Программа по самообразованию «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством организации элементарных опытов с объектами неживой природы»
материал
Данная программа направлена на овладение профессиональными компетенциями по вопросам развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста на основе проведения элементарных опытов с объектами неживой природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_samorazvitiya_.docx | 77.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 63 «Яблонька»
Рассмотрено и согласовано Утверждаю:
на педагогическом совете Заведующий МБДОУ «Детский сад № 63 «Яблонька»
от____________ 2020 год. ___________________________
Протокол №___________ от_________________2020 год.
Председатель педагогического совета Приказ
______________________
Программа саморазвития
«Развитие познавательного интереса
у детей старшего дошкольного возраста посредством организации
элементарных опытов с объектами неживой природы»
Разработал:
воспитатель
1 квалификационной категории
Дунаева Надежда Валерьевна
Нижний Новгород
2019 г
Пояснительная записка
Данная программа направлена на овладение профессиональными компетенциями по вопросам развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста на основе проведения элементарных опытов с объектами неживой природы.
Самообразование планируется осуществляться посредством посещения различных вебинаров, семинаров, обучения на курсах повышения квалификации, знакомства с опытом коллег по данной теме, а также в процессе самостоятельной работы по изучению различных учебных и методических пособий.
Нормативный срок реализации программы: 2020-2023 уч. год.
Основания для разработки планирования:
- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.3648-20).
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
- Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 63 «Яблонька».
- Рабочая программа воспитателя Дунаевой Н.В.
Актуальность темы по самообразованию
Современный образовательный процесс в дошкольном учреждении ориентирован на познавательные возможности ребенка и на их реализацию. В структуре познавательной деятельности особое значение уделяется развитию познавательного интереса у детей.
Не случайно ФГОС дошкольного образования обозначил одной из задач дошкольного образования «развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации». (Раздел II, пункт 2.6.).
Актуальность данного направления определяется тем, что благодаря познавательному интересу у ребенка закладываются первичные представления об окружающем социальном и природном мире, развиваются воображение и познавательная активность, обогащается сенсорный опыт.
Познавательный интерес – это избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира. Он является основой для развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи.
Я считаю, что наиболее эффективно развить познавательный интерес у дошкольников можно посредством организации элементарных опытов с объектами неживой природы.
Опытническая деятельность является одним из интересных и результативных направлений развития детей дошкольного возраста. Именно в процессе экспериментирования дошкольник получает возможность на практике познать окружающий мир, получить представления о предметах и явлениях.
У него активизируется способность анализировать, выявлять простейшие зависимости и причинно-следственные связи.
Самое главное - вовлечь ребенка в различные виды опытнической деятельности: исследование, наблюдение, сравнение, обследование.
Потому что только в активной познавательной деятельности развивается человек и только через эту деятельность он усваивает научные достижения и культуру, способы познания мира.
Находясь в позиции исследователя, дошкольник самостоятельно или совместно с воспитателем обязательно найдет решение различных проблемных и поисковых ситуаций. К тому же, в процессе опытов очень ярко проявляется детская инициатива и самостоятельность.
Учитывая актуальность данной темы, я определила цель и задачи своего профессионального развития.
.
Цель и задачи
Цель: | Совершенствование профессиональных компетенций, необходимых для развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации элементарных опытов с объектами неживой природы |
Задачи: |
|
Предполагаемые результаты
Для детей: |
|
Для воспитателя: |
|
Для родителей: |
|
Направления деятельности по самообразованию и формы отчета
Направления | Формы отчета |
1. Изучение научной и методической литературы по теме. 2. Разработка учебно-методического комплекта для образовательной деятельности. 3. Разработка познавательно-исследовательских проектов. 4. Проведение вводной и итоговой диагностики. 5. Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования. 6. Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе. 7. Взаимодействие с коллегами и социальными партнёрами. 8. Описание и обобщение деятельности по теме самообразования. |
|
План деятельности по теме самообразования
- Изучение методической литературы
Направления деятельности по теме | Содержание деятельности | Сроки выполнения | |
1. | Изучить и проанализировать современные подходы к познавательному развитию дошкольников из методических пособий: |
| В течении 2020-2021 года |
2. | Ознакомиться с пособиями по опытнической деятельности и экспериментированию |
| В течении 2020-2021 года |
3. | Составить картотеки опытов, дидактических игр, и игр-экспериментов из книг и интернет-ресурсов: |
| В течении 2020-2021 года |
4. | Осуществить выбор образовательных технологий, способствующих ознакомлению дошкольников с неживой природой: - игровые технологии; - ТРИЗ-технологии; - ИК-технологии. |
| В течении 2020-2021 года |
| |||
1. | Организация обучения по теме самообразования | - прохождение курсов повышения квалификации; - обучение на семинарах, мастер-классах, методических объединениях по данной теме; - обучение на онлайн-вебинарах; - повышение квалификационной категории; - изучение опыта других педагогов по развитию познавательного интереса у дошкольников посредством познавательно-исследовательской деятельности. | В течение 2021-2022 года |
2 | Разработка методического обеспечения | Методическое обеспечение включает:
- «Опыты с объектами неживой природы» (опыты с водой, снегом, с песком и другими природными материалами); - «Опорные схемы и модели по ознакомлению с объектами неживой природы»; - «Дидактические игры экологического содержания»: «Путешествие капельки», «Что у нас под ногами», «Живое – неживое»и др.; - «Игры-эксперименты»: «Как сделать воду цветной», «Как превратить воду в лед?», «Тонет – не тонет» и др.; - «Сенсорные игры»: «Найди такое же по цвету», «Определи по запаху», «Определи на ощупь» и др. - «Творческие экологические игры и игры на основе ТРИЗ»: «Это правда или нет?», «Хорошо – плохо», «Круги Луллия», «Загадай, мы отгадаем» и другие; 5. Лэпбуки «Волшебница вода», «Удивительный мир песка» и др.; 6. Паспорт «Экологической тропы»; 7. Сценарии развлечений «Юные исследователи», «В поисках сокровищ»;
| Сентябрь 2021 г. В течение 2021-2022 года |
3 | Проектирование деятельности | Разработка познавательно-исследовательских проектов: - «Юные исследователи неживой природы». | Сентябрь 2021г. |
4 | Создание развивающей предметно-пространственной среды
|
1) магниты, металлические фигурки, электрические фонарики; деревянные катушки из-под ниток, увеличительные стекла, микроскоп, компас, материал для выращивания кристаллов; 2) ёмкости для измерения, пересыпания, исследования, хранения различных круп, шишек, желудей; разнообразные соломинки и трубочки; бумага, фольга, подкрашенная вода разных цветов, пипетки. Защитная одежда для детей (фартуки, нарукавники); 3) схемы и таблицы для наблюдения за объектами неживой природы; 4) природный материал (шишки, желуди, скорлупа от грецких орехов), он используется как раздаточный материал и для создания коллажей, объемных открыток, картин и т.д.
| В течение 2021-2022 учебного года |
| |||
1 | Создание психологически комфортной и безопасной образовательной среды | - применять в совместной деятельности формы и методы работы, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям детей; - использовать такие педагогические приемы как поощрение, похвала, которые позволяют ребенку испытать положительные эмоции в образовательной деятельности; - соблюдать принцип индивидуализации в воспитании, обучении и развитии ребенка; - учитывать важнейшие для полноценного психического развития ребенка дошкольного возраста моменты: становление привязанностей, положительные самоощущения, доверие к другим людям; развитие инициативности и любознательности. | Постоянно |
2 | Мониторинг деятельности | - проведение диагностических наблюдений; - обработка полученных данных; - соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами. | Сентябрь 2021 г., Май 2022 г. |
3. | Применение современных развивающих методов |
| Постоянно |
3. | Вариативные формы взаимодействия с детьми: |
| Постоянно |
| |||
1 | Разработка консультаций и рекомендаций для родителей | - «Значение опытно - экспериментальной деятельности в жизни ребенка»; - «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»; - «Занимательные опыты на кухне»; - «Организация детского экспериментирования в летний период».
| Сентябрь 2021, Октябрь 2021, Январь 2022, Май 2022 |
2 | Разработка буклетов, папок-передвижек: | - «Правила безопасности при проведении опытов»; - «Экспериментируем дома». | Октябрь 2021, Ноябрь 2021 |
3 | Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования |
- мастер-класса: «Лаборатория научных чудес – «Этот удивительный воздух»; - развлечений: «В гостях у тетушки Совы», «Эксперименты в студию!»; - выставок природоведческого характера; - изготовление метеостанции; -анкетирования родителей «Детское экспериментирование в семье»; - участие в проекте «Огород на подоконнике»; - фотовыставки «Почемучки»; - открытого образовательного мероприятия «Песочная страна».
| В течение 2021-2022 учебного года, по плану работы с родителями |
| |||
1 | Взаимодействие с педагогами |
| В течение 2021-2022 учебного года, по плану взаимодействия с коллегами |
2 | Взаимодействие с социальными партнерами по теме самообразования |
- с библиотекой: «Обзор педагогической литературы по ознакомлению детей с природным миром посредством элементарного экспериментирования»; «Путешествие на воздушном шаре»; - со школой: Совместная организация фотовыставки «Любимые опыты наших ребят». | |
| |||
1 | Описание и обобщение деятельности по теме самообразования |
- проведение диагностических наблюдений, контрольных срезов, тестов; - обработка полученных данных; - соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами. 4. Представление опыта в форме: - продуктов познавательно-исследовательского проекта: «Юные исследователи неживой природы»; - презентаций: «Развитие познавательного интереса у дошкольников посредством экспериментирования», «Разработка опытов и наблюдений для детей старшего дошкольного возраста»; - выступлений: «Работа с родителями по формированию у дошкольников элементарных естественно-научных представлений», «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе по познавательно-исследовательской деятельности»; - публикации: «Организация «Экологической тропы» на участке детского сада»; - проведения открытой образовательной деятельности для родителей и педагогов. | Сентябрь – ноябрь 2022 г. Ноябрь 2022 г. В течение 2022-2023 учебного года |
Литература
Нормативно-правовые документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.3648-20).
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
Научная и методическая литература:
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста – СПб.: «Детство-Пресс», 2016.
- Бутылкина Л.Ю., Баракова И.М., Дучко А.Н. Познавательное развитие детей дошкольного возраста (3-7 лет). ФГОС. – СПб.: Детство-Пресс, 2017.
- Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - Минск: ИВЦ Минфина, 2008.
- Давидчук А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре. Методическое пособие. ФГОС ДО. - М.: Сфера, 2015.
- Деркунская В.А., Ошкина А.А. Игровая образовательная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2014.
- Дмитриев Ю., Калинина Т., Кротова Т. Информационные и коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. – М.: МГПУ, 2016.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Зыкова О.А. Экспериментирование с живой и неживой природой.-М.: «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2012.
- Иванова А.И. Организация детской исследовательской деятельности. – М.: Сфера 2017.
- Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность - СПб : «Детство-Пресс», 2015 г.
- Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мотивация познавательной деятельности. СПб.: Питер, 2002.
- Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2012.
- Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. - СПб, ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2011.
- Михайлова З.А., Полякова М.Н., Ивченко Т.А., Березина Т.А., Никонова Н.О., Римашевская Л.С.; ред. Гогоберидзе А.Г. Образовательная область «Познавательное развитие» (Методический комплект программы «Детство»): учебно-методическое пособие /— СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016.
- Нищева Н.В. Организация опытно – экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы. (выпуск 1,2) - СПб : «Детство-Пресс»,2015.
- Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников - СПб: «Детство-Пресс», 2008.
- Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (4-7 лет) Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
- Римашевская, Л.С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата: Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2008.
- Рыжова Н.А. Методика детского экспериментирования. - СПб.: «Детство-Пресс», 2014.
- Шорыгина Т.А. Беседы о природных явлениях и объектах. – М.: ТЦ Сфера, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с использованием ЭОР "Наблюдение за объектом живой природы - хомячком"
Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и художественному творчеству (лепка)...
Отчёт по теме самообразования «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»
Целью работы по самообразованию было: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностног...
Перспективный план по организации элементарных опытов с объектами неживой природы для детей старшего дошкольного возраста
Перспективный план по организации элементарных опытов с объектами неживой природы для детей старшего дошкольного возраста...
План по самообразованию «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»
Цель: способствовать развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, используя метод проекта. Развивать творческие способности личности ребёнка, которые определяются задачами р...
Целостное описание актуального педагогического опыта воспитателя Фесенко С.И. - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕУсловия возникновения и становления опыта. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № «88 Центр развития ребенка «Улыбка&ra...
Самообразование. Развитие креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста, посредством нетрадиционных техник рисования.
Самообразование. Развитие креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста, посредством нетрадиционных техник рисования....
План по самообразованию «Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр»
Одним из важных направлений образовательной работы по физическому развитию детей в соответствии с ФГОС дошкольного образования является физическое развитие. Подви...