Консультация для молодых педагогов по приобщению детей к истокам русской народной культуры
консультация (старшая группа)
Формирование нравственно – патриотических чувств через приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_molodyh_pedagogov.docx | 24.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для молодых педагогов по приобщению детей к истокам русской народной культуры
(для детей старшего дошкольного возраста)
Подготовила:
воспитатель 1 кв. категории
Селина Е.А.
г. Нижний Новгород
2019
«Формирование нравственно – патриотических чувств
через приобщение детей старшего дошкольного возраста
к истокам русской народной культуры»
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,
заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого
зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,
так взрослый должен заботиться о воспитании у своих детей
чувства безграничной любви к Родине».
В.А. Сухомлинский
Дошкольное детство – начало жизни, когда закладываются предпосылки высоких человеческих начал личности. Л. Н. Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Ребенок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре.
Таким образом, формирование у дошкольников любви к Родине с дошкольного возраста следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры. Россия – благодатная страна для воспитания лучших человеческих качеств посредством русских народных традиций и культуры, многовекового опыта мужественного, трудолюбивого и творческого народа.
Цель:
Формирование нравственно – патриотических чувств через приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.
Задачи:
- Совершенствовать развивающую предметно – пространственную среду группы для формирования нравственно – патриотических чувств у старших дошкольников.
- Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения русского устного народного творчества: потешки, заклички, небылицы, сказки.
- Формировать первичные представления о предметах народного быта, русском народном костюме.
- Развивать фантазию, творческие способности дошкольников через ознакомление с декоративно-прикладным искусством.
- Формировать активный познавательный интерес к традициям и праздничной культуре русского народа.
- Активизировать родителей для участия в образовательном процессе по формированию нравственно – патриотических чувств у старших дошкольников.
Изучая культурные традиции своего народа, ребенок не только получает багаж знаний, накопленный веками, но и полностью раскрывает личностные особенности, а погружаясь в творческий процесс, старается показать все лучшее, что у него есть.
В работе по приобщению детей к истокам народной культуры немаловажную роль играет создание предметно-развивающей среды. В группе создан макет «Русская изба», где дети получают и пополняют знания о самобытности, колорите русского народа, русской души, русского характера. Накоплен богатый материал: оформлены лэпбуки, картотеки русских народных подвижных и хороводных игр, малых форм фольклора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, колыбельные песни), дидактические игры и пособия по ознакомлению детей с русским народным костюмом, русской народной кухней, народными играми, промыслами, бытом. В группе много детских книг, раскрасок, дидактических игр, папок - передвижек по теме.
При работе по ознакомлению с русским народным творчеством мы используем народный фольклор во всех его проявлениях (сказки, пословицы, поговорки, загадки, песенки, частушки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Мы знакомим детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность.
Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Даём детям понять, что у каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Обсуждая с детьми содержание сказок, обращаем их внимание на скромность, трудолюбие героев, на то, как они выражают сочувствие попавшим в беду, как борются за справедливость, как спасают друг друга.
Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
В результате знакомства с национальным бытом дети начинают понимать сущность русской народной культуры, её особенность, самобытность, колорит. Продолжается работа над созданием атмосферы национального быта, вместе с детьми предметами русского быта пополняется организованный в группе мини-музей «Предметы старины». Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными. Это позволяет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
Так же дети знакомятся с русским народным костюмом, с русской народной кухней, расширяя представления детей о русской народной культуре.
В старшем дошкольном возрасте очень важно знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Осуществить это можно практически через все виды деятельности детей. Изделия народных мастеров помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек – часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребенка. Русское народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Это помогает детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. У детей расширяются знания о русской народной игрушке (деревянной, глиняной, кукле – самоделке). Знакомим с народным промыслом: Дымковской игрушкой, Филимоновской игрушкой, Городецкой росписью, Хохломской росписью, Гжелью и т. д.
Детство — благодатная пора для формирования патриотических чувств и интернационального сознания у детей. Именно в этом возрасте необходимо давать знания о культурном наследии и фольклорных традициях не только своего народа, но и народов живущих рядом. Воспитывать интерес, уважение и чувство гордости за свою Родину, свой народ через народные подвижные игры. Хорошо известно, что игра - вид деятельности, имеющий большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников.
Большое значение в приобщении детей к русской народной культуре имеет работа с родителями. Проводятся беседы, дискуссии по теме «Формирование нравственно – патриотических чувств через приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры».
Таким образом, углубленная, комплексная, систематизированная работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры имеет положительные результаты: у детей расширились знания о многообразии народных праздников и традиций; сформировались первые представления о культуре своего народа; обогатился словарный запас народным фольклором – дети знают потешки, заклички, пословицы и поговорки, народные сказки и песни; у детей стали более развиты двигательные навыки, чему способствовали подвижные игры, пляски, хороводы; также у детей закрепились представления о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваге; стали более развиты коммуникативные навыки: уважительное отношение к взрослым, сверстникам и малышам.
Повысилась педагогическая компетентность родителей в вопросах воспитания у детей культуры семейных традиций. Всё это способствует воспитанию патриотических чувств и любви к Родине, своему народу, к родной природе.
Хочется отметить, что раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект практического семинара для педагогов ДОУ "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
Конспект практического семинара для педагогов ДОУ"Приобщение детей к истокам русской народной культуры". В практическом материале предлагается для педагогов деловая игра, презентация, анализ тематичес...
Консультация для родителей по теме: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Консультация для родителей по теме: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»....
Консультация для родителей по теме: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Наша с вами цель, уважаемые родители – как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способн...
СБОРНИК КОНСУЛЬТАЦИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ "ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ. "
Консультации, которые помогут родителям дать некоторые знания деткам о русской народной культуре,о её истоках....
Консультация для родителей на тему: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знак...
Консультация для родителей на тему: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Консультация для родителей на тему: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»...
Консультация для родителей по теме: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
В современных условиях наступления «массовой культуры» становится актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения национального самосознания, осознания принадлежност...