Мастер –класс для педагогов «Элементы кинезиологии в работе с детьми ОНР»
материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Таранова Любовь Борисовна

Цель: познакомить педагогов с кинезиологическими упражнениями, применение которых возможно в образовательном процессе в целях умственного и физического оздоровления дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_pedagogov.docx29.2 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер –класс для педагогов «Элементы кинезиологии в работе с детьми ОНР»

Русский писатель, литературовед Б. Акунин говорил: «Из всех наслаждений, отпущенных человеку, самое изысканное — шевелить мозгами». Мы с вами тоже будем сегодня «шевелить мозгами». Есть такая коррекционно-развивающая  технология, которую можно использовать с детьми с ментальными нарушениями. Это - кинезиология

Итак, что же такое «кинезиология»? В переводе на русский язык «кинезиология» обозначает наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения  или гимнастика мозга.

Итак, головной мозг. Он у нас состоит из двух полушарий. 

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное восприятие.

Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой

Я предлагаю вам отправится в небольшое  «Путешествие на неизведанную планету». Для начала предлагаю активизироватьсяУпражнение«Массаж ушных раковин»: помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

Сделали? Хорошо. А сейчас продолжим.

На чем же мы полетим в наше путешествие? Конечно же, на космическом корабле. Каждый из вас представляет свой корабль, для кого – он должен быть прочнее, для кого – то надежнее, для кого – то красивее. И для того  что бы он получился совершенным, мы нарисуем его все вместе.

Рисуем в технике «Рисунок по кругу». Сделали элемент – передали соседу. Так вы будете дорисовывать, пока корабль не будет готов. А затем придумайте название вашему кораблю. По сигналу колокольчика начинаем рисовать (включить музыку время рисования).

Рефлексия: У меня есть волшебный шарик. Я его дам нескольким  участникам. Предлагаю им (тем, кому дам шарик) поделиться своими впечатлениями. Устраивает ли вас ваш корабль, который вы совместно создали?  Что вы чувствовали, когда увидели свой корабль? Какие эмоции испытывали?

Вывод: в работе с детьми прием хорош для формирования чувства толерантности, умения контролировать свои чувства, эмоции, адекватно реагировать  на действия сверстников.

Итак, наши корабли готовы. Отправляемся в полет (включить видео звезд).

2 задание Психологический настрой «Полет»

    Сядьте поудобнее, закройте глаза. Представьте себе темное небо с яркими звездами. Каждый занял свое место. Сейчас корабль поднимется в небо.

Крепко – крепко сожмите штурвалы. Корабль взлетает, вы чувствуете, как приятная тяжесть растекается по телу, прижимает вас. Вам становится легко. Важно сейчас ровно дышать:

Вдох - выдох

Вдох – выдох

Вдох – выдох

Хорошо! Вы летите в космосе. Открываем глаза. На вас приветливо смотрят звезды.

    Давайте сделаем плавную посадку, возьмемся за штурвалы, сильно надавим на педали, сделаем глубоокий вдох и выдох. Глубокий вдох и выдох и отпустим штурвалы и педали. Как плавно и мягко мы сели. Давайте встанем, потянем руки, встряхнем. Мы на неизведанной планете, где жители всегда здоровы и чтобы быть такими же здоровыми как они. Мы с вами научимся делать их зарядку или упражнения.

 У жителей планеты существуют свои необычные игры. Давайте поиграем в их игры

 Уже круг, шире круг.

Видим руки. Нету рук.

 Упражненье начинаем,

Руки выше поднимаем.

Брови нужно расчесать

 раз, два, три, четыре, пять (одновременно двумя руками, поочерёдно каждым пальцем руки) Вытри пот теперь со лба

 раз, два (ладошками поочерёдно)

Серьги на уши повесь,

 если есть. (перекрёстно руками)

 Заколкой волосы скрепи

раз, два, три (массаж головы подушечками пальцев рук)

Сзади пуговку найди

и застегни (указательным пальцем от основания черепа, продвигаясь до 7 шейного позвонка помассировать его круговым движением)

Бусы надо примерять,

 примеряй и надевай (поглаживая поочерёдно ладонями шею)

А сюда повесим брошку,

 разноцветную матрёшку (точки мозга, ямки под ключицами)

А сюда браслетики,

красивые манжетики (массаж запястий)

 Девочки и мальчики,

приготовьте пальчики (любое кинезиологическое упражнение «Колечки», «Кулак-ладонь», «Ухо-нос») Упражнение «Слон» Это одно из наиболее интегрирующих упражнений «Гимнастики мозга» Пола Деннисона. Оно активизирует и балансирует всю целостную систему организма «интеллект—тело», улучшает концентрацию внимания. Итак, ухо плотно прижать к плечу. Одновременно вытянуть одну руку, как хобот слона, и начать рисовать ею горизонтальную восьмерку, начиная от центра зрительного поля и идя вверх против часовой стрелки. Глаза следят за движениями кончиков пальцев. Затем поменять руки. Упражнение выполнять медленно, по 3—5 раз каждой рукой.) «Дерево». Исходное положение: сидя в группировке (на корточках, руками обхватить колени, голову опустить). Представить себе, что ты — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно встать на ноги, распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Напрячь тело, имитируя дерево. Выполняется 3 раза.

Осталось ноги растереть

 и не будем мы болеть (круговые поглаживания ног)

Кинезиологические упражнения органично вплетаются в физминутки.

Наше тело радуется и все части тела захотели потанцевать.

«Танец отдельных частей тела» (музыкальная запись)

    Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен. Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела. Задание:

 - танец кистей рук

 - танец рук

 - танец головы

 - танец плеч

 - танец живота

 - танец глаз и бровей

 - танец ног

Рефлексия: Какой танец было легко исполнить, какой трудно?

Почувствовали ли освобождение от зажимов, где они локализовались. Присаживайтесь, представьте что вы находитесь на красивой полянке. 

Инопланетные жители любят рисовать необычно. Это рисование двумя руками одновременно. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально симметричные рисунки, буквы.

 При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. Упражнения можно включать практически во все режимные моменты. Например, во время утреннего самомассажа. Точечный массаж + пальчиковая гимнастика с кинезиологическими элементами

        Релаксия

Что вы почувствовали?

Ну, а сейчас нам пора возвращаться домой. Мы с собой с этой планеты возьмем добро, радость и чистоту и поделимся со всеми людьми.

    Садимся в свои корабли и улетаем домой (включить звук летящего корабля).  

    Вот мы и дома. Я думаю для вас путешествие было необычным и интересным.

         Завершение мастер – класса.

        Я надеюсь, что наша встреча оказалась полезной для вас, принесла вам тепло и удовлетворение. Надеюсь, что я сумела  убедить вас в важности таких упражнений и возможности их использования в работе с детьми.  На память останутся рисунки, которые вы нарисовали во время путешествия.

Инопланетная лезгинка.  Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз

 Ухо-нос. Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".

Кулак - ладонь  Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно. на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия - разжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные. Вот ладошка, вот кулак. Всё быстрей делай так.

например:

Уже круг, шире круг.

Видим руки. Нету рук.

 Упражненье начинаем,

Руки выше поднимаем. (Поочерёдно поднимать левую и правую руки, одновременно сжимая их в кулаки)

 Кулачки сжимаем.

До пяти считаем..  

1, 2, 3, 4, 5

Ручки могут отдыхать.

 

 Оказались за рулем

Мы машину вдаль ведем.

Крепко руль держали.

 Ехали устали. (Горизонтальная восьмёрка- левой рукой, затем правой, потом одновременно обеими)

Методика «Покрывала феи»

    Используются цветные полотна из прозрачной ткани насыщенных и пастельных цветов. Дети рассматривают сквозь них окружающее пространство, обертываются в них. Это успокаивает, настраивает на позитивный лад, развивает воображение и фантазию. Смена цветового пространства эффективно действует на эмоциональное состояние ребенка. Например, увидев возбужденного ребенка, можно предложить ему отправиться вместе в волшебную голубую страну. Происходит прямой контакт «глаза в глаза», взявшись за руки, в замкнутом, но необычном пространстве, отрезанном от остального окружения, тихая беседа на любую тему, в зависимости от ситуации.

Красный.

(Если ребенок вялый). Это цвет силы и физической активности. Однако стоит помнить о том, что красный цвет сильно возбуждает нервную систему, что при чрезмерном его количестве в интерьере возможны вспышки агрессии. У некоторых людей переизбыток красного может вызвать гипертонический криз.

Оранжевый.

(Лучшее лекарство против депрессий и нервных срывов, пессимизма, некоторых страхов и неврозов). Цвет оптимизма и радости, цвет солнца и тепла. Этот цвет положительно влияет на систему кровообращения, мышечную систему, повышает аппетит. Он помогает восстановительным процессам в организме человека. Оранжевый цвет любят и взрослые и дети, всем нам с детства знакома песенка.

Желтый.

(Этот цвет помогает нам концентрироваться, помогает работе памяти). Желтый цвет очень эффективен против угрюмости, пессимизма и различных депрессий. Он помогает создать хорошее настроение, придает большую ясность мыслям. Желтый цвет благоприятно действует на пищеварение и нервную систему, помогает работе памяти. Если в жизни ребенка начинается новый этап (поступление в детский сад или первый класс) окружите его желтыми предметами, это поможет ему преодолеть неуверенность в себе. Дети чаще всего тянутся к желтому цвету, он радует их в одежде, игрушках, предметах интерьера.

Зеленый

(Это цвет покоя, цвет внутренней гармонии). Зелёный успокаивает и благоприятно влияет на сон, контролирует состояние раздражительности при нервных расстройствах. Он довольно эффективен в борьбе с головными болями и невралгией, нормализует кровяное и глазное давление и, по исследованиям офтальмологов, несколько повышает остроту зрения.

Голубой и синий.

(Это цвета уверенности и спокойствия) Эти цвета  положительно влияют на отношения в семье или коллективе. Однако, синий цвет противопоказан людям с низким давлением, что следует учитывать на практике применения этого цвета в хромотерапии.

Фиолетовый.

(Этот цвет обладает способностью частично снимать психофизические стрессы у человека). Он стабилизирует психику, балансирует душевное равновесие. У людей искусства фиолетовый цвет служит сильным стимулятором творческого мышления.

Белый и чёрный цвета.

Они, в строгом смысле, цветами не являются. Это так называемые ахроматические цвета, то есть цвета, лишённые цветового тона. Белый и чёрный (особенно) почти не используются в цветотерапии

Красный.

(Если ребенок вялый). Это цвет силы и физической активности

Оранжевый.

(Лучшее лекарство против депрессий и нервных срывов, пессимизма, некоторых страхов и неврозов). Цвет оптимизма и радости, цвет солнца и тепла. Этот цвет положительно влияет на систему кровообращения, мышечную систему, повышает аппетит

Желтый.

(Этот цвет помогает нам концентрироваться, помогает работе памяти). Желтый цвет очень эффективен против угрюмости, пессимизма и различных депрессий.

Зеленый

(Это цвет покоя, цвет внутренней гармонии). Зелёный успокаивает и благоприятно влияет на сон, контролирует состояние раздражительности при нервных расстройствах. Он довольно эффективен в борьбе с головными болями и невралгией, нормализует кровяное и глазное давление и, по исследованиям офтальмологов, несколько повышает остроту зрения.

Голубой и синий.

(Это цвета уверенности и спокойствия) Эти цвета  положительно влияют на отношения в семье или коллективе. Однако, синий цвет противопоказан людям с низким давлением, что следует учитывать на практике применения этого цвета в хромотерапии.

Фиолетовый.

(Этот цвет обладает способностью частично снимать психофизические стрессы у человека). Он стабилизирует психику, балансирует душевное равновесие. У людей искусства фиолетовый цвет служит сильным стимулятором творческого мышления.

Кулак ребро ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола: выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами (кулак ребро ладонь), произнося их вслух или про себя. Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь), Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).

. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

При рисовании одновременно двумя руками(При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. Упражнения можно включать практически во все режимные моменты. Например, во время утреннего самомассажа. Точечный массаж + пальчиковая гимнастика с кинезиологическими элементами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для педагогов ДОУ «Биоэнергопластика в работе с детьми, имеющими нарушения речи»

Предлагаю вашему рассмотрению мастер - класс для педагогов ДОУ на тему: «Биоэнергопластика в работе с детьми, имеющими нарушения речи»,где педагоги узнали, что означает термин "биоэнергопластика", поз...

Мастер класс для педагогов ДОУ." Основные этапы работы с детьми по развитию речи посредством создания мнемосхем с помощью развивающих игр В.В.Воскобовича."

Цель:Знакомство и пробация технологии развитии речи посредством создания мнемосхем с помощью развивающих игр В.В.Воскобовича у детей дошкольного возраста....

Мастер - класс для педагогов по использованию в работе с детьми различных видов песка.

Мастер-класс разработан в рамках проведения занятий в "школе молодого специалиста". Знакомит педагогов с различными вида песка (кинетический, рисование на песке, аппликации с использованием ...

Мастер-класс для педагогов «Использование биоэнергопластики в работе с детьми группы комбинированной направленности»

Ознакомление педагогов с инновационными методами развития речи детей дошкольного возраста в рамках организации воспитательно- образовательного процесса в группах комбинированной направленности...

Мастер-класс для педагогов «Арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста»

Эмоциональное состояние участников образовательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, часты проявления общей апатии ил...

Мастер – класс для педагогов по использованию в работе с детьми дошкольного возраста технологии - мнемотехника.

Мастер – класс для педагогов по использованию вработе с детьми дошкольного возраста технологи -мнемотехника....

Мастер-класс для педагогов «Современные подходы в работе с детьми по изучению основ безопасности жизнедеятельности»

Мастер-класс для педагогов «Современные подходы в работе с детьми по изучению основ безопасности жизнедеятельности» Сегодня в современном мире никто не застрахован ни от социальных по...