Проект мини-музей хлеба
проект (старшая группа) на тему

Медведева Ольга Ивановна

Данный проект поможет воспитателям ДОУ расширить представления детей о трудоемком процессе выращивания и изготовления хлеба; воспитать  у детей бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к людям его производящим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini_muzey_khleba.docx28.02 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Мини - музей хлеба».

 Актуальность:

     Для обогащения знаний детей и родителей о многообразии хлебобулочных изделий, для знакомства с трудоемким процессом выращивания и изготовления хлеба, для воспитания бережного отношения к хлебу было принято решение создать в группе мини-музей хлеба при активном участии родителей.

 Цель:

     Создание условий для формирования на основе музея и его экспонатов культурного человека, имеющего устойчивый интерес и уважение к труду взрослых и к продуктам их производства.

 Задачи:

  • дать элементарные представления о процессе выращивания и изготовления хлеба;
  • воспитывать бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к людям его производящим;
  • закреплять знания детей о разнообразии музеев, их функциях;
  • обучать способам практичного применения знаний о хлебе в разных видах деятельности (музыкальной, изобразительной, игровой, театрализованной и т.д.)

Стратегия:

Перспективный план работы с детьми.

п/п

Содержание

Цели  и  задачи

Срок

Ответственные

1.

Беседа «Такие разные музеи»

Закреплять знания детей о музее, его назначении, о разнообразии профилей, о правилах поведения в нем.

Сентябрь

Воспитатели

2.

Инсценировка сказки «Колобок»

Дать представления о жизни крестьян, о хлебе как основном источнике питания, подвести детей к тому, что хлеб нужно беречь.

Сентябрь

Воспитатели

3.

Занятие «Хлеб – соль кушай да добрых людей слушай»

Знакомить детей с произведениями, посвященными хлебу: пословицы, поговорки, стихи.

Октябрь

Воспитатели

4.

Что такое злаки?

Дать элементарные представления о злаковых культурах, о блюдах, которые из них можно приготовить.

Октябрь

Воспитатели

5.

Экскурсия в магазин «Хлебный отдел»

Обогащать знания детей о многообразии хлебобулочных изделий.

Ноябрь

Воспитатели

6.

Занятие «Путешествие в прошлое»

Познакомить детей с основным занятием русских крестьян – земледелием, видами полевых работ, орудиями труда.

Ноябрь

Воспитатели

7.

Занятие «Плачет хлебушко, когда его ест лентяй»

Познакомить детей с процессом выращивания хлеба в настоящее время, с орудиями труда, машинами, профессиями.

Декабрь

Воспитатели

8.

Чтение сказки Э. Гонелиуса «Три ржаных колоса»

Закреплять представления детей о хлебе как основном продукте питания. Воспитывать желание откликаться на просьбы о помощи.

Декабрь

Воспитатели

9.

Экскурсия в музей «Русская изба»

Обогащать знания детей о быте русского народа, о печке, которая служила не только источником тепла, но и источником приготовления пищи, выпечки хлеба.

Январь

Воспитатели

10.

Рассматривание с детьми книги «Колосок»

Обогащать знания детей об орудиях труда, используемых при выращивании хлеба.

Январь

Воспитатели

11.

Экскурсия на кухню детского сада.

Обогащать представления детей об изготовлении хлебобулочных изделий. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

Февраль

Воспитатели,

работники кухни

12.

Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос»

Продолжать формировать у детей понятие о взаимопомощи. Продолжать знакомить с поговорками о хлебе.

Февраль

Воспитатели

13.

Сюжетно-ролевая игра «Мы едем в гости»

Формировать (в условиях реального чаепития) навыки правильного поведения за столом, обратить особое внимание на то, как нужно обращаться с хлебобулочными изделиями.

Март

Воспитатели,

родители

14.

Чтение книги «Правила поведения для воспитанных детей» с последующей беседой

Закреплять навыки правильного поведения за столом. Продолжать воспитывать бережное отношение к хлебу.

Март    

Воспитатели

15.

Опытническая деятельность «Свойства различных видов грунта»

Опытническим путем определить свойства земли, песка, опила, как предполагаемого грунта для растений.

Апрель

Воспитатели

16.

Опытническая деятельность «Высадка зерен пшеницы»

Наблюдая за ростками, подтвердить верность утверждения, что «земля – лучший грунт для выращивания растений»

Апрель

Воспитатели

17.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом»

Закрепить знания детей о последовательности действий при выращивании хлеба.

Май      

Воспитатели

18.

Занятие «Знакомство с трудом пахаря»

Закреплять знания детей о последовательности посадки пшеницы (вспахать, проборонить и т.д.). Вызвать интерес и уважительное отношение к людям, занимающимся этим трудом.

Май      

Воспитатели

19.

Занятие «Страда деревенская…»

Закреплять знания детей о таком орудии труда как серп. Показать трудоемкость процесса уборки хлеба.

Сентябрь

Воспитатели

20.

Занятие «Страда деревенская»

Объяснить детям значение слова «озимая». Вызвать устойчивый интерес к долговременной опытнической деятельности.

Сентябрь

Воспитатели

21.

Занятие «Выпечка хлеба»

Знакомить с процессом выпекания хлеба в крестьянской семье, объяснить значение слов «квашня», «решето», «сито», «жито» и т.д.

Октябрь

Воспитатели

22.

Беседа «Хлеб – наше богатство»

Дать элементарные представления об изготовлении хлебобулочных изделий в настоящее время, обратить внимание на содержание труда людей, на механизацию труда.

Октябрь

Воспитатели

23.

Экскурсия в библиотеку. Выставка книг о хлебе.

Познакомить с произведениями, посвященными процессу выращивания и изготовления хлеба. Познакомить с авторами, пишущими о хлебе: М. Глинская,    Т. Ятц и т.д.

Ноябрь

Воспитатели

24.

Литературная викторина по произведениям о хлебе.

Закреплять знания детей о народных и авторских сказках, рассказах о хлебе.

Ноябрь

Воспитатели

25.

Занятие «Хлеб разных народов»

Знакомить детей с видами хлебобулочных изделий других народов: багет – Франция, лаваш – Армения и т.д.

Декабрь

Воспитатели,

родители

26.

КВН «Хлеб да каша – пища наша» (совместно с родителями)

Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе, расширять кругозор.

Декабрь

Воспитатели, родители

27.

Занятие «Ржаной и пшеничный хлеб»

Учить различать ржаной и пшеничный хлеб по вкусу, запаху, на ощупь. Упражнять в словообразовании.

Январь

Воспитатели

28.

Конкурс чтецов «Хлеб всему голова»

Развивать умение выразительно читать наизусть стихи, уверенно выступать перед аудиторией.

Январь

Воспитатели, родители

29.

Инсценировка сказки «Колосок»

Учить использовать полученные знания в специально организованной самостоятельной деятельности (театральной).

Февраль

Воспитатели

30.

Лепка из соленого теста «Угощение для кукол»

Побуждать детей делать изделия из соленого теста по образцу хлебобулочных изделий.

Февраль

Воспитатели

31.

Развлечение «Каравай, каравай…»

Знакомить детей с хороводными играми, посвященными хлебу. Создать хорошее настроение.

Март    

Воспитатели, музыкальный руководитель

32.

Беседа по картинам «На пашне» А.Н. Комаровой, «На пашне. Весна.» А.Г. Венецианова, «Жатва» З.Е. Серебряковой

Учить видеть выразительные средства, которые использовал художник для передачи настроения в картинах. Учить высказывать свое отношение к содержанию картин.

Март    

Воспитатели, родители

33.

Выставка рисунков «Такой разный хлеб»

Учить использовать полученные знания в специально организованной самостоятельной творческой деятельности.

Апрель  

Воспитатели, родители

34.

Наблюдение за всходами озимой ржи

Закреплять знания детей об озимой ржи. Объяснить значение слова «жито».

Апрель    

Воспитатели

35.

Занятие «Обобщение знаний детей о процессе выращивания и изготовления хлеба»

Учить детей обобщать и систематизировать полученную информацию. Учить работать со схемами. Развивать умение (опираясь на схемы) составлять связный рассказ.

Май      

Воспитатели, родители

36.

Занятие «Прощание с музеем хлеба»

Подвести итоги: побудить детей  вспомнить, что нового они узнали о хлебе.

Май        

Воспитатели

Перспективный план работы с родителями.

Содержание

Цели  и  задачи

Сроки

Ответственные

1.

Консультация «Программное содержание обучения и воспитания детей старшей группы»

Познакомить родителей с показателями развития детей по разделу «познавательное развитие» (воспитание бережного отношения к окружающему миру); «культура быта» (навыки поведения за столом).

Сентябрь

Воспитатели

2.

Опрос родителей «Воспитание бережного отношения к хлебу в семье»

Выявить отношение родителей к беседе как методу воспитания детей. Показать роль личного примера в воспитании детей.

Октябрь

Воспитатели,

родители

3.

Оформление альбома «Хлебобулочные изделия»

Привлечь родителей к процессу обогащения знаний детей о многообразии хлебобулочных изделий.

Ноябрь

Воспитатели, родители.

4.

Изготовление дидактической игры «Что сначала, что потом»

Привлечь родителей к процессу ознакомления детей с последовательностью действий при выращивании хлеба.

Декабрь

Воспитатели, родители.

5.

Представление художественной литературы о хлебе.

Привлечь родителей к оформлению в группе мини-библиотеки о хлебе.

Январь 2010г.

Воспитатели, родители.

6.

Консультация «Мамины помощники»

Показать воспитательную ценность совместного семейного труда, в том числе ценность совместного приготовления пищи, выпечки.

Февраль

Воспитатели.

7.

Представление различных хлебобулочных изделий для оформления выставки «Золотые руки»

Привлечь родителей к процессу обогащения знаний детей о многообразии хлебобулочных изделий, воспитанию уважительного отношения к труду людей, выращивающих хлеб.

Март    

Воспитатели, родители.

8.

Оформление альбома «Профессии людей», выращивающих и изготавливающих хлеб.

Привлечь родителей к процессу ознакомления детей с трудом взрослых, воспитанию уважительного отношения к ним.

Апрель

Воспитатели, родители.

9.

Родительское собрание «Подведем итоги».

Показать эффективность совместной работы ДОУ и семьи по оформлению у детей бережного отношения к хлебу, вызвать желание и в дальнейшем принимать активное участие в воспитании своих детей.

Май      

Воспитатели.

10.

Консультация «Важность семьи в осуществлении воспитания ребенка»

Показать родителям значимость совместной работы ДОУ и семьи. Вызвать желание активно участвовать в воспитание ребенка.

Сентябрь

Воспитатели.

11.

Сбор информации для изготовления этнографического словаря

Побуждать родителей принять участие в процессе знакомства детей со значением слов: «кадка», «квашня», «решето», «сито» и т.д.

Октябрь

Воспитатели, родители.

12.

Экскурсия в библиотеку «Выставка книг о хлебе»

Привлекать родителей к процессу обогащения знаний детей о произведениях, посвященных хлебу.

Ноябрь

Воспитатели, родители.

13.

КВН «Щи да каша пища наша» (с родителями)

Сплотить детей и родителей в процессе совместной деятельности. Формировать «здоровый дух соперничества, учить соблюдать правила»

Декабрь

Воспитатели, родители.

14.

Конкурс чтецов

Привлекать родителей к совместному разучиванию с детьми стихов, к формированию у детей умения выразительно их читать.

Январь

Воспитатели, родители.

15.

Инсценировка сказки «Колобок»

Привлекать родителей принять участие в изготовлении костюмов и атрибутов для инсценировки.

Февраль

Воспитатели, родители.

16.

Оформление картотеки хороводных игр.

Привлекать родителей к ознакомлению детей с хороводными играми.

Март    

Воспитатели, родители.

17.

Выставка рисунков «Хлеб бывает разный»

Побуждать родителей совместно с детьми использовать полученные знания в специально организованной деятельности.

Апрель

Воспитатели, родители.

18.

Оформление проекта «Как хлеб на стол пришел»

Совместно с родителями учить детей обобщать и систематизировать полученную информацию; учить работать со схемами; развивать умение составлять связный рассказ.

Май      

Воспитатели, родители.

Предполагаемый результат:

Работа, проводимая в данном направлении, будет способствовать:

  • формированию у детей бережного отношения к хлебу, уважительного отношения к людям его производящим;
  • обогащению знаний детей о трудоемком процессе выращивания и изготовления хлеба;
  • возникновению устойчивого интереса к музеям различных профилей и воспитанию желания их посещать;
  • формированию навыков коллективной работы;
  • приобретению обобщенных знаний о профессиях хлебороба.

Список литературы:

  1. «Программа патриотического воспитания детей дошкольного возраста».Пермь.2000г.
  2. О.Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Санкт-Петербург, 1997г.
  3. Н.В. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова «Мини-музей в детском саду», Линка Пресс, Москва, 2008г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Мини - музей Хлеба"

Создание мини- музеев в дошкольных учреждениях - это результативная и интересная форма образовательной не только для детей, но и педагогов....

Реализованный проект: мини-музей "Хлеб - всему голова"

Воспитательно-образовательный проект...

Отчёт о начале реализации проекта: «Мини музей - хлеба»

Тип проекта: интегрированный. Включает в себя творческую, познавательно-исследовательскую, игровую, социально-коммуникативную, продуктивную деятельности.Участники проекта: родители 1 младшей группы &l...

Проект "Мини музей "Хлеб всему голова"

   Работая над этим проектом, нам хотелось сформировать у детей представление о том, что хлеб - это ценный продукт, производство которого требует большого труда....

Проект "Мини музей хлеба"

Проект "Мини музей хлеба"...

Проект. Мини - музей "Хлеб всему голова"

Хлеб является символом многих народов. Хлеб рассатривается как источник жизни и символом труда. С хлебом связано много обрядов. Хлеб - это символ благополучия и достатка....

Проект "Мини-музей "Хлеб всему голова" (из опыта работы)

Социальная значимость проекта Повышение уровня уважения к сельскохозяйственному труду. Знакомство с нелегким процессом выращивания и изготовления хлеба. Обогащение знаний детей о многообраз...