Рабочая программа "Бабушкин сундучок"
рабочая программа (средняя группа)

Костькина Лариса Федоровна

Формирование общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста на основе приобщения к культурному наследию русского и мордовского народов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sunduchok_larisa.docx43.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Сказка»

обособленное подразделение

 «Центр развития ребенка – детский сад «Росинка»

   Принята на педагогическом совете                           УТВЕРЖДЕНА:                                          

   ОП «ЦРР-д/с «Росинка»                                                Директор МБДОУ

    Протокол № 1 от 29.08.2019 г.                                     «ЦРР-д/с «Сказка»                                                                                                                                          

                                                                                             ____________Ю.В.Бозов

                                                                                                                                                             

                                                       

                                                                                           

Рабочая программа

кружка «Бабушкин сундучок»

(этнокультурный компонент)

для детей среднего дошкольного возраста

на 2019-2020 учебный год

                                         Составители: Костькина Л.Ф.,воспитатель

                                                      Нижегородцева А.А.,воспитатель

                                         Ковылкино, 2019г.


Раздел 1.Целевой

1.1.Пояснительная записка.

           Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»;

-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 06 – 1844 «О примерных требованиях к программе дополнительного образования детей»

Мордовское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и современной формой. Оно постоянно изучается и к нему постоянно обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Использование произведений устного народного творчества позволяет успешно осуществлять эстетическое и нравственное воспитание ребёнка.

Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаешь смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и интересовало мордовских людей, чем они занимались, как трудились, о чём мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времён, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам поможет фольклор: ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского и мордовского народов, их мысли, чувства переживания.

Цель программы: формирование общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста на основе приобщения к культурному наследию русского и мордовского народов.

Задачи программы.

  1. Формирование этнокультурного  менталитета у детей дошкольного возраста на лучших традициях национальной культуры.
  2. Развитие познавательного интереса, любознательности, эмоционально-художественной отзывчивости к культурному наследию русского и  мордовского народов.
  3. Побуждение детей к творческой самореализации в повседневной жизни в процессе приобщения к культурному наследию русского и  мордовского народов.

Принципы формирования рабочей программы

В своей работе мы опираемся на следующие научные принципы:

      - принцип развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер обучения  реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

  - соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;

 - обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

Значимые для разработки и реализации рабочей программы возрастные и индивидуальные особенности.

Кружок « Бабушкин сундучок» в средней группе посещают дети, не имеющие отклонений в развитии. Поэтому данная программа предназначена для всех без исключения детей.

Художественная литература и устное народное творчество издавна служит важным средством воспитания детей дошкольного возраста.

Мордовская художественная литература и фольклор несут в себе черты национальных традиций, а также содержат много информации о родном крае, верованиях, культуре мордовского народа, что, в свою очередь побуждает детей наблюдать, размышлять, активно пополняя тем самым словарный запас ребёнка.

Очень важно готовить детей к восприятию фольклорного произведения. Для этого им показываю различные национальные изделия, иллюстрации национальных костюмов, мордовской избы; мордовский орнамент, вышивку, деревянные игрушки; экскурсии в музей. Детям рассказываю о различных мордовских праздниках, национальных традициях и обрядах, указывая на роль фольклорных произведений в них. 

Дошкольный возраст – первоначальный этап освоения детьми норм бесписьменной традиции. Он характеризуется интуитивным уровнем постижения фольклора. Поэтому главная задача педагога на данном этапе состоит в том, чтобы познакомить детей с небольшим количеством мордовских народных песен различных жанров, развить образное художественное мышление и интонационно-ладовый слух.

Детям дошкольного возраста наиболее доступны для исполнения календарно-обрядовые песни-заклички, колядки, а также игровые, шуточные, хороводные песни. Произведения детского музыкального фольклора – прибаутки, потешки, пестушки больше похожи не на песни а на творческие задания-упражнения, направленные на развитие дикции, ритмического чувства, закрепление интонационно-попевочного словаря. Главная их цель – в ходе забавной игры подготовить ребёнка к познанию окружающего мира.

Мордовские подвижные игры содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции и имеют огромное значение для всестороннего и гармоничного воспитания детей дошкольного возраста.

Одним из условий успешного внедрения мордовских подвижных игр в жизнь детей дошкольного возраста является глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также умелое руководство игрой.

Педагогическая наблюдательность позволяет вдумчиво выбирать методы руководства игровой деятельности, корректировать поведение детей и своё собственное, добиваться достижения общей цели, создавать радостную доброжелательную атмосферу.

Важным аспектом воспитания ребёнка дошкольника является развитие тех качеств личности, которые определяют его отношение к родному краю, обществу. Эта задача решается во многих видах деятельности детей дошкольного возраста, в том числе и при ознакомлении с окружающим миром.

Углубляя представления об окружающем мире, детям даются элементарные сведения о республике, в которой они проживают.

Важным моментом при знакомстве с национальными особенностями края является посещение краеведческого музея.

Очень важной и плодотворной формой работы является Фольклорный праздник. Именно он создает условия, наиболее приближенные к естественному бытованию фольклора. Формы проведения праздника разнообразны: посиделки, инсценировки, концерты. Подобная форма работы интересна еще и потому, что на празднике не бывает пассивных зрителей: каждый из присутствующих вовлечен в песню, танец, игру. Важным является и подготовка к празднику, когда дети совместно с родителями украшают группу, создают костюмы, атрибуты праздника.

Занятия проводятся в игровой форме. Количество детей в группах – 10 человек. Такая группа является оптимальной для организации игровой деятельности и создания творческой атмосферы на занятиях. Занятия проходят один час в неделю.

Планируемые результаты освоения программы: ребенок самостоятельно рассказывает о быте, обычаях русского и мордовского народа. Умеет самостоятельно различать русский народный и мордовский народный костюмы. Ребенок различает народные промыслы. Знает произведения устного народного творчества, различает их, выразительно декламирует. Ребенок знает и различает животных и растения Мордовского края. Знает произведения художественной литературы о природе родного края.

Требования к уровню подготовки воспитанников

Возраст

Воспитанник должен

Знать

Иметь представления

Средний дошкольный возраст

- основные праздники народного календаря;

- песни, игры поговорки, пословицы, загадки, шутки, заклички ;

- мордовские народные сказки.

- детские жанры народно – песенного творчества.

- о традициях празднования народных праздников на Руси;

- календарных приметах;

- использовать элементы народной культуры в повседневной жизни.

- о видах хоровода;

- о народных промыслах на Руси.

 

                                 Раздел 2.Содержательный

.

             2.1.  Содержание учебной программы

Разделы программы

Месяц

сен

окт

ноя

дек

янв

фев

мар

апр

май

всего

Старшая группа

Раздел 1. «Быт и традиции»

3

2

1

1

7

Раздел 2. «Народные промыслы»

1

2

3

Раздел 3. «Устное народное творчество»

4

3

1

1

1

10

Раздел 4. «Зимние праздники на Руси»

1

2

3

Раздел 5. «Весенние праздники»

2

2

1

5

Раздел 6. «Природа Мордовского края»

2

2

Итого:

30

2.2.Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы.

Формы реализации программы:

- тематические занятия;

-беседы;

-экскурсии;

-дидактические игры;

-сюжетно-ролевые игры;

-чтение художественной литературы;

-совместные досуги детей и родителей 

Список средств обучения

-методическая и  теоретическая литература;

-дидактический и раздаточный материал;

-пособия по народному творчеству;

-сценарии игр и праздников.

2.3.Взаимодействие с родителями

- ознакомление родителей с планом кружка;

- проведение анкетирования и консультаций;

-привлечение родителей к изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевым играм и праздникам.

- участие в оформлении выставок;

- организация совместных праздников и развлечений;

                                   Раздел 3.Организационный.

                            3.1.Комплексно – тематический план кружка

 «Бабушкин сундучок»

на 2019-2020 учебный год

Дата проведения

Тема

Цель

1-я неделя октября

«В гости к бабушке»

Познакомить детей с жилищем русского человека, с тем как ее строили; вызвать интерес к русским традициям; воспитывать чувство ответственности, доброту.

2-я неделя октября

«В гостях у мордовского народа»

Познакомить с мордовскими обычаями и традициями. Вызвать интерес к жизни наших предков. Дать представление о Христианстве.

3-я неделя октября

«Сундучок бабушки»

Формировать интерес к русскому искусству, глиняной и деревянной игрушке; установить связь между поделками и людьми их сделавшими.

4-я неделя октября

«Осенины»

Познакомить с календарными праздниками, учить играм, хороводам в процессе исполнения песен.

1-я неделя ноября

«Детский фольклор: колыбельные песни»

Познакомить детей с колыбельными песнями, их содержанием и назначением; развивать умение исполнять русские и мордовские колыбельные песни.

2-я неделя ноября

«Русские народные инструменты»

Рассказать детям о русских народных инструментах – деревянных ложках, трещотках, бубенцах, балалайке, гармошке. Показать, как ими пользоваться. Воспитывать любовь к музыке.

3-я неделя ноября

«Русские народные игры»

Познакомить детей с русскими народными играми. Помочь детям через игру понять особенности национальной культуры людей.

4-я неделя ноября

«Мордовские народные игры»

Познакомить детей с мордовскими народными играми. Способствовать физическому, нравственному развитию детей. Повторять и закреплять с детьми ранее изученный лексический материал мокшанского языка.

1-я неделя декабря

«Скороговорки»

Упражнять детей в адекватном применении произведений русского народного творчества на практике; познакомить с назначением скороговорок.

2-я неделя  декабря

«Потешки и пестушки»

Познакомить детей с назначением и содержанием потешек. Разучить потешки и пестушки с детьми. Учить детей обыгрывать потешки.

3-я неделя декабря

«Прибаутки и считалки»

Познакомить детей с назначением и историей прибауток и небылиц. Разучить с детьми считалки; способствовать возникновению интонационной выразительности речи.

4-я неделя декабря

«Святки»

Рассказать историю возникновения старинного обычая. Познакомить со славлением , колядой и гаданиями.

2-я неделя января

3 –я неделя января

«Зимние праздники. Новый год. Рождество»

Познакомить  с традициями празднования зимних праздников на Руси. Рассказать о  Рождественских гуляниях.

4-я неделя января

«Зимние праздники. Золотые вечера»

Подведение итогов по зимним праздникам. Вспомнить  произведения устного народного творчества. Поиграть в знакомые игры.

1-я неделя февраля

«Народные промыслы: хохлома, жостово, гжель»

Познакомить детей с искусством хохломы, жостово, гжели. Воспитывать интерес к народному искусству.

2-я неделя февраля

«Народная игрушка»

Знакомство с особенностями создания дымковской, филимоновской игрушки, русской матрешки.

3-я неделя февраля

«Русская национальная одежда»

Познакомить детей с особенностями русской национальной одежды. Формировать интерес у детей к старинной одежде русского народа.

4-я неделя февраля

«Мордовская национальная одежда»

Познакомить детей с национальной мордовской одеждой (панар, ашкоркс, сект, петькс) Рассмотреть на них узоры, какие на них основные элементы и цвет.

1-янеделя  марта

«Масленица»

Уточнить знания детей о традициях празднования  Масленицы на Руси. Рассказать о кукле – чучеле, показать ее. Повторить масленичные заклички, игры.

2-я неделя марта

«Художественные произведения мордовских авторов»

Познакомить детей с мордовской художественной литературой (сказки, стихи). Отразить национальные особенности мировозрения, характера мордвы, ее традиции, историю быта в литературных произведениях.

3-я неделя марта

«Праздник жаворонков»

Продолжать знакомить детей с праздниками на Руси, рассказать о приметах, характеризующих этот день. Познакомить детей с назначением и содержанием закличек и приговорок.

4-я неделя марта

«Русские обеды»

Познакомить с традиционной русской едой и ее приготовлением. Познакомить детей с обычаями и нравами русского народа.

1-я неделя апреля

«Вербная неделя»

Продолжать знакомить детей с праздниками на Руси; рассказать о приметах, характеризующих этот день, историю возникновения старинного обычая.

2-я неделя апреля

«Пасха»

Уточнить знания детей о традициях празднования Пасхи на Руси; рассказать историю возникновения этого праздника, о традиционных обычаях, связанных с этим праздником.

3-я неделя апреля

«Мордовская национальная кухня»

Познакомить детей с национальной кухней мордвы; с традиционными рецептами. Учить готовить окрошку. Воспитывать бережное отношение к еде.

4-я неделя апреля

«Русские народные сказки»

Познакомить детей с разнообразием сказок. Учить понимать характер и поступки героев. Закрепить знания о жанровых особенностях сказки. Воспитывать навыки пересказа.

1 – неделя

мая

«Растения и животные Мордовии»

Познакомить с разнообразием природы мордовского края. Воспитывать доброту, чувство ответственности за все, что нас окружает.

2-я неделя

мая

«Стихи и сказки о родной природе»

Продолжать знакомить детей со стихами и сказками о родной природе. Активизировать речевую деятельность. Воспитывать любовь к природе.

3- неделя

мая

«Русские и мордовские народные песни»

Учить различать русские и мордовские песни на слух. Показать лиризм и бойкость народной песни нашего края. Учить импровизировать танцевальные движения под музыку, двигаться в хороводе.

4 – неделя

мая

«Итоговое занятие : праздничные посиделки»

Вспомнить знакомые песни, пословицы, прибаутки, загадки, сказки. Поиграть в игры по желанию детей.

               3.2. Традиционные праздники, развлечения и события

Итоговый компонент - неотъемлемая часть обучения дошкольников,два раза в год проводятся праздники, включающие в себя материал для закрепления знаний по этнокультурному компоненту.

Январь – «Зимние праздники на Руси»;

Май – « Праздничные посиделки»;

3.3.Описание материально-технического обеспечения программы.

Развивающая предметно – пространственная среда в группе оборудована с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В группе оборудован уголок «Мой край». Имеются дидактические игры по теме кружка, наглядный материал, атрибуты для сюжетно – ролевых игр и игровых ситуаций.

                   

                         Список использованной литературы

1.Киркина Е.Н. ,Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004г.

«Хрестоматия к программе  «Валдоня».

2.Карпушина Л.П., учебное пособие/ МО РМ,МРИО, Саранск, 2009 г.

«Освоение музыкального искусства Мордовии в ДОУ» .

3.Позднякова Е.А. ,изд-во «Учитель», Волгоград, 2008г.

«Гражданское воспитание в ДОУ».

4.Тихонова М. В., изд-во «Детство – пресс», Санкт – Петербург, 2000.

«Красна изба…»

5.Шорыгина Т.А., изд-во ТЦ Сфера», Москва, 2011г.

«Наша Родина – Россия».

                                                                                   

                                                                                           Приложение №___

                                                                                             к рабочей программе группы №4

Список детей кружка  «Бабушкин сундучок»

старшей  группы №4

на 2019-2020 учебный год

(1-я подгруппа)

 Руководитель – Костькина Лариса Федоровна

1.Вишняков Саша

2.Ефремов Егор

3.Хвастунова Алиса

4.Сушко Таня

5.Мокринская Аня

6.Леонтьев Коля

7.Черяпкина Ксения

8. Панкова Вероника

9.Чекашкин Сергей

10. Ухаботин Дима

11.Щербаков Даниил

(2-я подгруппа)

 Руководитель – Нижегородцева Альбина Александровна

1.Вишнякова Лена

2.Канайкина Арина

3.Поплева Элина

4.Мелешкин Дима

5.Кострюков Максим

6.Марков Никита

7.Куляпин Рома

8.Хурасев Егор

9.Чекашкин Глеб

10.Карасев Артем

11.Матюшкин Илья

                                                Содержание

  №

                          Наименование

      Страницы

  Пояснительная записка

1.1

Цель программы

1.2

Задачи программы

1.3

Ожидаемые результаты

1.4

Формы работы кружка

Содержание учебной программы

Перспективный план работы кружка

Требования к уровню подготовки воспитанников

Способы проверки знаний , умений, навыков.

Список средств обучения

Список использованной литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Кукольный сундучок"

Материал, который поможет воспитателю более глубоко познакомить детей с  народной куклой...

Рабочая программа "Кукольный сундучок" (приложение)

Конспект занятия, котрый поможет воспитателю познакомить детей сразновидностями народнй куклы. Консультация дляродителей и педагогов "Кто в куклы не играл, тот счастья не видал"....

Рабочая программа "Кукольный сундучок" (приложение) 2

Консультация дляродитетей и педагогов "Кто в куклы не играл, тот счастья не видал"...

Рабочая программа «Волшебный сундучок»

Цель программы: формирование у детей умений и навыков в продуктивных видах деятельности с использованием различных материалов и инструментов; развитие творческих способностей, фантазии, воображения, м...

Рабочая программа «Волшебный сундучок» педагога дополнительного образования Тонковой Юлии Валерьевны

Цель программы: формирование у детей умений и навыков в продуктивных видах деятельности с использованием различных материалов и инструментов; развитие творческих способностей, фантазии, воображения, м...

"Рабочая программа кружка сказочный сундучок"

Как много хороших и добрых воспоминаний из детства связано у нас именносо сказками, где живут добрые и злые герои. При помощи сказочных героев,взрослые могут заинтересовать ребёнка, произвести на него...