Консультация для педагогов ДОУ «Использование малых фольклорных форм как средства приобщения дошкольников к русской народной культуре»
консультация

Сенгилевская Елена Александровна

Что такое фольклор? Вместо слов устное народное творчество часто говорят фольклор, что в переводе с английского языка означает народная мудрость, народное знание.   

         Устное народное творчество неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности поколений. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sayta.docx22.41 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование малых

фольклорных форм

как средства  приобщения  дошкольников

 к русской народной культуре»

МДОУ «Детский сад

«Василек» р.п. Мулловка»

Выполнила воспитатель:

Сенгилевская Е.А.

«Использование малых фольклорных форм как средства  приобщения  дошкольников к русской народной

культуре»

        Цель: расширение знаний педагогов ДОУ по использованию эффективных педагогических средств при ознакомлении детей с народным творчеством.

        Что такое фольклор? Вместо слов устное народное творчество часто говорят фольклор, что в переводе с английского языка означает народная мудрость, народное знание.   

        Устное народное творчество неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности поколений. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну.

Виды

Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей.

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни.

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!

Потешка — песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию.

Примеры

«Сорока»  «Ладушки» 

» 

Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например:

Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.

Пословицы и поговорки-

Дорога ложка к обеду.

  • Волка бояться — в лес не ходить.
  • Рыбак рыбака видит издалека.
  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Хлеб всему голова.
  • В гостях хорошо, а дома лучше.
  • Дело мастера боится.

Игры

Для игр были специальные песни. Игры могли быть:

  • целовальные. Как правило в эти игры играли на вечерках и посиделках (обычно заканчивались поцелуем молодых парня и девушки);
  • обрядовые. Такие игры были свойственны какому-то обряду, празднику. Например, масленичные гулянья (характерные забавы: снятие приза с верхушки столба, перетягивание каната, соревнования на ловкость, силу);
  • сезонные. Особо распространены среди детей, особенно в зимнее время. Играли в так называемые «Согревалки»: ведущий показывает какие-либо движения, а все остальные повторяют. Либо традиционные «ручеёк».

Пример целовальной игры:

Селезень

Селезень утку загонял,
Молодой серу загонял,
Пойди, Утица, домой,
Пойди, Серая, домой,
Утя семеро детей,
А восьмой Селезень,
А девятая сама,
Поцелуй разок меня!

В этой игре «Утка» становилась в центр круга, а «Селезень» снаружи, и играли подобно игре «кошки-мышки». При этом стоящие в хороводе пытались не впускать в круг «селезня».

        Заклички — один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.

Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.

Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.

Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!

Скороговорка — фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.

Ехал грека через реку.
Видит грека: в реке рак,
Сунул грека руку в реку -
Рак за руку греку — цап!

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа.

От топота копыт пыль по полю летит.

Загадка, как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочно затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша — нельзя скушать» (лампа). Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность.

Роль загадок и прибауток играли и небылицы-перевертыши, которые для взрослых предстают как нелепицы, для детей же — смешные истории о том, чего не бывает, например:

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Он на сивой на телеге,
На скрипучем на коне,
Топорищем подпоясан,
Ремень за пояс заткнут,
Сапоги нараспашку,
На босу ногу зипун.

Методы работы:

Наглядный метод (рассматривание иллюстраций и картин о прошлом, просмотр видео, мультипликационных фильмов, кинофильмов, сказок);

Словесный метод (чтение, рассказывание сказок, заучивание наизусть потешек,  закличек, художественное слово: загадки, пословицы, поговорки, приметы )

Игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры).

Практический метод: (упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий,  рисование элементов народных художественных  костюмов, промыслов, лепка народных игрушек)

        Знакомство с народным творчеством для малышей   чаще всего  начинаем  с словесно-наглядных методов: использования  потешек, прибауток , народных песенок, колыбельных песен, закличек, сказок.

        Игровые, практические методы.

Звукоподражание героям. Обыгрывание сказок, хороводные игры.   Также  используем народные игры.

        Немаловажную роль играет  развивающая среда. Чем богаче и красочнее, тем интереснее детям.

        Уделяю внимание работе с родителями, ведь с семьи начинается  Знакомство с народным творчеством.

        Ученые утверждают, что детские впечатления сопровождают человека всю жизнь. Те впечатления, которые получают наши дети при знакомстве с традициями народной культуры, останутся в их памяти навсегда. Перспективами дальнейшей работы считаю продолжение подборки материала по Кузбассу в приобщении детей к русской народной культуре.

Практическая работа

        Конкурс пословиц.

1. Волков бояться – (в лес не ходить).

2. Всякое дело – (мастера боится).

3. Делу время – (потехе час).

4. За двумя зайцами погонишься – (ни одного не поймаешь).

5. Не хвались началом – (хвались концом).

6. У ленивого Федорки – (всегда отговорки).

7. Человек без друзей – (что дерево без корней).

8. Семь раз отмерь – (один раз отрежь).

9. Лениться да гулять – (добра не видать).

10. Без труда – (не вытащишь и рыбку из пруда).

Задание «Объяснялки»

Нужно объяснить старинные слова, которые встречаются в русских народных сказках и былинах:

• светлица (светлая парадная комната в доме)

• горница (верхняя комната)

• портки (штаны)

• косоворотка (рубаха с косым воротом)

• рать (войско)

• чело (лоб)

• изгородь (ограда)

• перст (палец)

• око (глаз)

• уста (рот, губы).







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Воспитание детей через приобщение к русской народной культуре».

Консультация для родителей "Воспитание детей через приобщение к русской народной культуре"...

Конспект практического семинара для педагогов ДОУ "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

Конспект практического семинара для педагогов ДОУ"Приобщение детей к истокам русской народной культуры". В практическом материале предлагается для педагогов деловая игра, презентация, анализ тематичес...

Педагогический опыт педагога по теме «Приобщение дошкольников к русской народной культуре через фольклор»

Обобщение педагогического опыта«Приобщение дошкольников к русской народной культуре через фольклор»...

Консультация для педагогов Тема «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества»

Русские народные сказки, песни, пословицы, поговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем н...

Консультация для молодых педагогов по приобщению детей к истокам русской народной культуры

Формирование нравственно – патриотических чувств через приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры...

Консультация для педагогов «Нравственно - патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку»

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...

Консультация для воспитателей Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками

Родная культура -это живой источник духовности и мудрости. Приобщать детей к народной культуре надо с раннего детства....