Организация учебно-воспитательного процесса с позиции здоровьесбережения
учебно-методический материал

Воробьева Тамара Николаевна

 

В статье идет речь о сохранении и укреплении здоровья обучающихся. Особое внимание уделялено организации сдоровьесберегающей среды в ДОО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация учебно - воспитательного процесса с позиции здоровьесбережения.

Воробьева Т.Н.

Заведующий

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15 г. Красноармейска Саратовской области»

Аннотация. В статье речь идет о сохранении и укреплении здоровья обучающихся. Особое внимание уделено организации здоровьесберегающей среды ДОО.

Ключевые слова: здоровьесбережение,  сохранение, поддержка, развитие, личность, инновации и традиции.

 «Здоровье – это драгоценность и, при том, единственная, ради которой стоит не жалеть времени, сил, трудов и великих благ»

Мишель де Монтень

Высокая заболеваемость, неблагоприятные экологические условия, сложная социальная ситуация и другие неблагоприятные факторы требуют выработки определённой комплексной системы в работе по оздоровлению детей начиная с дошкольного детства.

В дошкольном детстве закладывается позитивное отношение к себе и окружающим людям. И именно в этот период важно привить детям культуру здоровья, которая является частью общечеловеческой культуры, позволяющей личности осуществлять любой вид деятельности. Выдвигаемая в нормативно-правовых документах на передний план категория «качество образования» непосредственно связана с категорией «здоровье» в ее современном понимании, т.е. гармоничное сочетание физического, психического и социального благополучия. В соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в обязательную часть программы введена образовательная область «Здоровье». Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • воспитание культурно-гигиенических навыков;
  • формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

В последние годы в нашем детском саду активно внедряются здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Данная работа раскрывает опыт по использованию здоровьесберегающих технологий и физкультурно-оздоровительной работы нашего дошкольного образовательного учреждения.

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии инновационного характера были представлены на областном конкурсе, где мы в числе победителей (сертификат).

  ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА В ДОУ С ПОЗИЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ.

Опираясь на задачи охраны и укрепления здоровья детей, поставленные в нормативно-правовых документах, поставили цель: воспитать физически развитых, психически здоровых, социально благополучных детей посредством внедрения в образовательный процесс современных здоровьесберегающих технологий.

Определили следующие задачи:

  • повышение профессионального уровня через изучение передового педагогического опыта по оздоровлению детей и внедрению эффективных методик и технологий;
  • формирование мировоззренческих позиций у детей, осознанного и ценностного ориентирования на здоровый образ жизни;
  • создание в ДОУ условий для сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья детей.

  Эстетика оформления групповых помещений в ДОУ.

Можно ли говорить о хорошем здоровье ребенка, если он воспитывается в неблагоприятных условиях? Нет. Свет, чистота, простор — залог жизнеспособности человека. Это и главнейшие условия эстетически организованной среды.

Эстетично — значит разумно, удобно и, конечно, красиво.

Эстетически продуманное предметно-пространственное окружение улучшает педагогический процесс, воспитывает эстетический вкус и потребность к творчеству.

В ДОУ присутствует закон красоты – в подборе цветовой гаммы группового интерьера, мебели, в расположении игровых центров – всё это создает свой стиль.

Дети очень восприимчивы к окружающему, и потому вся обстановка группы имеет большое воспитательное значение. Они замечают, как по-разному расставлена мебель и размещены игрушки, как оформлены стены комнаты. Дети сами принимают участие в подготовке занятия, сервировке стола к обеду, в оформлении групповой комнаты к празднику или развлечению. Устанавливая, таким образом, связи между предметами в пространстве, дети ориентируются и утверждают себя в этом мире. Они уже не только пользуются всем для них созданным, но и сами учатся создавать необходимую обстановку.

Учитывая основное направления работы — формирование культуры ЗОЖ у дошкольников, были созданы:

  • центры здоровья, где размещены пособия, игры способствующие становлению валеологической компетенции детей;
  • центры отдыха, где ребенок может рассмотреть фотоальбом, книгу, послушать музыку, заняться театрализацией;
  • цветок настроения «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!», представленный тремя лепестками различного цветового решения, на которых дети размещают свои фотографии в соответствии с настроением, что позволяет воспитателю оказывать помощь нуждающимся детям;
  • «Огородная сказка»;
  • «Зеленая аптека».

Анализируя интерьер ДОУ можно сделать вывод:

- художественное оформление групповых помещений решено в комплексе;

- доступны все компоненты групп для каждого ребенка;

- выдержано по освещённости расположение рабочих столов;

- имеется наличие творческих работ воспитателей и детей в оформлении интерьера группы (макеты «Детский сад будущего»; панно «Цветущая весна»)

- наличие в интерьере предметов и пособий искусства (полочка красоты);

- наличие «зон» в соответствии с рекомендациями программы – это центры развития: здоровья, отдыха, игры, науки, книги, природы, ИЗО, театра, эксперимента, уединения;

- групповые помещения соответствует эстетике оформления.

Благодаря эстетическому оформлению групповых помещений ДОУ, воспитываются социально благополучные и психически здоровые дети.

 Организация зеленой зоны в групповых помещениях ДОУ.

Цели и задачи по организации уголков природы:

  1. Формирование у дошкольников представлений о живой и неживой природе, их взаимосвязи.
  2. Создание максимальных условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
  3. Развитие эмоциональной сферы дошкольников.
  4. Воспитание гуманного отношения ко всему живому, заботливое внимание к объектам живой и неживой природы.

Инновационным является методика ознакомления детей с доступными сведениями о влиянии растений на здоровье детей.

Дети знают о пользе комнатных растений (плющ борется с расстройствами сна, алоэ быстро заживляет раны, герань успокаивает нервы хлорофитум, аспарагус поглощают тяжелые металлы и т.д.), где они произрастают, почему их так назвали.  Рассказываю мифы и легенды о растениях, загадываю загадки, рассказываем стихи, поэтому  дети имеют представления о  месте человека в природе, о том как нужно жить, чтобы не навредить себе и окружающей среде.

В результате проделанной работы, растения ухожены, правильно размещены, красиво оформлены и влияют на атмосферу группы.

        Наличие «Уголков здоровья», наглядной информации по ЗОЖ

Формированию представлений детей о здоровье и ЗОЖ способствует создание предметно-развиваюшей среды в группах. Уголки здорового образа жизни оборудованы детскими книжками, раскрасками и дидактическими материалами по теме: «Режим дня в детском саду», «Спорт и здоровье», «Правильное питание дошкольников».

Наглядная информация по ЗОЖ включает в себя:

  • Родительские уголки
  • Папки-передвижки «Надо, надо умываться по утрам и вечерам», «Питание в детском саду», «Детские инфекции», «Полезные для зубов продукты», «Детские заболевания»
  • Фотовыставки «Круто ты попал в детский сад», «В детский сад с прической»
  • Эмоциональный уголок «Очаровательные глазки»

Наглядная информация дает возможность довести до родителей любую информацию в доступной форме о здоровом образе жизни дошкольников, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

 Организация социального проектирования по ЗОЖ

В процессе социализации дошкольник усваивает и развивает накопленный человечеством социокультурный опыт, включающий в себя: социокультурные навыки, знания, поведение, социальные чувства, установки и мотивы, позволяющие человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей.

В образовательном процессе задействованы все субъекты ближайшего социального окружения ребенка: родители, братья и сестры, сверстники, воспитатели и специалисты дошкольного учреждения.

Воспитательно-образовательный процесс вне строгих рамок учебного года позволяет апробировать новые интересные инновационные формы работы с детьми.

Одной из таких форм в нашем детском саду стали необычные проекты: «Оздоровление детей в условиях социального партнерства», «Здоровый ребенок», «Бутерброды», «Русская народная мудрость о здоровье», «Тропа здоровья». 

 Планирование и проведение мероприятий, направленных на профилактику психо-эмоциональных расстройств

Учет психического состояния ребенка является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье подрастающего поколения. Требуется не только профессиональная оценка психического состояния ребенка, но и создание соответствующих условий охраны и гигиены его нервной системы во время пребывания в дошкольном учреждении.

Современные исследователи предлагают немало способов управления психикой. Но мы полагаем, что утверждение «В здоровом теле - здоровый дух» не потеряло своего значения. Данный принцип взят за основу в нашей работе.

Данные мероприятия помогают детя чувствовать себя комфортно, уютно, предупреждают утомление детей, повышают резервные возможносмти детского организма, улучшают психо-эмоциональное состояние.

Организация походов, экскурсий, прогулок

Туристический поход с детьми на природе в городских условиях всегда сопряжен с рядом трудностей. Решением проблемы станет маршрут, проложенный на территории ДОУ. Творческий подход педагогов к разработке интересных заданий в походе позволит ознакомить воспитанников с основами туристической жизни, безопасного поведения на природе. И в памяти дошкольников обязательно останутся яркие впечатления.

Представляем вам инновационный проект «Путешествие –это здорово».

Цель проекта: 

  • укрепление психологического и эмоционального здоровья;
  • повышение физической тренированности, выносливости организма.
  • ознакомление детей с основами безопасного поведения на природе

Оригинальный подход к проведению мероприятия позволил дошкольникам почувствовать себя настоящими туристами, обогатил их знания. Желание, выдумка и поддержка всего коллектива, а также достаточное количество зеленых насаждений, травяного покрова участков групп помогло в реализации данного проекта.

Положительные эмоции и яркие впечатления от туристического похода получили все. Традиционные формы образовательной деятельности по данной теме не смогли бы дать столь обширных знаний. Мероприятие стало полезным и для самих педагогов.  

Проанализировав всё выше изложенное, можно сделать вывод, что забота о здоровье ребенка стала в нашем дошкольном учреждении актуальной темой. Нам нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Здоровье – показатель качества учебно- воспитательной работы с детьми.

Накоплен богатый материал – это многолетний опыт работы педагогического коллектива по организации здоровьесбережения.

В работе присутствуют новизна и разнообразие: нетрадиционные проекты («Тропа здоровья», «Тренирующие дорожки», «Туризм – это здорово», «Бутерброды», «Здоровый ребенок», «Русская народная мудрость о здоровье», «Уроки столового этикета», «Оздоровление детей в условиях социального партнерства»), методы закаливания, организация психо-эмоциональных прогулок, инновационный подход к оздоровлению детей (применение дисков «здоровья», «Су-Джок терапии», массажных мячиков, профилактика нарушения осанки, плоскостопия, простудных заболеваний),организована работа спортивной секции «спортивная гимнастика с элементами  «Ушу»,дети занимаются на Степ- платформах, организация походов и экскурсий, правильное и здоровое питания,  эстетика оформления группы. Разработана рабочая программа по приобщению детей к здоровому образу жизни. Используется музыкотерапия, физическая терапия, которые способствуют снятию напряжения и утомляемости детей в течение дня.

Только в творческом коллективе могут рождаться новые цели и идеи.

Радость, счастье и гордость родителей, когда в доме здоровый ребенок. Наш коллектив к этому стремится.

Данный опыт работы внедряется и распространяется в практику работы других педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов проекта в организации учебно-воспитательного процесса ДОУ.

Семинар для воспитателей Аукцион педагогических идейТема: Использование методов проекта в организации учебно-воспитательного процесса ДОУ....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИКИ ИГРОТРЕНИНГА, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ И РЕЗУЛЬТАТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИКИ ИГРОТРЕНИНГА, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ И РЕЗУЛЬТАТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ...

Презентация "Совершенствование образовательного процесса с позиции здоровьесбережения"

Сегодня к актуальным проблемам детского здоровья относятся: гиподинамия, детские стрессы, тревожность, агрессия и пр. Движения необходимы ребенку, так как способствуют развитию его физиологических сис...

ОТЧЁТ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ЗА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД.

ОТЧЁТПО  ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ЗА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД. В нашей группе 35 детей, 17 девочек и 18 мальчиков. В начале учебного года была поставлена г...

Статья по организации учебно-воспитательного процесса во 2 младшей группе за 2018-2019 учебный год

ОТЧЁТПО  ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ЗА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД. В нашей группе 25 детей, 16 девочек и 9мальчиков. В начале учебного года была поставлена гла...

Консультация «Взаимодействие педагога и родителей в процессе организации учебно–воспитательного процесса»

Консультация «Взаимодействие педагога и родителей в процессе организации учебно–воспитательного процесса»...