Рабочая программа дополнительного образования по художественно - эстетическому развитию "Самоделкин"
рабочая программа по конструированию, ручному труду
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
Способность к творчеству - отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножить, не разрушая. Творчество человека немыслимо вне общества, поэтому все созданное творцом всегда было и будет неповторимым, оригинальным и ценным.
Наряду с другими видами искусства программа готовит воспитанников к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у детей складывается отношение к собственной художественной деятельности. Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов.
Художественный труд в дошкольном детстве является, прежде всего, средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума, творческих сил, т.е. общего развития ребенка. Это и есть концептуальная основа данной программы.
1. 2. Цели и задачи реализации программы
Цель программы: Формирование у дошкольников трудовых навыков, творческой активности, художественного вкуса. В ходе формирования трудовых знаний, умений и навыков способствовать появлению различных форм социального взаимодействия (сотрудничество, взаимопомощь, достижение единой цели в коллективной деятельности и т.д.) с взрослыми и сверстниками.
Задачи:
1. Сформировать у детей практические навыки работ с различными материалами и инструментами.
2. Сформировать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира.
3. Заложить основы созидательного отношения к окружающему миру, развивать познавательное отношение к действительности.
4. Заложить основы творческого проявления в детях.
1.3. Принципы формирования программы
Программа ориентированна на реализацию творческого потенциала детей 4-7 лет, развитие их воображения, фантазии. На занятиях используется личностно-ориентированный подход, при этом учитываются психологические особенности каждого ребенка.
Занятия вносят вклад в психическое развитие ребенка, способствуют развитию пространственных представлений, практическому освоению некоторых представлений, физических закономерностей, познанию свойств различных материалов. Ребенок обладает разнообразными способами практических действий, приобретает так называемую ручную умелость. Использование на занятиях художественного слова, музыкальных отрывков создает определенные условия, при которых происходит формирование эстетических чувств детей. Занятия способствуют познанию окружающей действительности, развивают пространственно – конструктивное мышление, зрительную память, мелкую моторику руки, речь.
У ребенка появляется созидательное отношение к окружающему, что является важнейшей предпосылкой для последующей трудовой деятельности.
1. 4. Возрастные особенности детей
Средний возраст: от 4 до 5 лет
Дети к пяти годам уже могут контролировать свои эмоции. Самостоятельно успокаиваться, отвлекаться от неприятных моментов. Важная особенность — ребенок должен часто менять свою позу, ведь от статичной в этом возрасте он быстро устает.
Необходимо понимать, что пятилетний ребенок уже имеет практически сформировавшиеся характер и привычки. Поэтому особенно важной становится задача приучить его к чистоплотности, аккуратности, соблюдению режима дня.
Не менее значимо, чтобы ребенок четко понимал значение слов «надо» и «хочу». Умел прикладывать волевое усилие, чтобы выполнить какие-либо задачи из категории необходимых, даже если их не хочется делать. Возрастная психология рассматривает данный этап развития как один из самых важных для дальнейшей социализации личности.
Старший возраст: от 5 до 6 лет
У детей этого возраста преобладает пассивное внимание. Оно является непроизвольным и зависит от эмоций ребенка: концентрация внимания происходит на том объекте или действии, которые оказывают наибольшее впечатление, максимально интересных ему яркостью, новизной.
Для успешного обучения (с учетом возрастной психологии) необходимо развитие другого вида внимания — волевого или произвольного. Поэтому рекомендуется вовлекать ребят в сюжетно-ролевые игры. Предлагать такие виды деятельности, как рисование, аппликация, конструирование, моделирование. Дети должны учиться координировать свои действия, составлять план.
Еще одна особенность возраста: качество выполнения поставленной задачи у ребят зависит от эмоционального отношения к тому человеку, который руководит их деятельностью.
Также дети на этом этапе уже начинают ориентироваться на нормы социального поведения. Поэтому внимание необходимо уделять коллективным играм, в которых установлены дидактические правила.
Подготовительная группа: от 6 до 7 лет
Возрастные особенности детей дошкольного возраста требуется учитывать при подготовке к такому важному этапу их жизни, как обучение в школе.
Психология развития подразумевает, что ребенок подготовительной группы уже должен уметь выполнять инструкции, которые ему дает взрослый (родители, воспитатель). Для него важен образец, с которым он может сравнить результат деятельности. Дошкольник все активней старается самостоятельно объяснять новые явления, с которыми он сталкивается. Склонен несколько завышать свою самооценку.
Это период, когда идет активное развитие наглядно-образного мышления и начинает формироваться абстрактное, ребенку еще трудно дается выделение главного в предметах или явлениях, использование полученных навыков при решении задач, с которыми он еще не сталкивался.
В таком возрасте воображение развито уже намного сильнее. Это видно при рисовании, лепке и т. п. Проявляется в устном творчестве, когда дошкольник делает попытки сочинять стихи, считалки. Для того, чтобы произошел максимально успешный переход ведущей роли от игровой деятельности к учению, необходимо, чтобы ребенок посещал организованные занятиях в детских коллективах — детском саде, школах раннего развития.
1. 5. Планируемые результаты освоения программы
Программа способствует:
-развитию разносторонней личности ребенка, воспитанию воли и характера;
-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
-формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;
-освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;
-обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
-созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы.
Прохождение программы предполагает разнообразные техники и приемы работы с различными материалами, в том числе и нетрадиционные, способствуют развитию у детей активности, творчества и воображения.
- Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги.
- Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций.
- Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение.
- Скатывание бумажных салфеток в комочки и наклеивание их на изображение.
- Наклеивание ниток и ткани на изображение.
- Скатывание ватных шариков и наклеивание их на изображение.
- Наклеивание ватных дисков на изображение.
- Наклеивание сухих листьев на плоскостное изображение.
- Скрепление различных деталей.
- Сматывание ниток в клубок.
- Моделирование из природного материала: скорлупы, семечек, гороха, фасоли, крупы, веточек, камешков.
- Комбинирование природных материалов с различными другими материалами.
- Конструирование из коробок с элементами аппликации.
- Лепка предметов из теста и их закрашивание.
- Выкладывание мозаики на пластилиновой основе.
- Барельеф.
1. 6. Продолжительность программы
Срок реализации программы: 3 года
В каждой возрастной группе определена нагрузка соответствии с нормативно-правовыми документами.
Продолжительность занятия:
Первый год обучения (возраст детей 4-5 лет) – 20 минут,
Второй год обучения (возраст детей 5-6 лет) – 25 минут,
Третий год обучения (возраст детей 6-7 лет) – 30 минут.
Дети на занятиях по ручному труду овладевают необходимыми в жизни приемами ручной работы с различными материалами (бумагой, картоном, природным материалом, фольгой, тканью). Заготавливают природный материал (сбор, сушка, окраска), подготавливают бумагу (окрашивание, скатывание круглых и овальных заготовок).
Занятия по ручному труду позволяют удовлетворить основные потребности ребенка, а именно: желание практически действовать с предметами, которое предполагает получение определенного осмысленного результата; желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
II. Содержательный раздел
2. 1. Содержание программы
Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.
Целесообразно перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом: тканью и бумагой провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна дня них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.
Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.
Тематические циклы дают возможность создавать с детьми из разных материалов общие композиции, позволяющие использовать их в оформлении группы, дошкольного учреждения, дает возможность объединить детей в группы для коллективных работ.
Принципы построения педагогического процесса:
1. От простого к сложному.
2. Системность работ.
3. Принцип тематических циклов.
4. Индивидуального подхода.
2. 2. Перспективный план работы кружка «Самоделкин»
I год обучения
Средняя группа (возраст детей 4-5 лет)
Месяц | Тема | Задачи | Материал |
Октябрь | Осеннее дерево | Продолжить знакомство с теплыми цветами (желтый, оранжевый, красный). Учить детей аккуратно раскрашивать семена тыквы и приклеивать к картону. | Картон, семена тыквы, клей, ножницы, краски, кисти |
Ноябрь | Зоопарк из бумаги | Продолжить знакомить детей с питомцами зоопарка. Формировать умение соединять детали. Учить детей аккуратно раскрашивать | Шаблоны зверей, краски, кисти |
Декабрь | Изготовление украшений для участка | Учить детей работать с разным материалом. Учить сочетать бросовый материал и бумагопластику. Учить правилам безопасности работы с клеем, ножницами. | Компакт диски, клей, ножницы, цветная бумага, пряжа цветная |
Январь | Мозаика из коктейльных трубочек | Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое до конца | Коктейльные трубочки, шаблоны насекомых, пластилин |
Февраль | «Облака и самолеты» (объёмная аппликация)
| Развивать композиционные умения. Учить располагать изображение на всем листе | Тонированная бумага (голубая), цветная бумага, клей |
Март | Букетик для мамы | Учить правилам безопасности работы с клеем, ножницами. Аккуратно пользоваться клеем. Учить планировать свою работу. | Тонированная бумага (зеленая), цветная бумага, клей, ножницы |
Апрель | Весёлые клоуны | Учить детей работать с разным материалом. Воспитывать желание делать поделки. Учить вырезать короткие полоски, скручивание. | Макароны, картон, цветная бумага, клей, ножницы |
Май | Коллективная работа «Грибочки на поляне» | Учить детей работать с разным материалом. Учить сочетать лепку, бросовый материал и бумагопластику. | Пластиковые бутылки, пластилин, картон |
II год обучения
Старшая группа (возраст детей 5-6 лет)
Месяц | Тема | Задачи | Материал |
Сентябрь | Коллективная работа «Ветка рябины» | Формировать умение работать коллективно. Планировать ход работы. Учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. | Листья рябины, ватман, клей, бумажные салфетки (красные), кисти |
Октябрь | Каменная черепаха | Продолжить знакомить детей с животными. Учить сочетать лепку, природный материал. | Пластилин, камушки разных размеров |
Ноябрь | Барашек | Учить детей работать с ватой и клеем. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать воображение. | Картон, вата, клей, шаблон (барашка) |
Декабрь | Изготовление украшений для участка | Учить детей работать с разным материалом. Учить сочетать бросовый материал и бумагопластику. Учить правилам безопасности работы с клеем, ножницами. | Коробки разных размеров, упаковочная бумага, ленты |
Январь | Овощи и фрукты для сюжетно - ролевой игры «Магазин» (соленое тесто) | Учить детей лепить предметы разной формы и величины. Учить определять содержание своей работы, использовать в лепке знакомые приемы. Воспитывать самостоятельность | Соленое тесто, краски, кисти |
Февраль | Кораблики | Учить составлять изображение кораблика из готовых форм (трапеций и треугольников разного размера). Формировать умение свободно размещать детали, аккуратно приклеивать, пользоваться салфеткой. | Заготовки для корабликов из цветной бумаги, клей, кисти, салфетки. |
Март | Цветы на ладошках | Учить правилам безопасности работы с клеем, ножницами. Аккуратно пользоваться клеем. Учить планировать свою работу. | Цветная бумага, кисти, клей, ножницы |
Апрель | Веселая семейка | Учить сочетать природный, бросовый материал и бумагопластику. Учить правилам безопасности работы с клеем, | Пластиковые бутылочки, солома, камни, пряжа, клей, ножницы, самоклеющаяся бумага |
Май | Коллективная работа «Рыбки плавают в аквариуме» | Учить детей изображать рыбок из природного материала, плавающих в разных направлениях. Воспитывать творчество. | Ватман, сухие листья, цветная бумага, клей, кисти, ракушки, камни |
III год обучения
Подготовительная группа (возраст детей 6-7 лет)
Месяц | Тема | Задачи | Материал |
Сентябрь | Дикие животные | Учить работать детей с разным материалом. Учить правилам безопасности работы с крупой и клеем. Развивать мелкую моторику. | Картон с трафаретом, клей, крупа. |
Октябрь | Поделки из стружки карандашей | Учить работать детей с разным материалом. Учить правилам безопасности работы с клеем и стружкой. Воспитывать творчество. | Картон, клей, стружка карандашей, кисти |
Ноябрь | Вазочка | Учить детей работать с разным материалом. Учить сочетать бросовый материал и бумагопластику. Учить правилам безопасности работы с клеем, ножницами. | Пластиковые стаканы, пряжа, клей, цветная бумага |
Декабрь | Снеговик | Закрепить знания о круглой форме, о различии предметов по величине, учить работать детей с ватными дисками различной величины, составлять изображение из частей правильно располагая их по величине. | Ватные диски разных размеров, клей, кисти, кусочки цветного картона, фломастеры |
Январь | Домашнее животное | Учить работать детей с разным материалом. Учить правилам безопасности работы с крупой и клеем. Развивать мелкую моторику. | Картон с трафаретом, клей, крупа. |
Февраль | «Открытка для папы» | Продолжать учить сочетать различные приемы выполнения аппликации для создания красивой композиции. Применение полученных ранее знаний. | Картон, клей, кисти, краски, ножницы, цветная бумага |
Март | Корзинка из лент | Учить детей работать с разным материалом. Учить правилам безопасности работы с клеем, ножницами. | Пластиковые стаканы, ленты |
Апрель | Коллективная работа «Дорожные знаки» | Учить работе в коллективе. Учить работать детей с разным материалом. Учить вырезать из бумаги, сложенной вдвое. | Деревянные палочки, картон, клей, фломастера, кисти, ножницы |
Май | «Сказочный замок» | Развивать умение составлять изображение дома из геометрических фигур. Учить украшать поделку. | Заготовки из цветной бумаги, клей, кисти, салфетки. |
III. Организационный раздел
3.1. Формы, методы и средства реализации программы
Формы и методы образовательной деятельности
В процессе ОД используются различные формы:
- традиционные;
- комбинированные;
- практические;
- игры;
- конкурсы;
- творческая мастерская.
Данная программа предусматривает следующие методы организации детской деятельности:
1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
Этапы работы:
Весь образовательный цикл делится на 3 этапа.
1 этап - знакомство со свойствами материалов.
2 этап - обучение приемам изготовления.
3 этап - изготовление поделок.
3. 2. Методическое обеспечение программы
Для работы кружка «Самоделкин» необходимы:
Материал:
- Бумага разных видов
- картон простой и цветной
- бумажные салфетки
- гофрированная бумага
- ткань
- вата
- ватные диски
- природный материал
- крупы, семена
- пластилин
- тесто
- коробки
- нитки
- краски
- гуашь
- карандаши
- фломастеры
- ножницы
- клеёнка
- клей
- кисточки
Материально — техническое обеспечение
При организации работы используется дидактический материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и детьми, рисунки, открытки и эскизы, специальную литературу, фотографии детских и профессиональных работ, разработку отдельных тематических занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Весёлая ритмика» (для детей шестого года жизни)
программа по допобразованию...
Рабочая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию "Россинка" детей 4 - 6 лет
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче вс...
Рабочая программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию "Волшебные ладошки".
Рабочая программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию "Волшебные ладошки"....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...
Рабочая программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Самоделка» для детей 5-6 лет
Труд детей должен воспитывать, наполнять содержанием их умственные и творческие интересы, возвышая эстетическую красоту. А если учесть, что в художественном труде дошкольник обнаруживает высокую заинт...
Рабочая программа дополнительного образования по художественно-эстетическому воспитанию "Разноцветный мир"
Рабочая программа дополнительного образования по художественно-эстетическому воспитанию "Разноцветный мир" включает работу с использованием нетрадиционных техник изодеятельности...
- Мне нравится (1)