Доклад "Развитие вариативных форм дошкольного образования на территории сельского поселения Казым. Организация групп кратковременного пребывания детей по модели "Кочующий педагог"
статья по теме
Выступление на районной педагогической августовской конференции 2014-2015 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад "Развитие вариативных форм дошкольного образования на территории сельского поселения Казым" | 24.92 КБ |
Презентация к докладу | 2.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Белоярского района «Детский сад «Олененок» с. Казым»
(МАДОУ «Детский сад «Олененок» с. Казым»)
Выступление на районной педагогической августовской конференции 2014 – 2015 учебного года
Доклад
по теме: «Развитие вариативных форм дошкольного образования на территории сельского поселения Казым. Организация групп кратковременного пребывания детей по модели
«Кочующий педагог»
Воспитатель МАДОУ
«Детский сад «Олененок» с.Казым»
Попова Оксана Петровна
В состав муниципального образования сельского поселения Казым входит 3 населенных пункта, а именно: село Казым (административный центр), деревня Нумто, деревня Юильск. Расположены они на значительном расстоянии друг от друга 100 – 245 километров.
Численность населения сельского поселения Казым составляет 1717 человек разных национальностей, в том числе - малочисленные народы Севера – 1255 человек.
На территории поселения осуществляются традиционные виды деятельности: оленеводство, рыбный и охотничий промыслы.
Профессия оленевода, рыбака очень сложная, тяжелая: оленей надо пасти в тундре, находясь в стойбище, вдали от цивилизации. Вместе с оленеводами и рыбаками в деревнях и стойбищах проживают дети дошкольного возраста, которые не имеют возможности посещать детские сады и получать дошкольное образование.
На сегодняшний день проживают в деревне Юильск – 11 детей, в деревне Нумто - 21 ребенок в возрасте от 1,5 до 7 лет.
Единственный детский сад находится в административном центре - селе Казым.
В 2013-2014 учебном году детский сад посещало 86 воспитанников. Все дети села Казым в возрасте от 1,5 до 7 лет имеют возможность получать дошкольное образование в детском саду. Детский сад полностью укомплектован педагогическими кадрами и вспомогательным персоналом. 50% педагогов свободно владеют родным хантыйским языком. В дошкольном учреждении функционируют окружная пилотная площадка "Языковое гнездо" по раннему обучению детей родному языку, логопедический пункт, консультативный пункт по оказанию психолого - педагогической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.
Одной из актуальных задач, стоящих сегодня перед дошкольным учреждением, является организация работы по обеспечению доступности дошкольного образования для детей, проживающих в отдаленных населенных пунктах и стойбищах сельского поселения Казым.
В соответствии со статьёй 17. п. 4 Закона об образовании в Российской Федерации допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения, в том числе и в форме семейного образования.
Одной из вариативных форм дошкольного образования мы считаем создание модели, совмещающей формы:
- семейного образования,
- организации работы консультативного пункта по оказанию психолого - педагогической помощи семьям, проживающим с родителями в отдаленных населенных пунктах и стойбищах сельского поселения Казым и воспитывающим детей дошкольного возраста на дому,
- группы кратковременного пребывания детей с "кочующим" педагогом.
Целью организации групп кратковременного пребывания детей по модели «Кочующий педагог» является:
Обеспечение доступности дошкольного образования разработка, апробация и трансляция модели вариативной формы дошкольного образования для детей от 1,5 до 7 лет, проживающих в отдаленных населенных пунктах и стойбищах сельского поселения Казым.
Задачи создания групп кратковременного пребывания:
- Создание условий для обеспечения доступного дошкольного образования для детей от 1,5 до 7 лет, проживающих в отдаленных населенных пунктах и стойбищах сельского поселения Казым на базе МДОУ «Детский сад «Олененок» с. Казым». Более полный охват дошкольным образованием детей дошкольного возраста в сельском поселении Казым.
- Оказание педагогической и психологической помощи родителям, воспитывающих детей в домашних условиях.
- Создание благоприятных условий адаптации к социальному миру детей дошкольного возраста, облегчить вхождение в коллектив сверстников.
Основной идеей открытия таких групп является:
Создать благоприятные психологические условия для семейного воспитания и образования детей дошкольного возраста, оказание всесторонней помощи родителям и детям 1,5-7 лет в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу
На сегодняшний день группа с «кочующим» педагогом создана в деревне Юильск. К сожалению, мы не имеем пока возможности создать такую группу в д.Нумто из-за отсутствия подходящего помещения. Временно в нашем дошкольном учреждении создана группа кратковременного пребывания для неорганизованных детей от 1,5 до 3-х лет.
Как же была организована работа по открытию группы в д.Юильск?
1. Проведен опрос жителей д.Юильск на предмет необходимости создания данной группы.
2. Разработаны локальные акты в МДОУ по открытию групп (Приказ об открытии, разработано и утверждено Положение о группе кратковременного пребывания для детей в возрасте от 1,5 до 7-ми лет, проживающих в отдаленных населенных пунктах и стойбищах сельского поселения Казым, форма договора с родителями, внесены изменения в должностные инструкции педагогических работников, заключены дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками, разработана рабочая программа и т.д.)
3. В декабре 2013 года с целью изучения условий для функционирования группы заведующая Канева Т. Л. слетала в д.Юильск и убедилась, что помещения сельского Дома культуры очень подходят для работы данной группы. Провела родительское собрание с жителями Юильска.
4. В этом же месяце 2 педагога: Попова Оксана Петровна и Рандымова Лидия Ивановна отправились с миссией «кочующих» педагогов на первую неделю. Так как стояли очень сильные морозы, то не все родители привезли детей из отдаленных стойбищ. В итоге группу в декабре посещало 6 детей. Еще один ребенок не мог посещать группу ввиду сложного диагноза и отсутствия прививок, но его мама посещала все дни, брала задания и проводила все, что видела со своим сыном.
С декабря по май 2014 года группа начала свою деятельность. Группа кратковременного пребывания организована на базе Дома культуры. Один раз в месяц на одну неделю в населенный пункт выезжали "кочующие" педагоги ДОУ.
Родители приходят вместе с детьми, педагог проводит занятия с детьми, которые включают в себя разнообразные виды детской деятельности, родители получают задания на последующий период в виде распечаток, видеороликов, детской литературы, образцов работ, подборки обучающих и дидактических игр, а также подробные рекомендации по применению этих материалов. Такие же папки отправляются тем родителям, которые по ряду причин не смогли вывезти ребенка из стойбища. В конце недели проводится обязательно праздник, к которому готовятся все вместе - дети, родители, бабушки, дедушки и педагоги.
В декабре впервые к детям пришел Дед Мороз и Снегурочка, радость была не только у детей, но и взрослых. В январе проведено шоу мыльных пузырей.
В феврале праздник ко Дню защитников отечества, в марте - праздник для бабушек и мам.
Конечно же, при организации такой группы мы столкнулись с рядом трудностей:
1. Очень сложно уговорить педагогов для поездки в д.Юильск.
2. В первые поездки условия были очень тяжелыми для проживания, так как летал только вертолет, и завести все необходимое было сложно. Сейчас для функционирования группы уже завезено всё необходимое оборудование, игровой и дидактический материал. Так же имеется мультимедийное оборудование, музыкальный центр, телевизор.
3. Если один из педагогов летит в д.Юильск, значит, напарник работает в две смены.
4. Самым сложным было вначале – это то, что дети совершенно ни к чему не приучены. Нет усидчивости, они очень вольные, не соблюдается режим. В первые поездки приходилось приглашать их после обеда, так как они поздно ложатся, а утром долго спят. Сейчас дети и их родители привыкли к режиму работы группы, и стараются его соблюдать.
5. В течение всей недели педагоги находятся под пристальным вниманием родителей. Так как родители нигде не работают, они присутствуют во время занятий, режимных моментов и поэтому требуют особое внимание и к себе. Воспитателям приходится продумывать и определенную деятельность для них.
Проблемы существуют, но мы видим положительный результат, который нельзя не отметить. Дети стали более организованными, все население с нетерпением ждет наших «кочующих» педагогов. Ведется большая работа по оказанию консультативной, педагогической помощи родителям. По просьбе родителей в марте нами был направлен учитель-логопед.
Но, а наш детский сад на этом останавливаться не собирается, впереди у нас новые горизонты – это организация такой же группы в д.Нумто. К октябрю месяцу обещают сдать в эксплуатацию такой же комплекс.
Пока группа в д. Нумто не организована, мы организовали группу кратковременного пребывания в с. Казым. Её посещают 10 детей. Таким образом, у нас охвачены практически все дети с.Казым в возрасте от 1,5 до 7 лет. Исключением являются дети, которым по медицинским показаниям временно отказано в посещении детского сада.
В группе работают педагоги нашего детского сада. В нашем детском саду отменены все отработки, вместо них 2 раза в месяц педагоги работают на группе кратковременного пребывания по 3 часа.
25.08.2014г
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В состав муниципального образования сельского поселения Казым входит 3 населенных пункта, а именно: село Казым (административный центр), деревня Нумто, деревня Юильск. Расположены они на значительном расстоянии друг от друга 100 – 245 километров.
Численность населения сельского поселения Казым составляет 1717 человек разных национальностей, в том числе - малочисленные народы Севера – 1255 человек.
На сегодняшний день проживают в деревне Юильск - 11, в деревне Нумто - 21 ребенок в возрастеот 1,5 до 7 лет.
В соответствии со статьёй 17. п. 4 Закона об образовании в Российской Федерации допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения, в том числе и в форме семейного образования.
Одной из вариативных форм дошкольного образования мы считаем создание модели, совмещающей формы: - семейного образования, - организации работы консультативного пункта по оказанию психолого - педагогической помощи семьям , проживающим с родителями в отдаленных населенных пунктах и стойбищах сельского поселения Казым и воспитывающим детей дошкольного возраста на дому, - группы кратковременного пребывания детей с "кочующим" педагогом
Целью организации групп кратковременного пребывания детей по модели «Кочующий педагог» : Обеспечение доступности дошкольного образования разработка, апробация и трансляция модели вариативной формы дошкольного образования для детей от 1,5 до 7 лет, проживающих в отдаленных населенных пунктах и стойбищах сельского поселения Казым
Задачами создания групп кратковременного пребывания являются: Создание условий для обеспечения доступного дошкольного образования для детей от 1,5 до 7 лет, проживающих в отдаленных населенных пунктах и стойбищах сельского поселения Казым на базе МДОУ «Детский сад «Олененок» с. Казым». Более полный охват дошкольным образованием детей дошкольного возраста в сельском поселении Казым. Оказание педагогической и психологической помощи родителям, воспитывающих детей в домашних условиях. Создание благоприятных условий адаптации к социальному миру детей дошкольного возраста, облегчить вхождение в коллектив сверстников.
Основной идеей открытия таких групп является : Создать благоприятные психологические условия для семейного воспитания и образования детей дошкольного возраста, оказание всесторонней помощи родителям и детям 1,5-7 лет в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу
На сегодняшний день группа в «кочующим» педагогом создана в д.Юильск. К сожалению, мы не имеем пока возможности создать такую группу в д. Нумто из-за отсутствия подходящего помещения. Временно группа кратковременного пребывания создана в Казыме для неорганизованных детей от 1,5 до 3-х лет.
1 . Проведен опрос жителей д.Юильск на предмет необходимости создания данной группы. 2. Разработаны локальные акты в МДОУ по открытию групп (Приказ об открытии, разработано и утверждено Положение о группе кратковременного пребывания для детей в возрасте от 1,5 до 7-ми лет , проживающих в отдаленных населенных пунктах и стойбищах сельского поселения Казым, форма договора с родителями, внесены изменения в должностные инструкции педагогических работников, заключены дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками, разработана рабочая программа )
В этом же месяце 2 педагога: Попова Оксана Петровна и Рандымова Лидия Ивановна отправились с миссией «кочующих» педагогов на первую неделю.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к проекту "Играя, развиваюсь" - Организация групп кратковременного пребывания для детей, не посещающих дошкольные учреждения.
За 9 лет работы данной группы у коллектива наработан богатый опыт, которым мы можем поделиться с коллегами, разработана соответствующая нормативно-правовая база, отобраны и апробированы диагностически...
Развитие вариативных форм дошкольного образования (организация работы в группе кратковременного пребывания воспитанников)
Организация и функционирование группы кратковременного пребывания является поддержкой государственной политики в сфере дошкольного образования в части обеспечение детей доступным дошкольным образовани...
Статья "Использование вариативных форм дошкольного образования на примере функционирования групп кратковременного пребывания"
В статье расрывется модель органзации дополнительного образования в дошкольных учреждениях...
Группа кратковременного пребывания как вариативная форма дошкольного образования
В статье раскрывается организация работы группы кратковременного пребывания....
Консультация для педагогов групп кратковременного пребывания детей 3-го года жизни: «Учёт возрастных особенностей детей раннего возраста при организации предметно- пространственной развивающей среды »
Материал раскрывает возрастные особенности детей 3-го года жизни и особенности организации предметно- пространственной развивающей среды в группе детей данного возраста ....
«Модель организации вариативных форм дошкольного образования в дошкольной образовательной организации в современных условиях»
Выступление на Всероссийской педагогической конференции «Применение инновационных технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации», всероссийский учебно-...
Рабочая программа реализации образовательной программы дошкольного образования МАДОУ Детский сад комбинированного вида «Радуга» группы кратковременного пребывания детей 1,5-2 лет
Период раннего детства имеет ряд качественных физиологических и психических особенностей, которые требуют создания специальных условий для развития детей этого возраста. Помимо того, что период раннег...