Убучение русскому языку как второму. Комплекс игр и занятий.
методическая разработка
Данная разработка готова к использованию в обучении детей, для которых русский язык не является родным. в состав разработки вошли игры, варианты занятий по продуктивной деятельности и праздник, как завершающий этап серии занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_detey_russkomu_yazyku_kak_vtoromu.docx | 19.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Центр «Дошкольное детство им. Запорожца»
Методическая разработка
по курсу: «Обучение детей дошкольного возраста второму языку»
Выполнила: Старший воспитатель
Бузанова Марина Александровна
Москва
Игра «Встреча»
Материалы: две мягкие игрушки, коробочка, имитирующая подарок.
Речевой образец: я рад, ты рад.
Педагог обыгрывает сценку встречи с двумя игрушками:
- Здравствуй, зайчик!
- Здравствуй, ежик!
- Как я рад тебя видеть!
- И я тоже очень рад! Я принес тебе подарок (вручает подарок).
- Ах, спасибо! Как я рад! У меня для тебя тоже есть подарок (вручает подарок). Ты рад?
- И я рад!
Игра «В гости в детский сад»
Материалы: две мягкие игрушки, угощение для детей.
Речевой образец: я рал, ты рада, он рад, она рада, вы рады.
Педагог разыгрывает сценку:
Встретились заяц и еж:
- Здравствуй, заяц!
- Здравствуй, еж!
- Как я рад тебя видеть!
- И я рад!
- Я принес для тебя угощение (угощает конфетами)!
- Спасибо! Я так рад!
- Давай ребят угостим конфетами? (знакомятся с детьми, угощают, приговаривают: «Я рад тебя видеть!»)
Педагог обращается к детям: «Вы рады?»
- Спасибо, Заяц и Еж, мы рады. Показывает на мальчика – «Он рад», показывает на девочку- «она рада».
Ёж поет: «Как я рад, как я рад, что пришел к вам в детский сад!»
Заяц: «И я рад, и я рад, что пришел к вам в детский сад!»
Инсценирование сказки «Курочка ряба»
Материалы: изображения героев для театра на фланелеграфе по сказке « Курочка Ряба».
Речевой образец: рад, рада.
Жили-были дедушка и бабушка, и была у них курочка Ряба. Принесла курочка яичко, да не простое, а золотое. Дедушка рад, бабушка рада. Мышка рада. Все рады! Захотели дедушка и бабушка съесть яичко. Дедушка бил-бил, не разбил. Бабушка била-била, не разбила! Мышка бежала, хвостиком махнула. Яичко упало и разбилось. Дедушка плачет, бабушка плачет. А курочка говорит: «Не плач, дедушка, не плач бабушка. Я принесу вам новое яичко» Принесла она новое яичко. Дедушка рад, бабушка рада. А вы рады, ребята?
Игра «Наша Таня громко плачет»
Материалы: Кукла, мячик.
Речевой образец: весёлая, весёлый, весёлые, грустная, грустный, грустные.
Педагог показывает куклу:
- Это Таня. У Тани красивый мячик. Таня веселая.
Таня:
- Хотите поиграть моим мячиком?
Педагог бьет мячом об пол и говорит: «Мой веселый, звонкий мяч, ты куда помчался вскачь! Красный, синий, голубой – выбирай себе любой!» Дети прыгают, изображая мячики, и повторяют слова за педагогом.
Педагог: - Какие вы веселые! Обращается к мальчику – «Ты веселый!» К девочке – «Ты веселая», «Он веселый, она веселая».
Педагог рассказывает стихотворение «Наша Таня громко плачет», и имитирует попадание мяча в реку.
Педагог: «Таня грустная, она плачет. Покажите, как она плачет». (Дети изображают)
Педагог обращается к мальчику: «Ты грустный», обращается к девочке: «Ты грустная», «Он грустный, она грустная, вы грустные, мы грустные».
- Давайте пожалеем Таню, скажем ей: «Тише, Танечка, не плач, не утонет в речке мяч».
- Мяч достали, он как новый, стала Танечка веселой! И мы тоже опять веселые.
Педагог обращается к детям: «Ты веселый, ты веселая…
Инсценирование сказки «Заюшкина избушка»
Материалы: шапочки животных, макеты домиков лисы и зайчика.
Речевой образец: добрый, добрая, злой, злая.
Педагог вместе с детьми инсценирует сказку «Заюшкина избушка».
Описание зайчика: зайчик добрый, веселый.
-Лиса какая? Злая, сердитая.
-Пришла собачка. Собачка злая? Нет, собачка добрая.
-Пришел медведь. Медведь злой? Нет, медведь добрый.
-Пришел петушок. Петушок злой? Нет, петушок добрый.
В конце сказки вопросы к детям: Кто злой? Кто добрый? Лиса какая? Собачка какая?
Игра «Найди»
Материалы: картинки с изображением разных персонажей с различными эмоциями.
Речевой образец: весёлый, злой, грустный.
Детям раздаются картинки с изображением персонажей с разными эмоциями. Педагог спрашивает: «Кто веселый? Кто грустный? Кто злой?» Дети показывают соответствующие картинки, отвечают: «Зайчик весёлый, волк злой»
Игра «Шарики»
Материалы: мягкая игрушка- медвежонок, воздушный шарик.
Речевой образец: тебе радостно, мне радостно, вам радостно, тебе(мне, вам) грустно, страшно.
Педагог приносит игрушку-медвежонка и шарики. Игрушечный медвежонок дарит шарик воспитателю. Педагог: «Спасибо мишка, какой красивый шарик. Мне радостно!» Медвежонок дарит каждому ребенку шарик.
Педагог: «Тебе радостно? Вам радостно? Нам радостно?»
Педагог прокалывает шарик иголкой. «Ой, мне страшно! Вам страшно? Нам страшно!»
Педагог поднимает то, что осталось от шарика: «Ах, нет шарика. Он лопнул. Мне грустно. Вам грустно?»
Игра «Солнце и тучка»
Материалы: изображение солнышка и тучки, зонтик.
Речевой образец: мне (тебе, вам) весело, грустно.
Педагог показывает изображение солнышка: «Солнышко светит. Мне весело. Вам весело. Тебе весело? Нам весело! (Дети отвечают: мне весело, нам весело.) Давайте веселиться?» (дети прыгают, танцуют под музыку.)
Педагог: «Солнышко спряталось. Появилась тучка, пошел дождик». Показывает изображение тучки (дети изображают дождик руками). Прячьтесь скорее. Мне грустно, дождик идёт, солнышка нет. Тебе грустно? Вам (нам) грустно?».
Игра «Плакать - смеяться»
Материалы: две шапки клоунов.
Речевой образец: он меется, он плачет, ты смеешься, ты плачешь, вы смеетесь, вы плачете.
Педагог говорит детям: «Смейтесь! Не смейтесь! Плачьте! Не плачьте! Вы грустные! Вы веселые!» Дети изображают соответствующие эмоциональные состояния.
Два ребенка изображают клоунов: один веселый, другой грустный. Один от всего веселится, другой от всего грустит. Они показывают разные этюды. Педагог задает вопросы: Он веселый? Он грустный? Он плачет? Он смеется? Ты смеешься? Ты плачешь? Мы смеемся? Мы плачем? Вы смеетесь? Вы плачете?
Игра «Пиктограммы»
Материалы: наборы пиктограмм, сюжетные картины.
Речевой образец: мне (тебе, вам, нам) весело, грустно, страшно.
Детям раздаются наборы пиктограмм.
Педагог показывает сюжетные картины, описывает их, называет свое эмоциональное состояние: «Мне весело!», спрашивает у ребенка: «Тебе весело? Собери картинку», « Мне грустно. Тебе грустно?», «Мне страшно».
Инсценирование сказки «У страха глаза велики»
Материалы: атрибуты для инсцинирования: косынки, ведра, шапочка зайца, яблоко.
Речевой образец: мне (вам, нам) страшно, испугался, испугалась.
Пошли бабушка с внучкой за водой. Набрали воды, идут обратно, несут ведра с водой. Видят – под деревом зайчик сидит. Вдруг с дерева яблоко падает, да прямо на зайчика. Зайчик испугался, и прыгнул прямо на бабушку и внучку. Бабушка испугалась, внучка испугалась. Ведра бросили, побежали домой. Бабушка говорит: «Ох, как мне страшно. На меня медведь напал». Внучка плачет: «Ой, и мне страшно, на меня волк напал! » Вот с тех пор говорят: «У страха глаза велики!!!»
Вопросы к детям: Зайчику страшно? Он испугался? Внучке страшно? Она испугалась? Бабушке страшно? Бабушка испугалась? Мне страшно. А вам страшно? Нам всем страшно!
Игра «Наоборот»
Материалы: сюжетные картинки.
Речевой образец: веселый, грустный.
Педагог показывает детям картинки с изображением разных ситуаций. Воспитатель называет эмоции, которые не соответствуют картинке. Дети исправляют.
Педагог: «Вот мальчик веселый!»,показывая изображение мальчика с грустным лицом
Ребенок: «Нет, этот мальчик грустный»
Игра «Страшилки»
Материал: атрибуты для сказки, карандаши, бумага для рисования.
Речевой образец: страшно, бояться, испугаться.
Педагог рассказывает, что бывает страшное и чего можно бояться, испугаться. Показывает изображения страшных существ, спрашивает у ребят, бояться ли они, страшно ли им. Дети издают «страшные» звуки. Разыгрывается сказка «Баба - яга». Дети рисуют «страшилок».
Продуктивная деятельность
1. Раскрашивание пиктограмм с различными эмоциями.
Цель: учить детей определять настроение по выражению лица, развивать цветовосприятие, с помощью подбора цвета к определённому эмоциональному состоянию. Ввод в словарь детей слов: весёлый, грустный, весело, грустно.
2. Аппликация «Настроение». Из подготовленных частей дети собирают лицо с определённой эмоцией или по самостоятельному выбору.
Цель: активизировать употребление детьми слов обозначающих эмоциональные состояния.
3. Рисование красками « Цвет настроения».
Цель: развитие цветовосприятия детей, употребление детьми слов: мне весело, мне грустно, мне страшно,тебе весело, тебе грустно, тебе страшно, нам (вам) весело, грустно, страшно.
4. Рисование фломастерами на воздушных шарах, с элементами аппликации «Такие разные Смешарики»
Цель: активизировать употребление слов веселый, грустный, злой.
5. Изготовление масок, выражающих разные эмоции, к празднику «Масленица»
Цель: активизировать словарный запас детей в описании разных эмоциональных состояний.
Завершающий этап- праздник «Масленица»
Дети входят в украшенный зал оформленный виде ярмарки. Ряженные (переодетые дети) проходят по залу и поют песню:
Дайте, пожалуйста, добрая хозяйка,
Конфеты и блины,
- будем рады мы.
В этой песне отражается предшествующая работа с детьми старшего дошкольного возраста:
- образование существительных множественного числа (яблоки, груши, баранки и сушки, пряники и бублики, булки и ватрушки);
- расширение словаря эмоций – я рад, ты рад, мы рады, вы рады;
Работа с детьми младшего дошкольного возраста:
- обогащение словаря словами, означающими обращение, просьбу;
Предварительная работа с детьми: изготовление масок из картона или папье-маше. Эта работа с дошкольного возраста направлена:
Младший дошкольный возраст:
- на закрепление знаний о частях лица: рот, нос, щека, глаз, ухо, и образование множественного числа – уши, глаза, щеки;
- на использование прилагательных, обозначающих величину, размер предмета (большой, маленький).
Старший дошкольный возраст:
- употребление прилагательных, обозначающих форму предмета (круглый глаз, треугольное ухо, квадратная щека)
- использование слов, обозначающих эмоциональные состояния- весёлый, грустный, злой.
Участие родителей в проведении праздника – выпечка блинов.
Дети старшего возраста покупают блины, в диалоге с продавцом употребляют существительные в творительном падеже с предлогами:
- Блины с чем?
- С грибами.
- С икрой.
- Со сметаной.
- С творогом.
Предварительная работа:
изготовление меню ярмарки в виде плаката, где изображена различная начинка, которую можно предложить к блинам (закрепление материала по употреблению в речи детей существительных в творительном падеже с предлогом); изготовление масленичек из ниток (словарная работа: масленичка большая - маленькая, руки длинные – короткие, масленичка красная – синяя, основные цвета и оттенки ниток).
В конце праздника в зал вносят масленицу. Дети описывают ее: красивая, румяная, веселая, глаза (какие?)- синие, большие. Брови черные, щеки красные, губы – алые.
Дети дарят масленички из ниток родителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык, как второй язык для дошкольников - – организация обучения в детском саду
Социализация детей билингвов в рускоязычном обществе, введение в Федеральный государственный образовательный стандарт...
Комплекс мер по организации обучения русскому языку детей, для которых он не является родным МБДОУ детский сад №4
Данный комплекс мер построен на общих принципах в соответствии с «Программой логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» и «Программой логопедической рабо...
Итоговое занятие по русскому языку "Знатоки русского языка"
Итоговое занятие по русскому языку в подготовительной группе "Знатоки русского языка"...
Комплексно-тематический план занятий по обучению русскому языку детей татарской национальности 4-5 лет. УМК "Изучаем русский язык"
Календарный план занятий по обучению русскому языку детей татарской национальности 4-5 лет....
Рекомендация для музыкальных руководителей на тему: «Освоение русского языка как второго в ДОУ с полиэтническим составом воспитанников посредством музыкального театра
В последние годы, в связи с изменением демографической ситуации и появлением в дошкольных учреждениях большого числа детей – мигрантов, в центре внимания оказались проблемы, связанные с осв...
Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков русского языка
Материал для воспитателей....
Конспект НОД по русскому языку в подготовительной группе, Презентация к занятию.
Конспект НОД с презентацией по русскому языку для детей подготовительной группы. Речевое развитие....