Методическая разработка для педагогов "Разрешение конфликтных ситуаций возникающих в дошкольном учреждении"
методическая разработка
Данная разработка способствует повышению уровня психолого-педагогических компетенций педагогов в сфере разрешения конфликтных ситуаций, с которыми воспитатели могут столкнуться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка для педагогов ДОУ | 19.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка для педагогов
«Разрешение конфликтных ситуаций возникающих в дошкольном учреждении»
Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетенции решения конфликтных ситуаций.
Задачи:
- определить участников конфликтных ситуаций;
- раскрыть варианты решения конфликтных ситуаций;
- провести обсуждение и анализ конкретных конфликтных ситуаций.
Место проведения: музыкальный зал.
Время проведения: 1 ч.10 мин.
Оборудование: музыкальный центр, музыка для релаксации, проектор.
Раздаточный материал: памятки.
Ход:
Конфликтные ситуации могут возникнуть в любом, даже самом дружном и сплоченном коллективе. Педагогический коллектив, в силу специфики трудового процесса, порождающего множество причин для конфликтов, не является исключением. Большинство людей не любят конфликты и стараются избегать их. Правильно выстроив поведение при возникновении нериятных ситуаций, можно сохранить здоровые отношения между воспитанниками, педагогами, воспитателями и родителями. Рассмотрим конфликтные ситуации, которые могут возникнуть в дошкольном образовательном учреждении:
Конфликтные ситуации
Между педагогами | Между воспитателем и родителем | Между родителями |
Причины | ||
Профессиональные разногласия, личная неприязнь, конкуренция в коллективе, низкий уровень культуры поведения и общения. | Родитель не удовлетворен качеством воспитательно-образовательного процесса, родитель неудовлетворен положением ребенка в коллективе, отношением к нему воспитателя; ребенок тяжело адаптируется к детсому саду и т.д. | Организационные моменты, конфликты между детьми. |
Рассмотрим подробно поводы для непонимания и недовольства родителей по отношению к работе воспитателя:
- с ребенком недостаточно занимаются;
- не могут найти подход к ребенку;
- используются наказания;
- плохо следят за внешним видом ребенка (сопливый, мокрый, грязный);
- ребенка заставляют или не заставляют есть;
- не принимают меры в отношении агрессивных, гиперактивных детей;
- часто жалуются на поведение ребенка;
Поводы для недовольства воспитателей по отношению к родителям:
- неуважительное отношение к персоналу детского сада;
- отсутствие сменной одежды у детей;
- приводят совершенно неподготовленных к детскому саду детей;
- поздно забирают детей;
- предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются к мелочам.
А сейчас, давайте поговорим о конкретных примерах конфликтных ситуаций:
Ситуация между воспитателями:
В группе назрел конфликт между коллегами: воспитателем с опытом и молодым специалистом. Работа молодого специалиста соответствовала образовательной программе, но отсутствовало стремление к применению инноваций. Воспитатель с опытом регулярно пыталась давать рекомендации по улучшению качества работы, делилась своими разработками. Однако молодой специалист игнорировала все предложения старшей коллеги и действовала строго по программе. В итоге между педагогами состоялся деловой разговор, который перерос в выяснение отношений.
Вопрос: Как решить данный конфликт?
Комментарий психолога: была проведена беседа с каждым из воспитателей отдельно. Беседа с воспитателем с большим педагогическим опытом показала, что она отмечает положительные профессиональные и личностные качества молодого специалиста и с ее стороны есть желание помочь. Были даны рекомендации в какой форме выстраивать отношения с молодым педагогом. В беседе с молодым педагогом были подчеркнуты плюсы ее работы. Для смягчения данного конфликта было предложено участие педагогов данной группы в конкурсе методических разработок внутри педагогического коллектива.
Ситуация между воспитателем и родителем:
Забирая вечером из детского сада ребенка, мамочка сильно возмущалась тем, что у ребенка грязная уличная одежда. Она обвинила воспитателя в том, что она плохо следит за детьми. Воспитатель в шутливой форме предложила попробовать родителям всю прогулку держать их ребенка за руку.
Комментарий психолога: юмор – всегда хороший выход. Но нужно доброжелательно объяснить маме ребенка, как детям важно «наиграться», что ограничение движений ребенок воспринимает, как наказание.
Ситуация между родителями:
Помимо описанных выше случаев, бывают конфликты между родителями детей из-за порчи домашних игрушек: «Ваш ребенок сломал дорогую игрушку, купите аналогичную или верните деньги». Возникает вопрос: нужно ли воспитателю включаться в разговор? Если да, то для педагога существует опасность — желание поддержать одного из родителей, что, скорее всего, вызовет гнев со стороны другого родителя и усугубит ситуацию.
Комментарий педагога – психолога: наиболее безопасные действия педагога в данном случае:
- Описать родителям наблюдаемую в группе ситуацию с детьми в хронологическом порядке, без предъявления собственного вывода и интерпретации увиденного, сказать, что вы уже предприняли в связи с этим.
- Высказать сочувствие обоим участникам конфликта и вежливо предложить родителям перенести свой разговор в другое место. Мы описали многие, но не все имеющиеся в практике ситуации по поводу игрушек как яблока раздора. Хочется отметить, что при разрешении конфликта воспитатель является помощником, который не осуждает и не предоставляет готовых решений проблемы. Важно научить обсуждать проблему, вовлекая детей во взаимодействие.
Анализ конфликтных ситуаций в ДОУ показывает, что к ним применимы общие правила классификации конфликтов:
- возникновение противоречий;
- осознание конфликта хотя бы одной стороной;
- конфликтное поведение;
- исход конфликта.
5 способов разрешения конфликтов в ДОУ:
- Конкуренция – каждый сосредотачивает внимание только на своих интересах;
- Уклонение – не уделяется внимание своим интересам и интересам партнера;
- Компромисс – обе стороны идут на уступки;
- Приспособление – учет интересов другого человека в ущерб собственным;
- Сотрудничество – позволяет учесть интересы обеих сторон.
Наиболее эффективными способами выхода из конфликтных ситуаций выступают сотрудничество и компромисс.
Конфликтные ситуации в детском саду не избежны, однако успешность функционирования образовательного учреждения зависит от того, на сколько своевременно и корректно они будут решены. Воспитателям и руководителям ДОУ следует обращать внимание на причины возникновения конфликтов, устранять их, а также формировать правильную стратегию выхода из подобных ситуаций.
В заключении проведем «Психологическую зарядку» (для поддержания стабильного психологического состояния, а также для профилактики различных профессиональных психофизических растройств)
Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги, карандаши, ластик. Медленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка. Мысленно возьмите ластик и начинайте «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. Стирайте до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до ее полного исчезновения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественные произведения для анализа конфликтных ситуаций (для детей дошкольного возраста).
Данные произведения направлены на то, чтобы дети самостоятельно сделали выводы о допустимом поведении: как вести себя, чтобы избежать конфликтов, что делать, если ты обидел другого человека, как жить ...
Методическая разработка «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»
Представление собственного инновационного педагогического опыта...
Методическая разработка для воспитателей ДОУ: «Моральный облик воспитателя дошкольного учреждения. Этика поведения и общения».
В наше время в обществе, с его повышенным вниманием к человеку, нравственное воспитание детей с раннего возраста приобретает особую значимость. Необходимо с ранних лет воспитывать у них любовь к Родин...
Методическая разработка «Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении по программе «Детство» в соответствии с ФГОС ДО»
Данные методические рекомендации предназначены педагогам для оптимальной организации предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО.Федеральный государственный стандарт до...
Методическая разработка (НОД) по духовно – нравственному воспитанию в дошкольном учреждении Тема: «Нам жить и помнить!»
Интересный и познавательный материал поможет воспитателю в проведении НОД....
Картотека игр и упражнений на преодоление и разрешение конфликтных ситуаций у детей дошкольного возраста
Задачи:-переориентация поведения с помощью ролевых игр;-формирование адекватных норм поведения;-снятие напряжения у детей;-регулировка поведения в коллективе и расширение поведенческого репертуар...