Опыт работы "Ребенок в мире сюжетно - ролевой игры"
статья (средняя группа)

Опыт работы "Ребенок в мире сюжетно - ролевой игры".

В среднем дошкольном возрасте актуальным становится развитие сюжетно-ролевой игры. Именно в сюжетно-ролевых играх ребенок имеет уникальную возможность реализовать себя, как активный участник происходящей деятельности. Кроме того, в игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность и активность. Это способствует развитию общения.  Сюжетно-ролевая игра – игра самостоятельная. Развитие ее обеспечивает усвоение новых знаний, умений, нравственных правил. В игре ребенок отображает свой жизненный опыт и расширяет знания об окружающем. Использование игрушек, предметов-заместителей, воображаемых предметов, ролевых форм поведения, эмоционально-выразительных средств передаются старшими в совместных играх с детьми. Основная особенность игры состоит  том, что ребенок с раннего возраста, играя, учится действовать в воображаемой ситуации.

В среднем дошкольном возрасте актуальным становится развитие сюжетно-ролевой игры. Именно в сюжетно-ролевых играх ребенок имеет уникальную возможность реализовать себя, как активный участник происходящей деятельности. Кроме того, в игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность и активность. Это способствует развитию общения.  Сюжетно-ролевая игра – игра самостоятельная. Развитие ее обеспечивает усвоение новых знаний, умений, нравственных правил. В игре ребенок отображает свой жизненный опыт и расширяет знания об окружающем. Использование игрушек, предметов-заместителей, воображаемых предметов, ролевых форм поведения, эмоционально-выразительных средств передаются старшими в совместных играх с детьми. Основная особенность игры состоит  том, что ребенок с раннего возраста, играя, учится действовать в воображаемой ситуации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл опыт работы25.75 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы  «Ребенок в мире сюжетно – ролевой игры».

Из опыта работы, мы определили проблему низкого уровня развития игровой деятельности. Это обусловлено тем, что у детей еще недостаточно опыта.

Социальные отношения должны стать предметом специальной подготовки ребенка к взрослой жизни.   Оптимальной формой  этих отношений является ролевая игра. Отсюда важность и  актуальность рассмотрения теории применения игры в воспитании и развитии ребенка.

 Новизна опыта работы прослеживается в удачной комбинации известных методов и приемов организации и проведения сюжетно-ролевых игр и методов развития социализации личности ребенка-дошкольника.  Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию фантазии, воображения, приобщают их к миру прекрасного, успешней развивают  творческие способности, эстетические чувства. Дети становятся добрее, учатся  жить. И задача взрослых показать детям социальный мир “изнутри” и помочь ребенку понять свое место в этом мире как его члена, участника событий, преобразователя. Но социальная действительность становится средством воспитания и обучения только в том случае, если факты и события, с которыми встречается ребенок, понятны и доступны. А собственное познание социальной действительности будет происходить через действия с предметами, через общение. Поэтому важной педагогической задачей является анализ и отбор того содержания из социального окружения, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру. Обучение и воспитание детей осуществляю не с передачи готовых знаний, умений и навыков, а с создания условий происхождения человеческих способностей, т.е. с постановки тех проблемных задач, в процессе решений которых эти способности формируются, а эти знания, умения и навыки усваиваются. Поэтому перспективный план   обучения детей игре составлен с постепенным усложнением.  Так, если в младшей  группе (3-4 года) идет обучение детей наиболее простым играм  («Дочки-матери», «Шофёры» и т.д.) с последующим закреплением  полученных знаний и умений (беседы,  составление рассказов и т.д.), то к подготовительной  группе дети владеют широким спектром сюжетно-ролевых игр и имеют возможность применить многообразие своих знаний и  умений в жизни.

Ежегодная диагностика личностных и ежедневное наблюдение за детьми указывает на то, что дети  дошкольного возраста стали меньше играть в сюжетно-ролевые игры. Их больше занимают различные гаджеты, телевидение. Отсюда появление игр агрессивного характера. Отмечается снижение или отсутствие потребности и активности в самостоятельной игровой деятельности; повышенная обидчивость, низкий уровень познавательного интереса.

В нашем детском саду проводятся консультации старшим воспитателем по всем образовательным областям, в том числе и по социально – коммуникативному развитию. Большое внимание уделяем игровой деятельности, в том числе сюжетно-ролевой игре.


Мы выделяем в данной круговой диаграмме: подготовку к игре (обучающие игры, внесение РППС, наполнение впечатлениями) и сами игру (активизирующее общение). Обучающие игры направлены на развитие воображения и обучение алгоритму ролевого диалога.

Для сюжетно-ролевой игры детей 4-5 лет характерно, во-первых, возникновение новых тем, связанных со знаниями, полученными ребенком из художественной литературы, из рассказов взрослых, из теле- и радиопередач и др. (игры в путешествия, в корабль, моряков, военных, строительство, почту). Во-вторых, возросший интерес детей к книге, к окружающему способствует обогащению содержания прежних игр. У ребенка этого возраста повышается интерес к взаимоотношениям людей в труде. Дети начинают понимать, что в совместном коллективном труде необходимо оказывать друг другу помощь, быть внимательными, добрыми; у них возникают представления о дружбе, товариществе. Эти представления находят отражение в игре. Однако порою в играх детей можно наблюдать проявление негативных сторон нашей жизни. Воспитатель должен вовремя направить ход игры в положительное русло.

Игровой материал – это игрушки и разнообразные другие предметы, при помощи которых дети разыгрывают сюжет и роли. Особенностью игрового материала становится то, что в игре предмет может использоваться не в своем собственном значении (песок, платки, пуговицы и т.п.), а в качестве заместителей других недоступных ребенку практически предметов (сахар, мука, ковер, одеяло, юбка, плащ, деньги, конфеты и т.п.).

Результативность опыта.

Одним из критериев результативности опыта является высокий уровень формирования игровой деятельности у детей дошкольного возраста, проявление устойчивого интереса к окружающему миру. Для диагностики игровой деятельности мы использовали мониторинговые карты индивидуального развития.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что сюжетно - ролевая игра оказывает огромное влияние на развитие ребёнка. Расширяет кругозор, способствует формированию положительных взаимоотношений, оказывает на детей комплексное воспитательное воздействие совместно строить и творчески развивать сюжеты игр, которые год от года становятся более разнообразными. Обозначают исполняемую роль словом, легко вступают в контакт со сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы Тема: « Формирование сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте»

Содержание:Введение1глава.Формирование сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте1.1. Сюжетно ролевая игра - этапы ее становления1.2. Современные технологии сюжетно-ролевых игр детей дошкольно...

Обобщенный опыт работы на тему «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования ранней профориентации дошкольников на профессии железнодорожников»

Дошкольное детство-это период игры. Об этом говорят и пишут педагоги и психологи, это знают все современные родители. Игра в детские игры преобладает над всеми другими делами ребенка. Именно поэтому п...

Первый педагогический опыт на тему: «Роль сюжетно – ролевой игры в социализации ребенка»

Статья посвящена роли сюжетно-ролевой игры в контексте социализации ребенка. Рассматривается влияние игры на эмоциональное благополучие и становление ребенка как личности.Ключевые слова: игра, социали...

Опыт работы по теме : «Сюжетно -ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста».  

Опыт  работы  по теме:«Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста».          Актуальность: те...

Статья Опыт организации и проведения сюжетно-ролевой игры «Больница» в средней группе по программе: «ПРОдетей»

На вопрос, что больше всего любят дети, каждый ответит не сомневаясь - играть. По мнению ученых, игра - это не пустая забава, а очень важный вид деятельности для маленького человека. Как сказал М. Мон...