ЭССЕ «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯ XXI ВЕКА»
статья по теме
ЭССЕ «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯ XXI ВЕКА»
...Воспитывать – это благое призванье!
Любить, понимать и, конечно, прощать,
Примером во всём быть, являть состраданье…
Воспитывать, значит, другим что-то дать.
Дать даром уменья свои, свои знанья;
Посеять всё лучшее в детских сердцах,
В ответ не прося ни наград, ни признанья…
Отдать свою жизнь, всю отдать… до конца.
Светлана Богдан
Счастлив человек, который утром с радостью идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой. Надо ли говорить, какое важное место в жизни каждого из нас занимает профессиональная деятельность. В ней – источник достоинства, возможность реализовать свои разнообразные способности, личностный потенциал, она дает широкий круг общения.
В последние годы одной из актуальных тем развития образования в нашей стране становится повышение профессиональной компетентности педагога. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в условиях рыночной экономики возрастают требования к профессиональной подготовке специалистов во всех сферах трудовой деятельности человека.
Что определяет степень профессионализма педагога, уникальность его творческого «Я»? Только постоянно развиваясь, он может соответствовать требованиям времени и профессии, а в чем-то даже опережать их.
Древнекитайский мыслитель Конфуций (551-479) говорил: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, способен быть учителем».
Деятельность педагога во многом ориентирована на будущее. Для совершенствования профессионализма, как и совершенствования личности, возможны разные пути.
Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения. Но какие бы изменения не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.
Начнем с раскрытия содержаний основных понятий, ибо, как говорил Рене Декарт: «Верно определите слова, и вы освободите мир от половины недоразумений».
Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.
Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность. Вопросы профессиональной компетентности рассматриваются в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. Современные подходы и трактовки профессиональной компетентности весьма различны. Существующие на сегодняшний день в зарубежной литературе определения профессиональной компетентности как «углубленного знания», «состояния адекватного выполнения задачи», «способности к актуальному выполнению деятельности».
Проблема профессиональной компетентности активно изучается и отечественными учеными. Чаще всего это понятие употребляется интуитивно для выражения высокого уровня квалификации и профессионализма. Профессиональная компетентность рассматривается как характеристика качества подготовки специалиста, потенциала эффективности трудовой деятельности [Пугачев, 2000]. В педагогике данную категорию рассматривают либо как производный компонент от «общекультурной компетентности» (Н.Розов, Е.В.Бондаревская), либо как «уровень образованности специалиста» (Б.С.Гершунский, А.Д.Щекатунова). Если попытаться определить место компетентности в системе уровней профессионального мастерства, то она находится между исполнительностью и совершенством.
Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).
В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников предлагается осуществлять с использованием критериев:
1. Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.
2. Готовность решать профессиональные предметные задачи.
3. Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.
В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ…». Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Воспитатель ХХI века – это:
- Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
-Умеющий организовать рефлексивную деятельность;
- Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары. Но, не для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов – это самообразование. Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не «отстать от поезда современности».
Условия профессионального роста
Самообразовательная работа;
Чтение методической, педагогической и предметной литературы;
Обзор в Интернете;
Посещение семинаров, конференций, образовательной деятельности;
Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
Систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;
Изучение информационно-компьютерных технологий;
Общение с коллегами в МБДОУ, городе и в Интернете;
Участие в конкурсах;
Помещение своих разработок на сайтах в Интернете.
Главным достижением в своей работе с детьми считаю призвание. Это значит – хотеть и уметь снова и снова проживать детство с каждым ребёнком, видеть мир его глазами, удивляться и познавать вместе с ним; быть незаметным, когда малыш занят своим делом, и незаменимым, когда ему нужна помощь и поддержка, быть интересным для него постоянно и принимать его таким, какой он есть. Беречь его и стараться делать всё, чтобы его детство было содержательным и радостным, потому что от того, как пройдёт детство ребёнка, зависит и его дальнейшая взрослая жизнь.
В наше сложное время нам, воспитателям XXI века, приходится жить в новых условиях, когда компетентность, профессионализм, творчество, инициативность, готовность брать ответственность на себя являются главными качествами воспитателя XXI века. Как говорится в русской поговорке «Я и жнец, и жрец, и на дуде игрец». К чему я и стремлюсь.
Список литературы:
1. Захараш Т. Б. Современное обновление содержания подготовки воспитателя/ Т.Б. Захараш // Дошкольное воспитание – 2011. -№ 12;
2. Сваталова Т.А. Инструментарий оценивания профессиональной компетентности педагогов/ Т. Сваталова// Дошкольное воспитание – 2011. -№1;
3. Хохлова О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов/ О.А. Хохлова// Справочник старшего воспитателя – 2010. - №3.
Подготовил: Бесчётнова Оксана Владимировна
МБДОУ "Детский сад № 2" города Чебоксары
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 26.31 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитатель 21 века
эссе импровизация по теме "Воспитатель 21 века"...
Роль методического кабинета и старшего воспитателя в повышении профессиональной компетенции воспитателя
Важность помощи старшего воспитателя в профессиональном росте молодых специалистов....
Консультация для воспитателей "Здоровьесберегающие технологии в системе формирования профессиональных компетенций воспитателей специализированных дошкольных учреждений»
Консультация для воспитателей по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ....
«Профессиональные компетенции воспитателя XXI века»
В последние годы одной из актуальных тем развития образования в нашей стране становится повышение профессиональной компетентности педагога....
Эссе «Профессиональная компетентность воспитателя в условиях реализации ФГОС»
Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, повлекли за собой изменения в образовательной политике, пересмотр основ теории и практики образования. Учитывая чрезвычайную важность получения...
Эссе "Профессиональные компетенции воспитателаХХI века"
Каким же должен быть воспитатель ХХI века?Конечно же он должен владеть новейшими технологиями,уметь ориентироваться в мире современных достижений науки и техники,должен быть юридически и экономи...
Консультация для воспитателей Тема: «Формирование и повышение профессиональных компетенций воспитателя как необходимое условие качества образовательного процесса»
Становление новой системы дошкольного образования требует радикального переосмысления сложившегося подхода к профессиональной деятельности педагога. Современному детскому саду нужен педагог, способный...