вместе с нами в мир профессий
проект

Хомякова Олеся Александровна

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект90.54 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Гурьевского муниципального района

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №17 «Улыбка» города Гурьевска»

                                                                                     

                                                                                                     С. В. Новоселова

О.А. Хомякова

Вместе с нами   в мир профессий!

Проект

Гурьевский муниципальный район

2018

Автор: Новоселова Светлана Викторовна, старший воспитатель муниципального  бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №17 «Улыбка» города Гурьевска», Почетный работник  общего образования Российской Федерации

Олеся Александровна Хомякова, воспитатель муниципального  бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №17 «Улыбка» города Гурьевска»

Новоселова, С. В., Хомякова, О. А., Вместе с нами   в мир профессий! [Текст] : Проект / С. В. Новоселова., О. А. Хомякова. – Гурьевск: МБДОУ «Детский сад №17 «Улыбка», 2018.-  38 с.

        

В проекте раскрываются основные направления организации ранней профориентации детей дошкольного возраста, направленной на развитие у детей позитивных установок и уважительного отношения к разным видам профессий, формирование общих и допрофессиональных способностей. Описывается опыт реализации профориентационного проекта, сделаны выводы о необходимости приобщения детей к ценностям труда и профессиональной деятельности человека уже на ступени дошкольного детства.

Рекомендуется к использованию педагогами дошкольных образовательных организаций, координирующими, осуществляющими или планирующими осуществлять профориентационную работу с детьми дошкольного возраста.

Содержание

Паспорт Проекта

4

Актуальность проекта и постановка проблемы

6

Новизна проекта

10

Цель и задачи проекта

10

Описание проекта

11

Методы

20

Поэтапный план реализации проекта

20

Участники проекта

22

Целевые группы проекта

23

Ресурсное обеспечение проекта

23

Рабочий план реализации проекта

20

Оценка результатов

36

Ожидаемый результат

36

Дальнейшее развитие проекта

37

Управление проектом

37

Литература

38

Паспорт проекта

Наименование проекта

Вместе с нами  в мир профессий!

Основные разработчики проекта

С. В. Новоселова, старший воспитатель муниципального  бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №17 «Улыбка» города Гурьевска»

О.А. Хомякова, воспитатель муниципального  бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №17 «Улыбка» города Гурьевска»,

Цель    и    задачи проекта

Цель: создание образовательного пространства для ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях ДОО

Задачи:

1.        Разработать и внедрить учебно – методический комплекс  по ранней профориентации детей дошкольного возраста;

2.        Создать предметно-пространственную развивающую среду по профориентации детей дошкольного возраста;

3.        Повысить профессиональную компетентность педагогов ДОО по вопросам ранней профориентации детей дошкольного возраста;

4.        Повысить психолого-педагогическую культуру и мотивацию родителей для решения проблем ранней профориентации детей дошкольного возраста;

5.        Создать систему социального партнерства по ранней профориентации детей дошкольного возраста.

Сроки   и   этапы реализации проекта

1 этап – организационный (07.2018г. – 08.2018г.)                                      

2 этап – внедренческий (09.2018г. – 05.2021г.)                                                  

3 этап – результативный (06.2021г. -  08.2021г.)

Исполнители    основных мероприятий проекта    

Старший воспитатель

Творческая группа

Ожидаемые конечные     результаты реализации проекта

1.        Учебно – методический комплекс  по ранней профориентации детей дошкольного возраста.

2.        Предметно-пространственная развивающая среда по профориентации детей дошкольного возраста.

3.        Система повышения  профессиональной компетентности педагогов ДОО по вопросам ранней профориентации детей дошкольного возраста.

4.        Система повышения  психолого-педагогической культуры и мотивации родителей для решения проблем ранней профориентации детей дошкольного возраста.

5.        Система социального партнерства по ранней профориентации детей дошкольного возраста

Продукты

УМК  «Детский сад: начало профориентации»:

Методические рекомендации «Формирование у дошкольников представлений о мире профессий посредством   сюжетно-ролевой игры»;

Сборник конспектов «Непосредственно - образовательная деятельность по ранней профориентации дошкольников»;

Методические рекомендации «Мониторинг по ранней профориентации детей дошкольного возраста»;

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Дошкольник в мире профессий»;

Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет «Дошкольник в мире профессий»

Целевая группа проекта

Родители, воспитанники и педагоги муниципального  бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №17 «Улыбка» города Гурьевска»

Актуальность проекта и постановка проблемы

В настоящее время накоплен достаточно большой опыт организации профориентационной работы в общеобразовательных организациях начального общего, основного общего и среднего общего образования. Учитывая то, что дошкольное образование является первым уровнем общего образования и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) направлен, в том числе и на обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней, а также на создание условий для развития способностей каждого ребенка и приобщение его к общечеловеческим ценностям, на формирование позитивных установок к различным видам труда, то можно утверждать, что начало профориентационной работы лежит именно в дошкольном детстве.

Профориентация дошкольников — это новое, малоизученное направление работы. Именно в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, узнать, что именно выполняют они на работе. В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения стала одной из самых актуальных. Родители и педагоги, как никогда раньше, обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становление человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. Содержание современного дошкольного образования лежит в сфере субъектного опыта ребенка. Образовательный процесс должен способствовать накоплению и расширению субъектного опыта детей, включая рациональный и эмоционально чувственный опыт. Задачей взрослого становится оказание помощи ребенку осознать этот опыт, обобщить его и зафиксировать в обобщенном виде с помощью игровых моделей. Именно с этой целью в ДОО используется такая форма работы, как ранняя профессиональная ориентация детей дошкольного возраста.

Профессиональная ориентация - это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Ребенок - дошкольник уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области, c учетом современного регионального и муниципального рынка труда.

В 2015 году разработан проект Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования, где определены основные задачи и ведущие средства сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. Так для дошкольного образования поставлены задачи: формирование первичного представления о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности; и определены основные средства: игровая деятельность (сюжетно-ролевые игры); педагогическое просвещение родителей о целях, задачах, формах и методах поддержки профессионального самоопределения.

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и ФГОС ДО. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.

ФГОС ДО определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учетом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Знакомство с профессиями начинается в младшем дошкольном возрасте – с первых объяснений родителей и воспитателей – «это водитель», «это продавец», «это строитель». Чуть постарше становятся популярными сюжетно-ролевые игры в профессии: в магазин, в строительство, в сельское хозяйство, транспорт и т.д. В дошкольном возрасте формируется такое важное для человека качество как любовь к труду.

Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда для самостоятельного выбора профессии в дальнейшем. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать, и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.

В настоящее время в ДОО существует проблема – отсутствие системы формирования первичного представления о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности у детей дошкольного возраста. По нашему мнению причины данной проблемы кроются в следующем:

  • потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуются в полной мере;
  • отсутствуют современные формы, методы ознакомления дошкольников с миром профессий;
  • не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий;
  • низкая компетентность педагогов в вопросах ранней профориентации детей дошкольного возраста;
  • работа педагогов в ДОО по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых осуществляется без учета современного регионального и муниципального рынка труда;
  • отсутствие заинтересованности родителей в решении проблем ранней профориентации детей дошкольного возраста.

Проект «Вместе с нами в мир профессий!» - один из вариантов решения этой проблемы.

Самый первый шаг в профориентации оказывается самым важным. От базовых понятий, заложенных в дошкольном возрасте, зависит дальнейший путь по пути личностного и профессионального самоопределения.

Новизна проекта

Новизна данного проекта заключается в том, что проводимая в ДОО профориентационная работа, является основой, на которой  будет строиться вся последующая работа по профессиональному самоопределению в школе. Она будет планироваться и осуществляться в определенной системе, а аргументированный выбор методов, приемов, средств подбираться с учетом возрастных особенностей дошкольников и с привлечением родительского сообщества для решения проблем ранней профориентации детей дошкольного возраста, так как в настоящее время наблюдается противоречие между возрастанием значимости профессий по принципу престижности и потребностью в высококвалифицированных специалистах. Проблема усугубляется недостаточной информированностью детей о профессиях. Очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики взращивания с дошкольного возраста личности, способной стать в будущем профессионалом своего дела, на основе формирования представлений о том, что труд — это почетная обязанность каждого человека, живущего в нашем обществе. Создавшаяся ситуация заставила нас впервые взглянуть на организацию профориентационной работы именно в дошкольном возрасте.

Цель и задачи проекта 

Целью проекта является: создание образовательного пространства для ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях ДОО.

В соответствии с целью определены следующие задачи:

1.        Разработать и внедрить учебно – методический комплекс  по ранней профориентации детей дошкольного возраста;

2.        Создать предметно-пространственную развивающую среду по профориентации детей дошкольного возраста;

3.        Повысить профессиональную компетентность педагогов ДОО по вопросам ранней профориентации детей дошкольного возраста;

4.        Повысить психолого-педагогическую культуру и мотивацию родителей для решения проблем ранней профориентации детей дошкольного возраста;

5.        Создать систему социального партнерства по ранней профориентации детей дошкольного возраста.

Описание проекта

Муниципальное  бюджетное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №17 «Улыбка» города Гурьевска» осуществляет раннюю профориентацию детей дошкольного возраста на основании  Соглашения о сотрудничестве с ООО Кинокомпания «ПАРАМУЛЬТ» (Профориентационный проект «НАВИГАТУМ»).

Нашей миссией является помощь на пути в самоопределении ребенка: личностном и профессиональном. Расширение представлений о мире профессий, о профессиональных понятиях; получение емкой, достоверной, актуальной информации о том, как выбирают профессию, какой существует выбор, где и чему учиться; что делать, когда профессия получена, как найти работу и к какому дальнейшему развитию стоит стремиться.

 Основой самоопределения и всей будущей профессиональной успешности человека являются жизненные ценности (смыслы), которые закладываются в дошкольном и в младшем школьном возрасте. Именно они определяют, что станет мотивацией в дальнейшей жизни: ориентация на «деньги-власть-славу» или на профессиональную самореализацию, творчество, вклад в развитие и процветание общества.

Задача профориентации в дошкольном возрасте – это не только знакомство с окружающим миром и уж точно не заучивание сотен профессий. Самое главное, это пробудить интерес к труду, сформировать самое важное качество для человека – трудолюбие. Трудолюбивый человек никогда не сядет на шею государству иждивенцем, он просто не сможет не трудиться. И это не ради защиты бюджета нашего государства, а ради счастья самого человека. Человек, который с самого детства уважает труд, любит труд – это человек, у которого не возникнет проблемы «непрестижных» профессий – для него все профессии престижны и важны.

        Специфические принципы, обусловленные особенностями познавательно-исследовательской деятельности и направленные на раннюю профориентацию дошкольников:

Принцип личностно - ориентированного взаимодействия

Организация образовательной деятельности на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику образовательных отношений

Принцип дифференцированного подхода

Решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников

Принцип системного подхода

Последовательно и всесторонне расширяются представления о мире профессий и труда

Принцип деятельности

Включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции

Принцип творчества

Максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности

Принцип интеграции

Интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура)

Принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности

Воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего

Принцип организации тематического пространства

Организация информационного поля - основы для развития образных представлений

Траектория профориентации:

Возраст

Цели и задачи

Результат

3,5 года – 5 лет

Возраст формирования трудолюбия, любви к труду руками. Возраст, когда все профессии важны, уважаемы и интересны

Первичное знакомство с профессиями.

Заложить ритуалы труда – выполнение работ совместно с родителями.

Нравственное воспитание, формирующее основу для личностного самоопределения и трудовой мотивации в будущем.

Формирование  эмоционального отношения к профессиональному миру

Ребенок с удовольствием изучает мир вокруг себя – узнает много профессий.

С серьезностью выполняет свои регулярные работы: ухаживает за растением, кормит животное, готовит сам и т.д. – выполняя работы по профессиям

5 - 8 лет

Два прекрасных периода: стадия осмысленных почемучек; погружение в мир сюжетно-ролевых игр.

Системное знакомство с миром профессий через отрасли и виды трудовой деятельности. Это ответы на вопросы: Как устроен этот мир? Откуда берется металл? Как делают кашу? Какие виды транспорта существуют? Кто такие инженеры? … В сумме эти вопросы являются полным и системным описанием видов трудовой деятельности человека

Задать основы целостного, системного знакомства с миром профессий. 

Создать целостную и полную картину об устройстве мира труда и профессий.

Поощрить и формировать чувство трудолюбия.

Ориентировать на созидательные жизненные ценности. Закладывать основу для развития таких качеств, как:

Трудолюбие.

Терпение.

Способность к сопереживанию и состраданию.

Умение отличать, что такое хорошо и что такое плохо.

Умение принимать решения и нести за них ответственность.

Умение учиться (способность к саморазвитию и самообразованию).

Умение помогать и просить помощи.

Самостоятельность.

Критичность в восприятии целей и ценностей, навязываемых окружением

Ребенок имеет комплексное представление откуда берутся/получаются те или иные вещи и услуги, и какие профессии «стоят за этим».

Ребенок поиграл в эти профессии, а родитель (педагог) получил диагностику интересов.

Не пропущены никакие отрасли, а значит, заложен фундамент для построения адекватной, взаимосвязанной, целостной картины мира.

Имеет расширенные представления о функционале нескольких сотен профессий.

Понимает и узнает профессии по их атрибутам.

Имеет заложенную основу для естественного формирования трудолюбия.

Получил представления о нравственных принципах: что такое доброта, сопереживание и сочувствие, умение давать и принимать помощь и др.

Отличает одну профессию от другой по атрибутам труда.

Визуализированы  представления о функционале профессий, характере совершаемых действий, о результате труда

 

Деятельность по ранней профориентации дошкольников  осуществляется в  совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной  деятельности детей (познавательная, продуктивная и игровая). Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребенка,  направлен на воспитание великодушия, честности, трудолюбия, ответственности, способности к сопереживанию, взаимопомощи, самостоятельности, стремлению к саморазвитию.

Формы организации деятельности по ранней профориентации:

Виды деятельности

Содержание

Игровая  деятельность

Игровая форма подачи информации. Новые знания и сложная информация усваиваются легче, а понимаются и запоминаются лучше

Проектная деятельность

Это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который является одним из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А также делает образовательную систему ДОО открытой для активного участия родителей

Исследовательская деятельность

Это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения; это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Ребенок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя

Экскурсия

Это коллективное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т. п.

*Экскурсовод--------*Экскурсанты---------(увидеть, услышать, ощутить) ---------*Овладеть навыками.

Наблюдение

Это специально организованное, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний — установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов.

Беседа

Это организованный, целенаправленный разговор педагога с детьми по определенной теме, которая состоит из вопросов и ответов. Беседа является эффективным словесным методом обучения, при правильном сочетании с конкретными наблюдениями и деятельностью детей играет большую роль в образовательной работе с детьми. Сократом и Платоном метод беседы применялся в обучении молодежи риторике и логике. Позднее этот метод был использован в работе с детьми.

Виртуальная экскурсия

Это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов (музеи, парки, улицы городов, организации и предприятия, профессии и пр.) с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов.

Встреча с представителями профессии

Это специально организованная встреча с представителями различных профессий, представляющих свой опыт работы и специфику организации профессиональной деятельности.

Выставка

Это публичная демонстрация достижений. Это точка, от которой ребёнок сделает шаг для достижения новых целей. Для детей–зрителей - это возможность увидеть своего друга с другой точки зрения, а для кого-то стимул попробовать себя в этом виде деятельности. Каждое участие ребенка в выставке – это приобретение определённого опыта, выход на разные уровни выставочной деятельности.

Профисказки

Профисказки рассказывают через игровой сюжет о том, как устроены все отрасли, показывают профессии не отдельно от их деятельности, а внутри их производственных процессов

Образовательный квест

Это технология, реализующая образовательные задачи, с элементами сюжета, ролевой игры, связанная с поиском и обнаружением мест, объектов, людей, информации, для решения которой используются ресурсы какой-либо территории или информационные ресурсы

Мультсериал  «В мире профессий»

Каждый мультфильм — это интересный художественный сюжет, в ходе которого два главных героя: братья Дима и Алексей Дотошкины, изучают конкретную профессию:

•        Знакомятся с рабочим местом профессии, её функционалом и спецификой;

•        Выясняют необходимые профессионально важные качества;

•        Узнают, где и как можно выучиться на профессию;

•        Задают каверзные, но актуальные вопросы о зарплате, престижности, карьере – и получают на них честные ответы

Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который строится с учетом современных образовательных технологий.

Технология проектной деятельности

(Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова). Проектная деятельность – это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования

Технология исследовательской деятельности

А.И. Савенков, Н.А. Короткова). Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования

Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр

Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, Д.В. Мендже- рицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко). Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью еѐ изу- чения, проявления собственного «Я», творчества, активности, само- стоятельности, самореализации

Технология интегрированного обучения

(Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова) является для дошкольных учреждений своего рода инновационной. Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность

Планируемый результат с точки зрения развития ребенка:

Направление

Показатели

Установка ребенка

Сфера интересов

  • Интересуется, задает вопросы о профессии и месте работы родителей.
  • С интересом включается в различные виды элементарной трудовой деятельности (ручной труд, самообслуживание и т.п.).
  • С удовольствием играет в игры, имитирующие трудовой процесс.
  • С интересом смотрит фильм о профессиях, предприятиях города, задает вопросы.
  • Инициативен и самостоятелен в разных видах детской деятельности, выбирает род занятий, участников по совместной деятельности.

Мне это интересно

Сфера представлений

Способен рассказать:

  • о профессии и месте работы родителей;
  • о профессиях, особенностях работы и продукции городских предприятий;
  • о группах профессий (цель, инструменты и материалы труда, трудовые действия, результат);
  • об общественной значимости труда;
  • о роли современной техники, машин, механизмов, орудий труда в трудовой деятельности человека, истории создания механизмов, облегчающих труд человека;
  • об эволюции предметов, изменении профессии в связи с этим.

Я знаю

Сфера опыта и нравственных установок

  • Положительное эмоциональное отношение к труду, стремится оказать помощь, участвовать в посильной трудовой деятельности.
  • Гордится профессией своих родителей.
  • Способен оценить результаты своего и чужого труда (демонстрирует понимание ценности результатов труда, сферы использования результатов труда).
  • Уверен в себе при выполнении доступных трудовых действий, в совместной со взрослым трудовой деятельности, при выполнении поручений.

Сформирован:

  • опыт ручного и физического труда, продуктивной деятельности (например: завинтить гайку, зашпаклевать стену, собрать простейший механизм и т.п.);
  • опыт работы с инструментами и различными материалами для трудовой деятельности;
  • опыт конструирования, изготовления макетов, моделей
  • опыт наблюдения за профессиональной деятельностью человека;
  • опыт выполнения простейших трудовых операций по плану, по алгоритму;
  • опыт определения последовательности действий, трудовых операций, планирования труда;
  • опыт взаимодействия с партнерами, оказания помощи партнеру;
  • опыт преодоления трудностей: прикладывать усилия, доводить начатое дело до конца;
  • опыт самостоятельного выбора и организации элементарной трудовой деятельности.

- Я пробовал и привык трудиться и создавать

- Мои родители меня поддержат

Методы

Активные методы: педагогические мастерские, семинар – практикум, круглый стол, тематическая дискуссия, мастер - класс, игровое проектирование, социологическое исследование.

Пассивные методы: консультации, объяснение, электронная презентация.

Дистанционные методы: электронный методический кабинет на сайте ДОО, консультация по электронной почте.

Поэтапный план реализации проекта

План реализации проекта включает  в себя три этапа.

1 этап – организационный (июль 2018г. – август 2018г.):                              

  • конкретизация актуальности проблемы на основе анализа исходных данных;
  • изучение нормативно - правовых документов, методической литературы, интернет - ресурсов, опыта работы дошкольных образовательных организаций по ранней профориентации детей дошкольного возраста;
  • определение основных характеристик проекта, критериев оценки полученных результатов, ресурсов, сроков реализации, объема и содержание работ и т.д.;
  • подготовка нормативно - правовой базы;
  • создание творческой  группы по реализации проекта.

2 этап – внедренческий (сентябрь 2019г. - май 2021г.):

  • реализация проекта «Вместе с нами   в мир профессий!»;        
  • разработка и внедрение учебно – методического комплекса  по ранней профориентации детей дошкольного возраста;
  • создание предметно - пространственной развивающей среды по профориентации детей дошкольного возраста;
  • повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО по вопросам ранней профориентации детей дошкольного возраста;
  • повышение психолого-педагогической культуры и мотивации родителей для решения проблем ранней профориентации детей дошкольного возраста;
  • создание системы социального партнерства по ранней профориентации детей дошкольного возраста;
  • творческие отчеты педагогов по проделанной работе;
  • трансляция опыта работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста.

3 этап – аналитический (июнь 2021г. -  август 2021г.):

  • изучение мнения родительской общественности по ранней профориентации детей дошкольного возраста;
  • подготовка  публикаций  с описанием опыта работы по данной теме в отраслевых изданиях;
  • оформление методических материалов, обобщающих опыт работы над проектом;
  • анализ результатов реализации  проекта;
  • определение эффективности проекта;
  • подготовка итогового проектного отчета.

Участники проекта

Заведующий:

  • руководит реализацией проекта;
  • координирует деятельность сотрудников по реализации проекта;
  • создает условия для реализации проекта;
  • обеспечивает финансирование проекта;
  • осуществляет контроль за ходом реализации проекта.

Старший воспитатель:

  • организует работу по реализации проекта;
  • оказывает методическую поддержку и консультирование по ранней профориентации детей дошкольного возраста; 
  • осуществляет информационное сопровождение проекта;
  • осуществляет поиск и подбор информационных ресурсов в сети Интернет, периодической печати, методической литературе.

Творческая группа:

  • осуществляет мониторинг  реализации проекта;  
  • координирует и корректирует действия  целевых групп проекта на основе  анализа мониторинговых результатов;
  • подготовка информационного и наглядного (фото) материалов;
  • способствует созданию единого информационного поля о состоянии реализации проекта.

Управляющий совет:

  • содействует привлечению и определению порядка использования внебюджетных средств для реализации проекта.

Родительская общественность:

  • принимает участие в социологическом исследовании;
  • сотрудничает с педагогами.

Целевые группы проекта

Родители, воспитанники и педагоги муниципального  бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №17 «Улыбка» города Гурьевска».

Ресурсное обеспечение проекта

Кадровые ресурсы:

  • педагоги творческой группы.

Нормативно-правовые ресурсы:

  • Соглашение о сотрудничестве с ООО Кинокомпания «ПАРАМУЛЬТ» (Профориентационный проект «НАВИГАТУМ») от 26.07.2018г.;
  • проект «Вместе с нами   в мир профессий!»;
  • Положение о творческой группе.

Информационные ресурсы:

  • Интернет-ресурсы.
  • Методические ресурсы ДОО.

Программно-методические ресурсы:

  • План реализации проекта «Вместе с нами   в мир профессий!»;
  • УМК по ранней профориентации детей дошкольного возраста.

Материально - технические ресурсы:

  • методическая и энциклопедическая литература, периодические издания;
  • компьютерная, мультимедийная и оргтехника.

Финансовые ресурсы:

  • внебюджетные средства.

Рабочий план реализации проекта

Мероприятия проекта  направлены на реализацию поставленных цели и задач.

Перечень запланированных мероприятий

Сроки проведения

Исполнители

Ответственный

Результат

1 этап – организационный (июль 2018г. – август 2018г.)

Аналитическая деятельность

Июль   2018г.

Старший воспитатель

Старший воспитатель

Сформулирована проблема, определены объект и  предмет, цель, задачи

Подписание Соглашения о сотрудничестве с ООО Кинокомпания «ПАРАМУЛЬТ» (Профориентационный проект «НАВИГАТУМ»)

Июль   2018г.

Заведующий

Заведующий

Соглашение о сотрудничестве с ООО Кинокомпания «ПАРАМУЛЬТ» (Профориентационный проект «НАВИГАТУМ») от 26.07.2018г

Разработка  локальных актов ДОО в соответствии с тематикой инновационного проекта

Август   2018г.

Старший воспитатель

Заведующий

Положение об инновационной деятельности

Приказ «Об организации инновационной деятельности

в 2017 -2018 учебном году»

Изучение нормативно - правовых документов, методической литературы, интернет - ресурсов, опыта работы дошкольных образовательных по ранней профориентации детей дошкольного возраста

Июль - август   2018г.

Старший воспитатель

Старший воспитатель

Подготовка банка данных о методических материалах Составлен литературный обзор по ранней профориентации детей дошкольного возраста

Разработка проекта «Вместе с нами   в мир профессий!»

Август   2018г.

Старший воспитатель

Старший воспитатель

Проект «Вместе с нами   в мир профессий!»

2 этап – внедренческий (сентябрь 2018г. - май 2021г.)

Задача 1. Разработать и внедрить учебно – методический комплекс  по ранней профориентации детей дошкольного возраста

Разработка  УМК  «Детский сад: начало профориентации»

Сентябрь   2018г. –Декабрь   2018г...

Творческая  группа

Старший воспитатель

Методические рекомендации «Формирование у дошкольников представлений о мире профессий посредством   сюжетно-ролевой игры»;

Сборник конспектов «Непосредственно - образовательная деятельность по ранней профориентации дошкольников»; Методические рекомендации «Мониторинг по ранней профориентации детей дошкольного возраста»;

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Дошкольник в мире профессий»;

Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет «Дошкольник в мире профессий»

Реализация  УМК  «Детский сад: начало профориентации» в рамках основной образовательной программы дошкольного образования

Январь    2019г. –Май  2021г...

Творческая  группа

Старший воспитатель

Высокий уровень социализации воспитанников и социальной адаптации выпускников ДОО

Соответствие ФГОС ДО

Анализ результативности реализации УМК  «Детский сад: начало профориентации» в рамках основной образовательной программы дошкольного образования

Май 2021г. – Август 2021г.

Творческая  группа

Старший воспитатель

Аналитическая справка

Разработка диагностического инструментария

Февраль  2019г. –Май  2019г..

Творческая  группа

Старший воспитатель

Диагностический  инструментарий

Проведение мониторинга качества образования по ранней профориентации детей дошкольного возраста

Май  2019г., 2020г., 2021г.

Творческая  группа

Старший воспитатель

Результаты мониторинга качества образования по ранней профориентации детей дошкольного возраста

Анализ результативности мониторинга качества образования по ранней профориентации детей дошкольного возраста»

Май  2019г., 2020г., 2021г..

Творческая  группа

Старший воспитатель

Аналитическая справка

Аналитический отчет об обобщении и распространении инновационного опыта

Май 2021г. – Август 2021г..

Творческая  группа

Старший воспитатель

Доступность инновационных продуктов для педагогической общественности ДОО, родителей воспитанников, широкой сети социального партнерства

Обеспечение публичной отчетности ДОО о ходе и результатах по реализации  инновационной деятельности  

Май 2021г. – Август 2021г..

Творческая  группа

Старший воспитатель

Практико-ориентированный семинар, публикации педагогов, результаты участия участников; педагогов, воспитанников, родителей воспитанников  в профессиональных конкурсах различного уровня, конференциях, семинарах, вебинарах, творческих отчетах, круглых столах, презентациях

Задача 2. Создать предметно-пространственную развивающую среду по профориентации детей дошкольного возраста

Анализ материально – технического обеспечения

Сентябрь .2018г.

.

Старший воспитатель

Заведующий

Получение объективной информации готовности ДОО к инновационной деятельности  

Организация предметно-пространственной развивающей среды по ранней профориентации детей дошкольного возраста

Сентябрь   2018г. – Май 2021г.

Старший воспитатель

Заведующий

Предметно -пространственная развивающая среда по ранней профориентации детей дошкольного возраста

Задача 3. Повысить профессиональную компетентность педагогов ДОО по вопросам ранней профориентации детей дошкольного возраста

Создание творческой  группы

Август   2018г.

Старший воспитатель

Заведующий

Приказ  «О создании творческой группы

«Вместе с нами в мир профессий»

План  работы творческой группы

Деятельность творческой группы

Сентябрь 2018г. –Август 2021г.

Старший воспитатель

Старший воспитатель

Отчетная документация работы творческой группы (план работы, протоколы заседаний)

Организация  методического сопровождения инновационной деятельности в области ранней профориентации дошкольников

Сентябрь 2018г. –Август 2021г..

Старший воспитатель

Руководитель творческой группы

Старший воспитатель

Разработка и корректировка плана методической работы.

Анкетирование педагогов с целью выявления затруднений и проблем, оказание методической поддержки.

Система  повышения  профессиональной компетентности педагогов ДОО

Распространение педагогического опыта  

Февраль  2019г. –Август 2021г...

Педагоги

Старший воспитатель

День открытых дверей «Вместе с нами в мир профессий!».

Участие в конгрессно-выставочном мероприятии «Кузбасский образовательный форум – 2019, 2020, 2021».

Августовское совещание работников образования Гурьевского муниципального района.

Открытые  просмотры, мастер – классы, публикации

Повышение профессиональной  компетентности  педагогических работников по вопросам ранней профориентации детей дошкольного возраста

Сентябрь 2018г. –Август 2021г...

Старший воспитатель

Руководитель творческой группы

Старший воспитатель

Круглый стол «Основные направления деятельности с воспитанниками дошкольного образования по профориентации».

Творческая лаборатория «Эффективные формы, методы и средства  сопровождения ранней профориентации детей дошкольного возраста».

Семинар «Развивающая предметно-пространственная среда, направленная на активизацию профориентации».

Семинар - практикум «Профориентационные игры, как средство формирования представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста».

Педагогическая мастерская «Панорама положительного опыта «Формы, методы и средства  сопровождения ранней профориентации детей дошкольного возраста».

Профориентационный квест».

Презентация проекта «Формирование у дошкольников представлений о мире профессий посредством   экскурсий виртуальных экскурсий».

Семинар - практикум «Формирование у дошкольников представлений о мире профессий посредством   экскурсий виртуальных экскурсий».

Семинар - практикум «Профориентационная сюжетно-ролевая игра как инструмент ранней профориентации дошкольников»

Повышение квалификации педагогических работников

Сентябрь 2018г. –Август 2021г...

Старший воспитатель

Педагоги

Старший воспитатель

Посещение  семинаров, мастер классов, научно – практических конференций на муниципальном и областном уровне.

Участие  в муниципальных, областных,  всероссийских и международных конкурсах в сфере образования.

Самообразование

Задача 4. Повысить психолого-педагогическую культуру и мотивацию родителей для решения проблем ранней профориентации детей дошкольного возраста;

Презентация  проекта на Общем родительском собрании

Ноябрь 2018г.

Старший воспитатель Творческая  группа

Заведующий

Информирование родительской общественности

Анкетирование родителей по профориентации («Анкета интересов», «Интересы моего ребенка» и т.п.)

Январь 2019г. – Май

2021г.

Творческая  группа

Старший воспитатель

Банк данных мнения родителей по профориентации

Родительские групповые собрания по профориентационной тематике

Январь 2019г. – Май

2021г.

Воспитатели

Старший воспитатель

Повышение психолого-педагогической культуры и мотивации родителей

Привлечение родителей к проведению и участию в профориентационных мероприятиях

Январь 2019г. – Май

2021г.

Воспитатели

Старший воспитатель

Повышение психолого-педагогической культуры и мотивации родителей

Часы общения (взрослые + дети) «В мире интересных и нужных профессий»

Январь 2019г. – Май

2021г.

Воспитатели

Старший воспитатель

Повышение психолого-педагогической культуры и мотивации родителей

Конкурсы семейного творчества «Профессии нашей семьи», «Семейные династии» и т.п.

Январь 2019г. – Май

2021г.

Воспитатели

Старший воспитатель

Повышение психолого-педагогической культуры и мотивации родителей

Общее родительское собрание (обсуждение и изучение мнения родительской общественности об итогах реализации проекта)

Май 2021г.

Старший воспитатель Творческая  группа

Заведующий

Удовлетворенность родителей (законных представителей) качеством образования в дошкольной образовательной организации

Задача 5. Создать систему социального партнерства по ранней профориентации детей дошкольного возраста

Организация социального партнерства

Январь 2019г. – Май

2021г.

Старший воспитатель

Заведующий

План взаимодействия с социальными партнерами

Встречи с представителями разных профессий  «Важные встречи»

Январь 2019г. – Май

2021г.

Творческая  группа

Старший воспитатель

Взаимодействие с социальными партнерами

Совместное проведение мероприятий в дни профессиональных праздников

Январь 2019г. – Май

2021г.

Творческая  группа

Старший воспитатель

Календарь профессиональных праздников

Обеспечение открытости и доступности информации об  инновационной деятельности  

Январь 2019г. – Август

2021г..

Творческая  группа

Старший воспитатель

Информирование через сайт ДОО, газету «Улыбка и Ко»

Оценка результатов   

Критерии эффективности:

  • количество участников мероприятий, проводимых в рамках проекта;
  • удовлетворенность организаторов и участников мероприятий результатами работы в рамках проекта (опросы и анкетирование);
  • активизация общения, обмена опытом и знаниями педагогов по вопросам сопровождения;
  • пополнение  информационной базы данных (банк участников, банк инноваций,  каталог методических продуктов, размещение информации в режиме консультаций, использование возможностей Интернета для пропаганды идей инновационного педагогического опыта)

Ожидаемые результаты

Реализация проекта «Вместе с нами   в мир профессий!» обеспечит достижение следующих результатов:

  • учебно – методический комплекс  по ранней профориентации детей дошкольного возраста;
  • предметно-пространственная развивающая среда по профориентации детей дошкольного возраста;
  • система повышения  профессиональной компетентности педагогов ДОО по вопросам ранней профориентации детей дошкольного возраста;
  • система повышения  психолого-педагогической культуры и мотивации родителей для решения проблем ранней профориентации детей дошкольного возраста;
  • система социального партнерства по ранней профориентации детей дошкольного возраста.

Дальнейшее развитие проекта

                Актуальность проекта предполагает его дальнейшее развитие:

  • презентация проекта на муниципальном, областном и всероссийском уровнях;
  • формирование мотивационной готовности родителей (законных представителей) к участию в проектной деятельности через публикацию материалов с опытом семейного воспитания;
  • расширение социального партнерства по ранней профориентации детей дошкольного возраста.

Управление проектом

Управление инновационным проектом осуществляется в рамках коллегиальных органов

Название органа управления

Функции, полномочия

Периодичность

Ответственный

1

Координационный методический совет при ИМЦ

Координация инновационных процессов учреждения относительно результатов проекта, методическая и общественная экспертиза достижения целей

1 раз в год

Сотникова И.Г., директор ИМЦ, председатель КМС

2

Творческая группа ДОО

Управление системой реализации проекта относительно результатов, процессов, функциональной ответственности участников и эффективностью взаимодействия

Еженедельно

Бурдина Л.Н., заведующий

Литература

  1. Антонова М.В. Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста [Текст] / М. В. Антонова, И.В. Гришняева // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 2. – С. 93-96. - URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=36591
  2. Дунаева О. В. Профориентация детей старшего дошкольного возраста как условие успешной социализации [Текст] / О. В. Дунаева, Т. А. Ерыкалова, Н. А.  Егорова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 4516–4520. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85904.htm.
  3. Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий [Текст]: Учебно-методическое пособие. / В.П. Кондрашов. -  Балашов;  Издательство «Николаев», 2004. – 52 с.  
  4. Кубайчук Н. П. Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 97-101. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7770/

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарии праздника к 8 Марта "Наши мамы вместе с нами", "Матрешки"

Данные сценарии - это авторская работа, разработанная для детей с нарушениями слуха. В сценариях отражена работа с родителями. Поскольку наличие каких-либо разработок для детей с нарушениями слуха пра...

Проект "Папы будьте вместе с нами!"

Проект " Папы, будьте вместе с нами!" предназначен всем мужчинам, у которых есть дети....

Проект: "Пойте вместе с нами"

Проект по развитию певческих навыков у детей 1 младшей татарской группы расчитан на учебный год, может помочь музыкальным руководителям в постановке целей, задач и пути их реализации....

Выпускной праздник для детей 5-7 лет «Играйте вместе с нами»

Выпускной праздник - это символическое обозначение точки перехода из младшего возраста в возраст школьный. Дети уже многое знают и многое умеют. Они готовы к началу обучения в школе и с особой радость...

"Вместе с нами в мир профессий"

Формы и методы ознакомления дошкольников с трудом взрослых...