ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
статья по теме
В данной статье описана организация предметно-пространственной среды в ДОУ в условиях ФГТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vostruhina.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
В связи с изменениями в современном обществе, экономическими и социальными реформами, увеличилась ценность образования, возросла потребность его качества.
Федеральные Государственные Требования предполагают новые отношения мира взрослых и мира детства, означающие равенство обоих миров, диалогизм их отношений, сосуществование, свободу, единство и принятие друг друга.
Сегодня актуальность проблемы воспитания дошкольника, как субъекта детских видов деятельности и поведения, возрастает в связи с интенсивным развитием у современного ребенка субъективных свойств и качеств, к которым относятся активность, инициативность, наличие интересов и мотивации к избираемым видам деятельности, самостоятельность и стремление сделать так, как задумано самим ребенком, оценить качество достигнутого результата.
Задача педагогических работников в ДОУ состоит в умении моделировать социокультурную предметно-пространственную развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявлять творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.
Особенности развития ребенка-дошкольника делают средством его образования окружающий предметный мир. Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ включает все, что доступно восприятию ребенка и использованию им в практической деятельности. Среда должна быть наполнена содержанием достижений в знаниях, открытиях, умениях, которые многие дети уже освоили и начинают создавать багаж для следующей ступени развития.
Предметно-пространственная развивающая среда должна организовываться на основе следующих принципов:
- Принцип открытости обществу и открытости своего "Я", который предполагает персонализацию среды каждой группы. Для этого в группах оформляются выставки фотографий "Вот мы какие", семейные альбомы и т.д.
- Принцип гибкого зонирования, заключающийся в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Оснащение групповых комнат помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.
- Принцип стабильности-динамичности развивающей среды тесно взаимосвязан с принципом гибкого зонирования. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
- Принцип полифункциональности предметного мира реализуется с помощью различного модульного оборудования, которым оснащены все помещения детского сада. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников.
Таким образом, среда, в которой развивается ребенок, должна обеспечивать личностно-ориентированное воспитание и социально-эмоциональное взаимодействие детей с взрослыми, где ребенок эмоционально проявляет себя, выражая осознанно-правильное отношение к окружающему, реализуя себя как личность. Эмоции ребенка, положительные или отрицательные, рождаются в процессе общения его с материальным миром. Педагогам и родителям необходимо направить их на развитие таких индивидуальных качеств, как взаимопомощь, доброта, умение видеть прекрасное, любовь к ближним. Правильно организованная предметная среда предполагает единство материального и духовного мира ребенка. Предметно-развивающая среда включает в себя цветовое решение группы, объекты живой природы (комнатные растения, мини-теплицы), оформление зон деятельности (игровая, столовая, спальная).
Организация и расположение предметов развивающей среды в пространстве групповых помещений должно быть рационально логичным и удобным для детей, отвечать возрастным особенностям и потребностям детей, иметь отличительные признаки. Например, в подготовительных группах для детских игр можно задействовать пространство не только групповых, но и спальных комнат. У детей будет возможность сохранять постройки и игровые уголки,созданные ими для того, чтобы продолжить игру столько времени, сколько им необходимо. Важно использовать не только стационарную, но и мобильную мебель: полифункциональное игровое оборудование: ширмы, игровые скамейки со множеством отверстий, так называемый «запасник ценных вещей», где в неглубоких коробках, ящиках сосредоточены разнообразные полифункциональные предметы, материалы, куски ткани, сумки, элементы разных костюмов и прочие детали внешних знаков, ролей, которые примеряют на себя дети дошкольного возраста. Все это предоставит детям право изменять пространственную среду, обустраивать свой мир игры с позиций своих детских интересов.
Расположение мебели, игрового и прочего оборудования в предметной среде должно отвечать требованиям техники безопасности, приципам функционального комфорта, позволять детям свободно перемещаться в пространстве, а также отвечать санитарно-гигиеническим нормативным требованиям. И, конечно же, необходимо отметить, что оформление предметно-развивающей среды должно отвечать требованиям эстетики, привлекать внимание детей, побуждать к активному действию в ней.
В предметно-пространственной развивающей среде должны быть созданы условия, способствующие формированию психологических новообразований, которые появляются у детей в разные годы дошкольного детства.
Обстановка в группе создается таким образом, чтобы предоставить ребенку самостоятельно делать выбор. Помещение разделяется на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры. В группах могут быть такие центры (уголки) как: искусства, строительства, кулинарии, драматизации, литературы, естествознания, науки, патриотический и прочие.
В обстановку группы, кроме предметов, предназначенных для детей данной возрастной группы, необходимо включать некоторые игры и атрибуты, ориентированные на детей постарше. Так называемая «зона ближайшего развития».
Детскому образовательному учреждению как воздух необходима современная предметно-пространственная развивающая среда, расширяющая кругозор детей, обогащающая их представления о человеческих возможностях, о жизни людей нашей Родины и других стран, о природе родного края и всей Земли, о современных информационных возможностях, о культуре быта и об экологически правильном поведении. Целенаправленно организованная среда играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.
Детский сад, оборудованный в соответствии с концепцией развивающей предметной среды, приобретает статус культурного образовательного центра района, города, села, поднимающий в глазах родителей и общества в целом престиж образованности и воспитанности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация предметно-пространственной развивающей среды в дошкольном учреждении» (Вторая младшая группа 3 – 4 года)
Формирование личности является важной задачей педагогики, так как позволяет сформировать у каждого ребенка представления о цели жизни. Выработав образ среды, ребенок начинает сопоставлять его с ...
Методические рекомендации по «Организации предметно пространственной развивающей среды в дошкольном учреждении»
рекомендации для воспитателей по организации предметно - развивающей среды...
Организация предметно-пространственной развивающей среды ДОУ. Создание образовательного контента для организации игровых сеансов.
Построение предметно-пространственной развивающей среды ДОУ. Образовательный контент – это структурированное предметное содержание, используемое в образовательном процессе....
"Создание предметно - пространственной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении для детей со зрительной патологией. Виды, размер материала, используемого для коррекции зрительных нарушений у детей"
Консультация для педагогов «Создание предметно - пространственной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении для детей со зрительной патологией. Виды, размер материала, используем...
«Организация предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной образовательной организации».
Ведущим видом деятельности для дошкольников является игра. Именно поэтому воспитатели испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной среды ДОУ...
Организация предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной образовательной организации
В статье отражены организация и принципы построения предметно-пространственной развивающей среды. Вследствие постоянного поиска инновационных подходов к созданию пространственной среды в ДОУ созданы р...
« Создание предметно - пространственной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении для детей со зрительной патологией.
Одним из основных условий, обеспечивающих всестороннее развитие ребёнка с нарушением зрения, является правильная организация педагогического процесса и создание рациональной и оптимальной предметно ...