Консультация "Профессиональные компетенции воспитателя ДОУ"
консультация
Консультация "Профессиональные компетенции воспитателя ДОУ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
МДОУ «Детский сад № 112»
Консультация
«Профессиональные компетенции воспитателя ДОУ»
Подготовила:
Цветкова И.В.
г. Ярославль 2019 г
Профессиональные компетенции воспитателя ДОУ
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов. (Слайд 2)
Профессиональная компетентность — это способность педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной деятельности.
Компетентность — это личностная характеристика, а компетенция — это совокупность конкретных профессиональных качеств.
Ученые А.С.(Август Соломонович) Белкин и В.В. (Валерий Вениаминович) Нестеров считают: «В педагогическом плане компетенция – совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном пространстве».
Одним из важных факторов развития ребенка на современном этапе выступает личность воспитателя. Меняются его роль и функции. Профессия воспитателя ДОУ постепенно переходит в разряд специальностей, характеризующихся высоким уровнем мобильности. Она становится все более сложной, что связано с появлением новых профессиональных задач, поведенческих взглядов, с необходимостью освоения новых функций, востребованных современным обществом. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям: (Слайд 3)
- воспитательно-образовательной
- учебно–методической
- социально–педагогической.
Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности:
осуществление целостного педагогического процесса;
создание развивающей среды;
обеспечение охраны жизни и здоровья детей.
Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.
Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:
планирование воспитательно-образовательной работы;
проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.
Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности:
знание образовательной программы и участие в её написание, знание методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.
Компетентный воспитатель должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.
Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:
консультативная помощь родителям;
создание условий для социализации детей;
защита интересов и прав.
Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.
Специфика профессиональной деятельности предъявляет к воспитателю дошкольного образования определённые требования. (Слайд 4)
Так вот, в Профстандарте, перечислены профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя):
1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми.
2. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.
3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.
4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей.
5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования. (Слайд 5)
6. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка.
7. Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, социального педагога, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.
8. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка.
9. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.
10. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.
11. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми.
Сегодня от педагогов ДОУ требуется активное включение в инновационную деятельность, в процесс внедрения новых технологий взаимодействия с детьми и родителями. (Слайд 6)
Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональных компетенций педагога:
- работа в методических объединениях, проблемно-творческих группах;
- исследовательская, экспериментальная и проектная деятельность;
- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
- различные формы психолого - педагогической поддержки, как для молодых педагогов, так и для педагогов со стажем, наставничество;
- открытые просмотры и взаимные посещения занятий;
-педагогические ринги - ориентирует педагогов на изучение новейших исследований в психологии и педагогике, методической литературе, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора;
- активное участие в профессиональных конкурсах различных уровней;
- обобщение собственного педагогического опыта на городских мероприятиях и в интернет - пространстве;
- работа педагогов с научно-методической литературой и дидактическими материалами;
- организация практических семинаров, практических занятий, всеобучи;
- тренинги: личностного роста; с элементами рефлексии; развития креативности;
- психолого-педагогические гостиные, деловые игры, мастер – классы и др.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимость повышения собственной профессиональной компетентности.
Таким образом, современному детскому саду нужен педагог, который будет не «учителем», а старшим партнером для детей, способствующим развитию личности воспитанников; педагог, способный грамотно планировать и выстраивать воспитательно-образовательный процесс, ориентируясь на интересы самих детей, но при этом не бояться отойти от намеченного плана и подстраиваться под реальные ситуации; педагог, который может самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, а также способный к сотрудничеству, владеющий психолого-педагогическими знаниями, современными информационно-коммуникационными технологиями, способный к самообразованию и самоанализу.
Тем не менее, даже если сегодня педагог не может похвастаться полным соответствием всем критериям Профстандарта, его нужно рассматривать как ориентир в своей педагогической деятельности и постепенно совершенствоваться, дабы более качественно подходить к обучению, развитию и воспитанию подрастающего поколения. (Слайд 7)
Литература
1. Нестеров В. В., Белкин А. С. Педагогические компетенции: учеб. пособие. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2003.
2. Савина Н. М. Инновационные компетентностно-ориентированные педагогические технологии в профессиональном образовании // Среднее проф. образование. – 2008. – № 4.
3. Селевко Г. К. Традиционные педагогические технологии // Среднее проф. образование. – 2005. – № 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет - деловая игра «Повышение профессиональной компетенции воспитателей».
Ход педагогического совета в форме деловой игры, с презентацией...
Педагогический совет: "Формирование профессиональной компетенции воспитателя ДОО"
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ...
Роль методического кабинета и старшего воспитателя в повышении профессиональной компетенции воспитателя
Важность помощи старшего воспитателя в профессиональном росте молодых специалистов....
ЭССЕ «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯ XXI ВЕКА»
ЭССЕ «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯ XXI ВЕКА» ...
Консультация для воспитателей "Здоровьесберегающие технологии в системе формирования профессиональных компетенций воспитателей специализированных дошкольных учреждений»
Консультация для воспитателей по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ....
Работа творческих групп, как одна из форм повышения компетенции воспитателей ДОУ
Творческая группа педагогов – эффективное добровольное профессиональное объединение педагогов, заинтересованных во взаимном творчестве по изучению, разработке, обобщению материалов по заявленной...
Эссе о компетенциях воспитателя
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуацияхПК 3.2 Проводить занятия с детьми дошкольного возраста...