Методическая разработка «Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении по программе «Детство» в соответствии с ФГОС ДО»
учебно-методическое пособие
Данные методические рекомендации предназначены педагогам для оптимальной организации предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации образовательной программы дошкольного образования. Основой при организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни. Развитие ребенка осуществляется в игре, в учебной деятельности. Данный стандарт нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства. В документе отсутствует регламентация детской деятельности и делается акцент на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной программы дошкольного образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Нищеретная Евгения Владимировна
старший воспитатель
муниципальное автономное дошкольное
учреждение детский сад комбинированного
вида № 32 ст. Новоалексеевской
муниципального образования
Курганинский район (МАДОУ № 32)
Методическая разработка
«Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении по программе «Детство» в соответствии с ФГОС ДО»
Аннотация
Данные методические рекомендации предназначены педагогам для оптимальной организации предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации образовательной программы дошкольного образования. Основой при организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни. Развитие ребенка осуществляется в игре, в учебной деятельности. Данный стандарт нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства. В документе отсутствует регламентация детской деятельности и делается акцент на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной программы дошкольного образования.
Под понятием «среды» подразумевается окружающая обстановка при-родного, социально-бытового или культурно-эстетического характера. Это условия существования человека, его жизненного пространства.
Данные методические рекомендации включают в себя:
- Основные требования к организации среды.
- Основные принципы для организации среды.
- Особенности организации РППС.
- Примерный перечень центров в соответствии с образовательными областями.
- Алгоритм создания предметно-развивающей среды в ДОУ.
- Варианты размещения материалов в группе в соответствии с возрастом детей.
- Примерное содержание центров развития детской активности в зависимости от возрастной группы.
- Показатели качества созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей.
Основные требования к организации среды.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду (РППС) в любой возрастной группе ДОУ, необходимо учитывать, что она должна быть:
- содержательно-насыщенной, развивающей
* разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе;
* должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы);
- трансформируемой
* трансформацию пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости:
- от образовательной ситуации;
- от меняющихся интересов детей;
- от возможностей детей
- полифункциональной
* разнообразность использования материалов различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.);
- вариативной
* предполагает:
- наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и др.;
- периодическую сменяемость игрового материала;
- разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора;
- появление новых предметов стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность
- доступной
*предполагает:
- доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность
- свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности
- исправность и сохранность материалов и оборудования
- безопасной
* предполагает соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия
Основные принципы организации среды.
При построении предметно – пространственной среды также учитываются следующие принципы:
* дистанции, позиции при взаимодействии;
* активности, самостоятельности, творчества;
* стабильности, динамичности;
* комплексирования и гибкого зонирования;
* индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;
* сочетания привычек и неординарных элементов в эстетической организации среды;
* открытости – закрытости;
* учёта гендерных и возрастных различий детей.
Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центров», «уголков») оснащенных достаточным количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В качестве центров развития могут выступать:
- строительный уголок
- уголок безопасности
- уголок художественного творчества
- книжный уголок
- театрализованный уголок (уголок «ряжения»);
- уголок для сюжетно-ролевых игр;
- уголок для дидактических игр;
- выставка (детского рисунка, детского творчества)
- уголок познавательно-исследовательской деятельности (экспериментирования) и уголок природы (наблюдений за природой);
- центр для игр с водой и песком;
- спортивный уголок;
- уголок краеведения (нравственно-патриотический )
- уголок уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) должна быть организована, как пространство, которое оказывает воспитательное влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.).
Развивающая предметно-пространственная среда должна выступать как
динамичное | пространство, | подвижное и | легко | изменяемое. При |
проектировании предметной | среды следует | помнить, | что |
статичная предметная среда не сможет выполнять своей развивающей функции в силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка.
В целом принцип динамичности — статичности касается степени подвижности игровых пространств, вариантности предметных условий и характера детской деятельности. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды — это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т. п.).
Особенности организации предметно-пространственной среды для обеспечения эмоционального благополучия ребенка.
Для обеспечения эмоционального благополучия детей обстановка в детском саду должна быть располагающей, почти домашней, в таком случае дети быстро осваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции. Все помещения детского сада, предназначенные для детей, должны быть оборудованы таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и свободно.
Комфортная среда — это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где он может себя занять интересным, любимым делом. Комфортность среды дополняется ее художественно-эстетическим оформлением, которое положительно влияет на ребенка, вызывает эмоции, яркие и неповторимые ощущения.
Пребывание в такой среде способствует снятию напряжения, зажатости, излишней тревоги, открывает перед ребенком возможности выбора рода занятий, материалов, пространства.
Особенности организации предметно-пространственной среды для развития самостоятельности.
Среда должна быть вариативной, состоять из различных площадок (мастерских, исследовательских площадок, художественных студий, библиотечек, игровых, лабораторий и пр.), которые дети могут выбирать по собственному желанию. Предметно-пространственная среда должна меняться в соответствии с интересами и проектами детей не реже, чем один раз в несколько недель. В течение дня необходимо выделять время, чтобы дети могли выбрать пространство активности (площадку) по собственному желанию.
Особенности организации предметно-пространственной среды для развития игровой деятельности.
Игровая среда должна стимулировать детскую активность и постоянно обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование должно быть разнообразным и легко трансформируемым. Дети должны иметь возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды. Возможность внести свой вклад в ее усовершенствование должны иметь и родители.
Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.
Среда должна быть насыщенной, предоставлять ребенку возможность для активного исследования и решения задач, содержать современные материалы (конструкторы, материалы для формирования сенсорики, наборы для экспериментирования и пр.).
Особенности организации предметно-пространственной среды для развития проектной деятельности.
Стимулируя детей к исследованию и творчеству, следует предлагать им большое количество увлекательных материалов и оборудования. Природа и ближайшее окружение — важные элементы среды исследования, содержащие множество явлений и объектов, которые можно использовать в совместной исследовательской деятельности воспитателей и детей.
Особенности организации предметно-пространственной среды для самовыражения средствами искусства.
Образовательная среда должна обеспечивать наличие необходимых материалов, возможность заниматься разными видами деятельности: живописью, рисунком, игрой на музыкальных инструментах, пением, конструированием, актерским мастерством, танцем, различными видами ремесел, поделками по дереву, из глины и пр.
Особенности организации предметно-пространственной среды для физического развития.
Среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. В ходе подвижных игр, в том числе спонтанных, дети должны иметь возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Игровая площадка должна предоставлять условия для развития крупной моторики.
Игровое пространство (как на площадке, так и в помещениях) должно быть трансформируемым (меняться в зависимости от игры и предоставлять достаточно места для двигательной активности).
- соответствии с требованиями ФГОС развивающая предметно-пространственная среда группы должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа и учёта особенностей коррекции недостатков развития.
Зонирование группового пространства должно учитывать эти требования, в связи с чем, размещение игровых зон должно быть взаимодополняющим, например уголок книги лучше всего разместить рядом
- уголком изобразительной и театрализованной деятельности. А в уголке по подготовке к обучению грамоты можно использовать материалы, побуждающие детей к её освоению.
Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка. Выделяют следующие сектора для разного вида активности:
- активный
- спокойный
- рабочий.
Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе), включающий в себя:
- центр игры
- центр двигательной деятельности
- центр конструирования
- центр музыкально театрализованной деятельности
Спокойный сектор:
- центр книги
- центр отдыха
- центр природы
Рабочий сектор:
- рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности.
- центр познавательной и исследовательской деятельности
- центр продуктивной и творческой деятельности
- центр правильной речи и моторики.
И в каждой из них, при правильной организации, наполняемости и обеспечении комфортного взаимодействия, речевое развитие детей будет прогрессировать.
Насыщение группового пространства в соответствии с требованиями ФГОС и направлениями развития дошкольников, включает определённые центры развития.
Примерный перечень центров в соответствии с образовательными областями
Речевое развитие | Познавательн ое развитие | Физическое развитие | Социально – коммуникати вное развитие | Художественн о- эстетическое развитие |
Центры | ||||
Речевой центр Центр книги Центр речевого развития или уголок речи грамотности Центр «Здравствуй, книжка! » Центр «Будем говорить правильно» Логопедический уголок | Центр науки, экологии и экспериментир ования Центр «Мы познаём мир» или Уголок краеведения Центр сенсорного развития Центр конструктивно й деятельности Центр математическо го развития Центр экспериментир ования | Центр двигательной активности Центр сохранения здоровья Спортивный уголок «Будь здоров!» | Центр игры Центр безопасности Центр ППД. Центр пожарной безопасности) Центр социально – эмоциональног о развития Центр труда, уголок дежурств Центр активности (центр сюжетно- ролевых игр | Центр изодеятельност и или уголок творчества «Умелые руки» Центр музыкально- театрализованн ой деятельности |
Алгоритм создания предметно-развивающей среды в ДОУ.
- Сформулировать цели и задачи работы на основе анализа образовательной программы и в соответствии с возрастными особенностями детей.
- Провести оценку и анализ предметно-развивающей среды ДОУ, определив проблемные области.
- Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей каждой группы.
- Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.
- Составить план-схему, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых зон.
- Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами.
- Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых материалов.
Анализ среды, с целью выявления проблемных зон - прежде чем приступить к оформлению групп, необходимо провести оценку предметной среды и составить список имеющихся материалов и оборудования. Таким образом, можно выявить, слабо наполненные области и определить, чем пополнить развивающую предметно-пространственную среду с учетом возрастных и гендерных особенностей детей группы, их потребностей и интересов, которые определяются в процессе наблюдения за свободной самостоятельной деятельностью.
Приступая к оформлению развивающей предметно-пространственной среды детского сада, необходимо упорядочить ее:
- привести количество материалов и оборудования в соответствие с требованиями образовательной программы ДОУ
- предусмотреть гендерную направленность материалов и оборудования
- удовлетворить индивидуальные интересы и потребности детей.
Кроме того, предметное наполнение группы должно соответствовать не только принципам, обозначенным в Стандарте, но, так же быть эстетичным и воспитывать у детей художественный вкус. При этом необходимо учитывать психофизиологические факторы, т.е. те ощущения (зрительные, слуховые, тактильные), которые сформируются у ребенка при взаимодействии с объектами предметно-развивающей среды.
Варианты размещения материалов в группе в соответствии с возрастом детей
Размещение материалов в группе для детей младшего возраста.
- младшей группе необходимо размещать материал для познавательно-исследовательской деятельности в мозаичном порядке: в нескольких спокойных местах группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу. Часть объектов стационарно расположены на специальном дидактическом столе. Остальные объекты для исследования и образно-символический материал располагаются в поле зрения детей непосредственно перед началом их свободной деятельности. Весь материал делится на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течение года заменяется, чтобы вызывать волны интереса детей к новым или немного «подзабытым» материалам.
В групповой комнате необходимо создавать условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотреть площадь свободную от мебели и игрушек, обеспечить детей игрушками побуждающих к двигательной игровой деятельности, менять игрушки, стимулирующие двигательную активность, несколько раз в день.
Размещение материалов в группе для детей среднего возраста.
В средней группе размещение материала принципиально иное. Для объектов исследования в действии выделяется рабочий стол, вокруг которого могут стоять или сидеть несколько детей (в этом возрасте очень важно обеспечить возможность работы в общем пространстве со сверстниками); рядом расположена полка (низкий стеллаж) с соответствующим материалом. Образно-символический и знаковый материалы компактно располагаются в коробках с условными метками-ярлычками на доступных детям полках шкафа, стеллажей. Этот материал дети смогут свободно брать и пользоваться. Располагаются дети с ним в удобных, спокойных местах группового помещения (индивидуально или со сверстниками).
Размещение материалов в группе для детей старшего возраста.
В группах старшего дошкольного возраста размещение материалов примерно такое же, как в средних группах. Объекты для исследования в действии располагаются в специально выделенном уголке экспериментирования (с рабочим столом на несколько человек и полками или стеллажом). Наборы образно-символического материала помещаются компактно в коробках на открытых полках шкафа, стеллажах. Здесь же находится и иллюстрированная познавательная литература. Нормативно-знаковый материал расположен поблизости от магнитной доски. Стены группового помещения широко используются для размещения больших карт, иллюстрированных таблиц и т.п.
Необходимы материалы, учитывающие гендерные различия - интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре.
Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения, разнообразные технические игрушки.
В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой. Это: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.
Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.
Примерное содержание центров развития детской активности в зависимости от возрастной группы представлено в Приложение:
Книжный уголок:
Основные задачи книжного уголка:
- развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы;
- формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой;
- формирование и расширение представлений об окружающем мире
Уголок природы:
Основные задачи уголка природы:
- обогащение представлений детей о многообразии природного мира,
- воспитание любви и бережного отношения к природе,
- формирование начал экологической культуры,
- развитие эмоциональной сферы,
- приобретение навыков ухода за живыми организмами.
Уголок строительных игр:
Основные задачи уголка строительных игр:
- развитие мелкой моторики рук,
- представлений о цвете, форме и ориентировки в пространстве;
- развитие воображения, логического и образного мышления.
Уголок ролевых игр:
Задачи уголка сюжетно-ролевых игр:
- обогащение жизненного опыта детей,
- налаживание контактов и формирование партнерских отношений со взрослым и сверстниками.
В Центре сюжетно-ролевых игр можно создать дидактическое пособие «Игровые ромашки», которое помогает детям определиться с выбором сюжетно-ролевой игры, индивидуальной роли в совместной игре, необходимых предметов и аксессуаров для игры. Перед игрой дети с партнерами выбирают себе роли, размещают на ромашке картинки с предметами, которые им будут нужны, готовят выбранные аксессуары и разворачивают совместно сюжет игры. Так у детей формируется умение самостоятельно планировать и проектировать совместные сюжетно-ролевые игры.
Музыкальный уголок:
Задачи музыкального уголка:
- формирование интереса к музыке,
- знакомство с музыкальными инструментами.
Уголок театрализации:
Задачи уголка театрализации:
- формирование интереса к миру театра, театрализованным играм,
- обогащение игрового опыта детей,
- развитие творческих способностей, воображения, эмоциональной сферы.
Уголок детского творчества:
Задачи уголка детского творчества:
- формирование творческого потенциала детей,
- развитие интереса к изобразительной деятельности,
- формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности
Физкультурно-оздоровительный уголок:
Задачи физкультурно-оздоровительного уголка:
- развитие двигательной активности и физических качеств детей
Уголок занимательной математики:
Задачи уголка занимательной математики:
- формирование элементарных математических представлений,
- развитие логического мышления, памяти, смекалки,
- интереса к действиям с числами, геометрическими фигурами и т.д.
Уголок безопасности:
Задачи уголка безопасности:
- знакомство с правилами безопасного поведения на дороге, дома, в природе;
- формирование предпосылок к осознанному соблюдению детьми правил безопасного поведения.
Центр ПДД.
Центр пожарной безопасности.
Так, в центре ПДД в старшей группе, в соответствии с требованиями, может находиться:
- «Хозяин» – регулировщик или светофорик.
- Макет перекрёстка, с помощью которого дети могут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения.
- Набор дорожных знаков.
- Дидактические игры: «Уроки безопасности», «Правила дорожного движения» и т.д.
- Атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.
В центре Пожарной безопасности могут содержаться: картинки с сюжетами по теме "Пожар", различные дидактические игры, книги по данной теме, средства для тушения пожара.
Уголок уединения:
Задачи уголка уединения:
- обеспечение возможности уединения ребенка,
- возможности расслабиться,
- устранить беспокойство, возбуждение, скованность,
- снять эмоциональное и физическое напряжение,
- восстановить силы,
- увеличить запас энергии,
- почувствовать себя защищенным.
Центр труда, уголок дежурств:
Задачи уголка дежурств, центра труда:
- обеспечить условия для трудового воспитания дошкольников:
- Организации коллективного труда по уборке групповой комнаты или участка.
- Организации труда в уголке природы.
- Организации трудовых поручений и работы с дежурными.
- Организации ручного труда.
Можно создать дидактические пособия («Куб выбора», «Острова дежурств») для организации труда детей (определения числа участников, вида трудовой деятельности, объединения в группы, распределения видов работ, определения вида дежурств и поручений), что предопределит характер взаимоотношений детей в процессе совместной трудовой деятельности.
Благодаря использованию этих пособий, закладывается базовая основа трудовых умений детей:
- принять цель труда;
- выделить предмет труда;
- предвидеть результат труда;
- спланировать трудовой процесс;
- отобрать необходимое оборудование;
- довести начатое дело до конца.
Для формирования представления о труде взрослых, о разнообразии профессий, современной технике, машинах и механизмах, задействованных в труде человека и их роли, необходимо разработать тематические альбомы, подборку презентаций для детей, дидактические игры.
Центр Юный краевед
Задачи Центра Юный краевед:
- обеспечение возможности познакомить детей с особенностями и традициями края, с природными условиями региона,
- сформировать представления о родном посёлке, улицах, профессиях;
Показатели качества созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей.
- Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.
- Низкий уровень шума в группе (так называемый рабочий шум), при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но тем не менее хорошо всем слышен.
- Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью. Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других продуктов создается детьми в течение дня.
- Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад.
Список нормативных документов и научно-методической литературы.
Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный инсти-тут развития образования, 2014.
Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО»/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019.- 352с.
Письмо Минобрнауки РФ от 28.02.2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования».
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях — Сан-ПиН
2.4.3648-20
Федеральный закон от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА элемента развивающей предметно-пространственной среды «Станция событий»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАэлемента развивающей предметно-пространственной среды «Станция событий»...
Методическая разработка "Роль развивающей предметно-пространственной среды в формировании познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка...
Методическая разработка «Построение развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Первые посещения детьми детского сада являются основой, формируют все дальнейшее отношение к дошкольному учреждению. Благоприятным будет это восприятие или нет, в очень немалой степени зависит от окру...
Методическая разработка «Построение развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Первые посещения детьми детского сада являются основой, формируют все дальнейшее отношение к дошкольному учреждению. Благоприятным будет это восприятие или нет, в очень немалой степени зависит от окру...
Конкурс. Методическая разработка.Оформление развивающей предметно- пространственной среды в группе компенсирующей направленности.
Правильно организованная развивающая предметно- пространственная среда в нашей группе компенсирующей направленности создает условия для успешного устранения речевых дефектов, преодоления отстава...
Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения для средней группы
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО для средней группы ДОО....