Рабочая программа "Бабушкин сундучок"
рабочая программа (средняя группа)
Формирование общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста на основе приобщения к культурному наследию русского и мордовского народов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sunduchok_larisa.docx | 43.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад «Сказка»
обособленное подразделение
«Центр развития ребенка – детский сад «Росинка»
Принята на педагогическом совете УТВЕРЖДЕНА:
ОП «ЦРР-д/с «Росинка» Директор МБДОУ
Протокол № 1 от 29.08.2019 г. «ЦРР-д/с «Сказка»
____________Ю.В.Бозов
Рабочая программа
кружка «Бабушкин сундучок»
(этнокультурный компонент)
для детей среднего дошкольного возраста
на 2019-2020 учебный год
Составители: Костькина Л.Ф.,воспитатель
Нижегородцева А.А.,воспитатель
Ковылкино, 2019г.
Раздел 1.Целевой
1.1.Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»;
-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 06 – 1844 «О примерных требованиях к программе дополнительного образования детей»
Мордовское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и современной формой. Оно постоянно изучается и к нему постоянно обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Использование произведений устного народного творчества позволяет успешно осуществлять эстетическое и нравственное воспитание ребёнка.
Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаешь смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и интересовало мордовских людей, чем они занимались, как трудились, о чём мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времён, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам поможет фольклор: ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского и мордовского народов, их мысли, чувства переживания.
Цель программы: формирование общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста на основе приобщения к культурному наследию русского и мордовского народов.
Задачи программы.
- Формирование этнокультурного менталитета у детей дошкольного возраста на лучших традициях национальной культуры.
- Развитие познавательного интереса, любознательности, эмоционально-художественной отзывчивости к культурному наследию русского и мордовского народов.
- Побуждение детей к творческой самореализации в повседневной жизни в процессе приобщения к культурному наследию русского и мордовского народов.
Принципы формирования рабочей программы
В своей работе мы опираемся на следующие научные принципы:
- принцип развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер обучения реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
- соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;
- обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
Значимые для разработки и реализации рабочей программы возрастные и индивидуальные особенности.
Кружок « Бабушкин сундучок» в средней группе посещают дети, не имеющие отклонений в развитии. Поэтому данная программа предназначена для всех без исключения детей.
Художественная литература и устное народное творчество издавна служит важным средством воспитания детей дошкольного возраста.
Мордовская художественная литература и фольклор несут в себе черты национальных традиций, а также содержат много информации о родном крае, верованиях, культуре мордовского народа, что, в свою очередь побуждает детей наблюдать, размышлять, активно пополняя тем самым словарный запас ребёнка.
Очень важно готовить детей к восприятию фольклорного произведения. Для этого им показываю различные национальные изделия, иллюстрации национальных костюмов, мордовской избы; мордовский орнамент, вышивку, деревянные игрушки; экскурсии в музей. Детям рассказываю о различных мордовских праздниках, национальных традициях и обрядах, указывая на роль фольклорных произведений в них.
Дошкольный возраст – первоначальный этап освоения детьми норм бесписьменной традиции. Он характеризуется интуитивным уровнем постижения фольклора. Поэтому главная задача педагога на данном этапе состоит в том, чтобы познакомить детей с небольшим количеством мордовских народных песен различных жанров, развить образное художественное мышление и интонационно-ладовый слух.
Детям дошкольного возраста наиболее доступны для исполнения календарно-обрядовые песни-заклички, колядки, а также игровые, шуточные, хороводные песни. Произведения детского музыкального фольклора – прибаутки, потешки, пестушки больше похожи не на песни а на творческие задания-упражнения, направленные на развитие дикции, ритмического чувства, закрепление интонационно-попевочного словаря. Главная их цель – в ходе забавной игры подготовить ребёнка к познанию окружающего мира.
Мордовские подвижные игры содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции и имеют огромное значение для всестороннего и гармоничного воспитания детей дошкольного возраста.
Одним из условий успешного внедрения мордовских подвижных игр в жизнь детей дошкольного возраста является глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также умелое руководство игрой.
Педагогическая наблюдательность позволяет вдумчиво выбирать методы руководства игровой деятельности, корректировать поведение детей и своё собственное, добиваться достижения общей цели, создавать радостную доброжелательную атмосферу.
Важным аспектом воспитания ребёнка дошкольника является развитие тех качеств личности, которые определяют его отношение к родному краю, обществу. Эта задача решается во многих видах деятельности детей дошкольного возраста, в том числе и при ознакомлении с окружающим миром.
Углубляя представления об окружающем мире, детям даются элементарные сведения о республике, в которой они проживают.
Важным моментом при знакомстве с национальными особенностями края является посещение краеведческого музея.
Очень важной и плодотворной формой работы является Фольклорный праздник. Именно он создает условия, наиболее приближенные к естественному бытованию фольклора. Формы проведения праздника разнообразны: посиделки, инсценировки, концерты. Подобная форма работы интересна еще и потому, что на празднике не бывает пассивных зрителей: каждый из присутствующих вовлечен в песню, танец, игру. Важным является и подготовка к празднику, когда дети совместно с родителями украшают группу, создают костюмы, атрибуты праздника.
Занятия проводятся в игровой форме. Количество детей в группах – 10 человек. Такая группа является оптимальной для организации игровой деятельности и создания творческой атмосферы на занятиях. Занятия проходят один час в неделю.
Планируемые результаты освоения программы: ребенок самостоятельно рассказывает о быте, обычаях русского и мордовского народа. Умеет самостоятельно различать русский народный и мордовский народный костюмы. Ребенок различает народные промыслы. Знает произведения устного народного творчества, различает их, выразительно декламирует. Ребенок знает и различает животных и растения Мордовского края. Знает произведения художественной литературы о природе родного края.
Требования к уровню подготовки воспитанников
Возраст | Воспитанник должен | |
Знать | Иметь представления | |
Средний дошкольный возраст | - основные праздники народного календаря; - песни, игры поговорки, пословицы, загадки, шутки, заклички ; - мордовские народные сказки. - детские жанры народно – песенного творчества. | - о традициях празднования народных праздников на Руси; - календарных приметах; - использовать элементы народной культуры в повседневной жизни. - о видах хоровода; - о народных промыслах на Руси.
|
Раздел 2.Содержательный
.
2.1. Содержание учебной программы
Разделы программы | Месяц | ||||||||||
сен | окт | ноя | дек | янв | фев | мар | апр | май | всего | ||
Старшая группа | |||||||||||
Раздел 1. «Быт и традиции» | 3 | 2 | 1 | 1 | 7 | ||||||
Раздел 2. «Народные промыслы» | 1 | 2 | 3 | ||||||||
Раздел 3. «Устное народное творчество» | 4 | 3 | 1 | 1 | 1 | 10 | |||||
Раздел 4. «Зимние праздники на Руси» | 1 | 2 | 3 | ||||||||
Раздел 5. «Весенние праздники» | 2 | 2 | 1 | 5 | |||||||
Раздел 6. «Природа Мордовского края» | 2 | 2 | |||||||||
Итого: | 30 | ||||||||||
2.2.Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы.
Формы реализации программы:
- тематические занятия;
-беседы;
-экскурсии;
-дидактические игры;
-сюжетно-ролевые игры;
-чтение художественной литературы;
-совместные досуги детей и родителей
Список средств обучения
-методическая и теоретическая литература;
-дидактический и раздаточный материал;
-пособия по народному творчеству;
-сценарии игр и праздников.
2.3.Взаимодействие с родителями
- ознакомление родителей с планом кружка;
- проведение анкетирования и консультаций;
-привлечение родителей к изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевым играм и праздникам.
- участие в оформлении выставок;
- организация совместных праздников и развлечений;
Раздел 3.Организационный.
3.1.Комплексно – тематический план кружка
«Бабушкин сундучок»
на 2019-2020 учебный год
Дата проведения | Тема | Цель |
1-я неделя октября | «В гости к бабушке» | Познакомить детей с жилищем русского человека, с тем как ее строили; вызвать интерес к русским традициям; воспитывать чувство ответственности, доброту. |
2-я неделя октября | «В гостях у мордовского народа» | Познакомить с мордовскими обычаями и традициями. Вызвать интерес к жизни наших предков. Дать представление о Христианстве. |
3-я неделя октября | «Сундучок бабушки» | Формировать интерес к русскому искусству, глиняной и деревянной игрушке; установить связь между поделками и людьми их сделавшими. |
4-я неделя октября | «Осенины» | Познакомить с календарными праздниками, учить играм, хороводам в процессе исполнения песен. |
1-я неделя ноября | «Детский фольклор: колыбельные песни» | Познакомить детей с колыбельными песнями, их содержанием и назначением; развивать умение исполнять русские и мордовские колыбельные песни. |
2-я неделя ноября | «Русские народные инструменты» | Рассказать детям о русских народных инструментах – деревянных ложках, трещотках, бубенцах, балалайке, гармошке. Показать, как ими пользоваться. Воспитывать любовь к музыке. |
3-я неделя ноября | «Русские народные игры» | Познакомить детей с русскими народными играми. Помочь детям через игру понять особенности национальной культуры людей. |
4-я неделя ноября | «Мордовские народные игры» | Познакомить детей с мордовскими народными играми. Способствовать физическому, нравственному развитию детей. Повторять и закреплять с детьми ранее изученный лексический материал мокшанского языка. |
1-я неделя декабря | «Скороговорки» | Упражнять детей в адекватном применении произведений русского народного творчества на практике; познакомить с назначением скороговорок. |
2-я неделя декабря | «Потешки и пестушки» | Познакомить детей с назначением и содержанием потешек. Разучить потешки и пестушки с детьми. Учить детей обыгрывать потешки. |
3-я неделя декабря | «Прибаутки и считалки» | Познакомить детей с назначением и историей прибауток и небылиц. Разучить с детьми считалки; способствовать возникновению интонационной выразительности речи. |
4-я неделя декабря | «Святки» | Рассказать историю возникновения старинного обычая. Познакомить со славлением , колядой и гаданиями. |
2-я неделя января | ||
3 –я неделя января | «Зимние праздники. Новый год. Рождество» | Познакомить с традициями празднования зимних праздников на Руси. Рассказать о Рождественских гуляниях. |
4-я неделя января | «Зимние праздники. Золотые вечера» | Подведение итогов по зимним праздникам. Вспомнить произведения устного народного творчества. Поиграть в знакомые игры. |
1-я неделя февраля | «Народные промыслы: хохлома, жостово, гжель» | Познакомить детей с искусством хохломы, жостово, гжели. Воспитывать интерес к народному искусству. |
2-я неделя февраля | «Народная игрушка» | Знакомство с особенностями создания дымковской, филимоновской игрушки, русской матрешки. |
3-я неделя февраля | «Русская национальная одежда» | Познакомить детей с особенностями русской национальной одежды. Формировать интерес у детей к старинной одежде русского народа. |
4-я неделя февраля | «Мордовская национальная одежда» | Познакомить детей с национальной мордовской одеждой (панар, ашкоркс, сект, петькс) Рассмотреть на них узоры, какие на них основные элементы и цвет. |
1-янеделя марта | «Масленица» | Уточнить знания детей о традициях празднования Масленицы на Руси. Рассказать о кукле – чучеле, показать ее. Повторить масленичные заклички, игры. |
2-я неделя марта | «Художественные произведения мордовских авторов» | Познакомить детей с мордовской художественной литературой (сказки, стихи). Отразить национальные особенности мировозрения, характера мордвы, ее традиции, историю быта в литературных произведениях. |
3-я неделя марта | «Праздник жаворонков» | Продолжать знакомить детей с праздниками на Руси, рассказать о приметах, характеризующих этот день. Познакомить детей с назначением и содержанием закличек и приговорок. |
4-я неделя марта | «Русские обеды» | Познакомить с традиционной русской едой и ее приготовлением. Познакомить детей с обычаями и нравами русского народа. |
1-я неделя апреля | «Вербная неделя» | Продолжать знакомить детей с праздниками на Руси; рассказать о приметах, характеризующих этот день, историю возникновения старинного обычая. |
2-я неделя апреля | «Пасха» | Уточнить знания детей о традициях празднования Пасхи на Руси; рассказать историю возникновения этого праздника, о традиционных обычаях, связанных с этим праздником. |
3-я неделя апреля | «Мордовская национальная кухня» | Познакомить детей с национальной кухней мордвы; с традиционными рецептами. Учить готовить окрошку. Воспитывать бережное отношение к еде. |
4-я неделя апреля | «Русские народные сказки» | Познакомить детей с разнообразием сказок. Учить понимать характер и поступки героев. Закрепить знания о жанровых особенностях сказки. Воспитывать навыки пересказа. |
1 – неделя мая | «Растения и животные Мордовии» | Познакомить с разнообразием природы мордовского края. Воспитывать доброту, чувство ответственности за все, что нас окружает. |
2-я неделя мая | «Стихи и сказки о родной природе» | Продолжать знакомить детей со стихами и сказками о родной природе. Активизировать речевую деятельность. Воспитывать любовь к природе. |
3- неделя мая | «Русские и мордовские народные песни» | Учить различать русские и мордовские песни на слух. Показать лиризм и бойкость народной песни нашего края. Учить импровизировать танцевальные движения под музыку, двигаться в хороводе. |
4 – неделя мая | «Итоговое занятие : праздничные посиделки» | Вспомнить знакомые песни, пословицы, прибаутки, загадки, сказки. Поиграть в игры по желанию детей. |
3.2. Традиционные праздники, развлечения и события
Итоговый компонент - неотъемлемая часть обучения дошкольников,два раза в год проводятся праздники, включающие в себя материал для закрепления знаний по этнокультурному компоненту.
Январь – «Зимние праздники на Руси»;
Май – « Праздничные посиделки»;
3.3.Описание материально-технического обеспечения программы.
Развивающая предметно – пространственная среда в группе оборудована с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В группе оборудован уголок «Мой край». Имеются дидактические игры по теме кружка, наглядный материал, атрибуты для сюжетно – ролевых игр и игровых ситуаций.
Список использованной литературы
1.Киркина Е.Н. ,Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004г.
«Хрестоматия к программе «Валдоня».
2.Карпушина Л.П., учебное пособие/ МО РМ,МРИО, Саранск, 2009 г.
«Освоение музыкального искусства Мордовии в ДОУ» .
3.Позднякова Е.А. ,изд-во «Учитель», Волгоград, 2008г.
«Гражданское воспитание в ДОУ».
4.Тихонова М. В., изд-во «Детство – пресс», Санкт – Петербург, 2000.
«Красна изба…»
5.Шорыгина Т.А., изд-во ТЦ Сфера», Москва, 2011г.
«Наша Родина – Россия».
Приложение №___
к рабочей программе группы №4
Список детей кружка «Бабушкин сундучок»
старшей группы №4
на 2019-2020 учебный год
(1-я подгруппа)
Руководитель – Костькина Лариса Федоровна
1.Вишняков Саша
2.Ефремов Егор
3.Хвастунова Алиса
4.Сушко Таня
5.Мокринская Аня
6.Леонтьев Коля
7.Черяпкина Ксения
8. Панкова Вероника
9.Чекашкин Сергей
10. Ухаботин Дима
11.Щербаков Даниил
(2-я подгруппа)
Руководитель – Нижегородцева Альбина Александровна
1.Вишнякова Лена
2.Канайкина Арина
3.Поплева Элина
4.Мелешкин Дима
5.Кострюков Максим
6.Марков Никита
7.Куляпин Рома
8.Хурасев Егор
9.Чекашкин Глеб
10.Карасев Артем
11.Матюшкин Илья
Содержание
№ | Наименование | Страницы |
Пояснительная записка | ||
1.1 | Цель программы | |
1.2 | Задачи программы | |
1.3 | Ожидаемые результаты | |
1.4 | Формы работы кружка | |
Содержание учебной программы | ||
Перспективный план работы кружка | ||
Требования к уровню подготовки воспитанников | ||
Способы проверки знаний , умений, навыков. | ||
Список средств обучения | ||
Список использованной литературы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Кукольный сундучок"
Материал, который поможет воспитателю более глубоко познакомить детей с народной куклой...
Рабочая программа "Кукольный сундучок" (приложение)
Конспект занятия, котрый поможет воспитателю познакомить детей сразновидностями народнй куклы. Консультация дляродителей и педагогов "Кто в куклы не играл, тот счастья не видал"....
Рабочая программа "Кукольный сундучок" (приложение) 2
Консультация дляродитетей и педагогов "Кто в куклы не играл, тот счастья не видал"...
Рабочая программа «Волшебный сундучок»
Цель программы: формирование у детей умений и навыков в продуктивных видах деятельности с использованием различных материалов и инструментов; развитие творческих способностей, фантазии, воображения, м...
Рабочая программа «Волшебный сундучок» педагога дополнительного образования Тонковой Юлии Валерьевны
Цель программы: формирование у детей умений и навыков в продуктивных видах деятельности с использованием различных материалов и инструментов; развитие творческих способностей, фантазии, воображения, м...
Рабочая программа кружка "Бабушкин сундучок" в средней группе
Этнокультурный компонент...
"Рабочая программа кружка сказочный сундучок"
Как много хороших и добрых воспоминаний из детства связано у нас именносо сказками, где живут добрые и злые герои. При помощи сказочных героев,взрослые могут заинтересовать ребёнка, произвести на него...