Конспект НОД по познавательной деятельности в средней группе «Знакомство с камнями, ракушками»
опыты и эксперименты (средняя группа)

Терюшкова Ольга Ивановна

Тема: «Знакомство с камнями и ракушками с привлечением сказочного персонажа»

Возраст: средняя группа (4-5 года).

Тип: комплексное занятие.

Вид деятельности: опытно- экспериментальная деятельность

Форма: фронтальная

Цель: знакомство детей со свойствами камня, ракушками.

Познавательное развитие:

Образовательные:

-Познавательный интерес по теме: «Знакомство с камнями и ракушкам».

- Сформировать представление детей о камнях и ракушках: твердые, тяжелые.

Развивающие:

-Развивать умение отличать и называть свойства камней и ракушек.

-Развитие умения различать по внешнему виду: (цвету, величине, форме) называть их.

Воспитательные: - воспитывать интерес, умение обращаться с данным материалом.

Речевое развитие:

Образовательные

- Формировать навык связанной речи.

- Продолжать учить отвечать на вопросы развёрнутой фразой.

Развивающие:

 -Развитие связной речи.

 -Развивать внимание, память, мышление; 

-Развивать умения анализировать, делать выводы, обобщать; повышать речевую активность

-Развивать зрительного, слухового внимания.

Воспитательные:

-Создавать у детей радостное настроение; воспитывать у детей интерес к данному материалу.

-Формировать умение внимательно слушать взрослого, отвечать на вопросы; вызывать эмоциональный отклик.

 

Социально-коммуникативное развитие:

Образовательные:

-Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.

 Развивающие:

- Развивать умение детей правильно общаться друг с другом, учить   взаимопониманию и правильной беседе; дружной работе в коллективе.

-Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Воспитательные:

-Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к сверстникам.

-Воспитание умения выполнять задание по очереди.

Художественно-эстетическое развитие:

Образовательные:

- Создание эстетической развивающей среды.

-Обогащать яркими впечатлениями от разнообразия заданий.

Развивающие:

- Продолжать развивать фантазию и творческие умения детей в рисовании.

-Развивать мелкую моторику рук, фантазию и творчество детей.

-Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Воспитательные:

- Воспитывать дружеские качества и умение работать в коллективе.

-Воспитывать эмоциональный отклик на окружающую среду.

Физическое развитие:

Образовательные:

–Накопление и обогащение двигательного опыта у детей.                                                                                        –Формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Развивающие:

- Развитие физических качеств (силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости, координации).                                                                                                                                                      Воспитательные

– Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

– Формирование первичных представлений о здоровом образе жизни.

Предварительная работа: беседа о камнях, ракушках (о цвете, величине; понятия (большие, маленькие). Создание условий для систематического проведения занятий, для самостоятельной деятельности детей.

Словарная работа: красивые, твердые, тонут в воде, тяжелые, стучат.

Активизация словаря камни, камешки; ракушки.

Индивидуальная работа: индивидуальные вопросы, индивидуальная помощь детям.

Методы и приемы:

- Наглядные (рассматривание камней, ракушек);

- Словесные (беседа, рассказ, разъяснение, объяснение, худ. слова);

- Практические (действие с предметами – поднос, камни, ракушки, емкость для воды).

Оборудование и материал: игрушка-сова, поднос, камни, ракушки, вата, емкость для воды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_na_konkurs.docx28.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Знакомство с камнями и ракушками с привлечением сказочного персонажа»

Возраст: средняя группа (4-5 года).

Тип: комплексное занятие.

Вид деятельности: опытно- экспериментальная деятельность 

Форма: фронтальная

Цель: знакомство детей со свойствами камня, ракушками.

Познавательное развитие:

Образовательные:

-Познавательный интерес по теме: «Знакомство с камнями и ракушкам».

- Сформировать представление детей о камнях и ракушках: твердые, тяжелые.

Развивающие: 

-Развивать умение отличать и называть свойства камней и ракушек.

-Развитие умения различать по внешнему виду: (цвету, величине, форме) называть их.

Воспитательные: - воспитывать интерес, умение обращаться с данным материалом.

Речевое развитие:

Образовательные

- Формировать навык связанной речи.

- Продолжать учить отвечать на вопросы развёрнутой фразой.

Развивающие:

 -Развитие связной речи.

 -Развивать внимание, память, мышление; 

-Развивать умения анализировать, делать выводы, обобщать; повышать речевую активность

-Развивать зрительного, слухового внимания.

Воспитательные:

-Создавать у детей радостное настроение; воспитывать у детей интерес к данному материалу.

-Формировать умение внимательно слушать взрослого, отвечать на вопросы; вызывать эмоциональный отклик.

Социально-коммуникативное развитие:

Образовательные:

-Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.

 Развивающие:

- Развивать умение детей правильно общаться друг с другом, учить   взаимопониманию и правильной беседе; дружной работе в коллективе.

-Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Воспитательные:

-Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к сверстникам.

-Воспитание умения выполнять задание по очереди.

Художественно-эстетическое развитие:

Образовательные:

- Создание эстетической развивающей среды.

-Обогащать яркими впечатлениями от разнообразия заданий.

Развивающие:

- Продолжать развивать фантазию и творческие умения детей в рисовании.

-Развивать мелкую моторику рук, фантазию и творчество детей.

азвивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Воспитательные:

- Воспитывать дружеские качества и умение работать в коллективе.

-Воспитывать эмоциональный отклик на окружающую среду.

Физическое развитие:

Образовательные:

–Накопление и обогащение двигательного опыта у детей.                                                                                        –Формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Развивающие:

- Развитие физических качеств (силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости, координации).                                                                                                                                                      Воспитательные

– Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

– Формирование первичных представлений о здоровом образе жизни.

Предварительная работа: беседа о камнях, ракушках (о цвете, величине; понятия (большие, маленькие). Создание условий для систематического проведения занятий, для самостоятельной деятельности детей.

Словарная работа: красивые, твердые, тонут в воде, тяжелые, стучат.

Активизация словаря камни, камешки; ракушки.

Индивидуальная работа: индивидуальные вопросы, индивидуальная помощь детям.

Методы и приемы:

- Наглядные (рассматривание камней, ракушек);

- Словесные (беседа, рассказ, разъяснение, объяснение, худ. слова);

- Практические (действие с предметами – поднос, камни, ракушки, емкость для воды).

Оборудование и материал: игрушка-сова, поднос, камни, ракушки, вата, емкость для воды.

                                   

       Часть

     Деятельность педагога

        Деятельность детей

Организационный момент

 Основная часть

Заключительная                  часть

.                                                                     Сюрпризный момент.

Появляется игрушка сова.

Воспитатель: посмотрите, кто к нам пришел сегодня. Ребята, кто это?

Сова: здравствуйте, дети! 

 Сова: ребята, пока я к вам шла, запнулась вот об это (показывает камни). Вы не знаете, что это?

Воспитатель: ребята, посмотрите какие красивые камни. Хотите узнать какие они? 

Воспитатель: Ребята берите по одному камню.

Воспитатель: ребята, скажите какого они размера?

Давайте поиграем: Поднимите у кого большие камни, а теперь у кого маленькие.

Воспитатель: камень самый крепкий материал.                              Так ли это?                                        Далее детям предлагается побыть учеными и отправится в лабораторию, чтобы доказать, что камень самый крепкий материал.                                      Какого цвета и формы камешки? Гладят камень, какой на ощупь?  

Трясут маленькие камешки в ладонях, что можно услышать?

Воспитатель раздает детям мелки и просит надавить ногами, но сначала на мел, потом на камень, что увидели?

Далее педагог говорит, что дети проведут еще эксперимент, раздает им ватные шарики и просит их уронить на ладонь, потом уронить камешек. Спрашивает у ребят, что почувствовали, когда кидали ватные шарики, а камень?  Воспитатель: а если уронить большой камень, что будет?

Воспитатель: значит камень не всегда бывает полезным, можно ли кидаться камнями. 

Воспитатель: тётушка Сова хочет с нами поиграть, положите камни на стол и приготовьте свои пальчики.

Пальчиковая игра:

Совушка –сова (руки положить на голову, покачать головой),

Большая голова.

На суку сидела (не убирая рук с головы, покрутить ею из стороны в сторону),

Головой вертела.                                                                                                                                                                Во траву свалилась (уронить руки на колене),

В яму провалилась. (Убрать руки с колен и уронить их вниз вдоль туловища)-    проводится 2-3 раза. Сова: давайте еще поиграем с камушками.

Воспитатель: положите свой камень на стол или на ладошку и подуйте на него. У нас получилось его сдуть?

Воспитатель:  

Ребята знаете, почему у вас не получилось?

Воспитатель: если опустить камень в воду, как вы думаете, что с ним произойдет? 

Воспитатель: Давайте проверим. Ребята, знаете почему утонули камни? 

Воспитатель: дети, что вы узнали о камнях?

Ребята я хочу вам показать и познакомить вас с ракушками. Обратите внимания, какие они разные, красивые. Ребята, давайте проведем с вами опыты, такие же, что и с камнями.

Сова: ребята, с вами так было интересно, но мне пора улетать.

Воспитатель: спасибо тебе Совушка, что ты к нам пришла. Совушка, а наши ребята, умеют рисовать. Ребята, давайте мы сейчас нарисуем и подарим Саве свои рисунки.

Дети: отвечают «Сова».

Дети: здравствуйте!

Дети: камни.

Дети: да!

Дети: большие и маленькие.

Дети: коричневые, серые. Они разной формы.

Дети: они шумят.

Педагог вместе с детьми исследуют камни.

Дети: вата легкая, а камень тяжёлый.

Дети: может упасть нам на ноги и сделать больно.

Дети: нет

Дети выполняют пальчиковую гимнастику.

Дети: нет

 

Дети: потому что камень тяжелый.

Дети: утонят (если дети затрудняются ответить, воспитатель объясняет сама).

Ответы детей.

Дети: обследуют объект.

Дети: рисуют

 

 Ход.  Сюрпризный момент.

Появляется игрушка сова.

Воспитатель: посмотрите, кто к нам пришел сегодня. Ребята, кто это?

Дети отвечают «Сова».

Сова: Здравствуйте, дети! 

Дети: Здравствуйте!

Сова: Я принесла вам камушки.

Сова: Давайте посмотрим. Хотите узнать какие они? 

Дети: Да!

А зачем вам знать какие камни? 

Ребенок (Максим): Что бы можно было коллекционировать как мой папа.

Воспитатель: Ребята берите по одному камню.

Воспитатель: ребята, скажите какого они размера?

Дети: большие и маленькие.

Давайте поиграем: Поднимите у кого большие камни, а теперь у кого маленькие.

Воспитатель: Как вы думаете камень твердый или мягкий? 

Дети: твердые.

Как мы это проверим? 

Воспитатель: посмотрите, что это у меня?

Дети: Вата

Воспитатель: Возьмите вату в руке со жмите её, мягкая или твердая?

Дети: мягкая

Воспитатель: А камень какой? Да, камень не сжимается, он твердый.

Воспитатель: постучите камешком по столу. Слышите, он стучит. Потому что он какой? 

Дети: твердый

Тётушка Сова хочет с нами поиграть, положите камни на стол и приготовьте свои пальчики.

Пальчиковая игра:

Совушка –сова (руки положить на голову, покачать головой),

Большая голова.

На суку сидела (не убирая рук с головы, покрутить ею из стороны в сторону),

Головой вертела.                                                                                                                                                                Во траву свалилась (уронить руки на колене),

В яму провалилась. (Убрать руки с колен и уронить их вниз вдоль туловища)-    проводится 2-3 раза

Воспитатель: Давайте дальше продолжим разговор о камнях.

Воспитатель: положите свой камень на стол или на ладошку и подуйте на него. У нас получилось его сдуть?

Дети: нет.

 Воспитатель:  

Ребята знаете, почему у вас не получилось, потому что камень тяжелый.

Воспитатель: Если опустить камень в воду, как вы думаете, что с ним произойдет? 

Дети: утонят.

Воспитатель: Давайте проверим. Ребята, знаете почему утонули камни? Потому что они тяжелые.

Воспитатель: дети, что вы узнали о камнях?

Ответы детей.

Ребята я хочу вам показать и познакомить вас с ракушками. Обратите внимания, какие они разные, красивые. Ребята, давайте проведем с вами опыты, такие же, что и с камнями

Дети: обследуют объект.

Сова: Какие вы молодцы, я хочу оставить вам мой красивый поднос, чтобы вы смогли поиграть с камнями тогда, когда захотите. Вытаскиваете камни из воды, можно их сразу положить на поднос.

Воспитатель: спасибо тебе Совушка, что ты к нам пришла, такие замечательные камушки, ракушки принесла. Совушка, а наши ребята, умеют рисовать. Ребята, давайте мы сейчас нарисуем и подарим Саве свои рисунки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по экспериментально - познавательной деятельности. Тема: «Знакомство со свойствами воды»

Конспект по эксперементально - позновательной деятельности. Тема : " Знакомство со свойствами воды".Цели.  Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, может менять свой цвет. Привить и...

Конспект НОД в старшей группе по экспериментированию " Знакомство с камнем и мелом"

Конспект НОД в старшей группе по экспериментированию  " Знакомство с камнем и мелом"...

Конспект занятия по познавательной деятельности в средней группе " Знакомство с трудом шофера» ТРИЗ"

Данный конспект может быть полезен воспитателям средних групп ДОУ...

План-конспект НОД по познавательной деятельности в старшей группе Тема: «Знакомство с Красной книгой»

Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».Задачи:Об...

КОНСПЕКТ занятия по познавательной деятельности на тему:«Знакомство с деньгами» средняя группа

КОНСПЕКТ занятия  по познавательной деятельности на тему:«Знакомство с деньгами» средняя группа...

Конспект НОД по познавательной деятельности на тему: «Знакомство с декоративными птицами».

Цель: Познакомить детей с декоративными птицами (канарейкой).Программные задачи:Образовательные: дать детям представления о декоративных птицах.расширить словарный запас детей за счёт названий птиц. П...