Занятие по природному миру «Человек и природа» (подготовительная к школе группа)
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: обобщить знания детей о лесе .
Задачи:
- закрепить знания у детей о деревьях;
- закрепить названия диких животных;
- закрепить знания детей о том, чем питаются и где живут дикие животные;
- воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, уважительное отношение к обитателям леса;
- учить детей давать полные ответы на вопросы;
- учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.
Интеграция областей: ПР, РР, СКР, ХЭР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_chelovek_i_priroda.docx | 27.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по природному миру «Человек и природа» (подготовительная к школе группа)
Цель: обобщить знания детей о лесе .
Задачи:
- закрепить знания у детей о деревьях;
- закрепить названия диких животных;
- закрепить знания детей о том, чем питаются и где живут дикие животные;
- воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, уважительное отношение к обитателям леса;
- учить детей давать полные ответы на вопросы;
- учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.
Интеграция областей: ПР, РР, СКР, ХЭР.
Участники: дети подготовительной к школе группы, воспитатель.
Предварительная работа: наблюдения в природе, рассматривание иллюстраций, энциклопедий о животных, чтение художественной литературы, дидактические игры, отгадывание загадок, слушание голосов природы, рисование иллюстраций к стихотворениям о природе.
Оборудование: глобус, музыкальная колонка, запись «Звуки леса», бандероль, письмо от Старичка- Лесовичка, раздаточный материал, загадки о животных.
Ход занятия:
Воспитатель:
С добрым утром, солнышко родное,
С добрым утром, чистая вода,
С добрым утром, небо голубое,
Утро добрым будет пусть всегда!
Доброе утро, дети!
Доброе утро, гости!
- Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся и пожелаем всем доброго утра (Дети здороваются с гостями).
Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о нашей удивительной и разнообразной природе. Что такое природа?
Дети: Природа – это растения, деревья, животные, вода, воздух, почва, горы. Природа бывает живая и неживая.
Воспитатель:
Наша планета Земля
Очень щедра и богата,
Горы, леса, степи, поля,
Дом наш родимый, ребята!
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, что это? (Держит в руках глобус)
Дети: Это глобус – модель Земли.
Воспитатель: Правильно, это уменьшенная модель Земли. Какие цвета вы видите на глобусе?
(Ответы детей)
Воспитатель: Что они обозначают?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, ребята. Сегодня я хочу пригласить вас в необычное путешествие – в лес . Что вы знаете о лесе? Что такое лес? Какой он бывает? Есть лес у нас в Мордовии?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. В Мордовии тоже растут леса. И на территории Темниковского района есть заповедник имени П.Г.Смидовича. Природа заповедника находится под охраной .
(демонстрация картинок с изображением заповедника, его растений, животных)
-Прошу вас пройти на свои стульчики. Закройте глаза (Слышны звуки леса - запись). Вот мы и попали в лес.
-Прежде, чем войти в лес, давайте вспомним "лесные правила", как нужно вести себя в природе. (Дети называют "лесные правила" по рисункам).
- Не рви и не топчи полевые цветы.
- Не лови диких животных и не уноси их домой.
- Не разоряй птичьи гнёзда.
- Не ломай ветки деревьев и кустарников.
- Не лови бабочек и других насекомых.
- Не убивай лягушек и жаб.
- Не разводи костёр.
Молодцы. И вот мы в лесу. Что вы слышите? Какие картины вы себе представили?
(Дети дают ответы, читают стихи)
1 ребёнок
Мы идём лесной тропою,
Смотрим мы по сторонам –
Пахнет травами и хвоей,
Белки бродят по стволам.
2 ребёнок
Мы зашли в смолистый ельник,
Где и в жаркий полдень – тень,
Там заметили муравейник
И большой замшелый пень.
3 ребёнок
Огонёчки земляники
Зажигаются в траве,
Золотою рябью блики
Пробегают по листве.
4 ребёнок
Скоро выйдем на опушку,
Сядем на упавший ствол
И послушаем кукушку,
Поглядим на танцы пчёл.
Воспитатель: Вы замечательные фантазёры. Давайте вспомним, какие деревья растут в нашем лесу (Дети называют деревья).
Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру
"Что я знаю о деревьях нашего леса?"
- Какое дерево поит нас сладким соком? (Берёза)
- Кто из лесных обитателей любит берёзовый сок? (Дятел, бабочка, шмель, муравьи)
- Листья, какого дерева и «без ветра трепещут»? (Осина)
- Из плодов, какого дерева можно сделать алые бусы? (Рябина)
- Какие деревья называют вечнозелёными? (Ель, сосну) Почему?
- Весною кудри завила
Нежные, пушистые.
И стоит белым - бела
(Черёмуха) душистая.
Воспитатель: Молодцы. А скажите, ребята, какую пользу приносят деревья? (Ответы детей: мебель, посуда, строительный материал, игрушки, берёзовый сок, из почек делают лекарства, музыкальные инструменты).
Воспитатель И вот мы с вами попали на грибную полянку.
Дидактическая игра "Съедобный грибок, положи в кузовок"
Воспитатель: Хорошо, ребята, вы знаете съедобные грибы. Старичок-Лесовичок прислал мне письмо, а в нем он приготовил вам вопросы.И первые вопросы о грибах.
1. Какие несъедобные грибы вы знаете? (Мухомор, бледная поганка)
2. Можно ли собирать незнакомые грибы?
3. Можно ли есть сырые грибы? (Нужно варить, жарить, солить).
4. Нужно ли уничтожать ядовитые грибы? (Нет, ими лечатся некоторые животные).
5. Почему нельзя грибы рвать с корнем, а нужно срезать ножом? (Можно повредить грибницу, и грибы на этом месте расти больше не будут).
Дыхательное упражнение "В лесу"
В. - Ребята, давайте глубоко подышим, ведь воздух в лесу чистый и свежий.
В. - А сейчас пойдём дальше.
Здесь в зарослях лесных.
Где всё для сердца мило.
Где чистым воздухом
Так сладостно дышать.
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех умеющих их тайну разгадать.
Воспитатель: С первым заданием вы справились. В следующем задании Лесовичок хочет узнать как вы знаете животных нашего леса. А это мы узнаем из игры, которая называется "Угадай загадку"
1. Кто в берлогу спать ложится –
Волк, медведь или лисица? (Медведь)
2. Кто пчелиный любит мёд,
Лапу кто зимой сосёт? (Медведь)
3. Это что за шалунишка
Рвёт с еловой ветки шишку,
Семена в ней выгрызает,
Шелуху на снег бросает? (Белка)
4. Всех зверей
Она хитрей,
Шубка рыжая
На ней (Лиса)
5. Есть у нас такой обычай –
Ходим стаей за добычей,
Прячемся у тёмной ёлки,
Кто мы – лисы или волки?
6. Травы копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
7. Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь! (Рысь)
8. Мелкий олень, но похож на козу.
Любит селиться в хорошем лесу.
Рыжий окрас. Не страшны ей снега.
А у самцов – будто лира рога. (Косуля)
9. У него в полосках спинка,
Хвостик лёгкий как пушинка.
Все запасы, как в сундук,
Прячет в дупла… (Бурундук)
10 .Только ляжет снег несмело
И покроет все места,
Становлюсь и я весь белым,
Кроме кончика хвоста. (Горностай)
Воспитатель: Молодцы. Вы хорошо знаете животных.
Физкультминутка «По дорожке»
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке (Подскоки на правой ноге.)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим. (Бег на месте.)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.)
-Ребята, посмотрите, какая чудесная полянка ,а знаете ли вы, что растения бывают лекарственными? Что эти растения помогают человеку вылечиться от разных болезней? (знаем)
- Какие лекарственные травы вы знаете? (Подорожник, медуница, одуванчик, мать-и-мачеха, ромашка, крапива и др.)
Воспитатель: - Ребята, а ведь в лесу можно встретить не только лекарственные растения, но и ядовитые. Ядами этих растений человек может отравиться. (Детям предлагается из набора картинок, с изображением растений, выбрать растения опасные для жизни).
А вот следующие вопросы от Лесовичка.
Вопросы к детям:
1. Что нужно сделать придя из леса домой? (Помыть руки).
2. Можно ли брать в рот незнакомые растения? (Нельзя. Можно отравиться).
3. Нужно ли рвать лесные и луговые травы? (Нет. Дома они быстро завянут).
Ребёнок читает стихотворение.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все - и я, и ты,
Если мы сорвём цветы -
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Воспитатель: - А сейчас послушайте загадку:
Что за маленькая крошка
У Егорки на ладошке.
Красный плащ, семь чёрных точек.
Улетать никак не хочет? (божья коровка)
Подвижная игра "Божья коровка".
Воспитатель:. - А сейчас давайте вспомним правила при встрече с насекомыми.
1. Если увидели осиное гнездо? (Нельзя трогать руками, осы очень больно жалят, мелких животных осы могут зажалить до смерти, ужаленное место сильно распухает).
2. Если около вас летит пчела? (Нужно вести себя спокойно, нельзя махать руками, нужно перейти в другое место).
3. Если встретите на пути муравьёв? (Можно понаблюдать за этими удивительными насекомыми, но руками трогать не надо, не будешь им мешать, они тебя не укусят).
4. Как защититься от комаров и мошек? (Использовать мазь, отпугивающую насекомых).
5. Какой вред приносят мухи? (Разносят микробы)
. Воспитатель:. - Вот и заканчивается наша прогулка в лес. Много нового и интересного мы с вами узнали и вспомнили. А теперь можно отправляться домой.
-Ребята! Посмотрите, что это?
Забывчивый охотник на поляне
Не разметал. не закопал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали.
И нехотя чадили до утра.
- Ребята, давайте быстро потушим костёр.
- Как в лесу можно потушить огонь? ( Залить водой, закидать пламя землёй).
- А что может случиться, если костёр не потушить? (Погибнет лес, животные, птицы и т. д.)
- Ребята, смотрите корзина с угощеньями. А в ней записка от Лесовичка :
Спасибо, что потушили костёр. И помните. что лес легко раним, не причиняйте ему вреда. Ведь в лесу вы только гости.
Наша планета земля очень щедра и богата,
Горы, леса и поля - дом наш родимый ребята.
Беречь надо птиц, насекомых, зверей.
Давайте будем добрей!
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше лесное путешествие. Давайте закроем глаза и сосчитаем до пяти. Один, два, три, четыре, пять, вот и в группе мы опять.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей)Как вы думаете, какую пользу приносит лес? (Ответы детей)
Воспитатель: И в заключение нашего занятия, послушайте стихотворение.
Берегите лес, ребята!
Он нам дарит кислород.
В нём ещё живут зверята
Разных видов и пород.
Поутру поют нам птицы,
А листва укроет в зной.
И пыльца цветов на лицах
Оставляет запах свой.
Берегите лес, ребята!
И не жгите в нём костры.
Благодарны будут звери
И деревья, и кусты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по познавательному развитию (Ознакомление с миром природы).Подготовительная к школе группа ОНР
Перспективное планирование по познавательному развитию на основе учебно-методического комплекта ФГОС (Николаева С. "Юный эколог")...
Перспективное планирование по познавательному развитию (Ознакомление с миром природы).Подготовительная к школе группа ОНР
Перспективное планирование по познавательному развитию на основе учебно-методического комплекта ФГОС (Николаева С. "Юный эколог")...
занятие по природному миру. Тема: "Знатоки природы"
Занятие обобщающее, игровое по теме "Животные"...
Конспект занятия по познавательному развитию.Ознакомление с миром природы. Подготовительная к школе группа.
Конспект НОД по познавательному развитиюВ подготовительной к школе группеТема: Дары осени Задачи:образовательные: закрепить знания о деревьях (повторение пройденного материала), умение определять...
Конструкт НОД по ознакомлению детей с целостной картиной мира. «Знатоки природы» (подготовительная к школе группа.)
В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое пон...
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ «Самый дорогой мой человек» с детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет)
Цель: дать представления о значимости матери каждого человека; помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матери работа по дому: указать на необходимостъ помощи мамам. Формирование ценных...
Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и рисованию в подготовительной к школе группе (ТНР) «Гвоздики- символ победы»
Цель: развивать патриотические чувства, любовь к Родине.Задачи:1. Расширять знания детей о Великой Отечественной Войне2. Развивать умение подбирать краски по цветовой гамме.3. Отра...