самообразование
проект
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план профессионального развития педагога
Ефремова Татьяна Михайловна
Индивидуальный план профессионального развития разработан по теме самообразования "Использование наглядных средств в работе с детьми с ТНР".
Срок реализации: 2015-2020 гг.
Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти — вербальный. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С, Хализева Л.М. и др.). Учёные также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.
Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:
- во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
- во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь - записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;
- в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН
профессионального развития учителя-логопеда
Ефремовой Татьяны Михайловны
Сроки реализации: 2015-2020 гг.
Тема самообразования: «Использование наглядных средств в работе с детьми с ТНР».
Актуальность: Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядные средства.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. (Т.В. Егорова 1973г; А.Н. Леонтьев 1981 г.).Работа с моделью позволяет максимально активизировать детей в речевой деятельности, сохраняя при этом их интерес.
- Цели профессионального развития
Цель: создание комплексной системы работы с детьми, направленной на развития связной речи детей, формирование у родителей и воспитанников значимость речи в жизни людей. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
-Исследовать возможность и эффективность использования наглядного метода моделирования на логопедических занятиях для дошкольников.
-Создать дополнительный дидактический материал по теме.
-Повышать интерес и мотивацию к логопедическим занятиям.
-Формировать у детей навыки пользования лексически развитой, грамматически правильной речью
- подобрать и систематизировать материал по наглядному моделированию в работе с детьми дошкольного возраста;
- создать пособия для логопедических занятий;
- включить в занятия пальчиковую гимнастику, дыхательные упражнения на наглядной основе;
- разработать консультации для родителей в папки-передвижки;
- подобрать информационный материал для родителей, оформить в виде стенда «Родителям на заметку»;
- привлечь родителей к изготовлению наглядного материала для работы с детьми дома.
Ожидаемые результаты:
- Главным результатом реализации задач будет выпускник детского сада, с высоким уровнем развития связной речи в соответствии с Федеральными государственными требованиями.
- Создание системы работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами наглядного моделирования и схематизации.
- Методическое и дидактическое обеспечение процесса формирования связной речи средствами наглядного моделирования.
- Повышение профессионального мастерства педагогов и педагогической информированности родителей по формированию связной речи.
2. Формы и содержание профессионального развития
2.1. Изучение литературы, связанной с проблемами в развитии речи детей и внедрение наглядного моделирования в ДОУ
Литература, нормативные правовые документы | Задачи использования | Сроки | Форма отчетности | Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы |
Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования Детство-Пресс: Кабинет логопеда 2011. Журнал «Логопед» 2011-2015г. Игры и упражнения на каждый день для детей 4-5 лет с ОНР. Сфера: Библиотека логопеда 2004. Расторгуева Н.И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед. 2002, № 2 . Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед. 2005, № 1. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, № 4. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 № 4 Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М., 2005. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., 2004. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1 Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход, М.2000. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2010. | Определить наглядные методы для использования в работе с детьми; Сделать подборку дидактических игр для работы с детьми; Наметить темы праздников и развлечений с детьми и родителями с использованием мнемотехнологий; Подобрать материал для каждой лексической темы; Подобрать упражнения для профилактики дизграфии; Подобрать стихи для мнемотаблиц для дыхательных упражнений | 2015 - 2017 | Аннотации к прочитанным книгам; Аналитическая статья «Основы формирования развития речи у дошкольников»; Доклад «Формы работы с родителями по коррекции и развитии речи детей» | Педагогический совет МБДОУ № 41, 2016г. ГМО учителей-логопедов и дефектологов г. Нижнекамска и Нижнекамского района, 2016г. Региональный семинар-практикум, 2017г |
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» | Изучить и внедрить в воспитательно-образовательную работу ФГОС ДО | 2017 | Консультация «ФГОС ДО» | Педагогический совет МБДОУ №41, 2017г. |
Изучить содержание образовательных областей ФГОС ДО и их взаимодействие | 2018 | Презентация «Интеграция образовательных областей на занятиях по логопедии в ДОУ» | Выступление на семинарах, конференциях, 2018г. | |
Сундукова А.К. Практический опыт здоровьесберегающей деятельности в ДОУ - М.: АРКТИ, 2010. | Подобрать пальчиковые игры и упражнения самомассажа | 2019-2020 | Папка-передвижка | Педагогический час МБДОУ №41, 2020г. |
2.2. Разработка программно-методического обеспечения обновленного образовательного процесса
Содержание деятельности | Сроки | Форма представления результатов работы | Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы |
Комплексно-тематическое планирование | 2015-2016 | Презентация | ГМО учителей-логопедов, г. Нижнекамск, 2016г. |
Календарно-тематическое планирование | 2016-2020 | Презентация | ГМО учителей-логопедов г. Нижнекамск, 2018г. |
Подбор диагностических материалов | 2015-2016 | Протоколы обследования | Педагогический совет МБДОУ №41, 2016г. |
«Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе» методическое пособие | 2015 | Авторское пособие | Региональный семинар-практикум по программам образования дошкольников, 2016г. |
Разработка конспектов сюжетных занятий, с использованием наглядного оборудования, занятий с использованием мнемотаблиц
| 2016-2020 | Публикация конспекта Показ открытого занятия Участие в конкурсе сценариев и конспектов ОД Мастер-класс | В сборниках региональных семинаров-практикумов, брошюрах по логопедии, 2017г.; ГМО учителей-логопедов г. Нижнекамска, 2018г.;
День открытых дверей для учителей начальных классов СОШ №20, родителей, 2020г. |
Дидактические пособия: «Дед Мороз принес подарки» Пальчиковые игры по лексическим темам в картинкам Игры для мелкой моторики «Веселые игрушки» «Поможем Золушке отправиться на бал» | 2016 2017 2018 2019 | Презентация Презентация Презентация Презентация | Педагогический час МБДОУ №41, 2016г. Педагогический час МБДОУ №41, 2017г. Педагогический совет МБДОУ №41, 2018г. Педагогический час МБДОУ №41, 2019г. |
Комплексы артикуляционной гимнастики в картинках | 2016-2017 | Папка-передвижка | Педагогический совет МБДОУ №41, 2017г. |
Комплексы артикуляционной гимнастики для профилактики звукопроизношения в общеразвивающих группах ДОУ | 2017-2018 | Выступление | Учителей-логопедов г. Нижнекамска, 2018г. |
Комплексы дыхательных упражнений | 2018-2019 | Выступление | Педагогический совет МБДОУ №41, 2019г. |
Комплексы пальчиковой гимнастики | 2019-2020 | Выступление | Родительское собрание МБДОУ №41, 2020г. |
Круглый стол «Преемственность дошкольного и начального школьного образования на современном этапе: проблемы и пути решения». для учителей начальных классов МБОУ «СОШ №20" | 2015-2020 | Открытый показ ООД по обучению грамоте | Педагогические советы МБДОУ №41 2015-2020гг.; Всероссийские и международные творческие конкурсы для педагогов, 2015-2020гг. |
Мероприятие для детей из разных детских садов «Умники и умницы» | 2020 | Открытое развлечение | ГМО учителей-логопедов, г.Нижнекамск, 2020г. |
Мероприятия с детьми и родителями ко Дню Матери , Дню 8 Марта, а также «Празднику красивой речи» | 2015-2020 | Сценарии праздников, развлечений | Педагогические советы МБДОУ №41, 2015-2020гг.; Всероссийские и международные творческие конкурсы для педагогов, 2015-2020гг. |
Оформление стенда «Советы логопеда» | 2015-2020 | Рекомендации для родителей | Педагогические часы МБДОУ №41, 2015-2020гг. |
Консультации для родителей: «Использование игр и игровых упражнений в домашних условиях для развития речи детей», «Учите детей говорить выразительно », «Советы логопеда», «Почему дети не читают», «Зачем нужен логопед», «Как развивать мелкую моторику ребенка», «Роль книги в развитии ребенка», «Мотивация к обучению» | 2015-2020 | Папки-передвижки | Педагогические советы МБДОУ №41, 2015-2020гг. |
Консультации для воспитателей: «Использование «мнемотехники» в развитии речи детей », «Развитие связной речи с использованием пальчиковых сказок», «Развитие мелкой моторики руки ребенка посредством продуктивной деятельности », «Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда», «Роль педагога в организации речевой игры детей с нарушениями речи» | 2017-2019 | Сообщения | Педагогические советы МБДОУ №41, 2017-2019гг. |
- Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
Задачи или содержание деятельности | Сроки | Форма представления результатов работы | Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы |
Открытая ОД | с 2015-2020гг. 1 раз в квартал | Показ занятий, мастер-классы | Для педагогов МБДОУ №41, учителей начальных классов СОШ №20, родителей в 2015-2020уч.гг. |
Участие в городских, региональных семинарах, конференциях | ежегодно | Выступления, презентации | ГМО учителей-логопедов и дефектологов г. Нижнекамска, 2015-2020гг. |
Распространение опыта в СМИ | 2016-2020 | Публикации | Статья «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования », научно-методический журнал «Дошкольная педагогика», 2016г., Санкт-Петербург |
2.4. Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне образовательной организации
Темы курсов | Место прохождения курсов | Форма прохождения курсов ПК | Сроки | Форма отчета о результатах подготовки |
Курсы повышения квалификации «Современные подходы к организации педагогического процесса ДОУ в рамках ФГОС» | ГАОУ СПО «Нижнекамский педагогический колледж» | очная | 2016 | Проект, удостоверение |
«Современные технологии коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ОВЗ», 72 ч., рег. номер ПК-358-2019, 2019г. | Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова, | очная | 2019 | Проект, удостоверение |
2.6. Оценка результатов профессионального развития
Содержание деятельности | Сроки | Форма представления результатов | Где, кем и когда заслушивается отчёт о профессиональном развитии |
Аналитический отчет о деятельности учителя-логопеда МБДОУ №41 за 2015-2016 учебный год | Май 2016 | Презентация, выступление | Педагогический совет МБДОУ №41, 2016г. |
Аналитический отчет о деятельности учителя-логопеда МБДОУ №41 за 2016-2017 учебный год | Май 2017 | Презентация | Педагогический совет МБДОУ №41, 2017г. |
Аналитический отчет о деятельности учителя-логопеда МБДОУ №41 за 2017-2018 учебный год | Май 2018 | Презентация | Педагогический совет МБДОУ №41, 2018г. |
Аналитический отчет о деятельности учителя-логопеда МБДОУ №41 за 2018-2019 учебный год | Май 2019 | Презентация | Педагогический совет МБДОУ №41, 2019г. |
Аналитический отчет о деятельности учителя-логопеда МБДОУ №41 за 2019-2020 учебный год | Май 2020 | Презентация, выступление | Педагогический совет МБДОУ №41, 2020г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...