Дополнительная общеразвивающая программа образования детей "Детская телестудия Телевичок"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
Дополнительная общеразвивающая программа образования детей "Детская телестудия "Телевичок" (возраст детей 5-7 лет). Срок реализации программы: 1 год.Автор программы: музыкальный руководитель МАДОУ "Детский сад с.Корнилово" Томского района Котова Любовь Александровна. Программа может быть использована воспитателями дошкольных образовательных организаций,педагогами дополнительного образования,руководителями детских студий для организации кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад с.Корнилово» Томского района
«Утверждаю» Заведующая МАДОУ «Детский сад с.Корнилово» Томского района Решетняк С.И. ______________ Протокол педагогического совета № 3 от _______________________
Дополнительная общеразвивающая программа образования детей
«Детская телестудия «Телевичок»
(возраст детей 5-7 лет)
Срок реализации программы: 1 год
Автор: Музыкальный руководитель Котова Л.А.
Корнилово 2019 год
Содержание
Паспорт Программы | 2 | ||
I | Целевой раздел | 4 | |
Пояснительная записка | 4 | ||
1.1. | Цель и задачи программы | 6 | |
1.2. | Концептуальные основы Программы | 7 | |
1.3. | Характеристика возрастных особенностей воспитанников | 11 | |
1.4. | Планируемые результаты освоения Программы | 12 | |
II | Содержательный раздел | 12 | |
2.1. | Учебный план реализации программы | 12 | |
2.2. | Учебно-тематический план | 13 | |
2.3. | Содержание образовательной деятельности на 1 год обучения | 14 | |
2.4. | Методики, технологии, средства организации | 20 | |
образовательной деятельности | |||
2.5. | Деятельность телестудии «Телевичок» | 23 | |
2.6. | Взаимодействия с семьей и социумом | 25 | |
III | Организационный раздел | 26 | |
3.1 | Условия реализации и контроль за исполнением программы | 26 | |
3.2 | Методическое обеспечение | 28 | |
Литература | 29 | ||
Приложения | 30 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Полное название программы | Дополнительная общеразвивающая программа образования детей «Детская телестудия «Телевичок»» |
Автор-составитель | Музыкальный руководитель Котова Любовь Александровна |
Руководитель программы | Старший воспитатель МАДОУ «Детский сад с.Корнилово» Томского района Скобелева Наталья Викторовна |
Организация-исполнитель | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с.Корнилово» Томского района |
Адрес организации-исполнителя | 634538 Томская обл., Томский район, с.Корнилово, ул. Гагарина 33 |
Телефон, факс, электронный адрес | 8 (3822) 963-017 Электронный адрес: sveto4ka@sibmail.com |
Цель программы | Раскрытие личностного творческого потенциала обучающихся дошкольников по средствам овладения современными техническими средствами обучения. |
Задачи программы |
|
Направленность | Социально-педагогическая |
Целевые группы | Воспитанники старшей и подготовительной группы. |
Сроки реализации программы | 1 год. |
Форма реализации программы | Фронтальная, подгрупповая, индивидуальная. |
I.Целевой раздел
Пояснительная записка
"Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве…" Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей
Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек, дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе, они живут в мире, в котором компьютеризированы многие стороны жизни человека,использование компьютера расширяет возможности интеллектуального развития ребёнка, создаёт условия для обогащения его кругозора. Современные дошкольники стали более раскованными, раскрепощёнными, открытыми, самостоятельными, инициативными, у них появляется чувство свободы и независимости.
Педагоги дошкольных образовательных учреждений обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном развитии дошкольников, их поведении. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка).
Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:
– несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);
– произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;
– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.
Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Актуальность:
Наверное, все педагоги знают, как важно, чтобы детям было интересно заниматься той или иной деятельностью, чтобы их лица излучали радость, а глаза горели восторгом. А как добиться такого эффекта?
Мой опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми.
Новизна обстановки, разнообразные материалы, интересные для детей новые и оригинальные технологии, возможность выбора – вот что помогает не допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно каждый раз создавать новую ситуацию, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее навыки, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у детей положительные эмоции, радостное удивление, желание творить.
Современное образование предлагает разнообразные методы, средства, формы образования и развития детей. Наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволили мне сделать вывод, что старшие дошкольники обладают большим количеством знаний и неиссякаемой фантазией. У родителей воспитанников есть потребность развивать творческие способности своих детей.
Исследуя проблемы приобщения к социальному миру и интересы современных детей, проанализировав результаты наблюдений, я пришла к выводу, что необходимо создать такие условия, при которых ребенок имеет высокую степень мотивации для формирования социально – коммуникативных компетенций.
Актуальность идеи образовательной программы, в свою очередь, обусловила создание в Дошкольном Образовательном Учреждении детской телестудии «Телевичок».
Дети, принимая на себя роли телеведущих, журналистов, участников передач, имеют высокую степень коммуникативной мотивации. Педагоги и родители, в ходе реализации программы, выступают лишь в роли консультантов, режиссеров, операторов, монтажеров, соведущих.
Новизна Программы заключается:
- В творческой комбинации технологий, используемых в работе с воспитанниками (телекоммуникационная, игровая, проектно – исследовательская технологии);
- В интеграции деятельности всех субъектов образовательных отношений;
- Программа реализуется в процессе игровой деятельности, посредством организации детской телестудия «Телевичок».
Реализация содержания Программы имеет динамичный характер, образовательная деятельность основана на интеграции образовательных областей "Речевое развитие", "Социально коммуникативное развитие".
Реализация Программы позволит:
- реализовать идеи индивидуального и дифференцированного подхода;
- индивидуализировать образовательную деятельность (за счёт обследования социально - коммуникативных компетенций каждого воспитанника).
Программа является неотъемлемой частью основной образовательной программы дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад с.Корнилово» Томского района и реализуется в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений.
При разработке программы использовалась методическая литература, базовые программы, личный опыт работы.
Практическая значимость программы
Программа может быть использована воспитателями дошкольных образовательных организаций, педагогами дополнительного образования, руководителями детских студий для организации кружковой работы с воспитанниками старшего дошкольного возраста.
1.1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Современное образование определяет, какое содержание должна реализовывать дошкольная образовательная организация для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития, с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей. Именно поэтому дошкольная организация должна организовать детскую деятельность так, чтобы у ребенка дошкольного возраста сформировались базисные качества личности (мышление, память, внимание, воображение и речь). Завершая этап дошкольного образования, в соответствии с целевыми ориентирами воспитанник должен быть: инициативным и самостоятельным в общении, уверенным в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относиться к себе и к другим, обладать чувством собственного достоинства, быть способным взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх. Понимая значимость того, что умение контактировать с окружающими людьми, наличие высокого уровня социально коммуникативных компетенций дошкольников выступает залогом у усвоения знаний, норм и ценностей, определяющих его как полноправного члена общества, возникла идея создания данной Программы.
Цель: Раскрытие личностного творческого потенциала обучающихся дошкольников по средствам овладения современными техническими средствами обуче-ния.
Задачи:
- Организовать деятельность детской телестудии «Телевичок».
- Формировать коммуникативные компетенции детей.
- Формировать связную, произвольную, лексически насыщенную речь детей.
- Обогащать познавательную сферу детей информацией в процессе игры в телевидение.
- Развивать в рамках профориентации особенности личности детей в самоопределении.
- Прививать ответственное отношение к своей работе.
- Воспитывать эстетическое чувство красоты и гармонии в жизни и искусстве.
- Воспитывать и расширять представления о профессиях современными видами трудовой деятельности с учетом возрастных особенностей детей.
- Воспитывать уважительное отношение к труду, к выбору профессий.
1.2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ
Необходимость решения выявленной проблемы потребовала анализа психолого-педагогической литературы и поиска пути решения. Решающими факторами становления общения ребенка психологи считают взаимодействие со взрослыми, отношение к нему взрослых как к личности, учет уровня сформированности коммуникативной потребности. На протяжении дошкольного возраста содержание структурных компонентов общения меняется, совершенствуются его средства, основным из которых становится речь. В соответствии с теоретическими концепциями речь является важнейшей психической функцией человека - универсальным средством общения, мышления, организации действий. Во многих исследованиях установлено, что психические процессы - внимание, память, восприятие, мышление, воображение - опосредованы речью. Общение присутствует во всех видах детской деятельности и оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность в целом.
Изучение научной литературы позволило понять сущность исследуемых понятий. В последнее время, наряду с термином "общение", широкое распространение получил термин "коммуникация". Общение как коммуникативная деятельность рассматривается в трудах Г.М. Андреева, А.А Бодалева, А.В. Запорожца, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, А.В. Петровского, Д.Б. Эльконина [1, с.24].
Коммуникация - это процесс двухстороннего обмена информацией, ведущей к взаимопониманию. В словаре русского языка С.И. Ожегова "коммуникация" растолковывается как сообщение, общение. В словаре синонимов понятия "коммуникация" и "общение" характеризуются как близкие синонимы, что позволяет считать эти термины эквивалентными.
Коммуникативная компетентность понимается как целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т.е. достигающему цели и эмоционально благоприятному для участвующих сторон.
В дошкольной педагогике преобладает точка зрения М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, А.Г. Рузской, согласно которой "развитие общения дошкольников со сверстников, как и со взрослым, представляется как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности" [10, с.318]. М.И. Лисина отмечает, что общение для ребенка - это "активные действия", с помощью которых ребенок стремится передать другим и получить от них определенную информацию, установить с окружающими необходимые ему эмоционально окрашенные отношения и согласовывать свои действия с окружающими.
Социально - коммуникативное развитие - "процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально - культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений". Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту Дошкольного Образования социализации и коммуникативное развитие личности дошкольника рассматриваются как единая образовательная область социально - коммуникативное развитие. В качестве доминирующего фактора социального развития ребенка выступает социальная среда. Социально - коммуникативное развитие дошкольников является одним из базовых элементов в системе становления личности ребенка.
Таким образом, если социально - коммуникативное развитие - это "процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений", то для достижения вышеуказанных параметров уровня развития дошкольнику необходимы знания, умения, навыки для овладения (обладания) соответствующими компетенциями. То есть, уже речь идет об особых образовательных результатах системы дошкольного образования - о социально - коммуникативных компетенциях. Выделяются два базовых понятия: "компетенция" и "компетентность".
Анализ работ позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствует однозначное понимание понятий "компетенция" и "компетентность", как не существует и единой, принятой всеми классификации компетенций. Андрей Викторович Хуторской - доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, различая эти понятия, предлагает следующие определения:
Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенции. Включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Рассматривая, понятие компетентность относительно дошкольного периода, М. В. Крулехт, предлагает следующее определение - "это когда ребенок способен и готов решать какие-то проблемы, задачи и в познании, и в общении, и в специфических видах деятельности" [6, с.21].
То есть компетентность - это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности (результативности) его действий, направленных на разрешение определѐнного круга значимых для данного сообщества задач (проблем).
Социальная компетентность - означает способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу, и позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач.
Коммуникативная компетентность - означает готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей и позволяет использовать ресурс коммуникации для решения задач.
Объединение социальной и коммуникативной компетентностей в работе с дошкольниками, на наш взгляд, оправдано, т. к. благодаря этим компетентностям у воспитанников налаживаются контакты с разными людьми, устанавливается взаимодействие с ними, ребёнок находит свое "я" в обществе людей и учится видеть, использовать и уважать возможности других. В состав компетентности включают совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное общение. Социально коммуникативная компетентность предполагает умение изменять глубину и круг общения, понимать и быть понятым партнерами по общению. Структура социально - коммуникативной компетентности дошкольника выделяется высокой степенью значимости, так как является базисом дальнейшей надстройки коммуникативных компетенций личности.
Реализация Программы строится на следующих принципах:
- личностно - развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых и воспитанников (содействие и сотрудничество всех участников образовательного процесса);
- поддержки и сохранения уникальности и самоценности детства
(ориентация педагога на индивидуальные особенности ребенка);
- научной обоснованности и практической применимости
(содержание программы соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста; согласно опыту реализации программа может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);
- осознанности и рефлексивности (в программу включены элементы рефлексии, направленные на формирование положительной идентичности ребенка);
- поддержки инициативы детей через опору на личностный тип отношения к сверстнику (Личностный тип отношения подразумевает высокий интерес, сопереживания успехам и неудачам сверстника, формирование чувства принадлежности группе сверстников, общности с другими. Использование игры - как наиболее привлекательного и эффективного средства формирования чувствительности к сверстнику. От игры - к реальному взаимодействию и образу реального сверстника).
1.3. ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ.
Дошкольное детство (от 5 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребенок, находясь в кругу семьи, получал необходимые условия для своего развития, то в дошкольном возрасте расширяется круг его интересов. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разные виды деятельности, испытывает желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Л.С. Выготский подчёркивал: "Высшие психические функции (произвольное внимание, активное запоминание, мышление и речь) проходят длительный путь своего формирования и преимущественно зависят от окружающей социальной среды. При этом среда выступает не только как условие, но и как источник развития. Каждая психологическая функция имеет свой оптимальный этап формирования, который соответствует периоду главенствующего положения этой функции в психике" [2, с.33].
Социальная ситуация развития в этом возрасте характеризуется дальнейшим развитием игровой деятельности. Путем организации образовательной деятельности, взрослый может оказать влияние на её формирование. Именно в старшем дошкольном возрасте впервые внимание детей начинает переключаться от взрослого на сверстника, интерес к общению с которым постепенно увеличивается. В этом возрасте у детей начинают проявляться черты, свойственные дошкольникам старшего возраста: некоторая произвольность психических процессов, рост познавательных интересов и самостоятельности, попытки объяснить интересующие их явления окружающей жизни. Информация, которую ребёнок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес. Ребёнок уже в состоянии освоить роль, включающую до десяти игровых действий, отделять от себя другие роли. Дети могут выстроить последовательность игровых ситуаций в соответствии логикой развития сюжета. У них появляется возможность установления ролевых взаимодействий с другими участниками игры. Этот возраст характеризуется дальнейшим личностным развитием детей, которое отражается на их взаимоотношениях со сверстниками: у дошкольников появляются постоянные партнёры в игровой деятельности, избирательность в общении со сверстниками возрастает. Если в 3-4 года дети достаточно легко меняют партнёров по общению, то с 6-7 лет они стараются общаться с конкретными детьми, которых трудно заменить даже в том случае, если это общение не устраивает взрослого. Развивается и групповая дифференциация, в группе выделяются лидеры, которые умеют, как организовать деятельность других детей, так и привлекают их симпатии. В процессе общения со сверстниками развивается и самооценка детей, которая становится все более адекватной. Сравнивая себя с окружающими детьми, ребёнок более сильно представляет себе и свои возможности, которые он демонстрирует в разных видах деятельности, и по которым его оценивают окружающие.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте существенно преобразуется характер взаимодействия со сверстником и, соответственно, процесс познания ровесника: ровесник, как таковой, как определенная индивидуальность становится объектом внимания ребенка. У ребенка расширяется представление об умениях и знаниях партнера, появляется интерес к таким сторонам его личности, которые прежде не замечались. Все это способствует выделению устойчивых характеристик сверстника, формированию более целостного его образа. Эти ценности, определяющие взаимооценки детей, формируются под влиянием окружающих взрослых и во многом зависят от изменения ведущих потребностей ребенка.
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
- Реализация Программы позволит повысить уровень развития социально - коммутативных компетенций детей старшего дошкольного возраста.
- Дошкольники смогут легко вступать в контакт с участниками образовательных отношений (взрослыми и сверстниками), проявлять отзывчивость, оказывать действенную взаимопомощь и способность обращаться и принимать помощь взрослого и сверстников.
- У воспитанников будет сформировано умение брать на себя роль организаторов взаимодействия, предлагать темы, распределять работу, роли, проявлять умение выслушать собеседника, согласовать с ними свои предложения, уступать, убеждать, стремится к получению информации в процессе взаимодействия.
- Овладение социально коммуникативными компетенциями поможет дошкольникам чувствовать себя уверенно в нестандартных ситуациях, повысить адаптивные возможности.
- Участвуя в реализации Программы, старшие дошкольники реализуют свои скрытые возможности, повысится уровень самооценки, самостоятельности, самоконтроля.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Срок реализации Программы один учебный год
Название группы | Количество часов | ||||
в неделю | в месяц | в год | |||
Старшая и подготовительная группа | 2 | 8 | 72 | ||
Итого | 2 | 8 | 72 |
2.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название раздела/темы | Всего часов | В том числе | Форма контроля | |
теория | практика | ||||
1 | Вводное занятие. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2 | Знакомство с этапами работы в телестудии "Телевичок" | 4 | 2 | 2 | |
3 | Оборудование телестудии | 8 | 2 | 6 | |
4 | Основы работы с оборудованием | 10 | 2 | 8 | |
5 | История появления, развития и продвижения фото, видео искусства | 8 | 2 | 6 | |
6 | Основы профессий фотограф, оператор, актер в кино | 6 | 2 | 4 | Практические задания |
7 | Работа с освещением | 6 | 2 | 4 | |
8 | Живые и неживые объекты видеосъемки | 10 | 2 | 8 | |
9 | Фотофильмы, слад-шоу | 6 | 2 | 4 | |
10 | Работа по созданию «Детсадовских новостей», мини-фильмов, слайд-фильмов. | 12 | 2 | 10 | Конкурс проектов |
12 | Заключительное занятие. | 1 | - | 1 | |
13 | Всего за год | 72 | 20,5 | 51,5 |
2.3. Содержание образовательной деятельности на 1 год обучения
Темы | Виды занятий, часы | Содержание |
Тема 1 Вводное занятие, правила по технике безопасности. | Теория 0,5ч | Знакомство с учебной группой. Кабинетом телестудии. Инструктаж по технике безопасности. Введение в программу: содержание и порядок обучения. |
Практика 0,5ч | Знакомство и заучивание общепринятых норм и правил поведения в обществе, в кабинете, в съемочном павильоне, на улице. | |
Тема 2 Знакомство с телестудией "Телевичок". | Теория 2ч | Знакомство с составной частью работы в телестудии: аппаратура, освещение |
Знакомство со светом, штативом | ||
Практика 2ч | Сравнительный показ видеороликов, фильмов и слайдов, снятых с помощью фотокамеры | |
Демонстрация и выполнение творческих заданий по определению жанров видеороликов, фильмов и слайдов, снятых с помощью видеокамеры | ||
Знать основы этапов создания игрового фильма. | ||
Тема 3 Оборудование телестудии | Теория 2ч | Основные этапы работы с оборудованием телестудии.Камерами. |
Работа с оборудованием со сьемочно-звукозаписываемой и аудиотехникой. | ||
Практика 6 ч | Проведение упражнений с использованием микрофона для записи интервью | |
Фотокамера. Понятие Кадр | ||
Показ видеороликов, фильмов и слайдов, снятых с помощью фотокамеры | ||
Практическое занятие по основам работы с видеокамерой | ||
Тема4 Основы работы с оборудованием | Теория 2 ч | Примеры использования фотокамеры и видеокамеры. |
Практика 8ч | Создание фотофильмов о работе студии «Телевичок». | |
Сравнительный просмотр мини-фильмов, снятых с помощью видеокамеры | ||
Осенний выпуск «Детсадовских новостей». | ||
Зимний выпуск «Детсадовских новостей». | ||
Весенний выпуск «Детсадовских новостей». | ||
Обсуждение увиденного материала | ||
Тема 5 История появления фото, видео искусства | Теория 2ч | История появления фото и видео искусства. Кинематограф. История развития. |
Практика 6 ч | Основы работы с видеокамерой Составные части видеокамеры | |
Основы работы с оборудованием. Штатив. Что такое штатив. | ||
Управляющие элементы: сбор, разбор, установка штатива | ||
Тема 6 Основы профессий людей, работающих на телевидении | Теория 2ч | Изучение основ профессии оператора с помощью наглядного материала, фотографий, слайдов, видеороликов. |
Изучение основ профессии телеведущего с помощью просмотра видеороликов. | ||
Практика 4ч | Основы создания актерских сцен в игровом фильме. | |
Творческие упражнения по основам безопасной работы с фотокамерой. | ||
Фотосъемка со штатива. | ||
Фотосъемка с рук. | ||
Тема7 Работа с освещением | Теория 2ч | Осветительные приборы. Основы работы с фотокамерой. |
Практика 4ч | Управляющие элементы фотокамеры. Приемы и способы фотосъемки. | |
Работа с освещением. | ||
Работа с осветительными приборами. | ||
Практическое занятие. Приемы и способы видеосъемки. Работа с видеокамерой. | ||
Тема 8 Живые и неживые объекты видеосъемки | Теория 2 ч | Демонстрация наглядного материала фото натюрморта, пейзажа. |
Расположение предмета на листе бумаги. Аппликация Ваза с цветком. | ||
Практика 8 ч | Съемка предметов кукол, автомобилей и т.д. | |
Съемка со штатива предметов. | ||
Видеосъемка освещенного предмета. | ||
Видеосъемка неосвещенного предмета | ||
Съемка актерских кратких рассказов | ||
Практическое занятие. Просмотр, сравнение двух видеозаписей | ||
Съемка обучающимися друг друга | ||
Тема 9 Фотофильмы, слад-шоу | Теория 2ч | Знакомство с программным обеспечением ПК по фотоизображению |
Приемы фото и видеосъемки в различных внешних условиях | ||
Практика 4ч | Практическое занятие по обработке фотоизображения | |
Практическое занятие. Съемка актеров крупным планом | ||
Выстраивание крупного плана как способ передачи эмоциональной составляющей | ||
Видеозапись рассказов по очереди | ||
Тема10 Работа по созданию «Детсадовских новостей», мини-фильмов, слайд-фильмов. | Теория 2ч | Предмет в окружающей среде |
Практика 10 ч | Объекты видеосъемки. Общий план | |
Объекты видеосъемки. Средний план. | ||
Объекты видеосъемки. Крупный план | ||
Живые неживые объекты видеосъемки | ||
Демонстрация монтажной программы на выбор педагога | ||
Монтаж видеоматериала, отснятого детьми для проекта «Как мы снимали кино" | ||
Просмотр, обсуждение. | ||
Тема11 Заключительное занятие | Практика 1ч | Подведение итогов. Определение достигнутых успехов за год, анализ неудач. Оформление фотовыставки «Как мы снимали кино». Награждение «Лучший сотрудник детской телестудии «Телевичок». |
Блок 1. Техника речи |
|
Блок 2. Мастерство общения |
|
Блок 3. Игровая деятельность |
|
Блок 4. Знакомство с профессиями в сфере телевидения |
|
2.4. МЕТОДИКИ, ТЕХНОЛОГИИ, СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В настоящее время в системе дошкольного образования происходит обновление научной, методологической и материальной базы обучения и воспитания. Ежедневно меняются требования к развитию ребенка, появляются новые технологии, а традиционные формы и методы уже не способны заинтересовать современных детей. В соответствии с этим необходимо повысить роль игры, как ведущего вида деятельности дошкольника.
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста, включение в процесс эффективных форм работы с детьми, ИКТ, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей. Одним из важных условий обновления является использование технологий. Я разделяю позицию Е.А. Смирновой, согласно которой, социальная ситуация развития ребенка, формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками, совместная ведущая игровая деятельность, обучение и воспитание на основе игровой деятельности, являются определяющими и доминирующими [11, с. 53]. Игра, в которой ребёнок "примеряет" на себя разные роли, развивается его речь, память, внимание, мышление, эмоции, воображение.
Одной из форм - являются игры с правилами. Отношения в этих играх определяются уже не ролями, а правилами и нормами. Именно в них развивается способность детей принимать правила и нормы и подчиняться им. Игры с правилами обязательно предполагают партнера, и воспитатель, создавая специальные условия, может повернуть внимание ребенка на играющих с ним сверстников, развивая их отношения. Часто ребенок, сам того не замечая, начинает действовать в игре с правилами, так, как не умеет в реальных условиях. Это дает возможность выйти за рамки ролевых отношений к отношениям личностным.
На педагогических мероприятиях должны использоваться наглядные, практические и словесные методы обучения: наблюдение, моделирование ситуаций (интервьюирование, репортаж и т.д.), развивающие игры, упражнения, импровизации, рассказы, беседы, обсуждения, анализ видеосюжетов.
Применяемые методы позволяют не только развивать социально - коммуникативные компетенции дошкольников, но и одновременно повышают уровень звуковой культуры речи, ориентировки в окружающем мире.
Деятельность по развитию социально - коммуникативных компетенций детей старшего дошкольного возраста должна протекать в творческом взаимодействии, поэтому определены наиболее результативные образовательные технологии, а именно:
- гуманно-личностную технологию Ш.А. Амонашвили;
- технологию проблемного диалога;
- игровые технологии;
- информационно-коммуникативные технологии.
Авторская гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили обладает, на мой взгляд, значительными возможностями по формированию у детей старшего дошкольного возраста положительной мотивации к игровой деятельности. Особый, настрой необходим, в нашем случае, для того, чтобы воспитанники не боялись давать неправильные ответы, не боялись того, что открытие нового знания - это тяжелый, но интересный труд. Данную технологию считаю оптимальной, потому что она позволяет вовремя снять умственное и физическое напряжение, повысить уровень стрессоустойчивости, избежать переутомления.
Педагогический опыт организации деятельности по развитию социально - коммуникативных компетенций детей старшего дошкольного возраста, подтверждает эффективность технологии проблемного диалога, в ходе которого формируется успешная мотивация воспитанников на процесс обучения, воспитания и развития, обеспечивается переход из состояния пассивного слушателя в активного участника образовательных отношений. В процессе создания интервью, сюжета мини - программы воспитанники участвуют в формулировке темы и цели, вырабатывают вместе с воспитателем алгоритмы выполнения заданий, учатся оценивать и корректировать свою деятельность. Считаю данную технологию успешной в применении, так как она способствует формированию у воспитанников предпосылок универсальных учебных действий.
Игровые технологии органично сочетаются с вышеизложенными технологиями. Примеряя на себя роль репортера, журналиста, оператора, телеведущего воспитанники раскрепощаются и чувствуют себя комфортно как в игровой, так и практической деятельности.
Информационно-коммуникативные технологии.
Применение проектора, компьютерных технологий, медиаресурсов, фото - видеокамеры способствуют реализации одной из важных целей дошкольного Образования – формированию информационно-коммуникативной компетентности воспитанников.
Основным видом деятельности дошкольников является игра. Следовательно, педагогические мероприятия проводятся в процессе игрового общения и игровой деятельности. Реализация программного содержания проводится в соответствии с материально-техническими возможностями, с учетом развивающей предметно - пространственной среды.
Образовательная деятельность по Программе организуется 2 раз в неделю. Структура варьируется в зависимости от формы и содержания педагогического мероприятия.
- часть - приветствие. Педагог произносит слова-приветствия.
- часть - хоровая речевая разминка. Системное хоровое произношение чистоговорок, скороговорок, стихотворений гармонизирует детский коллектив, способствует мотивации и настраивает на педагогическое мероприятие, развивает у воспитанников воображение, обогащает речь, вызывает эмоции.
- часть - артикуляционная, дыхательная гимнастика. В содержание каждого педагогического мероприятия включаются 2 упражнения для губ, 3 - упражнения на развитие подвижности органов артикуляционного аппара та.
- часть - игровая деятельность. Игра выступает в роли проводника от мира детей к миру взрослых, ведь игровая деятельность часто подразумевает "исполнение" воспитанниками определённых социальных ролей.
- часть - речевая деятельность. Способом формирования и формулирования мысли является речь. Большая роль отводится развитию внутренней и внешней речи ребёнка. Говорение представляет собой форму устного общения, с помощью которого происходит обмен знаниями, информацией. Такая речь характеризуется наличием сложной мыслительной деятельности с опорой на речевой слух, память, внимание. Воспитанники учатся излагать своё мнение, характеризовать персонажей и анализировать их поступки, описывать события, наблюдения, делать выводы. Во время монолога воспитанники учатся употреблять эпитеты, сравнения, красиво и ярко излагать. Воспитанники учатся задавать вопросы, выслушивать ответы, употреблять вежливые слова, соблюдать последовательность в передаче событий. Они учатся планировать вести интервью и выделять смысловые звенья диалога. Ведение диалога способствует выработке коммуникативных умений и навыков.
- часть - завершение педагогического мероприятия. Закрепление темы происходит различными способами: вопросы педагога, хоровое проговаривание стихотворений, анализ и самоанализ в игровой форме. Воспитанникам предлагаются игры "Узнай по описанию", "Разговор по телефону", "Звукооператор", "Журналист - профессия творческая" и т.д.
В практической части организуются экскурсии (в библиотеку), встречи с интересными людьми. Воспитанники знакомятся с профессиями и с особенностями организации их труда. Учатся самостоятельно, активно и целенаправленно брать интервью, последовательно рассматривать телепередачи, соотносить увиденное с личным опытом, чувствами и представлениями. Помимо подгрупповых, проводится и индивидуальная работа с воспитанниками: беседы на различные ситуации общения. Воспитанники учатся вычленять понятия "интервью", "речь", "диалог", "диктор", "оператор", "монтажер" и т.
2.5. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕЛЕСТУДИИ «ТЕЛЕВИЧОК»
Для эффективной организации деятельности по реализации Программы, возникла необходимость создания «Детской телестудии «Телевичок».
Задачей коллектива является сбор, оперативная обработка, анализ и презентация мини - выпусков.
Изучение содержания информационного продукта, определение главной мысли и ключевых слов текста, определение темы и микротем.
Для организации работы с воспитанниками в рамках реализации Программы в группе создана развивающая предметно - пространственная среда, позволяющая формировать первичные представления дошкольников о функционировании телестудии «Телевичок».
В центре «Телестудии» имеется:
- мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор, интерактивная доска, микрофоны);
- ноутбук с программным обеспечением, необходимым для создания видео;
- электронные ресурсы: программы (создания фильмов), материалы на флэш-картах, мини-архив;
- цифровой фотоаппарат, видеокамера;
- фон, штатив, световое оборудование;
- принтер;
- микшер, наушники, звуковая карта;
- книги, журналы, газеты.
Для ознакомления с историй возникновения телевидения планируем оформить мини-музей.
При организации деятельности телестудии социально - коммуникативные компетенции развиваются через действия, направленные:
- на достижение общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности,
- на коммуникативно - речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям.
В процессе решения задач формируются следующие коммуникативные умения и навыки:
- сотрудничество с воспитателем и сверстниками в поиске и сборе информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- умение применять свои знания в жизни.
2.6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ И СОЦИУМОМ
В воспитании активной, творческой, легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности, оказывает система партнерских взаимоотношений с семьей. Для реализации поставленных задач используются не только традиционные, но и современные нетрадиционные формы и методы организации сотрудничества с семьями воспитанников.
ЦЕЛЬ: обмен информацией по вопросам реализации программы; ознакомление с планом работы на год. 3.Конкурс «Окно в прошлое» (конкурс старых фотографий) Цель: привлечь внимание родителей к оформлению мини-музея.
Тема «Мои любимые игрушки». ЦЕЛЬ: привлечь родителей к сотрудничеству через совместную работу детей и родителей. 5.Съёмка видеосюжетов: Тема «Веселый Новый год». ЦЕЛЬ: привлечь родителей к сотрудничеству через совместную работу детей и родителей. 6.Просмотр дома любимых телепередач и обсуждение их с родителями. ЦЕЛЬ: привлечь родителей к сотрудничеству через совместную работу детей и родителей.
| Сентябрь, 2019 Октябрь, 2019 Ноябрь,2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль-Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 |
В процессе реализации Программы родители постепенно вовлекаются в сотрудничество, совместное творчество и становятся активными участниками реализации Программы.
Информирование общественности и участников процесса реализации программы размещается на официальном сайте МАДОУ «Детский сад с.Корнилово» Томского района.
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ И КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ
Программа реализуется на базе МАДОУ «Детский сад с.Корнилово» ориентирована на детей старшего дошкольного возраста. Срок реализации один учебный год. Разработано перспективное планирование на один учебный год. Программа реализуется 2 часа в неделю (общее количество 72 часа в год). Образовательная деятельность выстраивается с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Формы образовательной деятельности могут быть различны, но в каждой должно быть достаточно материала для упражнения актерского мастерства, риторики, логического мышления.
Развивающая предметно - пространственная среда, созданная в телестудии, формирует эстетический вкус, расширяет кругозор, развивает способность к самостоятельному творчеству. Среда организована таким, образом чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.
Программа не требует создания каких-либо особых условий для ее реализации, а также дополнительного кадрового обеспечения. Для успешной реализации достаточно материально-технической базы дошкольной образовательной организации. Для проведения педагогических мероприятий в соответствии с тематическими блоками разработаны конспекты занятий, видео, составлены картотеки физкультминуток, оформлен мини-музей, подобрано техническое оснащение (мультимедийное оборудование, интерактивная доска, видеокамера, ноутбук с программным обеспечением для создания видео, штатив, карта памяти, микрофоны, набор освещения, фон, принтер, микшер, стол, стулья и т.д.). Для работы с родителями разработан консультативный материал. Структура управления реализацией Программы направлена на создание педагогических условий для достижения конечной цели.
В рамках Программы используется ресурсное обеспечение и материально техническая база МАДОУ «Детский сад с.Корнилово».
Временные: для реализации Программы требуется один учебный год. В данный срок входит время, необходимое для набора воспитанников, сбора информации, реализации Программы, обобщения и систематизации материалов, осуществления рецензирования материалов, выпуска методической продукции и его распространения. Оценка возможных рисков и неудач в реализации Программы. Презентация и трансляция опыта.
Информационные: ресурсы необходимые для освещения хода реализации Программы, методические и учебные пособия для работы с воспитанниками, фото - видеоматериалы.
Для распространения опыта информационными ресурсами будут являться средства массовой информации, официальный сайт МАДОУ«Детский сад с.Корнилово», ресурсы, разработанные методические разработки и рекомендацииИнтеллектуальные: представлены знаниями и умениями лиц, причастных к реализации Программы.
Руководитель программы: Скобелева Наталья Викторовна – старший воспитатель МАДОУ «Детский сад с.Корнилово».
Автор программы: Котова Любовь Александровна - музыкальный руководитель.
Вспомогательная группа: Котова Любовь Александровна - музыкальный руководитель.
Виды контроля:
C целью выявления уровня развития социально-коммуникативных компетенций у старших дошкольников проводится педагогическая диагностика два раза в год (на начало и конец учебного года). Для этого используется: модифицированная диагностика по методике О.В. Дыбиной "Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников", модифицированная методика Г.Б. Степановой, Е.Н. Денисовой, Е. Е. Юдиной "Индивидуальный профиль социального развития ребенка". В диагностическом исследовании принимают участие 15 обучающихся.
Форма аттестации
Просмотр и анализ отснятого видеоматериала, проекта 2 раза в год.
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В дошкольной образовательной организации сложилась определенная система методической работы с педагогическим коллективом.
Образователная деятельность направлена на совершенствование педагогического мастерства, использование передовых методик и технологий, совершенствование основных и дополнительных образовательных услуг, работу с родительской общественностью. Осуществлена подборка и изучение методической литературы: М.И. Лисиной "Формирование личности ребенка в общении", О.В. Дыбиной "Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников для работы с детьми 5-7 лет"и т.д.
Реализация Программы позволит развить социально-коммуникативные навыки воспитанников, обновить методы и формы организации образовательной деятельности, осуществлять подбор и разработку заданий, выстраивать их по степени сложности, пополнить методическую копилку, преобразовать развивающую предметно - пространственную среду.
Развитие социально-коммуникативных компетенций воспитанников необходимо продолжать, проявляя терпение и настойчивость в поисках игровых методов, способствующих достижению цели. Широкое использование игровой деятельности, в которой происходит налаживание отношений ребенка со сверстниками и взрослыми, позволяет ребенку активно изучать и осваивать окружающий мир и является непременным условием развития личности.
ЛИТЕРАТУРА
- Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника.
М., 2011.
- Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-5 лет, 5-7 лет: В2кн. М., 2012
- Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. - Пермь, 2002.
- Безгина, О.Ю. Речевой этикет старших дошкольников: Методическое
пособие для воспитателей [Текст]/О.Ю. Безгина. - М.: Мозаика-Синтез, 2011
- Дыбина, О.В Ознакомление с предметным и социальным окружением [Текст]/О.В. Дыбина. - Питер: Мозаика-Синтез, 2014
- Колесова, Т.И. Детская журналистика в дошкольном образовательном учреждении Т.И. Колесова 2010.-21 июня
- Кротова, И.В. Метод интервьюирования в обогащении словаря детей с ОНР [Текст]/ И.В. Кротова//Логопед. - 2010. - № 7
- Лисина, М.И. Мая Ивановна. Формирование личности ребенка в общении
/ М. И. Лисина ; [авт. вступ. ст. и сост. А. Г. Рузская]. - Москва [и др.]: Питер, 2009
- Максаков, А.И, Тумакова, Г.А. Учите, играя игры и упражнения со звучащим словом: Пособие для педагогов дошкольных учреждений[Текст]/А.И. Максаков, Г.А. Тумакова. - М.: Мозаика-Синтез, 2011
10. Сидорчук, Т.А., Лелюх, С.В. Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок: Методическое пособиеТекст]/Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх. - М.: Аркти, 2010
- Сорокина, Г.И., Сафонова, И.В., Ладыженская, Н.В. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах [Текст]/Г.И. Сорокина, И.В. Сафонова, Н.В. Ладыженская . - М.: Просвещение, 2011
- Сухин, И.Г. Весѐлые скороговорки для «непослушных» звуков [Текст]/И.Г.Сухин . - Ярославль: Академия развития, 2010
- Хворова, О.В. Детская журналистика как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста О.В.Хворова. - 2010.-21 июня
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Модифицированная диагностика социально – коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста по методике О.В. Дыбиной
Диагностика социально-коммуникативной компетентности детей 5-7 лет осуществляется по следующим параметрам:
- Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.
- Умение получать необходимую информацию в общении.
- Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам, спокойно отстаивать свое мнение.
- Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей, договариваться, уступать, не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях и т.д.
- Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого
(веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.) и рассказать о нем.
По каждому параметру выделяются уровни: высокий, средний, низкий. Высокий уровень (оценивается в 3 балла) - воспитанник самостоятельно выполняет задания, добивается результата.
Высокий уровень (оценивается в 3 балла) - воспитанник самостоятельно выполняет задания, добивается результата.
Средний уровень (оценивается в 2 балла) - воспитанник понимает инструкцию взрослого, готов выполнить задание, прибегая к помощи взрослого.
Низкий уровень (оценивается в 1 балл) - воспитанник понимает смысл предлагаемого ему задания, затрудняется выполнить задание, совершив несколько мало результативных действий (теряет интерес, отказывается от выполнения), на помощь взрослого не реагирует.
Диагностическое задание № 1 «Интервью».
Цель: Выявить умение воспитанников вести простой диалог сучастниками (взрослыми и сверстниками).
Материал: атрибуты журналиста
Содержание: Методика проводится с подгруппой воспитанников.
Одному ребенку предлагается взять на себя роль журналиста. Взять «интервью» у жителей города «Детсадия» (остальных ребят, взрослых): как они живут, чем занимаются.
Оценка результатов
- 3 балла - воспитанник охотно выполняет задание, самостоятельно формулирует 3-5 развернутых вопроса, «интервью» носит логичный, последовательный характер
- 2 балла - воспитанник формулирует 2-3 кратких вопроса с помощью взрослого, не сохраняет логику интервью
- 1 балл - воспитанник затрудняется в выполнении задания даже с помощью взрослого.
Диагностическое задание № 2 «Телестудия»
Цель: Выявить умение воспитанников получать необходимую информацию в процессе общения
Материалы: атрибуты для игры
Содержание: Педагог организует игру «Телестудия». Сотрудник телестудии должен подготовить сообщение для жителей села «Детсадия» в рубрике «Новости».
Оценка результатов
- 3 балла - воспитанник охотно выполняет задание, передает полученную информацию в полном объеме
- 2 балла - воспитанник охотно выполняет задание, полученную информацию передает не в полном объеме
- 1 балл - воспитанник затрудняется в выполнении задания даже с помощью взрослого.
Диагностическое задание № 3 «Необитаемый остров»
Цель: Выявить умения воспитанников выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам, спокойно отстаивать свое мнение.
Содержание: Педагог предлагает воспитанникам пофантазировать, представить, что они отправляются на необитаемый остров, и порассуждать, опираясь на вопросы:
- С чего бы вы начали свое существование на острове?
- Решите, какие предметы необходимо взять с собой.
- Чем будет заниматься каждый из вас? Попробуйте распределить обязанности между собой.
- Кто был бы главным на острове?
- На острове много хищных зверей. Как вы можете защититься от
них?
На остров надвигается страшный ураган. Что вы будете предпринимать?
Оценка результатов
- 3 балла - воспитанник проявляет умения выслушать сверстника, согласовать с ним свои предложения, уступить, убедить, проявляет инициативу в общении, принимает на себя функцию организатора, вносит свои предложения, распределяет обязанности;
- 2 балла - воспитанник отличается недостаточной, но положительной активностью в общении, принимает предложение инициатора, соглашаясь; может возразить, учитывая свои интересы, выступить со встречным предложением;
- 1 балл - воспитанник не вступает в общение, не проявляет активности, пассивно следует за инициативными сверстниками, не высказывая ни своего мнения, ни желания, либо проявляет отрицательную направленность в общении, с эгоистическими тенденциями. Не учитывает желания сверстников, настаивает на своем.
Диагностическое задание № 4 «Не поделили игрушку»
Цель: Выявить умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей, договариваться, уступать, не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях и т.д.
Материал: Коробка, игрушки (по количеству воспитанников), среди которых есть новая привлекательная игрушка.
Содержание: Взрослый обращает внимание воспитанников на коробку с игрушками, предлагает каждому выбрать игрушку и поиграть. Если возникает конфликтная ситуация из-за новой игрушки, педагог после непродолжительного наблюдения за поведением воспитанников вмешивается и предлагает всем вместе разобраться в сложившейся ситуации. Можно предложить для обсуждения следующие варианты разрешения конфликта:
- отдать игрушку тому, кто взял ее первым;
- никому не давать новую игрушку, чтобы не было обидно;
- играть всем вместе;
- посчитаться;
- играть по очереди;
- отдать игрушку ребенку, у которого сегодня плохое настроение. И так далее.
Оценка результатов
- 3 балла - воспитанник соотносит свое решение с решением сверстников и выбирает верное, умеет договариваться, уступать, не сориться. Не вступает в конфликт.
- 2 балла - воспитанник частично соотносит свое решение с решением сверстников и не всегда выбирает верное решение, договаривается, но вступает в конфликт.
- 1 балл - воспитанник не соотносит свое решение с решением сверстников и выбирает неверное решение, не умеет договариваться, уступать, сориться. Вступает в конфликт.
Диагностическое задание № 5 «Отражение чувств»
Цель: Выявить умение воспитанников понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.) и рассказать о нем.
Материалы: сюжетные картинки
Содержание: Исследование проводится индивидуально. Детям предлагается рассмотреть сюжетные картинки, на которых изображены дети и
взрослые в различных ситуациях, и ответить на вопросы:
- Кто изображен на картинке?
- Что они делают?
- Как они себя чувствуют? Какое у них настроение?
- Как ты догадался (ась) об этом? Как ты думаешь, что произойдет дальше?
Оценка результатов
- 3 балла - воспитанник самостоятельно и правильно определяет эмоциональное состояние сверстников и взрослых, объясняет их причину и делает прогнозы дальнейшего развития ситуации;
- 2 балла - воспитанник справляется с заданием с помощью взрослого;
- 1 балл - воспитанник затрудняется в определении эмоционального состояния изображенных на картинках людей, не может объяснить их причину и предположить дальнейшее развитие ситуации.
Приложение 2
Индивидуальный профиль социального развития ребенка
(модифицированная методика Г. Б. Степановой, Е. Н. Денисовой, Е. Г.
Юдиной)
Ф. И. ребенка | Возраст | Дата | |||||
Утверждение | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | Утверждение | |
Легко идет на | Избегает контакта со | ||||||
контакт со | взрослыми | ||||||
взрослыми | |||||||
Откликается на | Не реагирует просьбы | ||||||
просьбы взрослых | взрослых | ||||||
С удовольствием | Не любит действовать | ||||||
действует со | со взрослыми сообща | ||||||
взрослыми сообща | |||||||
Успешно действует | Не умеет действовать | ||||||
под руководством | под руководством | ||||||
взрослого | взрослого | ||||||
Легко принимает | Не принимает помощь | ||||||
помощь взрослого | взрослого | ||||||
Часто | Избегает | ||||||
взаимодействует со | взаимодействия со | ||||||
сверстниками | сверстниками |
Легко устанавливает | С трудом | |||||
дружеские | устанавливает | |||||
отношения со | дружеские отношения | |||||
сверстниками | со сверстниками | |||||
Успешно участвует в | Не участвует в | |||||
коллективной игре | коллективной игре | |||||
Проявляет качества | Предпочитает | |||||
лидера | подчиняться другим | |||||
Хорошо себя | Не любит большие | |||||
чувствует в большой | группы людей | |||||
группе людей | ||||||
Спокойно наблюдает | Прерывает, мешает | |||||
за действиями | действиям других | |||||
других детей | детей | |||||
Умеет занимать | Не умеет занимать | |||||
других детей | других детей | |||||
Успешно участвует в | Не участвует в играх, | |||||
делах и играх. | предложенных другими | |||||
Предложенных | детьми | |||||
другими детьми | ||||||
Успешно разрешает | Затрудняется | |||||
конфликты со | разрешать конфликты | |||||
сверстниками | со сверстниками | |||||
Хорошо действует | Не может действовать | |||||
самостоятельно | самостоятельно | |||||
Может занять сам | Не может занять сам | |||||
себя | себя | |||||
Умеет сдерживать | Не умеет сдерживать | |||||
себя, контролировать | себя, контролировать | |||||
свое поведение | свое поведение | |||||
Способен | Ориентирован только | |||||
жертвовать своими | на свои | |||||
интересами ради | непосредственные | |||||
других | интересы | |||||
Не причиняет вреда | Часто причиняет вред | |||||
растениям, | растениям, животным, | |||||
животным, книгам, | книгам, игрушкам | |||||
игрушкам | ||||||
Хорошо знает и | Не знает и не | |||||
выполняет | выполняет распорядок | |||||
распорядок дня в | дня в детском саду | |||||
детском саду | ||||||
Признает правила, | Не признает правила, | |||||
предложенные | предложенные |
взрослым | взрослым | |||||
Признает правила, | Не признает правила, | |||||
предложенные | предложенные другими | |||||
другими детьми | детьми |
Приложение 3
Качественная характеристика уровней сформированности
социально – коммуникативной компетентности
Уровень сформированности социально-коммуникативной компетентности оценивается в соответствии с набранными баллами:
высокий уровень - от 11 до 15 баллов;
средний уровень - от 6 до 10 баллов;
низкий уровень - от 0 до 5 баллов.
Высокий уровень (11-15 баллов)
Дети принимают на себя функции организаторов взаимодействия; предлагают тему, распределяют работу, роли и т. п., проявляют умение выслушать собеседника, согласовать с ними свои предложения, уступить, убедить, стремление к получению информации в процессе взаимодействия.
Легко вступают в контакт со взрослыми и сверстниками, способны заинтересовать перспективами участия в игре, труде; проявляют отзывчивость, оказывают действенную взаимопомощь и способны обратиться и принять помощь взрослого и других детей.
Активно взаимодействуют с членами группы, решающими общую задачу; способны спокойно отстаивать свою точку зрения, при этом проявляют уважительное отношение к окружающим людям, их интересам.
В конфликтных ситуациях стараются найти справедливое разрешение либо обращаются к взрослому.
Средний уровень (6-10 баллов)
Дети легко контактируют со сверстниками, стремятся к общению, но главным образом с детьми своего пола, т. е. межличностное общение со сверстниками характеризуется избирательностью и половой дифференциацией. Общение со взрослым опосредуется совместной деятельностью, отмечаются трудности при вступлении в контакт с незнакомыми взрослыми.
Активность в общении недостаточная, но положительно направленная (дети принимают предложение инициатора, соглашаясь, могут и возразить, учитывая свои интересы, выступить со встречным предложением).
Знают нормы организованного взаимодействия, но могут их нарушать (не всегда учитывают интересы собеседников), замечают затруднения сверстников, но не всегда способны к оказанию необходимой помощи; помощь принимают, но самостоятельно не обращаются.
В конфликтных ситуациях инициативы по их разрешению не проявляют: идут на уступки, не отстаивая своей точки зрения, свои устремления подчиняют интересам других людей.
Низкий уровень (0-5 баллов)
Дети не вступают в общение, не проявляют тенденции к контактам, действуют индивидуально. Не проявляют активности, пассивно следуют за инициативными детьми, не высказывая своего мнения. Не считаются с интересами, желаниями сверстников, настаивают на своем. Не способны высказать свою точку зрения, в результате провоцируют конфликт.
Не знают нормы организованного взаимодействия или не соотносят необходимость их выполнения по отношению к себе; проявляют равнодушие к сверстникам либо неспособность оказать действенную взаимопомощь; от помощи взрослого и сверстников отказываются.
Приложение 4
Речевые игры
"Закончи предложение"
(употребление сложноподчинѐнных предложений)
- Мама положила хлеб... куда? ( в хлебницу)
- Брат насыпал сахар... куда? ( в сахарницу)
- Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? ( в салатницу)
- Папа принѐс конфеты и положил их ... куда? (в конфетницу)
- Марина не пошла сегодня в школу, потому что... ( заболела)
- Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно)
- Я не хочу спать, потому что... ( ещѐ рано)
- Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода)
- Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты)
- Кошка забралась на дерево, чтобы...(спастись то собаки)
Игра «Пантомима»
Детей просят изобразить жестами, мимикой, движениями различных зверей (лису, зайца, волка, белку, медведя).
«Рассуждалочки».
Слову нужно подобрать антоним – слово с противоположным значением; например: черный – белый.
Веселый - ……,
Пустой - ….,
Умный - ……..,
Легкий - ……..,
Говорить - ……,
Вперед - ………,
Трудиться - …..,
Смелый - ………,
Чистый - ………,
Светлый - ……..,
Покупать - …….,
Помнить - ………,
Бежать - ………..,
Высоко - ……….,
«Скажи наоборот»
Цель: учить быстро, находить слова противоположные по значению, развивать память, умственные способности. Пополнять словарный запас ребенка.
Дети стоят по кругу, бросают и ловят мяч с названием слов-антонимов.
аккуратный - неряшливый
белый - черный
бледнеть - краснеть
блестеть - мерцать
близкий - далекий
богач – бедняк
большой - маленький
быстрый - медленный
верный - ошибочный
веселый - грустный, печальный, скучный
ветреный - безветренный
ветхий - новый
вопрос - ответ
восход - закат
высокий - низкий
гасить - зажигать
гладкий - шершавый
гласный - согласный
глубокий - мелкий
говорить - молчать
город - село, деревня
горький - сладкий
горячий - холодный
греть - охлаждать
грязь - чистота
делать - бездельничать
день - ночь
добро - зло
друг - враг
жара - холод и т.д.
«Кто ушел?»
Цель: Развивать внимательность, сообразительность. Умение быстро найти недостающего.
Запрещается подглядывать, можно назначить ведущего ребенка.
Дети строятся в круг. Водящий встает в центре круга и закрывает глаза. Педагог дотрагивается до одного из играющих, стоящих в круге, и он тихо выходит из зала. Педагог разрешает водящему открыть глаза и спрашивает у него: «Отгадай, кто ушел?» Если водящий отгадал, то он встает в круг и выбирает другого водящего. Если не отгадал, то снова закрывает глаза, а выходивший из зала занимает своё прежнее место в кругу. Водящий, открыв глаза, должен назвать его.
Игра с многозначным словом «играет».
Цель игры: Это стихотворение развивает речь ребенка и знакомит малышей
- понятием многозначности слова (термин «многозначные слова» детям не дается), учит подбирать точные по смыслу слова.
Стихи к игре:
И солнце играет (лучами на речке),
- кошка играет (клубком на крылечке),
- Женя играет (есть кукла у Жени),
- мама играет (в театре на сцене),
- папа играет (на медной трубе),
- дедушка (с внуком играет в избе).
А бабушка внуку пеленки стирает.
Бабушка в стирку, наверно, играет? (А. Шибаев)
«Кто чем занимается?»
Никогда мы не забудем, что умеют делать люди.
Цель: закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости.
Ход игры.
Вариант 1. Бросая или прокатывая мяч ребенку, воспитатель называет профессию, а ребенок, возвращая мяч логопеду, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии. Воспитатель: строитель - Дети: строит; повар (варит (готовит); носильщик (носит); чертежник (чертит); рабочий (работает); уборщица (убирает) художник (рисует) и т.д.
Вариант 2. Воспитатель называет глагол, а ребенок профессию (продает — продавец).
«Что бывает круглым?»
Тут, конечно, каждый знает, Что каким у нас бывает.
Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход игры. Перебрасывая мяч детям различными способами, воспитатель задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч воспитателю. Воспитатель, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.
1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...)
2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур...)
3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто. дом, шкаф...)
4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье...)
5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь...)
6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко...)
7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли...)
8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка...)
9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока...)
10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок...)
11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).
12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей)
Приложение 5
Инструктажи.
Инструктаж по технике безопасности для детей.
Два раза в год (в начале каждого полугодия) проводится плановый инструктаж по технике безопасности и охране труда с обучающимися по правилам пожарной, электробезопасности, по поведению на воде и в движущемся транспорте.
Соблюдение правил охраны труда, безопасности на съемочной площадке и обеспечение их выполнения возлагается на педагога дополнительного образования. Необходимо координировать работу всех участников съемочного процесса.
Инструктаж по технике безопасности для педагогов.
Общие требования безопасности для педагогов.
1. К работе допускаются лица обоего пола, достигшие 18 лет, имеющие соответствующее профилю педагогическое образование, прошедшие медицинский осмотр.
2. Педагог должен: знать свои должностные обязанности и инструкции по ОТ
• пройти вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте
• руководствоваться в работе правилами внутреннего распорядка
• режим труда и отдыха определяется графиком его работы
• соблюдать правила техники безопасности при работе с компьютерами, видеотехникой
Травмоопасность в кабинете:
• при включении в электросеть компьютеров, принтеров, других технических средств
• возгорание аппаратуры
• при ремонте компьютеров и других технических средств
3. О случаях травматизма сообщать администрации детского сада.
4. Соблюдать технику безопасности труда и требования СанПиН к работе с ПЭВМ, видеоаппаратурой
5. Неисправную аппаратуру и комплектующие детали хранить в отдельном помещении.
6. Вся работающая аппаратура должна иметь заземление.
7. Ремонт аппаратуры производить без присутствия обучающихся.
8. Нести ответственность (административную, материальную, уголовную) за нарушение требований инструкций по охране труда.
Требования безопасности перед началом работы
• проверить исправность электроосвещения
• проверить исправность и рабочее состояние компьютеров и других технических средств необходимых для съемочного процесса
• проверить безопасность рабочих мест
• провести необходимую регулировку аппаратуры
• проветрить кабинет
Требования безопасности во время работы
• соблюдать личную безопасность труда
• не начинать работу при плохом самочувствии и недостаточном освещении
• следить за соблюдением порядка и дисциплины во время занятий
• следить за соблюдением ТБ обучающимися во время занятий
• следить за соблюдением санитарно-гигиенических правил
• не допускать обучающихся к устранению неисправностей
- не оставлять без присмотра включенную аппаратуру и обучающихся
Требования безопасности в аварийных ситуациях
• при возникновении аварийных ситуации принять меры к эвакуации обучающихся
• в случае пожара сообщить администрации, известить службу 01
• отключить используемую аппаратуру от электросети
• приступить к ликвидации аварийной ситуации
• оказать первую помощь пострадавшим в случае травматизма
• при внезапном заболевании обучающегося вызвать медработника, сообщить родителям
Требования безопасности по окончании работы
• выключить компьютеры, принтеры и другие технические средства
• протереть аппаратуру, поверхность дисплеев мягкой чистой тканью
• проверить состояние рабочих мест
• проконтролировать осуществление влажной уборки кабинета
• произвести необходимый ремонт и регулировку аппаратуры
• тщательно вымыть с мылом руки
• о всех недостатках, обнаруженных во время занятий, сообщить администрации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ дополнительной общеразвивающей программы дополнительного образования
дополнительной общеразвивающей программы дополнительного образования...
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)
Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей средствами циркового искусства «Балаганчик»
Для дошкольников 5-7 лет, срок реализации 2 года...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
Дополнительная общеразвивающая программа образования детей «Детская телестудия «Телевичок»
Дополнительная общеразвивающая программа образования детей"Детская телестудия "Телевичок" . Возраст детей 5-7 лет. Срок реализации 1 год. Автор: музыкальный руководитель МАДОУ "Дет...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
Дополнительная общеразвивающая программа образования физкультурно - спортивной направленности "Русские шашки"
Актуальность программы обусловлена тем, что игра в шашки - очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Процесс обучения азам игр в шашки способствует развитию у...