Методическая разработка «Кружевной Петербург» (в помощь воспитателям)
методическая разработка (старшая группа)

Филатова Светлана Олеговна

При проведении занятий с детьми по петербурговедению  важное значение имеет расширение знаний и представления детей о родном городе, формирование интереса к его художественному облику. В ходе занятия следует закрепить у ребят представления об основных достопримечательностях города Санкт-Петербурга. В процессе занятия важно воспитывать любовь к родному городу, уважительное и бережное отношение к историческим памятникам, прививать воспитание этике поведения петербуржца,вызывать эмоционально положительные чувства, гордость (я – петербуржец).
Формирование интереса к художественному облику Санкт – Петербурга во время занятия с детьми проводитс на примере знакомства с ажурной решёткой Летнего сада, Михайловского парка Лебяжьей канавки, мостов и других достопримечательностей;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka_kruzhevnoy_peterburg_-_kopiya.docx713.91 КБ

Предварительный просмотр:

Филатова С.О., воспитатель
ГБДОУ Детский сад № 20 Центрального района
Санкт - Петербурга

Методическая разработка

Изучение темы: «Кружевной Петербург» (в помощь воспитателям)

Интеграция образовательных областей: Художественно-эстетическое развитие, музыкальное,  физическое развитие, познавательное, речевое развитие,

Цель: Расширить знания и представления детей о родном городе, формировать интерес к его художественному облику. Закрепить у ребят представления об основных достопримечательностях города Санкт-Петербурга.

Задачи:

  1. Формировать интерес к художественному облику Санкт – Петербурга на примере знакомства с ажурной решёткой Летнего сада, Михайловского парка Лебяжьей канавки, мостов и других достопримечательностей;
  2. Развивать память и коммуникативные навыки детей, учить отвечать на вопросы взрослого (социально – коммуникативное развитие);
  3. Развивать логическое мышление и зрительное восприятие, учить различать и называть геометрические формы, соотносить их части и ориентироваться в пространстве, вызывать познавательный интерес к Санкт – Петербургу, восхищение его красотой(познавательное развитие);
  4. Расширять словарный  запас  детей, интонационную выразительность, четкость дикции, связную речь, координировать речь и движения с музыкой (речевое развитие);
  5. Развивать сенсорную культуру детей, фантазию, творчество посредством  создания коллажа с изображением достопримечательностей города в нетрадиционной технике, используя лоскутки ткани, кружева, тесьму, бусины (художественно- эстетическое);
  6. Развивать аккуратность в работе с тканью, умения безопасного пользования ножницами, клеем, соблюдать безопасность в работе с мелкими предметами (безопасность);
  7. Воспитывать любовь к родному городу, уважительное и бережное отношение к историческим памятникам, прививать воспитание этике поведения петербуржца,вызывать эмоционально положительные чувства, гордость (я – петербуржец).

Материалы и оборудование:

- Фото презентация;

- Видовые фотографии (из настенного иллюстрированного календаря);

- Открытки с достопримечательностями Санкт – Петербурга (Петропавловская крепость, Дворец Петра в Летнем саду, Адмиралтейство, Медный всадник, мосты, решётки садов и парков);

- Экскурсионные билеты (с изображением контура кораблика -символа Санкт-Петербурга);

- Музыкальный материал и стихи о городе Санкт – Петербург.

Предварительная работа:

  1. Пешеходная экскурсия по городу;
  2. Рассматривание иллюстраций и чтение книг о Санкт-Петербурге: «Чудесный город» Л. К. Ермолаева, И. М. Лебедева; «Санкт-Петербург» В. Воскобойников;
  3. Рассматривание фото иллюстраций о достопримечательностях Санкт-Петербурга;
  4. Беседа с детьми об истории возникновения нашего города;
  5. Беседа по теме «Достопримечательности Петербурга»;
  6. Конструирование из строительного материала «Строим Санкт-Петербург», использование настольно-печатной игры «История Санкт-Петербурга»;
  7. Зарисовки, обводки по данной теме, аппликация «Мой город», рисование «Люблю по городу гулять». Знакомство с кружевом, рассматривание его ажурного рисунка;
  8. Беседа о культуре поведения в общественных местах и на улицах нашего города.

Содержание занятия.

1 этап. Организационный  (Сюрпризный момент).

В группу заходит почтальон

Почтальон: - Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, куда я попал?
Дети: - В детский сад!  
Почтальон: А на какой улице находится ваш детский сад?
Дети: - На улице  Разъезжая.
Почтальон: - Ребята у меня для вас есть письмо. Хотите его получить?
Дети: - Да!
(Воспитатель открывает конверт и достает пригласительные билеты на экскурсию.)

- Ребята, нам прислали билеты на автобусную экскурсию по городу.

- Сейчас я раздам вам билеты. На билете изображена геометрическая фигура – это номер вашего места в автобусе.

- Пожалуйста, занимайте свои места согласно пригласительным билетам, я буду вашим экскурсоводом

- Все собрались, никого не забыли, все удобно сидят? Тогда внимание, наш автобус отправляется на экскурсию по городу.

2 этап. Основная часть. Автобусная экскурсия. (Рассказ воспитателя сопровождается фото презентацией.)
Воспитатель (экскурсовод):
На экскурсию мы едем
Город свой узнать хотим.
Вдоль по Невскому поедем
Вправо, влево поглядим.

   Воспитатель:
- В какой стране мы живём?
- Как называется город, в котором мы живём?
- Любите ли вы свой город Санкт – Петербург?
- Кто основал наш город? (Ответы детей).

- Наш город, Санкт – Петербург, один из самых больших и красивых городов мира. Очень много лет тому назад  среди болот и лесов царь Пётр I (показывает портрет Петра I) заложил новый город. Назвал он его удивительным  именем – Санкт - Петербург, это значит город Святого Петра.    Город расположен на островах, кругом реки, каналы. Самая главная река нашего города какая? (Нева).

- А какие реки вы ещё знаете? (Ответы детей).Красота нашего города – особенная, неповторимая. Величественные дворцы, гранитные набережные, узорные решётки мостов, фонари, памятники. Всё это называется достопримечательностями Петербурга. Эти достопримечательности мы с вами сейчас и будем рассматривать.

- На одном из островов Невы – Заячьем острове – возвели неприступную для врагов крепость. Как она называется? (Дети: Петропавловская крепость. Воспитатель показывает Петропавловскую крепость).В центре крепости стоит  собор во имя святых Петра и Павла. Петропавловский собор увенчан высоким шпилем, на верху которого парит «ангел – добрый вестник» - хранитель нашего города:

Раздумал видно ангел улететь…
И вдруг застыл, пространство не осиля,
Ему на город весело смотреть,
С вершины Петропавловского шпиля.

  (Воспитатель с детьми рассматривает ангела парящего в небе, на шпиле Петропавловского собора. Ангел-символ Санкт-Петербурга.)

Воспитатель:
- Каждый день с Петропавловской крепости ровно в полдень мы слышим пушечный выстрел.
Каждый день в крепости пушка палит.
«В городе полдень!», - она говорит.
Пушка палит. Всем понятно без слов:
Полдень. Пробило двенадцать часов!

(Е.С. Ефимвский.)

 Воспитатель:
- Ребята, комендант Петропавловской крепости приготовил для вас задание: «Надо по точкам обвести рисунок и узнать, что изображено». (
Дети выполняют задание).

- Что у вас получилось? (Петропавловская крепость.)
Воспитатель: - Наша экскурсия продолжается, и мы отправляемся на прогулку в чудо сад. Вот мы с вами дошли до чудо сада. Отгадайте загадку и скажите, как называется этот сад.

Загадка:
Есть в Петербурге чудо сад,
Украшен кружевом оград.
Дворец в нем есть царя Петра
И статуи, как божества,
В тени аллей, возле оград.
Вдоль мраморных богов,
В тенистом чудном уголке
Сидит поэт Крылов.
Перед входом чудо ваза,
А вдалеке по глади вод,
Вокруг пруда большого,
Два белых лебедя плывут,
Приветствуя любого.
             (В.Блейков)

- Скажите, что это за сад?   (Летний сад. Загадка сопровождается фото презентацией). Про летний сад говорят, что он Петербургское чудо. Сюда приходят отдыхать и любоваться красотой, созданной людьми.Как красив наш город осенью ,все сады и парки молчаливо сбрасывают золотую листву и мы с вами совершим прогулку по Летнему саду.

(Читает ребёнок)
Летний сад распахнул нам объятья,
Посмотри на его красоту!
Там гуляет художница осень
Золотую роняя листву.
Прекрасен старый Летний сад,
Красив узор его оград.

Решётка Летнего сада является символом города, петербуржцы очень гордятся ей.Решётки  Летнего сада и других парков отличаются красотой и изяществом. Золотятся лепестки цветов среди натянутых струн решёток Летнего сада, распускаются цветы   на решётке Михайловского сада, тяжелеют виноградные гроздья на ограде сквера у Казанского собора. Узор решёток очень напоминает узор кружев.

Воспитатель (экскурсовод): - Вот мы с вами  погуляли в Летнем саду,а теперь продолжим наше путешествие по городу. Видите это здание с корабликом на золотом шпиле? Это Адмиралтейство. Как и Петропавловская крепость, это одна из главных достопримечательностей нашего города. В Адмиралтействе при царе Петре I строились первые военные корабли для Российского флота. Поэтому шпиль Адмиралтейства украшен золотым корабликом. (Показывает детям фотографию здания Адмиралтейства).

(Читает ребёнок)
- Есть гордость Петербурга –
Кораблик золотой.
Он высоко на шпиле
Над самою Невой.

(Стихотворение сопровождается фото презентацией. Дети раскрашивают Адмиралтейский кораблик, который изображен на экскурсионном билете.)

Воспитатель(Экскурсовод):
- Река Нева дала имя самому первому и главному проспекту нашего города. Как называется этот проспект? (Дети: - Невский проспект). Давайте с вами выйдем из автобуса и пойдём гулять по Невскому проспекту.

Физкультминутка:
(Под фонограмму песни «По городу» слова и музыка Г.Вихаревой(1 куплет) дети парами маршируют со словами):

По городу, по городу с веселым ветерком
Шагаем вместе парами и песенку поем
. (Дети идут парами по кругу,руки на поясе, юбочке).
Навстречу нам троллейбусы, автобусы, такси
А детям очень нравится по городу идти
.(Рулят)
Мы вышли у Восстания, на главный наш проспект, Теперь идём по Невскому и шлём ему привет…(Машут свободной рукой)
Здесь столько интересного, что мимо не пройти,
А детям очень нравится по городу идти.
(Руки на поясе, юбочке).

- Воспитатель(экскурсовод): -   На улицах города мы должны быть очень внимательными. По улицам, ездят машины, автобусы, троллейбусы, чтобы не попасть в беду,необходимо соблюдать правила дорожного движения, переходить дорогу  только  по пешеходному переходу и на зелёный цвет светофора.

-  На Невском проспекте очень много красивых домов, каменных красавцев и все они не похожи друг на  друга. Эту неповторимость придали им архитекторы и строители, благодаря их мастерству на стенах петербургских домов как – будто расцветают сказочные растения, гирлянды цветов, на вас смотрят диковинные маски – это называется декоративным убранством, которое напоминает нам красоту кружев.Вот мы вышли на самую главную площадь нашего города. Как она называется? Дети (Дворцовая площадь). На Дворцовой площади находится Зимний дворец. Когда – то дворцы были построены для царей и знатных вельмож. А сейчас это музеи открытые для всех. Музеи - бесценные сокровища, которые помогают людям становиться умнее, добрее, красивее, делают их жизнь интереснее, разнообразнее и ярче. Люди бережно сохраняют сказочное убранство дворцов, чтобы и сегодня мы могли восхищаться прекрасной старинной мебелью, люстрами, картинами. В Зимнем дворце сейчас находится знаменитый на весь мир музей – Эрмитаж, а в Михайловском – Русский музей. Обязательно сходите с родителями в эти музеи. А какие музеи вы ещё знаете? (Ответ детей).

- В городе, где столько островов не обойтись без мостов. Их в Санкт – Петербурге более трёхсот. Мосты очень разные, но все – удивительно красивые, они придают городу неповторимое очарование. Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение, сопровождая его показом соответствующих фотографий:

Знаю я, и знаешь ты,
Бывают разные мосты:
Мосты красивые, цепные
,          (Банковский)
Мосты с секретом - разводные,  (Дворцовый)
Мосты украшены конями,           (Аничков)
Мосты, что сделаны из камня.    (мост Ломоносова)
Мосты, что тайны все хранят      (Египетский мост)
И никому не говорят.

Детям даётся возможность рассмотреть фотографии, обменяться впечатлениями.   (Чтение отрывка стихотворения Н. Поляковой. Читает ребёнок):

Вот тяжёлый, гранитный,
С чуть горбатой спиной,
Вот чугунный отлитый,
Вот почти кружевной.

Воспитатель:

-  А какие мосты вы знаете?(Ответы детей).Наша экскурсия продолжается.У петербургских рек и каналов удивительная по красоте оправа – гранитные набережные, они завершаются чугунными решётками. Мастера – кузнецы, подобно сказочным великанам, плели из тёмного, тяжёлого металла удивительной красоты кружево. Раньше узоры на решётках набережных никогда не повторялись, здесь и сказочные существа подводного царства (диковинные морские коньки, игривые русалки), удивительный растительный орнамент. Всю эту красоту создали архитекторы, строители.

-  Когда идёшь по городу , взгляд невольно останавливается на зданиях, купола которых как – будто тянутся ввысь, а разнообразные фасады отличаются удивительной красотой. Это – храмы. Любовь к ближнему, терпимость – вот то главное, что проповедуют во  всех храмах, на всех языках. Наш большой город  всегда уважительно относился к вере и чувствам людей разных национальностей. Поэтому в Петербурге прекрасно уживаются храмы самых разных народов. На Невском проспекте мы встречаем прекрасные храмы по своей красоте: Казанский, Исаакиевский собор:

Исаакиевский собор
Носит  головной убор.
Самый лучший и богатый
Это – купол золотой!

- Но один из красивейших храмов по своему убранству и великолепию расположен на Канале Грибоедова – это Спас на крови.
Прекрасен наш город вечером, когда мерцают многочисленные цепочки огней. В свете фонарей здания, улицы становятся немного таинственными и загадочными. А днём старинные фонари удивляют прохожих своим прекрасным оформлением. Каждый из них – неповторимое украшение Санкт – Петербурга.
-  Ну вот, ребята, Наша экскурсия закончилась и вам пора возвращаться домой.Пожалуйста, занимайте свои места согласно пригласительным билетам.
- Все удобно сидят? Наш автобус отправляется. Едем домой.

3 этап – Продуктивная деятельность.

-  А теперь, ребята мы с вами попробуем, как настоящие архитекторы, создать достопримечательности нашего города, но создавать мы будем их не из камня, а из кружев. Создадим кружевной Петербург. Здесь можно изобразить дворцы, храмы, мосты, фонари, решётку Летнего сада и других садов и парков, просто красивые дома на улицах нашего города. Всё, что вам понравилось на нашей экскурсии, можно изобразить, используя  кружева, тесьму, атласные ленты, пайетки. Ведь убранство зданий, решёток ,мостов напоминают красоту кружев. Купола храмов можно врезать и приклеить из блестящей ткани. (Заготовки ткани, кружев, тесьмы лежат в отдельных контейнерах).Так как у нас в городе сейчас осень, то для фона можно использовать оттенки цветов осени (красный, оранжевый ,бордовый),или изобразить вечерний Петербург и взять холодные цвета (синий, фиолетовый, голубой), кому что нравится.

(Дети выбирают фон разных цветов и оттенков.Все рассаживаются вокруг одного большого стола).Воспитатель напоминает об аккуратности пользования ножницами и работе с тканью, клеем и мелкими предметами.
Воспитатель обращает внимание детей на несколько готовых работ с изображением храма, моста, решётки Летнего сада, обсуждает с детьми технику исполнения работы, орнамент, детали, характерные цвета и их сочетания, всё это помогает детям выбрать свой вариант работы.

Воспитатель:
- Ребята, вы можете создать не только то, что я вам предлагаю, но и придумать своё изображение достопримечательностей нашего города, которые вы запомнили на экскурсии. Вначале  простым карандашом набросайте рисунок того, что вы хотите изобразить, главное, красиво расположить рисунок  на лисе бумаги.Затем берёте лоскутки ткани,кружева, тесьму, ленты разной формы, цвета и размеров и накладываете на свой рисунок, при этом нужно разложить все детали в нужной последовательности и скорректировать их между собой, если детали одинаковые, то нужно проконтролировать их равномерное расположение относительно друг друга. Не забудьте о красивом сочетании цветов.
(Воспитатель сопровождает объяснение показом).При необходимости некоторые детали можно подрезать., придавая им нужную вам форму и очертания.

-  Приклеивать надо начинать с крупных деталей, намазывайте каждую деталь с середины, постепенно продвигаясь к краям, при наклеивании прижать сначала  несильно, потом более основательно, слегка разглаживать деталь  о середины к краям,используя салфетки. После наклеивания основных деталей, украшаете изображение кружевом, тесьмой, лентами.Старайтесь  создавать оригинальные и выразительные работы, не бойтесь проявлять фантазию, творчество.(Дети выполняют работу, педагог подсказывает, корректирует, направляет затрудняющихся детей). Во время выполнения работы звучит классическая музыка.После окончания занятия, работы выставляются на стенд, педагог проводит анализ работ и обсуждение.

Рефлексия
-  Ребята, давайте с вами посмотрим на наши работы и вспомним, где мы были и что видели. Похожи наши работы на те достопримечательности нашего города, которые мы с вами видели? (Ответы детей).

Вы все постарались, все молодцы, очень красивые работы получились. Здесь и Петропавловская крепость, и Адмиралтейство, и Дворец Петра1,красивее здания, а также мосты, фонари,решётки садов и парков.Вы как настоящие архитекторы создали из кружев удивительной красоты город. Видно, что вы очень любите свой город Санкт – Петербург и по праву можете называться петербуржцами.
-  Петербуржцы – удивительный народ, их узнают по особому , петербургскому стилю поведения. Собственное достоинство и уважение к другим людям, умение внимательно слушать и понимать собеседника, понимание прекрасного – вот, что отличает настоящего, истинного петербуржца.

- Настоящие петербуржцы достойны своего города, они умеют понимать прекрасное, они всегда будут беречь и любить свой город, не будут мусорить на улицах города, рисовать на стенах домов, уважать старших, не обижать малышей, уважительно относиться друг к другу, помогать во всём.

(Читают стихотворение дети)
Мы очень любим город свой.
Сияет солнце над Невой,
Или дожди стучат в окно,
Его мы любим всё равно.
Мы в этом городе живём,
И он растёт, и мы растём!

IMG_0688.JPG

IMG_0690.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Осенний Петербург"

Сценарий вечера развлечений для детей подготовительной группы «Осенний Петербург»...

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности: "Помощь ёжику"

Это образовательная деятельность по познавательной, коммуникативной области. Занятие итоговое по повторению гасных звуков и обозначающих их букв.. Вводная часть непосредственно образовательной де...

Методическая разработка открытого мероприятия с детьми воспитателя подготовительной логопедической группы ГБДОУ детский сад №20 Санкт-Петербурга. Анфиногеновой Л.Н. Тема: "Путешествие в страну ПДДейка".

Данное занятие проводится с детьми полготовительной речевой группы в виде иньеллектуальной игры по теме :" Путешествие по городу дорожных знаков ПДДейка".Проводя данное занятие, мы обобщаем ...

Методическая разработка экскурсии «Спешим на помощь Незнайке!»

Во время экскурсии дети продожают знакомиться  с правилами поведения на улице...

Методическая разработка «Сборник игр в помощь педагогу»

Педагогам и психологам известно огромное значение игры в развитии ребёнка. К сожалению, сегодня в сфере досуга преобладают порой разрушающие объекты, созданные западной индустрией развлечения, портящи...

Методическая разработка "Карточки квеста" (в помощь воспитателям и родителям)

Подборка увлекетельных заданий квеста для детей старшего дошкольного возраста и их родителей....

Методическая разработка. Познавательное конструирование с помощью развивающих игр блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, кубиков Никитина.

Основные цели: 1. Развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать,  классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и  декодировать информацию...