Мини - музей хлеба
методическая разработка (старшая группа)

Воронцова Елена Викторовна

Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini-muzey_hleba.docx730.86 КБ

Предварительный просмотр:

«Мини - музей хлеба»

С хлеба начинается главное – рачительное отношение к труду, воспитание нравственности.

   C:\Users\Аленка\Desktop\IMG_3896.JPGЭкспонаты музея.

РУШНИК

ЛАПТИ

СЕРП

КОЛОСЬЯ И ЗЕРНО ПШЕНИЦЫ

МАШИНКА КОМБАЙН

МАШИНКА «ХЛЕБ»

МЕЛЬНИЦА

КУКЛА В НАЦИОНАЛЬНОМ КОСТЮМЕ

ХЛЕБНЫЕ ИЗДЕЛИЯ  (солёное тесто)

МАКАРОННЫЕ ИЗДЕЛИЯ

МУКА

ВОДА

МАСЛО

ДРОЖЖИ

САХАР

СОЛЬ

ПЛАКАТ

КНИГИ С РАССКАЗАМИ О ХЛЕБЕ

ИЛЛЮСТРАЦИИ

ПОДБОРКА СТИХОВ, ПОСЛОВИЦ, ЗАГАДОК

Цель:

     Создание условий для формирования на основе музея и его экспонатов культурного человека, имеющего устойчивый интерес и уважение к труду взрослых и к продуктам его  производства.

Задачи:

  • дать элементарные представления о процессе выращивания и изготовления хлеба;
  • воспитывать бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к людям его производящим;
  • закреплять знания детей о разнообразии музеев, их функциях;
  • обучать способам практичного применения знаний о хлебе в разных видах деятельности (музыкальной, изобразительной, игровой, театрализованной и т.д.)

Перспективный план работы с детьми (2 года)

п/п

Содержание

Цели  и  задачи

Срок

Ответственные

1.

Беседа «Музеи города»

Закреплять знания детей о музее, его назначении, о разнообразии профилей, о правилах поведения в нем.

Сентябрь

Воспитатели

2.

Беседа «Откуда хлеб пришёл»

Дать представления о жизни крестьян, о хлебе как основном источнике питания, подвести детей к тому, что хлеб нужно беречь.

Октябрь

Воспитатели

3.

Разучивание пословицы: «Хлеб – всему голова!»

Знакомить детей с произведениями, посвященными хлебу: пословицы, поговорки, стихи.

Октябрь

Воспитатели

4.

Рассматривание колосков.

Дать элементарные представления о злаковых культурах, о блюдах, которые из них можно приготовить.

Октябрь

Воспитатели

5.

Изготовление макета    «От зёрнышка до каравая»

Обогащать знания детей о процессе выращивания и изготовления хлеба.

Октябрь

Воспитатели

6.

Беседа-рассказ «Знакомство с профессией хлебороба»

Познакомить детей с основным занятием русских крестьян – земледелием, видами полевых работ, орудиями труда.

Октябрь

Воспитатели

7.

Беседа «Какие машины помогают хлеб выращивать»

Познакомить детей с процессом выращивания хлеба в настоящее время, с орудиями труда, машинами, профессиями.

Октябрь

Воспитатели

8.

Чтение рассказа  А. Мусатова «Кто в поле главный»

Закреплять представления детей о хлебе как основном продукте питания..

Октябрь

Воспитатели

9.

Знакомство с макетом  «Русская изба»

Обогащать знания детей о быте русского народа, о печке, которая служила не только источником тепла, но и источником приготовления пищи, выпечки хлеба.

Январь

Воспитатели

10.

Чтение сказки Ганса  Христиана Андерсена

«Девочка, которая наступила на хлеб»

Знакомить детей с произведениями о хлебе. Воспитывать уважительное отношение к хлебу.

Январь

Воспитатели

11.

Экскурсия на кухню детского сада.

Обогащать представления детей об изготовлении хлебобулочных изделий. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

Февраль

Воспитатели,

работники кухни

12.

Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос»

Продолжать формировать у детей понятие о взаимопомощи. Продолжать знакомить с поговорками о хлебе.

Февраль

Воспитатели

13.

Сюжетно-ролевая игра «Мы едем в гости»

Формировать (в условиях реального чаепития) навыки правильного поведения за столом, обратить особое внимание на то, как нужно обращаться с хлебобулочными изделиями.

Март

Воспитатели,

родители

14.

Чтение книги «Правила поведения для воспитанных детей» с последующей беседой

Закреплять навыки правильного поведения за столом. Продолжать воспитывать бережное отношение к хлебу.

Март    

Воспитатели

15.

Опытническая деятельность «Свойства различных видов грунта»

Опытническим путем определить свойства земли, песка, опила, как предполагаемого грунта для растений.

Апрель

Воспитатели

16.

Опытническая деятельность «Высадка зерен пшеницы»

Наблюдая за ростками, подтвердить верность утверждения, что «земля – лучший грунт для выращивания растений»

Апрель

Воспитатели

17.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом»

Закрепить знания детей о последовательности действий при выращивании хлеба.

Май      

Воспитатели

18.

Занятие «Знакомство с трудом пахаря»

Закреплять знания детей о последовательности посадки пшеницы (вспахать, проборонить и т.д.). Вызвать интерес и уважительное отношение к людям, занимающимся этим трудом.

Май      

Воспитатели

19.

Занятие «Страда деревенская…»

Закреплять знания детей о таком орудии труда как серп. Показать трудоемкость процесса уборки хлеба.

Сентябрь

Воспитатели

20.

Занятие «Страда деревенская»

Объяснить детям значение слова «озимая». Вызвать устойчивый интерес к долговременной опытнической деятельности.

Сентябрь

Воспитатели

21.

Занятие «Выпечка хлеба»

Знакомить с процессом выпекания хлеба в крестьянской семье, объяснить значение слов «квашня», «решето», «сито», «жито» и т.д.

Октябрь

Воспитатели

22.

Беседа «Хлеб – наше богатство»

Дать элементарные представления об изготовлении хлебобулочных изделий в настоящее время, обратить внимание на содержание труда людей, на механизацию труда.

Октябрь

Воспитатели

23.

Экскурсия в библиотеку. Выставка книг о хлебе.

Познакомить с произведениями, посвященными процессу выращивания и изготовления хлеба. Познакомить с авторами, пишущими о хлебе: М. Глинская,    Т. Ятц и т.д.

Ноябрь

Воспитатели

24.

Литературная викторина по произведениям о хлебе.

Закреплять знания детей о народных и авторских сказках, рассказах о хлебе.

Ноябрь

Воспитатели

25.

Занятие «Хлеб разных народов»

Знакомить детей с видами хлебобулочных изделий других народов: багет – Франция, лаваш – Армения и т.д.

Декабрь

Воспитатели,

родители

26.

КВН «Хлеб да каша – пища наша» (совместно с родителями)

Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе, расширять кругозор.

Декабрь

Воспитатели, родители

27.

Занятие «Ржаной и пшеничный хлеб»

Учить различать ржаной и пшеничный хлеб по вкусу, запаху, на ощупь. Упражнять в словообразовании.

Январь

Воспитатели

28.

Конкурс чтецов «Хлеб всему голова»

Развивать умение выразительно читать наизусть стихи, уверенно выступать перед аудиторией.

Январь

Воспитатели, родители

29.

Инсценировка сказки «Колосок»

Учить использовать полученные знания в специально организованной самостоятельной деятельности (театральной).

Февраль

Воспитатели

30.

Лепка из соленого теста «Угощение для кукол»

Побуждать детей делать изделия из соленого теста по образцу хлебобулочных изделий.

Февраль

Воспитатели

31.

Развлечение «Каравай, каравай…»

Знакомить детей с хороводными играми, посвященными хлебу. Создать хорошее настроение.

Март    

Воспитатели, музыкальный руководитель

32.

Беседа по картинам «На пашне» А.Н. Комаровой, «На пашне. Весна.» А.Г. Венецианова, «Жатва» З.Е. Серебряковой

Учить видеть выразительные средства, которые использовал художник для передачи настроения в картинах. Учить высказывать свое отношение к содержанию картин.

Март    

Воспитатели, родители

33.

Выставка рисунков «Такой разный хлеб»

Учить использовать полученные знания в специально организованной самостоятельной творческой деятельности.

Апрель  

Воспитатели, родители

34.

Наблюдение за всходами озимой ржи

Закреплять знания детей об озимой ржи. Объяснить значение слова «жито».

Апрель    

Воспитатели

35.

Занятие «Обобщение знаний детей о процессе выращивания и изготовления хлеба»

Учить детей обобщать и систематизировать полученную информацию. Учить работать со схемами. Развивать умение (опираясь на схемы) составлять связный рассказ.

Май      

Воспитатели, родители

36.

Занятие «Прощание с музеем хлеба»

Подвести итоги: побудить детей  вспомнить, что нового они узнали о хлебе.

Май        

Воспитатели

Перспективный план работы с родителями.

Содержание

Цели  и  задачи

Сроки

Ответственные

1.

Консультация «Программное содержание обучения и воспитания детей старшей группы»

Познакомить родителей с показателями развития детей по разделу «познавательное развитие» (воспитание бережного отношения к окружающему миру); «культура быта» (навыки поведения за столом).

Сентябрь

Воспитатели

2.

Опрос родителей «Воспитание бережного отношения к хлебу в семье»

Выявить отношение родителей к беседе как методу воспитания детей. Показать роль личного примера в воспитании детей.

Октябрь

Воспитатели,

родители

3.

Оформление альбома «Хлебобулочные изделия»

Привлечь родителей к процессу обогащения знаний детей о многообразии хлебобулочных изделий.

Ноябрь

Воспитатели, родители.

4.

Изготовление дидактической игры «Что сначала, что потом»

Привлечь родителей к процессу ознакомления детей с последовательностью действий при выращивании хлеба.

Декабрь

Воспитатели, родители.

5.

Представление художественной литературы о хлебе.

Привлечь родителей к оформлению в группе мини-библиотеки о хлебе.

Январь 2010г.

Воспитатели, родители.

6.

Консультация «Мамины помощники»

Показать воспитательную ценность совместного семейного труда, в том числе ценность совместного приготовления пищи, выпечки.

Февраль

Воспитатели.

7.

Представление различных хлебобулочных изделий для оформления выставки «Золотые руки»

Привлечь родителей к процессу обогащения знаний детей о многообразии хлебобулочных изделий, воспитанию уважительного отношения к труду людей, выращивающих хлеб.

Март    

Воспитатели, родители.

8.

Оформление альбома «Профессии людей», выращивающих и изготавливающих хлеб.

Привлечь родителей к процессу ознакомления детей с трудом взрослых, воспитанию уважительного отношения к ним.

Апрель

Воспитатели, родители.

9.

Родительское собрание «Подведем итоги».

Показать эффективность совместной работы ДОУ и семьи по оформлению у детей бережного отношения к хлебу, вызвать желание и в дальнейшем принимать активное участие в воспитании своих детей.

Май      

Воспитатели.

10.

Консультация «Важность семьи в осуществлении воспитания ребенка»

Показать родителям значимость совместной работы ДОУ и семьи. Вызвать желание активно участвовать в воспитание ребенка.

Сентябрь

Воспитатели.

11.

Сбор информации для изготовления этнографического словаря

Побуждать родителей принять участие в процессе знакомства детей со значением слов: «кадка», «квашня», «решето», «сито» и т.д.

Октябрь

Воспитатели, родители.

12.

Экскурсия в библиотеку «Выставка книг о хлебе»

Привлекать родителей к процессу обогащения знаний детей о произведениях, посвященных хлебу.

Ноябрь

Воспитатели, родители.

13.

КВН «Щи да каша пища наша» (с родителями)

Сплотить детей и родителей в процессе совместной деятельности. Формировать «здоровый дух соперничества, учить соблюдать правила»

Декабрь

Воспитатели, родители.

14.

Конкурс чтецов

Привлекать родителей к совместному разучиванию с детьми стихов, к формированию у детей умения выразительно их читать.

Январь

Воспитатели, родители.

15.

Инсценировка сказки «Колобок»

Привлекать родителей принять участие в изготовлении костюмов и атрибутов для инсценировки.

Февраль

Воспитатели, родители.

16.

Оформление картотеки хороводных игр.

Привлекать родителей к ознакомлению детей с хороводными играми.

Март    

Воспитатели, родители.

17.

Выставка рисунков «Хлеб бывает разный»

Побуждать родителей совместно с детьми использовать полученные знания в специально организованной деятельности.

Апрель

Воспитатели, родители.

18.

Оформление проекта «Как хлеб на стол пришел»

Совместно с родителями учить детей обобщать и систематизировать полученную информацию; учить работать со схемами; развивать умение составлять связный рассказ.

Май      

Воспитатели, родители.

Предполагаемый результат:

Работа, проводимая в данном направлении, будет способствовать:

  • формированию у детей бережного отношения к хлебу, уважительного отношения к людям его производящим;
  • обогащению знаний детей о трудоемком процессе выращивания и изготовления хлеба;
  • возникновению устойчивого интереса к музеям различных профилей и воспитанию желания их посещать;
  • формированию навыков коллективной работы;
  • приобретению обобщенных знаний о профессиях хлебороба.

Список литературы:

  1. «Программа патриотического воспитания детей дошкольного возраста».Пермь.2000г.
  2. О.Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Санкт-Петербург, 1997г.
  3. Н.В. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова «Мини-музей в детском саду», Линка Пресс, Москва, 2008г.

 

 Уважаемые родители!    Расскажите детям о хлебе.

    Хлеб на столе - это неизменный символ благополучия. Каждый из нас с детства знаком с несколькими десятками его сортов: черный, белый и серый, круглый и формовой, булочка, рогалик и бублик, батон студенческий, маковый и горчичный, кулич и лаваш...                                                                                                            

    О хлебе сложено много песен, легенд, пословиц и поговорок.  У русского народа во все времена было самое почтительное отношение к хлебу насущному. «Хлеб - всему голова», «Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска - и стол – доска». В этих народных пословицах и поговорках отразилось любовное, бережное отношение русского человека к хлебу. Недаром его ласково называли: «Хлеб - наш батюшка».

    В честь хлеба слагали гимны, песни, совершали обряды, устраивали праздники, приуроченные к окончанию сбора урожая. Хлебом встречали  жениха и невесту, приветствовали новорожденного, дорогих и уважаемых гостей. Во всех этих народных обрядах заключены человеческая мудрость, уважительное отношение к хлебу, которое передавалось от поколения к поколению и прививалось ребенку буквально с первых дней жизни. Некоторые  традиции сохранилась и до наших дней.

    Хлеб - это основа жизни, дар матушки - земли с одной стороны и огромный труд человека - с другой. Считалось, что если в доме есть хлеб - значит, голод не страшен. Хлеб очень ценился, поэтому и  к пекарям было уважительное отношение. Конечно у современных детей и людей ценность к хлебу давно уже не такая, как раньше. А зря!  С  детских лет, мы, взрослые  должны и обязаны  воспитывать уважительное отношение к хлебу.  Познакомить с таким понятием: Хлеб – основное наше богатство – требует большого труда многих людей.  Рассказать какой длинный путь проходит хлебушек, прежде чем появиться на наших столах, какой огромный труд вкладывают в него люди.  Назвать профессии  людей,  которые выращивают и производят хлеб: трактористы, комбайнеры, агрономы, селекционеры, рабочие на мукомольном заводе, пекари в пекарне.  На примерах из жизни старейших членов семьи показать, какое значение имел кусок хлеба в войну. Постараться донести до сознания ребенка, который сейчас живет безбедно, в сытости, что было такое время, когда считалось за счастье пообедать куском хлеба.         Отношение к хлебу – показатель культуры людей,   воспитанности и  патриотизма.

   Быть с хлебом – постоянно чувствовать в себе теплоту жизни. Хлеб для нас необходим как солнце, свет, воздух. Поэтому он бесценен. Будем же помнить об этом всегда! И учить этому своих детей!  Без этого не может вырасти достойный, нравственный в полном смысле этого слова человек.

http://go1.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//wedding.ua/img%5Fuser/news%5Fannounce/caravay-0m%5F200.jpg&mb=imgdb_preview_40

 

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ХЛЕБЕ

В устном творчестве русского народа, упоминание хлеба встречается часто. Это неудивительно, с давних пор он употреблялся в пищу, от того, насколько богат был урожай, зависела судьба людей до следующей жатвы. Обласкали люди хлеб пословицами:


J:\хлеб\zarodyshi-pshenicy.jpghttp://lit-yaz.ru/pars_docs/refs/99/98949/98949_html_m7cd71f35.jpg

^ Хлеб – всему голова! 

- Береги хлеб для еды, а деньги для беды.

- Тот счастлив, у кого есть хлеба с душу, платья с тушу, денег с нужу.

- У голого порой бывает пир горой, да горько после пиру – ходить за хлебом по миру

И богат мужик, да без хлеба — не крестьянин.

-У нищего хлеб на уме, у скупого и корочки на счету.

-Всяк на себя хлеб добывает.

-Хлеб – батюшка, вода – матушка. 

-Хлеб хлебу брат. 

-Худ обед, когда хлеба нет. 

-Хлеба ни куска, так и в горнице тоска. 

-Хлеб да вода – мужицкая еда.

-Хлеба нет – корочка в честь.

-Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь. 

-Человек хлебом живет, а не промыслом. 

-Покуда есть хлеб да вода, все не беда. 

-Без хлеба, без соли худая беседа. 

-Палата бела, а без хлеба в ней беда. 

-Хлеб – дар божий, отец, кормилец.

- Хлеб да соль, и обед пошел.

- Без хлеба, без соли никто не обедает.

-Не в пору и обед, коли хлеба нет.

-Земля - матушка, а хлеб - батюшка.

ЗАГАДКИ О ХЛЕБЕ

Тёплый, золотистый. 
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(Хлеб)


Комковато, ноздревато,
И губато, и горбато, и твердо,
И мягко, и кругло, и ломко,
И черно, и бело, и всем мило.
(Хлеб)



Бьют меня палками, жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят.
(Хлеб)


Круглобок и маслян он, 
В меру крут, посолен, -
Пахнет солнечным теплом, 
Пахнет знойным полем.
(Хлеб)


Мнут и катают,
В печи закаляют,
Потом за столом
Режут ножом.
(Хлеб)


В каждый дом, 
На каждый стол –
Он пожаловал – пришёл.

В нем – Здоровье, наша сила, 
В нем – Чудесное тепло. 
Сколько рук
Его растило, 
Охраняло, берегло!
(Хлеб)


Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье...
Ну и объеденье!
(Баранка или бублик.)


Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают?
(Блины.)


В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят.
(Пирог.)


Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок. 
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду. 
В нем тогда, таких как я, будет целая семья.
(Зерно) 


Корабль-великан не по морю плывет. 
Корабль-великан по земле идет. 
Поле пройдет - урожай соберет.
(Комбайн)


Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок. 
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду. 
В нем тогда, таких как я, будет целая семья.
(Зерно)


Ходит полем из края в край, режет черный каравай.
(Плуг)


Птица Юрица на ветер глядит, крыльями машет, сама ни с места. 
(Ветряная мельница) 

Месяц - новец днем на поле блестел, к ночи на небо слетел. 
(Серп) 

Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, семь плугов тащит. 
(Трактор) 

СЧИТАЛКИ О ХЛЕБЕ


"Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай. 

Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки". 

"Катилася торба с высокого горба. В этой торбе хлеб, соль, пшеница. 

С кем ты хочешь поделиться?"


 ^ ЧИСТОГОВОРКИ О ХЛЕБЕ

Жок-жок-жок - это пирожок. 

Шки-шки-шки - мама жарит пирожки. 

ки-шки-шки - мы любим пирожки. 

Жок-жок-жок - кушай Женя пирожок. 

Ач-ач-ач - вот калач. 

Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи. 

Чи-чи-чи - мы любим калачи. 

Чи-чи-чи - на праздник будут калачи




 ПРИТЧИ, СКАЗКИ И РАССКАЗЫ О ХЛЕБЕ

Легкий хлеб (белорусская сказка)

Косил на лугу косарь. Устал и сел под кустом отдохнуть. Достал мешочек, развязал и начал хлеб жевать. Вдруг выходит из лесу голодный волк и видит – под кустом косарь сидит и ест что-то. Волк подошел к нему и спрашивает:

- Ты что ешь, человече?

- Хлеб, – отвечает косарь.

- А он вкусный?

- Да еще какой вкусный!

- Дай мне отведать.

- Что ж, отведай.

Отломил косарь кусок хлеба и дал волку. Понравился волку хлеб. Он и говорит:

- Хотел бы я каждый день хлеб есть, но где мне его доставать? Подскажи, человече!

- Ладно, – говорит косарь, – научу тебя, где и как хлеб доставать.

И начал он волка поучать:

- Прежде всего надо землю вспахать…

- Тогда и хлеб будет?

- Нет, брат, постой. Потом надо землю взборонить…

- И можно есть хлеб? – замахал волк хвостом.

- Что ты, погоди. Прежде надо рожь посеять…

- Тогда и хлеб будет? – облизнулся волк.

- Нет еще. Дождись, пока рожь взойдет, холодную зиму перезимует, весной вырастет, потом зацветет, потом начнет колоситься, потом зреть…

- Ох, – вздохнул волк, – долго ж, однако, надо ждать! Но уж тогда я наемся хлеба вволю!..

- Где там наешься! – перебил его косарь. – Рано еще. Сперва надо спелую рожь сжать, потом в снопы связать, снопы в копны поставить. Ветер их провеет, солнышко просушит, тогда вези на ток…

- И буду хлеб есть?

- Экий ты нетерпеливый! Надо сначала снопы обмолотить, зерно в мешки ссыпать, мешки на мельницу отвезти и муки намолоть…- И все?

- Нет, не все. Надо муку в деже замесить и ждать, пока тесто взойдет.

Тогда в горячую печь садить.

- И спечется хлеб?

- Да, спечется хлеб. Вот тогда ты и наешься его, – закончил косарь поученье.

Задумался волк, почесал лапой затылок и говорит:

- Нет! Эта работа больно долгая да тяжелая. Лучше посоветуй мне, человече, как полегче еду добывать.

- Ну что ж, – говорит косарь, – раз не хочешь тяжелый хлеб есть, поешь легкий. Ступай на выгон, там конь пасется.

Пришел волк на выгон. Увидел коня.- Конь, конь! Я тебя съем.

- Что ж, – говорит конь, – ешь. Только сперва сними с моих ног подковы, чтоб не ломать тебе зубы об них.

- И то правда, – согласился волк. Нагнулся он подковы снимать, а конь как ударит его копытом в зубы… Перекувыркнулся волк – и бежать.

рибежал к реке. Видит – на берегу гуси пасутся. “А не съесть ли мне их?” – думает. Потом говорит:

- Гуси, гуси! Я вас съем.

- Что ж, – отвечают гуси, – ешь. Но сперва окажи нам перед смертью одну услугу.

- Какую?

- Спой нам, а мы послушаем.

- Это можно. Петь я мастер.

Сел волк на кочку, задрал голову и давай выть. А гуси крыльями хлоп, хлоп – поднялись и полетели. Слез волк с кочки, поглядел вслед гусям и пошел ни с чем. Идет и ругает себя последними словами: “Ну и дурень же я! Зачем согласился петь? Ну, теперь кого ни встречу — съем!” Только он так подумал, глядь – идет по дороге старый дед. Волк подбежал к нему:

- Дед, дед, я тебя съем!

- И зачем так спешить? – говорит дел. – Давай сперва табачку понюхаем.

- А он вкусный?

- Попробуй – узнаешь.

- Давай.

Достал дед из кармана кисет с табаком, сам понюхал и волку дал. Как нюхнул волк во весь дух, так весь кисет табаку и вдохнул. А потом как начал чихать на весь лес… Ничего от слез не видит, всё чихает. Так чихал с час, пока весь табак не вычихал. Осмотрелся, а деда уж и след простыл. Нечего делать, пошел волк дальше. Идет он, идет, видит – на поле стадо овец пасется, а пастух спит. Высмотрел волк в стаде самого лучшего барана, схватил его и говорит:

- Баран, баран, я тебя съем!

- Что ж, – говорит баран, – такова моя доля. Но чтобы долго тебе не мучиться да не ломать зубы об мои старые кости, стань лучше вон в той ложбинке и раскрой рот, а я взбегу на горку, разгонюсь и сам влечу к тебе в рот.

- Спасибо за совет, – говорит волк. – Так мы и сделаем.

тал он в ложбинке, открыл рот и ждет. А баран взбежал на горку, разогнался и как ударит рогами волка по голове. Так искры из глаз у серого и посыпались, весь свет перед ним закружился! Опамятовался волк, покрутил головой и рассуждает сам с собой:

- Съел я его или нет?

А тем временем косарь закончил работу и идет домой. Услыхал он волчьи слова и говорит: “Съесть-то не съел, да зато легкого хлеба отведал!”

Ленивая девочка (башкирская сказка)

Когда-то очень давно жили на свете бабушка и внучка. Бабушка состарилась и уже не могла работать. А внучка была молодая, но очень ленивая. Год от года бабушка старела и слабела, силы покидали ее. 

ришла весна, бабушка и думает: «Люди сеют хлеб, нам тоже пить-есть надо, надо бы что-нибудь посеять». Сказала она об этом внучке.

— Не надо, бабушка, — ответила ей внучка. — Ты уже стара стала, к осени умрешь, а там, глядишь, найдется добрый человек и возьмет меня в свою семью. К чему нам хлеб?

Бабушка только вздохнула в ответ. Так они и не посеяли ничего весной.

Затем настала осень. Люди убирают с полей выращенный хлеб. Бабушка не умерла, и внучку никто не взял на воспитание. Пришлось им голодать.

Как-то зашла к ним соседка, увидела, что бабушке с внучкой совсем нечего есть, и сказала:

— Если бы вы пришли ко мне, я могла бы дать вам немного проса.

После того, как соседка ушла, бабушка говорит внучке:

— Внучка, сходи, принеси проса!

А внучка отвечает:

— Надо ли, бабушка? Может, просо у нее нехорошее…

Всю зиму голодали бабушка с внучкой и едва не умерли. Но чуть только пришла весна — внучка вышла в поле на работу.

— Зачем трудиться? — смеялись над ней соседи. — Бабушка твоя уже стара, недолго ей жить. А тебя кто-нибудь возьмет на воспитание. К чему вам хлеб?

— Нет уж, — отвечала внучка. — Я теперь поняла. Недаром старики говорят: если собираешься на летнюю кочевку, прежде засей поле.

Котик – золотой лобик (белорусская сказка)

Жили-были дед, да баба. Да так бедно, что ни поесть нечего у них было, ни сварить. Вот баба и говорит деду:

- Возьми, дед, топорок, поезжай в лесок, сруби дубок, отвези на рынок, продай да купи мерку муки. Напечём хлеба.

Собрался дед, поехал в лесок, начал рубить дубок. Спрыгнул с дуба котик – золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.

- Дед, дед, а что тебе надо?

- Да вот, коточек, мой голубочек, послала меня старуха срубить дубок, отвезти на рынок, продать да купить мерку муки на хлеб.

- Езжай, дед, домой: будет у вас мука! Приехал дед домой, глядь – а муки у него полон закром!

Испекла баба хлеб, сама наелась, деда накормила и говорит ему:

- Не мешало бы теперь и затирку сварить. Да вот беда: соли нет. Возьми, дед, топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик – золотой лобик: попроси у него соли.

Взял дед топорок, поехал в лесок, стук в дубок… Выскочил котик – золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.

- Дед, дед, что тебе надо?

- Да вот, коточек, мой голубочек: хлебушко есть, а соли-то нету!

- Езжай, дед, домой: будет тебе и соль! Приехал дед домой, глядь – а у него целая кадка соли стоит!

Наварила баба затирки, сама наелась, деда накормила и говорит ему:

- Не мешало бы теперь и капусты отведать. Точи, дед, топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик – золотой лобик: попроси у него капусты.

Наточил дед топорок, поехал в лесок, стук в дубок… Выскочил котик – золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.

- Дед, дед, что тебе надо?

- Да вот, коточек, мой голубочек: хлеб есть, соль есть, капусты нету!

- Езжай, дед, домой: будет тебе капуста! Приехал домой, а у него капусты бочка. Говорит баба:

- Ай, как хорошо! Вот бы теперь ещё сальца… Мы бы с тобой щей наварили да сальцем заправили. Не ленись, дед, возьми топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик – золотой лобик: попроси у него сальца.

Взял дед топорок, поехал в лесок, стук в дубок… Выскочил котик – золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.

- Дед, дед, что тебе надо?

- Да вот, коточек, мой голубочек: просит баба ещё сальца к капусте.

- Ладно, дед, езжай домой: будет и сало!

Приезжает дед домой, а у него сала целый кубелец! Рад дед, рада баба. Стали они жить не тужить, детям сказки говорить. И теперь живут, хлеб жуют, щи хлебают. Вот вам и сказка, а мне баранок связка.

Хлебороб (украинская сказка)

Жил да был богатый пан. Столько богатств у него было, что мог бы он купить с десяток сел. Столько земли у него было, что и за 10 дней не обойти, не объехать на хорошей кобыле. Но печалило пана, что не было вокруг на всех его необъятных землях ни одного мужика, который был бы хорошим хлеборобом. Вот приходит к нему раз крестьянин и молвит:

- Я хорошо умею землю пахать, хлеб сеять и служить буду исправно. Примите меня, пан! 

Пан и принял, выбора-то все равно не было. Служит хлебороб пятый год. Хлеб при нем такой родится, что лучшего, пожалуй, и не бывает на свете. Вот на пятый год и говорит хлебороб пану:

Поработал я на вас уже, пане, довольно, теперь давайте расчет: пойду я своей дорогой.

А пану такого крестьянина терять не хотелось. Пораздумал он, а потом и говорит:

- А что ж тебе, человече, за службу заплатить?

- Да дайте мне, пане, вон того белого коня.Пан согласился. А конь тот был такой, что как начнет на войне скакать среди неприятеля, так всего и потопчет. И никакая пуля, ни сабля его не берет. Вот только кроме хлебороба об это никто не знал. Взял хлебороб коня, поблагодарил пана, да и поехал. Едет, едет и заехал в такой большой да темный лес, аж жуть! Увидел средь деревьев маленькую ветхую хату, да решил зайти. Глядь – а там сидит там старая, желтая старуха. Спросил мужик у нее, куда это он заехал. Покачала старуха головой и отвечает:

- Несчастный ты, что сюда заехал. Сюда, что ни ночь, ведьмы слетаются, все меня со свету сжить хотят.

- Да уж что бог даст, то и будет! – ответил крестьянин и остался в хате.

Дала ему старуха поужинать и просит:

- Помоги мне, добрый человек, переночуй в хате хотя бы три ночи. Я тебе за это хорошо заплачу и обороняться научу.

- Что ж, научите, я переночую, – согласился хлебороб.

гворит старуха:

- На тебе вот этот крест, ступай в ту комнату, обведи вокруг себя этим крестом кружок, потом возьми крест в руки и сиди. А когда слетятся ведьмы, ты не бойся.

Взял хлебороб крест, пошел в другую комнату, сделал все так, как велела старуха, и сидит. Вдруг как загудит что-то над хатой, влетает в хату ведьма, потом вторая, третья – набралось их множество, так что и в хате не помещаются. Танцуют, кричат и воют, в ладоши хлопают, вокруг хлебороба бегают, да никак не могут через круг перейти. Вот разгонится какая-нибудь ведьма, добежит до круга, так назад и отскочит, а что уж ни делали – ничего не выходит. Вдруг петух на хате у старухи пропел: “Ку-ка-ре-ку!” Ведьмы так и метнулись в окна, аж хата задрожала. Перекрестился хлебороб и пошел к старухе в комнату. Та увидала его и так обрадовалась:

- Ты человек счастливый, ты еще, видно, мало нагрешил, ведьмы тебя боятся.

Да, я честно работал, сеял хлеб, а потом на пана работал, может чего и нагрешил, да пусть уж господь простит!

Переночевал хлебороб еще две ночи. Как переночевал третью, говорит старуха:

- Спасибо тебе, добрый человече, что меня из большой беды вызволил, мне-то ведь тут сидеть потрудней, я больше нагрешила. На тебе вот этот меч-самобоец, и, коль случится тебе воевать, ты только скажи: “Меч-самобоец, берись!” – и он перебьет все войско. Еще даю я тебе совет: как женишься, то не доверяй жене ничего важного до семи лет и семи недель.

Поклонился хлебороб старухе, поблагодарил ее и отправился в путь. Приехал он в город, где живет царь, а там тревога, народ в страхе: к городу подступает могучий враг, уже все царское войско побил, скоро и город возьмет. Хлебороб и говорит:

- А ну, ведите меня к царю! – его и повели.

Что тебе надо? – спрашивает царь.

- Да вот, сказывают, что на город большой враг наступает!

- Так и есть.

- Я вам, коли Бог поможет, его побью. Только что вы мне за это дадите?

- Полцарства дам, – пообещал царь.

- Нет, царства мне не надо. Отдайте за меня свою дочку, я люблю ее!

ликнул царь свою дочь и спросил ее, любит ли она и вправду хлебороба.

- Таточку, голубчик! Выдайте меня за него, я его люблю, выдайте, я за вас бога буду молить!

Царь и согласился. Тогда хлебороб и говорит:

- Дайте коню три мерки овса, а мне ведро вина. Царь дал все, что хлебороб просил. Сел он потом на коня и поехал. Выехал за город, видит – стоит войска большая сила, такая, что и не счесть. Как крикнул хлебороб:

Меч-самобоец, берись!

Как взлетит меч-самобоец над вражескими головами и начал рубить одну за другой. А конь как скакнет промеж войска, так и бьет копытами. Все войско и перебили.

Вернулся хлебороб назад в город, царь его отблагодарил. А враг не хотел своего дела бросать – собрал на этот раз тьму воинов. И вновь поднялась тревога, и поехал хлебороб на поле брани. Побил ворога и назад воротился. Позавидовали цари соседних государств мощи этого царя, собрали войска свои вместе, снарядили их оружием страшным и пошли войной. Царь испугался: думал, что этой силы хлеборобу уж не одолеть. Но разбил хлебороб и это войско. Потом вернулся в город и на царской дочке женился.

Сильно любил он свою жену, и его любила жена. Прошло три года. Стала жена у хлебороба спрашивать, чем он так врага побивает. Не утерпел хлебороб, доверил жене тайну свою. А хитрый враг своего не бросал, стал выпытывать и лукавством, и лестью, и угрозами, да подкупать пытался хлеборобову жену, чтобы та сказала, в чем сила ее мужа. Вот и сдалась она и выкрала меч-самобоец, отдала врагу, а мужу другой подложила. Но коня украсть не смогла: хлебороб берег его как зеницу ока, даже спал с ним вместе.

Начал тогда враг войну вновь. А хлебороб отправился защищать государство. Сел он на верного коня, взял меч и выехал навстречу вражеским войскам. И только туда приехал, сразу же крикнул:

- Меч-самобоец, берись! – не берется.

-Меч-самобоец, берись! – и вновь не берется.

дивился хлебороб, а потом внимательно разглядел свой меч и понял, что это другой. Тут же и догадался, куда меч-самобоец делся, и горько заплакал. В то время меч-самобоец уже рубил его войско. Вот подлетел меч к хлеборобу и с одного маху отрубил ему голову. Тогда конь сильно рассердился, что убили его хозяина, начал лютовать, перебил все войско врага, а потом подошел к телу хлебороба, остановился и стоит. Царь перевез тело в город, собрался его хоронить, а тут является старая такая старуха с иконкой и говорит:

-Пустите меня к хлеборобову телу.

Ее пустили. А старуха взяла иконку, погрузила ее в воду и полила тою водой хлебороба. Ожил хлебороб. И молвит ему старуха:

- Ишь, не послушался меня. Рассказал жене великую тайну и чуть было сам не погиб навеки. На, возьми опять меч, я его нашла, только не сказывай про великую тайну жене до семи лет и семи недель, а не то погибнешь!

енился потом хлебороб на другой девушке, и живут они себе вместе. Живут, не горюют, не страдают, хлеба не покупают. 

Вот такая сказка.

Хлеб растет

Автор: Эдуард Юрьевич Шим

Кругом деревни поля еще голые. А одно поле – будто зеленой краской залито. Такое яркое, такое веселое, такое праздничное!

Мама сказала:

- Это хлеб растет.

Зеленые ростки, одинаковые, как родные братцы, кустиками торчит. Когда же они успели вырасти?

Мама объясняет: это озимый хлеб. Его под зиму сеяли, прошлой осенью.

Зерна успели до холодов проклюнуться, прорасти и поднять над землей кустики нежных зеленых листьев.

Потом их снегом закрыло. И уснули они до поры до времени.

Над полем вьюги свистели, морозы студили землю.

А хлеб терпел.

Зябко ему было под снегом, темно.   И долго-долго зима не кончалась.

Но терпел хлеб. Дождался весны. И как только она пришла, сразу ожил, сразу начал расти. Не пропустил первое тепло, не замешкался.

Тянется к солнышку, старается!

Идут люди веселым зеленым полем. Глянут  по сторонам, улыбнутся:

До чего хлеб хорош!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект мини-музей хлеба

Данный проект поможет воспитателям ДОУ расширить представления детей о трудоемком процессе выращивания и изготовления хлеба; воспитать  у детей бережное отношение к хлебу, уважительное отношение ...

Статья "Организация предметно – развивающей среды в средней группе. Мини -музей хлеба в детском саду. "

Введение нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предлагает иные требования по организации пре...

мини - музей "Хлеб всему голова"

работа над созданием мини - музея "Хлеб всему голова"...

Презентация "Мини-музей хлеба "КАРАВАЙ"

Дети в любом возрасте "любознайки" и "почемучки".Они задают множество вопросов о том, что им интересно. Чтобы достойно отвечать на детские "почему", в нашем детском саду в каждой группе созданы мини-м...

Проект "Мини - музей Хлеба"

Создание мини- музеев в дошкольных учреждениях - это результативная и интересная форма образовательной не только для детей, но и педагогов....

мини-музей хлеба

В рамках проекта "Хлеб-всему голова" в группе "Звездочки" в сотрудничестве педагогов и родителей воспитанников был создан "мини-музей хлеба"...

Мини-музей хлеба в подготовительной группе детского сада

Представлен вариант мини-музея по теме "Хлеб": указаны цель, задачи создания музея, наполнение и фотографии музейной экспозиции....