наблюдателей» превратятся в активных участников образовательного процесса; - повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством наглядно-информационной поддержки семьи; - создание современной модели взаимодействия ДОУ и семьи. |
2. Обоснование проблемы
Тема проекта была выбрана нами неслучайно. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, где педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями.
Занимаясь в течение многих лет воспитанием дошкольников, мы исходили из основополагающего принципа, что развитие ребенка осуществляется в условиях взаимодействия его индивидуальных особенностей с той социальной средой, в которой он живет. И детский сад, и семья есть часть этой среды, звено системы в которую ребенок уже включен определенным образом, и которая призвана обеспечить усвоение им культурного наследия, накопленного человечеством. Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Детский сад - это второй дом для сотрудников и детей, родителей. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным, оригинальным, тёплым, непохожим на другие. Появилась интересная задумка - как сделать развивающую среду интересной, обучающей, да еще привлечь родителей. Создание единого воспитательно–образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями. Поэтому концептуальная идея проектной деятельности тесно связана с кардинальной перестройкой работы с семьей в ДОУ: переход от монологических традиционных форм работы к диалогу, размышлению, вовлечение родителей в разнообразную совместную деятельность с детьми. Мы предполагаем, что такой подход сделает педагогов единомышленниками, поднимет психолого-педагогическую компетентность родителей, а также позволит педагогам детского сада применять в работе инновационные формы активного взаимодействия с семьёй. Педагогический коллектив стремится превратить детский сад в дом для детей с определёнными обычаями, определённым уровнем культуры. Дом, в котором и детям и взрослым уютно и комфортно, в котором ребёнка ждут и любят, дом, где основной стиль взаимоотношений — сотрудничество и сотворчество, а контакты и общение основаны на личностных отношениях, а не на управлении и подчинении. Родители в этом доме являются равноправными членами общей семьи и участвуют в его жизни.
Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает увидеть им многое, а также, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход.
По наблюдениям педагогов, а также из бесед с родителями, мы сделали следующие выводы: на мероприятиях информационного характера родителей увидишь не часто, больше родителей привлекают мероприятия развлекательного характера. В основном, они интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Другая особенность – это психологический аспект. Сокращение свободного времени у родителей, перегрузка на работе приводят к повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители переносят на детей. Ребёнок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.
Осознание этого помогло определить проблему:
- одной из основных причин отсутствия активности детского сада по привлечению родителей к учебно-воспитательному процессу является отсутствие модели деятельности, включающей в себя обоюдно интересные формы сотрудничества, вовлечения родителей в воспитательный процесс, а также пространства, где родители могли бы реализовать свои возможности. Традиционные формы работы не всегда приносят положительный эффект. При существующих условиях, адекватных для организации сотрудничества с родителями, недостаточно применяются активные формы работы, которые позволяют повышению педагогической компетентности родителей. Поэтому надо искать новые формы, наполнять их педагогически-эффективным содержанием.
3. Пояснительная записка.
Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу. Вовлечение родителей в образовательную деятельность способствует обогащение развивающей предметно – пространственной среды и является показателем эффективного сотрудничества, при котором родители постепенно от наблюдателей педагогического процесса, переходят к позиции инициаторов и активных участников.
Новизна проекта заключается в создание модели эффективного взаимодействия учреждения с семьёй ребёнка и вовлечения родителей в образовательный процесс детского сада как полноправных субъектов деятельности.
Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагога по внедрению инновационных форм деятельности в рамках работы ДОУ, в которой выявляется характер детско-родительских отношений, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми.
Тип проекта: долгосрочный, практико-ориентированный, коллективный.
Цель проекта: создание и внедрение в образовательный процесс дошкольного учреждения модели взаимодействия педагогов с семьями воспитанников, вовлечение их в единое образовательное пространство как полноправных субъектов деятельности.
Задачи проекта:
- подбор и апробация активных форм взаимодействия с родителями дошкольников для эффективного сотрудничества ДОУ с семьёй;
- создать условия для творческого самовыражения, самореализации субъектов образовательного процесса через проведение совместных детско-родительских мероприятий;
- проанализировать результаты, выявить эффективность и возможности трансляции данного опыта.
Участники проекта: воспитанники и их родители (законные представители), педагогический коллектив образовательного учреждения.
Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.
Сроки реализации проекта 2015-2018г.
Основные принципы организации работы с семьей:
- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
- установление доверительных и партнерских отношений с родителями;
- дифференцированный подход к различным семьям, учет их индивидуальных особенностей.
Реализация проекта проходит по двум основным направлениям взаимодействия с семьей:
- Повышение уровня педагогической компетентности родителей через родительские собрания, устные журналы, родительские уголки, папки-передвижки, групповые консультации, индивидуальные беседы, коучинг-сессии, родительские гостиные, «круглые столы».
- Привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий с применением нетрадиционных форм.
Формы работы над проектом
- Информационно – аналитические:
- консультации,
- сайт ДОУ. Группа в ВК
- буклеты, брошюры.
- Наглядно-информационные формы:
- тематические конкурсы, выставки, родительские уголки, папки-передвижки, стенды, музейный комплекс «Город детства»
- ИКТ.
- Познавательно-игровые:
- «круглый стол», мастер-класс, коучинг-сессия, родительские собрания с использованием нетрадиционных форм работы,
- интеллектуальные игры (деловая игра, шоу-битва, брейн-ринг, родительские гостиные),
- совместные досуги, развлечения (квест, турнир, сказкотерапия с участием родителей).
- Структурное содержание проекта
Этапы | Деятельность педагогов |
1 этап Целеполагание | -изучение научной и методической литературы по теме проекта; - опрос родителей; - беседа с педагогами по данной проблеме |
2 этап Разработка проекта | - создание модели взаимодействия дошкольного учреждения с семьей; - разработка методического материала по реализации проектной деятельности. |
3 этап Практический | - реализации намеченных планов и мероприятий в рамках данного проекта |
4 этап Подведение итогов (оценка результатов, защита проектов). | - подведение итогов проектной деятельности; - изготовление наглядно-информационного материала по данной проблеме; - опрос родителей и педагогов; - анализ проведенной работы; - презентация и выступление по теме проекта: «Дом, в котором мы живем». |
Планирование поэтапной реализации проекта
1 этап – целеполагание.
Методологическое обеспечение проекта:
- Зверева О.Л., Кротова Т.В.Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект.
- Т.Н. Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е. Жичкина «Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: методическое руководство для работников ДОУ».
- Антипина Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ.
- Борисова Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия.
- Елисеева Т.П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия.
- Хаснутдинова С.Р. Поиск активных форм взаимодействия детского сада с родителями.
2 этап – разработка проекта
3 этап – практический
Новая предметно – развивающая среда созданная с помощью родителей и педагогов.
№ | Новые объекты, методические материалы, пособия | Дата | Ответственные |
1. | Физкультурный зал
«Растем вместе», «Крепыши»
| 2016 год | Родители, творческая группа по физическому развитию |
2. | Музей «Дом вести, не лапти плести»
| 2016 год | Родители, творческая группа «Радость детям» ( познавательное, художественно-эстетическое развитие) |
3. | Спортивная площадка: футбольные ворота, стойки для баскетбольных корзин, стойки для волейбольной сетки, прыжковая яма, стенка для лазания, стенка для метания, беговая дорожка, скамейки для зрителей. | 2016 год | Родители, творческая группа педагогов по физическому развитию |
4. | Музей «Защитники Отечества» Программа «Дом, в котором мы живем» Кружки «Растить патриотов», «Любимый город» | 2015 год | Родители, творческая группа педагогов по духовно-нравственному воспитанию |
5. | Экологическая тропа:
Дворовая, Спортивная, Дорожка здоровья, Академия букашек, Аптека лесной феи, Огородная, Чумароза, Ферма, Мурлыкино, Последний переулок. Прибавились Уголок рязанского леса, Виды почв Рязанского края, Поляна эмоций, Метеостанция, Бизиборды. | 2016 год 2017 год 2018 год | Родители, творческая группа педагогов «Экологи» |
6. | Комната «Островок безопасности»
«Безопасность»«Островок безопасности» | 2016 год | Родители, творческая группа педагогов «Безопасность» |
7. | мини-музей «Забавный космос» | 2015 год | Родители, творческая группа педагогов |
8. | Мини-библиотека «Книга детям» | 2017 год | Родители, творческая группа педагогов |
9. | Центр «Права ребенка» | 2015 год | Родители, творческая группа педагогов |
10. | Картинная галерея | 2015 год | Родители, творческая группа педагогов |
11. | Мини-музей театральной куклы | 2018 год | Родители, творческая группа педагогов |
12. | Эко-центр «Эколята»
| 2018 год | Родители, творческая группа педагогов «Экологи» |
13. | Летний театр «Радуга»
| 2018 | Родители, творческая группа педагогов |
Работа с родителями в 2018г.
№ | Наименование мероприятия | Дата проведения | Контингент |
1 | Рыцарский турнир «О папах замолвим словечко» | 27 февраля 2018г. | Педагоги, родители, воспитанники младших групп |
2 | Интеллектуальная шоу-битва между родителями «Взрыв мозга» | 1 марта 2018г. | Педагоги, родители воспитанников подготовительных и санаторной групп |
3 | Интеллектуальная игра «Бреин-ринг» | 12 марта 2018г. | Педагоги, родители воспитанников старших групп |
4 | Квест-игра «Семейное путешествие» | 13 марта 2018г. | Педагоги, родители воспитанники средних групп |
5 | Семейный досуг. Творческая мастерская «Дом моей мечты» | 13 марта 2018г. | родители и воспитанники средних групп |
6 | Круглый стол «Принципы три «П» | 01.марта 2018г. | Родители воспитанников всех возрастных групп |
7 | Родительская гостиная с использованием технологии сказкотерапии | 13 марта 2018г. | |
8 | Консультация для родителей «Заповеди мудрого родителя» | В течение проектной деятельности | |
9 | Консультация «Ребенок и реклама» | ||
10 | Консультация «Роль книги в жизни дошкольника» | ||
11 | Консультация «Пожалуйста, разговаривайте с детьми» | ||
12 | Консультация «Роль семьи в развитии способности ребенка» | ||
13 | Консультация «Роль семьи в коммуникативном развитии детей» | ||
14 | Родительский уголок на тему «Родительские запреты» |
Прогнозируемые результаты и критерии их оценивания:
Главным критерием оценки результатов являются отзывы родителей; «обратная связь», выставки. Возможные риски: не все родители будут активны.
В процессе реализации проектной деятельности ожидаются следующие результаты:
- - открытость и доступность деятельности ДОУ для родителей и общественности;
- повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством наглядно-информационной поддержки семьи;
- создание современной модели взаимодействия ДОУ и семьи.
- способствует обогащение развивающей предметно – пространственной среды и является показателем эффективного сотрудничества, при котором родители постепенно от наблюдателей педагогического процесса, переходят к позиции инициаторов и активных участников.
Заключение.
Таким образом, создание новой модели взаимодействия ДОУ и семьи, основанной на внедрении в деятельность учреждения инновационных методов и форм, помогут добиться высоких результатов в работе со всеми субъектами образовательного процесса. В этом году Городским советом родителей был впервые учреждён знак родительской общественности «Лучшие среди равных». Данный знак председатель Городского совета родителей Т.В. Кочетова вручила нашему детскому саду.
Работа по взаимодействию педагога с семьей должна способствовать: созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами; активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей; повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей; развитию разносторонних способностей детей и родителей в совместной деятельности; установлению преемственных связей с детьми дошкольного учреждения и их родителями. Мы стремимся, чтобы педагоги для родителей стали друзьями, участок – детским парком для семейных прогулок и праздников, а детский сад – родным домом, где любого взрослого и ребенка любят таким, какой он есть.
Список литературы
- Байбородова Л. В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Академия развития, 2003. - 224 с.
2. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). - Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.
3. Долинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. - № 1. - С. 41 - 49.
4. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. - №1. - С. 60 - 68.
5. Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей «Из детства - в отрочество» // Дошкольное воспитание. 2000. - № 3. - С. 87 - 91.
6. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. - М.: Линка-Пресс. - 2001. - С. 25 - 26.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Страна, в которой мы живем.
логопедия...
Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Социализация» , «Познание» по теме: «Дом, в котором я живу»Конспект познавательной игры
Игра, ставящая своей целью формирование у детей патриотических чувств, осознания причастности каждого человека к судьбе семьи, города, края....
Конспект занятия игры "Что? Где? Когда?" на тему "Край, в котором мы живем"
Занятие -игра по патриотическому воспитатнию в старшей группе....
Проект "Город в котором я живу"!
У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство...
комплекс занятий по краеведению "Дом в котором я живу"
Знакомство детей со своей малой родиной улицей, музеем, памятниками архитектуры, воспитание патриотизма и уважения....
Проект "Город, в котором я живу"
.Паспорт поэтапной работы над проектом - "Город, в котором я живу".Все мероприятия, которые проводились при реализации этого проекта....
проект "Край в котором я живу! Край который я люблю!"
Сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления о родном крае, гордости и любви к родному городу, через ознакомление с историей своего края, жизнью народа, нравственными ценностями, т...