Конспект шахматного занятия для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Акимова Елена Степановна

Игра в шахматы расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для подготовки к школе). Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект шахматного занятия для детей

article1663.jpg

Игра в шахматы расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для подготовки к школе). Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

 

Конспект шахматного занятия

"ВОЛШЕБНЫЕ ФИГУРЫ"

Цель: Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.

Задачи:

1. Развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность.

2. Укрепление партнерских отношений между детьми и взрослыми.

 

Ход занятия:

 

Воспитатель:  Ребята, вы любите играть? Соревноваться?  Тему игры вы узнаете, если отгадаете, что находится в волшебной коробке.

 

На квадратиках доски

Короли свели полки

Нет для боя у полков

Ни патронов, ни штыков.

 

Король с королевой живут без корон

Ладья без весел, без хобота слон,

Конь без копыт, седла и уздечки

А рядовые - не человечки.

 

- Отгадали. Это - шахматы.

 

- Давайте устроим соревнования, кто наберет больше жетонов, тот будет объявлен победителем.

 

 

1. «Волшебный мешочек» дети по очереди, на ощупь, отгадывают шахматную фигуру.

 

 

2. «Отгадайка».

Дети отгадывают загадки:

Шагаем лишь вперед, а не наоборот.

По чину нам положен один короткий шаг.

Зато назад не может нас передвинуть враг.

 

 

Стою на краю. Путь откроют - я пойду.

Только прямо хожу, как зовут, не скажу.

 

 

Не живет в зверинце, не берет гостинца.

По косой он ходит, хоботом не водит.

 

 

Прыгнет он - подковы звяк.

Необычен каждый шаг,

Буква Г и так и сяк.

 

 

Видимо, она упряма, если ходит только прямо.

Не петляет прыг да скок, не шагнет наискосок.

Так от края и до края может двигаться она.

Эта башня боевая не уклюжа, но сильна.

 

 

3. Игра "Собери доску":группа детей делится на 3 команды.

16 лент (8 белых, 8 черных) помогите сложить шахматную доску.

4. Физ. Минутка -“На стуле”. Поставьте на стул какую-нибудь шахматную фигуру. По разные стороны от стула, но на равном расстоянии от него встаньте с ребёнком. Досчитайте до трёх и на счет “три” бегите к стулу. Тот, кто первым схватит шахматную фигуру, должен назвать её.

 

5. "Блиц - вопрос":

 

- Каких клеток больше, черных или белых? (равно)

- Без какой фигуры не бывает игры? (король)

- Где возникли шахматы? (Индия)

- На каких полях не чего не растёт?

- Что такое шах?

- Что такое мат?

- Между какими фигурами стоит конь в начале игры? (слон и ладья)

- Какая фигура может перепрыгивать через фигуры? (конь)

-Из каких досок не строят теремок?

-У какого слона нет хобота?

- Через какую фигуру может перепрыгнуть ладья? 

  - Какая фигура не может встать на чёрные поля?

 

 

6. Эстафета "Расставь фигуры": на скорость -  правильная расстановка фигур в первоначальное положение.

 

 

7. «Доскажи словечко». Рифмовка на первоначальное положение:

 

Белый отряд, черный отряд,

Друг против друга два войска стоят.

Строгий порядок в отряде одном.

Точно такой же порядок в другом.

В каждом отряде - сам погляди –

Оба угла занимают …

Рядом с ладьями … видны.

Рядом с конями встали ...

Кто ж в середине - …

Самые главные в войске своем.

8. Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять!           (сжимаем – разжимаем кулаки)

Вышли пешки погулять!               (пальчики шагают по столу)

Король на месте, по привычке,    (сжатые кулаки на столе)

А куда ему спешить?                     (разводят руки, пожимают плечами)

Прыгнет конь! Подковы звяк!      (ладони вперёд и хлопок)

Необычен каждый шаг!                (указательный палец)

А ладья упряма,                            (раскрытые ладошки скользят по столу

Ходит только прямо!                     вперёд)

Все фигуры встали стеной,           (выпрямленные ладони перед собой на столе)

Им начинать этот сказочный бой.

 

9. Игра "Что изменилось": на доске - 6 фигур, дети закрывают глаза, а ведущий меняет местами две фигуры, либо заменяет фигуру на такую же, но противоположного цвета, либо ничего не меняет.

10. Д. игра « диагональ , вертикаль , горизонталь» . показывается диагональ , вертикаль или горизонталь. Дети должны отгадать и назвать фигуры , которые ходят в данном направлении .

 

 

Подведение итогов. Награждение участников.

 

Если зря не зазнаваться,

Каждый день тренироваться:

Думать, размышлять, играть –

Сильным шахматистом можно стать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду "Жили-были...": знакомим детей с крестьянской избой и крестьянским бытом

Вашему вниманию предлагается конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду  в рамках программы развития творческого потенциала детей старшего дошкольного во...

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у Варварушки – Всезнаюшки»

Интегрированное занятие для детей старшей группы. Занятие проводится в декабре месяце, когда детям знаком осенний материал и в разучивании  музыкальный материал по зимней тематике.Дети на занятии...

Конспект физкультурного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Северное многоборье». Этническая социализация детей Крайнего Севера по освоению национальных видов спорта

Занятие  "Северное многоборье" способствует повышению общей культуры, расширению кругозора, углублению знаний о национальных видах спорта воспитанников. ...

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Цель: формирование навыков коммуникации и социализации в совместной деятельности; создание доброжелательной атмосферы....

конспект физкультурного занятия для детей старшего дошкольного возраста "Этническая социализация детей Крайнего Севера по освоению национальных видов спорта"

Спортивно-познавательная программа, направленная на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, развитие основных физических качеств и двигательных способностей посредством освоения национальных вид...