Рабочая программа "Кукольный сундучок"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему
Материал, который поможет воспитателю более глубоко познакомить детей с народной куклой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 252.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение центр развития ребенка - детский сад №5
«Мир детства»
Принята Утверждаю
Советом педагогов Заместитель директора
МБДОУ ЦРР № 5 МДОУ ЦРР №5 Варфоломеева Г.Н. Протокол №___ Приказ № ___ от
«___»____________2018 г. «__»___________2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«КУКОЛЬНЫЙ СУНДУЧОК»
Составлена
воспитателем высшей
квалификационной
категории
Грязновой О.В.
г.Тула
2018 год.
Содержание
- Целевой раздел……………………………………………………………3
- Пояснительная записка…………………………………………………....3
- Цель рабочей программы……………………………………………..…..4
- Задачи рабочей программы……………………………………………….4
- Принципы и подходы в организации образовательного процесса……..5
- Особенности развития детей старшего дошкольного возраста………...6
- Планируемые результаты освоения Программы………………………...7
- Содержательный раздел…………………………………………………9
2.1Описание образовательной деятельности………………………………..9
3. Организационный раздел……………………………………………….13
3.3. Методическое обеспечение программы………………………………..13
Приложение 1…...…………………………………………………………...14
Приложение 2………………………………………………………………..22
Приложение 3………………………………………………………………..28
Приложение 4 ……………………………………………………………….37
1.Целевой раздел.
1.1 Пояснительная записка.
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П. Зеньковского, Д.С. Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
Среди множества факторов, обуславливающих развитие детей дошкольного возраста, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека, основы его будущего становления в обществе. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребёнка. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков.
Ориентация современной педагогики на народную культуру, приобщение к которой становится условием стабильности личности и общества в целом, идея этнокультурного воспитания актуализируют поиск педагогических механизмов использования воспитательного потенциала народного опыта в образовательном процессе. В этом объективном процессе заметное место занимает развитие народных традиций.
Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Игрушка – культурное орудие, посредством которого в «свёрнутой форме» передаётся состояние современной культуры. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное устроение мира. Игрушки – носитель сакральных ценностей, родовой информации. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была кукла.
Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы. Наиболее распространенной игрушкой в России еще в первые десятилетия ХХ века была тряпичная кукла. Она известна с глубокой древности. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.
Тряпичная кукла в старину играла большую роль:
- она была участницей многих праздников и обрядов
- являлась символом счастья, добра, благополучия, продолжения рода;
- была оберегом;
- в игре ребенок приобщался к культуре своего народа. В нем формировались черты матери, хранительницы очага, мастерицы;
- самодельная кукла дает большие возможности для творческой самореализации и развития личности ребенка, развития фантазии.
В наше время изготовление игрушки не потеряло своей значимости:
- сам процесс изготовления приносит радость;
- работа с мягким (теплым) материалом дает ощущение тепла, нежности;
- при изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев,
что связано с развитием мышления, происходит массаж рук (развитие речи);
- изготовив игрушку, ребенок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает, т.е. осваивает различные социальные роли);
- застенчивый, имеющий комплексы ребенок в игре часто заменяет куклой себя.
Таким образом, кукла выполняет коррекционную функцию.
Особенность программы «Кукольный сундучок» заключается в том, что знакомство с куклой и техникой ее изготовления происходит на ценностях народной и региональной культуры, через русские народные игры, использование малых фольклорных форм и народных сказок, воспроизведение годового цикла праздников, через знакомство с музыкальными произведениями.
Данная программа направлена на возрождение традиций изготовления народной куклы и приобщению воспитанников к народным истокам кукольного мира, развитие творческих способностей, художественного вкуса, создание условий для самореализации личности ребенка.
Программа вводит ребенка в удивительный мир народной культуры, творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности. В содержании широко раскрывается художественный образ куклы, слова, связь народной художественной культуры с духовными ценностями. Осуществляется развитие творческого опыта детей в процессе собственной художественно-творческой активности.
1.2.Цель рабочей программы: создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре посредством ознакомления с народной куклой.
1.3 Задачи программы:
- Прививать интерес и любовь к русской народной кукле как виду народного художественного творчества.
- Знакомить с народными традициями, в которых были задействованы народные куклы.
- Формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами и умению создавать и выполнять самостоятельно художественные изделия в традициях народного искусства.
- Развивать у детей творческие способности, стремление к самостоятельному творчеству.
- Совершенствовать мелкую моторику детей.
- Развивать эстетический вкус при подборе цветовой гаммы и материалов для изготовления народных кукол.
- Организовать сотрудничество с семьями воспитанников (создание музея народной куклы, народной игрушки, проведение календарных праздников, где главным атрибутом является народная кукла; использование Интернет-ресурсов и др).
- Воспитывать уважительное отношение к обычаям и традициям предков, трудолюбие, усидчивость.
1.4 Принципы и подходы в реализации программы:
Программа рассчитана на два года обучения для детей 5-7 лет.
Программа реализуется на занятиях по ознакомлению с окружающим, аппликации, ручному труду.
Принцип нормативности.
Рабочая программа составлена основываясь на «Национальную доктрину образования в российской федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» Приказ Министерства образования № 1155 от 17.10.2013г.» Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации; «Порядок организации и осуществления деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
Принцип системности.
Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей в самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и в продуктивной деятельности (аппликация, ручной труд) на занятиях и вне занятий.
Принцип системно – деятельностного подхода.
Содержание программы реализуется в различных видах деятельности в соответствии с возрастными особенностями дошкольников.
Принцип компетентностного подхода.
Предполагает, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств и компетенций ребенка, определенных целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования.
Игровой принцип.
Заключается в том, что при реализации рабочей программы отсутствует жесткая предметность, основной аспект развития ребенка делается на игровую деятельность.
Принцип регионального подхода.
Учитывает специфику национальных и социокультурных условий Тульской области.
Принцип управляемости реализацией программы.
Предполагает постоянное регулирование и коррекцию на основе мониторинга воспитательно-образовательного процесса.
Принцип индивидуализации.
Предусматривает развитие индивидуальных способностей ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе учета его интересов, потребностей. Принцип интеграции.
Воспитательно - образовательный процесс строится на основе взаимодействия образовательных областей, взаимопроникновения в разных видах деятельности.
Принцип комплексно-тематического построения.
Осуществляется через реализацию совместных тематических проектов, праздничных мероприятий, календарь народных праздников.
Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты Тульского края.
1.5. Особенности развития детей старшего дошкольного возраста:
Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали, используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно- ролевой игре и в повседневной жизни.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей.
Дети овладевают обобщенным способом обследования образца. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.
1.6. Планируемые результаты освоения программы.
При реализации рабочей программы в группе предполагается:
- Оформить мини-музей «Народная тряпичная кукла», «Народная игрушка»
- создать картотеку фольклорных произведений Тульской области;
- создать картотеку дидактических и развивающих игр;
- оформить альбомы по знакомству с русскими праздниками и традициями, народной одеждой;
- пополнить аудиотеку записями народных песен, сказками;
- оформить уголок для творческой деятельности детей (доступный материал для творчества, наличие разных видов ткани, тесьмы, лент, бус и т.д.).
В результате освоения содержания программы
дети:
- смогут выделить сходства и различия кукол, объяснить, что они означают, где и как используются;
- смогут использовать кукол в своей игре.
- смогут выбирать материал, соответствующий изготовлению данной народной кукле и самостоятельно изготавливать народные куклы.
- у детей хорошо развит эстетический вкус.
- дети проявляют активный интерес к культуре и традициям своего народа, участвуют в конкурсах народных традиций и фольклорного творчества.
- Мониторинг освоения программы проводится 2 раза в год (сентябрь, май)
Родители:
- Познакомятся с традициями использования народных кукол и принципами организации воспитания в семье, направленного на приобщение детей к традиционной народной культуре;
- Предполагаем, что родители станут активными участниками педагогического процесса: они будут принимать участие в создании развивающей среды, в подготовке и украшении группы к народным праздникам и посиделкам, участвовать в играх, активно обсуждать вопросы воспитания на родительских собраниях, круглых столах.
2. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности
Перспективно - тематическое планирование занятий по приобщению старших дошкольников к традиционной народной культуре посредством традиционной народной куклы – первый год обучения
Месяц | Тема занятия | Содержание совместной деятельности с детьми | Взаимодействие с родителями | Количество занятий |
Сентябрь (хмурень) | Русская народная кукла | Познакомить с историей русской народной куклы, её назначением и материалами, из которых её изготовляют. Игра «Тихо куколка…», «Подарок Танюшке». | Анкетирование родителей. Подбор материала для изготовления кукол. | 2 |
25 мин. | ||||
Кукла «Соломинка» (обрядовая) | Беседа о наступившей осени, об осеннем празднике Осенины, об осенних дарах природы. Выясняется, знают ли дети, что такое солома, что можно делать с ней. Дидактическая игра «Угадай на ощупь». Отгадывание загадок об урожае. Хоровод «Во саду ли, в огороде» Стихотворение «золотистая солома» | 25 мин. | ||
Октябрь (свадебник) | Кувадка (обрядовая) | Рассказ воспитателя о магическом действии куклы: оберегание младенца от злых духов. Народная игра «Ленок», «Кружева» | Родительское собрание «Игры наших детей» | 2 |
25 мин. | ||||
Неразлучники (обрядовая) | Знакомство с народным праздником Покров: с Покрова начинались свадьбы. Пословицы, поговорки, приметы праздника. Народная игра «Заря-заряница». Хоровод «Выпал беленький снежок» | 25 мин | ||
Ноябрь (листовей) | Кукла-бабочка (игровая) | Рассказ об игровых куклах и их использовании. Объяснение, что такое колыбельная песня. Разучивание колыбельной песни «Баю-баю-баюшок» | Консультация «Народная кукла в воспитании детей» | 2 |
25 мин | ||||
Отдарок-на-подарок (обрядовая) | Беседа об одаривании покровительницы женского мастерства Параскевы-Пятницы. Отгадывание загадок. Народная песня «Ой, ниточка тоненькая» Народная игра «Прялица» | 25 мин | ||
Декабрь (студень) | Пеленашка (обереговая) | Беседа об обереге для младенца от всего плохо и злого. Колыбельная песня «Ай качи, качи, качи». Разучивание пестушки «Потягунюшки-порастунюшки» Игра «Ладушки, ладушки» | Мастер-класс для родителей «Куклы наших бабушек» | 2 |
25 мин | ||||
Рождественский ангел (обереговая) | Беседа о зимних Святках. Рассматривание атрибутов праздника. Загадывание загадок. Хоровод «Как на тоненький ледок» | 25 мин | ||
Январь (перезимье) | Коляда (обрядовая) | Рассказ о празднике, традиции ряжения, колядования. Разучивание и обыгрывание колядок. Народная игра «Бабка Ежка». Познакомить с особенностями гадания. | Развлечение совместно с родителями «Пришла коляда - отворяй ворота!» | 2 |
25 мин | ||||
Крестец (обереговая) | Беседа о празднике Крещение. Познакомить с приметами. Народная игра «Два Мороза». | 25 мин | ||
Февраль (снежень) | Куклы «День и ночь» (обереговые) | Беседа о Тимофее-полузимнике и Трифоне-перезимнике, куклах оберегах жилища. Знакомство с приметами праздников. Отгадывание загадок. Наблюдение за солнцем и ночным небом. | Открытое занятие с детьми для родителей «Изготовление куклы День и ночь» | 2 |
25 мин | ||||
Куклы лихорадки (обереговые) | Беседа об оберегах, защищающих человека от болезней. Разучивание заговоров. | 25 мин | ||
Март (протальник) | Кукла масленица из лыка (обрядовая) | Беседа о праздновании Масленицы. Познакомить с приметами, пословицами, поговорками, обрядами Масленицы. Разучивание хороводов «Маслёна», “Наша Масленица”. Народные игры «Карусель», «Горелки». Заучивание закличек. | Выставка поделок «Народная кукла своими руками» Праздник «Масленица» | 2 |
25 мин | ||||
Кукла мартинички (обрядовые) | Рассказ о празднике Сороки. Разучивание закличек. Игра «Назови весенних птиц». Подвижная игра «Птички в гнездышке» | 25 мин | ||
Апрель (снегогон) | Пасхальный зайчик (обереговая) | Беседа о праздновании Пасхи. Знакомство с традициями и обрядами праздника. Игры «Катание яиц», «Стуканье яиц». | Праздник «Светлая Пасха» Проведение родителями мастер-классов для детей | 2 |
25 мин | ||||
Кукла подорожница (обереговая) | Рассказ об обереге путнику в дороге. Игры «Отгадай на ощупь». Разучивание считалки «Покатилось колесо». Народная игра «Лошадки». | 25 мин | ||
Май (травник) | Кукла-сумка (обереговая) | Рассказ об обереговой кукле, предназначенной девицам, ходившим на посиделки. Беседа о понимание свойств «оберега» и назначения обереговых кукол. Игры с куклами «Сорока-ворона». Обыгрывание потешки «Расти, коса, до пояса» | Привлечение родителей к созданию мини-музея «Народная кукла» | 2 |
25 мин 25 мин | ||||
Берёзка (обрядовая) | Рассказывание о праздновании Троицы, обрядах. Народные игры «Берёзка», хоровод «Во поле берёзонька стояла». Гадание на кукле. |
Перспективно - тематическое планирование занятий по приобщению старших дошкольников к традиционной народной культуре посредством традиционной народной куклы – 2-ой год обучения
Месяц | Тема занятия | Содержание совместной деятельности с детьми | Взаимодействие с родителями | Количество занятий |
Сентябрь (рябинник) | Зерновушка (обереговая) | Беседа о почитании зерна. Рассказ об обереге кукле Зерновушке. Чтение и беседа по сказке о Крупеничке. Игра «Угадай на ощупь». Знакомство с пословицами. | Фотовыставка «Наши домашние обереги и народные игрушки» | 2 |
30 мин. | ||||
Кукла рябинка | Знакомство с народным праздником Петр-Павел рябинники. Познакомить с приметами дня. Наблюдение за рябиной на участке. Отгадывание загадок. Хоровод «Рябинушка раскудрявая» | 30 мин. | ||
Октябрь (свадебник) | Десятиручка (обереговая) | Рассказать об обереге для молодой девушке, предназначенного для помощи по хозяйству. Знакомство с пословицами о труде и мастерстве. Народная игра «В углы» | Консультация «Как изготовить народную игрушку для ребенка?» | 2 |
30 мин. | ||||
Берегиня (обереговая) | Рассказ о традициях и обрядах связанных с этой куклой. Народные игры «заря-заряница», «Чепуха». | 30 мин. | ||
Ноябрь (полузимник) | Кукла Параскева (обереговая) | Беседа об особенностях празднования праздника, его приметах и обрядах. Народная игра «Подушечка». Народная песня «Ой, ниточка тоненькая» | Практикум для родителей «Кукла Параскева – берегиня женских ремесел» | 2 |
30 мин. | ||||
Кукла «Козьма и Демьян» (обрядовая) | Рассказ об особенностях празднования праздника, его приметах и обрядах. Познакомить с пословицами о труде. Песня «Во кузнице». Народная игра «Кузнецы» | 30 мин. | ||
Декабрь (студень) | Кукла санница (обрядовая) | Беседа об особенностях празднования праздника Катерина-санница, его приметах и обрядах. Разучивание стихотворения о кукле "Санница". Катание с горки. Отгадывание загадок. | Сочинение сказок с детьми о тряпичных куклах. | 2 |
30 мин. | ||||
Кукла Спиридон-солнцеворот (обрядовая) | Знакомство с народным праздником. Познакомить с закличками. Отгадывание загадок, поговорки, пословицы. Наблюдение за долготой дня. | 30 мин. | ||
Январь (просинец) | Кукла Коза (обрядовая) | Рассказ о празднике, традиции ряжения, колядования. Разучивание и обыгрывание колядок. Народная игра «Коза». | Праздник «Рождественские посиделки» | 2 |
30 мин. | ||||
Кукла Благодать (обереговая) | Беседа о куклах, которые изготавливали на Святки. Знакомство с особенностями гадания. Разучивание колядок. Народная игра «Бабка» | 30 мин. | ||
Февраль (снежень) | Владимирская столбушка (обрядовая) | Рассказ о существовании традиции14 февраля "загадывать на жениха" с помощью берестяной куколки. Знакомство с приметами дня. Хоровод «Березка». Игра «Подскажи словечко» | Буклет для родителей «Играем вместе с детьми» | 2 |
30 мин. | ||||
Кукла колокольчик (обереговая) | Беседа об обереге добрых вестей. Разучивание считалки «Колокольчик всех зовет». Игра «Прятки с колокольчиком» | 30 мин. | ||
Март (протальник) | Кукла барыня (игровая) | Беседа об игровых куклах и народном костюме. Слушание «Барыня» (А.Курченко). Игры с куклами. | Совместный праздник с родителями «Встреча весны» | 2 |
30 мин. | ||||
Птица-радость (обрядовая) | Познакомить с праздником прилета птиц Сороки. Пословицы, поговорки, приметы праздника. Разучивание закличек. Народная игра «Ай да птица, что за птица!» | |||
30 мин. | ||||
Апрель (снегогон) | Вербная кукла (обрядовая) | Беседа о праздновании Вербного воскресенья. Рассказать о вербе, ритуалах и обрядах, связанных с ней. Наблюдение за вербой в природе. Народная игра «Вербочка» | Выставка «Игрушки на Пасху» Праздник «Красная горка» | 2 |
30 мин. | ||||
Пасхальная голубка (обрядовая) | Беседа о празднике Пасхе, символах, обрядах. Народная игра «Солнышко». «Карусель». Чтение стихов. | 30 мин. | ||
Май (травень) | Кубышка-травница (обереговая) | Рассказ об обереговой силе куклы от болезней. Игра «Отгадай по запаху». Хоровод «Трава моя, травушка» | Фоторепортаж «Наши народные куклы» Анкетирование родителей. | 2 |
30 мин. | ||||
Кукла кукушка (обрядовая) | Рассказ о праздновании Троицы, об обрядах. Народные игры «Венок», «Березовые ворота». Народная песня «Березынька» | |||
30 мин. |
3.Методическое обеспечение программы:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования». Приказ Министерства Образования и Науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. № 1014.
- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования». Приказ Министерства образования № 1155 от 17.10.2013г.
- Е.В. Затеева. «От родного порога». Программа – руководство по воспитанию детей на традициях культуры русскоязычного населения Алтайского края» Барнаул ,2002г.
- Л.В. Соколова, А.Ф. Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». Москва, «Айрис Пресс», 2003г.
- «Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками». Методическое пособие для педагогов ДОУ. Санкт – Петербург, Детство – Пресс», 2004г.
- Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М.: “Культура и традиции”, 2007.
- Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: “Паритет”, 2006. – 240 с.
- Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. –СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
- Зимина З.И. Текстильные обрядовые куклы – М.: Издательство «Ладога-100», 2007
- Шайдурова Н.В. методические основы работы по ознакомлению с традиционной тряпичной куклой –Барнаул: АлтГПА, 2010
- Берстенева Е.В, Догаева Н.В. «Кукольный сундучок». М.: «Белый город»
- Народные игрушки [электронный ресурс] – режим доступа: http://www/rukukla.ru.
- Традиционная народная кукла [электронный ресурс] – режим доступа: http://tn-kukla.livejournal.com
- Народная кукла [электронный ресурс] – режим доступа: http://kozmyash.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Кукольный сундучок" (приложение)
Конспект занятия, котрый поможет воспитателю познакомить детей сразновидностями народнй куклы. Консультация дляродителей и педагогов "Кто в куклы не играл, тот счастья не видал"....
Рабочая программа "Кукольный сундучок" (приложение) 2
Консультация дляродитетей и педагогов "Кто в куклы не играл, тот счастья не видал"...
Рабочая программа «Волшебный сундучок»
Цель программы: формирование у детей умений и навыков в продуктивных видах деятельности с использованием различных материалов и инструментов; развитие творческих способностей, фантазии, воображения, м...
Рабочая программа «Волшебный сундучок» педагога дополнительного образования Тонковой Юлии Валерьевны
Цель программы: формирование у детей умений и навыков в продуктивных видах деятельности с использованием различных материалов и инструментов; развитие творческих способностей, фантазии, воображения, м...
Рабочая программа "Бабушкин сундучок"
Формирование общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста на основе приобщения к культурному наследию русского и мордовского народов....
Рабочая программа кружка "Бабушкин сундучок" в средней группе
Этнокультурный компонент...
"Рабочая программа кружка сказочный сундучок"
Как много хороших и добрых воспоминаний из детства связано у нас именносо сказками, где живут добрые и злые герои. При помощи сказочных героев,взрослые могут заинтересовать ребёнка, произвести на него...