Игры по музыкально - художественной деятельности
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальный руководитель: Чурикова м. А.
Музыкально – художественная деятельность
Игры по возрастам (от 3 до 7 лет)
4.1.Проявляет интерес, испытывает удовольствие от слушания музыки:
4.1.1.Испытывает эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений.
Младший дошкольный возраст 3 - 4 года
Чистюли. Дети выполняют движения в соответствии с текстом песни. На 1 куплет можно похлопать в ладоши. На последний - сперва постучать ладонями по груди (показывая на себя), а на слово «посмотри» - разводить руками.
«Музыкальные кошки – мышки»
Участники этой игры должны образовать круг и взяться за руки. Следует заранее выбрать «кошку» и «мышку». «Мышка» находится внутри круга, а «кошка» – снаружи и пытается поймать ее. Но игроки защищают «мышку». «Кошка» должна постараться разорвать круг игроков или как-то по-другому проникнуть в круг и достать «мышку».
«Мышке» разрешается всячески убегать от «кошки», и когда та проникнет в круг, «мышка» имеет полное право выбежать из него.
Игроки, образующие круг и защищающие «мышку», при этом поют:
Уж ты, серенький коток,
Не ходи ты в погребок
По сметану, по творог.
У нас скоро придет зять,
А сметаны негде взять.
Котишко-мурлышко,
Серенькийлобишко, Не лезь в сметану,
Оставь Степану.
Когда «кошка» поймает «мышку», то они встают в круг, а потом все выбирают новых «кошку» и «мышку».
«Запомни свою позу»
Цель игры. Развивать моторно-слуховую память.
Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый ребенок должен встать в какую-нибудь позу и запомнить ее. Когда зазвучит музыка, все дети разбегаются, с ее окончанием они должны вернуться на свои места и встать в ту же позу.
Средний дошкольный возраст 4 - 5 лет
«Музыкальные прятки»
Цель игры: учить детей слушать и слышать музыку, определять ее интонацию и в зависимости от этого выполнять необходимые движения, прививать интерес к музыкальным играм.
Оборудование: небольшая детская игрушка (медвежонок), музыкальное сопровождение.
Возраст: 4–5 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает ребятам поиграть всем вместе в очень интересную игру и начинает объяснять правила, которые заключаются в том, что необходимо найти любимого медвежонка.
Ребята становятся в ряд, поворачиваются к стене и закрывают глаза, а руководитель в это время прячет медвежонка в укромное место. Когда дети поворачиваются, то им довольно сложно сразу определить, с какой стороны нужно начинать поиск. Тут им на помощь приходит музыка, которая подсказывает, куда нужно идти, а куда – нет.
Происходит это следующим образом: ребята начинают ходить по комнате. Если они идут в нужную сторону, то музыкальный руководитель играет плавную и мелодичную музыку. Но если они ищут не в том месте, то мелодия сменяется более грубой или грустной. Если дети уже близки к отгадке, то руководитель может сыграть веселый марш или другую подобную мелодию.
Так дети учатся прислушиваться, отличать минорную и мажорную музыку и начинают выполнять определенные действия в зависимости от того, какая мелодия в данный момент звучит.
Старшый дошкольный возраст 5 - 6 лет
«Игра со стульями» Цель игры: развивать быстроту реакции, ловкость, умение слушать музыку и выполнять определенные движения в зависимости от того, продолжает она играть или уже остановилась. Обучить ребят играть в коллективе сверстников.
Оборудование: 7 детских стульев, музыкальное сопровождение.
Ход игры: подобная игра довольно хорошо проходит во время детских утренников и всегда доставляет ребятам большое удовольствие.
Для начала мероприятия необходимо выбрать 8 участников. Сделать это можно следующим образом: бросить на пол 8 небольших бумажек или карамелек.
Тот, кто окажется самым быстрым и внимательным, успев схватить одну из них, и становится участником игры.
Затем руководитель расставляет стулья равномерно на всей игровой площадке и просит выйти участников в центр.
Теперь, когда заиграет музыка, они должны бегать, прыгать, передвигаться на корточках (в зависимости от задания руководителя), но внимательно слушать, когда музыка прекратится.
Как только это произойдет, ребята должны как можно быстрее занять место на стуле. Тот малыш, который не успеет этого сделать, выходит из игры, забирая с собой один стул.
Так в игре остается только 7 участников и 6 стульев. Таким образом мероприятие продолжается до тех пор, пока не определится финалист. Но прежде чем победитель получит небольшой приз, он должен будет выполнить одно шуточное пожелание, которое ему загадают зрители.
После проведения данной игры ее можно повторить, набрав детей, которые еще не участвовали в конкурсе.
Подготовительный дошкольный возраст 6 - 7 лет
«Слушай, сочиняй и смотри»
Задачи:
Формирование стремления к более глубокому и осмысленному проникновению в музыкальный материал. Развитие умения фиксировать различные его этапы.
Описание игры:
Детям предлагается прослушать музыку из любого мультипликационного фильма ( без видео ряда) и представить себе историю, отражающую услышанное. Дети по очереди делятся своими рассказами. Завершается игра просмотром мультфильма и анализом образных совпадений.
4.1.2. Различает жанры музыкальных произведений
Младший дошкольный возраст 3 - 4 года
«Зайцы» Игровой материал. На планшете изображены лес, поляна в центре сделаны разрезы, куда могут вставляться картинки — «Зайцы спят», «Зайцы пляшут».
Ход игры. Воспитатель предлагает детям пойти погулять на полянку, нарисованную на картинке: «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете сами, когда услышите музыку».
Звучит мелодия колыбельной или танцевальной музыки. Дети определяют ее и по просьбе воспитателя вставляют соответствующую картинку в прорези на планшете.
Средний дошкольный возраст 4 - 5 лет
Игра «Кукла танцует и отдыхает».
Цель: выявить умение детей различать музыку по темпу (быстрая или медленная), динамикой (громкая или тихая).
Оборудование: кукла - игрушка.
Музыкальный материал: «Колыбельная», муз. Я. Степного; «Гопак», муз. Я. Степного.
Методика проведения игры. Детям раздают игрушки - куклы. Звучит музыка. Если она тихая, медленная, спокойная, ласковая - дети колышут куклу, а если быстрая, громкая, веселая, бодрая - дети танцуют с ней.
Старшый дошкольный возраст 5 - 6 лет
«Зайцы» Цель: научить детей различать танцевальные жанры, совершенствовать музыкально-ритмическое чувство, музыкально-слуховые представления.
Игровой материал: изображение леса, полянки. В центре разрез или кармашек, в котором выставляется картинки («Зайцы спят», «Зайцы пляшут»).Ход игры:Музыкальный руководитель предлагает детям пойти погулять на полянку. «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете, когда услышите музыку». На диске звучит колыбельная или танцевальная музыка. Ребенок определяет ее характер и вставляет соответствующую картинку в кармашек.
Подготовительный дошкольный возраст 6 - 7 лет
«Слушай внимательно»
Цель: научить детей различать танцевальные жанры, совершенствовать музыкально-ритмическое чувство, музыкально-слуховые представления. Музыкально-дидактический материал: «Вальс» А.Аренского; «Полька»Ц.Кюи; «Травушка-муравушка» р.н. мелодия; «Заинька» р.н.п. в обр. Н.Римского-Корсакова; «Чебурашка» В.Шаинского.Раздаточный материал: пять картонных карточек (10х30 см) и 15 кружочков из картона. На каждой карточке изображено по три картинки, условно обозначающие жанры танцевальной музыки (вальс, польку, народную пляску, современный танец, характерный танец).
Ход игры: дети сидят за столами. Перед ними лежат по 1-й карточке с изображениями танцующих пар или персонажей сказок и по три фишки.
1 вариант. «Сейчас вы услышите танцевальную музыку и должны будете угадать, какая из картинок в вашей карточке ей соответствует. Если это вальс – закройте картинку с изображением крутящейся девочки, если это- полька – картинку с изображением танцующей пары, если народная пляска – картинку с изображением хоровода, если это характерный танец – фишку с изображением сказочного персонажа.
Далее музыкальный руководитель исполняет музыкальное произведение (или включает грамзапись). По окончании игры хвалит детей и по желанию они танцуют любой из услышанных танцев.
2 вариант. Дети разделяются на пять команд: «Мальвина», «Буратино», «Чебурашка», «Зайчик», «Матрешка» и размещаются в разных местах комнаты.
Первая команда танцует под звуки вальса («Вальс» А.Аренского), вторая – польки («Полька» Ц.Кюи). Третья – сюжетного танца («Чебурашка» В.Шаинского). Четвертая – характерного танца («Заинька» р.н.м. в обработке Н.Римского-Корсакова), а пятая – народной пляски («Травушка-муравушка» р.н.п.). Музыкальный руководитель неоднократно исполняет произведения в разной последовательности. По окончании звучания их игра завершается соревнованием в ловкости: какая команда быстрее займет исходное положение.
4.2. Сам пытается музицировать:
4.2.1. Использует музыкальные инструменты в игре, другой деятельности
Младший дошкольный возраст 3 - 4 года
Прятки. Дети прячутся, присев на корточки за стульями, расставленными по залу, и стараются сидеть очень тихо. Во время 1-го куплета педагог ходит по залу - ищет детей, во время 2-го куплета - звенит погремушками, и дети выбегают из-за стульчиков, подбегают к педагогу.
«К нам гости пришли» Игровой материал. Игрушки бибабо (медведь, зайчик, лошадка, птичка), бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям подойти к нему: «Дети, сегодня к нам в гости должны прийти игрушки». Слышится стук в дверь. Воспитатель подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Лена, сыграй мне на бубне, я попляшу». Девочка медленно ударяет в бубен, мишка в руках воспитателя ритмично переступает с ноги на ногу. Дети хлопают. Аналогичным образом воспитатель обыгрывает приход других игрушек. Зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка скачет под четкие ритмические удары музыкального молоточка, птичка летит под звон колокольчика.
«Нам игрушки принесли»
Игровой материал. Музыкальные игрушки: дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек; кошка (мягкая игрушка); коробка.
Код игры. Воспитатель берет коробку, перевязанную лентой, достает оттуда кошку и поет песню «Серенькая кошечка» В. Витлина. Затем говорит, что в коробке лежат еще музыкальные игрушки, которые кошка даст детям, если они узнают их по звучанию. Педагог незаметно от детей (за небольшой ширмой) играет на музыкальных игрушках. Дети узнают их. Кошка дает игрушки ребенку, тот звенит колокольчиком (постукивает музыкальным молоточком, играет на дудочке). Затем кошка передает игрушку другому ребенку.
Средний дошкольный возраст 4 - 5 лет
Игра «Волшебная котомка»
Цель: выявить умение детей сравнивать музыкальные звуки по высоте и тембру звучания и сопоставлять их со звуками окружающей среды.
Оборудование: небольшая цветная сумка, музыкальные инструменты (барабан, бубен, металлофон, колокольчик, погремушка).
Методика проведения игры. Музыкальный руководитель из волшебной сумки достает какой-нибудь музыкальный инструмент, играет на нем и спрашивает ребенка: «Что напоминает этот музыкальный звук?»
Например:
Барабан - Гром или пение птиц?
Бубен - Шорох листьев или гром?
Металлофон - Дождик или ветер?
Старшый дошкольный возраст 5 - 6 лет
«Музыкальный театр»
Подготовительная работа: подбор ударных инструментов (бубен, колокольчики, ксилофон, металлофон, треугольник и др.), а также сюжетов сказок. Цель: активизация интереса детей к различным видам инструментов. Формирование ритмического мышления. Развитие фантазии и тренировка памяти.
Ход игры: дети должны рассказать сказку, используя ударные инструменты.
* Каждый участник игры представляет свой инструмент.
* Педагог предлагает сказочный сюжет, а дети подбирают инструмент, подходящий по звучанию каждому герою сказки, а затем и нужный ритмический рисунок. Например: Карабас - Барабас - бубен, Буратино – ксилофон, Мальвина – колокольчик, Пьеро – треугольник, Артемон – трещотка на сильную долю такта.
* Текст сказки озвучивается.
* Педагог забирает у детей все инструменты, которые использовались в сказке. Детей просят отвернуться и на слух заново воспринять рассказанную при помощи инструментов историю (события в ней будут изложены в иной последовательности, а значит, дети создают практически новую историю).
«Лесная прогулка» Цель: научиться различать тембры инструментов – барабана, бубна, металлофона. Развивать музыкально - ритмическое чувство.
Музыкально - дидактический материал: музыкальные инструменты.
Игровые пособия: домики плоскостные, где «живут» медведи, зайцы, белочки. Настольная ширма. Шапочки «зверей».
Ход игры: дети разделены на три подгруппы. Им надевают на голову шапочки с изображением зверей. Каждая группа «зверей» располагается в своем домике. На столе ширма, за которой лежат музыкальные инструменты.
«Сейчас звери лесные будут гулять в лесу. На звуки барабана выйдут погулять медведи, на звуки бубна – запрыгают зайчики, а на звучание металлофона – белочки. На лесной прогулке звери друг друга не обижают, друг другу уступают, а как только зазвучит другой инструмент – на месте остаются, никуда не убегают!» Музыкальный руководитель играет на инструментах в разной последовательности. «Зверюшки», в соответствии со звучащим инструментом, выполняют свои характерные движения. По окончании игры все «звери» должны спрятаться в своих домиках.
Подготовительный дошкольный возраст 6 - 7 лет
«Веселые ложки»Цель: развивать слуховое внимание, чувство ритма в игре на ложках.
Описание: дети выполняют движения с ложками под русскую народную песню «Пойду ль да выйду ль я».
Дети сидят на стульчиках.
МУЗЫКА А: 1-я фраза – стучат ложками слева направо восьмыми нотами.
2-я фраза - стучат ложками справа налево восьмыми нотами.
МУЗЫКА Б: 1-я фраза – два хлопка перед собой четвертями, один раз по коленям, один раз перед собой.
2-я фраза – два хлопка перед собой четвертями, один раз по коленям, один раз перед собой.
МУЗЫКА А: 1-я фраза – стучат восьмыми по правой ноге снизу вверх.
2-я фраза - стучат восьмыми по левой ноге снизу вверх.
МУЗЫКА Б: 1-я фраза – движение «тарелочки» четвертями.
2-я фраза – хлопки (две восьмые – справа, две восьмые – слева, 2 хлопка четвертями перед собой).
МУЗЫКА А: 1-я фраза - стучат ложками слева направо восьмыми нотами.
2-я фраза - стучат ложками справа налево восьмыми нотами.
МУЗЫКА Б: 1-я фраза – два хлопка перед собой четвертями, один раз по коленям, один раз перед собой.
2-я фраза - два хлопка перед собой четвертями, один раз по коленям, один раз перед собой.
«Кубик - оркестр» Цель: Чувствовать и воспроизводить метрический пульс речи (стихов) и музыки, развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание, навыки элементарного музицирования в оркестре, чувство ритма; воспитывать интерес к игре на музыкальных инструментах.
Ход игры: Дети в кругу под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая слова:
Кубик движется по кругу,
Передайте кубик другу.
Кубик может показать
На чем теперь тебе играть!
Каждый ребенок по очереди кидает кубик, берет выпавший инструмент со стола и кладет на свой стульчик. Игра повторяется, пока все дети не возьмут себе инструменты. Затем все вместе играют в «оркестр».Целесообразно разбить детей на подгруппы. По желанию детей игру можно повторить несколько раз, чтобы дети поиграли на разных инструментах и получили удовольствие от совместного музицирования.
4.2.2. Может назвать несколько музыкальных инструментов
Младший дошкольный возраст 3 - 4 года
«Узнай, какой инструмент звучит»
Программное содержание: Учить детей различать тембр музыкальных инструментов.
Игровые пособия: карточки с изображением треугольника, бубна, металлофона на каждого играющего.
Музыкально-дидактический материал: треугольник, бубен, металлофон.
Ход игры.1 вариант. Дети сидят за столами. Перед каждым лежит набор карточек.
Воспитатель располагается перед детьми. Инструменты загорожены ширмой. Звучит треугольник – нужно поднять карточку с его изображением, бубен – с изображением бубна, металлофон- с изображением металлофона. По желанию детей, ошибающихся меньшее число раз, исполняется произведение для слушания в грамзаписи.
2 вариант. Дети строятся в три колонны. По звучание треугольника бегают по комнате дети первой колонны. Под звучание бубна- второй, под звучание металлофона- третьей. Исполнение на инструментах педагога варьируется. В конце проводится физкультурное соревнование: кто быстрее построит колонну.
«Кто больше знает?»
Программное содержание: Расширять и закреплять знания о музыкальных инструментах (внешний вид, звучание, название).
Игровой материал: Карточки с изображением различных музыкальных инструментов, с которыми дети уже знакомы с предыдущих музыкальных занятий.
«Колпачки» Игровой материал. Три красочных бумажных колпачка, детские музыкальные инструменты: губная гармошка, металлофон, балалайка.
Ход игры. Подгруппа детей сидит полукругом, перед ними стол, на нем под колпаками лежат музыкальные инструменты. Воспитатель вызывает к столу ребенка и предлагает ему повернуться спиной и отгадать, на чем он будет играть. Для проверки ответа разрешается заглянуть под колпачок.
Средний дошкольный возраст 4 - 5 лет
Игра «Что звучит?»
Цель: выявить умение детей различать музыкальные игрушки и инструменты на слух по тембру звучания, знание их названий (погремушки, бубен, барабан, металлофон, свирель, колокольчик).
Оборудование: музыкальные инструменты (барабан, бубен, металлофон, свирель, колокольчик, погремушка), ширма.
Методика проведения игры. Музыкальный руководитель за ширмой играет на музыкальном инструменте и спрашивает у ребенка: «Какой музыкальный инструмент звучит?»
Если ребенок не может ответить, музыкальный руководитель еще раз предлагает послушать. Если и на этот раз ребенок не может назвать инструмент, то музыкальный руководитель предлагает найти среди музыкальных инструментов, которые разложены за ширмой, тот, который звучал.
Старшый дошкольный возраст 5 - 6 лет
Игра «Музыкальное лото»
Цель: учить классифицировать музыкальные инструменты по группам, развивать тембровое восприятие и ритмический слух, развивать музыкальную память
Подготовительный дошкольный возраст 6 - 7 лет
«СТУЧАЛКИ»
Более сложным примером игры является игра с применением каких-либо музыкальных инструментов. Но не пугайтесь, под инструментами мы подразумеваем все, из чего можно извлечь звук, все, по чему можно стукнуть или чем можно произвести какой-либо шум, звон, дребезжание или даже шорох. Все подойдет: деревянные ложки, палочки, металлические столовые приборы, какие-нибудь трещотки, детские погремушки. Попробуйте использовать разные по тембру материалы – деревянные шкатулочки или коробочки, металлические банки и кастрюли, принесенные с кухни (конечно, с разрешения мамы). Стучать по ним можно металлическими палочками или ложками.
Задача усложняется тем, что теперь мы развиваем и тембровую память. В игре участвуют несколько детей. Один из них, первый, должен придумать и «проиграть», то есть попросту простучать или пробренчать какой-либо ритм. Для начала используйте только два тембра. Например, железными палочками исполнитель должен часть рисунка отстучать по деревянной поверхности, а часть – по металлической. При повторении следующий участник может исполнить сначала просто ритм без изменения тембра, а потом как можно точнее проиграть с использованием тех же самых предметов и тембров тот же самый ритм с «перебивкой» тембра в тех же местах.
Для тех, кто наделен творческой фантазией, можно предложить повторить ритмический рисунок сразу на других инструментах, но полностью точно скопированный. Эта задача не так уж сложна, сложность здесь заключается в том, чтобы сделать тембровые «перебивки» еще более интересными. Как бы перещеголять в этом искусстве самого автора первоначальной композиции.
4.2.3. Поет самостоятельно, использует творческое исполнение песен разного характера
Младший дошкольный возраст 3 - 4 года
«Барашек серенький»
Игроки выбирают «барашка», образуют вокруг него круг, ведут хоровод и поют:
Ты, барашек серенький,
С хвостиком беленьким!
Мы тебя поили,
Мы тебя кормили,
Ты нас не бодай,
Лучше с нами поиграй,
Ну, давай же, догоняй!
Когда игроки допоют, они разбегаются по игровой площадке. «Барашек» бежит за кем-то и старается поймать. Если ему это удается, он меняется ролями с пойманным игроком.
«Чудесный мешочек»
Игровой материал. Небольшой мешочек, в котором игрушки: мишка, заяц, птичка, кошка, петушок.
Ход игры. Музыкальный руководитель проигрывает мелодии знакомых детям произведений: «Петушок»— русская народная мелодия, «Серенькая кошечка»
В. Витлина, «Воробушки» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова и др. Дети узнают музыку, кто-либо из них достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.
Средний дошкольный возраст 4 - 5 лет
«Косолапый мишка»
Цель игры: научить детей согласовывать свои движения с текстом песни, которую они поют, прививать детям любовь к музыке, вызывать желание играть и петь в коллективе сверстников, развивать внимательность и сообразительность, музыкальный слух, чувство ритма и другие музыкальные качества.
Оборудование: маски медведя для каждого ребенка, музыкальное сопровождение.
Возраст: 3–4 года.
Ход игры: воспитатель предлагает ребятам собраться всем вместе и встать в один большой круг. Далее все дети хором повторяют слова детского стихотворения:
Мишка косолапый
По лесу идет,
Шишки собирает,
Песенку поет.
Вдруг упала шишка
Прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился
И ногою – топ, топ, топ!
Когда ребята вспомнят знакомое им стихотворение, руководитель начинает объяснять правила игры, которые заключаются в том, чтобы выполнять действия в соответствии с текстом.
Музыкальный работник вполне может подобрать мелодию к данным словам, тогда ребята будут напевать песенку и показывать то, что случилось с медвежонком.
Действия детей могут быть следующими.
Мишка косолапый
По лесу идет (ребята, взявшись за руки, идут по кругу в правую или левую сторону),
Шишки собирает (дети наклоняются вперед и делают вид, что поднимают с пола шишку и кладут ее в корзину),
Песенку поет (ребята открывают рот и изображают пение песни). Вдруг упала шишка
Прямо мишке в лоб (малыши отводят руку в сторону, а затем показывают, как шишка упала по голове медвежонку).
Мишка рассердился (все хмурятся и сердятся)
И ногою – топ, топ, топ! (топают ногой 3 раза).
Игра «Кто в гости пришел?»
Цель: выявить умение детей петь естественным голосом доступные по содержанию песни разного характера в диапазоне «ре - ля», четко произносить слова.
Оборудование: игрушки «котик» и «петушок».
Музыкальный репертуар: Украинская народная песня «Котик серенький», песня «Петушок», муз. В. Витлина, сл. . А. Ременной.
Методика проведения игры. Педагог приглашает детей посмотреть, кто к ним в гости пришел. Когда здороваются с котиком - звучит мелодия песенки «Котик серенький», когда с петушком - мелодия песни «Петушок». Педагог рассказывает детям, что животные пришли послушать о себе песенки. К кому прикоснется животное, тот должен спеть песенку об этом животном.
Игра «Узнай и спой песенку»
Цель: проверить умение детей узнавать знакомые песенки и передавать в пении мелодию.
Методика проведения игры.
1 этап. Педагог предлагает ребенку прослушать поочередно несколько знакомых мелодий песен. Ребенку необходимо вспомнить название музыкального произведения или какую-то фразу из песни.
2 этап. Педагог предлагает ребенку спеть знакомую песню за музыкальными фразами, проявляя особенности вокальных навыков. Петь без напряжения, протяжно, не спеша, отчетливо произнося слова.
Игра «Веселый концерт»
Цель: определить навыки детей петь в ансамбле, не отставая и не опережая друг друга.
Методика проведения игры. Педагог разделяет детей на небольшие группы и предлагает провести концерт. Каждая группа детей выполняет знакомую песню с музыкальным сопровождением.
Старшый дошкольный возраст 5 - 6 лет
«Хоровод» Возраст: 5–6 лет.
Цель игры: развивать творческие способности детей, музыкальный слух, тренировать музыкальную память, обучить детей двигаться в соответствии с предложенными указаниями, не забывая о ритме.
Оборудование: магнитофонная запись мелодии, знакомой детям, или фортепианное сопровождение.
Ход игры: руководитель собирает ребят вместе и предлагает им встать в большой круг, взявшись за руки. Затем ребята начинают водить хоровод под знакомую им песню (например, «В лесу родилась елочка» или «Улыбка») и напевать ее слова.
После того как дети споют первый куплет, воспитатель говорит, что просто так ходить каждый умеет, и предлагает держаться не за руки, а за коленки своих друзей. Ребята приседают и пытаются ухватиться за колени соседей и продолжают движение, но уже в обратную сторону.
Все поют второй куплет песни.
Во время третьего куплета руководитель меняет задание: теперь необходимо держаться не за колени, а за уши своих друзей. Движение хоровода меняется в противоположную сторону.
Воспитатель может предложить и следующие задания во время движения в хороводе:
1) держаться за нос своего соседа;
2) обнимать своего соседа за плечи;
3) шагать на согнутых в коленях ногах, словно утята и др.
«Угадайка»
Задачи:
Формирование постоянного стремления к правильному интонированию. Активизация слухового восприятия.
Описание игры:
Один ребёнок встаёт спиной к группе детей, кто-то из них исполняет попевку. Задача ребёнка, стоящего спиной, - отгадать по тембру голоса солиста-исполнителя.
Подготовительный дошкольный возраст 6 - 7 лет
«Бубен песенку поет»
Цель: научить детей различать и передавать ритмический рисунок знакомых песен на музыкальных инструментах.
Музыкально-дидактический материал: бубны (по одному на двоих детей), металлофон. Мелодии песен в грамзаписи.
Ход игры: музыкальный руководитель раздает бубны по одному на двоих детей, предлагает им спеть мелодии известных песенок на какой-нибудь слог («ля-ля»). Поет вместе с детьми, затем напоминает, в какой руке и как надо держать бубен. Просит детей внимательно послушать мелодию песни, которая звучит на металлофоне, и затем повторить ее ритмический рисунок ударами по бубну. Отмечает детей, правильно передающих ритмический рисунок.
«Угадай мелодию»
Цель игры: развивать музыкальный слух и голос детей, внимание, воспитывать нравственные качества ребят, привлечь внимание ребят к содержанию музыки, обучить слушать и различать произведения исключительно по мелодии.
Оборудование: магнитофонные записи мелодий таких детских песен, как «В лесу родилась елочка», «Песенка кота Леопольда», «Маленькой елочке...», «Смешной человечек», «Улыбка», «Песенка Львенка», «Песенка Мамонтенка» и других, нотные значки.
Ход игры: воспитатель предлагает ребятам весело провести время. А для этого необходимо закрыть глаза и посчитать до 10. Когда дети открывают глаза, то видят, что обстановка в игровой комнате изменилась: кругом появились нотные значки, играет приятная мелодичная музыка.
Следующим этапом руководитель предлагает детям сыграть в очень интересную игру, которая называется «Угадай мелодию». Для этого все ребята должны разделиться на две команды и придумать каждой название.
Далее руководитель объясняет всем правила игры, которые заключаются в том, чтобы правильно назвать услышанную мелодию, пропеть часть песенки. Если команда отгадывает мелодию, то ее капитан должен быстро поднять руку и сказать, кто из участников будет отвечать.
Если ребенок правильно напел слова песни, то команда получает 3 очка. Если же малыш помнит только мелодию, которую верно напевает, то команда получит только 1 очко. В игре побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.
В старшей группе детского сада можно использовать не только мелодии песен, которые дети изучают на музыкальных занятиях, но и современные шлягеры, с которыми малыши, как правило, очень хорошо знакомы.
4.3. Двигается под музыку:
4.3.1. Может исполнить танец, выученный на музыкальном занятии
Младший дошкольный возраст 3 - 4 года
Каблучок. Дети выполняют танцевальные движения в соответствии с текстом песни.(«Чок - да – док» Е. Железнова)
«Зайка беленький сидит»Цель. Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста. Доставить детям радость.
Описание. Дети сидят на стульчиках или скамейках по одной стороне комнаты или площадки. Воспитатель говорит, что все они зайки, и предлагает им выбежать на полянку. Дети выходят на середину комнаты, становятся около воспитателя и приседают на корточки.
На слова:
Зайка беленький сидит
Вот так, вот так
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Дети шевелят кистями рук, подняв их к голове.
Зайке холодно сидеть,
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,
Надо лапочки погреть.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,
Со слова "хлоп" и до конца фразы дети хлопают в ладоши.
Зайке холодно стоять,
Скок-скок, скок-скок,
Надо зайке поскакать,
Скок-скок, скок-скок,
Со слов "скок-скок" и до конца фразы дети подпрыгивают на обеих ногах на месте.
«Веселая песня»
Цель игры: научить детей согласовывать свои движения с текстом песни, которую они поют, прививать детям любовь к музыке, желание играть и петь в коллективе сверстников, развивать внимательность и сообразительность.
Оборудование: игрушечный бычок или коровка, небольшая дощечка или картонный лист бумаги в форме прямоугольника, музыкальное сопровождение.
Вздыхает на ходу (все начинают тяжело вздыхать):
«Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду» (повторяют слова грубоватым голосом).
Ход игры: руководитель предлагает детям вспомнить самые любимые их стихотворения. Когда дети расскажут некоторые из них наизусть, можно попросить вспомнить стихотворение А. Барто «Бычок».
Ребята не только с удовольствием рассказывают его, но и переживают за то, что может случиться с главным героем этого стихотворения. Для того чтобы убедиться, насколько хорошо дети понимают смысл произведения, можно предложить им ответить на ряд вопросов, которые касаются его содержания:
1) о ком идет речь в данном стихотворении?
2) чего Бычок так сильно боится?
3) как идет Бычок?
4) как вы думаете, он упадет?
5) и тому подобное.
Следующим этапом ребята медленно читают стихотворение и выполняют следующие движения.
Идет бычок, качается (ребята становятся на четвереньки и начинают медленно передвигаться по полу, раскачиваясь при этом то в правую, то в левую сторону).
Средний дошкольный возраст 4 - 5 лет
«Пузырь»
Цель. Научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами. Описание. Дети и воспитатель берутся за руки, образуют круг, становясь близко друг к другу, на слова песенки:
Надувайся, наш пузырь, надувайся
Надувайся, наш пузырь, надувайся
Да не лопни, смотри
Да не лопни, смотри
Да не лопни. Хлоп!
дети расширяют круг, постепенно отступая назад, держась за руки до тех пор, пока не прозвучат слово: «Хлоп!». Дети опускают руки и хлопают в ладоши — пузырь лопнул.
«Карусель»
Цель игры: развивать чувство ритма у детей, умение передвигаться в соответствии с темпом мелодии, воспитывать эмоциональный отклик на музыку.
Оборудование: круг диаметром 50–60 см с небольшими отверстиями по краю, хорошо установленный шест высотой около 1,5 м, 20 ленточек разного цвета длиной около 1 м, прикрепленных к кругу, который в свою очередь свободно вращается на шесте. Композиция должна напоминать карусели, которые будут приводить в движение сами дети. Музыкальное сопровождение.
Ход игры: воспитатель собирает детей вместе и говорит, что сегодня они будут кататься на каруселях, но сначала их нужно сделать из небольшого круга и разноцветных ленточек.
Сначала дети привязывают разноцветные ленточки за отверстия в круге. Потом круг необходимо закрепить на шесте, чтобы он мог вращаться.
Затем руководитель объясняет правила игры, которые заключаются в том, что необходимо «кататься» на каруселях (ходить по кругу, держась за разноцветные ленточки) то быстро, то медленно в зависимости от музыки. Если в данный момент звучит медленная мелодия, то ребята медленно идут друг за другом, если заиграла музыка веселая, то все начинают передвигаться вприпрыжку, но если мелодия прекратилась, то все участники должны остановиться.
Воспитатель в процессе игры помогает ребятам сориентироваться и подсказывает, в каком темпе нужно двигаться. Такая игра развивает у детей не только чувство ритма, но и внимательность.
Старший дошкольный возраст 5 - 6 лет
«ЗИМА»
Цель: развивать чувство ритма, координацию слова и движения.
Описание: зимушка-зима нас радует своими играми и забавами. Дети выполняют ритмичные движения под следующие слова:
Ух! Ух! Ух! «тарелочки»
Мчатся сани хлопки справа, слева в ритме музыки
Во весь дух. 2 раза топают
Ух! Ух! Ух! «тарелочки»
Снег под горкой хлопки в ритме музыки
Словно пух. 2 хлопка над головой.
«Карусели»
Цель: развивать ритмичность движений и умение сочетать их с произношением слов, реагировать на ускорение и замедление темпа чтения стихов.
Ход игры: Дети встают вокруг карусели на расстоянии вытянутых рук. По сигналу дети поднимают ленты, поворачиваются друг за другом, идут по кругу. Сопровождают движения чтением стихов. При знакомстве с игрой текст произносит взрослый, а при повторении игры – дети. Бег можно продлить, повторив слово «побежали».
ТЕКСТ ДВИЖЕНИЯ ДЕТЕЙ
Еле-еле, еле-еле медленная ходьба
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом, ходьба с ускорением
Все бегом, бегом, бегом.
Побежали, побежали бег на носках под ритм слов
Побежали, побежали…
Тише, тише, не спешите, движения замедляются и
Карусель остановите, дети останавливаются,
Раз-два, поворачиваются лицом к центру,
Раз-два, кладут ленту на пол.
Вот и кончилась игра.
Подготовительный дошкольный возраст 6 - 7 лет
«Веселый мяч»
Цель игры: развивать эмоциональность у ребят, умение играть в коллективе, слушать музыку, выявлять творческие способности ребят.
Оборудование: небольшой мяч.
Ход игры: воспитатель предлагает ребятам встать в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Затем руководитель дает одному из ребят мяч, который он передает по часовой стрелке по кругу. Все это происходит, пока звучит мелодия.
Но как только музыка прекращается, ребенок, у которого на данный момент остался мяч в руках, должен или рассказать стихотворение, или спеть любую песенку, или станцевать.
Если малыш стесняется выходить в центр круга, то вместе с ним это могут сделать и его друзья, особенно если он поет знакомую всем песню.
Когда ребенок выполнит данное задание, он должен выйти из игры. Далее все продолжается подобным образом.
В игре побеждает тот малыш, который остался последним в этом конкурсе. Если количество ребят, участвующих в игре, больше 10, то игроки, у которых в руках оказывался мяч, продолжают игру.
Особым правилом конкурса является то, что нельзя повторять песни и стихи, а исполнять нужно каждый раз новые. Это не только повысит интерес детей к игре, но и поможет им проявить фантазию.
Данная игра очень хорошо проходит на детских утренниках. Этому способствует не только положительный настрой детей, но и то, что обычно ребята стараются заранее подготовить к ним несколько номеров (стихотворений или песен). Именно поэтому почти не бывает ситуаций, когда ребята не знают, что показать своим друзьям, если у них в руках остается мяч во время игры.
4.3.2. Передает в движениях музыкальные образы, любит смотреть, как танцуют дети, взрослые.
Младший дошкольный возраст 3 - 4 года
Листочки. Дети стоят вокруг педагога, который держит в руках цветные листочки бумаги (их можно вырезать в форме листьев). Дети дуют «как ветер» (можно совершать махи руками вперед-назад). Педагог в это время разбрасывает вокруг листочки. В конце песни дети собирают листки с пола и отдают их педагогу. Получая листочки, необходимо побуждать детей называть их цвет.
Медведь. Во время вступления ребенок изображающий медведя, сидит на стуле и притворяется спящим. Остальные дети-«пчелки». Они бегают по залу с руками, поднятыми в стороны, и жужжат. Они «собирают мед» и «складывают» его в коробочку («соты»). Во время куплета «медведь» просыпается и пытается унести коробку («соты с медом»). «Пчелы», жужжа и махая руками, прогоняют его.
«Где же мои детки» Потребуются четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изображены гусь, утка, курица, просто птица; на маленьких – утята, гусята, цыплята, птенчики в гнездышке. Дети сидят полукругом напротив воспитателя, у каждого по одной маленькой карточке. Воспитатель предлагает поиграть и начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, гусыня с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку): „Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!“ (поет на „ре“ первой октавы – мелодия начинается со звука „ре“, слоги „тя-та“ в слове „утята“ и „бя-та“ в слове „ребята“ поются на „фа“)». Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: «Кря-кря, мы здесь» (поют на звуке «ля» первой октавы).Воспитатель забирает у ребят карточки и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей: „Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко!“ (поет на „ми“ первой октавы – ход мелодии тот же). Ребята, у которых на карточках изображены цыплята, поют на звуке „си“ первой октавы. Гусята „отвечают“ на „фа“ первой октавы (тональность си-мажор); птенчики „отвечают“ на „до“ второй октавы (тональность фа-мажор)». Затем воспитатель дает возможность детям побыть «мамами-птицами».
Средний дошкольный возраст 4 - 5 лет
«Мышки и кот»
Цель. Приучать детей бегать легко, на носках, не наталкиваясь друг на друга; ориентироваться в пространстве, менять движения со сменой музыки.
Описание. Дети сидят на скамейках или стульчиках. Это мыши в норках. В противоположной стороне комнаты или площадки сидит кот, роль которого исполняет воспитатель. Кот засыпает (закрывает глаза), а мыши разбегаются по всей комнате. Но вот кот просыпается, потягивается, мяукает и начинает ловить мышей. Мыши быстро убегают и прячутся в норках (занимают свои места). Пойманных мышек кот уводит к себе. Когда остальные мыши спрячутся в норки, кот еще раз проходит по комнате, затем возвращается на свое место и засыпает.
«Пузырь»
Цель игры: обучить ребят выполнять движения под музыку и стараться, чтобы они соответствовали ее темпу, развивать фантазию и воображение.
Оборудование: музыкальное сопровождение.
Ход игры: руководитель собирает всех детей вместе и объясняет правила игры «Пузырь», которые заключаются в том, что необходимо выполнять различные действия, пока играет музыка, но остановиться, когда она прекратит звучать. И при этом нужно удерживаться от смеха, когда мимо будет проходить водящий и смешить всех своими действиями.
После этого ребята выбирают себе водящего. Это можно сделать как при помощи счита-лочки, так и по желанию ребят. Когда музыка начинает играть, все дети стараются медленно или быстро (в зависимости от темпа мелодии) передвигаться по игровой комнате. Нельзя забывать о том, что щеки должны быть постоянно надутыми, ведь они «пузырики».
Как только музыка прекращается, все игроки должны замереть на месте в той позе, в которой оказались, и стоять так как можно дольше, не шевелясь и не смеясь, чтобы щеки оставались надутыми.
Водящий подходит к каждому и заглядывает ему в глаза, строит рожицы, в общем, пытается рассмешить любым способом. Как только ребенок сдул щечки, т. е. «лопнул», он выходит из игры.
Побеждает тот малыш, который продержался дольше всех. Он-то и становится водящим в следующем туре.
Старший дошкольный возраст 5 - 6 лет
«Когда начинают звучать предметы»
Задачи:
Развитие воображения, творческого начала (окружающий мир становится более объёмным и многогранным)
Материал:
Подбор необходимых для игры предметов (лист бумаги, карандаш, линейка и т.д.). стихотворные тексты.
Описание игры:
В начале игры поочерёдно используются разные предметы для достижения максимального количества звуковых ассоциаций. Например: лёгкое колебание листа бумаги ассоциируется с шумом ветра; сжимание листа бумаги в руках - с шагами на снегу; звук медленно рвущейся бумаги – со скрипом дерева; резкие удары карандашом по листу бумаги напоминают потрескивание горящих поленьев; лёгкое постукивание – капли дождя; удары по кромке бумаги – стук дятла и т.д. Аналогично можно использовать каждый предмет, подключая всевозможные фантазии педагога и детей.
После достижения максимального количества вариантов наступает переход к следующему этапу – звукосочетаний. Далее педагог ставит задачи изображения конкретных картин. Природа: лес, море, ливень. Природная стихия: буря, шторм, ливень, вьюга. Передача чувств: гнев, радость, покой, нежность. На следующем этапе игры усложняются до определённого сюжета. Например, озвучивание стихотворения.
«Скульпторы»
Задачи:
Передача образа с помощью пантомимы.
Описание игры:
В игре дети осмысливают стилизованную идею и передают её в статичной пластике тела. После прослушивания музыки педагог вводит в игру детей. Дети действуют парами. Один ребёнок исполняет роль скульптора, другой – глины. Ребёнок-скульптор придаёт глине форму в соответствии с собственными впечатлениями о прослушанной музыке. Ребёнок-глина должен быть послушным, мягким, податливым. Когда работа завершена, скульптор рассказывает всем о своём художественном замысле, средствах, которыми он передан.
Подготовительный дошкольный возраст 6 - 7 лет
«Пантомимы»
Цель игры: учить ребят выполнять действия, необходимые в игре, развивать воображение и фантазию детей, а также творческие способности.
Оборудование: нарисованные на альбомных листах чайник, крышка от него, та же крышка, но только большего размера, пар, идущий из чайника при закипании воды; музыкальное сопровождение.
Ход игры: воспитатель предлагает ребятам выучить небольшую песенку, которая наверняка многим уже знакома, со следующими словами:
Чайничек – крышечка,
Крышечка – шишечка,
Шишечка – дырочка,
Дырочка – пар идет.
Когда ребята хорошо будут знать слова, руководитель может объяснить правила игры, которые заключаются в том, чтобы во время пения заменять определенные слова жестами.
Делается это следующим образом: ребята все вместе поют данную песенку под музыкальное сопровождение, затем слово «чайничек» заменяется жестом (дети показывают руками, какой формы чайник).
Во время показа никто не говорит название предмета. В этом и заключается главная идея игры.
Затем песенка повторяется второй раз, только теперь жестами заменяется не только слово «чайничек», но и «крышечка» (ребята подводят правую руку к груди, держа ладонь вертикально).
После этого все поют песню, которая стала еще сложнее, так как в ней нельзя произносить уже три слова (слово «шишечка» заменяется таким жестом, как пальцы, сжатые в кулак). И последнее слово показывается следующим образом: дети совершают указательным пальцем небольшие круговые движения, будто идет пар.
Такая игра довольно сложна, но всегда вызывает положительные эмоции.
В случае, если ребята впервые встречаются с подобным типом песенки, то можно им помочь. Для этого следует показывать для каждый жеста, который выполняется во время пения, рисунок того слова, которое заменяется жестом.
Это поможет малышам не растеряться и выполнить задание правильно.
Подобную игру можно проводить и со следующей детской песенкой:
У оленя дом большой,
Он глядит в свое окошко.
Зайка по лесу бежит,
В дверь к нему стучит:
«Тук, тук, дверь открой,
Там, в лесу охотник злой».
«Зайка, лапу мне давай,
в домик забегай».
Эта игра немного сложнее предыдущей и требует от детей хорошей памяти, но если они легко справились с «Чайничком», то смогут выучить и движения к данной песне.
Во время исполнения одно из слов заменяется жестом, а происходит это следующим образом:
вместо слова «олень дети показывают рога на голове, приставляя руки к затылку;
при слове «дом» ребята показывают крышу над головой двумя руками;
«глядит» – необходимо сделать вид, что смотришь в бинокль;
«окошко» – дети вырисовывают в воздухе небольшой квадрат;
«зайка» – малыши показывают «ушки на макушке»;
«бежит» – все изображают бег на месте;
«стучит, тук» – дети делают вид, что стучат по двери;
«открой» – жест рукой, показывающий открывание двери;
«там в лесу» – все поворачиваются назад и показывают рукой вдаль;
«лапу» – протягивают вперед руку;
«мне» – показывают пальцем или рукой на себя.
Данную игру можно проводить не сразу, а разучивать по частям, тогда детям будет легче, а значит, и интереснее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Приобщение детей к музыкальному искусству посредством интеграции различных видов музыкально-художественной деятельности с применением ИКТ"
Идея моей призентации заключается в том, чтобы оживить музыкальную деятельность с детьми, дать возможность более красочно и наглядно представить все её направления....
Игра – путешествие «Потерянная песенка» (музыкально-художественная деятельность)
Музыкальное занятие направлено на формирование эстетического восприятия окружающего мира, воспитание эмоционального и осознанного отношения к искусству, умения услышать, увидеть, почувствовать и переж...
«Роль игры в развитии музыкально – художественной деятельности при освоении образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2...
Приложение к программе по выявлению музыкально-творческих способностей детей «Музыкальные звездочки» в ходе образовательного процесса по музыкально-художественной деятельности. Календарное планирование музыкально-творческих заданий на 2022-2023 год
Приложение к программе по выявлению музыкально-творческих способностей детей «Музыкальные звездочки» в ходе образовательного процесса по музыкально-художественной деятельности. Календарное...
Приложение №1 к программе по выявлению музыкально-творческих способностей детей «Музыкальные звездочки» в ходе образовательного процесса по музыкально-художественной деятельности. Календарное планирование музыкально-творческих заданий на 2022-2023 год
Приложение №1 к программе по выявлению музыкально-творческих способностей детей «Музыкальные звездочки» в ходе образовательного процесса по музыкально-художественной деятельности. Ка...
Приложение №1 к программе по здоровьесбережению детей на музыкально-художественной деятельности «Здоровая малышандия» Примерный материал с использованием здоровьесберегающих технологий в ходе образовательного процесса по музыкально-художественной деят
Приложение №1 к программе по здоровьесбережению детей на музыкально-художественной деятельности «Здоровая малышандия» Примерный материал с использованием здоровьесберегающих технолог...