Конспект (разработка интегрированного занятия для подготовительной группы) «Знакомство с русским народным национальным костюмом»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа №141 им. Героя Советского Союза Рихарда Зорге, ДО № 3
Конспект непосредственно образовательной деятельности
(разработка интегрированного занятия для подготовительной группы)
«Знакомство с русским народным национальным костюмом»
Автор: Полякова Елена Леонидовна, воспитатель
г. Москва, 2019 г.
Тема: «Знакомство с русским народным национальным костюмом».
Цель: приобщать дошкольников к истории национальной культуры,
познакомить с историей русского народного костюма.
Задачи:
- познакомить с особенностями внешнего вида русского народного костюма;
- воспитывать интерес и уважение к русской народной культуре и литературе;
- закрепить знание детей о женском и мужском народном костюме, о назначении деталей костюма;
- расширить представление о цветовом колорите народного костюма, о вышивке (обереге);
- учить детей сравнивать, описывать, делать выводы;
- способствовать развитию речи детей, расширять словарный запас словами и выражениями: рубаха, душегрея, сарафан, распашная понева, кафтан, домотканое полотно, кокошник, оберег;
- побуждать детей интересоваться смыслом новых слов;
- упражняться в согласовании существительных с прилагательными;
- формировать навыки словообразования (душегрея); воспитывать интерес и уважение к традициям русского народа;
- учить изображать характерные особенности национальной одежды;
- закреплять умение легко рисовать контур простым графитным карандашом и закрашивать рисунок цветными карандашами;
- воспитывать у детей эстетический вкус, творчество, чувство дружбы между детьми разных национальностей;
- формировать познавательный интерес к национальным обычаям и традициям.
Материалы и оборудование: демонстрационный иллюстрированный материал по русскому национальному костюму; иллюстрации национальных костюмов России; куклы в русском национальном костюме; элементы русских народных костюмов; иллюстрации русских народных сказок; аудиозаписи русских народных песен. Альбомные листы формата А 4, простой графитный карандаш, цветные карандаши.
Предварительная работа:
1. Экскурсия в библиотеку. Рассказывание о русском национальном костюме России (северном и южном).
2.Рассматривание иллюстраций к сказкам, где герои в русских народных костюмах (сказки: «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка»- одежда героев нарядная, праздничная и повседневная, а в сказках «Курочка ряба», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» - одежда рабочая, повседневная).
3.Рассматривание открыток с национальными костюмами России.
4.Изображения мальчика и девочки, изображения нарядной и обычной одежды, изображения символов, которыми украшали одежду - показ слайдов.
5.Рисование кукол для дальнейшего раскрашивания в женский и мужской народный костюм.
Методические приемы:
словесные методы: рассказ педагога, беседа с детьми, вопросы к детям, объяснение;
наглядные методы: демонстрация иллюстраций, видеоматериал;
практический метод.
Ход занятия:
1.Воспитатель: Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие во времени, заглянуть в прошлое и поговорить с вами о том, как жили наши предки, как одевались русские люди в старину. И тема нашего путешествия: «История русского костюма». Раньше была традиция: в дни праздников устраивать ярмарки. Тогда люди надевали самую
красивую одежду. И мы с вами нарисуем кукол в национальных костюмах, нарисуем праздничную нарядную ярмарку.
Посмотрите, это кукла Катенька в русском национальном костюме, она пришла к нам сегодня в гости. Она очень нарядная.
Играет русская народная музыка «Во поле береза стояла».
Воспитатель: Так и хочется встать в хоровод под эту мелодию. А кто в старину водил хоровод?
Дети: Девушки, девицы-красавицы в красных сарафанах, красны девицы.
Воспитатель: Правильно. А вы знаете,что со времён Древней Руси «красный» значит, красивый, а потому праздничный, нарядный. В русском фольклоре мы встречаем выражения: весна красна, красна девица, красна красота, так говорили о красоте девушки. Красный цвет был связан с цветом зари, огня, и всё это связывалось с жизнью, солнцем, миром. Как раньше в народе называли красавиц?
Дети: Лебедушка, березонька, пава, ягодка (словарная работа).
Воспитатель: Ягодка – приветливо, ласково называли девушек. А красны девицы, значит, красивые. А какими именами их называют в сказках?
Дети: Василиса Прекрасная; Марья – краса, длинная коса; Марья – искусница; Василиса Премудрая.
Воспитатель: Правильно вы сказали. В девушке ценилась не только внешняя красота, но и внутренняя, ценилось её мастерство, её умения.
2.Воспитатель: Давайте рассмотрим нарядный русский костюм куклы Катеньки.
Из чего состоит нарядный женский костюм?
Дети: Из рубахи, сарафана и кокошника. (Словарная работа.)
Воспитатель: В русском костюме особое внимание уделялось головному убору. По нему можно узнать из какой местности владелица, её возраст, социальная принадлежность. Голова должна быть всегда прикрыта.
Кокошник – русский народный головной убор, в виде округлого щита вокруг головы. Богато украшенные головные уборы делались вручную и одевались только по праздникам, их берегли и передавали от матери к дочери и внукам. А какие головные уборы носили ещё девушки до замужества?
Дети: Платочки, ленты, венки, повязки.
Воспитатель: Женские головные уборы были разными для девушек и замужних женщин. Девушки могли носить волосы распущенными или заплетать их в косы. Женщины свои волосы должны были прятать.
Воспитатель: Что это такое?
Дети: Рубашка.
Воспитатель. Из какого материала шили такие рубахи?
Дети: Такие рубашки шили изо льна, льняной ткани.
Воспитатель: Льняная одежда экологически чистая, в этой одежде не жарко летом и не холодно зимой, но её недостаток: она мнётся и с трудом разглаживается.
Если ткань ткали дома, ее называли домотканой.
Значит, рубашки, какие?
Дети: Льняные, домотканые.
Воспитатель: А кто на Руси носил рубаху?
Дети: Мужчины, женщины, дети.
Воспитатель: Значит, рубаху носили все. Следует помнить, что конечно, люди с разным достатком одевались по-разному. В городах князьям и боярам шили одежду специально выученные люди.
Как они назывались?
Дети: Портные.
Воспитатель: Правильно. А те, кто победнее, одежду делали из материала, изготовленного городскими ремесленниками или изготовленного дома, в домашних условиях на станке, то есть домотканую. Ткани иногда окрашивали целиком, иногда наносили узор. Такая ткань называлась набойной. На доске вырезали узор, покрывали его краской, а затем «отбивали» узор на материи. Красили ткани отварами из коры, корней, листьев, настоями из растертого в порошок камня. Одежду на Руси берегли, не выбрасывали, передавали по наследству, перешивали и донашивали до полной ветхости.
На Руси уж так идёт,
Что талантливый народ -
Сам себе и швец, и жнец,
И на дудочке игрец.
Игровое упражнение под музыку «Изобрази, как «отбивали» узор».
Попробуйте изобразить с помощью движений рук, как делали узор, покрывали его краской, отбивали на материи, (стоя около стола под музыку).
Воспитатель: Не случайно народ составил такие пословицы и поговорки, в них-то и видна народная смекалка и мудрость:
Молодец в кафтане, девка в сарафане.
Какова пряха, такова на ней рубаха.
С миру по нитке – голому рубаха.
Своя рубашка ближе к телу.
Береги одежду снову, а честь смолоду.
Воспитатель: А поверх рубахи надевали что?
Дети: Сарафан.
Воспитатель: Рубахи и сарафаны украшались вышивкой из красной и золотой нити. Сарафаны украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее её владелица. Сарафаны чаще всего были красного цвета, но также голубого, жёлтого, коричневого. Красный цвет обозначал – тепло, праздник. Жёлтый – солнце, богатство. Голубой – небо, молодость. Коричневый – землю - кормилицу.
Повторим, так из какой одежды состоит русский народный костюм девушки?
Дети: Костюм девушки состоит из рубахи, сарафана, головного убора (платочка, ленты или кокошника).
Воспитатель: А что носили замужние женщины. Как вы думаете, что это?
Дети: Это юбка понёва. Понёвы бывают глухие или распашные. Вначале надевали глухую понёву, а на нее распашную. Она была темная в клетку.
Воспитатель: Ткани для понёв брали домашнего изготовления: шерстяные (пряжа преимущественно из овечьей шерсти) и из растительного волокна- конопли. Чередование шерстяных и растительных нитей создавало на ткани узор из клеток.
Воспитатель: А что надевали спереди на понёву?
Дети: Спереди на поневу надевали передник. Он защищал одежду во время работы. Передники были рабочие и праздничные украшенные.
Воспитатель: Когда девушка выходила замуж, она меняла свой сарафан на понёву и прятала косу свою девичью под головной убор. Какие головные уборы носили в старину русские женщины?
Дети: Женщины носили кичку, кокошник, шамшуры – головной убор с платком. Кокошники были разного вида: двурогие в форме полумесяца, островерхие с «шишками», маленькие плоские шапочки с ушками, были также похожи на гребешок курочки, сороку с длинными лентами сзади, как хвост сороки и другие. На кичку часто надевали платок.
Воспитатель: Когда девушка собиралась на гуляние, то повязывала платок на голову и надевала душегрею. Душегрейка напоминала маленький сарафанчик и надевалась поверх сарафана, шили её из дорогих тканей.
Душегрея – короткая одежда на лямках, отороченная мехом, с застежкой спереди. (Словарная работа).
Давайте вместе скажем: «Душегрея». Как вы думаете, почему она так называется? По вашему мнению, где находится душа у человека? Отсюда и название, значит, душу греет. Итак, сделаем вывод, что женский костюм был двух видов понёвный и сарафанный, а основу обоих составляла рубаха. Белый и красный цвета в костюме значил символ чистоты и радости.
3.Воспитатель: Посмотрите и расскажите, что вы знаете о русском народном мужском костюме? К нам в гости также пришёл друг Катеньки Иванушка. Опишите его одежду.
Дети: Иванушка одет в разноцветную рубашку с косым воротом - косоворотку. На рубаху надет кафтан, подвязан поясом. У кафтанов иногда делали очень длинные рукава, гораздо длиннее рук. Также на нём - штаны порты, сапоги и на голове шапка.
Воспитатель: Догадайтесь, о какой детали народного костюма эта загадка.
Надену - ободом сведет, Сниму - змеею упадет, Тепла не дает, А без него холодно.
Дети: Пояс.
Воспитатель: Для чего носили пояс?
Дети: Пояс носили для тепла, оберега, а также, чтобы носить за поясом инструменты.
Воспитатель: А вот ещё загадка, про что она?
Сижу верхом, не ведаю на ком.
Знакомца встречу – соскочу, привечу.
Дети: Это шапка.
Воспитатель: А что носили мужчины ещё на голове, кроме шапки?
Дети: Кепки, шляпы.
Воспитатель: Мужской головной убор того времени - колпак, это была высокая, остроконечная, обшитая по краю мехом, шапка.
Воспитатель: Главными частями мужской одежды были рубаха и порты. Рубаху делали длинной и подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Толстыми животами в ту пору гордились. А зимой, особенно в холодную зиму носили шубы. Кто победнее, шили шубы из овчины, козьего, волчьего и медвежьего меха. У богатых и знатных шубы были из песца, лисицы, белки, куницы.
Вывод: Давайте ещё раз скажем, из каких частей состоит мужской костюм? (Рубаха, порты, кафтан, колпак, шуба)
4. Воспитатель: А вы знаете, что в старину одежда, особенно праздничная, украшалась узорами, вышивкой в виде орнамента. Рубашки, как мужские, так и женские на рукаве, подоле и воротнике украшали вышивкой, ритмично повторяющимся рисунком. На Руси употребляли слово «узор».«Узор» происходит от древнеславянского слова «узреть», то есть увидеть. (Словарная работа). Увидеть красоту. В старые времена на подоле, воротнике и рукаве рубахи мастерицы пришивали узорную полосу, на которой вышивали прямые и волнистые линии, разноцветные знаки, символы: ромбы, квадраты, круги, кресты, цветы, птицы, деревья, растения, солнце, землю, воду.
Воспитатель: Для чего вышивали символы?
Дети: Они оберегали человека.
Воспитатель: Считалось, что вышивка – «оберег» предохраняла, оберегала от злых сил, от разных неприятностей, приносила в дом счастье. Поэтому её еще называют оберегом. (Словарная работа.) Оберег – талисман, привеска от сглаза.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что каждый знак обозначал свой символ: красные круги - символ солнца; крест - это тоже символ солнца; ромб - символ земли, плодородия; волнистые линии означали символ воды, цветы – символ богатства и т.п.
Даже цвета имели своё значение:
Красный – благополучие,
Жёлтый – тепло и ласка,
Синий – радость,
Чёрный – богатство.
(Показ символов)
Воспитатель: Давайте мы с вами попытаемся создать свой оберег на полосках бумаги разной длины и ширины.
Задание: «Нарисуй свой узор-оберег»
На какой части одежды наносили вышивку (оберег)?
Дети: Подол, края рукава, ворот.
Воспитатель: Вот поэтому вы и берёте полоски бумаги, на которых нарисуете цветными карандашами или восковыми мелками свои узоры.
Пока ребята выполняют работу, звучит народная музыка.
Воспитатель: Вы молодцы, потрудились на славу, посмотрите какие великолепные, красочные узоры у вас получились. (Ребята встают и осматривают работы.)
5. Воспитатель: А теперь мы с вами немного отдохнём. Куклы Катенька с Иванушкой отправились на ярмарку. На ярмарках люди веселились, играли, танцевали. Давайте, и мы поиграем и станцуем на нашей весёлой ярмарке.
Физминутка:
Воспитатель: Эй, ребята, выходите пляску русскую начните.
Ни сидит никто на месте, все танцуют с нами вместе.
Эх! раз, еще раз.
Мы наклонимся сейчас.
Ручками похлопаем, ножками потопаем.
Проводится русская народная игра “Плетень”.
Дети строятся в две шеренги напротив друг друга, сцепив руки в положении крест – накрест. По сигналу первая шеренга идет навстречу второй шеренге, которая стоит на месте и кланяется ей. Затем отходит на первоначальную позицию. То же делает вторая шеренга. По сигналу дети начинают хаотично передвигаться по площадке, а затем приседают. Говорят слова:
Есть старинная игра,
Называется “Плетень”,
Нам в нее играть охота,
Нам в нее играть не лень.
Раз плетень, два плетень,
Спрячемся от солнца в тень.
Посидим, отдохнем
И опять играть начнем.
С окончанием слов дети должны построиться в шеренги. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно построится.
Погуляли, поплясали на ярмарке. За ваш труд полагается награда. (Пряничные домики, сердечки, куколки).
6.Воспитатель: После короткого отдыха я вас опять приглашаю в нашу мастерскую народно-прикладного творчества, чтобы самим нарисовать и изготовить кукол в национальных костюмах. Наша группа всегда «превращается в мастерскую», когда мы изучаем народное творчество России. На прошлых занятиях мы побывали в гостях у дымковских и филимоновских мастеров. Мы обратили внимание на одежду глиняных барышень, на фасон их платья, на яркую окраску, на необычные для нашего времени головные уборы. Так одевались раньше в тех местах. (Узор на дымковской игрушке: круг, прямые и волнистые линии, точки-горошины и клетка; филимоновская игрушка: поперк туловища и шеи идут чередуясь, разноцветные полосы, и только голова окрашивается одним, чаще зеленым и жёлтым цветом). Совсем недавно мы лепили и рисовали дымковских барышень.
Сегодня мы рисуем куклу в национальном костюме, а после сделаем коллективную работу «Весёлая ярмарка» и «Праздничный хоровод».Практическая деятельность детей.
Воспитатель: Посмотрите, какие нарядные девицы и юноши в национальных костюмах у вас получились, а какие красочные сарафаны и рубашки. Не забыли вы и про узоры на одежде. Вы молодцы, и как тут не вспомнить народную пословицу:
Не то дорого, что шито золотом,
А то дорого, что доброго мастера.
Вот такими добрыми мастерами сегодня были вы.
7.Воспитатель: Повторим, что нового вы узнали о русском народном национальном костюме? Для чего нам нужны знания о русском народном костюме? (Ответы детей)
Воспитатель: А наше занятие я хотела бы закончить песней о нашей Родине. Звучит аудиозапись песни “Моя Россия” (муз. Г.Струве, слова Н.Соловьевой).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в старшей группе по русской народной сказке "Гуси - лебеди" с использованием здоровьесберегающих технологий
В данном конспекте предлагается вариант проведения занятия в старшей группе по русской народной сказке "Гуси - лебеди" с использованием здоровьесберегающих технологий в форме игры - путешествия по стр...
Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи "Рассказывание русской народной сказки "Колобок"
Цель: Познакомить со русской народной сказкой "Колобок". Закреплять умение наклеивать готовые формы. Развивать мышление, речь. Воспитывать любовь к народным сказкам.Занятие проходит в игровой форме. С...
Конспект интегрированного занятия в логопедической группе по русской народной сказке "Гуси-лебеди".
Уточнять и обогощать знание детей о русской народной сказке "Гуси-лебеди". Учить узнавать сказку по заданию. Вспомнить порядок появление героев в сказке. Развивать умение действовать согласованно. Раз...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по русской народной сказке "Гуси - лебеди" с использованием здоровьезберегающих технологий.
Занятие включает в себя несколько образовательных областей, таких как "Чтение художественной литературы", "Здоровье", "Художественное творчество"...
Интегрированное занятие в средней группе по русской народной сказке "Теремок"
Данное занятие предназначено для воспитателей дошкольных учреждений. Интегрируются образовательные области "Познание" (ФЭМП), "Коммуникация", "Художественное творчество" (Аппликация), "Социализация". ...
Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы «Русский народный костюм»
Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы....
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с русским народным творчеством «Сказки русского народа»
#nav td { color: #FAFAFA; /* Цвет текста по умолчанию */ } /* Убираем подчеркивание у ссылок и задаём цвет текста */ #nav td a { text-decoration: none; /* Убираем подчеркивание у ссылок...