План – конспект шахматного занятия в детсаду
план-конспект занятия (средняя, старшая, подготовительная группа)

Акишина Валентина Васильевна

Тема: Конь против ферзя, ладьи, слона

Цель: продолжить знакомство детей с волшебным миром шахмат, формировать  способнось «действовать в уме», развивать ориентирование на плоскости, память, воспитывать самостоятельность, внимательность, терпеливость

Методы: наглядный, эвристический, словесные.

Оборудование: шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур, компьютер с колонками, интерактивная доска, комплект шахмат для каждого участника, книга     И.Сухина «Шахматы 1 год обучения или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны», мультфильм «Путешествие в шахматную страну»,  мешочек с шахматными фигурами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_shahmatnogo_zanyatiya_-_kon.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект шахматного занятия в детсаду

                             

                                       Составила: учитель шахмат МБОУ гимназия

                                                                  им.А.И.Яковлева В.В.Акишина

 

Тема: Конь против ферзя, ладьи, слона

Цель: продолжить знакомство детей с волшебным миром шахмат, формировать  способнось «действовать в уме», развивать ориентирование на плоскости, память, воспитывать самостоятельность, внимательность, терпеливость

Методы: наглядный, эвристический, словесные.

Оборудование: шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур, компьютер с колонками, интерактивная доска, комплект шахмат для каждого участника, книга     И.Сухина «Шахматы 1 год обучения или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны», мультфильм «Путешествие в шахматную страну»,  мешочек с шахматными фигурами.

ХОД

  1. Вступительная часть

-  Здравствуйте!

-  Сегодня мы   вместе с мальчиком Юрой и девочкой Клеточкой отправимся в сказочную шахматную школу.  (Мультфильм)

2 . Основная часть.

1.  И сегодня   мальчик Юра пришел к нам на занятие. Он принес с собой загадки из тетрадки Загадая.  

 Ребята, поможем Юре решить задания?

      А сейчас достаньте фигуры и положите правильно перед собой доску. (Правое нижнее поле – белое).

Покажите любую горизонталь. Сколько на доске горизонталей? Давайте посчитаем. Как обозначаются горизонтали?

Покажите любую вертикаль. Сколько на доске вертикалей. А как они обозначаются?

Вспомним наш стишок:

Мы сидели на крыльце, повторяли А,В,С,

А потом спросили: «Где буква D и буква Е?»

- Папа, дай нам карандаш, мы запишем F, G. H!

- Покажите у себя на доске поле А1 и скажите, какого оно цвета. (В7, Е5)?

  2. А вот и первое задание из тетрадки Загадая. Ребята, что у меня в руках (волшебный мешочек).   Как вы думаете, что в нем? (Фигуры)

   А фигуры эти не простые, а с секретом. Сейчас мы будем отгадывать. Вы по очереди опускайте руку в мешочек, на ощупь угадывайте и называйте   эти фигуры, а затем доставайте.

  Посмотрите, на дне фигуры какой-то знак. Что здесь написано?  (Обозначения шахматных полей). Нужно найти такую же фигуру из демонстрационного набора и поставить ее на то поле, которое указано. А ребята ставят точно так же у себя на досках. Но прежде нужно еще отгадать сказочную загадку из тетрадки.

1) С Пятачком, сев под лопух, в шахматы играет (Вини-Пух)

2) На стене висит картина. Мат мне ставит (Буратино)

3) Когда я командовал яхтой Беда, фигуры под мышкой держал иногда (Капитан Врунгель)

4) Однажды в шахматы играл двое суток подряд, в окошко смотрю – опять Ленинград (Рассеянный с улицы Бассейной)

5) Знает любой в нашей квартире – ферзей на доске ровно (2)

      6)  Не люди, не звери, не часы, а ходят. (Ш.фигуры)

- Кто решил задание, пойдет нам покажет решение на демонстрационной доске.

(награждается звездочкой)

3. Физминутка  

- А сейчас покажите руками ход коня, как это можно сделать?  

Все встали.    Покажите руками, как ходит ладья, слон, ферзь. Молодцы. А теперь плечики подымаем вверх, опускаем -3 раза.

Отводим плечи назад – 3 раза.

А теперь локотки согнутых рук отведите в стороны. Поздоровайтесь указательными пальчиками. Правой рукой делаем вращательные движения вперед. Теперь левой – назад. А теперь медленно двумя руками.

 - Молодцы, тихонько садитесь.

4. Игра «Живые фигуры»

  Вся в квадратах – белых, черных - деревянная доска,

 А ряды фигур точеных – деревянные войска.

 Ты, дружок мой, без опаски, без смущения вступай,

 Словно в мир чудесной сказки, в черно-белый этот край.

 А сейчас шахматные фигуры оживут. (Одеваю на детей маски черного и белого ферзя, белого коня. Расставляю их на фрагменте доски 3х2 поля)

А теперь все ребята становятся вокруг. Задача такая: белые начинают и выигрывают.

Тихонько садимся на места.

 5.  Задачи на интерактивной доске.

Прыгает КОНЬ, подковы звяк! Необычен каждый шаг:

Буква Г и так и сяк. Получается зигзаг.

И подковы у лошадки необычны и смешны:

Притаится, словно в прятки, и скакнет из-за спины.

      -  Давайте поможем Юре решить еще несколько задачек. (3 задания)

3. Итог  

 Ребята, мы сегодня помогли мальчику Юре    из сказочной шахматной страны решить загадки из тетрадки Загадая?  Он благодарит вас за помощь и дарит всем звездочки.

          Наше занятие подошло к концу. Мальчик Юра прощается с нами. До свидания.

Дополнительный материал.

  Ребята, кто знает, как называются люди, играющие в шахматы? (Противники)

  Веселые человечки Чиполино и Дюймовочка решили сыграть в шахматы. Положили перед собой шахматную доску, но черные и белые поля сбежали с доски и спрятались. Ребята, помогите их найти. 1 вариант будет искать черные поля, а 2 – белые. Кто нашел – подымает руку.

  1. На каких полях ничего не растет?
  2. Из каких досок не строят теремок?
  3. В каких клетках не держат зверей

Скоро бой и ждет войска деревянная … (доска)

Раздался голос короля найдите на доске …(поля)  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе. Тема занятия: «Посуда. В гостях у Самовара Самоваровича»

Итоговое занятие по лексической теме "Посуда".  Развитие связной речи, составление рассказа по серии сюжетных картинок...

Конспект шахматного занятия для детей старшего дошкольного возраста

Игра в шахматы расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для подготовки к школе). Ребе...

Открытое интегрированное занятие для детей подготовительной группы. План-конспект музыкального занятия. Тема: « Зимняя музыкальная прогулка»

Открытое интегрированное занятие для детей подготовительной группы.План-конспект музыкального занятия.Тема: «Зимняя  музыкальная прогулка»...

План-конспект подгруппового занятия для детей подготовительной группы с ОНР 2 уровня (2 ребёнка) (занятие № 2 по теме «Одежда»)

Подгрупповое занятие для детей подготовительной группы с ОНР 2 уровня по теме "Одежда"...

План-конспект познавательного занятия в подготовительной группе Тема занятия: «Путешествие в зоопарк»

План-конспект познавательного занятия в подготовительной группеТема занятия: «Путешествие в зоопарк» Форма проведения занятия: Фронтальная. Цель занятия: Формирова...

Музыкальное занятие в подготовительной группе.(Доминантное по слушанию) План-конспект музыкального занятия.

Тема: «3има»Тип занятия: типовое.Цель: Углубленное восприятие музыки, через интеграцию различных видов искусств, организация музыкально-оздоровительной работы на музыкальном занятии, подго...