Комплексно-тематическое планирование "Деревья и кустарники
методическая разработка

Планирование

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплексно-тематическое планирование по теме «Деревья и кустарники осенью»

                             

1

Цель: Обобщение  и систематизация представлений  у детей об изменениях, происходящих в жизни деревьев и кустарников осенью

Задачи:

          Обобщение и систематизация знаний детей по данной теме.

          Расширение, обобщение активизация и актуализация словаря по теме «Деревья и кустарники осенью».

          Обучение детей устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.

          Закрепление названий деревьев и кустарников, их строение, внешние признаки.

          Развитие умений детей в продуктивной и других видах детской деятельности.

          Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сад

Виды совместной деятельности

Познавательно-речевое развитие

Коммуникация, познание, чтение художественной литературы.    

Коммуникаци

Беседы о:

«Настроении и  ощущениях,   которые возникают   во время прогулки в осеннем парке».

о деревьях, их  классификация

о листопаде

Свободное общение:

почему не нужно срезать и ломать ветки?

как помочь раненому деревцу?

Познание

Рассказ воспитателя:

об осени, изменениях

происходящих.   в природе.

умение составлять описательные. загадки  о деревьях и кустарниках

Рассматривание: фото, репродукций, иллюстраций  

2

Исследовательская деятельность

 рассматривание и сравнение листьев (по форме, размеру, длине черенка)

 наблюдение за листопадом

обследование и рассматривание стеблей ( дети должны отмечать наличие или отсутствие стеблей, их строение (прямостоящие, свисающие, вьющиеся),

обследование и рассматривание  листьев:

             - определять форму: круглые, овальные, ремневидные, целый, вырезной и др.;

             - окраску: оттенки зелёного цвета, окраска верхней и нижней листовой пластины, неоднородность цвета (пятнистость, полосатость);

             -  величину – использовать в определении более точные градации: мелкие листья, крупные, средней величины (в сравнении и как постоянный признак);

             -  поверхность листа: гладкий, ворсистый, блестящий – не блестящий; плотность и толщину листьев;

             - рассматривание листьев через лупу

Дидактические, познавательно-речевые, пальчиковые игры

Д/и "Загадай, мы отгадаем"

Д/и  "С какой ветки детки? "

Д/и "Найди дерево по семенам".

Д/и "Найди лист такой, как покажу"

Д/и "Береза"

Д/и "Листья"

Д/и "Дождик"

ФЭМП (по той методике по которой работаете)  

 Чтение художественной литературы

Чтение стихотворений, рассказов и сказок по данной теме:

Л.Н. Толстой, «Дуб и орешник».

Соколов-Микитов, «Осень».

Е. Трутнева, «По лесным тропинкам».

Н. Сладков, «Осень на пороге».

Рассматривание картин   ( см. создание условий для самостоятельной деятельности детей)  

3.

Социально-личностное развитие

Социализация, труд, безопасность

Социализация  

Экскурсии:

по участку детского сада

в осенний парк

Наблюдение

за работой дворника.

Сюжетно-ролевые игра: Магазин « Семена»

Труд  

знакомство с профессиями –/дворник/

помощь дворнику в уборке  листьев на участке  д/с

Ручной труд:

изготовление осенних букетов для мам и бабушек

изготовление поделок из листьев

составление совместного с  воспитателем. коллажа из  осенних листьев

сбор листьев для гербария

Безопасность

Беседа с детьми

«Почему могут быть опасны старые засохшие деревья?»

« Почему опасно бегать с палками?»

Художественно-эстетическое развитие

Художественное творчество, музыка

Художественное творчество  

Продуктивная деятельность:

·         Праздничное оформление группы для встречи праздника  «Золотая осень»

·         Рисование - "  В осеннем парке"

·         Лепка - " Гроздь рябины»" ( пластелинография)

·         Аппликация - "Орнамент из листьев" ( на круге)

·         Изготовление коллажа, составление гербария                                                     4.

Музыка

По плану музыкального руководителя

Слушание музыки : пьеса П.И.Чайковский "Осень"

 Хоровод "Груша" - рус.народная песня

Физическое развитие

Физкультура, здоровье

Физкультура  

Подвижные игры: "Поймай листок", " Листопад"

Здоровье

Свободное общение «Могут ли деревья  лечить?», « О пользе деревьев и кустарников»    

Создание условий для самостоятельной деятельности детей  

Художественная литература и иллюстративный материал

Предметные картинки по теме.

А. Пластов. «Костер в поле».

Дж. Родари «Чиполлино».

И. Левитан «Октябрь».

И.Бродская «Упавшие листья».

B.Серов «Октябрь».

C.Куприянова

«Осень» (из альбома «Иллюстративный материал...»).

С.Воронина «Моя береза. Осенью»

К.Ушинского  «Спор деревьев»

Центр сюжетно-ролевых игр: создание  предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре « Магазин «Семена» - коробочки с различными семенами, весы, пакеты, костюм продавца и т.д.  

Центр продуктивной деятельности:    подборка материалов для изготовления гербария, коллажа.    

5.

 

Взаимодействие с семьёй  

Создание папки-передвижки для родителей « Красота осени»»

Проект: праздник «Золотая осень»

Конкурс совместных работ детей и родителей  из листьев.    

ПРИЛОЖЕНИЕ

 Помощь  воспитателю в осуществлении руководства

 сюжетно-ролевой игрой  Магазин « Семена»

В магазине "Семена" надо подготовить два отдела: "семена цветов" и "семена овощей".

Задача на группировку включается не только при выполнении роли директора. Например, каждый покупатель в игре "магазин "Овощи – фрукты" прежде должен назвать отдел, а потом описать, что он хочет купить. В игре "Магазин "Семена" покупатель называет свою специальность ("огородник", "цветовод") и только затем выбирает и описывает нужные семена.

В связи с усложнением дидактических задач в играх старших дошкольников возрастает и роль воспитателя в игре. Он должен постоянно контролировать то, как дети выполняют свои роли, тактично направлять игру, подсказывать в случаях затруднения. Но, помогая выполнить задание, он не в коем случае не должен делать за них сам, лишать детей инициативы. Например, если дети затрудняются в группировке овощей, можно задать дополнительный вопрос: "Где растёт?" Попутно уточнить, что овощи растут на грядках. Фрукты – в саду на деревьях, кустах. После такого уточнения дети легко справятся с заданием.

Иногда хорошо использовать зрительный контроль. Например, чтобы дети правильно могли сгруппировать семена, на обороте коробочки с семенами надо поместить изображение соответствующего растения или его части, знакомой ребятам (цветы, плоды). Это поможет выделить семена отдельных растений, а потом решить вопрос, где они растут.

Выполнение игровых задач требует от детей умения делать выводы, умозаключения. Чтобы проверить их правильность. Воспитатель предлагает детям мотивировать свои решения, действия. Таким образом, дошкольники усваивают правильность построения доказательств.

Перед игрой с детьми старших групп хорошо провести беседу, чтобы выяснить и уточнить знания, необходимые для данной игры. Это поможет детям понять игровое задание и осознанно его выполнить.

Д/и « Опиши дерево/куст/» по мнемокарте

             - название,

     - дерево или кустарник?

     -  какой у дерева ствол? (толстый, тонкий, высокий, низкий...)

6.

     -  какая у дерева кора? (темная, светлая, гладкая, шершавая...)

     -  какой формы листья? (круглые, овальные, резные, вытянутые, иголки...).

Д/и « Береза» на развитие речевого дыхания.

Береза моя, березонька.

(Дети идут хороводом, взявшись за руки.)

Береза моя белая,

Береза кудрявая.

(Меняет направление движения.)

Стоишь ты, березонька,

(Встали, подъем рук вверх, вдох.)

Посредь долинушки,

(Опустили руки, выдох.)

На тебе, березонька,

(Подъем рук, вдох.)

Листья зеленые,

(Опустили руки, выдох.)

Под тобой, березонька,

(Подъем рук, вдох.)

Трава шелковая.

(Опустили руки, выдох.)

Физкультминутка « Листья»

Листья осенние тихо кружатся,        

( кружатся на цыпочках, руки в стороны.)

Листья нам под ноги ложатся

( приседают.)

И под ногами шуршат, шелестят,    

( движения руками вправо - влево.)

Будто опять   закружиться хотят.  

 (поднимаются  кружатся.)                                            7.

Д/и « Дождик»

на координацию речи с движением, работа над темпом и ритмом речи.

  Капля раз,      

 (Прыжок на носочках, руки на поясе)

  Капля два.      

  (Прыжок.)

  Очень медленно сперва.            

 ( 4 прыжка.)

  А потом, потом, потом                

( 8 прыжков.)

  Все бегом, бегом, бегом.

  Мы зонты свои раскрыли.            

( Руки развести в стороны.)

  От дождя себя  укрыли.

 (Руки полукругом над головой)

Пальчиковая гимнастика.  «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать.

(сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы,

листья рябины,

листики тополя,

листья осины,

листики дуба мы соберём,

(загибают пальчики, начиная с большого)

маме осенний букет принесём.

(шагают по столу средним и указательным пальчиками).  

                                                                       8.

П/и «Листопад»

Листопад! Листопад! Действия выполняют дети с желтыми листьями.

 Листья желтые летят!

 Кружатся красивые

 желтые листочки!

 Кружатся красивые Действия выполняют дети с красными листьями.

 красные листочки!

 Сели! Уселись и замерли. Не шевелятся.

 Прилетел легкий ветерок, подул. Дуют.

 Поднялись листья, Разбежались.

 разлетелись в разные стороны.

 Закружились, Кружатся.

 закружились!

 Листопад! Листопад!

 Листья по ветру летят!

 Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю то желтые, то красные листья. Игра повторяется несколько раз                                                      

                                                         Тексты для пересказа

 ОСЕННИЕ ДОЖДИ

Осенние дожди совсем не похожи на летние. Дождь осенний — моросящий. Как зарядит сыпать маленькими капельками на землю, так и будет идти день, два, три, неделю не переставая. И тогда становится очень скучно. Под ногами слякоть, небо свинцовое, и моросит холодный, нудный дождь.  По Г. Скребицкому

ОСИНА

...Хорош осиновый лес в осенние ясные дни. В пурпурно-красный цвет окрашена листва. Чистым ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. Тут и там под ними красноватые шляпки

поздних грибов-подосиновиков. Шелестит под ногами пожелтевший папоротник, и еще горче пахнет в осиновом лесу.  По И. Соколову-Микитову

9.

Пословицы. Поговорки

Осенью серенькое утро, красненький денек.

Осень — запасиха, зима — подбериха.

Лето со снопами, осень с пирогами.

Октябрь землю покрыл где листком, где снежком.

Ноябрь — сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной брат.

В осеннее ненастье семь погод на дворе:

сеет, веет, кружит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет.

10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование . Тематические недели. Вторая младшая группа.

Тема:Цели: Образовательная область «Познание»Конструирование:Тема:Экспериментальная деятельностьТема:Формирование элементарных математических представленийЗанятие №Целостная картина мираТем...

Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками – одно из необходимых условий реализации ФГТ. При ра

Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой  Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с до...

Комплексно- тематическое планирование лексико-тематических циклов в старшей группе 5-6 лет компенсирующей направленности с ТНР (ОНР)

В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, учителя-логопеды применяют принцип тематического подбора учебного материала. Сосредоточение на определенной лексической теме учебных...

Комплексно-тематическое планирование лексико-тематических циклов в подготовительной к школе группе детей с тяжёлыми нарушениями речи

В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, учителя-логопеды применяют принцип тематического подбора учебного материала. Сосредоточение на определенной лексической теме...

Комплексно - тематическое планирование. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Комплексно- тематическое планирование работы с детьми 2- 7 лет на 2020-2025 учебный год.

Особенности традиционных событий. Комплексно - тематическое планирование.Часть, формируемая участниками образовательных отношений Комплексно- тематическое планирование работы с детьми 2- 7 лет на...