Методическая разработка "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста средствами поисковой деятельности"
методическая разработка (старшая группа)

Исламова Зурида Асановна

Методическая разработка для воспитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx171.39 КБ

Предварительный просмотр:

  Методическая разработка

C:\Users\oleg12\Desktop\novogodnyaya-akciya-dobryy-postupok-2012_Детки.gif

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ  АКТИВНОСТИ

  У  ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ

ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

C:\Users\oleg12\Desktop\14241612_14241609.jpg

Автор:

Исламова Зурида Асановна

воспитатель МБДОУ « ДС «Олененок»

г. Новый Уренгой, ЯНАО

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение………………………………………………………………………2-4

Глава 1.Теоретическое обоснование опыта  работы по формированию  познавательной  активности  у  детей  6-7  лет посредством  вовлечения  в  экспериментально - исследовательскую  деятельность………………......... 4-5

Глава 2.   

          2.1. Содержание  системы работы..............................…………….…10-14

          2.2. Формы работы по экспериментально - исследовательской  деятельности с   детьми   старшего дошкольного возраста.……………….14-17

          2.3. Методы и приемы работы………………………………17-20

          2.4. Формы взаимодействия воспитателя с родителями в процессе формирования познавательной  активности  у  детей  6 - 7 лет………20-24

Заключение…………………………………………………………..24-25

Список литературы………………………………………………………...26

Введение

(актуальность)

Что я слышу – забываю

Что я вижу - помню.

Что я делаю – понимаю.

 ( Конфуций).

           Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.

             Особое внимание к данной области дошкольного образования  появилось в связи с публикацией ФГОС. Государственные стандарты подчёркивают, что процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают ребёнка, а лишь тогда, когда они протекают в его  личной осмысленной деятельности. Учёные, разрабатывающие современные программы дошкольного образования,  настаивают на предоставлении детям  возможности приобретения знаний самостоятельно, что обеспечит умственную активность, обогатит интеллектуальные впечатления и интересы детей.

             Вместе с тем, в массовой педагогической практике является очевидным противоречие между необходимостью активизации познавательного развития детей посредством вовлечения их в экспериментальную деятельность и непроработанностью организации  этого вида  деятельности дошкольников  в разных  возрастных  группах.

                      Развитие познавательной активности и исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Каждый выпускник дошкольного образовательного учреждения должен обладать интегративными качествами: любознательный, активный, способный решать интеллектуальные и личностные задачи, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. Наиболее благоприятные условия для достижения планируемых результатов, возможно, создать в процессе детской практико-познавательной  деятельности.

Метод детского экспериментирования имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.  Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?», позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При правильной организации работы, когда взрослый – не учитель и наставник, а равноправный партнер, у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей, они сами задумывают опыт, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.

      Формирование умения вести исследовательскую деятельность – это сложный, комплексный процесс. Мы считаем, что уже в дошкольном возрасте можно начинать обучение исследовательской деятельности, опираясь на такие психолого-физиологические особенности этого возраста, как врожденная любознательность, эмоциональная чуткость, подражательность, интерес к жизни и деятельности взрослых. К среднему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления.

Цель:

     обеспечение положительной динамики в познавательном развитии детей 6-7 лет посредством вовлечения их в процесс экспериментальной деятельности.

Задачи:

  1. Создание условий для познавательного развития детей 6-7  лет посредством расширения представлений об окружающем мире в процессе экспериментирования.
  2. Формирование  основ исследовательских умений и навыков.
  3. Развивать  познавательную  активность.
  4. Продолжать  развивать  интеллектуальные  способности,  прогнозирование,  планирование,  построение  гипотезы.  

Участники: дети,  родители, воспитатели.

 

Глава 1.Теоретическое обоснование опыта  работы по формированию  познавательной  активности  у  детей  6-7 лет посредством  вовлечения  в  экспериментально - исследовательскую  деятельность

     Научно-педагогические основы  организации детского экспериментирования как особой формы самостоятельной поисковой деятельности намечены в трудах выдающихся отечественных учёных двадцатого столетия – С.Л.Рубинштейна, А.В.Запорожца, Л.А.Венгера. В этом направлении долгие годы работала лаборатория умственного воспитания НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, которую возглавлял Н.Н. Поддьяков. Публикации учёных этой лаборатории, были чрезвычайно интересны и достаточно широко применялись педагогами-практиками.

             В описании опыта были использованы понятия: «познавательное развитие», «детское экспериментирование», «исследование». Мы использовали их в следующих значениях:

             Познавательное развитие – процесс формирования у дошкольников познавательной активности (стремления узнать причину того или иного явления, оперирования приобретёнными знаниями и умениями) и общих познавательных способностей: умения обобщать, сравнивать, анализировать, предполагать, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать.

             Детское экспериментирование – способ духовно – практического освоения действительности, направленный на создание условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность;  способствует становлению целостной картины мира дошкольника .

             Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

             Психологические исследования Н. Н. Поддъякова   показали, что положительный эффект в познавательном развитии достигается лишь в том случае, если при разработке его содержания, форм и методов учитываются возрастные особенности детей, и прежде всего  специфика их мышления. Одна из центральных особенностей мышления дошкольников – его тесная связь с практической деятельностью. В связи с этим Н. Н. Поддьяков   большое значение придаёт формированию практических способов преобразования объектов - экспериментированию, которое служит средством обнаружения различных внешних и внутренних свойств предмета. При этом ребёнок овладевает обобщенным умением получать нужные ему факты, что является важным и необходимым моментом любого процесса познания.

             Н. Н. Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников. Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребёнка. Он выступает как её полноценный субъект, самостоятельный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит её цели, ищет пути и способы их достижения и т. д. В этом случае ребёнок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.    

             Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребёнка определённому алгоритму действий. Таким образом, ребёнок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. Оба вида ориентировочно-исследовательской деятельности важны и способствуют развитию познавательных способностей и интересов ребёнка, подчёркивает Н.Н.Поддьяков .

             Исследовательский подход к обучению в зарубежной педагогике представлен, в частности, в пособии М. В. Кларина. Автор даёт подробную характеристику популярным за рубежом формам включения детей в исследовательскую деятельность. Организация такого обучения предполагает создание ситуации, когда ребёнок сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направленного) педагогом.

             В полном, развёрнутом виде исследовательская деятельность предполагает следующее:

  • ребёнок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить;
  • предлагает возможные решения;
  • проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
  • делает выводы в соответствии с результатами проверки;
  • применяет выводы к новым данным;
  • делает обобщения.

             Уровень развития исследовательской деятельности дошкольника – это степень самостоятельности ребёнка по отношению к различным сторонам решения проблемы.

             М. В. Кларин  приводит представление зарубёжных дидактов о трёх уровнях исследовательского обучения. На первом уровне педагог ставит проблему и намечает метод её решения. Поиск решения предстоит детям осуществить самостоятельно. На втором уровне педагог только ставит перед детьми проблему, но метод её решения ребёнок ищет самостоятельно (здесь возможен групповой, коллективный поиск). На высшем, третьем, уровне постановка проблемы, равно как отыскивание метода и разработка самого решения, осуществляется детьми самостоятельно.        

             Значит, подчёркивает М.В.Кларин, в развитии исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования педагогу следует  постоянно оказывать помощь воспитанникам, создавать развивающую среду, поддерживать интерес к исследовательской деятельности.

             В начале двадцать первого века появились многочисленные публикации об организации детской исследовательской деятельности  А.И.Савенкова. Учёный утверждает, что детские исследования создают условия для того, чтобы познавательное развитие ребёнка разворачивалось как процесс саморазвития. Позиция А.Савенкова близка к теории Д.Б.Эльконина о развитии способностей ребёнка, которая нашла своё воплощение в системах развивающего обучения дошкольников и младших школьников.

             Представляют интерес исследования Л. Н. Прохоровой [9] об особенностях организации исследовательской деятельности дошкольников и её влиянии на социализацию ребёнка.        В исследовании О. И. Чехониной [15] рассматривается проблема самостоятельной поисковой деятельности дошкольников как способа развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.        Теоретической    базой   опыта  стали  исследования Н.Н Поддъякова, который в качестве основного вида ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования. Он называет эту деятельность истинно детской, и считает её ведущей на протяжении всего дошкольного детства.

             Значительное количество и высокое качество исследований проведенных и опубликованных в последние годы  свидетельствует об актуальности  проблемы организации детского экспериментирования в детском саду, о значимости исследовательской деятельности дошкольников для своевременного и полноценного развития их познавательных способностей до уровня возрастных возможностей.

             Теоретический анализ, проведённый по проблеме исследования в процессе становления опыта, позволил определить педагогические условия для эффективного осуществления детского экспериментирования, в котором исследовательская деятельность формируется и происходит познавательное  развитие:

  • Создать в группе необходимые условия для удовлетворения любознательности детей,  их      стремления    к   эксперименту,  желания самостоятельно находить решения в проблемной ситуации.        
  • Способствовать развитию наблюдательности детей, необходимого условия  исследовательской деятельности. Поощрять самостоятельные наблюдения ребёнка, умение подмечать в предмете новые стороны и специфические особенности, не просто фиксировать объект, а анализировать его, сравнивать, оценивать, находить общее с другим.
  • Помочь детям видеть проблему и выдвигать гипотезы, поддерживать самостоятельный поиск путей решения проблемы. Создавать условия для решения дивергентных задач (задач, имеющих не один, а много правильных ответов) в ходе исследований, что развивает воображение, оригинальность мышления, лёгкость ассоциирования и служит средством порождения большого количества оригинальных идей.
  • Обеспечить безопасность детей в ходе экспериментальной деятельности.

                                           

Глава 2.

2. 1. Содержание системы  работы.

        Изучив имеющуюся методическую литературу по детской экспериментально-исследовательской деятельности, я решила адаптировать практический    материал к условиям нашего детского сада.  Вся  работа с детьми построена с учётом их возрастных особенностей.   Мною разработано перспективное  тематическое планирование по экспериментальной деятельности с детьми 6-7 лет, которое позволяет грамотно распределить изучаемый материал на весь учебный год.

         Свою работу по экспериментально-исследовательской  деятельности с детьми строю по пяти  взаимосвязанным направлениям:

  • живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.);
  • неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.);  
  • человек (функционирование организма)
  • рукотворный мир: материалы и их свойства,       преобразование предметов и явлений и др.)
  • физические  явления (свет,  цветообразование , вес, притяжение, звук, тепло, температура, время).

        Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно – мыслительный, преобразовательный).

Основные направления работы:

  • Обогащение знаний.
  • Обучение приемам исследовательской деятельности.
  • Создание условий для самостоятельной  экспериментально-исследовательской деятельности.

При проведении опытов в экспериментально - исследовательской деятельность деятельности   придерживаюсь следующей структуры:

        Такой алгоритм работы позволяет  активизировать мыслительную         деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

      Для выполнения поставленных перед нами задач мы продумали организацию предметно-развивающей среды в группе. Мы создали в группе микроблоки, для которых прописали образовательные задачи, предметное содержание среды и предполагаемую деятельность детей. Развивая познавательную сферу ребенка-дошкольника  в образовательной деятельности, мы стремимся создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально – чувственное восприятие мира позволило малышу стать настоящим Человеком. В связи с эти мною оформлен центр экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности  детей. В центре имеется   разнообразное оборудование.  Правильное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.  

2.2. Формы работы по экспериментально - исследовательской  деятельности с   детьми старшего дошкольного возраста 

Содержание  работы реализуется в следующих трех блоках педагогического процесса:

-специально организованная образовательная деятельность в образовательной области «Познание»  по формированию целостной картины мира с включенными опытами по заданной теме (НОД);

-совместная деятельность (малыми группами, парами и т.д.);

-самостоятельная детская деятельность.

В процессе самостоятельной деятельности необходимо привлечь детей к способам познавательной деятельности. Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?

А затем в совместной деятельности – закреплять   полученные ранее представления.

Наши отношения с детьми строятся на основе партнерства. Дети учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

         Важнейшим условием при проведении НОД познавательного цикла необходимо учесть общие задачи познавательного развития  и облечь содержание в такую форму, чтобы оно привлекало ребенка, стимулировало его активность. На занятиях дети учатся задавать вопросы: "Как это сделать?", обращаться с просьбами: "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, если…", сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.
           Экспериментально-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя ещё мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.

      Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Опыт работы показывает, что познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

      Наиболее значима для  дошкольников 6-7 лет познавательная потребность,  поэтому  в  данную систему работы нами включены такие  игры и образовательные ситуации, которые способствуют развитию познавательной активности ребенка  и побуждают его к активному  пополнению знаний об окружающем мире. В этих играх, как и во всякой творческой деятельности, ребенку потребуется  активизировать свое мышление, сообразительность, находчивость, умение рассуждать. День ото дня перед ребенком ставятся различные дидактические задачи, которые требуют от него определенный объем знаний и умений. В процессе игры начинается формироваться интерес  к учебной деятельности, а игровая мотивация постепенно смещается на учебную.

    Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Моя задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать  их  полезными.  Я считаю, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому  стремлюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно- ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом  образования.   

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, так как в процессе экспериментирования большое значение     имеет художественное слово, которое помогает организовать, заинтересовать детей, пополнить словарный запас.

         Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.

     Экспериментально - исследовательская  деятельность как стержневая может быть «обрамлена» другими видами деятельности:  продуктивная деятельность, продолжающая тему (рисование, аппликация, конструирование, лепка);

 Связь детского экспериментирования с художественным творчеством  тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат эксперимента. В то же время чем глубже ребенок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное.

  Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте. Следовательно, расширяются его представления, позволяющие ему сравнивать, различать, активно размышлять и сомневаться.

2.3. Методы и приемы работы.

 В своей работе я использую как традиционные методы, так и инновационные.

Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:

     - Наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.), опорные схемы, таблицы, карты, эйдетика, в которых развиваем память, мышление.  В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности  я  использовала наблюдения разного вида:

– распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;

– за изменением и преобразованием объектов;

-    методы проектных технологий, в которых формируем умение конструировать свою деятельность, использовать свои знания на практике, искать ответы на вопросы, включаться в партнерские отношения со сверстниками и взрослыми;

-  Словесные   (беседы, чтение   художественной   литературы, использование фольклорных материалов). Формируем навыки объяснительной речи, умение обосновывать свои мысли, делать выводы, побуждаем детей к размышлению;              

-  Практические  методы. Большое значение придавалось ведущей форме  деятельности детей – игре (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования , настольно-печатные игры. Развивать положительные эмоции помогали игры-превращения, фокусы, занимательные опыты. 

-  методы экспериментально — исследовательской деятельности, в которых опираемся на опыт ребенка, формируем сенсорно — перцептивную сферу у детей, представление о предметах, явлениях природы.

- методы ТРИЗ, в которых успешно решаем задачи проблемного и развивающего обучения, побуждаем детей к поиску, моделированию, экспериментированию. Дети работают в атмосфере свободы мышления и творчества.

     С постановки проблемной задачи начинаются почти все наши занятия с детьми. Для стимулирования познавательной активности используются приемы сомнения, размышления («А может ли такое быть?», «Возможно ли это?», «Было как-то иначе?», «А могло ли быть иначе?», «Как ты думаешь, что будет потом?», «Что могло случиться?»). Вопросы проблемного характера побуждают детей к поиску способов решения, обоснования собственных мыслей и деятельности. Детям нашей группы для решения противоречий предлагаем следующие задачи: «Сделай заранее», «Преобразовать вред в пользу», «Цепочка слов», «Ассоциации», «Хорошо — плохо», «Решение противоречий», «Сказки по — новому», «Преобразование красок», «Веселые человечки», «Дорисуй», «Придумай костюм для героя сказки». Значительное внимание уделяем индивидуально — дифференцированному подходу к обучению детей. В центре нашего внимания личность ребенка, его индивидуальный уровень подготовки, желание и способность работать на занятии. Это позволяет организовать работу детей таким образом, чтобы каждый ребенок был приобщен к творчеству не только по желанию, но и с учетом собственных возможностей. Мы убеждены, что развитию детей способствует как индивидуальная работа, так и доброжелательность, спокойный микроклимат, сотрудничество воспитателя и ребенка. Значительное внимание в работе с детьми уделяется применению проектных технологий. Развития познавательных способностей способствует участию детей в совместных групповых проектах, например: изготовление наборных коллективных панно, детских книг, газет, подготовка праздников и представлений. Участвуя в такой деятельности, дошкольники имеют возможность планировать, распределять свою работу, обобщать, классифицировать материалы, сравнивать качество выполнения работы. За прошедший учебный год были созданы вместе с детьми такие проекты:

«Путешествие по странам и континентам»,

«Профессии нашего города»,

«Семья»,

2.4. Формы взаимодействия  воспитателя с родителями в процессе формирования познавательной  активности  у  детей  6-7 лет

      Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями строим на основе сотрудничества. 

     Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю: 
- во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;

-во-вторых, создать атмосферу общности интересов;

 -в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.
 Мы  используем различные формы взаимодействия с семьей: наглядные, словесные, практические.

          Данная работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи.  Так, например, мы предлагаем детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.  Родители помогают в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию. Создают совместные детско-родительские проекты по интересующим ребенка темам которые они представляют к вниманию своим сверстникам, а лучшие работы защищаются на педсоветах. Педагоги оказывают родителям помощь в структуре и оформлении проектов.

 Кроме этого, родители привлекают детей к уходу за домашними питомцами, комнатными растениями и воспитывают ответственность за их жизнь и здоровье.

 Для родителей разработаны рекомендации

 «Чего нельзя и что можно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию»

 «Опыты в домашних условиях»

 Проведены консультации:

 Опытно-экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников

 «Почему дошкольнику полезно быть исследователем»,

 Родительское собрание «Роль семьи в развитии интереса к опытно-экспериментальной деятельности дошкольников». На родительском собрании были предложены игры активизирующие мыслительную деятельность, проблемные ситуации для разрешения их в семье.

 С помощью презентации знакомим родителей с разными темами исследовательских работ.

 Разработаны шпаргалки для родителей: «Роль детского проектирования в развитии мыслительной активности»; «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Как помочь маленькому исследователю».

 Постоянно действует рубрика в родительском уголке «Поэкспериментируем!».

 По рекомендации воспитателей и по собственной инициативе родители проводят с детьми эксперименты дома, предоставляют детям литературу, материалы для самостоятельного исследования, оказывают помощь воспитателю в создании и обогащении предметно-развивающей среды группы. Большой популярностью и у детей и у родителей пользуются тематические выставки фотографий «Исследую дома», «Моя семья в лесу», «Наши домашние питомцы» и др

Организуемая с семьей работа:

  • помогает нацелить родителей на необходимость поддержания в ребенке пытливости, любознательности;
  • сплачивает семью (многие задания выполняются совместно);
  • позволяет вовлечь родителей в единое с ДОУ образовательное пространство.

В результате проведенной работы родители:

-  научились организовывать элементарные эксперименты;

- оборудовали мини - уголки для детского экспериментирования в домашних условиях;

- повысили уровень педагогических знаний.

 

3. Заключение.

    Уже сейчас видны результаты нашей работы. Дети научились анализировать, делать выводы, могут сами объяснить младшим детям некоторые закономерности в природе. Они с большим интересом проводят опыты, сами создают условия для проведения опытов и наблюдений. Мы пришли к выводу, что внедрение модели развития исследовательских способностей детей через новые педагогические технологии в образовательной практике способствуют развитию у детей поисково-исследовательской активности - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. Дальнейшее использование разработанной и предложенной модели позволит нам совершенствовать поисково-исследовательскую активность дошкольников и определить дальнейшие шаги в развитии детей и взаимодействии с родителями. Включение методов исследовательского обучения в образовательный процесс, систематическое проведение разработанных мероприятий, а также согласованная совместная работа воспитателей, родителей и педагога-психолога способствуют качественной подготовке детей к обучению в школе.

 Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для нас, поэтому считаем, что в детском саду и в семье не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить! Интерес, новизна, неожиданность это стимул познавательной деятельности, своеобразный трамплин к познавательной активности, опора для эмоциональной памяти, стимул для повышения эмоционального тонуса, средство мобилизации внимания и волевых усилий ребенка. Длительный эксперимент грузинского психолога Ш. А. Амонашвили убедительно свидетельствует, что даже самых пассивных детей можно сделать активными. Метод очень прост: дать ребенку радость познания, радость преодоления трудностей; научиться ждать ответа от него, переживать вместе с ним счастье интеллектуальной победы.

    Апробация представленной методической разработки на практике, свидетельствует об эффективности данной системы. Актуальность работы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического процесса, выявлять эффективность этих методов обучения. Данная работа еще раз доказывает то, что такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений.

 "Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал". Сухомлинский В.А

Список используемой литературы:

  1. Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в  мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).
  2. Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
  3. Короткова Н.А. «Познавательно-исследовательская деятельность   дошкольников»/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1
  4. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
  5. Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.
  6. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации»/ Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003. – 64с.
  7. Поддьяков Н.Н. «Новые подходы к исследованию мышления дошкольников» // Ж. Вопросы психологии. 1985. №2.
  8. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. №1.
  9. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.»Экспериментальная деятельность детей  старшего дошкольного возраста: Методическое пособие» – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с.
  10.  Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М: Педагогическое общество России,2007
  11.   Доронова Т.Н., Короткова Н.А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2003 №3

12.  Материалы – интернет сайтов.

                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"

Формировать у родителей мотивацию участия в работе по данной проблеме, ознакомить с методами организации и проведения исследовательской деятельности....

Презентация "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования"

В деятельности экспериментирования ребёноквыступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие предметы и явления с целью более полного их по...

Консультация для воспитателей на тему «Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности»

консультация была проведена с целью расширить знания педагогов о познавательных способностях детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности...

Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности

В статье рассматривается эффективность использования метода проектной деятельности для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста....

Презентация "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"

laquo;Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников через экспериментальную деятельность»  Своё выступление я хочу начать с эпиграфа: Альберта Эйншт...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Педагогический проектдля детей старшего дошкольного возраста«Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»...