Арт-терапия как средство развития когнитивных процессов в работе с детьми с нарушением слуха в дошкольном образовании
методическая разработка (подготовительная группа)

Утёмова Гелена Викторовна

Учебно-методическая копилка приемов и методов психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ (нарушение слуха)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА» - ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

«ИМЕНИ Н.К.КРУПСКОЙ»

КУРГАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗВЕРИНОГОЛОВСКИЙ РАЙОН

С.ЗВЕРИНОГОЛОВСКОЕ

Учебно-методическая копилка приемов и методов

психолого-педагогического сопровождения

детей с ОВЗ (нарушение слуха)

«Арт-терапия как средство развития когнитивных процессов в работе с детьми с нарушением слуха в дошкольном образовании»

Рекомендуется для воспитателей и педагогов дошкольного образования

общеобразовательных  и коррекционных учебных  заведений.

Автор:

Утёмова

 Гелена Викторовна

педагог-психолог

Филиал МКДОУ «Сказка»

 - детский сад

комбинированного вида

 «имени Н.К.Крупской»

89088372842

ЗВЕРИНОГОЛОВСКОЕ 2019

Аннотация

Пособие предназначено для работы с детьми дошкольного возраста (4-7лет), имеющих нарушение слуха, воспитывающихся в общеобразовательных и  специальных детских садах.

Данные материалы могут быть использованы для работы с детьми с трудностями в обучении в обычных группах детского сада для слабослышащих, в группах кратковременного обучения.

Методическая копилка предназначена для работы  с детьми, имеющих нарушение слуха разной степени (тугоухость 1 и 3 степени).

 Методическая копилка адресована:

  обучающимся и родителям.

 педагогам.

Разработка направлена на работу с дошкольниками для развития когнитивных процессов с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

В пособии рассказывается о методах и приемах работы с детьми ОВЗ в повседневной жизни, что позволяет использовать как можно больше оздоровительных технологий, ведь они преимущественно просты в использовании, дают воспитанникам большое удовольствие, а главное – имеют эффективное комплексное влияние на формирование их психического,  физического и умственного здоровья.  

В пособии описывается техника арт-терапии, как средство  развития когнитивных процессов в работе с детьми с нарушением слуха в дошкольном образовании и возможности использования разных видов работы в этом направлении.

Также представлен практический опыт на примере изотерапии и тканевой терапии, который можно использовать в разных условиях воспитания и обучения - в семье, в детском саду.

 Читатели познакомятся с различными приемами и методами работы с детьми с  нарушением слуха, смогут выбрать для себя ту технику, которая им понравится.

Актуальность. 

      На сегодняшний день одной из актуальных проблем является осуществление психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения.

   Каждый ребенок - это драгоценная жемчужина, и от нас, педагогов зависит, сможем ли мы помочь детям высвободить скрытые возможности ребёнка  и сохранить совершенство и неповторимость каждого из них.  Неповторимость каждого человека не вызывает сомнений, но умение предъявить свою уникальность не сформирована еще у детей дошкольного возраста.

     Дети с ОВЗ - это дети с ограниченными возможностями здоровья.

Дети, состояние здоровья которых,  препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, т.е. это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом, и (или) психическом развитии, и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

     Группа дошкольников с ОВЗ не однородна, в неё входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна.

В настоящее время выделяют следующие категории детей с нарушениями развития, которые перечислены в  Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы»/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – с. 275-277:

  • дети с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие), первичное нарушение носит сенсорный характер — нарушено слуховое восприятие, вследствие поражения слухового анализатора;
  • дети с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие), первичное нарушение носит сенсорный характер, страдает зрительное восприятие, вследствие органического поражения зрительного анализатора;
  • дети с тяжёлыми нарушениями речи, первичным дефектом является недоразвитие речи;
  • дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, первичным нарушением являются двигательные расстройства, вследствие органического поражения двигательных центров коры головного мозга;
  • дети с задержкой психического развития, их характеризует замедленный темп формирования высших психических функций, вследствие слабовыраженных органических поражений центральной нервной системы (ЦНС);
  • дети с нарушениями интеллектуального развития, первичное нарушение — органическое поражение головного мозга, обуславливающее нарушения высших познавательных процессов;
  • дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом (РДА) представляют собой разнородную группу, характеризующуюся различными клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями;
  • дети с комплексными (сложными) нарушениями развития, у которых сочетаются два и более первичных нарушения (например, слабослышащие с детским церебральным параличом, слабовидящие с задержкой психического развития и др.).

Для выявления детей с ОВЗ проводятся следующие коррекционные работы, которые  включает в себя:

  1. Ежегодное ЦПМПК обследование дошкольников.
  2. Планирование работы с каждым ребенком с учетом слухо-речевых и психических возможностей детей.
  3. Проведение комплекса коррекционных упражнений в течение всего дня и на занятиях.
  4. Развитие слухового восприятия и коррекция произношения на специальных занятиях.
  5. Коррекционная работа во время игр, прогулок.

В группе компенсирующей направленности  детского сада «имени Н.К.Крупской»  воспитываются два ребенка с нарушение слуха (тугоухость 1 и 3 степени).

По состоянию слуха различают детей слабослышащих (страдающих тугоухостью):

Тугоухость - стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Она выражается в различной степени - от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми.

В зависимости от средней потери слуха в указанном диапазоне выделяются три степени тугоухости:

1-я степень - снижение слуха не превышает 50 дБ; для ребенка остается доступным речевое общение: он может разборчиво воспринимать речь разговорной громкости на расстоянии более 1-2 м, шепот около уха.

2-я степень - средняя потеря слуха от 50 до 70 дБ; речевое общение затруднено, так как разговорная речь воспринимается на расстоянии до 1 м, шепот не воспринимается.

3-я степень - потеря слуха превышает 70 дБ; общение нарушается, так как речь разговорной громкости воспринимается не всегда разборчиво даже у уха.

     В  Федеральном          образовательном  стандарте дошкольного образования  особое внимание уделено внедрению в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий, позволяющих проводить оздоровление в интересных разнообразных формах. Для себя я определила работу с применение средств арт-терапии на занятиях с дошкольниками. Основным направлением выбрала  развитие когнитивных процессов с помощью арт-терапии (изотерапия, игровая терапия, музыкотерапия, сказкотерапия). Она позволяет детям познавать окружающий мир, способствует укреплению эмоциональной сферы ребенка, благоприятной атмосферы в процессе обучения. Арт-терапия - простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре.   Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что формирование и развитие детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста имеет огромное значение для становления личности ребенка, удовлетворения их индивидуальных потребностей.

       Термин арт-терапия (буквально: терапия искусством) вел в употребление Андриан Хилл (1938). Затем этот термин стал применяться ко всем видам терапевтических занятий искусством (музыкотерапия, драматерапия, танцедвигательная терапия и т.п.). Классическая арт-терапия предполагает самовыражение через визуальные искусства: живопись, графику, фотографию, рисование, лепку. Представителей гуманистического направления арт-терапии Эдит Крамер, Э. Виршоп, М. Бетенски, Р. Сильвер и др. Отечественный опыт применения арт-терапии отражен в работах М.Ю. Алексеевой, Е.Р. Кузьминой, Л.Д. Лебедевой, А.В. Гришиной, Л.А. Аметовой, Е.А. Медведевой, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссаровой, Т.А. Добровольской.

        А.И. Захаров считает,  что дети, которые любят рисовать, отличаются большей фантазией, непосредственностью в выражении чувств и гибкостью суждений. Они легко могут представить себя на месте того или иного человека или персонажа рисунка и выразить свое отношение к нему, поскольку это же происходит каждый раз в процессе рисования. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам.

       Главное для педагога в работе с детьми ОВЗ в повседневной жизни - это использование как можно больше оздоровительных технологий, ведь они преимущественно просты в использовании, дают воспитанникам большое удовольствие, а главное – имеют эффективное комплексное влияние на формирование их психического,  физического и умственного здоровья. Эти технологии можно использовать в разных организационных видах работы, в повседневной жизни, интегрируя их в различные виды деятельности детей.
     Использование арт-терапии  в работе с детьми ОВЗ дошкольного возраста, имеет ряд преимуществ:

- во-первых: психологически безопасна, свободна, не требует оценивания.

-во-вторых: продукт творчества ребенка дает возможность дать ретроспективную оценку (оценку выполненной работы).

-   в-третьих: создает возможности осознания ребенком собственной ценности.

      Важно и то, что арт-терапия является средством невербального общения. Практически каждый ребенок имеет возможность принимать участие в работе, которая не требует от него каких-либо способностей  в разных областях творческой деятельности. Кроме того, «продукты»  арт-терапии являются объективным свидетельством настроений и мыслей ребенка, что позволяет использовать их как диагностику. 

      Цель арт-терапии -   оказание помощи ребёнку, посредством  использования разных видов арт-терапии, которые помогают справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции (которые зачастую он не может вербализовать), дать выход творческой энергии. Ребенок осваивает один из доступных и приятных для него способов.

Объект исследования: воспитанники с нарушением слуха.

Предмет исследования: когнитивные процессы детей ДОУ.

  Гипотеза исследования: использование таких техник арт-терапии, как сказкотерапия, игровая терапия, психогимнастика, изотерапия, музыкотерапия, тканевая терапия способствуют развитию  познавательных процессов.

Научная новизна: Проведённые занятия  и их результаты заключаются в следующем: с целью улучшения развития познавательной сферы воспитанников разработана методика, которая включает  в себя  элементы коррекции познавательной, эмоциональной сферы; игры, упражнения, направленные на развитие способности к творческому воображению посредством нетрадиционных методов арт-терапии.

    Мое кредо – Не бывает трудных детей. Есть дети, которым трудно. Помоги им!

  Моя задача – используя средства арт-терапии, создать условия для  полноценного развития ребенка с нарушением слуха.

        В работе используются игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические вопросы,  стихотворения, песни, использование ИКТ-технологии, что делает интересным и занимательным любое задание, а так же  следующие методы и приёмы для реализации поставленных задач:

-   наглядно-практические;

-   проблемные ситуации;

-   игровые.

Существуют две формы работы с детьми: индивидуальная и групповая. Какую форму выбрать для более эффективной работы с ребенком так же решает педагог.  В своей практике я использую такие формы работы как:

-   подгрупповые;  

-   работа  парами;

-   индивидуальные.

Развитие когнитивных процессов слабослышащих дошкольников невозможно без формирования восприятия и воспроизведения устной речи. Затрудненность словесного общения, его нарушение является тем решающим условием, которое выступает как главная причина аномального развития. Для детей с нарушением слуха применяются различные виды арт-терапии:

- Изотерапия - воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.;

-   Музыкотерапия - воздействие через восприятие музыки;

-   Сказкотерапия - воздействие посредством сказки, притчи;

-   Тканевая терапия - при помощи работы с тканями.

-   Игровая терапия -  воздействие с использованием игры.

Данные виды арт-терапии позволяют разнообразить ход занятия, использовать тот способ, который больше нравится ребенку:

    -в изотерапии можно использовать различные источники рисования, такие как цветные карандаши, краски, пластилин и многое другое. Для себя я открыла новый способ рисования, который  использую в своей практике - это рисование с помощью соли и клея. Возможно, многие педагоги уже используют такую технику, но я, как психолог, нашла другое применение ей. Эта техника является одной из форм снятия агрессивности,  тревожности у  детей, помогает раскрепоститься, что является мотиватором для дальнейших занятий.

    Это действительно находка для детей, которые любят делать что - то  необычное. Кроме того, нетрадиционные способы творчества помогают ребенку получить от процесса удовольствие и  видеть  конечный результат. Рисунки солью нравятся не только детям, но взрослым. Самое главное в этой технике рисования даже не конечный результат, а сам процесс. (Приложение 1)

-Тканевая терапия опирается на положительные эмоциональные переживания в процессе творчества. Используются кусочки ткани, ленты, нитки. При создании картин у дошкольников не возникает перенапряжения, связанного с отсутствием художественных способностей, ребенок получает всегда успешный результат. В  работе с детьми использую готовые шаблоны.   (Приложение 2), (Приложение 3- конспект занятия с элементами тканевой терапии).

В дальнейшем планируется применение методики вышивания на бумаге

(приложение 4).

 -   В основе сказкотерапии лежит процесс связи между действиями в сказке и реальности. Область применения этого приема не имеет возрастных ограничений и может использоваться в работе как с детьми, так и со взрослыми.

  С детьми мы читаем сказки, слушаем, и импровизируем.  В работе использую пересечение сказкотерапии и тканевой терапии. Сначала мы прочитываем сказку, а затем с помощью тканевой терапии создаем продукт по мотивам сказки.

- Музыкотерапия — психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства. Использую расслабляющую музыку для формирования положительного эмоционального фона. Также можно использовать различную музыку в соответствии с составленным занятием. Музыка способствует расслаблению мышц, тела, что приводит к хорошей мотивации в работе (музыка, используемая в работе https://razukowa-musruk.jimdo.com).

- Игротерапия – выстраивает определенную модель жизни, которая помогает тем, кто участвует в игре,  познать все законы жизни, осознать и развить собственные стратегии отношения ко всем аспектам жизни: предназначению, семье, здоровью, отношению между сверстниками, взрослыми. В данной методике использую разные игры, направленные на развитие  когнитивных процессов,  на сплочение, коллективизм, релаксацию. Игровая терапия позволяет в игре ближе познакомиться с ребенком. (Приложение 5)

    Кроме педагогов, работающих с детьми ОВЗ, и родителям нужно знать, что в условиях семьи слабослышащий  ребенок может овладеть произношением слов, фраз, чтением с губ и умением пользоваться остатками слуха. Если у ребенка имеются остатки слуха, то следует развивать у него навык слушать. Родители должны помнить, что воспитание  слабослышащего ребенка в семье требует выдержки, терпения — это длительная и кропотливая работа. Нельзя бросать начатое дело на половине пути. Если что то не получается, то необходимо консультироваться у специалистов. Таким образом, в детском саду проводятся тренинги, семинары, родительские собрания, консультации, направленные на оказание помощи в вопросе развития и поддержки слабослышащего ребенка.

Примерные темы консультаций для родителей:

  1.  «Изобразительная деятельность слабослышащих детей».
  2.  «Как проводить с ребенком досуг».
  3. «Мой ребенок –моя гордость».
  4. «Жизнь ребенка в детском саду».

Мастер-класс для педагогов и родителей:

1.«Научите рисовать ребенка солью».

2.«Мой сказочный герой».

Заключение.

       Я считаю, что арт-терапия позволяет каждому ребенку оставаться самим собой, не испытывать стыда, неловкости или обиды, сравнивая себя с другими, способствует раскрытию внутренних ресурсов организма и психики. 

Занятия с применением арт-терапии развивают познавательные процессы, творческое и пространственное мышление, речь, мелкую моторику рук, умение понимать партнера. Помогают снимать эмоциональное напряжение, негативные эмоции, отработать беспокоящие ситуации. Дают возможность попробовать новые роли, способы поведения и реагирования в определенных жизненных ситуациях, активизируют функцию воображения детей. Ребёнок с богатой фантазией более успешно решает нестандартные задачи, легче переживает неприятности и завоевывает уважение среди сверстников.

  Используемые средства арт-терапии помогают создавать условия для успешного развития творческих способностей, творческого потенциала детей с ограниченными возможностями.

«Приложение 1»

Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушение слуха средствами арт-терапии.

 

Изотерапия.

В изотерапии можно использовать различные источники рисования, такие как цветные карандаши, краски, пластилин и многое другое.  Одной из форм изотерапии, которую для себя я открыла и решила использовать в работе-это рисование солью и клеем.  Это действительно находка для детей, которые любят делать что-нибудь необычное.

Для рисования солью нам понадобится:

-соль;

-белая  плотная бумага  или картон (можно использовать цветной картон);

-акварель или гуашь;

-кисточка или пипетка;

-клей ПВА.

Инструкция по рисованию:

  1. Берем клей ПВА и начинаем рисовать детали.

IMG_0589.JPG IMG_0590.JPG

  1. Посыпаем солью каждую нарисованную деталь.

IMG_0592.JPG

  1.  Лишнюю соль стряхиваем.

IMG_0594.JPG

  1. Берем кисточку, хорошо смачиваем  и раскрашиваем детали, можно использовать несколько оттенков. Капли воды смешанной с краской быстро начинают растекаться.

  1. Теперь нужно, чтобы рисунок  полностью высох.

IMG_20190301_082521.jpg IMG_20190301_082304.jpg

IMG_0596.JPG IMG_0597.JPG

«Приложение 2»

Тканевая терапия.

     В данной технике используются кусочки ткани, ленты, нитки. При создании картин у дошкольников не возникает перенапряжения, связанного с отсутствием художественных способностей, ребенок получает всегда успешный результат. В  работе с детьми использую готовые шаблоны.

Для тканевой терапии нам понадобится:

-шаблоны;

-белая  плотная бумага  или картон (можно использовать цветной картон);

-нитки разного цвета;

- двусторонний скотч;

-ножницы;

-клей-карандаш.

Инструкция для работы с нитками:

  1. Приклеиваем двусторонний скотч на чистый лист бумаги, затем с листа убираем пленку двустороннего скотча.

IMG_0599 (1).JPG

  1.  Выбираем цвет ниток и прикладываем их на скотч, заполняя все участки.

IMG_0600 (1).JPG

  1. Прикладываем шаблон.

IMG_0601.JPG

4.Приклеиваем каждый угол, чтобы шаблон не отделялся от бумаги.

image-2019-02-13 07_41_57.jpg image-2019-02-18 08_48_05.jpg

«Приложение 3»

Техника вышивания на бумаге.

image-2019-02-13 07_40_59.jpg detsad-438694-1455216506.jpg

hello_html_m796383fe.jpg133540309_blog_samoe_vazhnoe_RASKRAS_I_VUYSHEY_5.jpg

«Приложение 4»

Конспект занятия в подготовительной группе с элементами тканевой терапии

«Путешествие в Страну сказок»

Цель: 

Продолжить закрепление знаний о сказках и создать радостное эмоциональное настроение при общении с взрослым и сверстниками.

Задачи: 

Образовательные задачи:    

-углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках: вспомнить названия сказок, героев сказок;

- Совершенствовать умение узнавать сказку по иллюстрациям 

- помогать усвоению детьми духовно – нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, дружба – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость.

- расширять представления детей об окружающем мире;

Развивающие задачи:

- содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития;

-  развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке, и в жизни, умение делать нравственный выбор;

-  содействовать развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок;

- содействовать развитию творческих способностей в продуктивной деятельности;

- развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Воспитательные задачи:

- воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие и миролюбие;

- воспитывать любовь и интерес к сказкам.

- воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое дело до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

Ход занятия.

1 этап. Организационный.

Дети заходят в комнату педагога и становятся в круг. Звучит музыка П.И.Чайковский «Апрель. Подснежник»

Педагог: «Здравствуйте, ребята.  Будем знакомиться,  я Гелена Рукодельница. Пусть каждый из вас назовет себя по имени и при этом выполнит какие-нибудь движения или действия. Например, я назову свое имя (Гелена Рукодельница),  и похлопаю в ладоши. Можно топать ногами или делать что-то еще, но так, чтобы все находящиеся в круге смогли повторить ваше действия. Отлично! (Приветствие «Делай как я»)

Педагог: «Я пришла к вам с подарками, принесла волшебные клубочки.

(открывает сундучок, звучит волшебная музыка, а сундучок пустой)

 Что за чудеса?  Где же  мои клубочки ? Кто же мог так подшутить?

(Звук: Обращение Бабы-Яги

  « Ну, Здравствуйте ! Не можете найти волшебные клубочки? Это я, Баба Яга, разбросала их по Стране сказок! Три сказки пройди, и клубки там найди! Ищите, ищите  может, найдете! Но помощи от меня не ждите! ХА_ХА_ХА!)

2 этап. Мотивационный.


Педагог: Не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить.
 Как же я без своих волшебных клубочков, буду рукодельничать? Красны девицы и добры молодцы помогите мне найти мои  разноцветные клубки.

(Ответы детей).

Далеко-далеко, за горами, за морями, в Тридесятом царстве, в Тридесятом государстве находится огромная страна Сказок.  Сказка-это волшебство! В сказках добро всегда побеждает зло.

 Ребята, а вы любите читать сказки? (ответы детей). А какая сказка самая любимая у вас? (Ответы детей) Скажите, как вы думаете, для  чего нужны сказки? (Ответы детей) Сказки учат добру, смелости, уважению, дружбе

3 этап. Практический.

Педагог: Я думаю, что вместе мы обязательно справимся. Дорога в Тридевятое царство, тридесятое государство длинная, трудные    испытания ждут в пути.

  Как же нам добраться в страну Сказок?

( Ответы детей)

Педагог: Я  как раз закончила  вышивать ковёр самолет. Полетим на  ковре самолёте? Садитесь удобней,  мы полетели.

(Видео полёт над лесами)

( Звучит волшебная музыка, видео полет над лесами).

Педагог: Ребята, вот мы с вами и прилетели в «Страну сказок» и оказались на   сказочной поляне, присядем на волшебные  пенечки (дети выбирают подушки, разложенные на полу, и садятся). Посмотрите, ребята нас встречает Медведь.  Как вы думаете, в какую сказку мы попали?

 (Ответы детей.)

Педагог: Он приготовил нам первое задание

Угадай по предмету.

1. Старик, море, корыто... («Золотая рыбка»)

2. Полено, букварь, монеты.... («Буратино»)

3. Яблонька, пирожки, козленок... («Сестрица Аленушка и братец Иванушка») (приложение1)

Педагог:  С этим заданием мы справились, Молодцы! Медведь   нашел наш волшебный клубок.

Педагог: Отправляемся дальше (идут змейкой по дорожке).

 Педагог: Слышите, журчит ручей (Фонограмма ).

 А вот и река кисельные берега. Ребята, в какую сказку мы с вами попали?

(Ответы детей)

Педагог: Речка, речка кисельные берега помоги найти нам клубочек.

(Фонограмма «Хорошо, помогу Баба-Яга спрятала клубочек на другом  бережку.  Пройдите по камушкам называя героев сказок Гуси-лебеди, и там найдете волшебный клубок).

 

Педагог. Молодцы! Вы хорошо справились с заданием! Вспомнили, какие сказочные герои живут в нашей Стране сказок. Посмотрите внимательно, где  спрятала Баба – Яга волшебный клубочек. (дети ищут).  Умницы, замечательно,  сколько клубочков мы уже нашли. Остался еще один.  

(Фонограмма Волшебная музыка)

Задание собери картинку и угадай из какой сказки?

Ежик

Педагог: Ребята, подумайте, в какую сказку мы попали?

Посмотрите внимательно, куда, же Баба_-Яга спрятала  мой клубочек.

(Дети находят клубочек)  

Вот видишь Баба -Яга, какие у нас ребята молодцы. Делу время, а потехе час. Мы с ребятами, можем для тебя и станцевать

 (видео  Бабы-Яги Фонограмма«Бабка Ежка выгляни в окошко»

Физминутка «Бабка Ежка выгляни в окошко»

Развеселили, мы Бабу-Ягу.

Педагог:  Спасибо ребята, вы помогли мне найти мои волшебные клубочки, без вас бы я не справилась. Я приглашаю вас в  мою мастерскую,  предлагаю вам из волшебных клубочков самим создать сказочного героя. Посмотрите, я приготовила вам образец, как вы  думаете, из какой сказки эти герои? (Ответы детей)

Чтобы создать своего героя, я приготовила вам  шаблоны.(Раздать шаблоны) (приложение2)

Вам нужно с помощью ниток сделать туловище, а как я вам расскажу. И так,  сначала мы берем лист бумаги, затем приклеиваем двойной скотч на этот лист, я заранее это сделала, также я нарезала нитки для украшения. Вам нужно выбрать ниточки, и прикрепить их на скотч очень плотно. Следующий шаг –это прикладывание шаблона сказочного героя поверх ниток. Молодцы! Посмотрите, какие красивые поделки у нас получились! А теперь давайте назовем сказку, в которой живет ваш герой. (Ответы детей)

4 этап. Рефлексивный.

Педагог: Вам понравилось «Страна сказок»?  У вас в руках  волшебный клубочек, передавайте его по очереди и расскажите, что вам понравилось! (Побуждая детей вспомнить: что они делали, что понравилось, что удивило, что чувствовали). 

Дети делятся своими впечатлениями.

Ловко мы справились с проказами Бабы-Яги.  За вашу помощь, я  угощу вас  яблоками и   подарю вам на память раскраски со сказочными героями.

(звучит волшебная музыка) .

 К  клубочку волшебному

Вместе прикоснемся.

И в одно мгновенье

В детский сад вернёмся.

Педагог. До свидания! До новых встреч!

Работы детей на занятии.

 

 

 «Приложение 5»

Игры и упражнения для детей с нарушением слуха

Коллективные игры для тревожных детей

«Кулачки»
Цель: снять мышечное напряжение и расслабиться.

Ведущий: «Руки на коленях, сожмите пальцы в кулачок, покрепче, чтобы косточки побелели.

Руки на коленях,
Пальцы в кулачки.
Крепко с напряжением
Сжатые они.
Пальчики сжимаем,
Снова разжимаем.
Девочки и мальчики,
Отдыхают пальчики!»

«Передай клубочек»

Цель: развитие групповых отношений, повышение самооценки, предоставление возможности узнать много приятного о себе от окружающих.

Описание: «Дети садятся по кругу и передают друг другу клубочек.
Тот, кто передают клубочек, говорит комплименты тому ребенку, которому попадает клубочек.

«Я могу»

Цель: укреплять у детей уверенность в своих силах, упражнять в умении самовнушения, повышать самооценку.

Ведущий: «Взрослый предлагает детям сесть в круг и, поочередно продолжая фразу «Я могу…», говорить о себе что–то хорошее. Если ребенок затрудняется с ответом, остальные дети должны прийти на помощь и подсказать продолжение фразы».

«Смелый капитан»

Цель: повысить самооценку, развить уверенность в себе.

Описание: тревожный ребенок назначается капитаном.

Ведущий: «Представьте себе, что мы на корабле. При словах: «Тихая, спокойная погода, светит солнышко, вы должны изображать хорошую погоду». При словах «Буря!», дети начинают создавать шум, кораблик качается все сильнее. Капитан должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!»

"Волшебный стул"

Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.

Примечание. Можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать историю имени каждого ребенка – его происхождение, что оно означает. Кроме этого, надо изготовить корону и "волшебный стул". Игра проводится с группой не более 5–6 человек. Инструкция. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (имена тревожных детей лучше называть в середине игры!). Тот, про чье имя рассказывают, становится «королем». На протяжении всего рассказа о его имени он сидит на троне в короне.

Релаксационные упражнения

«Воздушные шарики»

Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают, и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик …(пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.

«Спящий котёнок»

Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут   хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят   равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2 – 3 раза).

«Шишки»

Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам… (повторить 2 – 3 раза).

«Игра с песком»

Представьте себе, что вы сидите на берегу моря. Наберите в руки песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания).  Посыпать колени песком, постепенно раскрывая кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела, лень двигать тяжелыми руками (повторить 2-3 раза).

Упражнения, направленные на развитие внимательности,

определения звуков.

Упражнение 1. «Что это звучит?»

Во время прогулки в парке или на детской площадке нужно обращать внимание ребенка на звуки природы: голоса птиц и животных, шаги людей, гудки клаксона автомобиля, шелест листьев и т.п. Таким же образом можно определять звуки и дома: скрип двери, тиканье часов, шум воды в трубах и т.д.. Когда ребенок научится различать эти звуки с опорой на зрение, одновременно слыша звук и видя его источник, предложите определить происхождение звука с закрытыми глазами. Целью этого упражнения является развитие слухового внимания, восприятия на слух различных звуков окружающей действительности.

Упражнение 2. «Пошуршим, постучим».

Игра проводится в помещении и для занятия потребуются различные предметы и материалы - полиэтиленовые пакеты, бумага, ключи, палочки, ложки и др. Ребенок знакомится с различными звуками, которые получаются при манипуляциях с предметами. Взрослый должен пошуршать пакетом, постучать деревянным молоточком, помять и порвать лист бумаги, позвенеть ключами, провести палочкой по батарее, а затем предложить ребенку закрыть глаза и угадать звучащий предмет. Открыв глаза, ребенок должен этот предмет назвать или показать. Цель упражнения - помимо развития слухового внимания, еще и восприятие на слух звуков, издаваемых различными предметами.

Упражнение 3. «Коробочки со звуками»

Насыпать в небольшие непрозрачные баночки или коробочки (например, из-под киндер-сюрпризов) различные крупы: горох, манку, рис, можно также взять соль, макароны, бусинки, мелкие камушки. Коробочек должно быть по 2 каждого вида. Потрясите одной из коробочек, привлекая внимание малыша, а затем предложите найти среди коробочек ту, которая издает такой же звук. Количество коробочек нужно увеличивать постепенно. Это упражнение учит воспринимать на слух звуки, которые издают различные сыпучие материалы.

Упражнение 4. «Маленькие музыканты».

В занятии используются детские музыкальные инструменты - бубен, дудочка, гармошка, пианино, барабан. Сначала нужно познакомить ребенка с инструментами и научить извлекать из них звуки. Встав за спину ребенка или спрятавшись за ширму, поочередно извлекайте звуки из различных инструментов. Ребенок должен показать нужный инструмент или назвать его словом. Начинать нужно с двух инструментов, постепенно увеличивая их количество.

Упражнение 5. «Один или много звуков».

Взрослый ударяет в барабан или бубен один или несколько раз так, чтобы ребенок это видел и назвал словами или показал на пальчиках, сколько прозвучало ударов - один или много. После того, как ребенок понял задание, можно приступать к различению количества звуков только на слух.

Упражнение 6. «Поиграй».

С помощью детского пианино или ксилофона взрослый извлекает звуки из игрушки так, чтобы ребенок это видел, причем выбираются два звука, резко отличающиеся по тональности. Затем ребенок сам находит на пианино эти звуки, руководствуясь только слухом.

Это упражнение также развивает слуховое внимание и учит определять высоту звука. С этого занятия мы начинаем учить ребенка различать звуки по высоте, постепенно переходя к различению высоты звуков речи.

Упражнение 7. «Громкий и тихий барабан».

Взрослый ударяет в барабан с разной силой, при этом обращая внимание ребенка на разницу в звучании - громко или тихо. Ребенок показывает картинки с изображением большого или маленького барабана. Большой барабан - громкий звук, маленький - тихий. На занятии ребенок учится различать звуки по силе звучания.

БИБЛИОГРАФИЯ

Используемая литература:

  1. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. Киселева М. В.
  2. Арт-терапия — новые горизонты / Под ред. А. И. Копытина. - М.: Когито-Центр, 2009.
  3.  Арттерапия // Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. - СПб.: Питер, 2012.
  4. Арт-терапия в работе с детьми: рук. для дет. психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М. В. Киселева. - СПб.: Речь, 2009.
  5. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению  в школе. Е.Г.Речицкая, Е.В. Пархалина, М.: ВЛАДОС, 2000г.
  6. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5 -5 лет: Пособие для психологов и педагогов. Веракса А.Н. - М.:МОЗАИКА –СИНТЕЗ, 2012г.
  7. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю.. Соболева А.Е. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008.
  8. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

Интернет-ресурсы:

1.https://ped-kopilka.ru      

2. https://открытыйурок.рф 

3. https://studfiles.net/preview/ 

4.https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/

5. https://www.tosha-ci.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушенным слухом в процессе режимных моментов

Содержание коррекционно-развивающей  работы,  в соответствии с Федеральными Государственным образовательным  стандартом  образования,   в настоящее время направлено на со...

Организация слухо-речевой среды при работе с детьми с нарушением слуха.

В данной статье содержится информация о необходимости и значимости создания слухо-речевой среды при работе с детьми с нарушением слуха....

"Нейрогимнастика - как средство развития когнитивных процессов ребёнка"

В статье вы узнаете, что такое Нейрогимнастика, чем она полезна для детей, с какого возраста начинать заниматься с ребёнком. Так же примеры упражнений и комплексы направленные на усиление взаимодейств...

Особенности работы с детьми с нарушением слуха и зрения, с нарушением опорно - двигательного аппарата

нарушение слуха: особенности работы с ребенком после кохлеарной имплантации...

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И НАРУШЕНИМ ЗРЕНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И ЗРЕНИЯ...