Деловая игра с педагогами «Художественно-эстетическое развитие»
методическая разработка
Повышение профессионального мастерства и компетенции педагогов по художетсвенно - эстетическому направлению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestvenno_-esteticheskoe_razvitie.pdf | 1.82 МБ |
delovaya_igra.docx | 264.54 КБ |
krosvord.docx | 14.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МБДОУ Новопортовский детский сад «Теремок»
Подготовила:
Четверикова Елена Николаевна
воспитатель (по изодеятельности)
с. Новый Порт
Цель: повышение профессионального мастерства и компетенции педагогов по художетсвенно- эстетическому направлению
Задачи:
• установление связи теоретических знаний педагогов с практическим опытом по воспитанию, обучению и развитию изобразительных и творческих способностей детей;
• создание условий для профессионального самосовершенствования и саморефлексии педагогов;
• стимулирование познавательного интереса и креативности педагогов.
Участники: педагоги всех возрастных групп
Атрибуты: 2 картины, бланки с кроссвордами, электронная игра «Русское народное творчество», фишки,
Ход деловой игры:
Художественно – эстетическое развитие тесно связано с различными разделами работы, включёнными в педагогическую систему дошкольного воспитания.
Система художественно – эстетического воспитания призвана научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, она должна быть, прежде всего, единой, объединяющей всю образовательную деятельность, режимные моменты, всю жизнь дошкольника, где каждый вид деятельности имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности дошкольника.
В процессе деятельности по ознакомлению с окружающим миром, с природой, по развитию коммуникативных навыков, при чтении произведений художественной литературы дети получают разнообразные впечатления, испытывают разнообразные чувства.
В области художественно-эстетического развития ребенка основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:
– развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества;
– развития способности к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора;
– приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.
В сфере развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства, в том числе народного творчества.
Эстетическое отношение к миру опирается прежде всего на восприятие действительности разными органами чувств. Взрослые способствуют накоплению у детей сенсорного опыта, обогащению чувственных впечатлений, развитию эмоциональной отзывчивости на красоту природы и рукотворного мира, сопереживания персонажам художественной литературы и фольклора.
Взрослые знакомят детей с классическими произведениями литературы, живописи, музыки, театрального искусства, произведениями народного творчества, рассматривают иллюстрации в художественных альбомах, организуют экскурсии на природу, в музеи, демонстрируют фильмы соответствующего содержания, обращаются к другим источникам художественно-эстетической информации.
В сфере приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла
Взрослые создают возможности для творческого самовыражения детей: поддерживают инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов; вовлекают детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, в сюжетно-ролевые и режиссерские игры, помогают осваивать различные средства, материалы, способы реализации замыслов. Сегодня мы свами тоже попытаемся освежить свою память по художественно – эстетическому развитию.
Первый конкурс "Термины изобразительного искусства".
1. Жанр живописи, изображающий предметы быта, цветы и т. д. (натюрморт)
2. Точная передача произведения художника, сделанная в типографии (репродукция)
3. Объект изображения (натура)
4. Изображение художником конкретного человека или группы людей (портрет)
5. Жанр живописи, изображающий природу (пейзаж)
6. Искусство строительства и украшения зданий (архитектура)
7. Изображение художника самого себя (автопортрет)
8. Художник, изображающих животных (анималист)
Второй конкурс "Кроссворды". Каждая команда получает кроссворд. Вам предлагается разгадать его. За каждое правильно разгаданное слово команда получает очко, и одно очко получит команда, которая первая отгадает кроссворд. Начинаем!
1. | |||||||||
2. | |||||||||
3. | |||||||||
4. | |||||||||
5. | |||||||||
6. | |||||||||
7. | |||||||||
8. | |||||||||
9. |
1. Гжель нравится всем своим цветом. Какой он? (синий)
2. Основной материал, из которого изготавливают изделия в селе Полховский Майдан (дерево)
3. Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку (глина)
4. Название промысла, для которого характерно изготовление подносов (жостово)
5. Благодаря этому цвету хохлому часто называют так (золотой)
6. Обобщающее слово, которым можно назвать изделия мастеров Дымково, Филимоново, Каргополья (игрушка)
7. Назвать профессию мастеров, чьими руками изготовлялись глиняные расписные игрушки в одном из главных культурных центров русского Севера – в Каргополье (гончар)
8. Поскольку изделия малой декоративной пластики (изделия дымковских, каргопольских, филимоновских мастеров) являются объемными, то к какому виду пространственных искусств их можно отнести? (скульптура)
9. Предмет домашней утвари, которым особенно прославились городецкие мастера (прялка)
Третий конкурс "Художники и художественные произведения".
Условия конкурса: дается краткое описание картины или некоторые важные события из биографии художника, педагоги должны назвать
художника или определить название картины. Та команда, которая первая поднимет руку и даст правильный ответ, получает фишку.
1. Какого русского художника называли "певцом русской природы"? (Ивана Ивановича Шишкина)
2. Один из лучших пейзажей какого художника называется "Золотая осень"? (Исаак Ильич Левитан.)
3. Назовите единственную картину Исаака Левитана, где изображен человек. ("Осенний день в Сокольниках".)
4. В 1642 году знаменитый голландский художник Рембрандт написал картину, название которой совпадает с названием российского фильма 2005 года. Как называется картина, написанная Рембрандтом? ("Ночной дозор")
5. Одна из самых прославленных картин Лувра? ("Джоконда")
6. Как называется известная картина Шишкина с медведями? ("Утро в сосновом лесу")
7. Кто пишет письмо турецкому султану на картине русского художника Ильи Репина: ("Запорожцы пишут письмо турецкому султану")
8. Взятие какого городка изобразил на знаменитой картине русский художник Василий Суриков? ("Взятие снежного городка")
9. Как звали основателя знаменитой картинной галереи, которая находится в Москве? (Петр Михайлович Третьяков)
10. Назовите русского художника-морениста, автора картин: "Волна", "Черное море", и др. (Иван Константинович Айвазовский)
Четвертый конкурс «Методический».
Назовите основные приемы, используемые педагогами на первом, втором и третьем этапах ознакомления дошкольников с живописью.
Особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка является рассказывание по картине. Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказы по одной картине сначала воспитателя (образец), а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. Варьируются лишь количество предложений и их развернутость. Детские рассказы страдают скудностью (подлежащее — сказуемое), наличием слов-повторов («ну» ..., «потом» ..., «вот» ... и т.д.), длительными паузами между предложениями. Но главным негативом является то, что ребенок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией.
В течение одного занятия педагог успевает опросить только 4—6 детей, остальные при этом являются пассивными слушателями.
Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.
Предлагаемая технология рассчитана на два типа рассказов по картине.
Виды описательного рассказа
- фиксация изображенных на картине объектов и их смысловых
взаимосвязей;
- описание картины как раскрытие заданной темы;
- развернутое описание конкретного объекта;
- словесно-выразительное описание изображенного с использованием
аналогий (поэтических образов, метафор, сравнений и т.д.).
Виды творческого рассказывания по картине (фантазирование).
- фантастическое преобразование содержания;
- рассказ от имени, изображенного (представляемого) объекта с заданной
или самостоятельно выбранной характеристикой.
Предлагаемая технология включает в себя игры как с изображенным на картине объектом, так и в целом по содержанию всей картины.
Часть игр направлена на обучение ребенка описательному рассказыванию, часть — опосредованно касается содержания картины и направлена на развитие воображения. Сформированные у детей умения систематизировать, классифицировать, прогнозировать и преобразовывать в дальнейшем могут использоваться ими при построении собственных рассказов.
Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.
При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.
После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.
Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.
Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.
Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.
1. Определение состава картины
Цель: выявление как можно большего количества объектов на картине и их структурирование.
Игра с «подзорной трубой»
Цель: упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия.
Материалы: рассматриваемая картина, альбомный лист бумаги, свернутый для имитации подзорной трубы.
Ход игры: каждый ребенок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет только один объект. Например: мама-собака, щенок с рыжими пятнами, щенок с черными пятнами, щенок с коричневыми пятнами, косточка, миска с молоком, будка, дом, елка, веревка, трава...
Внимание! Не забудьте назвать с детьми небо и землю.
Игра «Кто в кружочке живет?»
Цель: учить детей производить замену выделенных объектов схемами.
Материалы: картина, чистый лист бумаги (50 x 30 см), фломастер одного цвета (например, синий).
Ход игры: каждый ребенок должен назвать, кто из персонажей или объектов картины «живет» в указанном педагогом кружочке, и схематично нарисовать названное существо или предмет.
Игровое правило: в кружке должен находиться только один объект, например: собака — щенок 1 — щенок 2 — щенок 3 — дом — будка — миска — ель
Игра «Ищу родственников»
Цель: учить детей классифицировать объекты на картине и активизировать словарь обобщающими понятиями.
Игровое действие: нахождение однородных объектов по заданному классификационному принципу:
1) природный мир — рукотворный мир;
2) живая — неживая природа;
3) целое — частное;
4) по месту нахождения;
5) по выполняемой функции.
Например:
1) Собака, щенки, трава, земля, небо, деревья, молоко — природный мир.
Будка, миска, дом, веревка — рукотворный мир.
2) Собака, щенки, трава — живая природа.
Небо, земля — неживая природа.
3) Крыша, труба, окна, стены — дом.
Голова, туловище, ноги, хвост — собака.
4) Береза, ель, кусты, трава — опушка леса.
Собака, щенята, будка, пища — лужайка перед домом.
5) Дом, будка — здание, сооружение.
Миски глубокая и мелкая — посуда.
2. Установление взаимосвязей между объектами
Цель: установление взаимозависимостей между объектами по разнообразным параметрам.
Игра «Ищу друзей (недругов)»
Цели: установление эмоционально-духовных связей и взаимодействий между изображенными объектами на уровне «хорошо — плохо»; развитие связной речи; упражнение в использовании предложений со сложноподчинительной связью.
Игровое действие: поиск «друзей (недругов)» применительно к конкретному объекту.
Необходимо следить за тем, чтобы дети не повторяли ответы других, отвечали развернуто и доказательно.
Примеры:
Собака — дом.
«Собака с удовольствием сторожит дом, потому что хозяева дома кормят ее, заботятся о ней: приносят вовремя пищу и даже построили будку».
Веревка — собака.
«Собаке неприятно, что веревка не пускает ее гулять туда, куда она хочет. Но это и хорошо, потому что веревка удерживает ее у дома, который должна сторожить собака».
Игра «Кто-то теряет, кто-то находит, и что из этого выходит»
Цели:
— учить детей объяснять взаимодействие между объектами на уровне физических связей;
— подвести их к выводу, что все на картине взаимосвязано;
— упражнять в умении строить рассуждение, соблюдая его структуру.
Материалы: картина, лист со схематически обозначенными объектами (из игры «Кто в кружочке»), фломастеры контрастных цветов.
Игровое действие: нахождение физических связей между объектами. Нужно соединить кружочки с выбранными объектами линией и обосновать их связь, не повторяя друг друга.
При установлении взаимосвязей педагог должен обращать внимание детей на то, что один объект при взаимодействии с другим всегда что-то приобретает и что-то отдает.
Например: Щенок — ель.
«Щенок и ель находятся на земле. Ель берет соки у земли, для того чтобы расти, а земля с помощью ели укрывается от солнца. Щенок стоит четырьмя лапами на земле, и его тень тоже укрывает землю».
Другие примеры:
Собака — дом; щенок 1 — будка; щенок 2 — миска; щенок 3 — ель.
Игра «Живые картинки»
Цели: учить детей ориентироваться в двухмерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта.
Ход игры: каждый ребенок «превращается» в один из объектов на картине, объясняет словами свое местонахождение в двухмерном пространстве относительно других объектов, изображенных на картине, а затем моделирует его в трехмерном пространстве (на ковре).
Каждая «живая картинка» предполагает фиксацию местонахождения объектов в трехмерном пространстве и наблюдается воспитателем 5—7 секунд после построения всех детей-объектов на ковре.
Пример игры
Распределение ролей:
дом — Оля,
будка — Лена,
собака — Вася,
ель — Оксана,
веревка — Федя.
Дом—Оля: Я нахожусь на опушке леса, окнами смотрю на будку и собаку со щенятами, сзади меня, наверное, есть огород. Поэтому на ковре я должна встать подальше от края.
Будка — Лена: Позади меня дом, а впереди — собака со щенятами. На ковре я встану между собакой и домом.
Ель — Оксана: На картине я нахожусь далеко, дальше дома — в лесу. На ковре я встану позади дома.
Собака — Вася: Я нахожусь в середине лужайки на картине. На ковре я встану в центре перед будкой.
Веревка — Федя: Я — веревка и соединяю будку и собаку. На ковре я нахожусь между будкой и собакой.
Вам сейчас необходимо разделиться на 2 компании.
И мы с вами поиграем с «подзорной трубой». У вас на столе лежат белые листы, которые вам необходимо свернуть так, чтобы получилась имитация подзорной трубы. Вам нужно смотреть на картину и сфокусировать свой взгляд только на одном объекте и описать его.
- А сейчас мы «зайдем в картину». Всматриваясь в объекты, изображенные на картине, нужно представить и рассказать, что вы
- ощущаете (легкое прикосновение ветерка, жаркие солнечные лучи, прохладу от реки);
слышите (шелест листвы, журчание реки, пение птиц);
чувствуете (свежий речной запах, лесной запах, запах травы, цветов).
Предлагаю вам сейчас перевоплотиться в любой объект, который вы видите на картине и рассказать от его имени какую-то историю, случившуюся на его глазах.
Пятый конкурс «Великие художники»
Обе команды решают электронные ребусы. За каждый правильный ответ присуждается фишка
В итоге выигрывает та команда, которая набрала больше фишек
Предварительный просмотр:
1. | |||||||||
2. | |||||||||
3. | |||||||||
4. | |||||||||
5. | |||||||||
6. | |||||||||
7. | |||||||||
8. | |||||||||
9. |
1. Гжель нравится всем своим цветом. Какой он?
2. Основной материал, из которого изготавливают изделия в селе Полховский Майдан.
3. Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку.
4. Название промысла, для которого характерно изготовление подносов.
5. Благодаря этому цвету хохлому часто называют так.
6. Обобщающее слово, которым можно назвать изделия мастеров Дымково, Филимоново, Каргополья.
7. Назвать профессию мастеров, чьими руками изготовлялись глиняные расписные игрушки в одном из главных культурных центров русского Севера – в Каргополье.
8. Поскольку изделия малой декоративной пластики (изделия дымковских, каргопольских, филимоновских мастеров) являются объемными, то к какому виду пространственных искусств их можно отнести?
9. Предмет домашней утвари, которым особенно прославились городецкие мастера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла
В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...
Доклад к творческой группе педагогов "Художественно – эстетическое развитие дошкольников посредством проектного метода в ДОУ в условиях реализации ФГОС"
На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введ...
Консультация для педагогов "Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях ФГОС
КОНСУЛЬТАЦИЯ...
Семинар практикум для педагогов Художественно – эстетическое направление развития ребенка как одно из направлений реализации ФГОС ДО и условие создания психологического здоровья
Семинар практикум для педагогов Художественно – эстетическое направление развития ребенка как одно из направлений реализации ФГОС ДО и условие создания психологического здоровья...
Консультация для педагогов "Художественно-эстетическое развитие дошкольников"
Основой познания детьми реального мира является ознакомление их с окружающей жизнью, миром предметов и явлений. Дети учатся видеть и понимать прекрасное в природе, искусстве....
Методические рекомендации для педагогов ДОУ: «Реализация художественно-эстетического направления развития ребенка, как одно из условий успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению»
Проект адаптация в доу...
Конспект сценария деловой игры для педагогов «Художественно эстетическое развитие»
Деловая игра для воспитателей...