«Песочная терапия. Кинетический песок как средство развития мелкой моторики рук»
статья
Уже давно не секрет, что развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. А мы это делаем с помощью кинетического песка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
кинетический песок | 227.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 223»
ДОКЛАД
«Песочная терапия.
Кинетический песок как средство развития мелкой моторики рук»
Выполнила:
воспитатель Гущина Е.В
Новокузнецкий городской округ, 2019
«Песочная терапия.
Кинетический песок как средство развития мелкой моторики рук»
Развивать мелкую моторику можно по - разному, это могут быть: пальчиковые игры и гимнастика; упражнения с крупой, зернобобовыми, семечками, игры с пуговицами.
Но мы с остановимся на более новом и более интересном для детей методе как «песочная терапия».
Игра с песком – это доступный, подсказанный самой природой путь к развитию творческого начала каждого ребенка. Эксперимент и самостоятельное мышление, развитие мелкой моторики, следовательно, речи и всех познавательных функций, - все это дает игра с песком.
Кинетический песок — материал для лепки, который позволяет создавать ребёнку удивительные поделки: замки, крепости, кулинарные шедевры и другие. Основной компонент материала — натуральный песок, дополнительные элементы — безопасные полимеры, которые придают песку пластичность.
На первый взгляд, он напоминает влажный морской песок, но как только берешь его в руки — проявляются его необычные свойства. Он течет сквозь пальцы и в то же время остается сухим. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры. Он приятен на ощупь, не оставляет следов на руках.
Задачи:
- Развитие осязательного чувства ребенка и мелкой моторики рук;
- Развитие тактильных ощущений при работе двумя руками, что благотворно отражается на речи ребенка.
- Формирование нестандартного творческого мышления;
- Закрепление умения сосредотачиваться и концентрировать внимание;
Основные характеристики материала:
- Силиконовая составляющая песка не высыхает со временем, поэтому он постоянно остаётся «влажным на ощупь».
- не липнет к сухим рукам, при этом песчинки крепко склеиваются между собой;
- обладает высокой пластичностью: легко приобретает нужную форму
- не имеет запаха;
- бывает бесцветным и цветным.
- Не токсичен, не вызывает аллергии, бактерии в нем не живут, поэтому он безопасен для детей.
- Не боится воды и, в случае смачивания, после просушки сохраняет свои свойств.
- Не требует специальных условий хранения.
Чем полезен кинетический песок для детей:
- Игры с песком помогают развивать мелкую моторику рук. Кинетический песок - оптимальное решение. При лепке песком каждый пальчик ребенка активно задействован в процессе. Это позволяет развивать речь, активировать творческие способности малыша.
- В процессе игры с кинетическим песком, имеющим своеобразную текстуру, у детей развивается тактильная чувствительность;
- Манипуляции с песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогают раскрепоститься и приучают к концентрации внимания.
- Игра с кинетическим песком даже в одиночку очень полезна и увлекательна, а в компании способствует развитию элементарных навыков общения.
- Занятия с песком способствуют развитию творческого воображения. Это расширяет границы детских возможностей и вдохновляет ребенка на познание и творчество.
Используемые игрушки:
- фигурки людей, животных, птиц, насекомых, пауков и т. д.
- мелкие игрушки из киндер - сюрпризов;
- камешки, дощечки, шишки, ракушки, желуди, любой природный материал;
- разнообразные формочки;
- игрушечная посуда;
- инструменты: ножи, стеки, деревянные палочки, пластмассовые трубочки.
Игры с кинетическим песком:
«Знакомство с материалом». В самом начале, как правило, дети мнут песок, оставляют отпечатки ладошек, пропускают сквозь пальцы. Тут нужно поговорить с детьми о свойствах кинетического песка: какой он и чем отличается от обычного.
«Сенсорная коробка». Для развития воображения и мелкой моторики. Из кинетического песка можно построить дом с двором и домашними животными, посадить огород, создать целый город — вот где простор для полёта детской фантазии!
«Поиск сокровищ». Игра на внимательность и воображение. Попросить малыша отвернуться, в это время закопать в песок «сокровища»: цветные бусины, яркие пуговицы, мелкие игрушки. Пусть ребёнок их ищет. Сделать игру более образовательной помогут маленькие пластиковые буквы и цифры: ребёнок будет не только их находить, но и называть.
«Лабиринты из песка». Пластичность кинетического песка позволяет быстро создавать самые разные лабиринты. Причём ребёнку будет интересно не только ходить по ним, но и создавать самостоятельно, а заодно развивать логическое мышление.
«Песочные города». Помимо зданий, дорог и ограждений такой город можно заселить людьми, животными и таким образом получить прекрасную сюжетную игру.
«Фигуры». Лепим различные фигуры и называем их. Можно так: педагог лепит круг, а вслед за ним малыш, лепит круг и называет его. То же повторяем и с другими геометрическими фигурами. У нас старшая группа, для своей игры мы сделали карточки с заданиями. Где нужно выкладывать геометрическую фигуру в определенном порядке (например, по цвету, или форме).
В песке можно разыгрывать сюжетные игры. Ставить домики, заселить их разнообразными фигурками животных и людей.
Развитие мелкой моторики способствует речевому развитию и позволяет детям овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, лучше адаптироваться в практической жизни.
Не зря же В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка – находится на кончиках его пальцев». Поэтому если мы хотим, чтобы наши дети были умными и способными, то необходимо развивать мелкую моторику!
Спасибо за внимание!
Список литературы:
- Киселева М.В. Арт - терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: 2007.
2. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: вторая группа раннего возраста - М.: 2015.
3Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПБ.: 2008.
Сапожников О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – М.: 2015.
4. Эль Г. Человек, играющий в песок. Динамическая песочная терапия. – СПб.: 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование нетрадиционных методов и приемов (песочной терапии и камешков марблс) для развития мелкой моторики на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста.
Использование нетрадиционных методов и приемов (песочной терапии и камешков марблс) для развития мелкой моторики на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста....
Кинетический песок как средство развития сенсорных представлений и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.
Игра с песком – это естественная для каждого ребёнка форма деятельности. Кинетический песок, при этом, имеет ряд преимуществ: отлично лепится, собирается в ком ...
Буклет Песочная терапия (Кинетический песок)
laquo;Кинетически песок – универсальная детская игрушка»...
Песочная терапия. Кинетический песок как средство развития мелкой моторики рук
Использование игр с кинетическим песком в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развивать мышление, умение детей решать поставленные задачи и использо...
Консультация для родителей на тему: «Кинетический песок, как средство развития мелкой моторики детей»
Данную консультацию я посвятила знакомству родителей с одним из новых универсальных средств развития детей - кинетическому песку. В дошкольном возрасте особое внимание стоит уделить развитию мелкой мо...
Конспект индивидуального коррекционного занятия с использованием элементов песочной терапии и психогимнастики на тему «Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Конспект индивидуального коррекционного занятия с использованием элементов песочной терапии и психогимнастики на тему «Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья&raq...