Рабочая программа кружка «ЮНЫЙ МЕТЕОРОЛОГ»
материал (средняя группа)

Григорьева Нина Ивановна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЮНЫЙ МЕТЕОРОЛОГ»

Воспитатель:Григорьева Н.И.

Название образовательного учреждения МБДОУ детский сад «Росинка»

 

Пояснительная записка

Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности дошкольников: соревнований, игр, походов и экскурсий в природной среде. Поэтому в воспитании детей так велико значение метеостанции.

Наблюдать сезонные изменения в природе, учить устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных, все это помогает развивать в ребенке гармоничную личность; учит точности расчетов, учит мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты и сопереживания.

Данная  программа  рассчитана на два учебных года для работы с детьми 4-6 лет, содержание программы реализуется   через образовательную область «Познание»

Программа состоит из трех разделов : «Наши первые открытия», «Приборы-помощники» и «Метеоплощадка в детском саду».

   Цели и задачи

Цель  работы по программе «Юный метеоролог»: формирование у детей элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.

Задачи:

  • Организовать работу на метеоплощадке для систематических наблюдений за погодой;
  • Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира;
  • Формировать представления о четырех частях света;
  • Расширить представления о свойствах объектов  живой и неживой природы.
  • Познакомить детей с приборами – помощниками: компасом, термометром, анемометром, барометром, снегомером.

Познакомить с профессией метеоролога.

 

 

 

 

 Актуальность

Что послужило основанием  для создания программы «Юный метеоролог» и  организации  работы  на метеоплощадке?

Наши дети  все реже общается с природой, наблюдается процесс его отчуждения от природы, которая подчас становится чужой, неведомой и незнакомой для ребенка. В дошкольном детстве на основе развития интереса к миру природы начинает формироваться экологическая направленность личности. В этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.

           Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю психологическую основу. Такая активная деятельность обеспечивает продуктивные формы мышления, при этом главным фактором выступает характер  деятельности.

Одним словом, необходимо предоставление детям возможности приобретать знания самостоятельно.

В связи с этим и представляет особый интерес изучение детского экспериментирования. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, умеющими решать возникающие проблемы и правильно ориентироваться в окружающей обстановке. Жажда впечатлений, желание детей самостоятельно исследовать мир вокруг заставляет педагогов искать новые методы организации детского экспериментирования. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.

В настоящее время потребность человека в определении погоды на основе личных наблюдений за поведением животных, состоянием растений и некоторых явлений неживой природы заметно снижается. При современном уровне развития науки и техники легче узнать прогноз погоды из средств массовой информации, чем определять самому. Но «легче» не значит «лучше»: умение определять погоду оказывает большое влияние на общее развитие человека.

 Прогнозирование погоды — это деятельность  познавательная, доступная ребенку, развивающая его умственные способности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать умозаключения,  выводы.

            Знакомство детей с народными приметами — это приобщение их к народной культуре, народной мудрости, народному опыту, а это воспитывает уважение к предкам, обеспечивает связь поколений. Знание народных примет, результаты собственных наблюдений в ходе их проверки позволяют развивать детей не только интеллектуально, но и творчески  Этот   метод   помогает   детям   разобраться  в  причинно-следственных связях, что очень важно для понимания экологических закономерностей и для жизни вообще.

 

Новизна

Желание создать  Метеостанцию «Юный метеоролог»,  индивидуальный  и практико-ориентированный  облик территории нашего участка, разработать для детей вариативную программу экологического  воспитания  «Юный  метеоролог» и организовать наблюдение за погодой на метеоплощадке для  решения  проблемы: Что такое погода, и от чего она зависит?

 

Краткое описание программы

Вариативная программа  «Юный метеоролог»  рассчитана на один год. Занятия  проводятся с детьми периодичностью 1 раз в  неделю, соответственно  36 занятия в течение учебного года. Продолжительность занятия не должна превышать 20  минут Занятия  проводятся в  форме экскурсий, бесед, путешествий по экологической тропе, дидактической игры, занятий на метеоплощадке, в экологической лаборатории, ручного труда по изготовлению приборов-помощников и т.д.

Кроме этого проводятся ежедневные наблюдения за изменением погоды и фиксация показаний приборов, расположенных на метеоплощадке.

Ежедневно дети  проводят наблюдения за погодой в определенной последовательности:

  • Определяют температуру воздуха.
  • Измеряют количество осадков с помощью осадкомера.
  • Снимают показания барометра.
  • С помощью анемометра и вертушек дают относительную оценку скорости ветра (выше или ниже, чем вчера), записывают показания в дневник наблюдений за погодой.
  • Выставляют показания на стенде-календаре.
  • Делают прогноз погоды на текущий день. Сообщают этот прогноз погоды педагогам и детям других групп.

В конце каждого месяца под руководством педагога  дети  делают анализ  погоды , отображая в диаграмме количество ясных, пасмурных,  ветреных дней,  количество осадков  ит.д. (3)

 Приоритетным  направлением работы  нашего детского сада является формирование экологической  компетентности дошкольников.

Поэтому организация занятий с детьми по  программе «Юный метеоролог»,  наблюдений за погодой на метеоплощадке  позволяют решить многие воспитательно – педагогические задачи, над которыми работает коллектив нашего детского сада:

Развивать экологические знания через организацию исследовательской деятельности и наблюдений за погодой на метеоплощадке.

Развивать умение определять погоду, составлять прогноз,  используя специальные приборы, анализировать, делать выводы, расширять  кругозор детей.

Закладывать этические, нравственные, трудовые основы. Раскрывать и развивать индивидуальный и творческий потенциал.

Сохранять и укреплять здоровье детей. Развивать внимание, сосредоточенность, организованность.

Воспитывать осознанное отношение ребенка через общение с объектами природы

 

                      Содержание учебной дисциплины

Современная напряженная экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания детей. В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде.

Педагоги нашего ДОУ стараются найти новые средства экологического воспитания, которые  помогли бы в обучении  детей основам экологии и природопользования. Одной из таких форм работы стала опытно-экспериментальная деятельность, которая сделала более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой. Так,  в ходе выполнения перспективного плана экологической программы  «Юный метеоролог» осуществляются межпредметные связи с разделами образовательных областей: «Коммуникация», «Социум», «Творчество», «Здоровье».Так, при изучении темы «Народные приметы» происходит воспитание  общечеловеческих, культурных и нравственных ценностей на основе патриотических, культурно-исторических традиций Бурятии;

Экскурсия на месную метеорологическую станцию служит задаче совершенствования качеств личности каждого ребенка и их дальнейшего развитие в целях успешного самоопределения, самовыражения и самореализации в быстро меняющихся условиях жизни;

Ручной труд при изготовлении флюгера на занятии  способствует формированию опыта практической, познавательной, творческой и других видов детской деятельности, развитию творческого потенциала, интеллектуальных способностей каждого ребенка;

Запланированная экскурсия в лес, на речку совместно с родителями позволяет использовать потенциал семьи, среды дошкольной организации в целях развития и воспитания ребенка в духе общемировых и общенациональных ценностей.

Кроме этого мы проживаем в зоне резко-континентального климата. Погода в нашем меняется несколько раз в течение суток, поэтому важно для ребенка дошкольного возраста владеть навыками наблюдения за погодными условиями, а тем более  уметь предсказывать погоду на ближайшее время. Таким образом, в данной вариативной программе учитывается национально-региональный компонент 

       Учебно-тематический  план

 

Раздел 1: «Наши первые открытия»

 

Тема занятий

Цель

Форма проведения

 

Что такое погода?

Знакомить с погодными явлениями

Беседа, загадки, дидактическая игра «Назови погодное явление»

Народные приметы

Знакомить с приметами,  которые могут предсказать погоду

Беседа с использованием «Календаря природы»,

 

Загадки планеты Земля

Формировать представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца

Беседа-путешествие в «Планетарий»

Что такое компас?

Формировать представление  о частях света, познакомить с компасом

Экскурсия в лес, на речку

Откуда дует ветер?

Обучать детей работе с компасом

Наблюдения на

метеоплощадке,

фиксирование

результатов

наблюдений

 

 

Приборы-помощники

 

 

Тема занятий

Цель

Форма проведения

Какие бывают термометры

Уточнить представления о термометре, познакомить с водным и почвенным термометром

Занятие в

  экологической

  лаборатории

Чем измерить скорость ветра?

Познакомить с анемометром, со способом определения скорости ветра

Занятие на

метеоплощадке

Для чего нужен барометр?

Познакомить с прибором барометром, учить работе с ним

Занятие на

метеоплощадке

Мы – юные метеорологи

Предложить детям организовать систематические наблюдения на метеоплощадке

Наблюдения на

метеоплощадке,

фиксирование

результатов

наблюдений

 

 

 

 

 

 Раздел 3: «Метеоплощадка в детском саду»

 

Тема занятий

Цель

Форма проведения

Кто дает прогноз погоды ?

Познакомить детей с настоящей метеостанцией, формировать представление о разнообразии приборов, которые используются для изучения погодных явлений

Экскурсия на метеорологическую станцию

Работа на метеоплощадке

Закреплять знания о метеоприборах, вырабатывать  навыки использования этих приборов

Ежедневные наблюдения на метеоплощадке, фиксация результатов наблюдений

 

 

 

Ожидаемые результаты

 

1 полугодие

Наши первые открытия: Формирование представлений о профессии гидрометеоролога, Знакомство со свойствами воздуха, воды. Знакомство с методами исследований, способами определения направления и скорости ветра.

Приборы-помощники: Формирование представлений о метеорологическом оборудовании. Знакомство с приборами помощниками- вертушкой, дождемером, термометром

Метеоплощадка в детском саду: Обучение умению наблюдать , различать, называть сезонные изменения в природе осенью. Формирование умения вести календарь наблюдений за погодой, анализировать изменения в погоде в течение недели, месяца. Знакомство с народные приметы, по которым можно определить  погоду.

Ожидаемые результаты:

знает свойства воздуха быть невидимым, не иметь формы, объема, свойства воды   изменять цвет, переходить из одного агрегатного состояния в другое   ( замерзание),  умеет определять силу и направление ветра, количество осадков, температуру воздуха,   умеет наблюдать и  называть сезонные изменения в природе осенью, знает народные приметы, по которым можно определить  погоду.

 2 полугодие

Наши первые открытия: Знакомство со свойствами снега, камней, песка и глины,  методами исследований. Формирование представлений о электричестве, звуке, свете и тени. Знакомство с природными барометрами- растениями и животными, предсказывающими погоду.

Приборы-помощники: Знакомство с приборами помощниками — снегомер, барометр, компас, солнечные часы.

Метеоплощадка в детском саду: Формирование навыков  определения направления и скорости ветра, наблюдения за облаками. Обучение умению наблюдать, различать, называть сезонные изменения в природе зимой. Закрепление  умения вести календарь наблюдений за погодой, анализировать изменения в погоде в течение недели, месяца.

Ожидаемые результаты:

знает свойства снега, камней, песка и глины,  методы  исследований,   умеет определять силу и направление ветра, количество осадков, температуру воздуха,   умеет наблюдать, называть сезонные изменения в природе зимой, знает некоторые растения, по которым можно определить  погоду, умеет заносить показания приборов помощников в календарь погоды.

 

Перспективный план кружка

 

 

Сентябрь

 

Формы работы, методические приемы

Задачи

Развивающая сред, продукты детской деятельности

Совместная деятельность с детьми: беседа на тему «Что такое погода?». Дид. игра: «Что нам нужно одеть».

 

Объяснить детям, что такое погода, как она может изменяться и влиять на образ жизни людей и животных. Дать представление о понятии «климат». Обратить внимание как люди и животные приспосабливаются к жизни в зависимости от погоды и климата.

 

 

Дневник наблюдений. Продуктивная деятельность «Нарисуй погоду». Муз. сопровождение: И. Брамс «Колыбельная».

 

Совместная деятельность с детьми: «Как заполнять календарь погоды». Дидактическая игра «Какая погода сейчас».

 

Познакомить детей с календарем погоды, условными обозначениями; учить рисовать значки; развивать интерес к наблюдениям за природой.

 

 

Дневник наблюдений, условные обозначения погодных явлений, дней недели.

 

Организованная образовательная деятельность на тему: «Откуда дикторы радио и телевидения узнают о погоде» Логическая задача: «О чем говорят эти вещи»; Словесная игра: «Подбери слово, противоположное по смыслу».

 

Познакомить детей с работой метеорологов (работой метеостанций, спутников).

 

Игровое поле, символизирующее четыре времени года; предметные картинки (зонт, резиновые сапоги, валенки, варежки, солнечные очки, панама).

 

Организованная образовательная деятельность на тему: «Солнышко, солнышко, покажись» Дид. игры: «Когда это бывает», «Отгадай-ка».

 

 

Закрепить представление о явлениях и объектах живой и неживой природы, дать понятие о том, что солнце нужно всем живым существам.

 

Макет солнца; Схема: «Положение солнца в разные времена года».

 

 

Октябрь

 

Формы работы, методические приемы

Задачи

Развивающая сред, продукты детской деятельности

Организованная образовательная деятельность «Как измерить температуру воздуха»; опыт с термометром; Правила пользования термометром.

 

Дать детям представление о температуре воздуха. Познакомить с термометром, его устройством и применением. Научить отсчитывать температуру воздуха по термометру и записывать ее в дневнике наблюдений. Подвести к пониманию зависимости между температурой воздуха и характером осадков, между температурой воздуха и состоянием растений.

 

Персонаж Знайка; термометр для воспитателя, модели термометров для детей; оборудование для опытов: стаканы с теплой и холодной водой.

 

Организованная образовательная деятельность на тему «Дождик, дождик, подожди»; сказка «О солнышке и дождике»; опыт «Пусть пойдет дождь»; подв. игра «Ходят капельки по кругу».

 

 

 

Дать знания о дожде как о природном явлении. Познакомить с условиями дождя, его характером в зависимости от сезона.

 

Персонаж: Капитошка – капелька; оборудование для опыта: поднос с водой, губки и стаканчики на каждого ребенка Муз. сопровождение: С. Майкапара «Дождик».

 

Совместная деятельность с детьми: Знакомство с оборудованием метеоплощадки.

 

Познакомить с оборудованием метеоплощадки, его назначением (флюгер показывает направление ветра, ветряной рукав – силу ветра, осадкомер – количество осадков).

 

Простейшие метеорологические приборы.

 

 

Организованная образовательная деятельность на тему «Октябрь – грязник, листопад»; Логическая задача: «Книжка про осень»; дид. игры: «Когда это бывает?»; «Что сначала, что потом»; кроссворд «Осень».

 

Познакомить детей с народным названием месяца, народными приметами («Гуси летят – зимушку на хвосте тащат», «Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы»).

 

 

 

Книжка – календарь; кроссворд «Осень».

 

 

Ноябрь

 

 

Формы работы, методические приемы

 

Задачи

 

Развивающая сред, продукты детской деятельности

Организованная образовательная деятельность на тему «Как рождается дождь»; стихи: А. Тараскин «Сколько знаю я дождей»; О. Григорьева «Какой дождь». Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».

Дать детям представление о количестве воды на земле, ее состоянии в разные времена года. Познакомить детей с образованием дождя, его характером в зависимости от сезона года. Выяснить значение дождя для животных и растений.

Глобус – модель земного шара; дид. картинки: разные состояния воды (снег, иней, туман, сосульки, лед, морозные узоры).

 

Организованная образовательная деятельность на тему «Ветер, ветер, ветерок»; загадки о ветре; стихи: А Костецкий «Февраль», А. Барто «Эти капризы»; опыт «Ветер – это движение воздуха»; дид. игры: «Какой ветер?», «Как поет ветер?»; продуктивная деятельность: изготовление игрушек для игры с ветром.

Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека.

 

Выставка поделок для игр с ветром; оборудование для опыта: две свечки; репродукции картин: Как изображен ветер на картинах художников И. Айвазовского «Девятый вал», И. Грабаря «На озере» Муз. сопровождение: Е. Ботярова «Ветер злой, осенний».

 

Совместная деятельность с детьми: Экскурсия на метеостанцию.

 

Познакомить детей с работой метеостанции, ее оборудованием.

 

Фото - выставка

 

Совместная деят. с детьми: итоговое мероприятие на тему «Осень проходит»; работа с календарем погоды; кроссворд «Осень»; дид. игры «Что сначала, что потом», «Что нам нужно одеть?»; стихи: К. Бальмонт «К зиме».

 

Уточнить представления детей об осенних явлениях природы, последовательных изменениях в жизни растений, животных. Формировать умение пользоваться календарем погоды, рассказывать о явлениях природы по знакам и символам. Формировать умение анализировать, сравнивать: изменения в растительном и животном мире; как изменился световой день, как меняется покров земли и др.

Выступление детей с отчетами; выставка детских работ «Осень в рисунках детей» Муз. сопровождение: А. Вивальди «Осень».

 

 

Декабрь

 

Формы работы, методические приемы

Задачи

Развивающая сред, продукты детской деятельности

Организованная образовательная деятельность на тему «Ветер, ветер, ветерок»; загадки о ветре; стихи: А Костецкий «Февраль», А. Барто «Эти капризы»; опыт «Ветер – это движение воздуха»; дид. игры: «Какой ветер?», «Как поет ветер?»; продуктивная деятельность: изготовление игрушек для игры с ветром. З. Александрова «Снежок», «Первый снег».

Дать представление о том, как образуется снег, показать зависимость формы, величины снежинок от температурных условий: в мороз – отдельные снежинки, в теплую погоду – хлопья, при ветре – в виде крупы.

 

Модель термометра; Продуктивная деятельность: вырезание снежинок Муз. сопровождение: Э. Григ «Вальс – экспромт».

 

Организованная образовательная деятельность на тему «Пернатые синоптики».

Познакомить детей, как по поведению птиц можно предсказывать погоду: перед морозом вороны и галки садятся на верхушки деревьев, на снег – к оттепели.

 

Мультимедийная презентация о птицах; рисование на темы примет.

 

Организованная образовательная деятельность на тему «Декабрь – студень».

 

Познакомить с народным названием месяца, приметами («Солнце – на лето, зима – на мороз», «Снегирь поет зимой – к снегу, вьюге, слякоти»).

 

 

 

Выставка детских работ на темы примет Муз. сопровождение: М. Крутицкий «Зима».

 

Организованная образовательная деятельность на тему «Снег и лед».

 

 

Познакомить детей с такими явлениями как снег, лед, сосульки, морозные узоры, град, иней. Объяснить, почему снежинка имеет шестиконечную форму.

 

 

 

Мультимедийная презентация на тему «Снег и лед».

 

 

Январь

 

Формы работы, методические приемы

 

Задачи

Развивающая сред, продукты детской деятельности

 

Организованная образовательная деятельность на тему «Снежная шуба».

 

 

Познакомить детей с зимними явлениями природы: снегопад, поземка, пороша, вьюга, иней; учить сравнивать эти явления, находить сходства и различия.

 

 

 

 

 

Мультимедийная презентация «Признаки глубокой зимы» Муз сопровождение: Э. Григ «Зимние холода».

 

 

Организованная образовательная деятельность на тему «Январь – просинец»; заучивание стих. С. Маршака «Январь».

 

 

 

Познакомить детей с народным названием месяца, приметами («Растет день, растет и холод» и др.).

 

 

 

 

 

 

 

Народный календарь, модель года, дневник наблюдений.

 

 

Совместная деятельность с детьми: итоговое мероприятие - Развлечение «Времена года»; дид. игра «Не зевай» (времена года, месяцы – называй).

 

 

Закреплять названия месяцев, времен года и их последовательность. Развивать внимательность, любознательность.

 

 

 

 

 

 

 

Модель года (куклы: Старик – годовик, куклы по сезонам, двенадцать кукол – месяцы).

 

 

 

 

 

Совместная деятельность с детьми: Рисование «Дым столбом – мороз за окном».

 

 

Учить детей отображать в рисунке погодные явления, приметы; развивать творчество.

 

 

 

 

 

 

Выставка детских работ.

 

 

Февраль

 

Формы работы, методические приемы

Задачи

Развивающая сред, продукты детской деятельности

 

Организованная образовательная деятельность на тему: «Знать вчера недаром кошка умывала нос...»; домашнее задание: наблюдение за поведением домашних животных, получить информацию по приметам от родителей.

 

 

Продолжать знакомить детей с животными – синоптиками: собаки валяются в снегу – к метели; кошка в печурку, стужа – на двор.

 

 

Выставка: народные приметы в рисунках детей.

 

 

Организованная образовательная деятельность на тему «Февраль-бокогрей».

 

 

Познакомить детей с народным названием месяца, приметами («У февраля два друга – метель да вьюга», «В феврале зима с весной встречаются впервой»).

 

 

 

Книжка – самоделка «Веселые рифмушки».

 

 

Совместная деятельность с детьми: Развлечение «Веселые снежинки».

 

 

Создать приятную атмосферу, вызвать веселое настроение. В увлекательной форме раскрыть детям некоторые свойства природных объектов (настоящие снежинки летают на улице, а в комнате тают).

 

 

Снежинки из разных материалов.

 

 

«Совместная деятельность с детьми: итоговое мероприятие на тему «Прошла зима холодная».

 

 

Уточнить представления детей о зимних явлениях природы, последовательных изменениях в жизни растений и животных. Продолжать учить пользоваться календарем погоды, рассказывать о явлениях зимы по знакам и символам.

 

 

Выставка детских работ на тему зима.

 

 

Март

 

Формы работы, методические приемы

Задачи

Развивающая сред, продукты детской деятельности

Организованная образовательная деятельность на тему «Погода и человек»; дид. игра «Что нам нужно одеть?»; дид. упр-е «Хорошо – плохо».

 

Дать представления детям о том, как погода влияет на человека, его деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

Разработка памятки «Правила ЗОЖ».

 

Организованная образовательная деятельность на тему «Плывут в небе облака» д/и «На что похоже облако».

 

Познакомить детей с облаками: перистые, кучевые, слоистые. Показать зависимость количества облаков от таяния снега.

 

 

 

 

 

 

 

            Выставка «Такие разные облака».

 

Организованная образовательная деятельность на тему «Март - протальник».

 

Познакомить детей с народным названием месяца, приметами («Грач на горе – весна на дворе», «Длинные сосульки к долгой весне».

 

 

Книжка – самоделка «Веселые рифмушки».

 

            Совместная деятельность с детьми: Рисование «Грач на горе – весна на дворе».

 

Продолжать учить детей отображать в рисунке погодные явления, приметы.

 

 

 

Выставка детских работ Музыкальное сопровождение: А. Вивальди «Весна».

 

Организованная образовательная деятельность на тему «Природа дарит чудеса».

 

Закреплять умение работать с календарем природы, фиксировать результаты наблюдений и впечатлений в рисунках. При выполнении задания договариваться между собой, работать в паре, развивать наблюдательность, любознательность.

 

Персонаж «Капитошка – капелька»; календарь погоды.

 

 

Апрель

 

Формы работы, методические приемы

Задачи

Развивающая сред, продукты детской деятельности

 

Организованная образовательная деятельность на тему «Когда улыбается фиалка»; стихи: В. Лукша «Удивительные часы»; Дид. игра «Найди нужный цветок».

 

 

Продолжать знакомить детей с растениями – барометрами.

 

 

Мультимедийная презентация; дидактические картинки с изображением цветов: василек, ромашка, клевер, цикорий, колокольчик, ветреница, мак, незабудка, кувшинка, одуванчик, фиалка, календула.

 

 

 

 

Совместная деятельность с детьми: «Праздник ветерка».

 

 

Создать веселое, бодрое настроение. В увлекательной форме закрепить представление о природном явлении. Развивать творчество, воображение: рассказать о том, что нарисовал ветерок.

 

 

 

 

Игрушки – самоделки для игр с ветром: вертушки, султанчики, медузы.

 

 

Совместная деятельность с детьми: организованная образовательная деятельность на тему «Апрель-снегогон».

 

 

Познакомить детей с народным названием месяца, приметами: «Апрельские ручьи землю будят», «Чайка прилетела – лед идет».

 

 

 

 

Выставка рисунков на темы примет.

 

 

Организованная образовательная деятельность на тему «Чудо рядом с тобой».

 

 

Пробудить познавательный интерес; научить видеть необычное в привычном, вызвать чувство удивления и восхищения. Продолжать знакомство с растениями-барометрами.

 

 

 

Мультимедийная презентация о животных, растениях, - синоптиках

 

Май

 

Формы работы, методические приемы

Задачи

Развивающая сред, продукты детской деятельности

 

Организованная образовательная деятельность на тему «Насекомые – предсказатели погоды».

 

 

Познакомить детей, как насекомые могут предсказать погоду: паук плетет паутину – к ясной погоде; муравьи закрывают ходы в муравейник – к дождю.

 

 

Мультимедийная презентация о насекомых – синоптиках Муз. сопровождение: Н. Римский – Корсаков «Полет шмеля».

 

 

Совместная деятельность с детьми: Экскурсия на метеостанцию.

 

 

Продолжать знакомить с работой метеостанции.

 

 

Книжка – самоделка Муз. сопровождение: М. Красев «Птичка»

Фотовыставка.

 

 

Организованная образовательная деятельность на тему «Май – травень».

 

 

Познакомить детей с народным названием месяца, приметами: «Май леса наряжает – лето в гости ожидает», «Когда цветет черемуха – живет холод».

 

 

Рифмование примет, Муз. сопровождение: П. Чайковский «Подснежник» (из цикла «Времена года»).

 

 

Совместная деятельность с детьми: итоговое мероприятие на тему «Весна – красна».

 

 

Уточнить представления детей о весенних явлениях природы. Сформировать представления о сезоне, о меняющихся условиях жизни для растений и животных. Продолжать учить рассказывать о явлениях природы по знакам и символам.

 

 

Персонаж «Капитошка» - капелька, зонтики

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka.docx33.48 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЮНЫЙ МЕТЕОРОЛОГ»

Воспитатель:Григорьева Н.И.

Название образовательного учреждения МБДОУ детский сад «Росинка»

Пояснительная записка

Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности дошкольников: соревнований, игр, походов и экскурсий в природной среде. Поэтому в воспитании детей так велико значение метеостанции.

Наблюдать сезонные изменения в природе, учить устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных, все это помогает развивать в ребенке гармоничную личность; учит точности расчетов, учит мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты и сопереживания.

Данная  программа  рассчитана на два учебных года для работы с детьми 4-6 лет, содержание программы реализуется   через образовательную область «Познание»

Программа состоит из трех разделов : «Наши первые открытия», «Приборы-помощники» и «Метеоплощадка в детском саду».

   Цели и задачи

Цель  работы по программе «Юный метеоролог»: формирование у детей элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.

Задачи:

  • Организовать работу на метеоплощадке для систематических наблюдений за погодой;
  • Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира;
  • Формировать представления о четырех частях света;
  • Расширить представления о свойствах объектов  живой и неживой природы.
  • Познакомить детей с приборами – помощниками: компасом, термометром, анемометром, барометром, снегомером.

Познакомить с профессией метеоролога.

 Актуальность

Что послужило основанием  для создания программы «Юный метеоролог» и  организации  работы  на метеоплощадке?

Наши дети  все реже общается с природой, наблюдается процесс его отчуждения от природы, которая подчас становится чужой, неведомой и незнакомой для ребенка. В дошкольном детстве на основе развития интереса к миру природы начинает формироваться экологическая направленность личности. В этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. 

           Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю психологическую основу. Такая активная деятельность обеспечивает продуктивные формы мышления, при этом главным фактором выступает характер  деятельности.

Одним словом, необходимо предоставление детям возможности приобретать знания самостоятельно.

В связи с этим и представляет особый интерес изучение детского экспериментирования. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, умеющими решать возникающие проблемы и правильно ориентироваться в окружающей обстановке. Жажда впечатлений, желание детей самостоятельно исследовать мир вокруг заставляет педагогов искать новые методы организации детского экспериментирования. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.

В настоящее время потребность человека в определении погоды на основе личных наблюдений за поведением животных, состоянием растений и некоторых явлений неживой природы заметно снижается. При современном уровне развития науки и техники легче узнать прогноз погоды из средств массовой информации, чем определять самому. Но «легче» не значит «лучше»: умение определять погоду оказывает большое влияние на общее развитие человека.

 Прогнозирование погоды — это деятельность  познавательная, доступная ребенку, развивающая его умственные способности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать умозаключения,  выводы.

            Знакомство детей с народными приметами — это приобщение их к народной культуре, народной мудрости, народному опыту, а это воспитывает уважение к предкам, обеспечивает связь поколений. Знание народных примет, результаты собственных наблюдений в ходе их проверки позволяют развивать детей не только интеллектуально, но и творчески  Этот   метод   помогает   детям   разобраться  в  причинно-следственных связях, что очень важно для понимания экологических закономерностей и для жизни вообще.

 

Новизна

Желание создать  Метеостанцию «Юный метеоролог»,  индивидуальный  и практико-ориентированный  облик территории нашего участка, разработать для детей вариативную программу экологического  воспитания  «Юный  метеоролог» и организовать наблюдение за погодой на метеоплощадке для  решения  проблемы: Что такое погода, и от чего она зависит?

 

Краткое описание программы

Вариативная программа  «Юный метеоролог»  рассчитана на один год. Занятия  проводятся с детьми периодичностью 1 раз в  неделю, соответственно  36 занятия в течение учебного года. Продолжительность занятия не должна превышать 20  минут Занятия  проводятся в  форме экскурсий, бесед, путешествий по экологической тропе, дидактической игры, занятий на метеоплощадке, в экологической лаборатории, ручного труда по изготовлению приборов-помощников и т.д.

Кроме этого проводятся ежедневные наблюдения за изменением погоды и фиксация показаний приборов, расположенных на метеоплощадке.

Ежедневно дети  проводят наблюдения за погодой в определенной последовательности:

  • Определяют температуру воздуха.
  • Измеряют количество осадков с помощью осадкомера.
  • Снимают показания барометра.
  • С помощью анемометра и вертушек дают относительную оценку скорости ветра (выше или ниже, чем вчера), записывают показания в дневник наблюдений за погодой.
  • Выставляют показания на стенде-календаре.
  • Делают прогноз погоды на текущий день. Сообщают этот прогноз погоды педагогам и детям других групп.

В конце каждого месяца под руководством педагога  дети  делают анализ  погоды , отображая в диаграмме количество ясных, пасмурных,  ветреных дней,  количество осадков  ит.д. (3)

 Приоритетным  направлением работы  нашего детского сада является формирование экологической  компетентности дошкольников.

Поэтому организация занятий с детьми по  программе «Юный метеоролог»,  наблюдений за погодой на метеоплощадке  позволяют решить многие воспитательно – педагогические задачи, над которыми работает коллектив нашего детского сада:

Развивать экологические знания через организацию исследовательской деятельности и наблюдений за погодой на метеоплощадке.

Развивать умение определять погоду, составлять прогноз,  используя специальные приборы, анализировать, делать выводы, расширять  кругозор детей.

Закладывать этические, нравственные, трудовые основы. Раскрывать и развивать индивидуальный и творческий потенциал.

Сохранять и укреплять здоровье детей. Развивать внимание, сосредоточенность, организованность.

Воспитывать осознанное отношение ребенка через общение с объектами природы

 

                      Содержание учебной дисциплины

Современная напряженная экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания детей. В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде.

Педагоги нашего ДОУ стараются найти новые средства экологического воспитания, которые  помогли бы в обучении  детей основам экологии и природопользования. Одной из таких форм работы стала опытно-экспериментальная деятельность, которая сделала более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой. Так,  в ходе выполнения перспективного плана экологической программы  «Юный метеоролог» осуществляются межпредметные связи с разделами образовательных областей: «Коммуникация», «Социум», «Творчество», «Здоровье».Так, при изучении темы «Народные приметы» происходит воспитание  общечеловеческих, культурных и нравственных ценностей на основе патриотических, культурно-исторических традиций Бурятии;

Экскурсия на месную метеорологическую станцию служит задаче совершенствования качеств личности каждого ребенка и их дальнейшего развитие в целях успешного самоопределения, самовыражения и самореализации в быстро меняющихся условиях жизни;

Ручной труд при изготовлении флюгера на занятии  способствует формированию опыта практической, познавательной, творческой и других видов детской деятельности, развитию творческого потенциала, интеллектуальных способностей каждого ребенка;

Запланированная экскурсия в лес, на речку совместно с родителями позволяет использовать потенциал семьи, среды дошкольной организации в целях развития и воспитания ребенка в духе общемировых и общенациональных ценностей.

Кроме этого мы проживаем в зоне резко-континентального климата. Погода в нашем меняется несколько раз в течение суток, поэтому важно для ребенка дошкольного возраста владеть навыками наблюдения за погодными условиями, а тем более  уметь предсказывать погоду на ближайшее время. Таким образом, в данной вариативной программе учитывается национально-региональный компонент 

       Учебно-тематический  план

Раздел 1: «Наши первые открытия»

Тема занятий

Цель

Форма проведения

Что такое погода?

Знакомить с погодными явлениями

Беседа, загадки, дидактическая игра «Назови погодное явление»

Народные приметы

Знакомить с приметами,  которые могут предсказать погоду

Беседа с использованием «Календаря природы»,

Загадки планеты Земля

Формировать представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца

Беседа-путешествие в «Планетарий»

Что такое компас?

Формировать представление  о частях света, познакомить с компасом

Экскурсия в лес, на речку

Откуда дует ветер?

Обучать детей работе с компасом

Наблюдения на

метеоплощадке,

фиксирование

результатов

наблюдений

Приборы-помощники

Тема занятий

Цель

Форма проведения

Какие бывают термометры

Уточнить представления о термометре, познакомить с водным и почвенным термометром

Занятие в

  экологической

  лаборатории

Чем измерить скорость ветра?

Познакомить с анемометром, со способом определения скорости ветра

Занятие на

метеоплощадке

Для чего нужен барометр?

Познакомить с прибором барометром, учить работе с ним

Занятие на

метеоплощадке

Мы – юные метеорологи

Предложить детям организовать систематические наблюдения на метеоплощадке

Наблюдения на

метеоплощадке,

фиксирование

результатов

наблюдений

 Раздел 3: «Метеоплощадка в детском саду»

Тема занятий

Цель

Форма проведения

Кто дает прогноз погоды ?

Познакомить детей с настоящей метеостанцией, формировать представление о разнообразии приборов, которые используются для изучения погодных явлений

Экскурсия на метеорологическую станцию

Работа на метеоплощадке

Закреплять знания о метеоприборах, вырабатывать  навыки использования этих приборов

Ежедневные наблюдения на метеоплощадке, фиксация результатов наблюдений

Ожидаемые результаты

1 полугодие

Наши первые открытия: Формирование представлений о профессии гидрометеоролога, Знакомство со свойствами воздуха, воды. Знакомство с методами исследований, способами определения направления и скорости ветра.

Приборы-помощники: Формирование представлений о метеорологическом оборудовании. Знакомство с приборами помощниками- вертушкой, дождемером, термометром

Метеоплощадка в детском саду: Обучение умению наблюдать , различать, называть сезонные изменения в природе осенью. Формирование умения вести календарь наблюдений за погодой, анализировать изменения в погоде в течение недели, месяца. Знакомство с народные приметы, по которым можно определить  погоду.

Ожидаемые результаты:

знает свойства воздуха быть невидимым, не иметь формы, объема, свойства воды   изменять цвет, переходить из одного агрегатного состояния в другое   ( замерзание),  умеет определять силу и направление ветра, количество осадков, температуру воздуха,   умеет наблюдать и  называть сезонные изменения в природе осенью, знает народные приметы, по которым можно определить  погоду.

 2 полугодие

Наши первые открытия: Знакомство со свойствами снега, камней, песка и глины,  методами исследований. Формирование представлений о электричестве, звуке, свете и тени. Знакомство с природными барометрами- растениями и животными, предсказывающими погоду.

Приборы-помощники: Знакомство с приборами помощниками — снегомер, барометр, компас, солнечные часы.

Метеоплощадка в детском саду: Формирование навыков  определения направления и скорости ветра, наблюдения за облаками. Обучение умению наблюдать, различать, называть сезонные изменения в природе зимой. Закрепление  умения вести календарь наблюдений за погодой, анализировать изменения в погоде в течение недели, месяца.

Ожидаемые результаты:

знает свойства снега, камней, песка и глины,  методы  исследований,   умеет определять силу и направление ветра, количество осадков, температуру воздуха,   умеет наблюдать, называть сезонные изменения в природе зимой, знает некоторые растения, по которым можно определить  погоду, умеет заносить показания приборов помощников в календарь погоды.

Перспективный план кружка

Сентябрь

Формы работы, методические приемы

Задачи

Развивающая сред, продукты детской деятельности

Совместная деятельность с детьми: беседа на тему «Что такое погода?». Дид. игра: «Что нам нужно одеть».

Объяснить детям, что такое погода, как она может изменяться и влиять на образ жизни людей и животных. Дать представление о понятии «климат». Обратить внимание как люди и животные приспосабливаются к жизни в зависимости от погоды и климата.

Дневник наблюдений. Продуктивная деятельность «Нарисуй погоду». Муз. сопровождение: И. Брамс «Колыбельная».

Совместная деятельность с детьми: «Как заполнять календарь погоды». Дидактическая игра «Какая погода сейчас».

Познакомить детей с календарем погоды, условными обозначениями; учить рисовать значки; развивать интерес к наблюдениям за природой.

Дневник наблюдений, условные обозначения погодных явлений, дней недели.

Организованная образовательная деятельность на тему: «Откуда дикторы радио и телевидения узнают о погоде» Логическая задача: «О чем говорят эти вещи»; Словесная игра: «Подбери слово, противоположное по смыслу».

Познакомить детей с работой метеорологов (работой метеостанций, спутников).

Игровое поле, символизирующее четыре времени года; предметные картинки (зонт, резиновые сапоги, валенки, варежки, солнечные очки, панама).

Организованная образовательная деятельность на тему: «Солнышко, солнышко, покажись» Дид. игры: «Когда это бывает», «Отгадай-ка».

Закрепить представление о явлениях и объектах живой и неживой природы, дать понятие о том, что солнце нужно всем живым существам.

Макет солнца; Схема: «Положение солнца в разные времена года».

Октябрь

Формы работы, методические приемы

Задачи

Развивающая сред, продукты детской деятельности

Организованная образовательная деятельность «Как измерить температуру воздуха»; опыт с термометром; Правила пользования термометром.

Дать детям представление о температуре воздуха. Познакомить с термометром, его устройством и применением. Научить отсчитывать температуру воздуха по термометру и записывать ее в дневнике наблюдений. Подвести к пониманию зависимости между температурой воздуха и характером осадков, между температурой воздуха и состоянием растений.

Персонаж Знайка; термометр для воспитателя, модели термометров для детей; оборудование для опытов: стаканы с теплой и холодной водой.

Организованная образовательная деятельность на тему «Дождик, дождик, подожди»; сказка «О солнышке и дождике»; опыт «Пусть пойдет дождь»; подв. игра «Ходят капельки по кругу».

Дать знания о дожде как о природном явлении. Познакомить с условиями дождя, его характером в зависимости от сезона.

Персонаж: Капитошка – капелька; оборудование для опыта: поднос с водой, губки и стаканчики на каждого ребенка Муз. сопровождение: С. Майкапара «Дождик».

Совместная деятельность с детьми: Знакомство с оборудованием метеоплощадки.

Познакомить с оборудованием метеоплощадки, его назначением (флюгер показывает направление ветра, ветряной рукав – силу ветра, осадкомер – количество осадков).

Простейшие метеорологические приборы.

Организованная образовательная деятельность на тему «Октябрь – грязник, листопад»; Логическая задача: «Книжка про осень»; дид. игры: «Когда это бывает?»; «Что сначала, что потом»; кроссворд «Осень».

Познакомить детей с народным названием месяца, народными приметами («Гуси летят – зимушку на хвосте тащат», «Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы»).

Книжка – календарь; кроссворд «Осень».

Ноябрь

Формы работы, методические приемы

Задачи

Развивающая сред, продукты детской деятельности

Организованная образовательная деятельность на тему «Как рождается дождь»; стихи: А. Тараскин «Сколько знаю я дождей»; О. Григорьева «Какой дождь». Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».

Дать детям представление о количестве воды на земле, ее состоянии в разные времена года. Познакомить детей с образованием дождя, его характером в зависимости от сезона года. Выяснить значение дождя для животных и растений.

Глобус – модель земного шара; дид. картинки: разные состояния воды (снег, иней, туман, сосульки, лед, морозные узоры).

Организованная образовательная деятельность на тему «Ветер, ветер, ветерок»; загадки о ветре; стихи: А Костецкий «Февраль», А. Барто «Эти капризы»; опыт «Ветер – это движение воздуха»; дид. игры: «Какой ветер?», «Как поет ветер?»; продуктивная деятельность: изготовление игрушек для игры с ветром.

Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека.

Выставка поделок для игр с ветром; оборудование для опыта: две свечки; репродукции картин: Как изображен ветер на картинах художников И. Айвазовского «Девятый вал», И. Грабаря «На озере» Муз. сопровождение: Е. Ботярова «Ветер злой, осенний».

Совместная деятельность с детьми: Экскурсия на метеостанцию.

Познакомить детей с работой метеостанции, ее оборудованием.

Фото - выставка

Совместная деят. с детьми: итоговое мероприятие на тему «Осень проходит»; работа с календарем погоды; кроссворд «Осень»; дид. игры «Что сначала, что потом», «Что нам нужно одеть?»; стихи: К. Бальмонт «К зиме».

Уточнить представления детей об осенних явлениях природы, последовательных изменениях в жизни растений, животных. Формировать умение пользоваться календарем погоды, рассказывать о явлениях природы по знакам и символам. Формировать умение анализировать, сравнивать: изменения в растительном и животном мире; как изменился световой день, как меняется покров земли и др.

Выступление детей с отчетами; выставка детских работ «Осень в рисунках детей» Муз. сопровождение: А. Вивальди «Осень».

Декабрь

Формы работы, методические приемы

Задачи

Развивающая сред, продукты детской деятельности

Организованная образовательная деятельность на тему «Ветер, ветер, ветерок»; загадки о ветре; стихи: А Костецкий «Февраль», А. Барто «Эти капризы»; опыт «Ветер – это движение воздуха»; дид. игры: «Какой ветер?», «Как поет ветер?»; продуктивная деятельность: изготовление игрушек для игры с ветром. З. Александрова «Снежок», «Первый снег».

Дать представление о том, как образуется снег, показать зависимость формы, величины снежинок от температурных условий: в мороз – отдельные снежинки, в теплую погоду – хлопья, при ветре – в виде крупы.

Модель термометра; Продуктивная деятельность: вырезание снежинок Муз. сопровождение: Э. Григ «Вальс – экспромт».

Организованная образовательная деятельность на тему «Пернатые синоптики».

Познакомить детей, как по поведению птиц можно предсказывать погоду: перед морозом вороны и галки садятся на верхушки деревьев, на снег – к оттепели.

Мультимедийная презентация о птицах; рисование на темы примет.

Организованная образовательная деятельность на тему «Декабрь – студень».

Познакомить с народным названием месяца, приметами («Солнце – на лето, зима – на мороз», «Снегирь поет зимой – к снегу, вьюге, слякоти»).

Выставка детских работ на темы примет Муз. сопровождение: М. Крутицкий «Зима».

Организованная образовательная деятельность на тему «Снег и лед».

Познакомить детей с такими явлениями как снег, лед, сосульки, морозные узоры, град, иней. Объяснить, почему снежинка имеет шестиконечную форму.

Мультимедийная презентация на тему «Снег и лед».

Январь

Формы работы, методические приемы

Задачи

Развивающая сред, продукты детской деятельности

Организованная образовательная деятельность на тему «Снежная шуба».

Познакомить детей с зимними явлениями природы: снегопад, поземка, пороша, вьюга, иней; учить сравнивать эти явления, находить сходства и различия.

Мультимедийная презентация «Признаки глубокой зимы» Муз сопровождение: Э. Григ «Зимние холода».

Организованная образовательная деятельность на тему «Январь – просинец»; заучивание стих. С. Маршака «Январь».

Познакомить детей с народным названием месяца, приметами («Растет день, растет и холод» и др.).

Народный календарь, модель года, дневник наблюдений.

Совместная деятельность с детьми: итоговое мероприятие - Развлечение «Времена года»; дид. игра «Не зевай» (времена года, месяцы – называй).

Закреплять названия месяцев, времен года и их последовательность. Развивать внимательность, любознательность.

Модель года (куклы: Старик – годовик, куклы по сезонам, двенадцать кукол – месяцы).

Совместная деятельность с детьми: Рисование «Дым столбом – мороз за окном».

Учить детей отображать в рисунке погодные явления, приметы; развивать творчество.

Выставка детских работ.

Февраль

Формы работы, методические приемы

Задачи

Развивающая сред, продукты детской деятельности

Организованная образовательная деятельность на тему: «Знать вчера недаром кошка умывала нос...»; домашнее задание: наблюдение за поведением домашних животных, получить информацию по приметам от родителей.

Продолжать знакомить детей с животными – синоптиками: собаки валяются в снегу – к метели; кошка в печурку, стужа – на двор.

Выставка: народные приметы в рисунках детей.

Организованная образовательная деятельность на тему «Февраль-бокогрей».

Познакомить детей с народным названием месяца, приметами («У февраля два друга – метель да вьюга», «В феврале зима с весной встречаются впервой»).

Книжка – самоделка «Веселые рифмушки».

Совместная деятельность с детьми: Развлечение «Веселые снежинки».

Создать приятную атмосферу, вызвать веселое настроение. В увлекательной форме раскрыть детям некоторые свойства природных объектов (настоящие снежинки летают на улице, а в комнате тают).

Снежинки из разных материалов.

«Совместная деятельность с детьми: итоговое мероприятие на тему «Прошла зима холодная».

Уточнить представления детей о зимних явлениях природы, последовательных изменениях в жизни растений и животных. Продолжать учить пользоваться календарем погоды, рассказывать о явлениях зимы по знакам и символам.

Выставка детских работ на тему зима.

Март

Формы работы, методические приемы

Задачи

Развивающая сред, продукты детской деятельности

Организованная образовательная деятельность на тему «Погода и человек»; дид. игра «Что нам нужно одеть?»; дид. упр-е «Хорошо – плохо».

Дать представления детям о том, как погода влияет на человека, его деятельность.

Разработка памятки «Правила ЗОЖ».

Организованная образовательная деятельность на тему «Плывут в небе облака» д/и «На что похоже облако».

Познакомить детей с облаками: перистые, кучевые, слоистые. Показать зависимость количества облаков от таяния снега.

        Выставка «Такие разные облака».

Организованная образовательная деятельность на тему «Март - протальник».

Познакомить детей с народным названием месяца, приметами («Грач на горе – весна на дворе», «Длинные сосульки к долгой весне».

Книжка – самоделка «Веселые рифмушки».

        Совместная деятельность с детьми: Рисование «Грач на горе – весна на дворе».

Продолжать учить детей отображать в рисунке погодные явления, приметы.

Выставка детских работ Музыкальное сопровождение: А. Вивальди «Весна».

Организованная образовательная деятельность на тему «Природа дарит чудеса».

Закреплять умение работать с календарем природы, фиксировать результаты наблюдений и впечатлений в рисунках. При выполнении задания договариваться между собой, работать в паре, развивать наблюдательность, любознательность.

Персонаж «Капитошка – капелька»; календарь погоды.

Апрель

Формы работы, методические приемы

Задачи

Развивающая сред, продукты детской деятельности

Организованная образовательная деятельность на тему «Когда улыбается фиалка»; стихи: В. Лукша «Удивительные часы»; Дид. игра «Найди нужный цветок».

Продолжать знакомить детей с растениями – барометрами.

Мультимедийная презентация; дидактические картинки с изображением цветов: василек, ромашка, клевер, цикорий, колокольчик, ветреница, мак, незабудка, кувшинка, одуванчик, фиалка, календула.

Совместная деятельность с детьми: «Праздник ветерка».

Создать веселое, бодрое настроение. В увлекательной форме закрепить представление о природном явлении. Развивать творчество, воображение: рассказать о том, что нарисовал ветерок.

Игрушки – самоделки для игр с ветром: вертушки, султанчики, медузы.

Совместная деятельность с детьми: организованная образовательная деятельность на тему «Апрель-снегогон».

Познакомить детей с народным названием месяца, приметами: «Апрельские ручьи землю будят», «Чайка прилетела – лед идет».

Выставка рисунков на темы примет.

Организованная образовательная деятельность на тему «Чудо рядом с тобой».

Пробудить познавательный интерес; научить видеть необычное в привычном, вызвать чувство удивления и восхищения. Продолжать знакомство с растениями-барометрами.

Мультимедийная презентация о животных, растениях, - синоптиках

Май

Формы работы, методические приемы

Задачи

Развивающая сред, продукты детской деятельности

Организованная образовательная деятельность на тему «Насекомые – предсказатели погоды».

Познакомить детей, как насекомые могут предсказать погоду: паук плетет паутину – к ясной погоде; муравьи закрывают ходы в муравейник – к дождю.

Мультимедийная презентация о насекомых – синоптиках Муз. сопровождение: Н. Римский – Корсаков «Полет шмеля».

Совместная деятельность с детьми: Экскурсия на метеостанцию.

Продолжать знакомить с работой метеостанции.

Книжка – самоделка Муз. сопровождение: М. Красев «Птичка»

Фотовыставка.

Организованная образовательная деятельность на тему «Май – травень».

Познакомить детей с народным названием месяца, приметами: «Май леса наряжает – лето в гости ожидает», «Когда цветет черемуха – живет холод».

Рифмование примет, Муз. сопровождение: П. Чайковский «Подснежник» (из цикла «Времена года»).

Совместная деятельность с детьми: итоговое мероприятие на тему «Весна – красна».

Уточнить представления детей о весенних явлениях природы. Сформировать представления о сезоне, о меняющихся условиях жизни для растений и животных. Продолжать учить рассказывать о явлениях природы по знакам и символам.

Персонаж «Капитошка» - капелька, зонтики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка Юные волшебники

Программа кружка «Юные волшебники» разработана  с целью  развития творческих способностей у детей  дошкольного возраста  через нетрадиционные методы рисования.  Способствует...

Рабочая программа кружка «Юный краевед»

   Одним из важных этапов работы с детьми по социальному развитию является формирование накопления жизненного опыта о своём ближайшем окружении, усвоения принятых норм поведения и при...

Рабочая программа кружка «Юные пешеходы».

Рабочая программа кружка«Юные пешеходы». Для  младшей  группы ....

Рабочая программа кружка "Юный художник"

АКТУАЛЬНОСТЬ. В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами тех...

Рабочая программа кружка "Юный Эколог"

Рабочая программа кружка дополнительного образования по экологическому воспитанию для детей 5- 7 лет "Юный эколог"....

Рабочая программа кружка «Юный исследователь» (опытно – экспериментальная деятельность в старшей и подготовительной группах)

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его ...

Рабочая программа кружка "Юный пешеход".

Рабочая программа  кружка  "Юный пешеход"....