Консультация для педагогов Тема «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества»
консультация по развитию речи (средняя группа)

Вяткина Лариса Георгиевна


Русские народные сказки, песни, пословицы, поговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Тема «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества»



Русские народные сказки, песни, пословицы, поговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.
Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в моей воспитательной работе стало широкое знакомство детей с устным народным творчеством. А поскольку все это возможно только посредством яркой и образной речи, то темой работы я выбрала:

"Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество".

В своей педагогической практике пользуюсь рекомендациями, изложенными в программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О.Л. Князева, М.Д. Маханева).

Воспитание – это творческий, целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя и ребенка, который постоянно видоизменяется в зависимости от личности педагога и от личности воспитанника. Эффективность воспитательного процесса зависит от того, в какой среде он протекает. Лишь при создании доброжелательной атмосферы, раскрываются положительные черты воспитанников.

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.

В процессе работы над темой решаю задачи:

Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества.

Развитие фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях.

Воспитание у дошкольников патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций.

Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха.

Создание разнообразной речевой среды соответственно возрасту.

В работе использую все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, я тем самым приобщаю их к общечеловеческим ценностям. Простой и ясный язык сказок, песенок, пословиц, поговорок, понятен детям.
Определив направления в работе, я приступила к их реализации. Какими бы высокими художественными особенностями ни обладали образцы народного искусства, их воздействие на детей во многом будет зависеть от моего умения пробудить интерес к устному народному творчеству. Поэтому я глубже изучила различные виды народного творчества, прочитала специальную литературу по истории, фольклору и культуре быта. В развивающей среде группы появились: куклы в русских костюмах, предметы народного творчества, старинные вещи.
Для реализации задачи по развитию эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества предлагаю детям поиграть в сказку, пережить все приключения сказочных героев, помочь найти выход из трудной ситуации. Волки, медведи в сказке олицетворяют трудности, которые надо преодолеть. В сказке герой всегда выходит победителем из трудной ситуации. Учу детей быть такими же смелыми, решительными, находчивыми. Сказка помогает реализовать свои мечты и желания. Через оценку взаимоотношений героев сказки подвожу детей к пониманию противоречий в окружающем мире, ставлю перед необходимостью выбора, потребностью решать противоречия, возникающие в жизни. Благодаря сказкам у ребенка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам. Как отмечал В.А. Сухомлинский, "
сказка - это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы ребенка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший этап - инсценирование"
В работе использую следующие методы:

- наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий);

-словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям с детьми среднего, старшего возраста, сочинение сказок);

-игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры). Детям нравится участвовать в литературных викторинах, "Вечерах общения" и "Уроках доброты". Речевые и музыкальные народные игры, танцы, попевки, песни находят отклик в душе каждого ребенка; - практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.

Решая задачу по развитию фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях, рассказываю сказки, побуждая детей к выразительности диалогов. Особую ценность в этом представляют импровизационные диалоги персонажей и монолог сказочника в играх драматизациях. Под впечатлением услышанной сказки возникает естественное желание показать действие персонажей: как шел медведь, прыгал зайчик, бежала мышка. Я разыгрываю с детьми пластические этюды с использованием ряженья, где каждое выразительное движение сопровождаю меткой характеристикой: лисичка красивая, игривая, а лягушка прыгает, растопырив лапки, шлепает по болоту. Игра в сказку помогает ребенку почувствовать себя ее героем, волшебником, развивает у ребят фантазию. Для раскрытия своих творческих способностей предлагаю детям проиграть старые знакомые сказки на новый лад: "Веселое путешествие колобка", "Репка, репонька, вот какая крепенька" (вторая младшая группа), "У козы рогатой чудные козлята", "Два медвежонка" (средняя группа), "День рождения козочки", "У страха глаза велики" (старшая, подготовительная группа). Детей увлекает очарование вымысла, быстрая смена событий в сказке, необычность приключений и обязательная победа Добра над Злом.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Как отмечал Д.С. Лихачев, "
мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохраняются и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний". Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Решая задачу воспитания у дошкольников патриотизма, интереса к прошлому нашего народа, в нашем детском саду мы возродили с детьми старшего забытые календарные праздники: Рождество (Святки), Масленицу, Васильковый день (Праздник полевых цветов), Петров день (Сенокос) и др.

При отборе фольклорного материала учитываю возрастные возможности детей. Для детей младшего дошкольного возраста доступными являются "малые фольклорные формы" - потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, наряду с усложнением "малых форм", большее место уделяю народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам. Старших детей знакомлю с более сложным фольклорным материалом - былинами, сказаниями и обрядовыми песнями. Зародился обычай собираться, чтобы вместе читать потешки, прибаутки, небылицы, рассказывать сказки, играть в народные игры, петь русские песни, а то и отведать вкусной тыквенной каши из чугунка. Многие занятия завершаются чаепитием из самовара. Сколько радости это приносит детям! Ввела в практику слушание колыбельных песен перед дневным сном: они погружают ребенка в мир поэзии, успокаивают. Объясняю назначение и особенности колыбельной, помогаю заучивать текст. Обязательно отмечаем именины, непременным атрибутом которых являются различные забавы, народные игры, добрые пожелания, какой-нибудь сюрприз, подарки, которые дети делают вместе со мной имениннику.

Особое внимание уделяю проблеме сотрудничества и взаимопонимания с родителями. Не случайно важной частью моей работы стала организация семейного клуба "Посиделки", на заседаниях которых в непринужденной обстановке знакомлю родителей с различными видами русского народного творчества и методикой преподнесения ее детям. В творческой обстановке проходят дискуссии, вечера вопросов и ответов, организуются выставки рисунков и поделок. Особенно ценно то, что в заседаниях клуба участвуют дети, что, конечно, же, способствует их сближению с родителями.

В игре - драматизации не упускаю из виду такое направление деятельности, как сюжетно-ролевая игра с использованием персонажей и сюжетов, взятых из сказок и театрализованную игру для зрителей. Использую разнообразные виды игры: с игрушками, фигурками из плоскостного театра, куклами би-ба-бо.
В потешках, прибаутках, закличках, загадках, пословицах язык богат сравнениями, эпитетами, олицетворениями, гиперболами, метафорами, что позволяет обогатить пассивный словарь детей, неоднократное повторение, заучивание, проведения инсценировок, перевести со временем эти яркие и выразительные средства в активный словарь. Реализуя задуманное осуществляю гибкое руководство, постоянно ориентируюсь на каждого ребенка: поощряю поиск, не оставляя без внимания ни одно высказывание, внимательно отношусь к ответам и рассуждениям. Воспитываю у детей уверенность в том, что они могут в любой момент обратиться ко мне с вопросом, за помощью или советом. Нередко занятия проводятся в достаточно свободной форме дети могут ходить, сидеть или стоять за столами, располагаться на ковре, максимально приблизившись к месту действия, например при чтении сказки, когда хочется получше рассмотреть иллюстрации. Тем самым создается эффект спокойной домашней атмосферы.

Учу детей усваивать способы изменения существительных: образование форм именительного и родительного падежа множественного числа, винительного падежа одушевленных существительных; форм глагольного словоизменения, способов выражения завершенности - незавершенности действия. Новые слова, способы словообразования дети усваивают главным образом как в дидактических играх ("В гостях у Матрены", "Матрешки приглашают к праздничному столу"), в творческих заданиях ("Догадайся, из какой сказки эти герои", "Назови ласково друга", "Молчанка"). Грамматическое оформление предложения дети учатся усваивать, составляя совместно со мной рассказ, загадывая и отгадывая загадки, в ходе игр - драматизаций, сюжетно-дидактических играх ("Почтальон принес загадки", "Путешествие по сказкам", "Ярмарка"), пластических этюдах, в творческих заданиях ("Придумай историю о том, как Красная Шапочка познакомилась с другом").

Провожу работу с детьми по моделированию сказки. Это позволяет учить детей точно отвечать на вопросы, выделять и называть характерные признаки персонажей, запоминать действующих лиц и последовательность действий, воспитывать интонационную выразительность речи. Обогащая словарь дошкольников, учу детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, четко произносить их, придумывать небольшие сказки по их сюжету. Пример составления загадки о зайчике:

Он маленький, как:, но не...
Он пушистый, как:, но не:

Он быстрый, как:, но не:
Он серенький, как:, но не:

Кто это?

При посещении горницы детьми посвящаю знакомству с предметами быта, их названиями, способами действий с ними. Даю понятия о редко употребляемых народных словах, объясняю при этом их значение: чугунок, ухват. Подчеркиваю, историческую преемственность с современными аналогами: лучина - керосиновая лампа - электрическая лампа. На занятиях дети активны, так как им надо самим догадаться, для чего был нужен тот или иной предмет, как он использовался. Больное внимание уделяю сочетанию словесного и наглядного методов, используя сюжетные картинки, символы, а также народные приговорки и пестушки (при умывании, заплетании волос девочкам, перед сном, при пробуждении).

В группе создана предметно - развивающая среда, соответствующая возрасту детей. Создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. В группе отведено место для театральной деятельности. Имеется уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, кукольные театры, настольный, теневой и пальчиковый театры, театр на фланелеграфе, по сюжетам русских народных сказок: "Курочка Ряба", "Теремок", "Кошкин дом", "Волк и семеро козлят", "Заюшкина избушка", "Кот, петух и лиса", "Маша и медведь", "Два медвежонка", "Гуси-лебеди", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Хаврошечка", "Царевна-лягушка"; дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика) игры: "Подбери картинку", "Собери сказку", "Мои любимые сказки", "Ты чей, малыш?", "Найди половинку", "Сказка за сказкой", "Звери в сказках", "Из какой сказки герой", "Из какой сказки предмет". По многим литературным произведениям имеются видеокассеты, CD-диски, аудиокассеты с записями инсценировок по мотивам народных сказок, закличек, небылиц, русских народных песен.
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья на тему:«Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества»

Содержание:1. Введение........................................................................................................стр.2. Практическая часть....................................................

Доклад на тему: « Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ»

Доклад на тему: « Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ» «Красота родного края, открывающая благод...

Педагогический проект Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ

Педагогический проектПриобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ...

Проект на тему «Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры»

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; само реали...

Музыкально-танцевально-образовательный проект Тема: «Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством музыки и танца»

Современная жизнь стремительно меняется. Мы едва поспеваем за бешеным ритмом каждодневных дел, проблем. К сожалению, меняются нравы, стиль взаимоотношений между людьми. И, пожалуй, самая большая пробл...

Кружковая работа на тему "Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры" Старшая группа

quot;Горница" Перспективный план кружка. Знакомство детей  традициями русского народа...