самообразование
материал (подготовительная группа)
Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-художественной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobr.ekologiya.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по теме самообразования:« Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-художественной деятельности.»
Муз. руководитель Боровская К.В.
Тема: Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-художественной деятельности на 2019-2020 уч. год.
Цель: совершенствование опыта и разработка новых форм и технологий работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-художественной деятельности.
Актуальность темы
В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей.
В своё время выдающийся педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.
Элементы экологического сознания у детей дошкольного возраста носят ориентировочный характер, на разных этапах жизни ребенка развивается и проявляется неравномерно.
Если стимулировать интерес ребенка к природе, вызывать сопереживание, пробуждать чувства, то экологическое сознание у детей постепенно повышается.
В раннем возрасте необходимо создавать условия для общения ребенка с природой , при этом следует закреплять полученные знания на музыкальных занятиях, развлечениях и праздниках.
В среднем возрасте элементы экологического сознания проявляются уже более отчетливо. Этими элементами являются интерес к природе, к определенным видам деятельности в ней, эмоциональные реакции, осознанные оценки поведения людей в природе.
К шести годам у детей уже формируется способность к мотивационной оценке поведения в природе.
Таким образом, дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. Однако только при благоприятных социальных условиях в семье, в детском саду и ближайщем окружении.
Воспитание чувств у детей является одной из наиболее важных педагогических задач, не менее важной, чем развитие умственных способностей. От чувств и эмоций зависит отношение ребенка к окружающему миру, а значит и формирование экологического воспитания. “Годы детства – это прежде всего воспитание сердца” (В. Сухомлинский).
Экологическое воспитание дошкольников без “воспитания сердца” невозможно. На помощь здесь приходит музыка. Музыка способна зажечь в сердцах детей высшие человеческие чувства. Она помогает увидеть красоту природы, любить и оберегать ее. Дети должны слушать красивую музыку. Это породит красоту человеческого духа, человеческих чувств, мыслей. Да и сама музыка рождается благодаря великой природе. Доказательством этого может послужить высказывание великого немецкого композитора Бетховена: “Вы меня спросите, откуда я беру свои идеи?- Я улавливаю их на лоне природы, в лесу, на прогулках, в тиши ночи, ранним утром, возбужденный настроениями, которые у поэта выражаются словами, а у меня превращаются в звуки, звучат, бушуют, пока не встанут предо мной в виде нот”.
Чтобы более полно использовать музыку в экологическом воспитании, необходима продуманная система обучения и воспитания, а также создание условий, учитывающих возрастную психологию и педагогику.
Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека. Посредством музыки воспитываются положительные качества личности, доброе отношение к природе родного края, эмоциональная отзывчивость. Одним словом, музыка оказывает огромное влияние на формирование основ общей культуры человека.
Задачи:
- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в формирования основ экологической культуры ребенка старшего дошкольного возраста средствами музыки.
- Воспитать любовь к природе у детей старшего дошкольного возраста через музыкальные образы во всех видах музыкальной деятельности.
- Развить музыкальные способности, духовно-нравственные качества ребенка через ознакомление с шедеврами мировой музыкальной культуры.
- Научить выражать собственное отношение к миру, музыкально-художественным образам.
- Воспитать у детей старшего дошкольного возраста стремление к активной деятельности и творчеству
Направления реализации педагогической работы музыкального руководителя по формированию экологической культуры личности ребенка старшего дошкольного возраста в музыкально-художественной деятельности.
1. Работа с детьми.
Задачи:
- Расширять музыкальные впечатления детей;
- Формировать у детей познавательные процессы;
- Воспитывать доброе начало и бережное отношение к окружающей действительности;
- Развивать творческие способности детей во всех видах музыкальной деятельности;
Ведущие формы:
Традиционные:
- Непосредственно образовательная музыкально-художественная деятельность;
- Индивидуальная работа музыкального руководителя с детьми;
- Праздники и развлечения;
- Самостоятельная музыкальная деятельность;
- Музыка в повседневной жизни;
- Театральные постановки и спектакли;
Нетрадиционные:
- Интегрированные занятия;
- Доминантные занятия;
- Тематические занятия;
- Восприятие музыки в живом исполнении;
- Музыкальные гостиные;
- Музыкально-тематические вечера;
2. Работа с родителями.
Задачи:
- Повышение экологической компетентности родителей;
- Оказание помощи родителям в выборе форм и методов работы с детьми по формированию экологических представлений в условиях семьи средствами музыки;
- Включение родителей во взаимодействие с дошкольным учреждением с целью формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Ведущие формы:
- Анкетирование;
- Беседы;
- Семинары;
- Консультации;
- Мастер-классы;
- Памятки;
- Круглые столы;
-Родительские собрания (общие и групповые);
- Оформление фото - выставок, информационных стендов;
- Музыкально-игровые программы;
- Экологический КВН;
- Мастер-классы;
-Тематические мероприятия.
3. Работа с педагогами.
Задачи:
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по формированию экологической культуры личности средствами музыки
Ведущие формы:
- Анкетирование;
- Консультации;
- Семинары;
- Мастер-классы;
- Круглые столы;
План работы по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в музыкально-художественной деятельности
на 2019-2010 учебный год.
Месяц | Репертуар | Итоговое мероприятие | Педагоги | Родители |
С Е Н Т Я Б Р Ь | 1 неделя: мониторинг музыкально-художественных способностей детей и экологической воспитанности детей. Цикл образовательной деятельности по теме: «Здравствуй, Осень!» (2-4 неделя) Слушание: «Сентябрь. Первая жатва» П.Чайковского; Упражнение для голоса «Лиса по лесу ходила» русская народная прибаутка; Пение: «Осень» А.Арутюнова; Инсценировка песни «На горе то калина» обр.Ю.Чичкова Хороводная игра «Найди листок» Е.Шаламоновой. | НОД «Осенние дорожки» Образовательная область: художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие | Разработать и провести консультацию «Отношение к природе детей дошкольного возраста» | Анкетирование с целью выявления мотивации музыкального воспитания детей Оформить информационный стенд «Воспитание у детей любви к родной природе» |
О К Т Я Б Р Ь | Создать картотеку музыкально-экологических игр. Цикл образовательной деятельности по теме: «Волшебница осень» Слушание: «Осенняя песнь» П.И.Чайковского; «Листопад» Т.Попатенко; Пение: «Осень наступила» Н. Насуленко; «Осенний букет» Т.Попатенко; Музыкально дидактическая игра «Зайчики и лошадка»; Тематический танец «Тучка обиделась» | Разработать и провести Развлечение «Праздник юных любителей природы» | Составить консультацию для воспитателей «Значение музыки в экологическом воспитании дошкольников» Пригласить родителей на осеннее развлечение | Выступление на родительском собрание «Воспитание у дошкольников заботливого отношения к природе». |
Н О Я Б Р Ь | Цикл образовательной деятельности по теме: «Звуки природы» Слушание: «Метель» Г.Свиридова, «Ноябрь» А.Вивальди Пение: «Дождик обиделся» Д.Львова-Компанейца, «Зимняя песенка» М.Красева Музыкально -ритмические движения: «Шаловливые сосульки» Пластический этюд «Ходят капельки по кругу» музыка по выбору музыкального руководителя Игра на детских музыкальных инструментах: экспериментирование со звуками на различных детских музыкальных инструментах. | Разработать конспект НОД «Краски и звуки зимы» Образовательная область: художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие | Консультация для воспитателей «Педагогические модели организации экологического образования в детском саду» Создание презентации по теме: «музыкально-экологические игры» | «Музыка осеннего леса» Консультация для родителей |
Д Е К А Б Р Ь | Цикл образовательной деятельности по теме: «Зимушка-зима!» Слушание: «Зимнее утро» П.Чайковского, «Зима» Г.Свиридова; Пение: «В просторном светлом зале» А.Штерна, «Новогодняя» А.Филиппенко Музыкально - ритмические движения: «Танец елочек» Танец «Новогодние игрушки» Хоровод «Песня про елочку» Е.Тиличеевой, М.Булатовой, | Разработать конспект новогоднего утренника «Кругосветное путешествие» | Разработать мастер – класс для воспитателей. «Формирование экологической культуры личности средствами музыки» | КВН для детей и родителей «Что мы знаем о природе» Изготовление костюмов для новогоднего утренника |
Я Н В А Р Ь | Цикл образовательной деятельности по теме: «Дикие и домашние животные» Слушание: «Тройка» Г.Свиридова, «Белка» Н.Римского-Корсакова, Музыкально -дидактическая игра «Птичий концерт»; Пение: «Наши друзья» В. Алексеева Музыкально -ритмические движения: Игр. упр. «Волк» , Танец «Смешные зверята», Игра с пением «Что ты, ёж?», Танцевальное творчество: «Козлик» | Разработать конспект НОД «Зимующие птицы» (инсценированное занятие) | Разработать и провести консультацию для воспитателей «Игровые технологии в экологическом воспитании» | Выпуск информационного буклета «Проблемы приобщения детей к природе» |
Ф Е В Р А Л Ь | Цикл образовательной деятельности по теме: «Перелетные и зимующие птицы» ( 3 недели) Слушание: «Пляска птиц» Н. Римский-Корсаков, «Кукушка» М.Карасева; Упражнение для голоса: «Не летай соловей» русская народная попевка Музыкально - ритмические движения: игровое упражнение «Насмешливая кукушка» австрийская народная мелодия обработка Ю.Слонова; Игра с пением «Ворон» русская народная прибаутка, обработка Е.Тиличеевой Танцевально-игровое творчество: «Задорные чижи»Я.Дубравина, Игра на ДМИ: импровизация на детских инструментах «Песни птиц» Цикл образовательной деятельности по теме: «Масленица» (4 неделя) Слушание: «У камелька» П.Чайковского, Пение: «Ой, блины» русская народная песня; Игра «Веселая карусель» русская народная мелодия, обработка Е.Тиличеевой. | «Масленица широкая» (праздник на участке ДОУ) | Провести мастер-класс «Музыкальная игра как средство воспитания любви к природе» | Оформить папку - передвижку «Классическая музыка о природе детям» |
М | Цикл образовательной деятельности по теме: «Пришла Весна Красная» Слушание: «Жаворонок» М.Глинки, «Песня жаворонка» П.Чайковского; Упражнение для голоса: «Солнышко-ведрышко», «Жаворонки» русские народные заклички; Пение: «Веснянка» украинская народная песня, «Зимушка проходит» русская народная песня. Музыкально - ритмические движения: «Весенние ручейки» Игра «Грачи летят» русская народная мелодия, обработка А.Сидельникова. | Фольклорный праздник «Сороки» | «Различные формы и методы использования музыки на занятиях по экологическому воспитанию в ДОУ» Круглый стол | Папка-передвижка «Поем о природе детям» |
А П Р Е Л Ь | Цикл образовательной деятельности по теме: «Берегите природу». Слушание: «Утро» С.Салмонова, «Утро» С.Прокофьева; Пение: «Весенняя», О.Волох, «Наш край», Д.Кабалевского МРД: этюд «Весна» Танцевальное творчество: «Солнечные зайчики»; Хоровод «Земелюшка-чернозем» р.н.п.; Музыкально-двигательная игра: «День и ночь» | Разработать и организовать развлечение «День Земли» | Организовать дискуссию по теме «Интегрированные занятия как средство воспитания экологической культуры личности» | Выпуск памяток «Рекомендуемый репертуар для слушания дома» |
М А Й | Цикл образовательной деятельности по теме: «Цветы и насекомые» (3 недели). Слушание: «Бабочка» А.Майкапара, «Вальс цветов» П.И. Чайковского; Упражнение для голоса: «Василек» русская народная попевка; Пение: «Подснежник» Т.Панченко; МРД: танцевальная импровизация «Подснежник» П.Чайковского, «Танец мотыльков , музыка И.Баха «Шутка», Инсценировка русской народной песни «Как у наших у ворот»; ДМИ: «Во поле береза стояла» русская народная песня. 4 неделя: мониторинг музыкально-художественных способностей детей и экологической воспитанности детей. | НОД «Путешествие по временам года» (тематическое) Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие | Разработать и провести консультацию «Влияние фольклорно-экологических занятий на ребенка дошкольного возраста» Провести семейный КВН «В союзе с природой» | Оформить папку - передвижку «Экология в музыке». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...