Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков русского языка
материал по развитию речи
Предварительный просмотр:
Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп
звуков русского языка
Артикуляционная гимнастика – это целенаправленные упражнения, для тренировки полноценных движений и подвижности органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звуков.
Звуки | Упражнения | Примечание |
А, О, У, И, Э, Ы | «Бегемотик» «Окошко» «Хоботок» («Слоник») «Лягушка» («Улыбочка») «Заборчик» «Пароход гудит» «Качели» | |
С,Сь, З,Зь, Ц | «Улыбка» («Лягушка») «Заборчик» «Птенчик» «Лопаточка» («Блинчик») «Чистим зубки» «Часики» | |
Ш, Ж,Ч,Щ | «Бегемотик» «Качели» «Блинчик» («Лопатка») «Чашечка» «Вкусное варенье» «Лошадка» «Месим тесто» («Наказать непослушный язык») | |
Р,Рь,Л,Ль | «Чашечка» «Гармошка» «Маляр» «Лошадка» «Вкусное варенье» «Индюк» «Грибок» «Лопаточка» («Блинчик») «Горка» («Парус») «Пароход гудит»» «Дятел» «Орешки» | |
Т,Ть, Д, Дь, Н,Нь | «Заборчик» - «Хоботок» «Дятел» «Блинчик» («Лопатка») «Чистим зубки» «Лошадка» «Качели» «Горочка» «Качели» | |
П,Пь,Б,Бь, М, Мь | «Рыбки разговаривают» «Улыбка» («Лягушка») «Заборчик» «Улыбка – заборчик» «Месим тесто» («Наказать непослушный язык») | |
К, Кь, Г, Гь, Х, Хь | «Месим тесто» («Наказать непослушный язык») «Лопаточка» «Горка» «(«Парус») «Иголочка» «Иголочка» - «Лопатка» («Блинчик») «Качели» «Бабушка кашляет» | |
В,Вь, Ф, Фь | «Улыбка – заборчик» «Месим тесто» («Наказать непослушный язык») «Ветерок дует» (Вввв…) «Ёжик фыркает» | |
Й Я, Е, Ё, Ю | «Улыбка» (Лягушка») «Заборчик» «Лопатка». «Горка». «Месим тесто» («Наказать непослушный язык») |
Правила выполнения гимнастики:
- Артикуляционную гимнастику проводим ежедневно несколько раза в день по 3-5 мин.
- Не следует предлагать детям более 4 – 5 упражнений за один раз.
- В занятии может быть 3-4 уже отработанных упражнения и одно новое.
- Каждое динамическое упражнение выполняется по 5-8 раз
- Статические упражнения выполняются до 10 секунд. Все упражнения выполняются под счет взрослого.
- Проводить ее надо эмоционально, в игровой форме;
- Изучение упражнения в медленном темпе. Отрабатывая упражнения впоследствии можно убыстрять темп.
- Взрослый сначала рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
- Взрослый показывает выполнение упражнения.
- Упражнение делает ребенок (группа детей), а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Артикуляционная гимнастика по возрастам
Артикуляционная гимнастика в 1,5 – 3 года:
В этом возрасте можно делать самые простые артикуляционные упражнения. 2 - 3 минуты. Малышам будет особенно интересно заниматься, если взрослый расскажет забавный стишок про язычок или покажет подходящую картинку, при этом задорно выполняя упражнение. Можно попробовать такие задания. «Прятки». Надо широко открыть рот, затем закрыть ( «Бегемотк нашелся» - «Бегемотик спрятался»). Повторить несколько раз.
Артикуляционная гимнастика в 3 – 4 года:
В этом возрасте комплекс упражнений можно немного усложнить. Но он должен оставаться коротким по времени, и в нем нужно чередовать статические и динамические упражнения.
Для повышения интереса к деятельности можно «приобщать» сказочных персонажей. Это могут быть персонажи из любимых мультфильмов. Можно вместе с детьми научить их выполнять заданное упражнение. А может быть герою нужно помочь преодолеть какие-либо трудности и для этого необходимо выполнить упражнение, или же сам герой даёт задание детям и наградит после выполнения. В качестве героев могут выступать игрушки, нарисованные герои, театральные куклы.
Артикуляционная гимнастика в 5 – 7 лет:
К этому возрасту артикуляционный аппарат ребенка достаточно развит, поэтому упражнения могут занимать большее время, чем раньше. Можно оставить предыдущий комплекс упражнений и дополнить его следующими, усложненными, заданиями.
В артикуляционную гимнастику можно включать элементы пальчиковых игр, например, самомассаж массажными мячиками.
Рекомендуемая литература:
Анищенкова Е.С. «Артикуляционная гимнастика для дошкольников: пособие для родителей и педагогов», АСТ.
Волошина И.В. «Артикуляционная гимнастика для девочек», Детство-Пресс.
Волошина И.В. «Артикуляционная гимнастика для мальчиков», Детство-Пресс.
Куликовская Т.А. «Артикуляционная гимнастика в считалках», Гном.
Нищева Н.В. «Веселая артикуляционная гимнастика», Детство-Пресс.
Нищева Н.В. «Веселая артикуляционная гимнастика 2», Детство-Пресс.
Романова М. «Угадай, кто жужжит». Мозаика-Синтез.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексы артикуляционных упражнений
Вставкя в рабочую тетрадь. В помощь родителям....
КОМПЛЕКСЫ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП ЗВУКОВ И КОМПЛЕКС ДЛЯ ОТРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ И ПОЛОЖЕНИЙ ГУБ И ЯЗЫКА
Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому и...
Комплексы артикуляционной гимнастики для различных групп звуков
Правила проведения артикуляционной гимнастики. 1. Артикуляционная гимнастика проводиться ежедневно по 5 – 10 минут в день. 2. Выполняется артикуляционная гимнастика перед зеркалом...
консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»
Консультация "Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков"...
Комплекс эффективных упражнений для растяжки короткой уздечки языка
Комплекс артикуляционных упражнений для растяжки короткой уздечки языка...
Тематическая консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеБорисоглебского городского округа Борисоглебская средняя общеобразовательная школа №13 структурное подразделение детский сад...
Артикуляционные упражнения для различных звуков.
Для к.аждого звука есть специальные упражнения. Выполняя их регулярно можно достить правильногопроизношения того или иного звука....