Методическая разработка «Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении по программе «Детство» в соответствии с ФГОС ДО»
учебно-методическое пособие

Нищеретная Евгения Владимировна

 

Данные методические рекомендации предназначены педагогам для оптимальной организации предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации образовательной программы дошкольного образования. Основой при организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни. Развитие ребенка осуществляется в игре, в учебной деятельности. Данный стандарт нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности  дошкольного детства. В документе отсутствует  регламентация детской деятельности и делается акцент на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной программы дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нищеретная Евгения Владимировна

старший воспитатель

муниципальное автономное дошкольное

учреждение детский сад комбинированного

 вида № 32 ст. Новоалексеевской

 муниципального образования

 Курганинский район (МАДОУ № 32)

Методическая разработка

«Создание развивающей предметно-пространственной среды  в дошкольном учреждении по программе «Детство» в соответствии с ФГОС ДО»

Аннотация

Данные методические рекомендации предназначены педагогам для оптимальной организации предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации образовательной программы дошкольного образования. Основой при организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни. Развитие ребенка осуществляется в игре, в учебной деятельности. Данный стандарт нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности  дошкольного детства. В документе отсутствует  регламентация детской деятельности и делается акцент на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной программы дошкольного образования.

Под понятием «среды» подразумевается окружающая обстановка при-родного,  социально-бытового или культурно-эстетического характера. Это условия существования человека, его жизненного пространства.

Данные методические рекомендации включают в себя:

  1. Основные требования к организации среды.
  2. Основные принципы для организации среды.
  3. Особенности организации РППС.
  4. Примерный перечень центров в соответствии с образовательными областями.
  5. Алгоритм создания предметно-развивающей среды в ДОУ.
  6. Варианты размещения материалов в группе в соответствии с возрастом детей.
  7. Примерное содержание центров развития детской активности в зависимости от возрастной группы.
  8. Показатели качества созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей.

Основные требования к организации среды.

Создавая развивающую предметно-пространственную среду (РППС) в  любой возрастной группе ДОУ, необходимо учитывать, что она должна быть:

- содержательно-насыщенной, развивающей

 * разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе;

* должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы);

- трансформируемой

* трансформацию пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости:

  • от образовательной ситуации;
  • от меняющихся интересов детей;
  • от возможностей детей

- полифункциональной

* разнообразность использования материалов различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.);

- вариативной

* предполагает:

  • наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и др.;
  • периодическую сменяемость игрового материала;
  • разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора;
  • появление новых предметов стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность

- доступной

*предполагает:

  • доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность
  • свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности
  • исправность и сохранность материалов и оборудования

- безопасной

* предполагает соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия

Основные принципы организации среды.

        При построении предметно – пространственной среды также учитываются  следующие принципы:

*  дистанции, позиции при взаимодействии;

*  активности, самостоятельности, творчества;

*  стабильности, динамичности;

*  комплексирования и гибкого зонирования;

* индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;

* сочетания привычек и неординарных элементов в эстетической организации среды;

* открытости – закрытости;

* учёта гендерных и возрастных различий детей.

Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центров», «уголков») оснащенных достаточным количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

В качестве центров развития могут выступать:

  • строительный уголок
  • уголок безопасности
  • уголок художественного творчества
  • книжный уголок
  • театрализованный уголок (уголок «ряжения»);
  • уголок для сюжетно-ролевых игр;
  • уголок для дидактических игр;
  • выставка (детского рисунка, детского творчества)
  • уголок познавательно-исследовательской деятельности (экспериментирования)  и уголок природы (наблюдений за природой);
  • центр для игр с водой и песком;
  • спортивный уголок;
  • уголок краеведения (нравственно-патриотический )
  • уголок уединения.

      Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) должна быть организована,  как пространство, которое оказывает воспитательное влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.).

      Развивающая предметно-пространственная среда должна выступать как

динамичное

пространство,

подвижное  и

легко

изменяемое.  При

проектировании  предметной

среды  следует

помнить,

что  

статичная предметная среда не сможет выполнять своей развивающей функции в силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка.

В целом принцип динамичности — статичности касается степени подвижности игровых пространств, вариантности предметных условий и характера детской деятельности. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды — это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т. п.).

        Особенности  организации  предметно-пространственной  среды  для обеспечения         эмоционального   благополучия   ребенка. 

 Для   обеспечения эмоционального благополучия детей обстановка в детском саду должна быть располагающей, почти домашней, в таком случае дети быстро осваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции. Все помещения детского сада, предназначенные для детей, должны быть оборудованы таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и свободно.

      Комфортная среда — это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где он может себя занять интересным, любимым делом. Комфортность среды дополняется ее художественно-эстетическим оформлением, которое положительно влияет на ребенка, вызывает эмоции, яркие и неповторимые ощущения.

     Пребывание в такой среде способствует снятию напряжения, зажатости, излишней тревоги, открывает перед ребенком возможности выбора рода занятий, материалов, пространства.

     Особенности организации предметно-пространственной среды для развития самостоятельности. 

Среда должна быть вариативной, состоять из различных площадок (мастерских, исследовательских площадок, художественных студий, библиотечек, игровых, лабораторий и пр.), которые дети могут выбирать по собственному желанию. Предметно-пространственная среда должна меняться в соответствии с интересами и проектами детей не реже, чем один раз в несколько недель. В течение дня необходимо выделять время, чтобы дети могли выбрать пространство активности (площадку) по собственному желанию.

     Особенности организации предметно-пространственной среды для развития игровой деятельности.

 Игровая среда должна стимулировать детскую активность и постоянно обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование должно быть разнообразным и легко трансформируемым. Дети должны иметь возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды. Возможность внести свой вклад в ее усовершенствование должны иметь и родители.

Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности. 

Среда должна быть насыщенной, предоставлять ребенку возможность для активного исследования и решения задач, содержать современные материалы (конструкторы, материалы для формирования сенсорики, наборы для экспериментирования и пр.).

        Особенности  организации  предметно-пространственной  среды  для развития проектной деятельности.

 Стимулируя детей к исследованию и творчеству, следует предлагать им большое количество увлекательных материалов и оборудования. Природа и ближайшее окружение — важные элементы среды исследования, содержащие множество явлений и объектов, которые можно использовать в совместной исследовательской деятельности воспитателей и детей.

Особенности организации предметно-пространственной среды для самовыражения средствами искусства.

 Образовательная среда должна обеспечивать наличие необходимых материалов, возможность заниматься разными видами деятельности: живописью, рисунком, игрой на музыкальных инструментах, пением, конструированием, актерским мастерством, танцем, различными видами ремесел, поделками по дереву, из глины и пр.

Особенности организации предметно-пространственной среды для физического развития. 

Среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. В ходе подвижных игр, в том числе спонтанных, дети должны иметь возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Игровая площадка должна предоставлять условия для развития крупной моторики.

Игровое пространство (как на площадке, так и в помещениях) должно быть трансформируемым (меняться в зависимости от игры и предоставлять достаточно места для двигательной активности).

  • соответствии с требованиями ФГОС развивающая предметно-пространственная среда группы должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа и учёта особенностей коррекции недостатков развития.

Зонирование группового пространства должно учитывать эти требования, в связи с чем, размещение игровых зон должно быть взаимодополняющим, например уголок книги лучше всего разместить рядом

  • уголком изобразительной и театрализованной деятельности. А в уголке по подготовке к обучению грамоты можно использовать материалы, побуждающие детей к её освоению.

Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка. Выделяют следующие сектора для разного вида активности:

- активный

- спокойный

- рабочий.

Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе), включающий в себя:

  • центр игры
  • центр двигательной деятельности
  • центр конструирования
  • центр музыкально театрализованной деятельности

Спокойный сектор:

  • центр книги
  • центр отдыха
  • центр природы

Рабочий сектор: 

- рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности.

  • центр познавательной и исследовательской деятельности
  • центр продуктивной и творческой деятельности
  • центр правильной речи и моторики.

И  в каждой из них, при правильной организации, наполняемости и обеспечении комфортного взаимодействия, речевое развитие детей будет прогрессировать.

Насыщение группового пространства в соответствии с требованиями ФГОС и направлениями развития дошкольников, включает определённые центры развития.

Примерный перечень центров в соответствии с образовательными областями

Речевое

развитие

Познавательн

ое развитие

Физическое

развитие

Социально –

коммуникати

вное

развитие

Художественн

о-

эстетическое

развитие

        Центры

Речевой центр

Центр книги

Центр

речевого

развития или

уголок речи

грамотности

Центр

«Здравствуй,

книжка! »

Центр «Будем

говорить

правильно»

Логопедический уголок

Центр науки,

экологии и

экспериментир

ования

Центр «Мы

познаём мир»

или Уголок

краеведения

Центр

сенсорного

развития

Центр

конструктивно

й деятельности

Центр

математическо

го развития

Центр

экспериментир

ования

Центр

двигательной

активности

Центр

сохранения

здоровья

Спортивный

уголок «Будь

здоров!»

Центр игры

Центр

безопасности

Центр ППД.

Центр

пожарной

безопасности)

Центр

социально –

эмоциональног

о развития

Центр труда,

уголок

дежурств

Центр

активности

(центр

сюжетно-

ролевых игр

Центр

изодеятельност

и или уголок

творчества

«Умелые

руки»

Центр

музыкально-

театрализованн

 ой

деятельности

Алгоритм создания предметно-развивающей среды в ДОУ.

  •  Сформулировать цели и задачи работы на основе анализа образовательной программы и в соответствии с возрастными особенностями детей.
  •  Провести оценку и анализ предметно-развивающей среды ДОУ, определив проблемные области.
  •  Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей каждой группы.
  •  Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.
  •  Составить план-схему, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых зон.
  •  Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами.
  •  Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых материалов.

Анализ среды, с целью выявления проблемных зон - прежде чем приступить к оформлению групп, необходимо провести оценку предметной среды и составить список имеющихся материалов и оборудования. Таким образом, можно выявить, слабо наполненные области и определить, чем пополнить развивающую предметно-пространственную среду с учетом возрастных и гендерных особенностей детей группы, их потребностей и интересов, которые определяются в процессе наблюдения за свободной самостоятельной деятельностью.

Приступая к оформлению развивающей предметно-пространственной среды детского сада, необходимо упорядочить ее:

  • привести количество материалов и оборудования в соответствие с требованиями образовательной         программы ДОУ
  • предусмотреть гендерную направленность материалов и оборудования
  • удовлетворить индивидуальные интересы и потребности детей.

Кроме того, предметное наполнение группы должно соответствовать не только принципам, обозначенным в Стандарте, но, так же быть эстетичным и воспитывать у детей художественный вкус. При этом необходимо учитывать психофизиологические факторы, т.е. те ощущения (зрительные, слуховые, тактильные), которые сформируются у ребенка при взаимодействии с объектами предметно-развивающей среды.

Варианты размещения материалов в группе в соответствии с возрастом детей

Размещение материалов в группе для детей младшего возраста.

  •  младшей группе необходимо размещать материал для познавательно-исследовательской деятельности в мозаичном порядке: в нескольких спокойных местах группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу. Часть объектов стационарно расположены на специальном дидактическом столе. Остальные объекты для исследования и образно-символический материал располагаются в поле зрения детей непосредственно перед началом их свободной деятельности. Весь материал делится на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течение года заменяется, чтобы вызывать волны интереса детей к новым или немного «подзабытым» материалам.

 В групповой комнате необходимо создавать условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотреть площадь свободную от мебели и игрушек, обеспечить детей игрушками побуждающих к двигательной игровой деятельности, менять игрушки, стимулирующие двигательную активность, несколько раз в день.

Размещение материалов в группе для детей среднего возраста.

В средней группе размещение материала принципиально иное. Для объектов исследования в действии выделяется рабочий стол, вокруг которого могут стоять или сидеть несколько детей (в этом возрасте очень важно обеспечить возможность работы в общем пространстве со сверстниками); рядом расположена полка (низкий стеллаж) с соответствующим материалом. Образно-символический и знаковый материалы компактно располагаются в коробках с условными метками-ярлычками на доступных детям полках шкафа, стеллажей. Этот материал дети смогут свободно брать и пользоваться.  Располагаются дети с ним в удобных, спокойных местах группового помещения (индивидуально или со сверстниками).

         Размещение материалов в группе для детей старшего возраста. 

В группах старшего дошкольного возраста размещение материалов примерно такое же, как в средних группах. Объекты для исследования в действии располагаются в специально выделенном уголке экспериментирования (с рабочим столом на несколько человек и полками или стеллажом). Наборы образно-символического материала помещаются компактно в коробках на открытых полках шкафа, стеллажах. Здесь же находится и иллюстрированная познавательная литература. Нормативно-знаковый материал расположен поблизости от магнитной доски. Стены группового помещения широко используются для размещения больших карт, иллюстрированных таблиц и т.п.

Необходимы материалы, учитывающие гендерные различия - интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре.

Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения, разнообразные технические игрушки.

В группах старших дошкольников необходимы так же различные   материалы, способствующие овладению чтением, математикой. Это:  печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.
Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Примерное содержание центров развития детской активности в зависимости от возрастной группы представлено в Приложение:

Книжный уголок:

Основные задачи книжного уголка:

  •  развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы;
  • формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой;
  •  формирование и расширение представлений об окружающем мире

Уголок природы:

Основные задачи уголка природы:

  • обогащение представлений детей о многообразии природного мира,
  • воспитание любви и бережного отношения к природе,
  • формирование начал экологической культуры,
  • развитие эмоциональной сферы,
  • приобретение навыков ухода за живыми организмами.

Уголок строительных игр:

Основные задачи уголка строительных игр:

  • развитие мелкой моторики рук,
  • представлений о цвете, форме и ориентировки в пространстве;
  •  развитие воображения, логического и образного мышления.

Уголок ролевых игр:

   Задачи уголка сюжетно-ролевых игр:

  • обогащение жизненного опыта детей,
  • налаживание контактов и формирование партнерских отношений со взрослым и сверстниками.

В Центре сюжетно-ролевых игр можно создать дидактическое пособие «Игровые ромашки», которое помогает детям определиться с выбором сюжетно-ролевой игры, индивидуальной роли в совместной игре, необходимых предметов и аксессуаров для игры. Перед игрой дети с партнерами выбирают себе роли, размещают на ромашке картинки с предметами, которые им будут нужны, готовят выбранные аксессуары и разворачивают совместно сюжет игры. Так у детей формируется умение самостоятельно планировать и проектировать совместные сюжетно-ролевые игры.

Музыкальный уголок:

Задачи музыкального уголка:

  • формирование интереса к музыке,
  • знакомство с музыкальными инструментами.

Уголок театрализации:

Задачи уголка театрализации:

  • формирование интереса к миру театра, театрализованным играм,
  •  обогащение игрового опыта детей,
  • развитие творческих способностей, воображения, эмоциональной сферы.

Уголок детского творчества:

Задачи уголка детского творчества:

  • формирование творческого потенциала детей,
  • развитие интереса к изобразительной деятельности,
  • формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности

Физкультурно-оздоровительный уголок:

Задачи физкультурно-оздоровительного уголка:

  • развитие двигательной активности и физических качеств детей

 Уголок занимательной математики:

Задачи уголка занимательной математики:

  • формирование элементарных математических представлений,
  •  развитие логического мышления, памяти, смекалки,
  • интереса к действиям с числами, геометрическими фигурами и т.д.

Уголок безопасности:

Задачи уголка безопасности:

  •  знакомство с правилами безопасного поведения на дороге, дома, в природе;
  • формирование предпосылок к осознанному соблюдению детьми правил безопасного поведения.

Центр ПДД.

Центр пожарной безопасности.

Так, в центре ПДД в старшей группе, в соответствии с требованиями, может находиться:

- «Хозяин» – регулировщик или светофорик.

- Макет перекрёстка, с помощью которого дети могут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения.

- Набор дорожных знаков.

- Дидактические игры: «Уроки безопасности», «Правила дорожного движения» и т.д.

- Атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.

      В центре Пожарной безопасности могут содержаться: картинки с сюжетами по теме "Пожар", различные дидактические игры, книги по данной теме, средства для тушения пожара.

Уголок уединения:

Задачи уголка уединения:

  •  обеспечение возможности уединения ребенка,
  • возможности расслабиться,
  • устранить беспокойство, возбуждение, скованность,
  • снять эмоциональное и физическое напряжение,
  •  восстановить силы,
  • увеличить запас энергии,
  • почувствовать себя защищенным.

Центр труда, уголок дежурств:

Задачи уголка дежурств, центра труда:

  • обеспечить условия для трудового воспитания дошкольников:
  • Организации коллективного труда по уборке групповой комнаты или участка.
  • Организации труда в уголке природы.
  • Организации трудовых поручений и работы с дежурными.
  • Организации ручного труда.

Можно создать дидактические пособия («Куб выбора», «Острова дежурств») для организации труда детей (определения числа участников, вида трудовой деятельности, объединения в группы, распределения видов работ, определения вида дежурств и поручений), что предопределит характер взаимоотношений детей в процессе совместной трудовой деятельности.

      Благодаря использованию этих пособий, закладывается базовая основа трудовых умений детей:

  • принять цель труда;
  • выделить предмет труда;
  • предвидеть результат труда;
  • спланировать трудовой процесс;
  • отобрать необходимое оборудование;
  • довести начатое дело до конца.

Для формирования представления о труде взрослых, о разнообразии профессий, современной технике, машинах и механизмах, задействованных в труде человека и их роли, необходимо разработать тематические альбомы, подборку презентаций для детей, дидактические игры.

Центр Юный краевед 

Задачи Центра Юный краевед:

  • обеспечение возможности познакомить детей с особенностями и традициями края, с природными условиями региона,
  •  сформировать представления о родном посёлке, улицах, профессиях;

Показатели качества созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей.

  1. Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.
  2. Низкий уровень шума в группе (так называемый рабочий шум), при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но тем не менее хорошо всем слышен.
  3. Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью. Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других продуктов создается детьми в течение дня.
  4. Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад.

Список нормативных документов и научно-методической литературы.

Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный инсти-тут развития образования, 2014.

Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО»/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019.- 352с.

Письмо Минобрнауки РФ от 28.02.2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020        г.   №   28   «Об   утверждении   СанПиН   2.4.3648-20

«Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования».

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях — Сан-ПиН

2.4.3648-20

Федеральный закон от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА элемента развивающей предметно-пространственной среды «Станция событий»

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКАэлемента развивающей предметно-пространственной среды «Станция событий»...

Методическая разработка «Построение развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Первые посещения детьми детского сада являются основой, формируют все дальнейшее отношение к дошкольному учреждению. Благоприятным будет это восприятие или нет, в очень немалой степени зависит от окру...

Методическая разработка «Построение развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Первые посещения детьми детского сада являются основой, формируют все дальнейшее отношение к дошкольному учреждению. Благоприятным будет это восприятие или нет, в очень немалой степени зависит от окру...

Конкурс. Методическая разработка.Оформление развивающей предметно- пространственной среды в группе компенсирующей направленности.

Правильно организованная развивающая предметно- пространственная среда в нашей группе компенсирующей направленности  создает условия для успешного устранения речевых дефектов, преодоления отстава...

Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения для средней группы

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО для средней группы ДОО....