Конспект сценария деловой игры для педагогов «Художественно эстетическое развитие»
консультация
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №6 «КРИСТАЛЛИК»
141613, Россия. Московская область, г. Клин, ул. Клинская, д.42 т.84962499307
Конспект сценария деловой игры для педагогов
«Художественно эстетическое развитие»
Воспитатели: Ищенко И.Ю.
Бицуева О.В.
Ноябрь 2015г.
Ход деловой игры:
И.Ю.Высказывание замечательного педагога В. А. Сухомлинского: «Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.
Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека – есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет эстетическое воспитание.
Что же такое художественно-эстетическое воспитание детей? Обратимся к уважаемым педагогам современности, а также к словарю по эстетике
- Это система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в искусстве. (Краткий словарь по эстетике)
Ключевая роль детского сада
- Ключевая роль детского сада –создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим созданием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.
Каковы же задачи художественно-эстетического воспитания в детском саду?
Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему.
И, действительно, ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе художественно-эстетического воспитания у дошкольников происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.
Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии, творчества ребенка.
Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств.
Причем, хочется обратить ваше внимание на то, что цель обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов, но и в том, чтобы вызвать у них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности.
О.В. Классификация методов обучения.
Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.
Под методами обучения изобразительной деятельности и конструированию понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного «Программой воспитания и обучения в детском саду».
Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода.
Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), то выделяют методы:
- наглядные;
- словесные;
- практические.
Это традиционная классификация.
В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. она включает следующие методы обучения:
- информативно - рецептивный;
- репродуктивный;
- исследовательский;
- эвристический;
- метод проблемного изложения материала.
В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:
- рассматривание;
- наблюдение;
- экскурсия;
- образец воспитателя;
- показ воспитателя.
Словесный метод включает в себя:
- беседу;
- рассказ, искусствоведческий рассказ;
- использование образцов педагога;
- художественное слово.
Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:
- прием повтора;
- работа на черновиках;
- выполнение формообразующих движений рукой.
Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.
Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу.
Метод проблемного изложения, по мнению дидактов не может быть использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.
В своей деятельности воспитатель использует различные методы и приемы в рисовании, лепке, аппликации и конструировании.
Первый конкурс
"Термины изобразительного искусства".
На столе лежат карточки с номерами. Капитаны команд подходят, берут карточку и определить, что это за термин изобразительного искусства.
1. Жанр живописи, изображающий предметы быта, цветы и т. д. (натюрморт)
2. Точная передача произведения художника, сделанная в типографии (репродукция)
3. Объект изображения (натура)
4. Изображение художником конкретного человека или группы людей (портрет)
5. Художник, изображающих животных (анималист)
6. Искусство строительства и украшения зданий (архитектура)
7. Рисунок с целью сбора материала для композиции (зарисовка)
8. Изображение художника самого себя (автопортрет)
9. Жанр живописи, изображающий природу (пейзаж)
10. Морской пейзаж (марина)
2 конкурс «Методический».
Назвать основные приемы, используемые педагогами при ознакомлении дошкольников с живописью.
(Команды вначале обсуждают между собой, записывают на листочке, а затем озвучивают.)
(Примерный ответ)
1 этап
• искусствоведческий рассказ педагога
• конкретные вопросы
• прием «вхождения» в картину, воссоздание предшествующих и последующих содержанию картины событий
• рассказ-образец личностного отношения педагога к понравившейся картине
• синтез разных видов искусства на занятиях
2 этап:
• постановка вопросов более обобщённого характера
• прием точных установок
• прием композиционных и колористических вариантов
• вместо образца личностного отношения педагога к картине, используются расчленённые вопросы
• использование вопросов «что? », «чем? », «затем? », «почему? ».
3 этап:
• прием сравнения
• прием мысленного создания собственной картины по названию, данному художником.
• прием точных - установок.
• использование игровых приемов
• вопросы, задаваемые детьми
• игровые
методы:
• пояснение
• сравнение
• акцентирование деталей
• метод вызывания адекватных эмоций
• тактильно-чувственный метод
• метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов
• прием «вхождения» в картину
• метод музыкального сопровождения
фишка присуждается за наиболее полный ответ
3конкурс «За 1 минуту»
- Гжель всем нравится своим цветом. Какой он? (Синий.)
- Основной материал, из которого изготавливают изделия в селе Полховский Майдан.(Дерево.)
- Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку. (Глина.)
- Название промысла, для которого характерно изготовление подносов. (Жостово.)
- Благодаря этому цвету хохлому часто называют так. (Золотая.)
- Обобщающее слово, которым можно назвать изделия мастеров Дымково Филимоново, Каргополья. (Игрушка.)
- Профессия мастеров, чьими руками изготовлялись глиняные расписные игрушки в одном из главных культурных центров русского Севера в Каргополье. (Гончар.)
- Поскольку изделия малой декоративной пластики (изделия дымковских каргопольских, филимоновских мастеров) являются объемными, то к какому виду пространственных искусств из можно отнести? (Скульптура.)
- Предмет домашней утвари, которым особенно прославились Городецкие мастера.(Прялка.)
1. Какого русского художника называли "певцом русской природы"? (Ивана Ивановича Шишкина)
2. Один из лучших пейзажей какого художника называется "Золотая осень"? (Исаака Левитана.)
3. Назовите единственную картину Исаака Левитана, где изображен человек. ("Осенний день в Сокольниках".)
4. В 1642 году знаменитый голландский художник Рембрандт написал картину, название которой совпадает с названием российского фильма 2005 года. Как называется картина, написанная Рембрандтом? ("Ночной дозор")
5. Одна из самых прославленных картин Лувра?
("Джоконда")
6. Как называется известная картина Шишкина с медведями? ("Утро в сосновом лесу")
7. Кто пишет письмо турецкому султану на картине русского художника Ильи Репина:
("Запорожцы пишут письмо турецкому султану")
8. Взятие какого городка изобразил на знаменитой картине русский художник Василий Суриков? ("Взятие снежного городка")
9. Как звали основателя знаменитой картинной галереи, которая находится в Москве?
(Петр Михайлович Третьяков)
10. Назовите русского художника-морениста, автора картин: "Волна", "Черное море", и др.
(Иван Константинович Айвазовский)
Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра "Содержание ОО Художественно-эстетическое развитие"
«Содержание образовательной области «Художественно - эстетическое развитие в свете ФГОС»...
Деловая игра "Путешествие в художественно-эстетический мир"
Деловая игра "Путешествие в художественно-эстетический мир" . Проводилась в рамках педсовета для воспитателей ДОУ, где, путешествуя на поезде по различным станциям, педагоги проверяли, закре...
Педагогический совет: «Деловая игра «Путешествие в художественно - эстетический мир».
Педагогический совет: «Деловая игра «Путешествие в художественно - эстетический мир»....
Деловая игра с педагогами «Художественно-эстетическое развитие»
Повышение профессионального мастерства и компетенции педагогов по художетсвенно - эстетическому направлению...
Деловая игра с педагогами «Художественно-эстетическое развитие в детском саду»
Деловая игра для педагогов в рамках педагогического совета в области художественно-эстетического воспитания способностей дошкольников....
Конспект-сценарий деловой игры для педагогов «Знатоки донского края»
Этот материал можно включить в тематический педсовет для обобщения и пополнения знаний педагогов о донском крае....
Сообщение на педсовете: деловая игра для педагогов «Художественно-эстетическое развитие»
Цель игры: повышение профессионального мастерства и компетенции педагогов по художетсвенно- эстетическому направлению Задачи: • установление связи теоретических знаний пе...