Программа по самообразованию «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством организации элементарных опытов с объектами неживой природы»
материал

Дунаева Надежда Валерьевна

Данная программа направлена на овладение профессиональными компетенциями по вопросам развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста на основе проведения элементарных опытов с объектами неживой природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samorazvitiya_.docx77.65 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода    

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад № 63 «Яблонька»

Рассмотрено и согласовано                                                                                                Утверждаю:

на педагогическом совете                                                                     Заведующий МБДОУ «Детский сад № 63 «Яблонька»

от____________ 2020 год.                                                                                                                 ___________________________

Протокол №___________                                                                                                                  от_________________2020 год.

Председатель педагогического совета                                                                                Приказ

______________________

Программа саморазвития

«Развитие познавательного интереса

у детей старшего дошкольного возраста посредством организации

элементарных опытов с объектами неживой природы»

Разработал:

воспитатель  

1 квалификационной категории

Дунаева Надежда Валерьевна

Нижний Новгород

2019 г

Пояснительная записка

Данная программа направлена на овладение профессиональными компетенциями по вопросам развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста на основе проведения элементарных опытов с объектами неживой природы.

Самообразование планируется осуществляться посредством посещения различных вебинаров, семинаров, обучения на курсах повышения квалификации, знакомства с опытом коллег по данной теме, а также в процессе самостоятельной работы по изучению различных учебных и методических пособий.

Нормативный срок реализации программы: 2020-2023 уч. год.

Основания для разработки планирования:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020).
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.3648-20).
  4. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
  5. Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 63 «Яблонька».
  6. Рабочая программа воспитателя Дунаевой Н.В.

Актуальность темы по самообразованию

Современный образовательный процесс в дошкольном учреждении ориентирован на познавательные возможности ребенка и на их реализацию. В структуре познавательной деятельности особое значение уделяется развитию познавательного интереса у детей.

Не случайно ФГОС дошкольного образования обозначил одной из задач дошкольного образования «развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации». (Раздел II, пункт 2.6.).

Актуальность данного направления определяется тем, что благодаря познавательному интересу у ребенка закладываются первичные представления об окружающем социальном и природном мире, развиваются воображение и познавательная активность, обогащается сенсорный опыт.

Познавательный интерес – это избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира. Он является основой для развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи.  

Я считаю, что наиболее эффективно развить познавательный интерес у дошкольников можно посредством организации элементарных опытов с объектами неживой природы.

Опытническая деятельность является одним из интересных и результативных направлений развития детей дошкольного возраста. Именно в процессе экспериментирования дошкольник получает возможность на практике познать окружающий мир, получить представления о предметах и явлениях.

У него активизируется способность анализировать, выявлять простейшие зависимости и причинно-следственные связи.

Самое главное - вовлечь ребенка в различные виды опытнической деятельности: исследование, наблюдение, сравнение, обследование.

Потому что только в активной познавательной деятельности развивается человек и только через эту деятельность он усваивает научные достижения и культуру, способы познания мира.

Находясь в позиции исследователя, дошкольник самостоятельно или совместно с воспитателем обязательно найдет решение различных проблемных и поисковых ситуаций. К тому же, в процессе опытов очень ярко проявляется детская инициатива и самостоятельность.

Учитывая актуальность данной темы, я определила цель и задачи своего профессионального развития.

.

Цель и задачи

Цель:

Совершенствование профессиональных компетенций, необходимых для развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации элементарных опытов с объектами неживой природы

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогические особенности и специфику познавательного развития у детей дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
  2. Создать условия для развития познавательного интереса у дошкольников на основе элементарных опытов, предусматривающие научно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды. 
  3. Организовать психологически комфортное и безопасное образовательное пространство для детей посредством поддержки эмоционального благополучия и индивидуального сопровождения.
  4. Применить современные образовательные технологии, способствующие ознакомлению воспитанников с объектами неживой природы.
  5. Разработать методическое обеспечение по теме: дидактический, информационный и иллюстративный материал.
  6. Разработать познавательно-исследовательские проекты.
  7. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду: подготовить необходимое оборудование для проведения элементарных опытов.
  8. Обеспечить максимальную реализацию образовательного потенциала территории участка детского сада.
  9. Организовать и провести мониторинг по познавательному развитию дошкольников (раздел «Ознакомление с окружающим природным миром. Неживая природа», вводная и итоговая диагностики).
  10.  Вовлечь родителей в образовательный процесс по развитию у своих детей познавательного интереса на основе опытнической деятельности.
  11.  Обобщить и представить накопленный педагогический опыт среди коллег и родителей на различных уровнях.

Предполагаемые результаты

Для детей:

  1.  У ребенка сформированы элементарные естественно-научные представления об окружающем мире неживой природы.
  2. Сформированы познавательные действия: умеет сравнивать, группировать и классифицировать.
  3. Умеет самостоятельно проводить простейшие опыты и эксперименты.
  4. Сформирована экологическая культура и эмоционально-ценностное отношение к природе.
  5. Проявляет интерес к установлению причинно-следственных связей, может самостоятельно дать объяснения элементарным явлениям неживой природы.
  6. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх-экспериментах и опытах.
  7. Развит познавательный интерес, познавательная мотивация и познавательная активность.

Для воспитателя:

  1. Сформированы профессиональные компетенции, необходимые для развития у детей познавательного интереса на основе опытнической деятельности.
  2.  Разработаны познавательно-исследовательские проекты для детей старшего дошкольного возраста.
  3. Разработано методическое обеспечение: комплексно-тематическое планирование, конспекты НОД, картотеки опытов, игры-эксперименты, консультации для родителей и воспитателей, презентации.
  4. Обеспечена максимальная реализация образовательного потенциала предметно-пространственной среды группы и территории участка детского сада для ознакомления с предметами и явлениями неживой природы.
  5. Организовано безопасное и психологически комфортное образовательное пространство для каждого ребенка с учетом его возраста и возможностей.

Для родителей:

  1. Сформирована психолого-педагогическая культура по развитию познавательного интереса у детей к окружающему миру неживой природы.
  2. Обогащены знания о дошкольном учреждении, который посещает ребенок.
  3. Развит интерес и желание участвовать в образовательном процессе ДОУ и группы.
  4. Установлено единство с воспитателем в вопросах приобщения своего ребенка к природному миру посредством исследований и опытов.

Направления деятельности по самообразованию и формы отчета

Направления

Формы отчета

1. Изучение научной и методической литературы по теме.

2. Разработка учебно-методического комплекта для образовательной деятельности.

3. Разработка познавательно-исследовательских проектов.

4. Проведение вводной и итоговой диагностики.

5.  Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования.

6. Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе.

7. Взаимодействие с коллегами и социальными партнёрами.

8. Описание и обобщение деятельности по теме самообразования.

  1. Открытые показы образовательной деятельности, мастер-классы для родителей и педагогов.
  2. Публикации.
  3. Презентации.
  4. Выступления на педсоветах, МО, семинарах, конференциях.

План деятельности по теме самообразования

  1. Изучение методической литературы

Направления деятельности

по теме

Содержание деятельности

Сроки

выполнения

1.

Изучить и проанализировать современные подходы к познавательному развитию дошкольников из методических пособий:

  1. Михайлова З.А., Полякова М.Н., Ивченко Т.А., Березина Т.А., Никонова Н.О., Римашевская Л.С.; ред. Гогоберидзе А.Г. Образовательная область «Познавательное развитие» (Методический комплект программы «Детство»): учебно-методическое пособие /— СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016.
  2. Давидчук А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре. Методическое пособие. ФГОС ДО. - М.: Сфера, 2015.
  3. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мотивация познавательной деятельности. СПб.: Питер, 2002.
  4. Бутылкина Л.Ю., Баракова И.М., Дучко А.Н. Познавательное развитие детей дошкольного возраста (3-7 лет). ФГОС. – СПб.: Детство-Пресс, 2017.

В течении 2020-2021 года

2.

Ознакомиться с пособиями по опытнической деятельности и экспериментированию

  1. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  1. Зыкова О.А. Экспериментирование с живой и неживой природой.-М.: «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2012.
  2. Иванова А.И. Организация детской исследовательской деятельности. – М.: Сфера 2017.
  3. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2012.
  4.  Нищева Н.В. Организация опытно – экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы. (выпуск 1,2) - СПб :  «Детство-Пресс»,
  5. Воронкевич О.А.  Добро пожаловать в экологию. Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста – СПб.: «Детство-Пресс», 2016.

В течении 2020-2021 года

3.

Составить картотеки опытов, дидактических игр, и игр-экспериментов из книг и интернет-ресурсов:

  1. Рыжова Н.А. Методика детского экспериментирования.  - СПб.: «Детство-Пресс», 2014.
  2. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность - СПб :  «Детство-Пресс», 2015 г.
  3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  4. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. - СПб, ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «Детство- Пресс», 2011.
  5. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (4-7 лет) Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
  6. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников - СПб:  «Детство-Пресс», 2008 г.

В течении 2020-2021 года

4.

Осуществить выбор образовательных технологий, способствующих ознакомлению дошкольников с неживой природой:

- игровые технологии;

- ТРИЗ-технологии;

- ИК-технологии.

  1. Римашевская, Л.С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата: Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2008.
  2. Деркунская В.А., Ошкина А.А. Игровая образовательная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие.  – М.: Центр педагогического образования, 2014.
  3. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

  4. Дмитриев Ю., Калинина Т., Кротова Т. Информационные и коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. – М.: МГПУ, 2016.
  5. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - Минск: ИВЦ Минфина, 2008.
  6. Шорыгина Т.А. Беседы о природных явлениях и объектах. – М.: ТЦ Сфера, 2016.

В течении 2020-2021 года

  1. Методическая работа по самообразованию

1.

Организация обучения по теме самообразования

- прохождение курсов повышения квалификации;

- обучение на семинарах, мастер-классах, методических объединениях по данной теме;

-  обучение на онлайн-вебинарах;

- повышение квалификационной категории;

- изучение опыта других педагогов по развитию познавательного интереса у дошкольников посредством познавательно-исследовательской деятельности.

В течение

2021-2022 года

2

Разработка методического обеспечения

Методическое обеспечение включает:

  1. Календарно-тематическое планирование.
  2. Конспекты НОД на основе опытов: «Водичка, водичка», «Воздушные превращения», «Лёд и его друзья» и др.
  3. Конспекты образовательных ситуаций, проведенных в рамках «Экологической тропы» (на улице):
  4. Картотеки:

- «Опыты с объектами неживой природы» (опыты с водой, снегом, с песком и другими природными материалами);

- «Опорные схемы и модели по ознакомлению с объектами неживой природы»;

- «Дидактические игры экологического содержания»: «Путешествие капельки», «Что у нас под ногами», «Живое – неживое»и др.;

- «Игры-эксперименты»: «Как сделать воду цветной», «Как превратить воду в лед?», «Тонет – не тонет» и др.;

- «Сенсорные игры»: «Найди такое же по цвету», «Определи по запаху», «Определи на ощупь» и др.

- «Творческие экологические игры и игры на основе ТРИЗ»: «Это правда или нет?», «Хорошо – плохо», «Круги Луллия», «Загадай, мы отгадаем» и другие;

5. Лэпбуки «Волшебница вода», «Удивительный мир песка» и др.;

6.  Паспорт «Экологической тропы»;

7. Сценарии развлечений «Юные исследователи», «В поисках сокровищ»;

  1. Видеосюжеты, отрывки из мультфильмов, виртуальные экскурсии экологического направления по родному краю, по России и всему миру.
  2. Цифровые презентации, способствующие ознакомлению детей с неживой природой.

Сентябрь 2021 г.

В течение

2021-2022 года

3

Проектирование деятельности

Разработка познавательно-исследовательских проектов:

- «Юные исследователи неживой природы».

Сентябрь 2021г.

4

Создание развивающей предметно-пространственной среды

 

  1. Создать в группе познавательно-исследовательскую зону: «Лаборатория» и «Центр экологии».
  2. Обогатить пространство группы оборудованием, пособиями и атрибутами к различным опытам и исследованиям:

1) магниты, металлические фигурки, электрические фонарики; деревянные катушки из-под ниток, увеличительные стекла, микроскоп, компас, материал для выращивания кристаллов;

2) ёмкости для измерения, пересыпания, исследования, хранения различных круп, шишек, желудей; разнообразные соломинки и трубочки; бумага, фольга, подкрашенная вода разных цветов, пипетки. Защитная одежда для детей (фартуки, нарукавники);

3) схемы и таблицы для наблюдения за объектами неживой природы;

4) природный материал (шишки, желуди, скорлупа от грецких орехов), он используется как раздаточный материал и для создания коллажей, объемных открыток, картин и т.д.

  1. Создать «Метеостанцию»: флюгер, ветряной рукав, термометр, осадкомер, снегомерная рейка, барометр, магнитный стенд и др.
  2. Создать экологическую тропу на участке детского сада.
  3. Оформить календари природы и тетради наблюдений.
  4. Подобрать специальные книги, альбомы, демонстрационный материал по теме.
  5. Разработать пособия, обеспечивающие разнообразную деятельность детей по методической теме.
  6. Внести полифункциональные предметы, предметы-заместители и природные материалы, пригодные для использования не только в экспериментальной, но и в игровой деятельности.
  7. Пополнить видеотеку по ознакомлению детей с неживой природой.

В течение

2021-2022 учебного года

  1. Работа с детьми

1

Создание психологически комфортной и безопасной образовательной среды

- применять в совместной деятельности формы и методы работы, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям детей;

- использовать такие педагогические приемы как поощрение, похвала, которые позволяют ребенку испытать положительные эмоции в образовательной деятельности;

- соблюдать   принцип индивидуализации в воспитании, обучении и развитии ребенка;

- учитывать важнейшие для полноценного психического развития ребенка дошкольного возраста моменты: становление привязанностей, положительные самоощущения, доверие к другим людям; развитие инициативности и любознательности.

Постоянно

2

Мониторинг деятельности

- проведение диагностических наблюдений;

- обработка полученных данных;

- соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами.

Сентябрь 2021 г.,

Май 2022 г.

3.

Применение современных развивающих методов

  1. Объяснительно-иллюстративные методы (материал разъясняется, иллюстрируется примерами и демонстрируется на практике, в том числе, посредством ИКТ).
  2. Частично-поисковые методы (отдельные элементы знаний ребенок добывает самостоятельно путем целенаправленных наблюдений, познавательных действий, проведения простейших опытов).
  3. Методы игрового проблемного обучения (заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы).
  4. Методы стимулирования (соревнование, поощрение и др.).

Постоянно

3.

Вариативные формы взаимодействия с детьми:

  1. Образовательная ситуация - форма совместной деятельности педагога и детей, в процессе которой дети решают ту или иную исследовательскую задачу, а педагог направляет их на решение проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность.
  2. Игра – одна из основных форм при ознакомлении детей с неживой природой. Это игры-эксперименты, игровые ситуации, сюжетные игры, подвижные игры, народные игры, дидактические игры на экологическую тематику.
  3. Мастерская - форма организации продуктивной деятельности. В Мастерской изготавливаются лэпбуки. Воспитатель с детьми занимается рисованием, лепкой, аппликацией. Совместно изображают объекты неживой природы, разрабатывают схемы, таблицы по экологии.
  4. Экспериментирование и исследование – эффективные формы организации познавательно-исследовательской деятельности на основе природных материалов, опытов с объектами неживой природы и их свойствами.
  5. Прогулки и походы с детьми в природу. Преимущество такой формы работы в том, что она дает хорошую возможность познакомить дошкольников с многообразием природного мира.

Постоянно

  1. Работа с родителями

1

Разработка консультаций и рекомендаций для родителей

- «Значение опытно - экспериментальной  деятельности в жизни ребенка»;

- «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»;

- «Занимательные опыты на кухне»;

- «Организация детского экспериментирования в летний период».

 

Сентябрь 2021,

Октябрь 2021,

Январь 2022,

Май 2022

2

Разработка буклетов, папок-передвижек:

- «Правила безопасности при проведении опытов»;

-  «Экспериментируем дома».

Октябрь 2021,

Ноябрь 2021

3

Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования

  1. Проведение совместно с родителями и для родителей:

-  мастер-класса: «Лаборатория научных чудес – «Этот удивительный воздух»;

- развлечений: «В гостях у тетушки Совы», «Эксперименты в студию!»;

- выставок природоведческого характера;

- изготовление метеостанции;

-анкетирования родителей «Детское экспериментирование в семье»;

- участие в проекте «Огород на подоконнике»;

- фотовыставки «Почемучки»;

- открытого образовательного мероприятия «Песочная страна».

  1. Организация дистанционной формы сотрудничества с родителями через социальные сети и мессенджеры (в Вайбере) с целью консультирования и информирования.
  2. Создание электронной библиотеки для родителей по экологии и опытнической деятельности.

В течение

2021-2022 учебного года,

по плану работы с родителями

  1. Взаимодействие с педагогами

1

Взаимодействие с педагогами

  1. Проведение совместного образовательного мероприятия «Наблюдения за погодой».
  2. Проведение мастер-класса для педагогов: «Методы развития познавательного интереса у старших дошкольников».
  3. Консультация для педагогов: «Мультимедийные ресурсы по познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста».

В течение

2021-2022 учебного года,

по плану взаимодействия с коллегами

2

Взаимодействие с социальными партнерами по теме самообразования

  1. Подготовка и проведение совместных проектов, тематических мероприятий и праздников:

- с библиотекой:

«Обзор педагогической литературы по ознакомлению детей с природным миром посредством элементарного экспериментирования»;

«Путешествие на воздушном шаре»;

- со школой:

Совместная организация фотовыставки «Любимые опыты наших ребят».

  1. Обобщение результатов по теме самообразования

1

Описание и обобщение деятельности по теме самообразования

  1. Анализ и оценка деятельности.
  2.  Подготовка отчетов.
  3. Деятельность по мониторингу:

- проведение диагностических наблюдений, контрольных срезов, тестов;

- обработка полученных данных;

- соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами.

4. Представление опыта в форме:

- продуктов познавательно-исследовательского проекта: «Юные исследователи неживой природы»;

- презентаций: «Развитие познавательного интереса у дошкольников посредством экспериментирования», «Разработка опытов и наблюдений для детей старшего дошкольного возраста»;

- выступлений: «Работа с родителями по формированию у дошкольников элементарных естественно-научных представлений», «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе по познавательно-исследовательской деятельности»;

- публикации: «Организация «Экологической тропы» на участке детского сада»;

- проведения открытой образовательной деятельности для родителей и педагогов.

Сентябрь – ноябрь 2022 г.

Ноябрь 2022 г.

В течение

2022-2023 учебного года

Литература

Нормативно-правовые документы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020).
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.3648-20).
  4. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

Научная и методическая литература:

  1. Воронкевич О.А.  Добро пожаловать в экологию. Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста – СПб.: «Детство-Пресс», 2016.
  2. Бутылкина Л.Ю., Баракова И.М., Дучко А.Н. Познавательное развитие детей дошкольного возраста (3-7 лет). ФГОС. – СПб.: Детство-Пресс, 2017.
  3. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - Минск: ИВЦ Минфина, 2008.
  4. Давидчук А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре. Методическое пособие. ФГОС ДО. - М.: Сфера, 2015.
  5. Деркунская В.А., Ошкина А.А. Игровая образовательная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие.  – М.: Центр педагогического образования, 2014.
  6. Дмитриев Ю., Калинина Т., Кротова Т. Информационные и коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. – М.: МГПУ, 2016.
  7. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  8. Зыкова О.А. Экспериментирование с живой и неживой природой.-М.: «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2012.
  9. Иванова А.И. Организация детской исследовательской деятельности. – М.: Сфера 2017.
  10. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  11. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность - СПб :  «Детство-Пресс», 2015 г.
  12. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
  13. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мотивация познавательной деятельности. СПб.: Питер, 2002.
  14. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2012.
  15. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. - СПб, ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2011.
  16.  Михайлова З.А., Полякова М.Н., Ивченко Т.А., Березина Т.А., Никонова Н.О., Римашевская Л.С.; ред. Гогоберидзе А.Г. Образовательная область «Познавательное развитие» (Методический комплект программы «Детство»): учебно-методическое пособие /— СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016.
  17. Нищева Н.В. Организация опытно – экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы. (выпуск 1,2) - СПб :  «Детство-Пресс»,2015.
  18. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников - СПб:  «Детство-Пресс», 2008.
  19. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (4-7 лет) Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
  20. Римашевская, Л.С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата: Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2008.
  21. Рыжова Н.А. Методика детского экспериментирования.  - СПб.: «Детство-Пресс», 2014.
  22. Шорыгина Т.А. Беседы о природных явлениях и объектах. – М.: ТЦ Сфера, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с использованием ЭОР "Наблюдение за объектом живой природы - хомячком"

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и художественному творчеству (лепка)...

Отчёт по теме самообразования «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»

Целью работы по самообразованию было: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностног...

Перспективный план по организации элементарных опытов с объектами неживой природы для детей старшего дошкольного возраста

Перспективный план по организации элементарных опытов с объектами неживой природы для детей старшего дошкольного возраста...

План по самообразованию «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

Цель: способствовать развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, используя метод проекта. Развивать творческие способности личности ребёнка, которые определяются задачами р...

Целостное описание актуального педагогического опыта воспитателя Фесенко С.И. - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕУсловия возникновения и становления опыта.  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № «88 Центр развития ребенка «Улыбка&ra...

Самообразование. Развитие креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста, посредством нетрадиционных техник рисования.

Самообразование. Развитие креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста, посредством нетрадиционных техник рисования....

План по самообразованию «Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр»

Одним из важных направлений образовательной работы по физическому развитию детей в соответствии с ФГОС дошкольного образования является физическое развитие.      Подви...