Педагогический опыт педагога по теме «Приобщение дошкольников к русской народной культуре через фольклор»
учебно-методический материал по теме
Обобщение педагогического опыта«Приобщение дошкольников к русской народной культуре через фольклор»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavl.-2.docx | 40.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление
собственного инновационного педагогического опыта
Музафяровой Ларисы Гаязовны, воспитателя МБДОУ
«Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида» на тему
«Приобщение дошкольников к русской народной культуре через фольклор»
Актуальность и перспективность опыта
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня и не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, частушки, потешки, игры – забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство – этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.
Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство находит большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения.
В дошкольных учреждениях представления выпускников детского сада о русской культуре отрывочны и поверхностны.Многие педагоги, опрометчиво считают, что некоторые слова и выражения фольклорных произведений недоступны детям, или сами не понимая и не умея их объяснить, упускают в них очень важные смысловые оттенки или пересказывают русские народные сказки на современном языке. Не используют потешки, поговорки, пословицы, недооценивают присказки, заклички, народные игры, плохо знают их наизусть и поэтому не всегда могут использовать к месту.
В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре русского народа и развивать их национальное самосознание.Это и побудило меня вести целенаправленную работу по воспитанию детей на материале устного народного творчества, культуры, традиций.
В чём же эффективность и целесообразность опыта?
Во - первых, работа проводится поэтапно.
Постепенно вводятся усложнения, учитываются возрастные особенности;
Во - вторых, поэтапная работа позволяет определить уровень развития познавательной активности, творческих способностей детей;
Главный показатель эффективности работы по приобщению дошкольников к русской народной культуре-это данные диагностического обследования детей, которые свидетельствуют о положительной динамике.
В чём заключается инновационность моего опыта? Новизна моей педагогической идеи заключается в том, что приобщение дошкольников к русской культуре через фольклор осуществляется не периодически, а систематически и поэтапно.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Ведущей педагогической идеей моего опыта является создание условий для организациисистематической и целенаправленной работы по приобщению дошкольников к русской народной культуре через использование всех видов фольклора.
Свою работу по приобщению дошкольников к истокам русской культуры я начала со сбора соответствующих материалов и пособий, создания предметно-развивающей среды в группе. Организовала фотовыставку декоративно-прикладного искусства в мини-музее, создала картотеку всех видов фольклора. В библиотеке создала раздел «Народная декоративная роспись».
Знакомясь с устным народным творчеством, дети имеют представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Участвуя в народных праздниках, соблюдая народные традиции, дети учатся уважать и любить свое прошлое, любить свою Родину.
Проводилась большая работа с родителями. Родители участвовали в развлечениях, КВНах. На «Вечерах сказок» родители рассказывали детям сказки из детства. Была оформлена рекомендация «Чти всегда следы прошлого». Детям было очень интересно, когда они с родителями были на «Масленице». Гордились, что они вместе с родителями участвовали на празднике.
Теоретическая база опыта.
Вопросами приобщения дошкольников к русской культуре занимались многие учёные. Исследователи народного искусства В.Н Василенко,В.С.Воронов,М.А Некрасова, Т.Я.Шпикалова, Н.П.Сакулина ,Е.А.Флёрина и др.отмечают,что народное искусство имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, человечность, связь с окружающей жизнью(А Канцедикас."Искусство и ремесло-(1977г), Т.Я Шпикалова"Актуальные проблемы разработки системы воспитания и освоения подрастающем поколением народного искусства и традиционной культуре России-(1994г), О.А.Князева,М.Д. Маханева." Приобщение детей к истокам русской народной культуре ,(2000г), Т. С.Комарова" Народное искусство в воспитании детей" (1997г).
- Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
Подготовительный этап
-анализ и подбор научно- практической методической литературы;
-определение средств приобщения дошкольников к русской культуре через фольклор.
-создание предметно-развивающей среды (изготовление дидактических игр и пособий, оформление картотеки сказок, потешек, пословиц и т.д)
-выявление уровня освоения детьми образовательной программы по приобщению к русской культуре через фольклор.
-игровая деятельность;
-практические занятия с детьми;
-разработка перспективного плана для реализации проекта;
-работа с родителями по теме опыта.
Формы и методы работы по реализации педагогической идеи.
Формы
- Фольклорные праздники.
- Экскурсии в мини-музей ДОУ.
- Выставки декоративно-прикладного искусства.
- Выставки творческих работ.
- КВНы и НОД.
Приемы
- Рассказывание сказок.
- Разучивание потешек, пословиц, поговорок.
- Разучивание народных игр.
- Наблюдение за трудом взрослых, временами года, птицами, растениями и т.д.
Основной метод работы по реализации педагогической идей -это игра.
Практический этап
Народное искусство, как искусство вообще, многофункционально и одно из функцийвоспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые я стараюсь реализовать в полной мере на занятиях, вне занятий, праздниках, развлечениях. Я работаю над данной темой с 2014г. Мною разработана система мероприятий, которая включает следующие блоки:
- работа с родителями;
-работа с педагогами;
-работа с детьми;
Работа с родителями
В работе с родителями я использую разные формы работы: анкетирование, беседы, совместные праздники, посиделки, выставки, конкурсы, экскурсии, викторины, консультации, совместные досуги.
Взаимодействие с семьёй проводится по принципу активного вовлечения родителей в жизнь детского сада.
Проведены консультации: "Значение устного народного творчества в развитии речи детей"
" Народное искусство- мощный источник интеллектуального развития детей"
Работа с воспитателями.
Веду работу в тесной взаимосвязи с воспитателями.
Мною разработаны и проведены следующие мероприятия:
Консультации:
«Устное народное творчество в воспитании дошкольников»,
«Воспитательное значение устного народного творчества»,
Открытое занятие: «В гости к бабушке на праздник» .
Мастер -класс « Изготовление атрибутов к потешкам»
Работа с детьми.
Задачи: . 1.Создать условия для приобщения детей к устному народному творчеству. 2.Создвать систему приобщения детей к устному народному творчеству, систему связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.
3.Учить детей сопереживать поступкам героев сказок, самостоятельно драматизировать сказки. 4.Развивать познавательную активность, словотворчество, творческие способности у детей дошкольного возраста на материале близком, доступном и значимом для воспитания и развития
5.Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения русского народного творчества.
6.Развивать фантазию, творческие способности детей и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах.
7.Воспитывать патриотические чувства.
8.Развивать речь
9.Воспитывать в душе каждого дошкольника интерес к русскому народному творчеству.
- Анализ результативности.
1.Создана система поэтапного, последовательного приобщения дошкольников к устному народному творчеству.
2.Разработаны эффективные методы и приемы развития творческих способностей на материале устного народного творчества. Обогатилось методическое обеспечение по данной теме.
Результативнось работы подтверждается наличием заметной положительной динамики. Сентябрь 2016г: высокий уровень-8%,средний-48%, низкий уровень-44%.
Май 2017г: высокий уровень-38%,средний-48%, низкий уровень-14%.
Воспитанники много знают потешек, пословиц, загадок. С удовольствием рассказывают сказки друг другу.
- Трудности и проблемы использования данного опыта. Психологическая закомплексованность детей. Недостаточность интереса к закличкам и потешкам.
.
- Адресные рекомендации по использованию опыта.
В целях обмена опытом с коллегами я провожу открытые занятия, выступаю на методических обьединениях, педагогических советах.
Мои работы опубликованы в социальной сети работников образования: www.nsportal.ru : Проект "В гости к бабушке на праздник"; Проект "Волшебный сугроб"
Наглядное приложение: конспект занятия, видеоролик занятия. Конспект "В гости к бабушке на праздник".
Приложение 1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Большееелховский детский сад №1 комбинированного вида»
Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
Конспект занятия
«В гости к бабушке на праздник»
(Старшая группа)
Подготовила: Музафярова Л.Г.,
воспитатель МБДОУ «Большеелховский
детский сад №1 комбинированного вида»
Идея: Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие», «Социально- Коммуникативное развитие», « Художественно- эстетическое развитие» в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей с учётом ФГОС.
Участники: дети старшей группы, воспитатели, помощник воспитателя
Задачи:
Развивающие:
-Формировать духовно-нравственные качества дошкольников;
-развивать навыки самостоятельной творческой деятельности;
-подвести детей к тому, чтобы они учились самостоятельно принимать решения.
Обучающие:
-приучать детей рассказывать выразительно;
-учить детей анализировать и рассказывать о своей работе;
-прививать навыки коллективного взаимодействия и индивидуальной деятельности.
Воспитательные:
-воспитывать любовь и уважение к традициям своего народа и к своим близким.
Предварительная работа: беседа о народных праздниках ; чтение стихов о праздниках ; д/и »Назови узор», «Составь узор»
Материалы: проектор, Диск со слайдами: Праздники («День сельского хозяйства, «Новый год», «Рождество», «День защитников отечества», «8 Марта», «День победы»), домик (изба). Элементы узоров (татар., морд, рус.)
Организационный этап
Введение в проблему.
В: -ребята, у нашего народа есть хорошая традиция отмечать праздники. И сегодня в месте с гостями отправимся в путешествие .Мы побываем на разных праздниках. Радугой ярких красок восхищает нас осень.
-Итак ,первая картинка ( показывает « День сельского хозяйства)
- Какой праздник отмечает золотая осень?.
Р: Предполагаемый ответ (Это праздник урожая , ещё его называют « День сельского хозяйства». В этот день люди радуются, потому что собрали с полей много урожая зерна, яблок, моркови, и другие овощи и фрукты.)
В: -Кто знает стихотворение об этом празднике?
Р: Велика и необъятна вся российская земля,
Урожаями богаты наши нивы и поля.
В: -Молодцы! А зима- это всегда ожидание чуда. Самый волшебный, сказочный, праздник, все вместе это Новый год .А сейчас споём песню про Новый год.
Песня « Зимушка хрустальная»
В: - А в какой праздник наши прабабушки, прадедушки собирались на посиделки, переодевались ряжеными,ходили по домам,славили хозяев , желая добра, здоровья. (Рождество)
-Кто расскажет об этом празднике?
Р:- Я расскажу стихотворение об этом празднике
-Снег идёт на Рождество
Падает, как милость Божья
Снег идёт- и волшебство
В этот день случиться может.
В: - Молодец! А этот праздник особенно любят наши мальчики. (показывает слайд) Кто назовёт?
Р: - Этот праздник называется « День защитника отечества.
В: - А каких защитников отечества вы знаете?
Р: Предполагаемый ответ(-Защитники отечества- это солдаты ,моряки, танкисты, лётчики.)
Игра « Назови военную профессию»
В: -Ребята ,как вы думайте, какой праздник приходит после папиного праздника.(Ответы детей).
В:- Правильно, ребята. В этот день все дарим подарки мамам, бабушкам, говорим им ласковые слова .Кто расскажет стихотворение?
Р: - Улыбнись скорее,
Мама не грусти
Подарю тебе я
Солнечные дни…
В: - Молодец! И самый важный праздник нашей страны , ребята, какой? (Показывает слайд «День Победы) .Дети отвечают (День Победы)
Почему наш народ празднует этот праздник?
Р: -Наш народ празднует этот праздник потому, что в этот день наша страна победила фашистов . Ребёнок читает стихотворение«День Победы»
День Победы!!!
Майский праздник
Отмечает вся страна, Надевают наши деды
Боевые ордена…
В: - Но есть ещё праздник, который мы пропустили ,его отмечают все и ты Алёша, и Ты Катюша и я, но в разное время года. Это? Р: Предполагаемый ответ (День рождения!)
В:—Правильно ,ребята , этот день рождения.
И вот сегодня у самого близкого человека бабушки Равиля день рождения. Но не пойдём же мы с пустыми руками .Предложите какой вы хотите подарить подарок. ?( дети предлагают варианты подарков)
Введение в проблему(предполагаемые варианты
1.Рассказать ей стихотворение.
2. Купить конфеты.
3.Сделать своими руками подарок)
В: -Как вы думайте, что больше ей понравится? Какой вариант подарков выберем?
(Дети приходят к единому мнению:сделать подарок своими руками.)
В:-А какой бы вы сделали подарок своими руками?
Р: -Предполагаемый ответ( Я предлагаю сделать красивое полотенце с узорами).
В:—А сейчас вы сами выберете узор. Подойдите к столам и выбирайте узор.
В:- Прежде чем начать работу, сделаем разминку.
Продуктивный этап
По Елховке я хожу
В гости к бабушке иду
Бабушка ты милая, Родная и красивая.
Руки наши работяги, Пальцы тоже работяги.
Пальцы, руки разминаем, Полотенце украшаем,
Чтоб тебе подарок сделать . И порадовать тебя
В: -Садитесь за столы, украшать полотенца.( Воспитатель подходит к детям и помогает им ).Работу закончили. А сейчас, ребята ,возьмите аккуратно свою работу в руки, пойдём к бабушке на День рождения( идут под лёгкую музыку) .( В домике сидит бабушка за столом .На столе пирожки. Дети здороваются,поздравляют бабушку с днём рождения, дарят подарки .Бабушка приглашает за стол.
Б:-Спасибо ,ребята. Как вы меня обрадовали.( рассматривает работы.)
Б:-А кто же украсил это полотенце..?( дети рассказывают.)
Р:-Предполагаемый ответ (Вот это полотенце с мордовским узором, Сначала мы составили узор, потом начали клеить .Сначала я наклеил в середину черный квадрат, потом по краям квадрата наклеили красные флажки, Получилась звёздочка.)
Р: - Предполагаемый ответ (А это полотенце с татарским узором. Сначала составили узор, в середину положили зелёную веточку, а на веточку расположили синие тюльпаны, Получился очень красивый узор.)
Р: -Предполагаемый ответ (Это полотенце с хохломской росписью. Составили сначала узор, в середину положили веточку с золотыми листьями смородины. По краям расположили кисти чёрной смородины, это чёрные кружочки.)
Б:-Вот, Молодцы! Садитесь я вас угощу пирожками, ( угощает).
В: - Благодарите бабушку и скажите до свидания.
Б: - До свидания , ребята, жду вас на следующий праздник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Приобщение дошкольников к русской народной культуре через дидактические игры".
В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры....
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ на тему "Приобщение дошкольников к русской народной культуре через фольклор"
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ на тему "Приобщение дошкольников к русской народной культуре через фольклор"...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Тема: Приобщение дошкольников к русской народной культуре в процессе ознакомления с фольклором
В нашей жизни надо заботиться о том культурном наследии, которое создали предки. Оно кажется не важным, но на самом деле имеет очень большую ценность. Каждый ребенок должен знать свою национальную кул...
Приобщение дошкольников к русской народной культуре через фольклор.
Нравственно-патриотическое воспитание детей – одно из основных задач дошкольно- образовательного учреждения, важным условием которого является тесная взаимосвязь с родителями, семьёй. Ведь с вос...
Семинар-практикум для педагогов Тема: «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры через русские народные игры»
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать...
Методическая разработка. "Приобщение детей к русской народной культуре через фольклор"
Актуальность темы. Цель и задачи. Методы и формы работы. Работа с родителями. Работа с педагогами. Список литературы. Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего возраста по те...
Методическая разработка тема: "Приобщение дошкольников к русской народной культуре в процессе ознакомления с фольклором"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: Приобщение дошкольников к русской народной культуре в процессе ознакомления с фольклором...