Первый педагогический опыт на тему: «Роль сюжетно – ролевой игры в социализации ребенка»
статья (младшая группа) на тему

Шейнова Екатерина Алексеевна

Статья посвящена роли сюжетно-ролевой игры в контексте социализации ребенка. Рассматривается влияние игры на эмоциональное благополучие и становление ребенка как личности.

Ключевые слова: игра, социализация, личность, деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_syuzhetno-rolevoy_igry.docx31.56 КБ

Предварительный просмотр:

УДК

Е.А. Шейнова, магистрант

ПЕРВЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ НА ТЕМУ: «РОЛЬ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ В СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА»

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

аннотация

Статья посвящена роли сюжетно-ролевой игры в контексте социализации ребенка. Рассматривается влияние игры на эмоциональное благополучие и становление ребенка как личности.

Ключевые слова: игра, социализация, личность, деятельность.

Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения, развития в детском саду. Наиболее доступным видом деятельности является сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.

В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению.

Целью моего  опыта была актуализация роли сюжетно-ролевой игры в социализации личности. При руководстве сюжетно-ролевыми играми я решила ряд задач:

  1. создание предметно - игровой среды для усвоения основ  сюжетно-ролевой игры дошкольников;
  2. развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);
  3. создание дружного детского коллектива, развитие положительных взаимоотношений;
  4. формировать всесторонне развитую личность: развивать духовные и физические качества посредством сюжетно-ролевой игры;

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому всё, что усвоено в этот период (знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера) оказывается особенно прочным и служит основой дальнейшего развития личности.

Советская теория игры складывалась под влиянием взглядов на игру выдающихся педагогов Н. К. Крупской и А. С. Макаренко.

Н. К. Крупская и А. С. Макаренко рассматривали игру как деятельность, в которой формируются качества личности будущего гражданина и деятеля: чувство коллективизма, активность, творчество, умение преодолевать трудности; развиваются физические и психические способности ребёнка, необходимые для будущей трудовой деятельности. Исходя из социальной сущности игры, они считали необходимым активно руководить детскими играми.

На современном этапе также огромное внимание уделяется проблеме руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников (С. Л. Новоселова, Е. В. Зворыгина). В разработке этой проблемы можно выделить  направление, для которого свойственно довольно жёсткая регламентация игры (К. Я. Вольцис), некоторые авторы допускают возможность руководить игрой при помощи косвенных приёмов (Н. В. Седж, Р. Л. Непомнящая). Вместе с тем теоретически обосновано и применяется на практике в детском саду комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми. В нём сочетается в единое целое приобретение детьми знаний об окружающем мире, что даёт возможность развивать игровые сюжеты, и создание условий для развития самостоятельности и творчества детей.

Работая по данной теме, изучив и проанализировав психолого – педагогическую литературу можно сделать следующие выводы: сюжетно – ролевая игра – ведущая деятельность дошкольного возраста; обеспечение здорового образа жизни ребёнка; приобщение к общечеловеческим ценностям; соединение знаний с собственной активностью детей; социально- нравственное развитие ребёнка и формирование его самосознания. В конце года наблюдала значительные сдвиги в характеристике совместной игровой деятельности детей; проявление позитивных эмоциональных реакций, радости, интереса при проведении сюжетно-ролевых игр; улучшение контактов с педагогом и со своими сверстниками, а также заинтересованность родителей и педагогов проблемой эмоционального, познавательного и коммуникативного развития.

Как показала диагностика эмоционального благополучия ребёнка, у детей группы высокий уровень коэффициента удовлетворенности. Дети активно взаимодействуют в игре, объединяются в группы. Игровые интересы устойчивы. Дети стали играть более уверенно, самостоятельно. Если малышами они с большим удовольствием принимали меня в игру, даже уступая мне главные роли, то теперь все главные роли они принимают на себя.

Опыт моей работы показывает, что именно в игре происходят становление ребенка как личности, его психическое развитие, формирование учебной и трудовой деятельности. Игра это подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.

Сегодня сложилась такая ситуация, что игра стала сдавать свои позиции обучению. С одной стороны родителям свойственно желание как можно лучше подготовить своих детей к обучению в школе, а с другой – у них отсутствует понимание, что не доигравший ребенок будет испытывать серьезные трудности в учебе. Они считают, что единственной формой подготовки ребенка к школе – занятия. Однако если ребенок будет заниматься одним видом деятельности – учебой, у него возникает переутомление, пропадает интерес к учебе в школе.

Сюжетно-ролевые игры позволяют детям: эмоционально вжиться в социальный мир; пережить жизненные ситуации; осознать свое место среди других людей; понять, что желания и стремления других людей не всегда совпадают с твоими; надеяться на собственные силы при столкновении с проблемами; свободно выражать чувства; уважать и верить в себя.

Впоследствии, решая игровые задачи, дети будут проявлять максимальную компетенцию, действовать уверенно.

Каждая из сюжетно-ролевых игр связана с какой-либо профессией, будь то воспитатель в детском саду, или повар, дворник или парикмахер. Знакомя с какой-либо профессией ребенка в игре, мы, тем самым способствуем развитию его социализации. Это может происходить следующим образом: в виде дидактической игры, экскурсии, беседы и т.д.

В игре отображаются не только особенности назначения предметов и функции окружающих, но и их взаимоотношения и взаимодействия. Неизменными спутниками детских игр являются игрушки и другой игровой материал, поэтому серьезное внимание уделяется организации развивающей предметно-пространственной среды.

Процесс руководства сюжетно-ролевой игрой должен быть построен так, чтобы воспитание игровых умений и навыков сочеталось в нем с обучением и воспитание.

Именно в дошкольном возрасте начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами: миром людей, природы, предметным миром. Большую роль в социализации ребенка имеют сюжетно-ролевые игры. Они развивают творческие способности детей, учат вживаться в образ, играть определенную роль. Присмотритесь, как играют дети: они, чаще всего, в игровой форме воспроизводят быт взрослых (играют в магазин, в доктора, в детский сад).

Библиографический список:

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте., М., 2001. - 402 с.
  2. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста./ Дьяченко ОМ, Лаврентьева Т.В., М., 2000. - 139 с.
  3. Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры. М., 2007. - 200 с.
  4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 298 с.
  5. Мухина В.С. К проблеме социального развития ребенка в дошкольном детстве // Психологический журнал. Переизд. - 2001 - №5.
  6. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Младшая группа / под ред. О.М. Дьяченко. - М., ГНОМ и Д, 2000 - 91 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сюжетно-ролевой игры в социализации детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевые игры - это особый вид игровой деятельности дошкольников. Они становятся ведущим видом деятельности, в которой развивается личность ребенка; происходит развитие всех психических процесс...

Опыт работы по теме "Роль сюжетно-ролевой игры в нравственном развитии детей старшего дошкольного возраста"

Актуальность опыта определена проблемой низкого уровня развития игровой деятельности и ограниченным временем для игровой деятельности в детском саду, что вытекает из необходимости проведения занятий, ...

Доклад на педсовете на тему: Роль сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка.

Данный материал может быть полезен воспитателям ДОУ...

Опыт работы на тему: « Роль сюжетно - ролевой игры в социализации детей средней группы»

Свою работу по сюжетно ролевым играм я начала с подготовки и реализации проекта «Моя семья». Для этого проекта был составлен план работы с детьми и родителями средней группы, а также подго...

Опыт работы на тему: «Роль сюжетно-ролевой игры в социализации детей средней группы»

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, ловкость. Усваиваются определён...

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

роль сюжетно - ролевой игры в социализации ребенка дошкольного возраста

Игра ведущий вид деятельности детей старшего дошкольного возраста. через игру дети принимают нормы и правила поведения, учатся взаимодействовать друг с другом.  При грамотном подходе педагога сюж...