«Организация и работа вариативных форм дошкольного образования для детей в возрасте до 3-х лет. Оказание помощи и консультирование родителей»
материал
«Организация и работа вариативных форм дошкольного образования для детей в возрасте до 3-х лет. Оказание помощи и консультирование родителей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_konferentsii.docx | 18.27 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»
Выступление на августовском совещании работников образования
«Организация и работа вариативных форм дошкольного образования для детей в возрасте до 3-х лет. Оказание помощи и консультирование родителей»
Подготовила
воспитатель Сантурян Н.М.
р.п. Мордово
2019г.
На сегодняшний день большое внимание уделяется охвату детей раннего возраста дошкольным образованием. В современных условиях на смену классической форме дошкольного образования – детский сад полного дня - пришли вариативные формы. Их внедрение в систему является одним из приоритетных направлений развития дошкольного образования, т.к. данные формы отвечают социальным запросам семьи и требованиям времени.
Вариативные формы организации детей раннего возраста создаются с целью увеличения охвата детей дошкольным образованием и создания равных стартовых возможностей при их поступлении в школу. Вариативные формы предусматривают разный режим пребывания детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.
На сегодняшний момент, вариативные формы востребованы семьёй и это объясняется тем, что они способны удовлетворить основные запросы по воспитанию и обучению. Что это за формы? Рассмотрим их подробнее.
К вариативным формам дошкольного образования относятся:
• группа кратковременного пребывания;
• центр игровой поддержки ребенка;
• консультативный пункт;
• лекотека;
• дошкольные мини-центры.
Группа кратковременного пребывания (ГКП) — вариативная форма дошкольного образования, которая создается для детей раннего возраста с целью обеспечения их всестороннего развития, оказания консультативно-методической поддержки их родителям (или законным представителям) в организации воспитания и обучения ребенка, его социальной адаптации.
Эта группа функционирует в гибком режиме: от 2 до 5 раз в неделю, от 2 до 5 часов в день в зависимости от потребностей родителей (законных представителей).
Внедрение данной формы охвата детей раннего возраста в течение последних лет показало, что группы кратковременного пребывания отлично справляются с адаптацией ребенка раннего возраста к условиям детского сада.
Следующая форма организации детей раннего возраста – это ЦИПР. Центр игровой поддержки ребенка создается с целью организации психолого-педагогической деятельности, направленной на всестороннее развитие детей в возрасте от 1 года до 3 лет на основе современных методов организации игровой деятельности, использования в практике воспитания современных игровых технологий и адаптации ребенка к поступлению в ДОУ.
Основные задачи ЦИПР это: оказание содействия в социализации детей раннего дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности; разработка индивидуальных программ игровой поддержки и организация психолого-педагогического сопровождения ребенка; обучение родителей и специалистов ДОУ способам применения различных игровых средств обучения: организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми; консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора; ознакомление родителей и специалистов ДОУ с современными видами игровых средств обучения.
Развивающее пространство центров игровой поддержки оборудовано активными и интеллектуальными играми, играми на релаксацию и развитие мелкой моторики. Педагоги организуют игровую деятельность детей, обеспечивая психолого-педагогический подход, направленный на всестороннее развитие малышей.
Посещение ребенком ЦИПР варьируется в переделах 1 часа в среднем один - максимально – два раза в неделю, всегда в присутствии родителя.
Консультативный пункт создается для родителей детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Задачами работы консультативных пунктов является: оказание консультативной помощи родителям по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка; оказание содействия в социализации детей; проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей.
Консультативный пункт ведет свою работу по запросам родителей. Предварительная запись ведется по электронной почте или по телефону. Консультирование проводят: педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель, заведующий и другие специалисты.
Центр раннего развития ребёнка. В Центре можно найти все, что может быть необходимо малышу на раннем этапе развития. Это место, куда родители приводят своих детей на 2-3 часа, где они могут провести время все вместе, где можно выбрать и попробовать самые различные игры. Малыши с удовольствием познают мир в игре, тем самым способствуя раннему всестороннему развитию ребенка. Вместе с малышами с удовольствием поют и танцуют, лепят и рисуют. Педагоги помогают молодым родителям практическими советами: как играть с малышом, как подбирать «умные» игрушки, какие книги для малышей выбрать, показывают различные развивающие формы и техники совместной деятельности родителей и малышей. Центр раннего развития ребенка по форме организации схож с ЦИПР, но отличается по времени пребыванию детей.
Лекотека создается с целью обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей от 2-х месяцев до 3 лет с нарушениями развития.
Основные задачи деятельности лекотеки:
- реализация образовательной программы, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников;
- проведение психопрофилактики, психотерапии и психокоррекции средствами игры у детей от 2 месяцев до 3 лет с нарушениями развития;
- обучение родителей методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии;
- проведение психопрофилактической и психокоррекционной работы с членами семьи ребенка;
- психолого-педагогическое обследование детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития при наличии согласия родителей.
Дошкольные мини-центры. Целью деятельности дошкольного мини-центра является всестороннее развитие детей в возрасте от 1 года до 3 лет и консультативно-методическая поддержка их родителей (законных представителей) в организации воспитания и обучения ребенка, социальной адаптации детей. В условиях таких мини-центров осуществляется:
- обеспечение ранней социализации детей;
- коммуникативно-личностное, художественно-эстетическое, физическое, познавательно-речевое развитие детей с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка; организация присмотра и ухода за детьми;
- осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Сейчас мы рассмотрели актуальные формы организации детей раннего возраста. С каждым годом увеличивается количество детей раннего возраста, охваченных дошкольным образованием, в том числе вариативными формами, т.к. возросла в этом потребность родителей.
В нашем детском саду помимо традиционной группы раннего возраста (ясельной группы) функционирует ЦИПР и Консультативный пункт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико – значимый проект «Модель организации вариативных форм дошкольного образования в ДОУ города».
Проект по организации работы консультативного пункта в ДОУ....
Доклад "Развитие вариативных форм дошкольного образования на территории сельского поселения Казым. Организация групп кратковременного пребывания детей по модели "Кочующий педагог"
Выступление на районной педагогической августовской конференции 2014-2015 года....
Развитие вариативных форм дошкольного образования (организация работы в группе кратковременного пребывания воспитанников)
Организация и функционирование группы кратковременного пребывания является поддержкой государственной политики в сфере дошкольного образования в части обеспечение детей доступным дошкольным образовани...
Статья "Оказание ранней помощи в условиях вариативных форм дошкольного образования"
Оказание ранней помощи в условиях вариативных форм дошкольного образования Аннотация: статья посвящена анализу вариативных форм дошкольного образования и целесообразности их использования в ...
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ВАРИАТИВНЫХ ФОРМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Презентация на тему"Служба ранней помощи в ДО"...
«Модель организации вариативных форм дошкольного образования в дошкольной образовательной организации в современных условиях»
Выступление на Всероссийской педагогической конференции «Применение инновационных технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации», всероссийский учебно-...