Рабочая программа кружка "Юный Эколог"
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа) на тему
Рабочая программа кружка дополнительного образования по экологическому воспитанию для детей 5- 7 лет "Юный эколог".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_yunyy_ekolog.docx | 57.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 12 «Аленка» общеобразовательного вида г. Фурманова
Рабочая программа
Кружка дополнительного образования
По экологическому воспитанию
Для детей 5 – 7 лет
«Юный Эколог»
Автор:
Воспитатель: Туманова И. А.
г. Фурманов
Содержание.
1. Пояснительная записка.
2. Комплексно-тематическое планирование
3. Список литературы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность.
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в дошкольном учреждении, как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка.
Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе. Экологическое воспитание личности дошкольника означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания – является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.
Цель формирования экологической культуры дошкольников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к Природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работы: НОД, повседневная деятельность.
Кружковая работа по экологии в ДОУ позволяет развить у дошкольников способности к экологическому мышлению. Это проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для Природы последствий своей деятельности.
Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения.
Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в ДОУ свидетельствуют о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с детьми.
После анализа некоторых программ по экологическому воспитанию дошкольников, мной была разработана рабочая программа по экологическому воспитанию дошкольников «Юный эколог ». Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу дошкольника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми, взаимодействие с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы».
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на участке ДОУ, помощь в озеленении группы и «Зеленой комнаты», являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников.
Данная рабочая программа направлена на формирование экологической культуры дошкольников, на расширение знаний о неживой природе, на обучение детей понимать причинно-следственные связи в окружающем мире. Рабочая программа составлена на основе использования технологий программы экологического образования дошкольников программы; О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» ; Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа», а также технологии программы экологического образования детей «Мы» под редакцией Н. Н. Кондратьевой.
Причинами создания рабочей программы «Юный эколог» стали:
направленность ДОУ на экологическое воспитание детей,
желание родителей,
работа со способными детьми.
Рекомендации, необходимые для проведения непосредственной организованной образовательной деятельности
- Добровольное участие детей.
- Наполняемость кружка: 10-12 детей старшего дошкольного возраста коррекционной группы.
- Учебная и развивающая нагрузка сочетается с динамической паузой.
- Продолжительность непосредственной организованной образовательной деятельности 25 - 30 минут.
- Регулярность проведения непосредственной организованной образовательной деятельности– 2 раза в неделю, во второй половине дня.
- Всего непосредственных организованных образовательных деятельностей– 64.
- Мониторинг уровня знаний и умений детей проводится два раза в год: вводный (сентябрь – октябрь), итоговый (май).
- Создание и поддержание в ходе непосредственной организованной образовательной деятельности эмоционально-позитивного фона.
- Соблюдение санитарно-гигиенических норм (освещение, проветривание, время проведения).
Законодательное и научно – методическое обеспечение программы
- Закон РФ «Об образовании».
- Конвенция о правах ребенка.
- Конституция РФ.
- Устав МДОУ.
- Программа «Детство» / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева.
- Парциальные программы: «Юный эколог» /С.Н. Николаева, «Мы в Мордовии живем» /О.В. Бурляева, «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова.
Цели и задачи программы
Цели программы:
- Создание условий для формирования эколого-краеведческой культуры детей старшего дошкольного возраста коррекционной группы.
- Формирование потребности изучать и познавать окружающий нас мир.
- Формирование ответственного отношения к родной природе и готовности к активным действиям по ее охране.
Основные задачи программы:
- Формирование основ экологического мировоззрения и культуры.
- Формирование экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умению жить в относительной гармонии с природой.
- Формирование осознанного и бережного отношения детей к природе родного края.
- Расширение и обобщение знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.
- Развитие общих познавательных способностей: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно – следственные связи.
В основе программы лежат следующие принципы:
- Принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей с речевыми нарушениями.
- Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических функций развивается в ходе общения в ходе деятельности.
- Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития.
- Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.
- Принцип системности. Деятельность планируется систематически.
- Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.
Основные формы и методы работы:
- Экскурсия
- Наблюдение
- Беседа
- Исследовательская деятельность
- Экспериментальная деятельность
- Проектная деятельность
- Эколого-природоведческие игры, игры-путешествия
- Работа с энциклопедической и природоведческой литературой
Условия реализации программы
Для эффективной реализации настоящей программы в детском саду созданы благоприятные условия:
- Организовано «экологическое пространство» в помещении детского сада: групповые уголки природы, подобраны и размещены растений в соответствии с их биологическими особенностями; на территории садика: экологическая тропа, сад и огород, зона лекарственных растений;
- Фонд методических, наглядно - иллюстрированных материалов;
- Создана мини-лаборатории для организации и проведения опытов с объектами природы.
Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими центрами:
«Маленький ученый»
- Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;
- Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы; Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
- Гайки, винтики, гвоздик, проволока;
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;
- Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха, опилки, стружка;
- Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода); свечи, фонарики;
- Детские халаты, фартуки;
- Схемы для проведения опытов;
- Журнал для фиксирования результатов.
«Уголок природы»
- Календарь природы, модель календаря природы
- Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностям, паспорта растений)
- Различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов бутылки)
- Воронки
- Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины)
- Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы
- Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики…)
- Экологические наборы «Пруд», «Лес», «Евразия» (коробки с необходимыми материалами для моделирования среды обитания)
«Огород на подоконнике»
- Мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур)
- Уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями)
«Умелые ручки»
Центр оборудован столами, мольбертами, открытыми шкафами.
Детям предложены различные материалы:
- Для рисования (гуашь, пастель, ц/карандаши, акварель, кисти…)
- Для лепки (пластилин, глина, соленое тесто)
- Для аппликации (ц/бумага, б/бумага, клей, ножницы, трафареты…)
Здесь же организуются выставки репродукций известных художников (по темам, по сезонам…) и работ самих детей, выполненных в различных техниках.
«Экологическая тропа»
Центр организован на территории детского сада.
Для работы воспитанников предоставляется детский садовый инвентарь: лейки, ведра, перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для рассады.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Для удобства восприятия тем, освещаемых в программе, темы непрерывной -образовательной деятельности представлены в виде таблицы.
Общие сведения о кружке:
вид кружка – переменного состава
год занятия кружка – Первый, (второй)
количество членов кружка – 12 человек
возраст кружковцев – 5 – 6 лет, (6 – 7 лет)
количество занятий – в 1 раз в неделю / 36 часов в учебный год
место занятий – МДОУ д.с №12 « Алёнка » г.Фурманова
Занятия проводятся во второй половине дня, один раз в неделю, по 30 минут.
Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений, использование музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности.
Формы проведения: игра – путешествие; экскурсии в природу; досуги; экспериментальная деятельность;
Методы проведения: рассматривание картин, демонстрация фильмов и презентаций, труд в природе.
Наглядные: наблюдения кратковременные/длительные, определение предмета по определённым признакам, восстановление картины целого по отдельным признакам.
Практические: игры – эксперименты, дидактические игры (настольно-печатные, словесные, игры-занятия, подвижные игры, творческие игры.
Словесные: рассказывание, беседа, чтение.
Проведение мониторинга по проделанной работе в виде тестирования детей.
Формы подведения итогов по проделанной работе:
1. Экологическая информация для родителей на темы: данные об экологической ситуации в посёлке; правила поведения в экстремальных условиях; выращивание экологически безопасного урожая; комнатные, лекарственные, пищевые растения; домашние животные, их содержание в доме и значение для ребёнка.
2. Организация выставки детских работ по наблюдениям в природе во время экскурсий, целевых прогулок, трудовой деятельности в природе.
Тематический план
В тематический план экологического кружка «Юный эколог» входят восемь блоков (основная тема месяца). Первый раздел –четыре темы в месяце; второй - познавательные, речевые и развивающие, воспитательные задачи; третий - предварительная работа; четвертый –формы работы.
Октябрь
«Земля – кормилица наша»
Тема недели | Задачи | Предварительная работа | Формы работы |
«Хлеб – всему голова» | П.З. Углубить представления детей о процессе выращивания хлеба, о том, как хлеб пришел к нам на стол. Р.З.Формировать навыки речевого общения, активизировать словарь однокоренных слов. В.З. Воспитывать бережное отношение к хлебу. | Беседа «Как выращивают хлеб», отгадывание загадок, чтение рассказов и стихотворений, рассматривание иллюстраций, моделирование последовательности полевых работ д/у «Какой хлеб?», «Кто больше назовет». | Игра-путешествие |
«Зерновые культуры» | П.З. Познакомить детей с зерновыми культурами. Р.З.Учить детей отвечать на вопросы полны предложением, используя союз «а», обобщать, делать выводы. В.З. Воспитывать уважительное отношение к хлебу, как главному продукту питания людей. | Рассматривание иллюстраций с зерновыми культурами нашего региона. | Исследовательская деятельность (рассматривание и сравнение |
«Почему зерно в землю сеют?» | П.З. Закрепить и обогатить знания детей о росте растений в разных условиях и почвах. Р.З. Учить пользоваться речью-доказательством, для обоснования своих суждений, развивать умение анализировать, ввести в словарь детей новые слова: перегной, удобрение. В.З. Воспитывать чувство ответственности за порученное дело, навыки исследовательской деятельности. | Посев семян в емкости с разным грунтовым составом. Работа с дневником наблюдения | Наблюдение за прорастанием семян |
«Злаки родного края» | П.З. Углубить знания детей о злаках родного края. Р.З. Развивать память, мышление. В.З. Воспитывать уважение к труженикам сельского хозяйства, целеустремленность, умение выполнять правила конкурсов. | Рассматривание зерен, д/у «Достань и назови», «Горшочек каши». | Турнир знатоков |
Ноябрь
«Таинственное лесное царство»
Тема недели | Задачи | Предварительная работа | Формы работы |
«Что мы сажаем, сажая леса?» | П.З. Обогатить представления детей о значении леса в жизни человека, объяснить причину исчезновения леса, систематизировать представления о лесе как об экосистеме. Р.З. Совершенствовать монологическую речь, ввести в словарь: сообщества, многоярусность, исчезновение. В.З. Воспитывать экологически грамотное поведение в лесу. | Отгадывание загадок о деревьях, чтение пословиц о лесе. | Беседа |
«Удивительный лес. Кора дерева» | П.З. Уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву. Р.З. Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям; упражнять в составлении рассказов с подбором эпитетов. В.З. Воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к лесу. | Рассматривание иллюстраций, сравнение кусочков коры, проведение опыта, экспозиция «Дары леса». | Игра-путешествие |
«Что было бы, если…» | П.З. Расширить представления детей о лесе, как об экосистеме. Р.З. Формировать умение строить сложноподчиненные предложения с союзом «если бы, то», ввести в словарь: обитатели, хищники, травоядные, цепи питания. В.З. Воспитывать бережное отношение к лесу. | Чтение и обсуждение рассказов и стихов о лесе, проведение экологических игр. | Экологическая игра |
«Растения и животные леса» | П.З. Уточнить знания детей о растениях (травах, кустарниках, деревьях), грибах и животных леса нашего края. Р.З. Развивать память, быстроту реакции; связную речь через умение рассказывать об особенностях растений. В.З. Воспитывать уважительное отношение к живой природе. | Рассматривание репродукций картин русских художников, посвященных лесу. | Викторина |
Декабрь
«Экология родного края»
Тема недели | Задачи | Предварительная работа | Формы работы |
«Красная книга нашего региона» | П.З. Выявить какие растения и животные являются редкими в нашем регионе. Составить Красную книгу своего региона. Р.З. Формировать представления о Красной книге, активизировать предметный словарь. В.З. Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе. | Знакомство с Красной книгой. | Экологический проект |
«По заповедным местам природы Мордовии» | П.З. Формировать представления об охранных природных территориях (местах) – заповедниках. Р.З. Развивать познавательную активность детей, экологическое мышление на основе представлений , коммуникативное общение. В.З. Воспитывать бережное отношение к природе. | Мастерская по изготовлению атрибутов к игре: эмблемы заповедника, карты-маршрута. | Игра-путешествие |
«Город, в котором хотел бы я жить» | П.З. Формировать представления детей о городе, как о доме с экологически полноценной средой, где все гармонично. Р.З. Развивать творческие способности, мышление. В.З. Воспитывать ценностное отношение к природе родного города. | Экскурсия в город, беседа «Мой город», различные строительные игры. | Экологическая игра |
«Твой город – твое здоровье» | П.З. Расширить представления детей о городе, как о доме с экологически полноценной окружающей человека средой. Р.З. Развивать творческое воображение, любознательность, эстетическое отношение к природе. В.З. Воспитывать любовь к родному городу. Воспитывать ценностное отношение к своему здоровью. | Экскурсия в парк, беседа о роли воздуха в жизни человека. | Конкурс по созданию творческих композиций |
Январь
«Царица – водица»
Тема недели | Задачи | Предварительная работа | Формы работы |
«Путешествие по глобусу» | П.З.Расширить знания детей о глобусе – модели Земного шара, о формах и видах воды (родники, реки, моря, озера, океаны…). Р.З. Развивать экологическую культуру; диалогическую речь, развернуто и точно отвечать на поставленный вопрос, обогатить словарь: круговорот. В.З. Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу. | Рассматривание иллюстраций (использование воды человеком); игры «Ручеек», «Мы – капельки». | Беседа |
«Свойства воды» | П.З. Расширить знания детей о воде и ее свойствах. Р.З. Развивать мышление, любознательность; формировать умение правильно строить предложения, делать умозаключения. В.З. Воспитывать экономное отношение к воде. | Отгадывание загадок, чтение стихов о воде, инее, льде, росе, дожде и т. п. | Проведение опытов |
«В гостях у жителей подводного царства» | П.З. Углубить представления детей о обитателях морей и океанов. Р.З. Развивать любознательность, умение видеть новое в знакомом мире «подводного царства». Развивать монологическую речь, способности выражать свое отношение к роли. В.З. Воспитывать доброту, отзывчивость. | Рассматривание иллюстраций, предметных картинок, разучивание слов. | Сюжетно-ролевая игра |
«Источники загрязнения воды. Меры охраны» | П.З. Дать представление об основных источниках загрязнения воды в природе, ее последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения. Р.З. Способствовать развитию речи, активизировать словарь: водоочиститель, завод, нефть, нефтепродукты. В.З. Воспитывать экологическую культуру. | Беседа «Что было бы, если бы не было воды?», чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций. | Экологическая игра |
Февраль
«Загадочные явления в природе»
Тема недели | Задачи | Предварительная работа | Формы работы |
«Что такое снег?» | П.З. Расширить представления детей о снеге, помочь понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства. Р.З. Развивать интерес к зимним явлениям неживой природы, грамотно формулировать свой ответ; активизировать речь словами: тает, замерзает. В.З. Воспитывать чувство прекрасного, вызвать радость от открытий. | Наблюдение за снегом, рассматривание снежинок, игры со снегом, опыты, чтение стихов и рассказов. | Беседа о снеге и его свойствах (Загадки Деда Мороза). |
«Зимние явления в природе» | П.З. Закрепить знания о зимних явлениях. Р.З.Развивать игровой замысел, активизировать ласкательные существительные. Развивать творческую фантазию и воображение. В.З. Воспитывать бережное отношение к природе | Лепка снеговика. | Исследовательская деятельность(встреча со Снеговиком) |
«Тайна воздушного пузырька» | П.З. Расширить знания детей о воздухе, его свойствах. Познакомить детей с природным явлением «ветер», с причинами его возникновения. Р.З. Формировать интерес к экспериментальной работе. В.З. Воспитывать усидчивость, умение работать в коллективе. | Определение направления ветра (ветреной рукав), игры с вертушками, игра «Откуда прилетел ветер?» | Опыты «Свойства воздуха» (Встреча с воздушным шариком «Летунчиком») |
«Рисунок на бархатной бумаге» (мукой, ватой) | П.З. Вызвать у детей желание заниматься творчеством. Р.З. Развивать творческое воображение, эстетический вкус; активизировать речь словами: «снежная крупа», «снежные хлопья», «снегопад». В.З. Воспитывать желание любоваться зимней природой. | Наблюдения в природе. | Изо творчество |
Март
«В царстве комнатных растений»
Тема недели | Задачи | Предварительная работа | Формы работы |
«Комнатные растения в уголке природы» | П.З.Расширить знания детей о комнатных растениях и об уходе за ними. Познакомить детей с правилами поливки. Р.З. Развивать связную монологическую речь через умение рассказывать об особенностях строения растений, составление загадок-описаний. В.З.Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость. | Наблюдения за развитием и ростом растений в уголке природы, беседа «О чем рассказывают растения (о потребностях растений), игра «Угадай растение». | Исследовательская деятельность (встреча с Кузей) |
«Изучаем строение цветка» | П.З.Учить детей определять части цветка. Р.З.Учить описывать растения, опираясь на модели. В.З. Воспитывать бережное отношение к растениям. | Рассматривание растений в уголке природы. | Моделирование (создание моделей цветка) |
«Что будет, если…» | П.З.Формировать представления детей об отношениях различных комнатных растений к воде, теплу и свету. Р.З. Развивать понимание того, как важен правильный уход за комнатными растениями, формировать умение строить сложноподчиненные предложения с союзом «если, то». В.З. Воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями. | Знакомство с моделями «Потребности растений», установление правил ухода согласно «паспорту растения». | Экспериментальная деятельность |
«Посадка комнатных растений» | П.З.Учить правильной посадке комнатных растений. Р.З.Развивать у детей трудовые умения, развивать связную речь через умение рассказывать о выполнении своих действий, составлять предложения о предметах труда и действиях с ними. В.З.Воспитывать желание самостоятельно выращивать растения. | Моделирование трудового процесса. | Практическая деятельность «Мы – цветоводы» |
Апрель
«Защитим природу!»
Тема недели | Задачи | Предварительная работа | Формы работы |
«Человек – верный сын природы» | П.З. Формировать у детей способность выявлять и моделировать отношения человека к природе на основе представлений об ответственности за окружающее, согласно принципу «не навреди» Р.З.Развивать у детей творческие способности. В.З. Воспитывать бережное отношение к родной природе. | Беседа о правилах поведения людей на природе; чтение произведений литературы. | Дидактическая игра с элементами драматизации |
«Разработка экологических знаков» | П.З. Продолжать знакомство детей с природоохранительными знаками, создать с детьми экологические знаки, при помощи которых взрослые и дети научатся правильно себя вести себя в окружающей природе. Р.З.. Развивать у детей творческое мышление. В.З.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. | Экскурсия –путешествие по территории ДОУ, игра «Угадай знак». | Проект |
«Юные спасатели» | П.З. Закрепить правила поведения людей в природе на примере опасной, критической для леса и его жителей ситуации. Р.З.. Способствовать развитию основ экологического сознания детей. Формировать навыки правильного поведения в природе через игру. В.З. Воспитывать экологическую культуру. | Чтение познавательных рассказов о лесе и его обитателях, беседа о правилах поведения людей в природе. | Сюжетно-ролевая игра |
«Сказа ложь, да в ней намек» | П.З. Познакомить детей с экологическими сказками. Р.З.Развивать у детей познавательную активность, экологическое мышление. В.З. Воспитывать любовь к природе. | Чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций. | Чтение экологических сказок |
Май
«В царстве лекарственных растений»
Тема недели | Задачи | Предварительная работа | Формы работы |
«Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека» | П.З.Формирование представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения. Р.З.Развивать познавательную активность, интерес к исследовательской деятельности связную речь детей. В.З. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни. | Изготовление атрибутов к игре (набор пакетиков с лекарственными травами). | Эколого-природоведческая игра |
«Удивительное рядом» | П.З.. Продолжать учить детей называть лекарственные растения. Формировать навыки поведения в природе. Р.З. Развивать мышление, интонационную выразительность, умение связно высказывать свои мысли. В.З.Воспитывать бережное отношение к природе. | Заучивание стихов об объектах природы, изготовление атрибутов. | Экскурсия по экологической тропе |
«Лесная аптека на страже человека» (3-4 недели) | П.З. Формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные травы. Р.З. Развивать связную образную речь, пополнить словарный запас (отвар, настой) В.З. Воспитывать бережное отношение к природе. | Беседа о лекарственных травах (Встреча с Красной шапочкой). | Подготовка и проведение праздника |
*ПЗ: - познавательные задачи
РЗ: - речевые и развивающие задачи
ВЗ: - воспитательные задачи
Ожидаемый результат:
Показателями высокой эколого-краеведческой культуры детей следует считать:
- Интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания;
- Желание наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний;
- Желание заботиться о живых объектах природы;
- Желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;
- Стремление следовать правилам поведения на природе и в обществе;
- Попытка оценивать свое поведение.
В процессе работы кружка предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.
Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для дошкольников, посещающих коррекционную группу.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения авторской программы экологического кружка «Юный эколог»
Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на наблюдениях за детьми, заполнив следующую диагностическую карту:
Группа детского сада_________________________________________________
Дата проведения мониторинга__________________________________________
Имя, фамилия________________________________________________________
Имеет представления о растительном мире, называет несколько видов растений, произрастающих в России_____________________________________________
Имеет представления о процессе выращивания хлеба, называет зерновые культуры родного края___________________________________________________
Имеет представления о животном мире, называет представителей животного мира, обитающих на территории нашего города_________________________________
Имеет представления о Красной книге, называет редкие и исчезающие виды растений и животных нашего региона______________________________________
Имеет представления о лекарственных растениях, называть 2-3 лекарственных растения, произрастающих в России____________________________________
Имеет представления о формах и видах воды, ее свойствах, называет обитателей водоемов __________________________________________________
Имеет представления об экологии родного города, называет факты отрицательного воздействия человека на природу нашего края_________________
Имеет представления о правилах поведения в природе________________________
Имеет представления о явлениях природы, о их свойствах, значении____________
Имеет представления и навыки ухода за комнатными растениями______________
Использует моделирование в разных видах экологически ориентированной деятельности___________________________________________________________
Сформированы основы экологического сознания____________________________
Оценка уровня развития:
1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты;
2 балла – отдельные компоненты не развиты;
3 балла – соответствует возрасту;
4 балла – высокий.
Дальнейший анализ выстраивается в виде диаграмм в соответствии с уровнями развития по балловой системе. Диаграммы позволяют отследить динамику развития детей по каждому направлению экологического развития в течение учебного года.
Кроме того, учителем – логопедом группы, также проводится обследование детей, данные которого заносятся в подобную диаграмму, которая позволяет отследить уровень развитие словаря, связной речи, грамматического строя и т.д.
Список используемой литературы
- Л.И. Грехова «В союзе с природой» - эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.: ИГЛ «Ставрополь, 2002 г.
- «Мы»: Программа экологического образования детей. Н.Н. Кондратьева и др. – СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. – 240 с.
- Редакция журнала «Марий Эл учитель» «Природа – наш дом» - г. Йошкар-Ола, 1996г.
- Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) – М.: ВАКО, 2005 г.
- Л.Ф. Тавленко «В гармонии с природой» Часть 1 старшая группа: Программа и методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений – Ульяновск:
- «Добро пожаловать в экологию» Часть 2. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. / Сост. О. А. Воронкевич. – СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 336 с.
- С. Н Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», - Москва: Новая школа, 1995 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по экологии "Юный эколог"
Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней....
рабочая программа по экологии
дидактические игры,занятия т.д....
рабочая программа по экологии
"Экологическое воспитание дошкольников 3-4, 6-7....
Рабочая программа по экологии
Аннотация и годовой план занятий по экологии...
Рабочая программа кружка "Эколог и Я"
Основная цель работы кружка воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста. Моя программа кружка, принята на педагогическом совете МБДОУ д/с №16 и утверждена приказом заведующего....
Рабочая программа " Юный эколог" эколого-биологической направленности
Можно использовать при написании рабочей программы кружка эколого-биологической направленности...
Рабочая программа по экологии "Юный эколог" в старшей и подготовительной группе
Разработана рабочая программа по экологии на год...