РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию (театрально-игровая деятельность)
рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Рябинка»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
по художественно-эстетическому развитию
для детей 4-7 лет
«Каруселька»
(театрально-игровая деятельность)
г. Дорогобуж
Содержание
I | Целевой раздел | 3 |
1 | Пояснительная записка | 3 |
1.1 | Цель и задачи программы | 4 |
1.2 | Целевые ориентиры | 5 |
II | Содержательный раздел | 6 |
2.1 | Принципы театрализованной деятельности | 6 |
2.2 | Формы работы с детьми | 6 |
2.3 | Содержание театрализованных занятий | 8 |
2.4 | Особенности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников | 9 |
III | Организационный раздел | 10 |
3.1 | Материально-техническое обеспечение | 10 |
3.2 | Здоровьесберегающие технологии | 10 |
3.3 | Календарно-тематическое планирование | 11 |
Список использованной литературы | 15 | |
Приложения | 16 |
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка.
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но в то же время они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие, черствость и замкнутость, их интересы ограничены, а игры однообразны.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Именно игра лежит в основе театрализованной деятельности дошкольников – самого близкого и понятного ребёнку вида детского творчества.
Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности детей, способствуют общему развитию ребенка, проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления, настойчивости, целеустремленности, эмоциональности.
С помощью театрализованных игр, упражнений и игровых ситуаций развивается внимание и память, воображение и фантазия. Дети учатся использовать элементы художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
В процессе освоения театрализованной деятельности обогащается словарный запас, формируется звуковая культура речи, навыки связной речи расширяется её интонационный диапазон.
Неоценима и воспитательная роль театрализованной деятельности. Она учит доброте, чуткости, честности, смелости, формирует понятия добра и зла.
Благодаря литературным произведениям и сказкам с их нравственной направленностью, у ребёнка появляется возможность получить полезный опыт социальных навыков поведения.
Направленность дополнительной образовательной программы
Настоящая программа имеет художественно-эстетическую направленность, она ориентирована на успешное развитие творческой личности ребенка, поддержку его неповторимой индивидуальности через игровую театрализованную деятельность.
Данная программа разработана на основе следующих методических пособий:
1. Губанова Н. Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников".
2. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001;
3. Щеткин А.В. Театрализованная деятельность в детском саду.– М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Программа дополняет и расширяет задачи, поставленные в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с углубленным интегрированным решением задач образовательной области «речевое развитие».
Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность.
Программа опирается на следующие нормативные документы:
- Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для ДОО (СанПиН 2.4.1.3049-13);
Программа соответствует принципу развивающего образования, целью которого является художественно - эстетическое развитие ребенка, сочетает в себе принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики); обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к творческому развитию детей дошкольного возраста; строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников; предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей; предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Важнейшим условием эффективности программы является определение ее ценностных ориентиров.
Составление программы основывалось на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развиваются символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль, происходит усвоение социальных норм поведения, развивается чувственная сфера, формируются высшие произвольные психические функции.
Программой предусмотрено активное участия родителей в творческом воспитании своих детей. Активизации их интереса способствуют тематические встречи, беседы участие в изготовлении декорации и размещение информационных стендов по теме кружковой работы.
1.1. Цель программы:
создание условий способствующих развитию творческих способностей старших дошкольников, через театрализованную деятельность.
Основные программные задачи:
1.Создание условий для развития инициативы и творческой самостоятельности детей в театрализованной деятельности с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
2.Обеспечение взаимосвязи театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе, создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
2. обогащение словарного запаса детей, развитие интонационного строя, совершенствование звуковой культуры речи, диалогической речи.
3. Развитие социально-эмоциональной сферы ребёнка.
4.Ознакомление детей с приемами кукловождения настольных кукол. Формирование умения концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.
5.Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
6. Развитие у детей интереса к театрально-игровой деятельности и воспитание бережного отношения к игрушкам и театральным куклам.
7. Привлечение родителей к совместной работе в рамках кружковой деятельности.
Учебный план
Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности, во вторую половину дня 1 раз в неделю. Продолжительность занятия:
- 20 мин – средняя группа,
- 25 мин — старшая группа,
- 30 мин — подготовительная группа.
Общее количество учебных занятий в год — 36 занятий. Занятия проводятся с сентября по май месяц включительно.
Педагогический анализ знаний и умений детей (мониторинг) проводится 2 раза в год: вводный - в сентябре и итоговый – в мае.
1.2. Целевые ориентиры в среднем дошкольном возрасте
Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых. Речь является полноценным средством общения с другими детьми.
Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.
Проявляет интерес к окружающему миру природы.
Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных играх.
Целевые ориентиры в старшем дошкольном возрасте
В процессе занятий дошкольники:
- заинтересованно занимаются театрализованной деятельностью;
- умеют разыгрывать несложные представления по знакомым сюжетам;
- используют основные выразительные средства: интонацию, мимику, жест;
- изображают отгадки к загадкам, используя выразительные средства;
- умеют действовать согласованно;
- умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц;
- запоминают и повторяют заданные позы;
- запоминают и описывают внешний вид любого ребенка;
- знают 5-6 артикуляционных упражнений;
- умеют делать длинный выдох при коротком незаметном вдохе;
- знают 5-6 скороговорок, умеют произносить их в разном темпе;
- умеют произносить фразу с разными интонациями;
- умеют строить простейший диалог;
- умеют составлять предложения с заданными словами.
II. Содержательный раздел
2.1 Принципы проведения театрализованной деятельности:
Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.
Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач
Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.
Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности,
2.2. Формы работы с детьми
В рамках освоения дополнительной общеобразовательной программы могут использоваться различные формы и методы работы с детьми. Основными значимыми формами являются: театральная игра, ритмопластика, работа над культурой и техникой речи, изучение базовых основ театральной культуры, репетиционный процесс, непосредственно показ спектакля зрительской аудитории, последействие (рефлексия).
- Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно распределяться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему, развивать способности произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова персонажа, развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству, упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию, воспитывать нравственно-этические качества.
- Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, свободы и выразительности телодвижений, обретение гармонии своего тела с окружающим миром.
Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно, развивать координацию движений, учить запоминать заданные позы и образно передавать их, развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию, учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
- Культура и техника речи объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи, связную образную речь, творческую фантазию, учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы, произносить скороговорки и стихи, тренировать четкое произношение согласных в конце слова, пользоваться интонациями, выражающими основные чувства, пополнять словарный запас.
- Основы театральной культуры – знакомство детей с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства, культурой зрительского поведения.
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в театре.
- Работа над спектаклем базируется на адаптированных авторских сценариях, включает в себя знакомство с постановкой и работу над ней – от этюдов к рождению спектакля. Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми предметами, учить находить ключевые слова в отдельных фразах и выделять их голосом, развивать умение пользоваться интонациями, выражающими основные состояния: грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и пр.); пополнять словарный запас, обогащать образный строй речи.
- Показ спектакля – наивысшая точка эмоционального и психологического напряжения, демонстрация результатов общего дела, личностного творческого роста каждого ребенка. Задачи. Совершенствовать навыки публичных выступлений, развивать произвольность действий и умение подчиняться ситуации, поддерживать эмоциональный настрой и мотивацию на дальнейшую работу.
- Рефлексия – процесс обсуждения и осмысления проделанной работы.
Задачи. Прививать навыки самоанализа, умения высказывать свою точку зрения, мотивировать ее, развивать стремление к совершенствованию, стремлению устранять недочеты, ставить и решать новые задачи.
2.3 Содержание театрализованных занятий включает в себя:
- просмотр и обсуждение кукольных спектаклей, постановок;
- игры-драматизации;
- разыгрывание сказок, инсценировок, диалогов;
- упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
- упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
Театрализованные занятия призваны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводиться только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трех основных целей:
- развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;
- созданию атмосферы творчества;
социально-эмоциональному развитию детей
Структура занятия
Театрализованные занятия строятся, в основном, по единой схеме:
- Введение в тему, создание эмоционального настроения;
- Различные формы театрализованной деятельности, где каждый ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал;
- Эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Своеобразным итогом работы является занятие-показ – результат коллективного творчества детей и педагога в форме импровизированного спектакля, на который приглашаются зрители: родители, педагоги, воспитанники других групп.
Основные приемы распределения ролей
- выбор детьми роли по желанию;
- распределение ролей по карточкам;
- назначение на главные роли наиболее робких и застенчивых детей;
- проигрывание ролей в парах.
Формы работы
- индивидуальная
- групповая
2.3. Особенности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников
На всем протяжении освоения дополнительной общеразвивающей программы педагогом выстраивается система взаимодействия с родителями. Родители привлекаются не только, и не столько как зрители на занятия-показы, но и как субъекты организации жизнедеятельности театрального кружка. Мнение родителей учитывается при выборе форм работы с детьми, тематического содержания занятий, при подборе музыкального материала. Оформление зала и сцены, придумывание и исполнение костюмов и реквизита тоже не обходится без участия родителей. Совместная деятельность взрослых и детей носит развивающий характер, общение вне дома обогащает мир взаимоотношений ребенка и мамы, папы, бабушки. Взрослые имеют уникальную возможность посмотреть на своего малыша со стороны, увидеть те стороны его личности, которые в повседневном обиходе не раскрываются, или раскрываются крайне редко.
Календарно-тематическое планирование работы с родителями в рамках рабочей программы в средней группе | ||||
№ | месяц | формы работы | участники | задачи взаимодействия |
1 | Сентябрь | Консультация «Развитие детей в театрализованной деятельности» Информирование о проекте. Анкетирование родителей «Театр и дети» | родители, воспитатель | Формирование и подкрепление у родителей установки на сотрудничество |
2 | Октябрь | Привлечение к помощи в оформлении театрального уголка. Папка – передвижка – консультация «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка» | воспитатель | Повысить педагогическую грамотность родителей по вопросам театральной деятельности Мотивировать заинтересованность родителей в обогащении развивающей среды, в создании условий для творческого развития ребенка |
3 | Ноябрь | Папка - передвижка «Что такое театр?»; «Кукольный театр» | воспитатель | Повысить педагогическую грамотность родителей по вопросам театральной деятельности |
4 | Декабрь | Конкурс рисунков «Мой любимый герой сказки». Новогодний утренник | дети, родители, воспитатель | Развивать интерес родителей к театральной деятельности своих детей, создать хорошее настроение, привлечь родителей к совместному творчеству |
5 | Январь | Показ сказки «Колобок» | Воспитатель Дети | Развивать интерес родителей к театральной деятельности своих детей |
6 | Февраль | Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками» | воспитатель дети родители | Мотивировать заинтересованность родителей в обогащении развивающей среды, в создании условий для творческого развития ребенка |
7 | Март | Родительское собрание «Театр в жизни детей» Утренник «8 Марта» | Воспитатель родители дети | Повысить педагогическую грамотность родителей по вопросам организациидетского досуга |
8 | Апрель | Ширма «Что такое театр?» Сундучок вопросов и ответов. | родители, воспитатель | Вызвать интерес у родителей к жизни детей в группе. |
9 | Май | Анкетирование, показ сказки родителям | дети, родители, воспитатель | Подведение итогов работы |
Календарно-тематическое планирование работы с родителями в рамках рабочей программы в старшей группе | ||||
№ | месяц | формы работы | участники | задачи взаимодействия |
1 | Сентябрь | Анкетирование «Нужны ли кружки в ДОУ для детей?» | родители, воспитатель | Формирование и подкрепление у родителей установки на сотрудничество |
2 | Октябрь | Памятка для родителей «Как организовать театр дома?» | воспитатель | Повысить педагогическую грамотность родителей по вопросам театральной деятельности |
3 | Ноябрь | Мастер-класс для родителей «Театральные игрушки своими руками» | родители, воспитатель | Мотивировать заинтересованность родителей в обогащении развивающей среды, в создании условий для творческого развития ребенка |
4 | Декабрь | Показ театрализованного представления | дети, родители, воспитатель | Развивать интерес родителей к театральной деятельности своих детей, создать хорошее настроение, привлечь родителей к совместному творчеству |
5 | Январь | Издательская деятельность: буклеты «Играем дома» | воспитатель | Повысить педагогическую грамотность родителей по вопросам организации детского досуга |
6 | Февраль | Оформление папки- передвижки «Ты детям сказку расскажи» | воспитатель | Способствовать освоению активной родительской позиции в деятельности детского сада |
7 | Март | Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики дошкольников» | воспитатель | Повысить педагогическую грамотность родителей по вопросам организации детского досуга |
8 | Апрель | Фотоальбом: «Весь мир - театр», выставка театральных кукол, сделанных руками родителей | родители, воспитатель | Вызвать интерес у родителей к жизни ДОУ Привлечение родителей к подготовке атрибутов для выступлений, детских костюмов |
Календарно-тематическое планирование работы с родителями в рамках рабочей программы в подготовительной к школе группе | ||||
9 | Май | Анкетирование, показ сказки родителям | дети, родители, воспитатель | Подведение итогов работы |
№ | месяц | формы работы | участники | задачи взаимодействия |
1 | Сентябрь | Анкетирование «Как распознать талант» | родители, воспитатель | Формирование у родителей установки на сотрудничество |
2 | Октябрь | Конкурс рисунков «Выходной в нашей семье» | Воспитатель дети родители | Развивать интерес родителей к театральной деятельности своих детей, создать хорошее настроение, привлечь родителей к совместному творчеству |
3 | Ноябрь | Родительское собрание «Театр – наш друг и помощник» | воспитатель | Повысить педагогическую грамотность родителей по вопросам театральной деятельности |
4 | Декабрь | Конкурс-выставка «Музыкальные инструменты своими руками» (из бросового материала). Новогодний утренник. | дети, родители, воспитатель | Развивать интерес родителей к театральной деятельности своих детей, создать хорошее настроение, привлечь родителей к совместному творчеству |
5 | Январь | Консультация «» | Воспитатель Дети | Повысить педагогическую грамотность родителей |
6 | Февраль | Мастер-класс «Изготовление театра платочков и перчаток». | воспитатель дети родители | Мотивировать заинтересованность родителей в обогащении развивающей среды, в создании условий для творческого развития ребенка |
7 | Март | Анкета «Книга в вашей семье» Выставка методической литературы по чтению книг с детьми | Воспитатель родители | Повысить педагогическую грамотность родителей |
8 | Апрель | Сундучок вопросов и ответов. | родители, воспитатель | Вызвать интерес у родителей к жизни детей в группе. |
9 | Май | Семейный праздник «Посиделки» | дети, родители, воспитатель | Подведение итогов работы |
III. Организационный раздел
3.1 .Материально-техническое обеспечение
Специально отведенный театральный уголок.
- В нем находятся следующие материалы:
- театр настольный
- театр, сделанный своими руками с детьми и взрослыми (конусы с головками-насадками, маски, декорации)
- персонажи с разным настроением
- готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы
- атрибуты-заместители (круги разных цветов, полоски разной длины) для обозначения волшебных предметов и разметки пространства игры в детском саду
- настольная и напольная ширмы
- плоскостные деревянные, пластмассовые, картонные фигурки персонажей сказок
- декоративные украшения (солнце, деревья, дома и т.п.)
- наборы кукол для пальчикового театра; перчаточные куклы, варежковые куклы, куклы на ложках
- куклы би-ба-бо, игрушечные персонажи (резиновые и мягкие игрушки-прыгунки)
- декорации
3.2 Здоровьесберегающие технологии
- дыхательная гимнастика
- артикуляционная гимнастика.
- пальчиковые игры со словами,
- гимнастика для глаз,
- физкультминутка, динамические паузы.
3.3 Календарно-тематическое планирование
В средней группе
Месяц | Неделя | Тема | Содержание | Источник |
Сентябрь | 1 неделя | «Давайте знакомиться!» | Знакомство с уголком, в котором будут проходить занятия. | Губанова Н. Ф. стр. 69 |
2 неделя | «Долгий вечерок» | приобщить детей к народной традиции; познакомить со сказкой ≪Кочеток и куро≫; заинтересовать детей театром картинок; учить запоминать сказку; развивать воображение детей. | Губанова Н. Ф. стр. 144 +свой материал | |
3 неделя | “ На озере ”. | порадовать детей эмоционально- игровой ситуацией, вызвать желание играть; учить выступать в ролях перед сверстниками; побуждать к двигательной импровизации; учить эмоционально произносить текст, управлять персонажами сказки. | Губанова Н. Ф. стр. 147 | |
4 неделя | «В нашем саду» | дать представление об урожае плодов в саду; побуждать детей к самовыражению в художественных образах; развивать артистические способности и двигательную активность детей; познакомить со сказкой ≪Фруктовый спор≫; учить отвечать на вопросы по содержанию сказки. | Губанова Н. Ф. стр. 149 +свой материал | |
Октябрь | 1 неделя | «Весёлый огород» | вовлечь в игровой сюжет; учить взаимодействовать с партнером в сюжетно-ролевой игре; учить выражать эмоции в роли; способствовать выразительности интонации речи. | Губанова Н. Ф. стр. 152+свой материал |
2 неделя | «За орехами» | побуждать детей включаться в предложенный игровой образ; учить проявлять инициативу в игре, предлагать свои варианты интерпретаций небольших ролей; взаимодействовать в играх- драматизациях; учить использовать мимику, жест, позу, интонацию для создания образа роли. | Губанова Н. Ф. стр. 154+свой материал | |
3 неделя | «Улетели птицы вдаль» | учить детей выразительно играть роли в небольших сценках; учить взаимодействию в ролевой игре; развивать воображение детей в этюдах; вызывать эмоциональный отклик на музыкальные образы; познакомить со сказкой; учить понимать нравственную сторону поступков. | Губанова Н. Ф. стр. 157+свой материал | |
4 неделя | «Утки – беленькие грудки» | учить детей выразительно двигаться в соответствии с художественным образом; побуждать при помощи интонации выражать свои настроения; будить воображение детей; вызывать эмоциональный отклик на игровые ситуации. | Губанова Н. Ф. стр. 164+свой материал | |
Ноябрь | ||||
1 неделя | «Сказки лесного пня» | развивать воображение детей; побуждать к фантазированию; учить выражать свои фантазии в словах; настраивать на игровой сюжет; учить внимательно смотреть и слушать сказку; учить прослеживать сюжетные линии; учить четкости произношения в скороговорках. | Губанова Н. Ф. стр. 167+свой материал | |
2 неделя | «Зимние забавы» | развить воображение детей; учить отвечать на вопросы по содержанию знакомой сказки; вовлекать в игровой сюжет; учить вступать в ролевой диалог с партнером; учить рисовать по предложенному замыслу. | Губанова Н. Ф. стр. 175+свой материал | |
3 неделя | «Ставим спектакль» | научить детей оборудовать место для театрализованной игры; приобщать к творческой работе (осуждать замысел, атрибуты и др.); учить действовать фанерными фигурками, показывать при помощи интонации настроение героя; развивать речевые способности; учить выразительности исполнения роли. | Губанова Н. Ф. стр. 173 | |
4 неделя | «Прогулка с куклами» | Развивать воображение детей, учить этюдам с воображаемыми предметами и действиями. Побуждать детей эмоционально откликаться на игру. | Губанова Н. Ф. стр. 178+свой материал | |
Декабрь | ||||
1 неделя | «Сказки из сундучка» | Познакомить детей с новой сказкой, учить внимательно слушать её; побуждать детей обыграть понравившийся эпизод в пластических этюдах. | Губанова Н. Ф. стр. 181+свой материал | |
2 неделя | «Игра в спектакль» | приобщить детей к драматизации; способствовать свободному пересказу знакомой сказки; учить готовить самостоятельно все необходимое для своего спектакля; учить партнерскому взаимодействию; воспитывать чувство коллективизма. | Свой материал | |
3 неделя | «В гости ёлочка пришла» | Вовлечь детей в эмоциональную игровую ситуацию, учить ролевому воплощению, развивать эстетический вкус, вовлекать в в разыгрывание сюжетов. | Губанова Н. Ф. стр. 185+свой материал | |
4 неделя | «На дворе метёт у печки жарко» | Приобщать детей к русской национальной традиции посиделок. Учить детей взаимодействовать друг с другом в игровом процессе. | Губанова Н. Ф. стр. 186+свой материал | |
Январь | 1 неделя | «Приключение в лесу» | Формировать умение работать в коллективе при инсценировании знакомой сказки. Продолжать развивать умение вести диалог. | Губанова Н. Ф. стр. 191+свой материал |
2 неделя | «Растём здоровыми и крепкими» | Учить детей импровизировать в сюжетно-ролевой игре, учить обустраивать место игры, дать представление о профессии врача. | Губанова Н. Ф. стр. 193+свой материал | |
3 неделя | «Играем в профессии». | Прививать детям элементарное уважение к людям труда, дать нравственные ориентиры в профессиональных качествах | Губанова Н. Ф. стр. 196+свой материал | |
Февраль | 1 неделя | «Спешим на представление» | Вовлечь детей в сюжетно-игровую ситуацию, познакомить со сказкой, учить внимательно смотреть и слушать сказку, приобщать детей к русской народной традиции театральных постановок. | Губанова Н. Ф. стр. 200+свой материал |
2 неделя | «Сундучок откройся». | Пробуждать ассоциации детей, учить вживаться в художественный образ, учить вступать во взаимодействие с партнёром. | Губанова Н. Ф. стр. 205+свой материал | |
3 неделя | «Тайны лесовичка» | Вовлечь детей в театрализованную игру, пробудить положительное эмоциональное отношение к театру банок, активизировать двигательную активность в игре. | Губанова Н. Ф. стр. 207+свой материал | |
4 неделя | «Зимовье зверей» | Познакомить детей с новой рус. нар. сказкой, приобщать к словесному народному творчеству, пробудить воображение детей с помощью театра картинок. | Губанова Н. Ф. стр. 211+свой материал | |
Март | 1 неделя | «У меня полно хлопот» | Привлечь внимание детей к праздничной дате (8 марта), вызвать эмоциональный отклик к теме материнской любви и заботы, побуждать к импровизации. | Губанова Н. Ф. стр. 214+свой материал |
2 неделя | «Кошки-мышки» | Дать представление детям о повадках кошек, вовлечь их в игровой сюжет, учить пластичным и выразительным движениям, развивать артистические способности. | Губанова Н. Ф. стр. 217+свой материал | |
3 неделя | «Живой уголок» | Вовлечь детей в игровой сюжет, учить вести диалог, приобщать к фольклорным жанрам, учить разыгрывать потешки. | Губанова Н. Ф. стр. 219+свой материал | |
4 неделя | «Кто стучится в дверь ко мне?» | Познакомить детей с работой почты, побудить к сюжетно-ролевой игре, развивать образную речь | Губанова Н. Ф. стр. 222+свой материал | |
Апрель | 1 неделя | «Морская игра | Создать атмосферу игровой ситуации, развивать самостоятельность в игре. | Губанова Н. Ф. стр. 224+свой материал |
2 неделя | «Потешный ларчик | Приобщать детей к русской национальной традиции, совершенствовать умение вести диалог. | Губанова Н. Ф. стр. 226+свой материал | |
3 неделя | «Весёлые карусели» | Побуждать детей к двигательной импровизации, добиваться мышечной свободы при исполнении роли, учить двигаться под музыку. | Губанова Н. Ф. стр. 231+свой материал | |
4 неделя | «За город» | Вовлечь детей в игры-импровизации, развивать воображение, учить отражать образ в музыкальном сопровождении. | Губанова Н. Ф. стр. 234+свой материал | |
Май | 1 неделя | «Во дворе» | Учить детей сочувствовать животным, учить придумывать истории, побуждать к двигательной импровизации, учить разыгрывать сюжет в настольном театре. | Губанова Н. Ф. стр. 237+свой материал |
2 неделя | «Сколько музыкантов столько и талантов» | Привлечь детей для участия в игре-драматизации,, способствовать развитию артистических навыков, умения двигаться в такт музыке. | Губанова Н. Ф. стр. 240+свой материал | |
3 неделя | «В нашем оркестре» | Познакомить детей с симфонической музыкой и инструментами, способствовать развитию воображения. Продолжать работу по обогащению словаря воспитанников. | Губанова Н. Ф. стр. 244+свой материал | |
4 неделя | «Далёкое путешествие» | Учить разыгрывать сценки-импровизации, вырабатывать свободу выбора действии в воображаемой ситуации, способствовать развитию воображения. | Губанова Н. Ф. стр. 246+свой материал |
В старшей группе
Месяц | Неделя | Тема | Содержание | Источник | |
Сентябрь | 1 неделя | «Пока занавес закрыт» | Развивать интерес детей к сценическому искусству. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность в отношениях со сверстниками. Совершенствовать внимание, память, наблюдательность | Щеткин А.В. стр. 13+свой материал | |
2 неделя | «Сказку ты, дружок, послушай и сыграй» | Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию. Совершенствовать память, внимание, воображение, общение детей. | Щеткин А.В. стр. 14+свой материал | ||
3 неделя | «Раз, два, три, четыре, пять — будем вместе мы играть» | Развивать фантазию, творчество в процессе придумывания диалога к сказке. Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость. Активизировать использование в речи детей понятий «мимика», «жест». | Маханёва М. Д. стр.18+свой материал | ||
4 неделя | «Сказка «Зайчик и Ежик»» | Развивать умение детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию. | Щеткин А.В. стр. 15+свой материал | ||
Октябрь | 1 неделя | «Одну простую сказку хотим мы показать» | Способствовать объединению детей в совместной деятельности. Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажа сказки. Расширять «словарь» жестов и мимики. | Маханёва М. Д. стр.21+свой материал | |
2 неделя | «Играем пальчиками» | Учить характерной передаче образов движениями рук, пальцев. Закреплять в речи детей понятие «пантомима», | Маханёва М. Д. стр.22+свой материал | ||
3 неделя | «Постучимся в теремок» | Развивать фантазию. Совершенствовать выразительность движений. Активизировать внимание детей при знакомстве с новой сказкой и вызвать положительный эмоциональный настрой. | Маханёва М. Д. стр.24+свой материал | ||
4 неделя | «Театральные игры» | Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память. | Щеткин А.В. стр. 21+свой материал | ||
Ноябрь | |||||
1 неделя | «Действия с воображаемыми предметами» | Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел; учить действовать на сцене согласованно | Щеткин А.В. стр. 22+свой материал | ||
2 неделя | «Учимся говорить по-разному» | Обратить внимание детей на интонационную выразительность речи, Развивать интонационный строй речи у детей. Упражнять детей в проговариваиии фраз с различной интонацией. Развивать коммуникативные способности. | Маханёва М. Д. стр.27+свой материал | ||
3 неделя | «Разыгрывание этюдов» | Познакомить детей с понятием «этюд»; развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. | Щеткин А.В. стр. 26+свой материал | ||
4 неделя | «Веселые стихи читаем и слово-рифму добавляем» | Создать положительный эмоциональный настрой. Упражнять детей в подборе рифм к словам. Закрепить понятие «рифма». Поощрять совместное стихосложение. | Маханёва М. Д. стр.31+свой материал | ||
Декабрь | |||||
1 неделя | «Рассказываем про любимые игры и сказки» | Показать детям, что каждый человек индивидуален и имеет свои интересы и предпочтения. Учить связно и логично передавать мысли. Помочь детям понять смысл сказки Я. Тенясова « Хвостатый хвастунишка». Совершенствовать средства выразительности в передаче образа | Маханёва М. Д. стр.32+свой материал | ||
2 неделя | «Красивый Петя уродился; перед всеми он гордился» | Учить детей логично и полно отвечать на вопросы по содержанию сказки, используя в речи сложноподчиненные предложения. Дать детям понятие, что музыка и иллюстрации — тоже очень важное средство выразительности, так как помогают лучше понять образ героев. Совершенствовать умение детей давать характеристику персонажам сказки. | Маханёва М. Д. стр.33+свой материал | ||
3 неделя | «Гордится Петенька, красой, ног не чует под собой» | Совершенствовать умения детей передавать образы персонажей сказки, используя разные средства выразительности. Воспитывать уверенность в себе, в своих силах. | Маханёва М. Д. стр.35+свой материал | ||
4 неделя | «Петя хвастался, смеялся, чуть Лисе он не достался» | Совершенствовать умение детей драматизировать сказку. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Учить детей коллективно и согласованно взаимодействовать, проявляя свою индивидуальность. | Маханёва М. Д. стр.36+свой материал | ||
Январь | 1 неделя | «Сочиняем новую сказку» | Развивать у детей творческое воображение, Учить последовательно излагать мысли по ходу сюжета. Совершенствовать навыки групповой работы. | Маханёва М. Д. стр.38+свой материал | |
2 неделя | «Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем» | Развивать у детей творческое воображение. Учить выразительно передавать характерные особенности героев сказки. Развивать самостоятельность и умение согласованно действовать в коллективе (социальные навыки). | Маханёва М. Д. стр.39+свой материал | ||
3 неделя | «Наши эмоции». | Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике: «радость», «грусть», «страх», «злость». Учить детей подбирать нужную графическую карточку с эмоциями в конкретной ситуации и изображать соответствующую мимику у себя на лице. Совершенствовать умение детей связно и логично излагать свои мысли. | Маханёва М. Д. стр.40+свой материал | ||
Февраль | 1 неделя | «Изображение различных эмоций» | Продолжать знакомить детей со схематичными изображениями эмоций радости, злости, страха, грусти. Совершенствовать умение изображать ту или иную эмоцию. Закреплять умение детей логично, связно излагать мысли, используя в речи сложноподчиненные предложения. | Маханёва М. Д. стр.41+свой материал | |
2 неделя | «Злая, злая, нехорошая змея укусила молодого воробья». | Помочь детям понять и осмыслить настроение героев сказки. Закреплять умение распознавать эмоциональные состояния по различным признакам. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными способами. | Маханёва М. Д. стр.44+свой материал | ||
3 неделя | «Пропал бы бедный воробей, если б не было друзей» | Воспитывать у детей эмпатию (сочувствие, желание прийти на помощь другу). Совершенствовать умение передавать настроение персонажей сказки, используя разнообразные средства выразительности. Закреплять умение последовательно излагать мысли, используя в речи сложноподчиненные предложения. | Маханёва М. Д. стр.45+свой материал | ||
4 неделя | «Друг всегда, придет на помощь» | Помочь детям понять взаимозависимость людей и их необходимость друг другу. Совершенствовать умение понятно выражать свои чувства и понимать переживания других людей. Закреплять умение логично излагать свои мысли. Совершенствовать выразительность в передаче образов персонажей сказки. | Маханёва М. Д. стр.46+свой материал | ||
Март | 1 неделя | «. Слава, слава Айболиту, слава, слава всем друзьям!» | Совершенствовать умение драматизировать сказку, выразительно передавая образы героев. Развивать социальные навыки общения. | Маханёва М. Д. стр.47+свой материал | |
2 неделя | «Когда, страшно, видится то, чего и нет» | Вызвать у детей эмоциональный настрой на сказку. Продолжать развивать у детей умение различать основные человеческие эмоции (страх, радость), изображать их, находить выход из ситуаций. Продолжать учить грамотно отвечать на вопросы по содержанию сказки. | Маханёва М. Д. стр.48+свой материал | ||
3 неделя | «Каждому страх большим кажется» | Продолжать учить детей давать характеристики персонажам сказки. Совершенствовать умение детей выразительно изображать героев. Закреплять умение распознавать основные человеческие эмоции (радость, страх) по определенным признакам. | Маханёва М. Д. стр.49+свой материал | ||
4 неделя | «Преодолеем страх | Закрепить умение детей изображать страх. Учить преодолевать это состояние. Совершенствовать умение детей логично и выразительно пересказывать сказку. | Маханёва М. Д. стр.50+свой материал | ||
Апрель | 1 неделя | «У страха глаза, велики» | Совершенствовать выразительность мимики, жестов, голоса при драматизации сказки. Учить детей бесконфликтно распределять роли, уступая друг другу или находя другие варианты. | Маханёва М. Д. стр.51+свой материал | |
2 неделя | «Если с другом ты поссорился... | Показать детям, как легко могут возникать конфликты. Учить находить выход из конфликтных ситуаций. Закрепить умение различать и изображать злость. Совершенствовать умение детей логично и связно излагать свои мысли. | Маханёва М. Д. стр.52+свой материал | ||
3 неделя | «Как Луне и Солнцу быть, не могут ссору разрешить!» | Продолжать учить детей распознавать злость. Совершенствовать умение передавать соответствующее настроение героев сказки с помощью различных интонаций. Закреплять умение детей полно и логично отвечать на вопросы по содержанию сказки. | Маханёва М. Д. стр.54+свой материал | ||
4 неделя | «Бог Молнии и Грома очень спешил. Спор Луны и Солнца, быстро разрешил» | Закрепить умение детей узнавать и изображать злость, отмечая ее характерные особенности. Совершенствовать свои исполнительские умения в роли рассказчика сказки, Воспитывать у детей чувство осознанной необходимости друг в друге, понимание взаимопомощи, дружбы. | Маханёва М. Д. стр.55+свой материал | ||
май | 2 неделя | «Как поссорились Солнце и Луна» | Закрепить умение детей бесконфликтно общаться в ходе подготовки к драматизации сказки. Совершенствовать исполнительское мастерство, выразительность в передаче образов героев сказки, | Маханёва М. Д. стр.56+свой материал | |
3 неделя | «Викторина «Мы любим сказки»» | Закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок. | Свой материал | ||
4 неделя | «Моя любимая сказка» | Поддержать желание произвольно рассказывать любимую сказку; поощрять эмоциональную интонационную выразительность; работа над зрительской культурой | Свой материал | ||
В подготовительной к школе группе | |||||
Месяц | Неделя | Тема | Содержание | Источник | |
Сентябрь | 1 неделя | ««Как здорово, что снова вместе мы»» | Формировать у детей чувство радости при встрече со своими Способствовать возникновению дружеских Настроить детей на активную совместную деятельность, на | свой материал | |
2 неделя | «Театральная игра. Дыхание и дикция» | Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию. Совершенствовать память, внимание, воображение, общение детей. | Щеткин А.В. стр. 24+ свой материал | ||
3 неделя | «Любитель-рыболов» | Развивать воображение, музыкальный слух, память, общение, умение действовать с воображаемыми предметами. | Щеткин А.В. стр. 25+ свой материал | ||
4 неделя | «Одно и то же по-разному»» | Развивать воображение, фантазию детей. | Щеткин А.В. стр. 26+ свой материал | ||
Октябрь | 1 неделя | «Осеннее путешествие» | Развивать фантазию, умение оправдывать свое поведение. | Щеткин А.В. стр. 27+ свой материал | |
2 неделя | «Гипнотизер» | Развивать умение детей равномерно размещаться по площадке; двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах. | Щеткин А.В. стр. 28 | ||
3 неделя | «Речевые игры» | Развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление детей. | Щеткин А.В. стр. 29+свой материал | ||
4 неделя | «Обсуждение пьесы «Теремок»» | Учить детей высказывать свое мнение о прочитанной пьесе (книге), увиденном спектакле. | Щеткин А.В. стр. 30+ свой материал | ||
Ноябрь | |||||
1 неделя | «Работа над эпизодами пьесы «Теремок»» | Работать с импровизированным текстом эпизодов пьесы «Теремок»; развивать воображение, память, фантазию. | Щеткин А.В. стр. 31+ свой материал | ||
2 неделя | «Театральная игра» | Учить детей свободно перемещаться в пространстве, координировать свои действия с товарищами. | Щеткин А.В. стр. 32+свой материал | ||
3 неделя | «Работа над эпизодами пьесы «Теремок»» | Работать с импровизированным текстом эпизодов пьесы «Теремок»; развивать воображение, память, фантазию. | Щеткин А.В. стр. 33+ свой материал | ||
4 неделя | «"Культура, техника речи и дикция"» | Совершенствовать четкость произношения (дыхание, артикуляция, дикция, интонация). | Щеткин А.В. стр. 34+ свой материал | ||
Декабрь | |||||
1 неделя | «Ритмический этюд» | Развивать чувство ритма, координацию движений; умение согласовывать действия друг с другом. | Щеткин А.В. стр. 35+ свой материал | ||
2 неделя | «Репетиция эпизодов пьесы «Теремок»» | Продолжать работу над сценическим воплощением пьесы «Теремок»; развивать воображение, фантазию, память детей. | Щеткин А.В. стр. 36+ свой материал | ||
3 неделя | «Театральная игра «Метелица»» | Учить детей ориентироваться в окружающей обстановке, развивать внимание и наблюдательность, музыкальную память, умение верно интонировать мелодию и действовать с воображаемыми предметами. | Щеткин А.В. стр. 37+ свой материал | ||
4 неделя | «Культура и техника речи маленького актера» | Продолжать совершенствовать речевой аппарат; учить детей пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито. | Щеткин А.В. стр. 38+ свой материал | ||
Январь | 1 неделя | «Чувство ритма» | Развивать чувство ритма, координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность. | Щеткин А.В. стр. 39+ свой материал | |
2 неделя | «Знакомство с теневым театром» | Воспитывать у детей интерес к народному творчеству, желание приобщаться к нему. Учить детей сопровождать показ со соответствующим звучанием. Совершенствовать умение детей вводить персонажей театра. | Свой материал | ||
3 неделя | «Ритмопластика». | Развивать чувство ритма, координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность. | Щеткин А.В. стр. 41+ свой материал | ||
Февраль | 1 неделя | «Репетиция пьесы «Теремок»» | Развивать внимание, воображение, память, совершенствовать общение. | Щеткин А.В. стр. 42+ свой материал | |
2 неделя | «Театральная игра «Морское путешествие»». | Дать детям возможность представить себя в образе матросов. Развивать фантазию и воображение, внимание, память, общение. | Щеткин А.В. стр. 43+ свой материал | ||
3 неделя | «Культура и техника речи» | Развивать четкое, верное произношение гласных и согласных; учить детей бесшумно брать и добирать дыхание, пользоваться интонацией. | Щеткин А.В. стр. 44+ свой материал | ||
4 неделя | «Ритмопластика» | Развивать гибкость, подвижность кистей, пальцев и рук. | Щеткин А.В. стр. 45+ свой материал | ||
Март | 1 неделя | «В гостях у Мойдодыра» | Закреплять знания детьми произведений К.И.Чуковского,знать наизусть отрывки из сказки «Мойдодыр» Учить оценивать поступки героев, сопереживать им. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к тому, что нас | Свой материал | |
2 неделя | «Музыкально-пластические импровизации» | Учить детей передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений. | Щеткин А.В. стр. 47+ свой материал | ||
3 неделя | «Культура и техника речи. Скороговорки» | Формировать правильное произношение, артикуляцию; учить детей быстро и четко проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. | Щеткин А.В. стр. 48+ свой материал | ||
4 неделя | «Театральная игра «Карусель» | Воспитывать музыкальность, внимание, умение соизмерять свои действия с действиями товарищей. Работать над дикцией и голосом. | Щеткин А.В. стр. 49+ свой материал | ||
Апрель | 1 неделя | «Репетиция финала спектакля «Теремок» | Закреплять мизансцены, репетировать пляску и хоровую декламацию четверостишия «Нынче праздник веселый у нас». | Щеткин А.В. стр. 50+ свой материал | |
2 неделя | «"Театральная игра" | Развивать воображение, фантазию детей; учить подбирать рифмы к словам. | Щеткин А.В. стр. 51+ свой материал | ||
3 неделя | «Театральная игра «Ура! Мы в цирке!» | Создать условия для организации цирковых номеров. | Щеткин А.В. стр. 52+ свой материал | ||
4 неделя | «Игра «Угадай, кто я»» | Развивать внимание, воображение, память, совершенствовать общение. | Щеткин А.В. стр. 53+ свой материал | ||
май | 2 неделя | «Викторина по сказкам К.И.Чуковского» | Создать детям хорошее настроение. Учить узнавать сказки К.И.Чуковского по отрывкам из них. Развивать память. | Свой материал | |
3 неделя | «Знакомство с баснями И.А.Крылова, просмотр мультфильмов» | Воспитывать устойчивый интерес к басням И.А.Крылова, активизировать словарь детей | Свой материал | ||
4 неделя | «Драматизация с импровизацией детей по мотивам басни И.А.Крылова «Стрекоза и муравей» | Поддержать желание произвольно рассказывать любимую сказку; поощрять эмоциональную интонационную выразительность; работа над зрительской культурой | Свой материал |
Содержание игровых и театрализованных занятий может незначительно меняться на усмотрение педагога в соответствии с конкретными условиями организации образовательного процесса в определенный период времени и в зависимости от интересов и потребностей детей, от их инициативы и творчества. Формируя привычные навыки, приемы, действия, умения детей, педагог в процессе занятий должен вызвать заинтересованность не столько в конечном результате, сколько в самом процессе творения новых сюжетов или новых образов. Данный подход к содержательному наполнению занятий с детьми старшего дошкольного возраста соответствует деятельностной природе творчества.
Этап формирования творческого потенциала предполагает органическое единство как репродуктивных, стандартных, традиционных, так и новаторских, креативных элементов.
Список использованных пособий
- Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2 – 5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2011.
- Дерягина Л.Б. Театрализованная деятельность в ДОУ. Сценарии по сказкам зарубежных писателей и народов мира. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
- Литвинцева Л.А. Сказка как средство воспитания дошкольников. Использование приемов сказкотерапии. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
- Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Под ред.О.С.Ушаковой. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред.О.С.Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Филиппова Л.В., Филлипов Ю.В., Кольцова И.Н., Фирсова А.М. Сказка как источник творчества детей: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Научный руководитель Ю.А.Лебедев. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.
- Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5 – 6 лет / Под ред. О.Ф.Горбуновой. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Электронно-образовательные ресурсы
- Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
- http://window.edu.ru/catalog/resources?p_str=театрализованная+деятельность
- Сайт для детей и взрослых http://detsad-kitty.ru/index.php?do=search
- Социальная сеть работников образования. http://nsportal.ru/page/poisk-po-saitu
- Международный образовательный портал http://www.maam.ru
- Сайт для воспитателей http://dohcolonoc.ru
- Сайт для воспитателей
- http://vospitateljam.ru/?s=театрализованная+деятельность&x=0&y=0
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1.
Мониторинг. Карта наблюдения за эффективностью реализации программы
Программой предусмотрен мониторинг уровня развития творческих (театральных) способностей детей. Мониторинг проводится два раза в год: в сентябре и в мае. По итогам педагогического наблюдения педагогом заполняется диагностическая карта.
В ходе проведения педагогического мониторинга достижения и успехи ребенка не сравниваются с показателями других детей, отслеживается и анализируется только личностный рост каждого воспитанника, выявляются проблемные места, производится педагогическая корректировка индивидуального маршрута.
Итоговая диагностика развития ребёнка в процессе театрализованной деятельности основана на методике Т.С. Комаровой
Таблица 1
1. Основы театральной культуры | |||
| Высокий уровень: 3 балла | Средний уровень: 2 балла | Низкий уровень: 1 балл |
1. | Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Знает правила поведения в театре | Интересуется театральной деятельностью | Не проявляет интереса к театральной деятельности. Знает правила поведения в театре |
2. | Называет различные виды театра, знает из различия может охарактеризовать театральные профессии | Использует свои знания в театрализованной деятельности | Затрудняется назвать различные виды театра |
2. Речевая культура | |||
1. | Понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание | Понимает главную идею литературного произведения | Понимает содержание произведения |
2. | Дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев | Дает словесные характеристики главных и второстепенных героев | Различает главных и второстепенных героев |
3. | Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения | Выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета | Затрудняется выделить единицы сюжета |
4. | Умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи | В пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения) | Пересказывает произведение с помощью педагога |
3. Эмоционально-образное развитие | |||
1. | Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства воспитателя | Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности | Различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затруднятся их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения |
4. Навыки кукловождения | |||
1. | Импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем | Использует навыки кукловождения в работе над спектаклем | Владеет элементарными навыками кукловождения |
5. Основы коллективной творческой деятельности | |||
1. | Проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем | Проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности | Не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем |
На основании мониторинга уровня развития творческих способностей каждого ребенка в процессе театрализованных занятий педагогом делаются определенные педагогические выводы с целью дальнейшего совершенствования процесса взаимодействия и корректировки усилий педагога для достижения наиболее качественных результатов работы по всестороннему развитию личности каждого ребенка.
Педагогическая оценка развития навыков театрализованной деятельности
Диагностическая карта
№ | Фамилия имя ребенка | Основы театральной культуры | Речевая культура | Эмоционально -образное развитие | Навыки кукловождения | Основы коллективной творческой деятельности | Итог | ||||||
1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 4 | В | ср | н | |||||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 | |||||||||||||
7 | |||||||||||||
8 | |||||||||||||
9 | |||||||||||||
10 | |||||||||||||
11 | |||||||||||||
12 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Весёлая ритмика» (для детей шестого года жизни)
программа по допобразованию...
Рабочая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию "Россинка" детей 4 - 6 лет
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче вс...
Рабочая программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию "Волшебные ладошки".
Рабочая программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию "Волшебные ладошки"....
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому (шитье) развитию «Лоскуток» средняя группа
В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами техниче...
Рабочая программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Самоделка» для детей 5-6 лет
Труд детей должен воспитывать, наполнять содержанием их умственные и творческие интересы, возвышая эстетическую красоту. А если учесть, что в художественном труде дошкольник обнаруживает высокую заинт...
Рабочая программа дополнительного образования по художественно-эстетическому воспитанию "Разноцветный мир"
Рабочая программа дополнительного образования по художественно-эстетическому воспитанию "Разноцветный мир" включает работу с использованием нетрадиционных техник изодеятельности...
Рабочая программа дополнительного образования по художественно - эстетическому развитию "Самоделкин"
I. Целевой раздел 1. Пояснительная записка Способность к творчеству - отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумно...