Конспект практического семинара для педагогов ДОУ "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
методическая разработка на тему
Конспект практического семинара для педагогов ДОУ"Приобщение детей к истокам русской народной культуры". В практическом материале предлагается для педагогов деловая игра, презентация, анализ тематических мероприятий в группах, экскурсия в мини- музей детского сада, проектная деятельность педагогов по работе мини- музеев в группах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 83 комбинированного вида Приморского района Санкт - Петербурга
Конспект практического семинара для педагогов ДОУ на тему: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Используемые технологии:
ИКТ Технология игрового обучения
Автор: Яковлева Н.Ю. старший воспитатель ГБДОУ № 83 Приморского района Санкт – Петербурга
Санкт – Петербург
2017
Конспект практического семинара для педагогов ДОУ на тему: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Цель: Представить опыт педагогов и систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
- Сформировать интерес к познанию истории и культуры наших предков у детей дошкольного возраста.
- Познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.
- Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством.
- Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (русской культуре, русскому языку, природе)
- Развивать творческие и познавательные способности детей с учетом их возрастных и психологических особенностей.
- Объединять усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи, создавая единый контекст воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.
План проведения семинара
- Ознакомление педагогов с выставкой методической литературы и методических разработок на тему: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» в системе работы по художественно – эстетическому развитию детей в ДОУ.
- Выступление старшего воспитателя (презентация)
- Просмотр тематического занятия в старшей группе.
- Просмотр предметно – развивающей среды в подготовительной группе.
- Экскурсия в музей детского сада.
- Презентация по теме
- Обмен мнениями. Подведение итогов.
Основная задача педагогов – не создание музейной обстановки, а возможность введения детей в особый самобытный мир путем действенного познания.
Экспозиции нашего музея
Формы работы с детьми
- Занятия (ознакомление с окружающим, музыка, изодеятельность, развитие речи)
- Культурно – досуговая деятельность (театрализованные представления для детей младшего возраста, праздники, развлечения, тематические вечера, досуги)
- Игровая деятельность (дидактические игры, театрализованные игры, сюжетно – ролевые, подвижные игры)
Ожидаемые результаты работы педагогического коллектива ДОУ по приобщению детей к истокам русской народной культуры
- Сформирована предметно – развивающая среда и условия для обогащения разнообразной художественной деятельности детей.
- Повышение профессионального уровня управления процессом художественно – эстетического воспитания дошкольников.
- Создана модель взаимодействия детского сада и семьи в художественно – эстетическом развитии детей.
ИГРА С ПЕДАГОГАМИ
Один мудрый человек сказал: «Забыли старину и удивляемся, отчего худо стало». Наши предки принесли старинные обычаи сквозь запреты и гонения. Так неужели мы сегодня позволим им исчезнуть, уйти в небытие? В течение этого года мы узнали что-то новое, забытое, старинное, вечное. И сегодня хотим поиграть с вами, дать вам возможность что-то вспомнить, а кое о чем узнать.
Ответившие на вопрос правильно, получают фишку.
Первый тур.
1. В русском фольклоре часто встречаются старинные слова. А знаете ли вы их и сможете ли перевести на современный язык?
1. Баской – нарядный, красивый,
2. Браный – узорчатый (о ткани),
3. Година – хорошая погода,
4. Ладом – хорошо,
5. Орать – пахать,
6. Седмица – неделя,
7. Супостатка – соперница,
8. Имение – добыча, имущество,
2. Мы знаем много пословиц, но они в наше время стали поговорками, так как вторая часть забыта нами. Сейчас нужно вспомнить вторую часть пословицы.
1. Молодо зелено, погулять велено.
2. Вольному воля, спасенному – рай.
3. Голод – не тетка, пирожка не подсунет.
4. На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай и свой затевай.
5. Попытка не пытка, спрос не беда.
6. Рука руку моет, обе белы бывают.
7. Язык мой – враг мой, прежде ума глаголет.
18. Деньги счет любят, а хлеб меру.
3. Отгадайте русские загадки:
1. Длинна как дорога, коротка как блоха (жизнь).
2. Шарю-пошарю, в угол встану (веник).
3. Страны без людей, города без домов, моря без воды (карта).
4. Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка).
5. Что не сеяно родится (трава).
6. Зимой нет теплей, а летом холодней (печка).
4. Что означают эти народные приметы.
2. Не ешь с ножа (будешь злым).
3. Нельзя подавать другому соль из рук (к ссоре)
4. Чтобы не поссориться, подавая соль (нужно засмеяться).
5. Нельзя давать другому булавку (к ссоре)
6. Выходить куда-либо в дождь (к благополучной дороге).
Второй тур. 1. Перед вами перечень головных уборов, которые носили на Руси: малахай, картуз, кичка, кокошник, валек.
- Мужской головной убор, напоминающий фуражку с козырьком (картуз).
- Женский головной убор, изготовленный из дережки. (валек)
2. Во многих произведениях русской литературы описываются пиршества с их яствами и любимыми блюдами.
- Назовите любимое блюдо Ивана Грозного (борщ, рассольник, щи)
- Какой из нижеперечисленных постов самый голодный? Это не в смысле запрета на еду, а в смысле нехватки продуктов. (Великий, Петровский, Успенский, Рождественский).
- Кому принадлежит следующее высказывание: «если человеку подарить рыбу, он будет сыт один день, ели две – два дня, но если человека научить ловить рыбу – он будет сыт всю жизнь»? (Петр 1, Л.Н. Толстой, народная мудрость)
- Соком какого овоща лечили на Руси боли в животе? (капуста, репа, свекла, морковь)
- Как называлась каша из крупных зерен пшеницы или ячменя с медом? (кутья, ярица, китина)
- Какой овощ на Руси назывался «палочкой – выручалочкой» (картофель, кислая капуста, соленый огурец)
Третий тур.
Кроссворд: Русские народные загадки «Красна Изба»
1.Для кудрей и хохолков
Целых 25 зубков
И вот под каждым под зубком,
Лягут волосы рядком (Гребень)
2. Черный конь – скачет в огонь (кочерга)
3. Стоит копна, вся в дырках
На копне – гора, из горы дым идет (изба)
4. Без рук, без ног
Во все стороны кланяется (Колыбель)
5. Из липы свито дырявое корыто,
По дороге идет, клетки кладет (лапти)
6. Наша толстая Федора, наедается не скоро.
А за то когда сыта, от Федоры теплота (печка)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»
Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни....
Консультация для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Консультация для педагогов«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»....
Консультация для педагогов "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
Маленьким детям ещё недоступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребёнка Родина - это мама, близкие, родные люди, окруж...
Мастер-класс для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через русские народные игры»
Систематизировать представления педагогов о русских народных играх через приобщение к истокам русской народной культуры....
Конспект интегрированного игрового досуга по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»
Конспект интегрированного игрового досуга по приобщению детейк истокам русской народной культуры«Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»...
Консультация для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Консультация для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»...
Консультация для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских и хакасских народных сказок"
laquo;Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских и хакасских народных сказок"...