Консультация для педагогов "Организация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных организациях с учетом рекомендаций ФГОС ДО"
методическая разработка
В системе дошкольного образования в связи с принятием ФГОС ДО, а также меняющихся нормативно-правовых, административных, экономических, социокультурных условий, дошкольные организации могут вполне реально осуществлять реформу своей деятельности. Это касается и изменений развивающей среды ребенка.
Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций развития российского дошкольного образования возможны разные варианты создания развивающей предметно-пространственной среды при условии, что учитывается возрастная и гендерная специфика для реализации общеобразовательной программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_rpps.pptx | 1.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития».
При создании РППС ДОО необходимо обеспечить реализацию:
В соответствии с ФГОС дошкольного образования РППС должна обеспечивать и гарантировать :
Функции РППС ДО : В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) РППС также необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.
Основные принципы организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации РППС ДО :
Предметное содержание РППС ДО : В се предметы должны быть известны детям, соответствовать их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным) для осуществления полноценной самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности. Д олжны быть включены предметы для совместной деятельности ребенка со взрослым (педагогом). Предметное содержание должно выполнять информативные функции об окружающем мире и передачи социального опыта детям. Все игрушки, оборудование и другие материалы должны быть разнообразны и связаны между собой по содержанию и масштабу для обеспечения доступности среды.
Примерный перечень зон для организации РППС: Сюжетно-ролевых и режиссерских игр Познавательной активности Самостоятельной деятельности детей Двигательной активности Экспериментирования и наблюдениями за природными явлениями Настольно-печатных и развивающих игр Отдыха
Общие принципы отбора игровой продукции для детей-дошкольников Принцип безопасности (отсутствия рисков) игровой продукции для ребенка: физические риски, психологические риски, нравственные риски. Принцип развития, с учетом зоны ближайшего развития (ЗБР) ребенка Принцип соответствия возрастным (половозрастным) особенностям ребенка, индивидуальным особенностям, специальным особенностям ребенка
Организация РППС в младшем дошкольном возрасте : Н еобходимо достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Н еобходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии
Организация РППС в среднем дошкольном возрасте : Организация жизни и воспитание детей направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию. Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами.
Организация РППС в старшем дошкольном возрасте : В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Предметно-развивающая среда группы организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом . Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность. Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить : О на должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами . Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить : Необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности. Необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы .
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить : Необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности. Необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы .
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
Консультациядля педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»...
Рекомендации по построению развивающей речевой среды в дошкольной образовательной организации в соответствии c ФГОС.
Консультирование педагогов ДОУ в форме буклетов....
Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»...
Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
Развитие ребенка - дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то есть в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и с...
Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике
Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....
Создание развивающей образовательной среды в дошкольных образовательных организациях в соответствии с ФГОС ДО
Учебно- методическое пособие...
Особенности построения развивающей предметно-простанственной среды в дошкольной образовательной организации
Особенности построения развивающей предметно-простанственной среды в дошкольной образовательной организации...