Мини - музей хлеба
методическая разработка (старшая группа)
Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mini-muzey_hleba.docx | 730.86 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мини - музей хлеба»
С хлеба начинается главное – рачительное отношение к труду, воспитание нравственности.
Экспонаты музея.
РУШНИК
ЛАПТИ
СЕРП
КОЛОСЬЯ И ЗЕРНО ПШЕНИЦЫ
МАШИНКА КОМБАЙН
МАШИНКА «ХЛЕБ»
МЕЛЬНИЦА
КУКЛА В НАЦИОНАЛЬНОМ КОСТЮМЕ
ХЛЕБНЫЕ ИЗДЕЛИЯ (солёное тесто)
МАКАРОННЫЕ ИЗДЕЛИЯ
МУКА
ВОДА
МАСЛО
ДРОЖЖИ
САХАР
СОЛЬ
ПЛАКАТ
КНИГИ С РАССКАЗАМИ О ХЛЕБЕ
ИЛЛЮСТРАЦИИ
ПОДБОРКА СТИХОВ, ПОСЛОВИЦ, ЗАГАДОК
Цель:
Создание условий для формирования на основе музея и его экспонатов культурного человека, имеющего устойчивый интерес и уважение к труду взрослых и к продуктам его производства.
Задачи:
- дать элементарные представления о процессе выращивания и изготовления хлеба;
- воспитывать бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к людям его производящим;
- закреплять знания детей о разнообразии музеев, их функциях;
- обучать способам практичного применения знаний о хлебе в разных видах деятельности (музыкальной, изобразительной, игровой, театрализованной и т.д.)
Перспективный план работы с детьми (2 года)
№ п/п | Содержание | Цели и задачи | Срок | Ответственные | |
1. | Беседа «Музеи города» | Закреплять знания детей о музее, его назначении, о разнообразии профилей, о правилах поведения в нем. | Сентябрь | Воспитатели | |
2. | Беседа «Откуда хлеб пришёл» | Дать представления о жизни крестьян, о хлебе как основном источнике питания, подвести детей к тому, что хлеб нужно беречь. | Октябрь | Воспитатели | |
3. | Разучивание пословицы: «Хлеб – всему голова!» | Знакомить детей с произведениями, посвященными хлебу: пословицы, поговорки, стихи. | Октябрь | Воспитатели | |
4. | Рассматривание колосков. | Дать элементарные представления о злаковых культурах, о блюдах, которые из них можно приготовить. | Октябрь | Воспитатели | |
5. | Изготовление макета «От зёрнышка до каравая» | Обогащать знания детей о процессе выращивания и изготовления хлеба. | Октябрь | Воспитатели | |
6. | Беседа-рассказ «Знакомство с профессией хлебороба» | Познакомить детей с основным занятием русских крестьян – земледелием, видами полевых работ, орудиями труда. | Октябрь | Воспитатели | |
7. | Беседа «Какие машины помогают хлеб выращивать» | Познакомить детей с процессом выращивания хлеба в настоящее время, с орудиями труда, машинами, профессиями. | Октябрь | Воспитатели | |
8. | Чтение рассказа А. Мусатова «Кто в поле главный» | Закреплять представления детей о хлебе как основном продукте питания.. | Октябрь | Воспитатели | |
9. | Знакомство с макетом «Русская изба» | Обогащать знания детей о быте русского народа, о печке, которая служила не только источником тепла, но и источником приготовления пищи, выпечки хлеба. | Январь | Воспитатели | |
10. | Чтение сказки Ганса Христиана Андерсена «Девочка, которая наступила на хлеб» | Знакомить детей с произведениями о хлебе. Воспитывать уважительное отношение к хлебу. | Январь | Воспитатели | |
11. | Экскурсия на кухню детского сада. | Обогащать представления детей об изготовлении хлебобулочных изделий. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. | Февраль | Воспитатели, работники кухни | |
12. | Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос» | Продолжать формировать у детей понятие о взаимопомощи. Продолжать знакомить с поговорками о хлебе. | Февраль | Воспитатели | |
13. | Сюжетно-ролевая игра «Мы едем в гости» | Формировать (в условиях реального чаепития) навыки правильного поведения за столом, обратить особое внимание на то, как нужно обращаться с хлебобулочными изделиями. | Март | Воспитатели, родители | |
14. | Чтение книги «Правила поведения для воспитанных детей» с последующей беседой | Закреплять навыки правильного поведения за столом. Продолжать воспитывать бережное отношение к хлебу. | Март | Воспитатели | |
15. | Опытническая деятельность «Свойства различных видов грунта» | Опытническим путем определить свойства земли, песка, опила, как предполагаемого грунта для растений. | Апрель | Воспитатели | |
16. | Опытническая деятельность «Высадка зерен пшеницы» | Наблюдая за ростками, подтвердить верность утверждения, что «земля – лучший грунт для выращивания растений» | Апрель | Воспитатели | |
17. | Дидактическая игра «Что сначала, что потом» | Закрепить знания детей о последовательности действий при выращивании хлеба. | Май | Воспитатели | |
18. | Занятие «Знакомство с трудом пахаря» | Закреплять знания детей о последовательности посадки пшеницы (вспахать, проборонить и т.д.). Вызвать интерес и уважительное отношение к людям, занимающимся этим трудом. | Май | Воспитатели | |
19. | Занятие «Страда деревенская…» | Закреплять знания детей о таком орудии труда как серп. Показать трудоемкость процесса уборки хлеба. | Сентябрь | Воспитатели | |
20. | Занятие «Страда деревенская» | Объяснить детям значение слова «озимая». Вызвать устойчивый интерес к долговременной опытнической деятельности. | Сентябрь | Воспитатели | |
21. | Занятие «Выпечка хлеба» | Знакомить с процессом выпекания хлеба в крестьянской семье, объяснить значение слов «квашня», «решето», «сито», «жито» и т.д. | Октябрь | Воспитатели | |
22. | Беседа «Хлеб – наше богатство» | Дать элементарные представления об изготовлении хлебобулочных изделий в настоящее время, обратить внимание на содержание труда людей, на механизацию труда. | Октябрь | Воспитатели | |
23. | Экскурсия в библиотеку. Выставка книг о хлебе. | Познакомить с произведениями, посвященными процессу выращивания и изготовления хлеба. Познакомить с авторами, пишущими о хлебе: М. Глинская, Т. Ятц и т.д. | Ноябрь | Воспитатели | |
24. | Литературная викторина по произведениям о хлебе. | Закреплять знания детей о народных и авторских сказках, рассказах о хлебе. | Ноябрь | Воспитатели | |
25. | Занятие «Хлеб разных народов» | Знакомить детей с видами хлебобулочных изделий других народов: багет – Франция, лаваш – Армения и т.д. | Декабрь | Воспитатели, родители | |
26. | КВН «Хлеб да каша – пища наша» (совместно с родителями) | Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе, расширять кругозор. | Декабрь | Воспитатели, родители | |
27. | Занятие «Ржаной и пшеничный хлеб» | Учить различать ржаной и пшеничный хлеб по вкусу, запаху, на ощупь. Упражнять в словообразовании. | Январь | Воспитатели | |
28. | Конкурс чтецов «Хлеб всему голова» | Развивать умение выразительно читать наизусть стихи, уверенно выступать перед аудиторией. | Январь | Воспитатели, родители | |
29. | Инсценировка сказки «Колосок» | Учить использовать полученные знания в специально организованной самостоятельной деятельности (театральной). | Февраль | Воспитатели | |
30. | Лепка из соленого теста «Угощение для кукол» | Побуждать детей делать изделия из соленого теста по образцу хлебобулочных изделий. | Февраль | Воспитатели | |
31. | Развлечение «Каравай, каравай…» | Знакомить детей с хороводными играми, посвященными хлебу. Создать хорошее настроение. | Март | Воспитатели, музыкальный руководитель | |
32. | Беседа по картинам «На пашне» А.Н. Комаровой, «На пашне. Весна.» А.Г. Венецианова, «Жатва» З.Е. Серебряковой | Учить видеть выразительные средства, которые использовал художник для передачи настроения в картинах. Учить высказывать свое отношение к содержанию картин. | Март | Воспитатели, родители | |
33. | Выставка рисунков «Такой разный хлеб» | Учить использовать полученные знания в специально организованной самостоятельной творческой деятельности. | Апрель | Воспитатели, родители | |
34. | Наблюдение за всходами озимой ржи | Закреплять знания детей об озимой ржи. Объяснить значение слова «жито». | Апрель | Воспитатели | |
35. | Занятие «Обобщение знаний детей о процессе выращивания и изготовления хлеба» | Учить детей обобщать и систематизировать полученную информацию. Учить работать со схемами. Развивать умение (опираясь на схемы) составлять связный рассказ. | Май | Воспитатели, родители | |
36. | Занятие «Прощание с музеем хлеба» | Подвести итоги: побудить детей вспомнить, что нового они узнали о хлебе. | Май | Воспитатели |
Перспективный план работы с родителями.
№ | Содержание | Цели и задачи | Сроки | Ответственные |
1. | Консультация «Программное содержание обучения и воспитания детей старшей группы» | Познакомить родителей с показателями развития детей по разделу «познавательное развитие» (воспитание бережного отношения к окружающему миру); «культура быта» (навыки поведения за столом). | Сентябрь | Воспитатели |
2. | Опрос родителей «Воспитание бережного отношения к хлебу в семье» | Выявить отношение родителей к беседе как методу воспитания детей. Показать роль личного примера в воспитании детей. | Октябрь | Воспитатели, родители |
3. | Оформление альбома «Хлебобулочные изделия» | Привлечь родителей к процессу обогащения знаний детей о многообразии хлебобулочных изделий. | Ноябрь | Воспитатели, родители. |
4. | Изготовление дидактической игры «Что сначала, что потом» | Привлечь родителей к процессу ознакомления детей с последовательностью действий при выращивании хлеба. | Декабрь | Воспитатели, родители. |
5. | Представление художественной литературы о хлебе. | Привлечь родителей к оформлению в группе мини-библиотеки о хлебе. | Январь 2010г. | Воспитатели, родители. |
6. | Консультация «Мамины помощники» | Показать воспитательную ценность совместного семейного труда, в том числе ценность совместного приготовления пищи, выпечки. | Февраль | Воспитатели. |
7. | Представление различных хлебобулочных изделий для оформления выставки «Золотые руки» | Привлечь родителей к процессу обогащения знаний детей о многообразии хлебобулочных изделий, воспитанию уважительного отношения к труду людей, выращивающих хлеб. | Март | Воспитатели, родители. |
8. | Оформление альбома «Профессии людей», выращивающих и изготавливающих хлеб. | Привлечь родителей к процессу ознакомления детей с трудом взрослых, воспитанию уважительного отношения к ним. | Апрель | Воспитатели, родители. |
9. | Родительское собрание «Подведем итоги». | Показать эффективность совместной работы ДОУ и семьи по оформлению у детей бережного отношения к хлебу, вызвать желание и в дальнейшем принимать активное участие в воспитании своих детей. | Май | Воспитатели. |
10. | Консультация «Важность семьи в осуществлении воспитания ребенка» | Показать родителям значимость совместной работы ДОУ и семьи. Вызвать желание активно участвовать в воспитание ребенка. | Сентябрь | Воспитатели. |
11. | Сбор информации для изготовления этнографического словаря | Побуждать родителей принять участие в процессе знакомства детей со значением слов: «кадка», «квашня», «решето», «сито» и т.д. | Октябрь | Воспитатели, родители. |
12. | Экскурсия в библиотеку «Выставка книг о хлебе» | Привлекать родителей к процессу обогащения знаний детей о произведениях, посвященных хлебу. | Ноябрь | Воспитатели, родители. |
13. | КВН «Щи да каша пища наша» (с родителями) | Сплотить детей и родителей в процессе совместной деятельности. Формировать «здоровый дух соперничества, учить соблюдать правила» | Декабрь | Воспитатели, родители. |
14. | Конкурс чтецов | Привлекать родителей к совместному разучиванию с детьми стихов, к формированию у детей умения выразительно их читать. | Январь | Воспитатели, родители. |
15. | Инсценировка сказки «Колобок» | Привлекать родителей принять участие в изготовлении костюмов и атрибутов для инсценировки. | Февраль | Воспитатели, родители. |
16. | Оформление картотеки хороводных игр. | Привлекать родителей к ознакомлению детей с хороводными играми. | Март | Воспитатели, родители. |
17. | Выставка рисунков «Хлеб бывает разный» | Побуждать родителей совместно с детьми использовать полученные знания в специально организованной деятельности. | Апрель | Воспитатели, родители. |
18. | Оформление проекта «Как хлеб на стол пришел» | Совместно с родителями учить детей обобщать и систематизировать полученную информацию; учить работать со схемами; развивать умение составлять связный рассказ. | Май | Воспитатели, родители. |
Предполагаемый результат:
Работа, проводимая в данном направлении, будет способствовать:
- формированию у детей бережного отношения к хлебу, уважительного отношения к людям его производящим;
- обогащению знаний детей о трудоемком процессе выращивания и изготовления хлеба;
- возникновению устойчивого интереса к музеям различных профилей и воспитанию желания их посещать;
- формированию навыков коллективной работы;
- приобретению обобщенных знаний о профессиях хлебороба.
Список литературы:
- «Программа патриотического воспитания детей дошкольного возраста».Пермь.2000г.
- О.Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Санкт-Петербург, 1997г.
- Н.В. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова «Мини-музей в детском саду», Линка Пресс, Москва, 2008г.
Уважаемые родители! Расскажите детям о хлебе.
Хлеб на столе - это неизменный символ благополучия. Каждый из нас с детства знаком с несколькими десятками его сортов: черный, белый и серый, круглый и формовой, булочка, рогалик и бублик, батон студенческий, маковый и горчичный, кулич и лаваш...
О хлебе сложено много песен, легенд, пословиц и поговорок. У русского народа во все времена было самое почтительное отношение к хлебу насущному. «Хлеб - всему голова», «Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска - и стол – доска». В этих народных пословицах и поговорках отразилось любовное, бережное отношение русского человека к хлебу. Недаром его ласково называли: «Хлеб - наш батюшка».
В честь хлеба слагали гимны, песни, совершали обряды, устраивали праздники, приуроченные к окончанию сбора урожая. Хлебом встречали жениха и невесту, приветствовали новорожденного, дорогих и уважаемых гостей. Во всех этих народных обрядах заключены человеческая мудрость, уважительное отношение к хлебу, которое передавалось от поколения к поколению и прививалось ребенку буквально с первых дней жизни. Некоторые традиции сохранилась и до наших дней.
Хлеб - это основа жизни, дар матушки - земли с одной стороны и огромный труд человека - с другой. Считалось, что если в доме есть хлеб - значит, голод не страшен. Хлеб очень ценился, поэтому и к пекарям было уважительное отношение. Конечно у современных детей и людей ценность к хлебу давно уже не такая, как раньше. А зря! С детских лет, мы, взрослые должны и обязаны воспитывать уважительное отношение к хлебу. Познакомить с таким понятием: Хлеб – основное наше богатство – требует большого труда многих людей. Рассказать какой длинный путь проходит хлебушек, прежде чем появиться на наших столах, какой огромный труд вкладывают в него люди. Назвать профессии людей, которые выращивают и производят хлеб: трактористы, комбайнеры, агрономы, селекционеры, рабочие на мукомольном заводе, пекари в пекарне. На примерах из жизни старейших членов семьи показать, какое значение имел кусок хлеба в войну. Постараться донести до сознания ребенка, который сейчас живет безбедно, в сытости, что было такое время, когда считалось за счастье пообедать куском хлеба. Отношение к хлебу – показатель культуры людей, воспитанности и патриотизма.
Быть с хлебом – постоянно чувствовать в себе теплоту жизни. Хлеб для нас необходим как солнце, свет, воздух. Поэтому он бесценен. Будем же помнить об этом всегда! И учить этому своих детей! Без этого не может вырасти достойный, нравственный в полном смысле этого слова человек.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ХЛЕБЕ
В устном творчестве русского народа, упоминание хлеба встречается часто. Это неудивительно, с давних пор он употреблялся в пищу, от того, насколько богат был урожай, зависела судьба людей до следующей жатвы. Обласкали люди хлеб пословицами:
^ Хлеб – всему голова!
- Береги хлеб для еды, а деньги для беды.
- Тот счастлив, у кого есть хлеба с душу, платья с тушу, денег с нужу.
- У голого порой бывает пир горой, да горько после пиру – ходить за хлебом по миру
И богат мужик, да без хлеба — не крестьянин.
-У нищего хлеб на уме, у скупого и корочки на счету.
-Всяк на себя хлеб добывает.
-Хлеб – батюшка, вода – матушка.
-Хлеб хлебу брат.
-Худ обед, когда хлеба нет.
-Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.
-Хлеб да вода – мужицкая еда.
-Хлеба нет – корочка в честь.
-Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
-Человек хлебом живет, а не промыслом.
-Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
-Без хлеба, без соли худая беседа.
-Палата бела, а без хлеба в ней беда.
-Хлеб – дар божий, отец, кормилец.
- Хлеб да соль, и обед пошел.
- Без хлеба, без соли никто не обедает.
-Не в пору и обед, коли хлеба нет.
-Земля - матушка, а хлеб - батюшка.
ЗАГАДКИ О ХЛЕБЕ
Тёплый, золотистый.
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
Комковато, ноздревато,
И губато, и горбато, и твердо,
И мягко, и кругло, и ломко,
И черно, и бело, и всем мило. (Хлеб)
Бьют меня палками, жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят. (Хлеб)
Круглобок и маслян он,
В меру крут, посолен, -
Пахнет солнечным теплом,
Пахнет знойным полем. (Хлеб)
Мнут и катают,
В печи закаляют,
Потом за столом
Режут ножом. (Хлеб)
В каждый дом,
На каждый стол –
Он пожаловал – пришёл.
В нем – Здоровье, наша сила,
В нем – Чудесное тепло.
Сколько рук
Его растило,
Охраняло, берегло! (Хлеб)
Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье...
Ну и объеденье! (Баранка или бублик.)
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (Блины.)
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог.)
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)
Корабль-великан не по морю плывет.
Корабль-великан по земле идет.
Поле пройдет - урожай соберет. (Комбайн)
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)
Ходит полем из края в край, режет черный каравай. (Плуг)
Птица Юрица на ветер глядит, крыльями машет, сама ни с места.
(Ветряная мельница)
Месяц - новец днем на поле блестел, к ночи на небо слетел.
(Серп)
Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, семь плугов тащит.
(Трактор)
СЧИТАЛКИ О ХЛЕБЕ
"Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай.
Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки".
"Катилася торба с высокого горба. В этой торбе хлеб, соль, пшеница.
С кем ты хочешь поделиться?"
^ ЧИСТОГОВОРКИ О ХЛЕБЕ
Жок-жок-жок - это пирожок.
Шки-шки-шки - мама жарит пирожки.
ки-шки-шки - мы любим пирожки.
Жок-жок-жок - кушай Женя пирожок.
Ач-ач-ач - вот калач.
Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи.
Чи-чи-чи - мы любим калачи.
Чи-чи-чи - на праздник будут калачи
ПРИТЧИ, СКАЗКИ И РАССКАЗЫ О ХЛЕБЕ
Легкий хлеб (белорусская сказка)
Косил на лугу косарь. Устал и сел под кустом отдохнуть. Достал мешочек, развязал и начал хлеб жевать. Вдруг выходит из лесу голодный волк и видит – под кустом косарь сидит и ест что-то. Волк подошел к нему и спрашивает:
- Ты что ешь, человече?
- Хлеб, – отвечает косарь.
- А он вкусный?
- Да еще какой вкусный!
- Дай мне отведать.
- Что ж, отведай.
Отломил косарь кусок хлеба и дал волку. Понравился волку хлеб. Он и говорит:
- Хотел бы я каждый день хлеб есть, но где мне его доставать? Подскажи, человече!
- Ладно, – говорит косарь, – научу тебя, где и как хлеб доставать.
И начал он волка поучать:
- Прежде всего надо землю вспахать…
- Тогда и хлеб будет?
- Нет, брат, постой. Потом надо землю взборонить…
- И можно есть хлеб? – замахал волк хвостом.
- Что ты, погоди. Прежде надо рожь посеять…
- Тогда и хлеб будет? – облизнулся волк.
- Нет еще. Дождись, пока рожь взойдет, холодную зиму перезимует, весной вырастет, потом зацветет, потом начнет колоситься, потом зреть…
- Ох, – вздохнул волк, – долго ж, однако, надо ждать! Но уж тогда я наемся хлеба вволю!..
- Где там наешься! – перебил его косарь. – Рано еще. Сперва надо спелую рожь сжать, потом в снопы связать, снопы в копны поставить. Ветер их провеет, солнышко просушит, тогда вези на ток…
- И буду хлеб есть?
- Экий ты нетерпеливый! Надо сначала снопы обмолотить, зерно в мешки ссыпать, мешки на мельницу отвезти и муки намолоть…- И все?
- Нет, не все. Надо муку в деже замесить и ждать, пока тесто взойдет.
Тогда в горячую печь садить.
- И спечется хлеб?
- Да, спечется хлеб. Вот тогда ты и наешься его, – закончил косарь поученье.
Задумался волк, почесал лапой затылок и говорит:
- Нет! Эта работа больно долгая да тяжелая. Лучше посоветуй мне, человече, как полегче еду добывать.
- Ну что ж, – говорит косарь, – раз не хочешь тяжелый хлеб есть, поешь легкий. Ступай на выгон, там конь пасется.
Пришел волк на выгон. Увидел коня.- Конь, конь! Я тебя съем.
- Что ж, – говорит конь, – ешь. Только сперва сними с моих ног подковы, чтоб не ломать тебе зубы об них.
- И то правда, – согласился волк. Нагнулся он подковы снимать, а конь как ударит его копытом в зубы… Перекувыркнулся волк – и бежать.
рибежал к реке. Видит – на берегу гуси пасутся. “А не съесть ли мне их?” – думает. Потом говорит:
- Гуси, гуси! Я вас съем.
- Что ж, – отвечают гуси, – ешь. Но сперва окажи нам перед смертью одну услугу.
- Какую?
- Спой нам, а мы послушаем.
- Это можно. Петь я мастер.
Сел волк на кочку, задрал голову и давай выть. А гуси крыльями хлоп, хлоп – поднялись и полетели. Слез волк с кочки, поглядел вслед гусям и пошел ни с чем. Идет и ругает себя последними словами: “Ну и дурень же я! Зачем согласился петь? Ну, теперь кого ни встречу — съем!” Только он так подумал, глядь – идет по дороге старый дед. Волк подбежал к нему:
- Дед, дед, я тебя съем!
- И зачем так спешить? – говорит дел. – Давай сперва табачку понюхаем.
- А он вкусный?
- Попробуй – узнаешь.
- Давай.
Достал дед из кармана кисет с табаком, сам понюхал и волку дал. Как нюхнул волк во весь дух, так весь кисет табаку и вдохнул. А потом как начал чихать на весь лес… Ничего от слез не видит, всё чихает. Так чихал с час, пока весь табак не вычихал. Осмотрелся, а деда уж и след простыл. Нечего делать, пошел волк дальше. Идет он, идет, видит – на поле стадо овец пасется, а пастух спит. Высмотрел волк в стаде самого лучшего барана, схватил его и говорит:
- Баран, баран, я тебя съем!
- Что ж, – говорит баран, – такова моя доля. Но чтобы долго тебе не мучиться да не ломать зубы об мои старые кости, стань лучше вон в той ложбинке и раскрой рот, а я взбегу на горку, разгонюсь и сам влечу к тебе в рот.
- Спасибо за совет, – говорит волк. – Так мы и сделаем.
тал он в ложбинке, открыл рот и ждет. А баран взбежал на горку, разогнался и как ударит рогами волка по голове. Так искры из глаз у серого и посыпались, весь свет перед ним закружился! Опамятовался волк, покрутил головой и рассуждает сам с собой:
- Съел я его или нет?
А тем временем косарь закончил работу и идет домой. Услыхал он волчьи слова и говорит: “Съесть-то не съел, да зато легкого хлеба отведал!”
Ленивая девочка (башкирская сказка)
Когда-то очень давно жили на свете бабушка и внучка. Бабушка состарилась и уже не могла работать. А внучка была молодая, но очень ленивая. Год от года бабушка старела и слабела, силы покидали ее.
ришла весна, бабушка и думает: «Люди сеют хлеб, нам тоже пить-есть надо, надо бы что-нибудь посеять». Сказала она об этом внучке.
— Не надо, бабушка, — ответила ей внучка. — Ты уже стара стала, к осени умрешь, а там, глядишь, найдется добрый человек и возьмет меня в свою семью. К чему нам хлеб?
Бабушка только вздохнула в ответ. Так они и не посеяли ничего весной.
Затем настала осень. Люди убирают с полей выращенный хлеб. Бабушка не умерла, и внучку никто не взял на воспитание. Пришлось им голодать.
Как-то зашла к ним соседка, увидела, что бабушке с внучкой совсем нечего есть, и сказала:
— Если бы вы пришли ко мне, я могла бы дать вам немного проса.
После того, как соседка ушла, бабушка говорит внучке:
— Внучка, сходи, принеси проса!
А внучка отвечает:
— Надо ли, бабушка? Может, просо у нее нехорошее…
Всю зиму голодали бабушка с внучкой и едва не умерли. Но чуть только пришла весна — внучка вышла в поле на работу.
— Зачем трудиться? — смеялись над ней соседи. — Бабушка твоя уже стара, недолго ей жить. А тебя кто-нибудь возьмет на воспитание. К чему вам хлеб?
— Нет уж, — отвечала внучка. — Я теперь поняла. Недаром старики говорят: если собираешься на летнюю кочевку, прежде засей поле.
Котик – золотой лобик (белорусская сказка)
Жили-были дед, да баба. Да так бедно, что ни поесть нечего у них было, ни сварить. Вот баба и говорит деду:
- Возьми, дед, топорок, поезжай в лесок, сруби дубок, отвези на рынок, продай да купи мерку муки. Напечём хлеба.
Собрался дед, поехал в лесок, начал рубить дубок. Спрыгнул с дуба котик – золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.
- Дед, дед, а что тебе надо?
- Да вот, коточек, мой голубочек, послала меня старуха срубить дубок, отвезти на рынок, продать да купить мерку муки на хлеб.
- Езжай, дед, домой: будет у вас мука! Приехал дед домой, глядь – а муки у него полон закром!
Испекла баба хлеб, сама наелась, деда накормила и говорит ему:
- Не мешало бы теперь и затирку сварить. Да вот беда: соли нет. Возьми, дед, топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик – золотой лобик: попроси у него соли.
Взял дед топорок, поехал в лесок, стук в дубок… Выскочил котик – золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.
- Дед, дед, что тебе надо?
- Да вот, коточек, мой голубочек: хлебушко есть, а соли-то нету!
- Езжай, дед, домой: будет тебе и соль! Приехал дед домой, глядь – а у него целая кадка соли стоит!
Наварила баба затирки, сама наелась, деда накормила и говорит ему:
- Не мешало бы теперь и капусты отведать. Точи, дед, топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик – золотой лобик: попроси у него капусты.
Наточил дед топорок, поехал в лесок, стук в дубок… Выскочил котик – золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.
- Дед, дед, что тебе надо?
- Да вот, коточек, мой голубочек: хлеб есть, соль есть, капусты нету!
- Езжай, дед, домой: будет тебе капуста! Приехал домой, а у него капусты бочка. Говорит баба:
- Ай, как хорошо! Вот бы теперь ещё сальца… Мы бы с тобой щей наварили да сальцем заправили. Не ленись, дед, возьми топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик – золотой лобик: попроси у него сальца.
Взял дед топорок, поехал в лесок, стук в дубок… Выскочил котик – золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.
- Дед, дед, что тебе надо?
- Да вот, коточек, мой голубочек: просит баба ещё сальца к капусте.
- Ладно, дед, езжай домой: будет и сало!
Приезжает дед домой, а у него сала целый кубелец! Рад дед, рада баба. Стали они жить не тужить, детям сказки говорить. И теперь живут, хлеб жуют, щи хлебают. Вот вам и сказка, а мне баранок связка.
Хлебороб (украинская сказка)
Жил да был богатый пан. Столько богатств у него было, что мог бы он купить с десяток сел. Столько земли у него было, что и за 10 дней не обойти, не объехать на хорошей кобыле. Но печалило пана, что не было вокруг на всех его необъятных землях ни одного мужика, который был бы хорошим хлеборобом. Вот приходит к нему раз крестьянин и молвит:
- Я хорошо умею землю пахать, хлеб сеять и служить буду исправно. Примите меня, пан!
Пан и принял, выбора-то все равно не было. Служит хлебороб пятый год. Хлеб при нем такой родится, что лучшего, пожалуй, и не бывает на свете. Вот на пятый год и говорит хлебороб пану:
Поработал я на вас уже, пане, довольно, теперь давайте расчет: пойду я своей дорогой.
А пану такого крестьянина терять не хотелось. Пораздумал он, а потом и говорит:
- А что ж тебе, человече, за службу заплатить?
- Да дайте мне, пане, вон того белого коня.Пан согласился. А конь тот был такой, что как начнет на войне скакать среди неприятеля, так всего и потопчет. И никакая пуля, ни сабля его не берет. Вот только кроме хлебороба об это никто не знал. Взял хлебороб коня, поблагодарил пана, да и поехал. Едет, едет и заехал в такой большой да темный лес, аж жуть! Увидел средь деревьев маленькую ветхую хату, да решил зайти. Глядь – а там сидит там старая, желтая старуха. Спросил мужик у нее, куда это он заехал. Покачала старуха головой и отвечает:
- Несчастный ты, что сюда заехал. Сюда, что ни ночь, ведьмы слетаются, все меня со свету сжить хотят.
- Да уж что бог даст, то и будет! – ответил крестьянин и остался в хате.
Дала ему старуха поужинать и просит:
- Помоги мне, добрый человек, переночуй в хате хотя бы три ночи. Я тебе за это хорошо заплачу и обороняться научу.
- Что ж, научите, я переночую, – согласился хлебороб.
гворит старуха:
- На тебе вот этот крест, ступай в ту комнату, обведи вокруг себя этим крестом кружок, потом возьми крест в руки и сиди. А когда слетятся ведьмы, ты не бойся.
Взял хлебороб крест, пошел в другую комнату, сделал все так, как велела старуха, и сидит. Вдруг как загудит что-то над хатой, влетает в хату ведьма, потом вторая, третья – набралось их множество, так что и в хате не помещаются. Танцуют, кричат и воют, в ладоши хлопают, вокруг хлебороба бегают, да никак не могут через круг перейти. Вот разгонится какая-нибудь ведьма, добежит до круга, так назад и отскочит, а что уж ни делали – ничего не выходит. Вдруг петух на хате у старухи пропел: “Ку-ка-ре-ку!” Ведьмы так и метнулись в окна, аж хата задрожала. Перекрестился хлебороб и пошел к старухе в комнату. Та увидала его и так обрадовалась:
- Ты человек счастливый, ты еще, видно, мало нагрешил, ведьмы тебя боятся.
Да, я честно работал, сеял хлеб, а потом на пана работал, может чего и нагрешил, да пусть уж господь простит!
Переночевал хлебороб еще две ночи. Как переночевал третью, говорит старуха:
- Спасибо тебе, добрый человече, что меня из большой беды вызволил, мне-то ведь тут сидеть потрудней, я больше нагрешила. На тебе вот этот меч-самобоец, и, коль случится тебе воевать, ты только скажи: “Меч-самобоец, берись!” – и он перебьет все войско. Еще даю я тебе совет: как женишься, то не доверяй жене ничего важного до семи лет и семи недель.
Поклонился хлебороб старухе, поблагодарил ее и отправился в путь. Приехал он в город, где живет царь, а там тревога, народ в страхе: к городу подступает могучий враг, уже все царское войско побил, скоро и город возьмет. Хлебороб и говорит:
- А ну, ведите меня к царю! – его и повели.
Что тебе надо? – спрашивает царь.
- Да вот, сказывают, что на город большой враг наступает!
- Так и есть.
- Я вам, коли Бог поможет, его побью. Только что вы мне за это дадите?
- Полцарства дам, – пообещал царь.
- Нет, царства мне не надо. Отдайте за меня свою дочку, я люблю ее!
ликнул царь свою дочь и спросил ее, любит ли она и вправду хлебороба.
- Таточку, голубчик! Выдайте меня за него, я его люблю, выдайте, я за вас бога буду молить!
Царь и согласился. Тогда хлебороб и говорит:
- Дайте коню три мерки овса, а мне ведро вина. Царь дал все, что хлебороб просил. Сел он потом на коня и поехал. Выехал за город, видит – стоит войска большая сила, такая, что и не счесть. Как крикнул хлебороб:
Меч-самобоец, берись!
Как взлетит меч-самобоец над вражескими головами и начал рубить одну за другой. А конь как скакнет промеж войска, так и бьет копытами. Все войско и перебили.
Вернулся хлебороб назад в город, царь его отблагодарил. А враг не хотел своего дела бросать – собрал на этот раз тьму воинов. И вновь поднялась тревога, и поехал хлебороб на поле брани. Побил ворога и назад воротился. Позавидовали цари соседних государств мощи этого царя, собрали войска свои вместе, снарядили их оружием страшным и пошли войной. Царь испугался: думал, что этой силы хлеборобу уж не одолеть. Но разбил хлебороб и это войско. Потом вернулся в город и на царской дочке женился.
Сильно любил он свою жену, и его любила жена. Прошло три года. Стала жена у хлебороба спрашивать, чем он так врага побивает. Не утерпел хлебороб, доверил жене тайну свою. А хитрый враг своего не бросал, стал выпытывать и лукавством, и лестью, и угрозами, да подкупать пытался хлеборобову жену, чтобы та сказала, в чем сила ее мужа. Вот и сдалась она и выкрала меч-самобоец, отдала врагу, а мужу другой подложила. Но коня украсть не смогла: хлебороб берег его как зеницу ока, даже спал с ним вместе.
Начал тогда враг войну вновь. А хлебороб отправился защищать государство. Сел он на верного коня, взял меч и выехал навстречу вражеским войскам. И только туда приехал, сразу же крикнул:
- Меч-самобоец, берись! – не берется.
-Меч-самобоец, берись! – и вновь не берется.
дивился хлебороб, а потом внимательно разглядел свой меч и понял, что это другой. Тут же и догадался, куда меч-самобоец делся, и горько заплакал. В то время меч-самобоец уже рубил его войско. Вот подлетел меч к хлеборобу и с одного маху отрубил ему голову. Тогда конь сильно рассердился, что убили его хозяина, начал лютовать, перебил все войско врага, а потом подошел к телу хлебороба, остановился и стоит. Царь перевез тело в город, собрался его хоронить, а тут является старая такая старуха с иконкой и говорит:
-Пустите меня к хлеборобову телу.
Ее пустили. А старуха взяла иконку, погрузила ее в воду и полила тою водой хлебороба. Ожил хлебороб. И молвит ему старуха:
- Ишь, не послушался меня. Рассказал жене великую тайну и чуть было сам не погиб навеки. На, возьми опять меч, я его нашла, только не сказывай про великую тайну жене до семи лет и семи недель, а не то погибнешь!
енился потом хлебороб на другой девушке, и живут они себе вместе. Живут, не горюют, не страдают, хлеба не покупают.
Вот такая сказка.
Хлеб растет
Автор: Эдуард Юрьевич Шим
Кругом деревни поля еще голые. А одно поле – будто зеленой краской залито. Такое яркое, такое веселое, такое праздничное!
Мама сказала:
- Это хлеб растет.
Зеленые ростки, одинаковые, как родные братцы, кустиками торчит. Когда же они успели вырасти?
Мама объясняет: это озимый хлеб. Его под зиму сеяли, прошлой осенью.
Зерна успели до холодов проклюнуться, прорасти и поднять над землей кустики нежных зеленых листьев.
Потом их снегом закрыло. И уснули они до поры до времени.
Над полем вьюги свистели, морозы студили землю.
А хлеб терпел.
Зябко ему было под снегом, темно. И долго-долго зима не кончалась.
Но терпел хлеб. Дождался весны. И как только она пришла, сразу ожил, сразу начал расти. Не пропустил первое тепло, не замешкался.
Тянется к солнышку, старается!
Идут люди веселым зеленым полем. Глянут по сторонам, улыбнутся:
До чего хлеб хорош!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект мини-музей хлеба
Данный проект поможет воспитателям ДОУ расширить представления детей о трудоемком процессе выращивания и изготовления хлеба; воспитать у детей бережное отношение к хлебу, уважительное отношение ...
Статья "Организация предметно – развивающей среды в средней группе. Мини -музей хлеба в детском саду. "
Введение нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предлагает иные требования по организации пре...
мини - музей "Хлеб всему голова"
работа над созданием мини - музея "Хлеб всему голова"...
Презентация "Мини-музей хлеба "КАРАВАЙ"
Дети в любом возрасте "любознайки" и "почемучки".Они задают множество вопросов о том, что им интересно. Чтобы достойно отвечать на детские "почему", в нашем детском саду в каждой группе созданы мини-м...
Проект "Мини - музей Хлеба"
Создание мини- музеев в дошкольных учреждениях - это результативная и интересная форма образовательной не только для детей, но и педагогов....
мини-музей хлеба
В рамках проекта "Хлеб-всему голова" в группе "Звездочки" в сотрудничестве педагогов и родителей воспитанников был создан "мини-музей хлеба"...
Мини-музей хлеба в подготовительной группе детского сада
Представлен вариант мини-музея по теме "Хлеб": указаны цель, задачи создания музея, наполнение и фотографии музейной экспозиции....
- Мне нравится (1)